Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование фонематических процессов у младших школьников с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)

Работа №94029

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы122
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
177
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ДИАГНОСТИКЕ И РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ (УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ) 7
1.1. Закономерности формирования фонематических процессов детей в
онтогенезе 7
1.2 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) 8
1.3. Особенности речевого развития детей интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) 14
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ (УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ) 25
2.1. Организация констатирующего эксперимента по исследованию
уровня сформированности фонематических процессов у младших школьников с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) 25
2.2. Методика констатирующего эксперимента по исследованию уровня
сформированности фонематических процессов у младших школьников с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) 26
2.3. Результаты обследования моторной сферы младших школьников с
интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) 29
2.4Результаты обследования звукопроизношения младших школьников с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) 33
2.5. Результаты обследования фонематических процессов младших школьников с интеллектуальными нарушениями 36
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО
РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
(УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ) 41
3.1. Анализ изученной литературы по развитию фонематических
процессов и речи младших школьников с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) 41
3.2. Организация и содержание обучающего эксперимента по развитию
фонематических процессов и речи у младших школьников с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) 46
3.3. Сравнительный анализ состояния фонематических процессов у
младших школьников с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) до и после формирующего эксперимента 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 109


На сегодняшний день, большое количество детей, не справляющихся со школьной программой, имеют интеллектуальные нарушения (умственную отсталость). Изучением данных детей занимались многие учёные: Л.С. Выготский, Г.Е. Сухарева, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, Ж.И. Шиф, Л.В. Занков В.А. Лапшин, Б.П. Пузанов и другие.
Речевое развитие детей с интеллектуальными нарушениями отстаёт от речевого развития нормально развивающихся сверстников и носит системный характер. Изучением развития речи детей с умственной отсталостью занимались многие специалисты: В.Г. Петрова, М.Е. Хватцев, С.Я. Рубинштейн, Н.А. Шарапановская, Ж.И. Шиф и другие.
В онтогенезе в основе развития речи лежит формирование фонематического слуха и восприятия.
Развитие фонематического слуха и восприятия у детей с умственной отсталостью связано, прежде всего с состоянием мышления, в том числе, анализом речевого потока. Если у ребёнка недостаточно или искажённо развиваются фонематические процессы, страдает вся структура речи: понимание речи, звукопроизношение, слоговая структура, накопление словарного запаса и грамматический строй, связная речь. В дальнейшем, при обучении в школе, страдает и письменная речь. Эти вопросы рассмотрены в работах С.Я. Рубинштейн, В.К. Орфинской, Т.А. Ткаченко и других.
Таким образом, развитие фонематических процессов у детей с умственной отсталостью является важным условием системного развития устной и письменной речи и определяет её дальнейшее формирование и коррекцию. В связи с вышесказанным можно говорить об актуальности формирования фонематических процессов у детей с интеллектуальными нарушениями. 
Проблемой исследования является установление основных направлений и содержания коррекционно-развивающей работы по формированию фонематических процессов у младших школьников с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью).
Объект исследования - состояние фонематических процессов у младших школьников с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью).
Предмет исследования - содержание логопедической работы, направленной на коррекцию фонематических процессов у младших школьников с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью).
Цель исследования - теоретически обосновать, спланировать и апробировать содержание логопедической работы по формированию фонематических процессов у младших школьников с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью).
Для достижения поставленной цели в процессе исследования были поставлены следующие задачи:
1. изучить и проанализировать специальную научно - методическую литературу по проблеме исследования;
2. организовать и провести констатирующий эксперимент, направленный на определение уровня сформированности фонематических процессов у младших школьников с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью);
3. определить теоретические основы, содержание логопедической работы по коррекции фонематических процессов у младших школьников с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью);
4. провести практическую работу (формирующий эксперимент) по формированию и развитию фонематических процессов и оценить ее эффективность (сравнить результаты контрольного и констатирующего эксперимента).
