Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью в старших классах школы

Работа №94027

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы99
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
172
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ И ИХ НОРМАЛЬНО РАЗВИВАЮЩИХСЯ СВЕРСТНИКОВ В СТАРШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ 8
1.1. Коммуникативные навыки как научный феномен: определения,
ключевые понятия 8
1.2. Особенности коммуникативных навыков у нормально
развивающихся обучающихся 12
1.3. Специфические особенности коммуникативных навыков
у обучающихся с умственной отсталостью 18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В СТАРШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ 24
2.1. Характеристика базы исследования и контингента испытуемых,
принявших участие в экспериментальном исследовании 24
2.2. Описание процедуры психолого-педагогической диагностики уровня сформированности коммуникативных навыков обучающихся
с умственной отсталостью в старших классах школы 28
2.3. Анализ экспериментальных данных уровня сформированности коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью
на констатирующем этапе 33
ГЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ И ЧАСТИЧНАЯ АПРОБАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ И ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ
С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В СТАРШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ. 51 3.1. Описание программы по развитию и формированию
коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью в старших классах школы 51
3.2. Анализ частичной апробации программы по развитию
и формированию коммуникативных навыков у обучающихся
с умственной отсталостью в старших классах школы 60
3.3. Методические рекомендации учителям по реализации программы 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 92

Проблема исследования. Проблема общения человека является центральной в системе наук о человеке - философии, социологии, педагогики, психологии. Согласно исследованиям отечественных психологов (Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, М. И. Лисиной, С. Я. Рубинштейн) общение - основное условие развития и формирования личности [13; 35; 36; 37; 52].
Общение - это разноплановый процесс развития контактов между людьми, которое вызвано потребностями их совместного сосуществования. Человек является существом социальным, потому общение является потребностью и необходимостью его жизнедеятельности, важным условием его включенности в общественные и межличностные отношения. Общаясь, человек познает и оценивает самого себя, приобретает индивидуальность, находит связь и признание окружающих.
Цель общения - поддержание социальных контактов и обмен информацией. Первоначальной функцией общения является
коммуникативная, а средством коммуникации является речь, то есть назначение речи - быть средством речевой коммуникации в общении. Таким образом, в общении активно усваиваются все аспекты речевой коммуникации. Одна из первых социальных потребностей подростка - это потребность в общении или коммуникации. Но коммуникация - это не только слова и речь. Многоканальная коммуникация -общение, когда вербальная речь дополняется либо заменяется невербальной речью - знаками, жестами, мимикой, символами и другими средствами.
Актуальность изучения данной темы. Низкий уровень коммуникативных навыков обучающихся с умственной отсталостью приводит к трудностям общения, нарушению социальных связей, одиночеству и чувству отверженности.
У подростков с задержкой умственного развития значительно больше проблем, чем у подростков с нормальным психофизическим развитием. Их психическому развитию препятствуют внешние и внутренние неблагоприятные условия. Основными неблагоприятными факторами для подростков с ограниченными интеллектуальными возможностями являются их слабое любопытство и медленные трудности в обучении, а также их низкая восприимчивость к новому. Поэтому коммуникативные навыки развиваются у них очень медленно, одновременно неравномерно и неполноценно. Специфика развития умственно отсталых подростков сильно ограничивает их коммуникативные способности, коммуникативный процесс является для них сложной задачей, а некоторые неуклюжие попытки общения вызывают недопонимание со стороны окружающих, что в конечном итоге приводит к нежеланию общаться и, как следствие, препятствует развитию коммуникативной способности. В результате ограничения общения тормозят общее развитие личности учащихся с задержкой умственного развития. И только развитые коммуникативные навыки являются необходимым условием развития личности и позволяют старшему школьнику с умственной отсталостью эффективно общаться как со сверстниками, так и со взрослыми.
