ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 9
1.1. Диалогическая речь и ее развитие у старших дошкольников в
норме 9
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим
недоразвитием речи III уровня 13
1.3. Характеристика диалогической речи у дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня 19
1.4. Роль совместной игровой деятельности в развитии диалогической
речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 25
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 32
2.1. Принципы, организация и методика обследования диалогической
речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 32
2.2. Результаты логопедического обследования детей старшего
дошкольного возраста 36
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ В ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 49
3.1. Теоретическое обоснование и принципы коррекционной работы
по формированию диалогической речи у детей с ОНР III уровня в процессе совместной игровой деятельности 49
3.2. Содержание логопедической работы по формированию
диалогической речи у детей с ОНР III уровня в процессе совместной игровой деятельности 54
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 111
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 126
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 136
В психологии выделяется несколько видов высших психических функций человека. К эти функциям относится мышление, память, восприятие, внимание, а также безусловно речь. Значение такой психической функции как речь велико, именно речи отводится одна из главенствующих ролей в развитии человека. Речь состоит из большого количества компонентов и уровней. О значимости речи говорил в своих работах Л. С. Выготский, он указывал на большое взаимодействие речи с мышлением, указывал на огромную роль речи в формировании и развитии детской психической системы.
На сегодняшний день в научных источниках можно найти большое количество определений такого термина как общение. Например, в работах М. И. Лисиной указывается, что общение - это взаимодействие двух (или более) лиц, которое направленно на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего итога [33].
Именно диалог можно назвать основной формой общения, который реализуется речевыми средствами. Именно в процессе диалогической речи на базе понимания воспринимаемой речи и речевой практики формируется и развивается речевая система. Диалог даёт возможность активизировать познавательно-мыслительные процессы. В работах большого количества исследователей указывается, что при недостаточном общении темп развития многих психических функций замедляется [5].
У обучающихся с общим недоразвитием речи на фоне системных речевых нарушений происходит задерживание развития психических процессов и не формируются коммуникативные навыки. Их нарушения не дают возможности обеспечить процесс общения, а значит и не способствует развитию речемыслительной и познавательной деятельности, мешают овладению знаниями [30].
Актуальность исследования: Приоритетными задачами современного дошкольного образования по требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание условий, которые обеспечивают развитие обучающегося, как субъекта деятельности и отношения с самим собой, сверстниками, взрослыми и окружающим миром. Диалогическая речь здесь занимает значимое положение, так как она в процессе этой речи проявляются и существуют межличностные отношения, содержательное общение, познание и самопознание; происходит усвоение языка, а также процесс социализации и индивидуализации обучающегося [51].
Формирование диалогической речи у дошкольников происходит в разных видах деятельности и прежде всего в игровой, которая является ведущей в период дошкольного детства. Именно с 3 до 7 лет, у дошкольников развитие, в основном, происходит именно в игре. Об этом указывается в работах советского психолога Д. Б. Эльконина [59]. В работах автора указывается. Что во время игры дошкольники активно развиваются, они примеряют на себя различные социальные роли, они усваивают правила, учатся взаимодействовать с окружающими и управлять своими эмоциями. Помимо прочего, в игровой деятельности в данном возрастном промежутке активно развивается и речевая сфера детей [60]. По словам Д. Б. Эльконина, игра является «самоценной формой активности» ребенка дошкольного возраста» [59]. Развитая игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста признана важнейшим возрастным новообразованием (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев), благодаря которому у детей формируются коммуникативные умения, умения диалогической речи и так далее.
В научных работах таких исследователей как М. М. Алексеева, Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, и других описываются и раскрываются психолого-педагогические особенности и механизмы развития диалогической речи старших дошкольников. Основы методики развития диалогической речи у дошкольников с ОНР представлены в научных трудах А. Г. Арушановой, О. А. Бизиковой, В. П. Глухова, Р. Е. Левиной, Л. Ф. Спировой, Т. Б. Филичевой. Выше перечисленные учёные определили цели и задачи развития диалогической формы речи детей дошкольного возраста, рассмотрели специфические условия становления диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [6].
