Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Обучение детей с умственной отсталостью программированию связных высказываний при реализации предметной области «Технология» в начальных классах школы

Работа №94021

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы113
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
144
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
ПРОГРАММИРОВАНИЮ СВЯЗНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ 8
1.1. Понятие и механизм порождения речевого высказывания в теории
психолингвистики 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика речевого развития
детей с умственной отсталостью 13
1.3. Особенности обучения детей с умственной отсталостью
программированию связных высказываний 20
ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ К
ПРОГРАММИРОВАНИЮ СВЯЗНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ У ДЕТЕЙ
С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ
УСЛОВИЯХ 24
2.1. Характеристика базы исследования и контингента испытуемых... 24
2.2. Организация проведения констатирующего этапа
экспериментальной работы 26
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 33
ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ
«ТЕХНОЛОГИЯ» В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ПРОГРАММИРОВАНИЮ СВЯЗНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ 43
3.1. Роль деятельности в программировании связных высказываний в
детском возрасте 43
3.2. Характеристика предметной области «Технология» в начальных
классах школы для обучающихся с умственной отсталостью и её реализация в процессе формирующего этапа эксперимента 45
3.3. Анализ эффективности обучения детей с умственной отсталостью
программированию связных высказываний в процессе контрольного
этапа экспериментальной работы 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 82


Перемены в политической и социально-экономической жизни российского общества привели к изменениям ориентиров коррекционно-развивающей работы с детьми с умственной отсталостью. Ранее усилия направлялись в сторону совершенствования учебной деятельности и подготовки к овладению конкретной профессией. В настоящее время приоритеты должны быть отданы формированию сферы жизненной компетенции, ориентированной на перспективу развития [43].
Особые образовательные потребности детей с умственной отсталостью обусловлены особенностями их психофизического развития. В связи с этим содержание обучения для детей данной категории должно быть адаптировано с учетом их возможностей и особенностей.
Стандарт общего образования (ФГОС), разработанный с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью на основе развития индивидуальных способностей, положительной мотивации и базовых умений учебной деятельности, а также простейших навыков самоконтроля способствует формированию личности обучающихся данной категории.
Деятельностный и дифференцированный подход составляют основу Стандарта для детей с умственной отсталостью. Предметно-практическая и познавательная деятельность являются основными средствами достижения цели образования детей с умственной отсталостью и обеспечивают овладение ими содержанием образования.
На основе Федерального государственного стандарта образовательная организация разрабатывает и реализует АООП (адаптированная основная образовательная программа) общего образования для детей с умственной отсталостью. В адаптированную основную образовательную программу входят обязательные предметные области и основные задачи реализации содержания областей.
Предметы «Ручной труд» и «Профильный труд» относятся к предметной области «Технология». Реализация данной предметной области в начальных классах школы способствует овладению детьми с умственной отсталостью основами трудовой деятельности, технологиями, необходимыми для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия.
В специальной педагогике широко применяется использование трудовой (предметной) деятельности для развития речи.
Многие известные дефектологи изучали вопрос взаимодействия речи и деятельности детей с умственной отсталостью (А. Р. Лурия [38], Г. М. Дульнев [21], А. Р. Маллер [42], Б. И. Пинский [48], В. И. Лубовский [37], В. Г. Петрова [47], и др.). Благодаря исследованиям данных авторов были сформулированы теоретические положения об особенностях взаимодействия речи и деятельности у детей с умственной отсталостью: трудность установления словесных связей, трудности в словесном опосредовании собственной деятельности, несогласованность двигательной и словесной систем.
Практическая деятельность помогает детям с умственной отсталостью решить задачу побуждения мотива, потребности в речевом общении, расширить и обогатить словарь, развить умение давать словесный отчет о выполненной работе.
Процесс планирования при производстве речи играет большую роль. Однако исследований, раскрывающих педагогические подходы к организации ручной деятельности при реализации предметной области «Технология» в начальных классах школы, с целью формирования у детей с умственной отсталостью программирования речевого высказывания мы не находим.