Таким образом, перед специалистами в специальной педагогике стоит задача создать для коррекционно-образовательного процесса данной категории обучающихся соответствующие условия и обеспечить учебно-методическими материалами. Таким образом, изучаемая тема исследования является актуальной на современном этапе. Формы, приемы и методы обучения обучающихся с умственной отсталостью в старших классах, которые непосредственно реализуются именно через процессы общения, являются для современной специальной (коррекционной) школы актуальными и перспективными. При этом можно выделить ряд противоречий:
- между уровнем развития речи обучающихся с умственной отсталостью (как правило, очень низким) и достаточно высокими требованиями к речевому общению, предъявляемыми социумом;
- между низкой мотивацией обучающихся данной категории к учению и значительными ожиданиями со стороны общества;
- между отсутствием осознания некоторыми обучающимися с умственной отсталостью своих ограниченных возможностей и слабо развитой рефлексией и объективными трудностями таких обучающихся.
Объект исследования - коммуникативные навыки у обучающихся с умственной отсталостью.
Предмет исследования - процесс составления и тестирования программы по формированию коммуникативных навыков у учащихся с задержкой умственного развития в старшей школе.
Цель исследования -составление и апробация программы по формированию коммуникативных навыков у обуча.ющихся с умственной отсталостью в старших классах школы.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Подобрать методы и методики, направленные на изучение коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью.
3. Провести педагогическую диагностику по выявлению уровня сформированности коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью в старших классах на констатирующем этапе изучения.
4. Осуществить анализ полученных экспериментальным путем данных.
5. Составить и частично апробировать программу по формированию коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью в старших классах школы.
6. Составить методические рекомендации учителям по реализации программы.
Методы обследования:
1. Анализ психологической, педагогической литературы.
2. Педагогический эксперимент: изучение документации;
методика«Социометрия» Дж. Морено, тест «Уровень коммуникативных навыков и умений Л. Михельсона» (адаптация Ю. З. Гильбуха), опросник Басса-Дарки.
3. Обработка полученных результатов.
База исследования:ГБОУ СО «Красноуфимская школа-интернат», д. Озерки Красноуфимского района.
В исследовании приняли участие 6 обучающихся в возрасте 16 лет.
Структура работы: введение, три главы, заключение, список источников и литературы (59 наименований), приложения № 1, № 2.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Работа посвящена изучению сформированности коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью старших классах школы.
Актуальность изучения обусловлена устойчивым ростом количества обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в нашей стране, и следовательно, увеличением их числа, нуждающихся в психолого-педагогической помощи для развития у обучающихся коммуникативных навыков. Низкий уровень коммуникативных навыков обучающихся с умственной отсталостью, обучающихся в старших классах, приводит к трудностям в общении, разрыву социальных связей, одиночеству и чувству отверженности. Общение выступает как одно из основных условий развития и становления личности, это длительный процесс развития контактов между людьми, это потребность и необходимость жизнедеятельности человека, условие включенности его в социум, в общественные и межличностные отношения. В общении человек обретает свою индивидуальность, находит признание окружающих, в общении рождаются дружба и неприязнь, одиночество и привязанность, семья и коллектив.
В рамках выпускной квалификационной работы были решены как теоретические, так и практические задачи исследования:
- изучены и проанализированы теоретические аспекты понятия «коммуникативные навыки»;
- рассмотрены особенности развития коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью, обучающихся в старших классах, на материале специальной литературы;
- проведено диагностическое обследование коммуникативных навыков обучающихся в старших классах с умственной отсталостью на констатирующем и контрольном этапах изучения;
- обработаны и кратко проанализированы результаты диагностики.
Изучение особенностей коммуникативных навыков у обучающихся в старших классах с умственной отсталостью проводилось в период учебной практики на базе ГБОУ СО «Красноуфимская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» д. Озерки Красноуфимского района.В выборку вошли 6 обучающихся в возрасте 16 лет.
