Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Преодоление проявлений дезадаптации к школьному обучению у обучающихся с умственной отсталостью в условиях школы-интерната

Работа №94030

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы91
Год сдачи2022
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
164
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
ДЕЗАДАПТАЦИИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТ 8
1.1. Определение понятия «дезадаптация к школьному обучению» и
состояние изученности феномена в психолого-педагогических исследованиях 8
1.2. Общая характеристика развития обучающихся с умственной
отсталостью 13
1.3. Специфика проявлений дезадаптации к школьному
обучению у обучающихся с умственной отсталостью в условиях школы-интерната 17
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА ПРОЯВЛЕНИЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА 22
2.1. Описание условий школы-интерната и психолого-педагогическая
характеристика контингента обучающихся с умственной отсталостью, принявших участие в экспериментальной работе 22
2.2. Обоснование выбора методов и методик для изучения проявлений
дезадаптации к школьному обучению у обучающихся с умственной отсталостью в условиях школы-интерната 28
2.3. Описание проведения диагностических процедур и анализ
полученных результатов констатирующего этапа эксперимента 33
ГЛАВА 3. РАБОТА ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ПРОЯВЛЕНИЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
3.1. Анализ направлений работы олигофренопедагога по преодолению
проявлений дезадаптации у обучающихся с умственной отсталостью в условиях школы-интерната 40
3.2. Составление и апробация программы преодоления дезадаптации к школьному обучению у испытуемых, принявших участие в
формирующем этапе эксперимента 44
3.3. Определение эффективности апробации программы по преодолению дезадаптации к школьному обучению у испытуемых на контрольном этапе экспериментальной работы в условиях школы-интерната 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 82

Актуальность исследования. Проблемы специального образования на сегодняшний день являются очень актуальными. По статистике Министерства образования России, минимальное количество детей, которые постоянно нуждаются в коррекционной помощи - 1 миллион 6 тысяч человек [16].
Кроме увеличения числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребёнка.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 года с изменениями 2021 года) дети с ограниченными возможностями имеют равные со всеми права на образование. Для них предусматривается создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения образования, лечения и оздоровления, коррекцию нарушения развития и реабилитацию, социальную адаптацию [33].
Процесс адаптирования к школьному обучению и к её условиям в целом проходит у обучающихся в ситуации определённого образовательного учреждения, которое они посещают. Тем самым, необходимо чтобы адаптация прошла наиболее успешно для того, чтобы обучающиеся преуспели в учёбе, взаимодействии со сверстниками и в школьной жизни в целом.
В исследованиях авторов отмечается, что именно умственная отсталость способствует нарушению адаптации обучающегося, а всё потому, что имеется стойкое расстройство функций головного мозга и это значительно изменяет их социальное поведение в целом.
Многие авторы изучали проблему дезадаптаци, В. В. Королев утверждал, что психологические проявления лишь косвенно влияют на затруднения адаптации. Нарушается взаимодействие со сверстниками и педагогами, трудности во время трудовой и учебной деятельности, что в итоге провоцирует противопоставление индивидуума социуму, у него формируются антиобщественное отношение. Отсутствие умения разбираться в возникающих ситуациях, нет осознания причинно-следственных связей поступков и их результатов. Агрессию вызывает то, что обучающийся не может уловить смысл действий других людей, он начинает тревожиться и протестовать, что приводит к нарушениям поведения [32].
Такой автор, как Г. А. Русских тоже уделяла внимание изучению проблемы адаптационной образовательной среды, в которой находится обучающийся. Она считала его одним из основных условий при формировании защитных функций личности, а также направленность на сохранение его психического и физического здоровья. Но, И. В. Дубровина и Р. В. Овчарова, изучали именно педагогические проблемы адаптирования обучающихся, их влияние в целом на процесс адаптации и на успешность его в усвоении знаний.
Исследования Л. С. Выготского об изучении особенностей детей с умственной отсталостью показывают, что каждый ребёнок, не зависимо от различных психических или физических недостатков, при воздействии правильно организованной среды (процесса обучения) формируются сложные виды психической деятельности или психологические функции [13].
Исследования показали, что если адаптирование обучающегося к школьному обучению будет успешно пройдено с самого начала его нахождения в образовательном учреждении, то это в свою очередь, поможет предотвратить возникновение негативных последствий и психологических проблем в дальнейшем. Успешной адаптацией к образовательному учреждению и обучению в целом, в начальных классах является профилактика возникновения дезадаптации.
