Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекция нарушений грамматического строя речи у обучающихся младшего школьного возраста, имеющих интеллектуальные нарушения (умственную отсталость)

Работа №94025

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

логопедия

Объем работы102
Год сдачи2021
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
168
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1. Онтогенез грамматического строя речи у детей в норме и с
интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся, имеющих
интеллектуальные нарушения (умственную отсталость) 13
1.3. Характеристика грамматического строя речи у обучающихся младшего
школьного возраста, имеющих интеллектуальные нарушения (умственную отсталость) 18
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 24
2.1. Принципы, организация и методика логопедического обследования
обучающихся младшего школьного возраста 24
2.2. Анализ результатов логопедического обследования обучающихся
младшего школьного возраста, имеющих интеллектуальные нарушения (умственную отсталость) 29
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ ИНТЕЛЛЕКТУЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ 52
3.1. Теоретическое обоснование и принципы логопедической работы по коррекции нарушений грамматического строя речи у обучающихся младшего школьного возраста, имеющих интеллектуальные нарушения (умственную отсталость) 52
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции нарушений грамматического строя речи у обучающихся младшего школьного возраста,
имеющих интеллектуальные нарушения (умственную отсталость) 55
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 80

Актуальность проблемы исследования заключается в том, что необходимо формировать языковую личность, владеющую русским языком как средством общения в различных сферах жизни. Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями важным является своевременность и комплексность коррекционной работы. Отмечается необходимость логопедической коррекции нарушений грамматического строя речи у младших школьников с интеллектуальными нарушениями не только на уроках русского языка, но и на логопедических занятиях для профилактики и коррекции нарушений устной и письменной речи.
Важно отметить, что данная тема недостаточно изучена в теоретическом и практическом направлениях.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили:
Особенности общего и речевого развития умственно отсталых детей в психологическом аспекте изучены многими авторами Л. С. Выготский, В. И. Бельтюков, А. Н. Гвоздев, В. Петрова, М. Певзнер, И. Карлин, М. Стразулла, К. Лонэ, С. Борель-Мезонни, Шлезингер, М. Зееман, В. И. Лубовский и другие. Создание специальных условий в процессе обучения младших школьников с интеллектуальными нарушениями традиционно рассматривается, как один из решающих факторов их успешного психического и речевого развития (А. К. Аксенова, В. В. Воронкова, Г. М. Дульнев, В. Занков, К. К. Карлеп, О. И. Кукушкина, Н. Н. Малофеев, В. Г. Петрова, Ж. И. Шиф).
Объект исследования — уровень сформированности грамматического строя речи у обучающихся младшего школьного возраста, имеющих интеллектуальные нарушения (умственную отсталость).
Предмет исследования — процесс логопедической работы по коррекции нарушений грамматического строя речи у обучающихся младшего школьного возраста, имеющих интеллектуальные нарушения (умственную отсталость).
Цель исследования — выявить нарушения грамматического строя речи и спланировать, провести и оценить эффективность логопедической работы по коррекции нарушений грамматического строя речи у обучающихся младшего школьного возраста, имеющих интеллектуальные нарушения (умственную отсталость).
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать уровень разработанности проблемы формирования и коррекции нарушений грамматического строя речи у младших школьников с интеллектуальными нарушениями на основе анализа литературы.
2. Определить особенности грамматического строя речи у обучающихся младшего школьного возраста, имеющих интеллектуальные нарушения (умственную отсталость).
3. На основе теоретического анализа литературы и полученных результатов констатирующего эксперимента разработать и реализовать логопедическую работу по коррекции нарушений грамматического строя речи у обучающихся младшего школьного возраста, имеющих интеллектуальные нарушения (умственную отсталость), а также проанализировать динамику на основе специально разработанных критериев оценки.
Гипотеза исследования: предполагаем, что для качественного формирования грамматического строя речи у младших школьников с интеллектуальными нарушениями необходима специально разработанная и научно-обоснованная коррекционная работа, направленная на коррекцию навыков словообразования и словоизменения. Для этого требуется система коррекционной работы, позволяющая дополнить используемые упражнения, оптимизировать процесс обучения, а также закрепить связь между уроками русского языка и логопедическими занятиями, что позволит выявить потенциальные возможности и будет способствовать положительной динамике коррекции нарушений грамматического строя речи.
Методики обследования были выбраны с учетом объекта и предмета изучения, а также цели и задач исследования:
1. Обследование грамматического строя речи: составление предложений по карточке с изменением соответствующей грамматической формы слова. Исправление деформированных предложений (Г.В. Чиркина).
2. Обследование навыков словообразования и словоизменения, а также навыков согласования, управления и примыкания (Н.М. Трубникова).
3. Обследование связной речи (В.К. Воробьева).
Практическая новизна исследования определяется тем, что получен новый материал, который дополнит имеющиеся сведения о нарушениях грамматического строя речи у младших школьников с интеллектуальными нарушениями. В данной диссертации:
• Разработанная методика коррекции нарушений грамматического строя речи у обучающихся младшего школьного возраста, имеющих интеллектуальные нарушения, направлена на совершенствование навыков словообразования и словоизменения.