Для успешного обучения в школе, а также для полноценной адаптации в социуме, детям с умственной отсталостью необходимо владеть связной речью на достаточном уровне. Однако в специальной литературе уделяется недостаточно внимания проблеме обучения программированию связных высказываний детей с умственной отсталостью. В связи с этим, неразработанность данного вопроса делает проблему исследования актуальной.
Проблема исследования - выявление оптимальных педагогических условий организации коррекционной работы для обучения детей с умственной отсталостью программированию связных речевых высказываний в процессе реализации предметной области "Технология" в начальных классах школы.
Объект исследования - речевая деятельность детей с умственной отсталостью, обучающихся в начальных классах школы.
Предмет исследования - процесс обучения детей с умственной отсталостью программированию связных высказываний.
Цель исследования - разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность обучения программированию связных высказываний детей с умственной отсталостью в процессе реализации предметной области "Технология" в начальных классах школы.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности порождения речевых высказываний и уровень развития его компонентов у детей с умственной отсталостью.
2. Определить необходимые педагогические условия организации и содержания предметной области "Технология" способствующие обучению программированию связных высказываний детей с умственной отсталостью в начальных классах школы.
3. Разработать приёмы и методы коррекционной работы по формированию этапов порождения связного высказывания у детей с умственной отсталостью на уроках ручного труда в процессе реализации предметной области «Технология».
4. Экспериментально апробировать и оценить эффективность разработанной методики обучения детей с умственной отсталостью программированию связных высказываний.
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы и приложений.
База исследования: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Верхнесинячихинская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Настоящее исследование показало, что речь детей с умственной отсталостью своеобразна и имеет ряд особенностей. Недоразвитие речи детей данной категории представляет собой системное нарушение, охватывающее все стороны речи. Все функции речи (регулирующая, планирующая, коммуникативная, познавательная) у детей с умственной отсталостью нарушены в той или иной степени, в зависимости от индивидуальных особенностей.
Нарушение познавательной деятельности у детей с умственной отсталостью обуславливает их речевое недоразвитие. У детей данной категории своевременно не формируются предпосылки речи: эмоциональное общение со взрослыми, предметная и игровая деятельность.
Психолингвистический подход, в плане изучения речевой деятельности детей с умственной отсталостью позволяет учитывать закономерности порождения речевого высказывания и помогает определить необходимые приемы и методы обучения.
Несформированность мотива речевых высказываний, неумение оформить исходный замысел высказывания, а так же несформированность операций программирования и грамматического структурирования обуславливают трудности в контекстной речи детей с умственной отсталостью.
В результате экспериментального обследования были выявлены особенности лексико-грамматической стороны речи детей с умственной отсталостью: бедность словарного запаса; трудности в дифференциации значений слов, актуализации словаря; неточность употребления слов; низкий уровень развития глагольной лексики; несформированность морфологических форм словоизменения, словообразования и синтаксической структуры предложения.
В процессе исследования разработан и экспериментально апробирован комплекс педагогических условий, определяющий основные методические подходы к содержанию обучения детей с умственной отсталостью в процессе реализации предметной области «Технология», который способствует успешной школьной адаптации детей данной категории.
Содержание обучения включает работу по речевому развитию детей с умственной отсталостью с одновременной активизацией всех мыслительных процессов: восприятия, представления, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, памяти.
Обучение детей с умственной отсталостью программированию связного речевого высказывания осуществлялось в два этапа: подготовительный этап и основной.
В период подготовительного этапа осуществлялось формирование у детей с умственной отсталостью потребности в общении со взрослыми и сверстниками на основе развития речевых средств, а также словесной регуляции их деятельности педагогом, которая помогала осознанию детьми собственных действий и развитию сопровождающей и фиксирующей речи.