Цель исследования - изучение проявлений и преодоление дезадаптации к школьному обучению у обучающихся с умственной отсталостью в условиях школы-интерната.
Объект исследования - особенности проявления дезадаптации к школьному обучению у обучающихся с умственной отсталостью.
Предмет исследования - работа олигофренопедагога по изучению и преодолению проявлений дезадаптации к школьному обучению у обучающихся с умственной отсталостью в условиях школы-интерната.
Задачи исследования:
1. Подобрать и проанализировать источники и литературу по проблеме дезадаптации к школьному обучению у обучающихся, а также у обучающихся с умственной отсталостью, в частности.
2. Изучить проявления дезадаптации к школьному обучению у обучающихся с умственной отсталостью, а также их специфику в условиях школы-интерната.
3. Составить и апробировать программу по преодолению проявлений дезадаптации к школьному обучению у обучающихся с умственной отсталостью в условиях школы-интерната.
4. Проанализировать динамику проявлений дезадаптации к школьному обучению у обучающихся с умственной отсталостью по результатам проведенной работы в деятельности олигофренопедагога.
База исследования: психолого-педагогический эксперимент проводился на базе государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Краснотурьинской школы-интерната, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы». В исследовании приняла участие группа, состоящая из 12 обучающихся первого класса, возраст испытуемых - 7-8 лет.
Методы и методики исследования: во время проведения констатирующего этапа эксперимента использовались такие метода как наблюдение, анализ источников научной литературы и методики для определения проявлений дезадаптации к школьному обучению. Методики такие как:
• методика изучения социально-психологической адаптации детей к школе (Э. М. Александровская);
• экспресс - методика «Выявление тревожности у школьников»- (М. Р. Битянова);
• анкета «Оценка уровня школьной мотивации» (Н. Г. Лусканова).
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и используемой литературы (46 наименований) и приложения, в состав которого вошли следующие материалы: программа по преодолению проявлений дезадаптации у обучающихся с умственной отсталостью в условиях школы- интерната и диагностический инструментарий. Общий объем работы - 60 страницы машинописного текста. В работе выполнены10 таблиц и 1 рисунок.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Успешная адаптация к школьному обучению и к условиям школы - это то, что является одной из основных задач всех образовательных учреждений. Такие авторы как В. Г. Петрова и Л. С. Выготский считали, что развитие общения со сверстниками у обучающихся с умственной отсталостью проходит по тем же принципам, что и у нормально развивающихся сверстников. При возникновении трудностей и проблем адаптирования обучающихся необходимо срочное диагностирование, чтобы своевременно предотвратить возникновение дезадаптации.
В работах разных авторов по специальной психологии и педагогики отмечается, что специфическое интеллектуальное развитие негативно сказывается на межличностных взаимоотношениях и может привести к недостаткам при формировании представлений об окружающем мире, а также затруднении в установлении контактов со сверстниками, а это в свою очередь приводит к дезадаптации. Данные нарушения общения обусловлены трудностями в поведении, недоразвитии речи, что является основным средством в общении с окружающими, особенность формирования самооценки и понимания личности других людей.
Психика ребенка обладает высокой пластичностью, что в норме обеспечивает хороший уровень адаптации к окружающему миру, но когда ребенок развивается в условиях патологии, стабильность эмоциональных процессов и их полное созревание попадают в группу риска. В случае сложных расстройств существует высокий риск неудачи, связанной с адаптацией.
При попадании в школьную среду у обучающихся часто наблюдаются такие качества, как отвлекаемость, неусидчивость, потому что в начале обучения бывает сложно сразу переключиться с игровой деятельности на учебную.
Использование современного диагностического инструментария для определения уровня дезадаптации к школьному обучению у обучающихся с умственной отсталостью позволяет вовремя выявить и предотвратить признаки дезадаптации и помочь обучающимся ее преодолеть. Проведенное исследование позволило диагностировать состояние группы и реализовать задачи, стоящие перед работой в команде.