Объект исследования - лексико-грамматическая система, диалогическая речь у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Предмет исследования: содержание логопедической работы по формированию диалогической речи у дошкольников старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе совместной игровой деятельности
Цель исследования: систематизировать и апробировать содержание логопедической работы по формированию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе совместной игровой деятельности.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования, изучить теоретические аспекты совместной игровой деятельности как метод развития диалогической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
2. Экспериментально определить уровень развития диалогической речи обучающихся старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Изучить методику формирования диалогической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в процессе проведения с ними работы по методу совместной игровой деятельности.
4. Провести обучающий эксперимент, направленный на развитие диалогической формы речи у обучающихся с общим недоразвитием речи III уровня.
5. Сформулировать выводы по итогам, полученным в ходе проведения контрольного эксперимента.
Гипотеза исследования: предполагаем, что формирование диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня будет более эффективнее в процессе совместной игровой деятельности.
Методы исследования:
1. Теоретические методы - анализ литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение.
2. Эмпирические методы - беседа, наблюдение, анализ продуктов детской деятельности.
3. Экспериментальный - метод, включающий проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.
Новизна работы: заключается в том, что представленные данные в нашей работе могут нести информационную и практическую ценность для практикующих логопедов, работающих в детских образовательных учреждениях с обучающимися с ОНР III уровня. Представленные данные могут использоваться указанными специалистами для развития диалогической речи у дошкольников данной категории в процессе игровой деятельности. Также представленные нами данные могут нести информационную ценность для воспитателей и педагогов-психологов, работающих в детских образовательных учреждениях.
Теоретико-методологические основы:
1. Представления о закономерностях речевого развития, детей дошкольного возраста, выдвинутые в трудах Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и других.
2. Особенности развития диалогической речи в работах А. Г. Арушановой, Л. С. Выготского, А.Н. Гвоздева, А. В. Чулковой и других.
3. Особенности коррекционной работы при общем недоразвитии речи в работах Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной и др.
В первой главе «теоретическое обоснование развития и формирования диалогической речи дошкольников с общим недоразвитием речи» представлены основные понятия темы: общие недоразвитие, игровая деятельность, дошкольный возраст, диалогическая речь и так далее. В данной главе описана характеристика детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, а также описаны особенности их речевой сферы. Помимо этого в данной главе представлена информация о роли совместной игровой деятельности в развитии диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Во второй главе «констатирующий эксперимент и анализ его результатов» представлены результаты проведённой диагностики. Описаны обучающиеся, участвующие в экспериментальной работе.
В третьей главе «формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе совместной игровой деятельности» описаны принципы коррекционной работы, описано содержание коррекционной работы, а также представлены результаты контрольного эксперимента и его анализ.
Структура ВКР: выпускная квалификационная работа состоит из содержания, введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы и приложений.
На первом этапе работы (в первой главе ВКР) были рассмотрены многие научно-методические работы и источники литературы, в которых говорилось о важности и необходимости формирования и развития диалогической формы речи не только для условно нормально развивающихся обучающихся старшего дошкольного возраста, но и для обучающихся с общим недоразвитием речи.
Был проведен анализ научно-методических работы таких авторов, как М. М. Алексеева, А. Г. Арушанова, В. П. Глухов, Н. А. Стародубова, Б. И Яшина др. Были рассмотрены следующие направления исследования: психолого-педагогическая характеристику обучающихся разных групп, онтогенетические особенности формирования диалогической формы речи, а также особенности формирования обучающихся с ОНР.
На основе проанализированных данных было выявлено, именно неправильные формы диалогической речи - это проявления нарушений в устной речи. В рамках нарушений связной речи входят элементарные нарушения коммуникативных навыков обучающихся. Именно поэтому все ученые и исследователи обращают особое внимание к изучению особенностей лексико-грамматических и фонетических средств языка. Но при этом вопросы о причинах возникновения нарушений диалогической формы речи, имеющихся свои особенности и черты, так и остаются не отвеченными, отсюда возникают трудности определения методики, направленной на развитием диалога.
Проведенный констатирующий эксперимент и его результаты подтвердили выдвинутые предположения. Обучающиеся с общим недоразвитием речи сильно от обучающихся с нормативным развитием: ни один из этих обучающихся не продемонстрировал высокий уровень сформированности диалогической формы речи, большинство из них показали низкий уровень, что говорит о низком уровне сформированности лексико-грамматического строя речи и диалогической речи в целом.