В основном периоде экспериментального обучения проводилась коррекционная работа, направленная на накопление и уточнение словарного запаса детей с умственной отсталостью, упражнения в структурировании предложений в условиях наглядной ситуации и без нее, поэтапное обучение словесному отчету о выполненной работе. Образный план предметной деятельности, содержащий последовательность выполнения поделки, помогал детям с умственной отсталостью составить словесный отчет и становился планом их речевого высказывания.
Анализ данных полученных в результате контрольного эксперимента показал, что особым образом организованный урок ручного труда в образовательной организации реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы, оказывает благоприятное влияние на развитие связной речи детей с умственной отсталостью.
На уроках ручного труда в процессе практической деятельности, опосредованной словом, создаются предпосылки для планирования связных речевых высказываний детьми с умственной отсталостью. Предметно наглядная основа способствует выделению детьми с умственной отсталостью существенного в ситуации, определению соотношения отдельных ее частей и оказывает влияние на определение последовательности программы высказывания.
Проведенное исследование показало, что, дети с умственной отсталостью, несмотря на недоразвитие и своеобразие речи, обладают потенциальными возможностями, которые могут быть реализованы в благоприятных специально организованных условиях.


1. Аксенова, А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе : учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов /
А. К. Аксенова. - М. : Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2004. - 316 с.
2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
3. Альбом для логопеда / О. Б. Иншакова. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2008. - 279с.: ил.
4. Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова. - Изд. 5-е. - Москва : Либроком, 2009. - 569 с.
5. Ахутина, Т. В. Нейролингвистический анализ динамической афазии / Т. В. Ахутина. - М. : МГУ, 1975. - 143 с.
6. Ахутина, Т. В. Смысловой и семантический синтаксис: Детская речь и концепция Л. С Выготского / Т. В. Ахутина, Т. Н. Наумова. - М. : Наука, 1991. - С. 196 - 209.
7. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды / Ю. К. Бабанский. - М.: Педагогика, 1989. - 558 с.
8. Борякова, Н. Ю. О некоторых особенностях построения речевых высказываний детьми 6-7 лет с задержкой психического развития при опоре на сюжетную картинку / Н. Ю. Борякова // Дефектология: научно-методический журнал 1982. - № 5. М. - С.53-58.
9. Виноградова, А. Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка : учеб. пособие. для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология» / А. Д. Виноградова, Е. И. Липецкая, Ю.Т. Матасов. - М. : Просвещение, 1985. - 144 с.
10. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи : учебное пособие / В. К. Воробьева. - Москва : АСТ : Астрель, 2006. - 158 с.
11. Воронкова, В. В. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы : пособие для учителя / В. В. Воронкова. - Москва : Просвещение, 1988. - 100 с.
12. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. - СПб.: Союз, 1997. - 220 с.
13. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования : Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка / Л. С. Выготский / под ред. и со вступ. статьей, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия.
- Москва: Изд-во Акад. Пед. наук РСФСР, 1956. - 519 с.
14. Выготский, Л. С. О связи между трудовой деятельностью и интеллектуальным развитием ребенка. // Дефектология. - 1976. - № 6. - С. 8.
15. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования : Вопросы психологии / Л. С. Выготский. - Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1968. - № 4. - С. 104-112.
16. Гальперин, П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П. Я. Гальперин. - М. : Изд-во МГУ, 1985. - 45 с.
17. Гвоздев, А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка / А. Н. Гвоздев. - М.: АПН РСФСР, 1949. - 192 с.
18. Глухов, В. П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов / В. П. Глухов. - М. : ACT : Астрель, 2005. - 350 с.
19. Гнездилов, М. Ф. Использование трудовой деятельности в работе над развитием речи учащихся : (Метод. указания) / М. Ф. Гнездилов, С. Ш. Айтметова ; Акад. пед. наук РСФСР. Науч.-исслед. ин-т дефектологии.
- Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. - 20 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