• Предложенная система заданий направлена на развитие речевых и познавательных способностей обучающихся.
Структура работы: ВКР состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Для первой главы ВКР «Теоретический обзор литературы по проблеме исследования» был проведен теоретический анализ источников литературы по данной проблеме.
Для второй главы ВКР «Констатирующий эксперимент и анализ его результатов» были подобраны диагностический инструментарий и база исследования.
Третья глава ВКР «Логопедическая работа по коррекции грамматического строя речи у обучающихся младшего школьного возраста, имеющих интеллектуальные (умственную отсталость)».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данное исследование посвящено проблеме коррекции нарушений грамматического строя речи у обучающихся, имеющих интеллектуальные нарушения (умственную отсталость). Анализ специальной научной и методической литературы (Р. И. Лалаева, Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, Е. Ф. Соботович и др.) по проблеме коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи у данной категории детей свидетельствуют о недостаточной изученности вопросов повышения результатов коррекции. В связи с этим, особую актуальность приобретает создание модели коррекции грамматического строя речи, позволяющей повысить эффективность логопедической работы, которая учитывает общие закономерности и особенности развития школьников с легкой степенью умственной отсталости.
В первой главе представлен анализ изучения: закономерностей и особенностей развития грамматического строя речи в онтогенезе и детей с умственной отсталостью. Анализ данных литературы позволил сделать следующие выводы: для усвоения грамматической стороны речи необходима сохранность центральной нервной системы. Для детей с умственной отсталостью характерно значительное недоразвитие грамматического строя, которое проявляется в разной степени с различными формами речевых нарушений.
Во второй главе определены и описаны: цель, задачи и методы исследования, организация и методика проведения констатирующего эксперимента, который был направлен на изучение: моторной сферы, фонетической стороны речи, фонематического слуха и восприятия и лексико-грамматического строя речи.
В результате констатирующего эксперимента, который проходил на базе ГБОУ СО «Екатеринбургская школа-интернат № 12» с 10 обучающимися с интеллектуальными нарушениями. У детей наблюдалось нарушение всех компонентов речи в разной степени.
Таким образом, экспериментальное изучение состояния грамматического строя речи у школьников, имеющих интеллектуальные нарушения на констатирующем этапе подтвердило зависимость между уровнем сформированности лексической и грамматической сторонами речи.
В третьей главе нами представлены: теоретическое обоснование, основные принципы, цель, задачи и этапы коррекционно-развивающей работы, проведен анализ результатов формирующего эксперимента в количественном и качественном аспектах. Уровень сформированности грамматического строя речи явился важным фактором в определении дифференцированного подхода в логопедической работе с данной категорией детей. Принимая во внимание общедидактические и специальные принципы, анализ специальной научной и методической литературы, а так же результаты констатирующего эксперимента.
Таким образом, учитывая структуру клинического и речевого дефекта, уровень сформированности грамматического строя речи и особенности каждого ребенка, в формирующем эксперименте были выделены следующие направления: 1) нормализация моторной сферы; 2) коррекция нарушений фонетической стороны речи; 3) формирования функций фонематического слуха и фонематического восприятия; 4) коррекция нарушений лексико-грамматического строя речи.
Чтобы выявить эффективность используемой технологии были отобраны 10 обучающихся в возрасте 10-11 лет. Сравнивались результаты констатирующего и контрольного экспериментов всех обучающихся, так как коррекционная работа проводилась со всеми детьми.
Основное внимание на подгрупповых занятиях уделялось обогащению словарного запаса и формированию у обучающихся умения грамотно формулировать свои мысли при ответах на вопросы и составлении рассказов. Обучающимся напоминалось о необходимости отвечать на вопросы полными ответами. Также внимание уделялось формированию у детей мелкой и общей моторики. Проводилась работа по развитию дыхания, мелодико¬интонационной стороны речи, по формированию функций фонематического слуха и восприятия. Итогом коррекционной работы был формирующий эксперимент, включающий диагностику грамматического строя речи у обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Таким образом, анализ и сопоставление данных констатирующего и контрольного экспериментов подтвердили выдвинутую гипотезу о том, что для качественной коррекции нарушений грамматического строя речи у младших школьников с интеллектуальными нарушениями необходима специально разработанная и научно-обоснованная программа коррекционной работы, направленная на коррекцию навыков словообразования и словоизменения по актуальным, базовым лексическим темам. Для этого в коррекционной работе использовались упражнения, которые оптимизировали процесс обучения, а также закрепляли связь логопедических занятий с уроками русского языка. Следовательно, данное исследование показало незначительную положительную динамику коррекции нарушений грамматического строя речи.
На протяжении всего исследования были разработаны и опубликованы тексты статей:
1. Статья «Характеристика грамматического строя речи у детей в норме и с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)» (Кузнецова М.А., УрГПУ Институт специально образования, г. Екатеринбург, 2019 год).
2. Публикация конспекта занятия «Дифференциация звуков [ш] и [ж]», 4 класс («Обучение и воспитание обучающихся школ, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы», учебно-методическое пособие / под ред. Ю. Ф. Кузнецова - Екатеринбург, 2019 год).