После проведенного констатирующего эксперименты были получены данные, которые позволили сформулировать следующий вывод: у обследованных обучающихся с общим недоразвитием речи речевые навыки сформированы недостаточно, такие обучающиеся не могут самостоятельно вступать в контакт с окружающими людьми, не имеют желание и возможности поддерживать диалог, даже в процессе игровой деятельности. Такие обучающиеся не дают развернутых ответов на вопросы, несмотря на то, что в собственной диалогической речи они могут использовать короткие фразы. При этом они также могли пропускать или неверно использовать слова, благодаря чему ответ получал иной смысл.
Логопедическая работа, направленная на формирование и развитие диалогической формы речи у обучающихся, имеющих общее недоразвитие речи, включала в себя апробированные методы логопедической работы. Так, в логопедическую работу были включены беседы, дидактические игры, а также подвижные игры, сюжетно-ролевые игры. Также в работу были включены заучивания некоторых небольшие диалоги, инсценировки и сказки. В работу были включены индивидуальные и групповые занятия, в которых были учтены особенности обучающихся с общим недоразвитием речи III уровня. Длительность занятий составляла от 20 до 25 минут, включало обязательно динамическую паузу, чтобы избежать переутомления.
По итогам проведения обучающего эксперимента, которое позволило получить следующие результаты:
- были выявлены незначительные улучшения уровня сформированности лексико-грамматического строя речи у обучающихся;
- обучающиеся с общим недоразвитием речи научились вступать в диалог самостоятельно, вести и поддерживать его;
- некоторые из испытуемых могли давать развернутые ответы на поставленные вопросы и с большим желанием вступать в диалог с педагогом и сверстниками.
Таким образом, можно говорить, что работа дала незначительную, но все же положительную динамику, а значит можно смело утверждать, что подобранный нами инструментарий является эффективным для развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
1. Абрамян, Л. А. Игра дошкольника / Л. А. Абрамян, Т. В. Антонова, Л. В. Артемова и др. ; под ред. С. Л. Новоселовой. - Москва : Просвещение, 2009. - 286 с.
2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - Москва : Академия, 2006. - 400 с.
3. Алябьева, Е. А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста / Е. А. Алябьева. - Москва : Сфера, 2005. - 96 с.
4. Аммосова, В. В. Обучение детей общению: пособие для воспитателей и родителей / В. В. Аммосова. - Якутск. : Бичик, 1995. - 64 с.
5. Арушанова, А. Г. Развитие диалогического общения : Речь и речевое общение детей : метод. пособие / А. Г. Арушанова. - Москва : Мозаика- Синтез, 2008. - 128 с.
6. Арушанова, А. Г. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками / А. Г. Арушанова // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 5. - 78 с.
7. Бизикова, О. А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре / О. А. Бизикова. - Москва : Скрипторий, 2008. - 136 с.
8. Бородич, А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста / А.М. Бородич. - Москва : Просвещение, 2007. - 83 с.
9. Бухарина, К. Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 5-6 лет с ОНР и ЗПР / К. Е. Бухарина. - Москва : ВЛАДОС, 2016. - 192 с.
10. Вершинина, О. М. Особенности словообразования у детей с ОНР III уровня / О. М. Вершинина // Логопед. - 2014. - № 1. - С. 34-40.
11. Виноградова, Н. А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова. - Москва : Айрис-пресс, 2009. - 128 с.
12. Власова, Т. А. Актуальные проблемы клинического изучения ЗПР у детей / Т. А. Власова // Дефектология. - 1975. - № 6. - С. 32-38.
13. Волкова, Г. А. Энциклопедический словарь логопеда / Г. А. Волкова. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2014. - 256 с.
14. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - Москва : Просвещение, 1996. - 368 с.
15. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский. - Москва : Просвещение, 1995. - 654 с.
16. Галицких, Е. О. Диалог в образовании как способ толерантности / Е. О. Галицких. - Москва : Академический проспект, 2004. - 240 с.
17. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Москва : Просвещение, 1991. - 472 с.
18. Гойхман, О. Я. Речевая коммуникация / О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина. - Москва : ИНФРА-М, 2007. - 272 с.
19. Дубина, Л. А. Коммуникативная компетентность дошкольников / Л. А. Дубина. - Москва : Книголюб, 2015. - 64 с.
...