Методы исследования:
изучение и анализ специальной научной и методической литературы по проблеме исследования, сравнение и обобщение информации;
эмпирические - педагогический эксперимент, содержащий констатирующий, формирующий и контрольный этапы. Сбор анамнеза наблюдение, диагностические задания.
- статистические - количественный и качественный анализ результатов исследования.
Гипотеза исследования: формирование фонематических процессов у младших школьников с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) возможно при условии систематической коррекционной работыс учётом особенностей данных детей, с использованием специально подобранных методов и приёмов.
База исследования:муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №32», города Каменска- Уральского, Свердловской области.
В исследовании принимали участие 10 школьников младших классов, которые на начало исследования обучались во 2 классе, а в конце исследования - в 3 классе. Все дети обследованы на психолого-медико¬педагогической комиссии (ПМПК), имеют диагноз: системное недоразвитие речи у ребёнка с лёгкой умственной отсталостью и лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, состоящего из 61 источника и пяти приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В теоретической части работы «Формирование фонематических процессов у младших школьников с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)» рассмотрены понятия: фонематические процессы, умственная отсталость и психолого-педагогическая характеристика таких детей, особенности речевого развития при умственной отсталости.
Фонематические процессы включают в себя такие понятия как: фонематический слух и фонематическое восприятие.
Фонематическое восприятие включает в себя анализ синтез звуков речи и фонематические представления.
Фонематический слух является базовым звеном в формировании дальнейших фонематических процессов и формируется у детей без нарушений развития в дошкольном возрасте.
Общий ход усвоения звуковой стороны речи определяется совместным действием слуховой и моторной сфер.
Понятие умственной отсталости характеризуется тотальностью поражения центральной нервной системы, стойкостью нарушений, иерархичностью, то есть больше страдают высшие нервные функции.
Речевое развитие умственно отсталого ребёнка значительно отстаёт от нормального речевого развития, имеет определённые особенности, связанное с общим недоразвитием центральной нервной системы. Тем не менее, речь умственно отсталых детей формируется по тем же принципам и законам, что и у нормально развивающихся детей и поддаётся коррекции и развитию.
В практической части работы описано экспериментальное исследование уровня сформированности фонематических процессов младших школьников с интеллектуальными нарушениями, которое проводилось на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №32», города Каменска- Уральского, Свердловской области.
В исследовании принимали участие 10 обучающихся из 2 класса в возрасте 8 -9 лет. По данным психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) они имеют диагноз: системное недоразвитие речи у ребёнка с лёгкой умственной отсталостью и лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Для данной группы обучающихся, были выделены следующие направления научно-исследовательской работы:
исследование моторной сферы, звукопроизношения, фонематических процессов.
Это связано с тем, что, при дизартрии страдает моторная сфера и звукопроизношение, что в свою очередь влияет на формирование фонематического слуха и восприятия.
При разработке констатирующего эксперимента были использованы методические рекомендаций из учебно-методического пособия «Структура и содержание речевой карты» Н.М.Трубниковой. Задания были выбраны и адаптированы с учётом возраста и интеллекта испытуемых.
У всех детей участвующих в эксперименте фонематический слух и восприятие были сформированы недостаточно, имели нарушения развития. Причём, недоразвитие фонематических процессов встречалось как у детей с недоразвитием моторной сферы и звукопроизношения, так и у детей с относительно сформированным звукопроизношением и относительно развитой моторной сферой.
Программа логопедической работы формирующего эксперимента была составлена на основании результатов констатирующего эксперимента.В содержании программы учитывались особенности детей с интеллектуальными нарушениями.
Программа формирующего эксперимента и структура каждого занятия выстраивалась с учётом рекомендаций изученных научно-методических источников.
В целом коррекционные занятия подчинялись тем же принципам и закономерностям, выстраивались по такому же алгоритму, что и с детьми без интеллектуальных нарушений. Коррекция и формирование фонематических процессов проводились в тесной взаимосвязи с коррекцией звукопроизношения, при формировании правильного артикуляционного уклада каждого звука.
