ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
ПРОГРАММИРОВАНИЮ СВЯЗНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ 8
1.1. Понятие и механизм порождения речевого высказывания в теории
психолингвистики 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика речевого развития
детей с умственной отсталостью 13
1.3. Особенности обучения детей с умственной отсталостью
программированию связных высказываний 20
ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ К
ПРОГРАММИРОВАНИЮ СВЯЗНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ У ДЕТЕЙ
С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ
УСЛОВИЯХ 24
2.1. Характеристика базы исследования и контингента испытуемых... 24
2.2. Организация проведения констатирующего этапа
экспериментальной работы 26
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 33
ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ
«ТЕХНОЛОГИЯ» В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ПРОГРАММИРОВАНИЮ СВЯЗНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ 43
3.1. Роль деятельности в программировании связных высказываний в
детском возрасте 43
3.2. Характеристика предметной области «Технология» в начальных
классах школы для обучающихся с умственной отсталостью и её реализация в процессе формирующего этапа эксперимента 45
3.3. Анализ эффективности обучения детей с умственной отсталостью
программированию связных высказываний в процессе контрольного
этапа экспериментальной работы 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 82
Перемены в политической и социально-экономической жизни российского общества привели к изменениям ориентиров коррекционно-развивающей работы с детьми с умственной отсталостью. Ранее усилия направлялись в сторону совершенствования учебной деятельности и подготовки к овладению конкретной профессией. В настоящее время приоритеты должны быть отданы формированию сферы жизненной компетенции, ориентированной на перспективу развития [43].
Особые образовательные потребности детей с умственной отсталостью обусловлены особенностями их психофизического развития. В связи с этим содержание обучения для детей данной категории должно быть адаптировано с учетом их возможностей и особенностей.
Стандарт общего образования (ФГОС), разработанный с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью на основе развития индивидуальных способностей, положительной мотивации и базовых умений учебной деятельности, а также простейших навыков самоконтроля способствует формированию личности обучающихся данной категории.
Деятельностный и дифференцированный подход составляют основу Стандарта для детей с умственной отсталостью. Предметно-практическая и познавательная деятельность являются основными средствами достижения цели образования детей с умственной отсталостью и обеспечивают овладение ими содержанием образования.
На основе Федерального государственного стандарта образовательная организация разрабатывает и реализует АООП (адаптированная основная образовательная программа) общего образования для детей с умственной отсталостью. В адаптированную основную образовательную программу входят обязательные предметные области и основные задачи реализации содержания областей.
Предметы «Ручной труд» и «Профильный труд» относятся к предметной области «Технология». Реализация данной предметной области в начальных классах школы способствует овладению детьми с умственной отсталостью основами трудовой деятельности, технологиями, необходимыми для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия.
В специальной педагогике широко применяется использование трудовой (предметной) деятельности для развития речи.
Многие известные дефектологи изучали вопрос взаимодействия речи и деятельности детей с умственной отсталостью (А. Р. Лурия [38], Г. М. Дульнев [21], А. Р. Маллер [42], Б. И. Пинский [48], В. И. Лубовский [37], В. Г. Петрова [47], и др.). Благодаря исследованиям данных авторов были сформулированы теоретические положения об особенностях взаимодействия речи и деятельности у детей с умственной отсталостью: трудность установления словесных связей, трудности в словесном опосредовании собственной деятельности, несогласованность двигательной и словесной систем.
Практическая деятельность помогает детям с умственной отсталостью решить задачу побуждения мотива, потребности в речевом общении, расширить и обогатить словарь, развить умение давать словесный отчет о выполненной работе.
Процесс планирования при производстве речи играет большую роль. Однако исследований, раскрывающих педагогические подходы к организации ручной деятельности при реализации предметной области «Технология» в начальных классах школы, с целью формирования у детей с умственной отсталостью программирования речевого высказывания мы не находим.
Для успешного обучения в школе, а также для полноценной адаптации в социуме, детям с умственной отсталостью необходимо владеть связной речью на достаточном уровне. Однако в специальной литературе уделяется недостаточно внимания проблеме обучения программированию связных высказываний детей с умственной отсталостью. В связи с этим, неразработанность данного вопроса делает проблему исследования актуальной.
Проблема исследования - выявление оптимальных педагогических условий организации коррекционной работы для обучения детей с умственной отсталостью программированию связных речевых высказываний в процессе реализации предметной области "Технология" в начальных классах школы.
Объект исследования - речевая деятельность детей с умственной отсталостью, обучающихся в начальных классах школы.
Предмет исследования - процесс обучения детей с умственной отсталостью программированию связных высказываний.
Цель исследования - разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность обучения программированию связных высказываний детей с умственной отсталостью в процессе реализации предметной области "Технология" в начальных классах школы.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности порождения речевых высказываний и уровень развития его компонентов у детей с умственной отсталостью.
2. Определить необходимые педагогические условия организации и содержания предметной области "Технология" способствующие обучению программированию связных высказываний детей с умственной отсталостью в начальных классах школы.
3. Разработать приёмы и методы коррекционной работы по формированию этапов порождения связного высказывания у детей с умственной отсталостью на уроках ручного труда в процессе реализации предметной области «Технология».
4. Экспериментально апробировать и оценить эффективность разработанной методики обучения детей с умственной отсталостью программированию связных высказываний.
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы и приложений.
База исследования: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Верхнесинячихинская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
Настоящее исследование показало, что речь детей с умственной отсталостью своеобразна и имеет ряд особенностей. Недоразвитие речи детей данной категории представляет собой системное нарушение, охватывающее все стороны речи. Все функции речи (регулирующая, планирующая, коммуникативная, познавательная) у детей с умственной отсталостью нарушены в той или иной степени, в зависимости от индивидуальных особенностей.