Проведенная диагностика показала уровень коммуникативных навыков обучающихся старших классов с умственной отсталостью:
- на констатирующем этапе уровень коммуникативных навыков был низким у 5-х чел. (83%), средним - у 1 чел. (17%), высоким - нет (0%);
- на контрольном этапе уровень коммуникативных навыков: низкий - у 1 чел. (17%), средний - у 3 чел. (50%), высокий - у 2-х чел. (33%).
Изменение уровня коммуникативных навыков после реализации коррекционно-развивающей программы на контрольном этапе, свидетельствует об эффективности проведенной с обучающимися коррекционно-развивающей работы.
В результате проведенной работы можно сделать вывод, что формирование коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью в старших классах школы будет проходить более успешно, если будет применяться диагностическое обследование, проведенное с помощью методик, адаптированных для данных обучающихся, а также полная реализация составленной программы, учитывающей исходный уровень сформированности коммуникативных умений и содержащей упражнения прежде всего игрового характера.



1. Адамьянц, Т. З. Коммуникативные навыки как характеристика и условие оптимизации взаимодействия человека / Т. З. Адамьянц // Мир психологии. - М. : Академия, 2018. - 139 с.
2. Анастази, А.Психологическое тестирование: пер. с англ.
/А. Анастази. - М.: Педагогика, 1982.- 295 с.
3. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева.- М. : Аспект пресс, 2014. - 368 с.
4. Аюпова, Э. И. Формирование коммуникативных навыков у акцентуированных подростков / Э. И. Аюпова // Преподаватель XXI век. - М. : Издательство «Прометей», 2017. - 137с.
5. Беляускайте, Р. Ф.Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка / Р. Ф. Беляускайте //Психологическое обследование детей дошкольного - младшего школьного возраста: тексты и методические материалы / ред.-сост.Г. В. Бурменская. - М. : УМК «Психология»,2013. - 231 с.
6. Бойков, Д. И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности: учебно-методическое пособие /Д. И. Бойков. - Санкт-Петербург: КАРО, 2015. - 288 с.
7. Вачков, И. В.Основы технологии группового тренинга.
Психотехники : учеб. пособие / И. В. Вачков. - М.: Ось-89, 2010. - 224 с.
8. Венгер, А. Л. Психологические рисуночные тесты:
Иллюстрированное руководство / А. Л. Венгер. - М. : Изд-во «Владос-
Пресс», 2013. - 160 с.: ил.
9. Вердербер, Р. Психология общения: Тайны эффективного
взаимодействия / Р. Вердербер, К. Вердербер. - 11-е междунар. изд. - СПб.
:Прайм-ЕВРОЗНАК ; М.: Нева, 2013. - 318 с.: ил.
10. Витгенштейн, Л. Философские работы : пер. с нем. Часть II / Л. Витгенштейн ; вступ. статья М. С. Козловой ;перевод М. С. Козловой и Ю. А. Асеева. - М. : Издательство «Гнозис», 1994.-252 с.
11. Википедия. - URL: Ь11рз://ги.’№1к1реб1а.огд(датаобращения:
10.12.2020).
12. Волков, Б. С. Методы исследования в психологии / Б. С. Волков,Н. В. Волкова.- М.:КНОРУС,2017. - 270 с.
13. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4: Детская психология / Л. С. Выготский ; гл. ред. А. В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1984. - 433 с.
14. Грегг, М. Ф. Тайный мир рисунка : пер. с англ. / М. Ф. Грегг.- СПб. :Деметра, 2013. - 176 с.
15. Григорьева, М. Н.Использование социально-психологического
тренинга в учебно-вспомогательной работе со старшеклассниками / М. Н. Григорьева, А. Парктал // Вопросы психологии. - 1988. - № 5. - С. 100-107.
16. Григорьева, Т. Г. Основы конструктивного общения / Т. Г. Григорьева, Л. В. Линская, Т. П. Усольцева. - Новосибирск, 1997. - 196 с.
17. Дмитриев, А. А.Особенности коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи /
А. А. Дмитриев // Коррекционная педагогика.- 2019.-№ 5.-С. 52-56.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