Существенным отличием в коррекционной логопедической работе было направление развития высших психических функций этих детей. Кроме того, большое внимание уделялось повторению и закреплению изученного.
Формирующий эксперимент проходил в течение учебного года. По результатам контрольного эксперимента были заметны значительные изменения фонематических процессов у всех детей. Тем не менее полностью сформировать фонематические процессы не удалось, так как, почти все участники эксперимента допускали ошибки, что связано с недостаточной сформированностью у них произвольного внимания, мыслительных операций и контроля собственной деятельности.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая в исследовательской работе, подтверждается: при систематической целенаправленной коррекционной работе заметна положительная динамика развития фонематических процессов, а также физического и речевого развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями.


1. Алтухова, Н.Г.Научитесь слышать звуки /Н.Г.Алтухова -СПб: «Лань» -1999- 115 с.
2. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие /
Е. Ф. Архипова - Москва: Астрель, 2007. - 340 с.
3. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. - Москва: Астрель, 2010. - 254 с.
4. Бадалян, Л.О. Невропатология. / Л.О.Бадалян, Учебник для ВУЗов. 2-е изд. М.: Просвещение,1987 -317 с.
5. Беда, И.В. Развитие фонематического слуха как основного фонематического процесса/ И.В. Беда,// Педагог. 26.02.2017[Электронный ресурс]: https://zhurnalpedagog.ru (дата обращения16.02.2019)
6. Бельтюков, В.И. Речевой онтогенез. О закономерностях развития речевой функции в онтогенезе / В.И. Бельтюков//Вопросы психологии, 1984, №5. - С. 23-29.
7. Богомолова, А.И. Нарушение произношения у детей: Пособие для логопедов. /А.И. Богомолова, 2-е изд.перераб. - М.: Просвещение, 1979.¬208 с.
8. Большая Медицинская Энциклопедия [Электронный ресурс]: 2015 г ekniga.org> bolshaya-medicinskaya-enciklopediya (дата обращения: 06.07.2019)
9. Буслаева, Е. Н. Развитие фонематического восприятия умственно отсталых школьников младших классов /Е. Н.Буслаева. [Электронный ресурс] Диссертация по ВАК РФ Москва 2003, https://www.dissercat.com/13.12.2019 (дата обращения: 17.02.2019)
10. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии/ Т. А.Власова, М. С. Певзнер;2-е издание, исправленное и дополненное М., Просвещение, 1973.
11. Волкова, Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей / Г.А. Волкова — СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1993. - 45 с.
12. Волкова, Л.С.Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений /Под ред. Волковой Л.С.— М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004.- 704 с.
13. Воронкова, В. В. Обучение грамоте и правописанию в 1—4 классах вспомогательной школы: Пособие для учителя/ В. В. Воронкова — М.: Просвещение, 1988.—102 с.
14. Выготский, Л.С. Мышление и речь/Выготский, Л.С. Изд. 5, испр. — Издательство "Лабиринт", М., 1999. — 352 с.
15. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. А.Н. Гвоздев, М., 2011. - 277 с.
16. Головкова, Л. С. Развитие и коррекция фонематических
процессов у учащихся младших классов с ЗПР /Л. С. Головкова - г. Симферополь, 2016г. [Электронный ресурс]: https://elibrary.ru. Научная
электронная библиотека (Дата обращения 01.02.2019)
17. Дурнева, И.Е. Специфика развития фонематического восприятия
детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи iii уровня и нормальным речевым развитием /И.Е.Дурнева, Е.В.Минаева, Н.В. Иванова // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 6.[Электронный ресурс]:ПВЕ: http://science-education.ru/ (дата
обращения16.02.2019)
18. Ефименкова, Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия / Л. Н. Ефименкова - Выпуск 2-1.Файл DOC, Электронный источник: https ://www.babyblog.ru/user/pr567895/1223779(дата обращения 14.02.2019)
19. Жинкин, Н.И. Механизмы речи /Н.И.Жинкин - Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т психологии. - Москва: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1958. - 370 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