В работе проведён анализ научной литературы и разных источников научной информации по теме исследования. Это позволило изучить проблему дезадаптации к школьному обучению и специфику проявления с точки зрения специальной педагогики и психологии. Далее описан констатирующий этап эксперимента, изучен контингент обучающихся, которые приняли участие в эксперименте. Подобран диагностический инструментарий, во время выбора делался уклон на объективное и комплексное изучения всех проявлений дезадаптации и получение качественных и точных данных. Использовались методики следующих авторов: Э. М. Александровская, М. Р. Битянова и Н. Г. Лусканова.
После реализации диагностирования разрабатывалась программа внеурочных занятий по преодолению дезадаптации к школьному обучению и была выбрана экспериментальная группа.
Далее был проведен контрольный эксперимент, анализ результатов которого даёт основание полагать, что проделанная работа способствовала преодолению трудностей, которые возникали при адаптации во время обучения в школе. Обучающиеся стали активны на уроках, общительны и хорошо ладят между собой. Охотно выполняют просьбы и поручения педагога. Конечно, это не означает, что работа вся сделана и больше помощь обучающимся не требуется, нет. Наоборот, следует продолжать коррекционную работу для ещё большего улучшения результативности.
В перспективе данную программу необходимо расширить, проводить занятия регулярно и систематично, как в урочной, так и внеурочной деятельности.
Цель исследования достигнута, задачи решены.



1. Агафонова, И. Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации / И. Н. Агафонова // Начальная школа. - 1999. - № 1.
2. Александровская, Э. М. Социально-психологические критерии адаптации к школе / Э. М. Александровская // Школа и психическое здоровье учащихся. - М. : Медицина, 1988. - С. 32-43.
3. Александровский, Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация / Ю. А. Александровский. - М. : Наука, 1976. - 272 с.
4. Андрющенко, Т. Ю. Коррекция психологического развития младших школьников на начальном этапе обучения / Т. Ю. Андрющенко, Н. В. Карабеков // Вопросы психологии. - 1993. - № 1. - С. 47—53.
5. Астапов, В. М. Тревожность у детей / В. М. Астапов. - СПб. : Питер,
2004 - 224 с.
6. Беззубова, Е. Б. Типология школьной дезадаптации: материалы всерос. науч.-практ. конф., 25, 27 октября 1995 г. - М. : НИИ психиатрии МЗ РФ, 1995. - 175 с.
7. Безруких, М. М. Знаете ли вы своего ученика? / М. М. Безруких, С. П. Ефимова. - М. : Просвещение, 1991. - 176 с.
8. Битянова, М. Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка / М. Р. Битянова. - М. : Образоват. центр «Педагогический поиск», 2011. - 167 с.
9. Божович, Л. М. Личность и ее формирование в детском возрасте / М. Л. Божович. - М. : Педагогика, 1968. - 203 с.
10. Венгер, Л. А. Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе, дошкольное воспитание / Л. А. Венгер, Е. Л. Агаева, Н. Б. Венгер [и др.]. - М. : Педагогика, 1970. - 218 с.
11. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - М. : Просвещение, 1973. - 176 с.
12. Вострокнутов, Н. В. Школьная дезадаптация: основные понятия, пути и средства комплексного сопровождения ребенка с проблемами развития и поведения / Н. В. Вострокнутов. - М. : Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского, 1999. - 360 с.
13. Выготский, JI. C. Педагогическая психология / Л. С. Выготский ; под ред. В. В. Давыдова. - М. : Педагогика, 1991. - 480 с.
14. Выготский, Л. C. Детская психология: собр. соч. : в 6 т. Т. 4. / Л. С. Выготский ; под ред. Д. Б. Эльконина. - М. : Педагогика, 1984. - 432 с.
15. Гаврилушкина, О. П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников / О. П. Гаврилушкина, Н. Д. Соколова. - М. : Просвещение,
2005. - 50 с.
16. Гражданская инициатива за бесплатное обучение: научн. журн. / Моск. - Электрон. журн. - ГИБО, 2010-2021. URL: http://netreforme.org/news/korrektsionnaya-shkola-problema-detey-ili-vsego-obshhestva/(дата обращения: 14.11.2021).
17. Гуткина, Н. И. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Н. И. Гуткина. - М. : МГППУ, 2002. - 68 с.
18. Гуткина, Н. И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению / Н. И. Гуткина. - М. : Психологическое образование, 1997. - 235 с.
19. Дульнев, Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе / Г. М. Дульнев ; под ред. Т. А. Власовой и В. Г. Петровой - М. : Просвещение, 2001. - 176 с.