Нарушение познавательной деятельности у детей с умственной отсталостью обуславливает их речевое недоразвитие. У детей данной категории своевременно не формируются предпосылки речи: эмоциональное общение со взрослыми, предметная и игровая деятельность.
Психолингвистический подход, в плане изучения речевой деятельности детей с умственной отсталостью позволяет учитывать закономерности порождения речевого высказывания и помогает определить необходимые приемы и методы обучения.
Несформированность мотива речевых высказываний, неумение оформить исходный замысел высказывания, а так же несформированность операций программирования и грамматического структурирования обуславливают трудности в контекстной речи детей с умственной отсталостью.
В результате экспериментального обследования были выявлены особенности лексико-грамматической стороны речи детей с умственной отсталостью: бедность словарного запаса; трудности в дифференциации значений слов, актуализации словаря; неточность употребления слов; низкий уровень развития глагольной лексики; несформированность морфологических форм словоизменения, словообразования и синтаксической структуры предложения.
В процессе исследования разработан и экспериментально апробирован комплекс педагогических условий, определяющий основные методические подходы к содержанию обучения детей с умственной отсталостью в процессе реализации предметной области «Технология», который способствует успешной школьной адаптации детей данной категории.
Содержание обучения включает работу по речевому развитию детей с умственной отсталостью с одновременной активизацией всех мыслительных процессов: восприятия, представления, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, памяти.
Обучение детей с умственной отсталостью программированию связного речевого высказывания осуществлялось в два этапа: подготовительный этап и основной.
В период подготовительного этапа осуществлялось формирование у детей с умственной отсталостью потребности в общении со взрослыми и сверстниками на основе развития речевых средств, а также словесной регуляции их деятельности педагогом, которая помогала осознанию детьми собственных действий и развитию сопровождающей и фиксирующей речи.
В основном периоде экспериментального обучения проводилась коррекционная работа, направленная на накопление и уточнение словарного запаса детей с умственной отсталостью, упражнения в структурировании предложений в условиях наглядной ситуации и без нее, поэтапное обучение словесному отчету о выполненной работе. Образный план предметной деятельности, содержащий последовательность выполнения поделки, помогал детям с умственной отсталостью составить словесный отчет и становился планом их речевого высказывания.
Анализ данных полученных в результате контрольного эксперимента показал, что особым образом организованный урок ручного труда в образовательной организации реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы, оказывает благоприятное влияние на развитие связной речи детей с умственной отсталостью.
На уроках ручного труда в процессе практической деятельности, опосредованной словом, создаются предпосылки для планирования связных речевых высказываний детьми с умственной отсталостью. Предметно наглядная основа способствует выделению детьми с умственной отсталостью существенного в ситуации, определению соотношения отдельных ее частей и оказывает влияние на определение последовательности программы высказывания.
Проведенное исследование показало, что, дети с умственной отсталостью, несмотря на недоразвитие и своеобразие речи, обладают потенциальными возможностями, которые могут быть реализованы в благоприятных специально организованных условиях.
1. Аксенова, А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе : учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов /
А. К. Аксенова. - М. : Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2004. - 316 с.
2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
3. Альбом для логопеда / О. Б. Иншакова. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2008. - 279с.: ил.
4. Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова. - Изд. 5-е. - Москва : Либроком, 2009. - 569 с.
5. Ахутина, Т. В. Нейролингвистический анализ динамической афазии / Т. В. Ахутина. - М. : МГУ, 1975. - 143 с.
6. Ахутина, Т. В. Смысловой и семантический синтаксис: Детская речь и концепция Л. С Выготского / Т. В. Ахутина, Т. Н. Наумова. - М. : Наука, 1991. - С. 196 - 209.
7. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды / Ю. К. Бабанский. - М.: Педагогика, 1989. - 558 с.
8. Борякова, Н. Ю. О некоторых особенностях построения речевых высказываний детьми 6-7 лет с задержкой психического развития при опоре на сюжетную картинку / Н. Ю. Борякова // Дефектология: научно-методический журнал 1982. - № 5. М. - С.53-58.
9. Виноградова, А. Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка : учеб. пособие. для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология» / А. Д. Виноградова, Е. И. Липецкая, Ю.Т. Матасов. - М. : Просвещение, 1985. - 144 с.
10. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи : учебное пособие / В. К. Воробьева. - Москва : АСТ : Астрель, 2006. - 158 с.
11. Воронкова, В. В. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы : пособие для учителя / В. В. Воронкова. - Москва : Просвещение, 1988. - 100 с.
12. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. - СПб.: Союз, 1997. - 220 с.
13. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования : Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка / Л. С. Выготский / под ред. и со вступ. статьей, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия.
- Москва: Изд-во Акад. Пед. наук РСФСР, 1956. - 519 с.
14. Выготский, Л. С. О связи между трудовой деятельностью и интеллектуальным развитием ребенка. // Дефектология. - 1976. - № 6. - С. 8.
15. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования : Вопросы психологии / Л. С. Выготский. - Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1968. - № 4. - С. 104-112.
16. Гальперин, П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П. Я. Гальперин. - М. : Изд-во МГУ, 1985. - 45 с.
17. Гвоздев, А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка / А. Н. Гвоздев. - М.: АПН РСФСР, 1949. - 192 с.
18. Глухов, В. П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов / В. П. Глухов. - М. : ACT : Астрель, 2005. - 350 с.
19. Гнездилов, М. Ф. Использование трудовой деятельности в работе над развитием речи учащихся : (Метод. указания) / М. Ф. Гнездилов, С. Ш. Айтметова ; Акад. пед. наук РСФСР. Науч.-исслед. ин-т дефектологии.
- Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. - 20 с.
...