1. Абкович, А. Я. Изучение внимания у детей с ограниченными возможностями здоровья / А.Я. Абкович. - Екатеринбург : Специальное образование, 2014. - № 4. - с 5-9.
2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина ; М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
3. Алексина, Л. С. Динамика речевого развития умственно отсталых учащихся с нарушениями речи : автореф. дис. на соиск. учен. степени канд. психол. наук / Л. С. Алексина. - М. : [б. и.], 1977. - 22 с.
4. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя речи / А.Г. Арушанова. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2005. — 296 с.
5. Багичева, Н. В. Формирование грамматического строя речи и грамматических понятий: период дошкольного детства / Н. В. Багичева. - Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б. и.], 2004. - Вып. 11. - 16-27 с.
6. Балакирева, А. С. Логопедия. Ринолалия / А. С. Балакирева. - М. : Секачёв, 2011. - 208 с.
7. Бгажнокова, И. М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития / И. М. Бгажнокова. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 342 с.
8. Белоусова, Е. Г. Особенности устной речи детей с аутистическими расстройствами и с выраженной умственной отсталостью / Е. Г. Белоусова, А. В. Кубасов ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б. и.], 2013. - 40-45 с.
9. Бельтюков, В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи / В. И. Бельтюков. - М. Педагогика, 1977. - 176 с.
10. Бондаренко, А. А. Индивидуальные особенности в освоении грамматики детьми 2-5 лет : дис. канд. филол. Наук / А. А. Бондаренко ; гос. пед. ун-т. Им. А.И Герцена. - Санкт-Петербург : 2011. - 365 с.
11. Ваганова, О. Г. Формирование грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста / О. Г. Ваганова ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б. и.], 2017. - 103 с.
12. Виноградова, В. В. Русский язык: грамматическое учение о слове / В. В. Виноградова. - М. : Высшая школа, 1986. - 719 с.
13. Волкова, Л. С. Логопедия / Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская. - М. : ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
14. Волкова, Г. Л. Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями речи / Г. Л. Волкова. - СПб. : Сайма, 1993. - 61 с.
15. Воробьёва, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В. К. Воровьёва. - М. : АСТ. Астрель: Транзиткнига, 2006. - 158 с.
16. Выготский, Л. С. Собрание сочинений / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика, 1983. - 433 с.
17. Гладковская, Л. М. Развитие грамматического строя речи у детей с ОНР на логоритмических занятиях / Л. М. Гладковская. - М. : Методическая гостиная. - 2009. - 28-33 с.
18. Громова, О. Е. Развитие речи ребенка: от первых слов до первых фраз / О. Е. Громова. - М. : «Просвещение» 2007. - 56 с.
19. Грибова, О. Е. Формирование грамматического строя речи учащихся начальных классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи : Пособие для учителя / О. Е. Грибова, Т. П. Бессонова, Н. Л. Ипатова. - М. : Просвещение, 1992. - 96 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