20. Елфимова, Н. В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников / Н. В. Елфимова. - М. : Просвещение, 1991. - 134 с.
21. Занков, Л. В. Психология умственно отсталого ребенка / Н. В. Занков. - М. : Учпедгид, 1973. - 25 с.
22. Заваденко, Н. Н. Школьная дезадаптация: психоневрологическое и нейропсихологическое исследование / Н. Н. Заваденко, А. С. Петрухин // Вопросы психологии. - 1999. - № 4. - С. 21-28.
23. Каган, В. Е. Психогенные формы школьной дезадаптации / В. Е. Каган // Вопросы психологии. - 2004. - 324 с.
24. Кащенко, В. П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: книга для учителя. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 1994. - 223 с.
25. Кравцова, Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е. Е. Кравцова. - М. : Академия, 2011. - 156 с.
26. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет: учебное пособие. 3-е изд. / И. Ю. Кулагина. - М. : УРАО, 2007. - 176 с.
27. Кумарина, Г. Школьная дезадаптация: признаки и способы предупреждения / Г. Кумарина // Социальная педагогика: деловой журнал для социальных работников и педагогов. - 2007. - № 3. - C.79-88.
28. Конституция Российской Федерации : [принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г.] / под ред. С. Асташова. - Ростов-н/Д. : Феникс, 2020.
29. Махова, В. М. Изучение личностных свойств и особенностей эмоционального реагирования детей с интеллектуальной недостаточностью в период адаптации к школе / В. М. Махова // Вопросы психологии. - 2005. - №1. - С. 116-125.
30. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В. И. Загвязинский. - М. : Издательский центр «Академия», 2005.
31. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): учеб. пособие / под ред. Б.П. Пузановой. - М. : Издательский центр «Академия». - 2001. - 272 с.
32. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: пособие для учителей и студентов дефектолог.ф-тов пед. ин-тов / под ред.
B. В. Воронковой. - М. : Школа-Пресс, 2014. - 416 с.
33. Об образовании : федер. закон / под ред. В. Усанова. - М. : Эксмо- Пресс, 2021. - 224 с.
34. Овчарова, Р. В. Практическая психология в начальной школе / Р. В. Овчарова. - М. : Сфера, 1999. - 148 с.
35. Певзнер, М. С. Динамика развития детей-олигофренов / М. С. Певзнер, В. И. Лубовский. - М. : Педагогика, 1963. - 135 с.
36. Петрова, В. Г Психология умственно отсталых / В. Г. Петрова. - М. : Академия, 2014. - 160 с.
37. Пинский, Б. И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников / Б. И. Пинский. - М. : АПН РСФСР, 1969. - 392 с.
38. Поливанова, К. Н. Психология возрастных кризисов: учеб.пособие для студентов. высш. пед. заведений / К. Н. Поливанова. - М. : Академия, 2000. - 184 с.
39. Потапова, А. В. Школьная дезадаптация и факторы риска ее появления / А. В. Потапова, С. К. Нартова-Бочавер // Народное образование. - 2002. - № 3. - С. 36-39.
40. Прихожан, А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст 2-е изд. / А. М. прихожан. - СПб. : Питер, 2007. - 192 с.
41. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника /
C. Я. Рубинштейн. - М. : Просвещение, 1986. - 190 с.
42. Рычкова, Л. С. Особенности школьной дезадаптации у детей с легкой умственной отсталостью / Л. С. Рычкова // Вестник ЧГПУ. Челябинск: ЧГПУ, 1999. - С. 164-173.
43. Северный, А. А. Что такое школьная дезадаптация? Социальная дезадаптация детей и подростков. Проблемы, проявление, преодоление / А. А. Северный. - М. : Просвещение, 1995. - 260 с.
44. Стадненко, Н. М. Развитие мышления учащихся вспомогательных школ в процессе обучения / Н. М. Стадненко ; под ред. В. И. Лубовский // Дефектология. - 1984. - № 5. - С. 25-30.
45. Ульянова, Т. Л. Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности в общении / Т. Л. Ульянова // Начальная школа - 2006. - № 7. - С. 14-16.
46. Уфимцева, Л. П. Зависимость функциональной готовности детей- олигофренов к школе от состояния соматического здоровья / Л. П. Уфимцева // Дефектология. - 2000. - № 5. - С. 44-47.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