ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПСИХОЛОГО-
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 8
1.1. Характеристика понятия «мелкая моторика» как научного
феномена 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с
умственной отсталостью на уровне начального образования с точки зрения их общего развития 11
1.3. Специфика развития мелкой моторики у обучающихся с умственной
отсталостью на уровне начального образования 15
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 21
2.1. Характеристика базы исследования и группы обучающихся с
умственной отсталостью, задействованной для применения диагностической программы развития мелкой моторики 21
2.2. Содержание диагностической программы развития мелкой
моторики у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования 32
2.3. Реализация программы и анализ результатов, полученных при
изучении уровня развития мелкой моторики у обучающихся с умственной отсталостью 40
ГЛАВА 3. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ ПО ЕЕ АПРОБАЦИИ 49
3.1. Обзор основных направлений работы олигофренопедагога по
созданию условий для развития мелкой моторики у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования 49
3.2. Процесс составления и содержание программы развития мелкой
моторики у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования 52
3.3. Методические рекомендации педагогам по апробации программы развития мелкой моторики у обучающихся с умственной отсталостью на
уровне начального образования 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 69
Современное образование уделяет много внимания обучению детей с особыми образовательными потребностями. Образовательный процесс обучающихся с умственной отсталостью, как и образование детей с нормальным уровнем интеллекта имеет, по сути, одинаковые цели: формирование личности и общей культуры, соответствующей общепринятым моральным и социо-культурным ценностям; формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и способностей, благодаря которым, обучающийся может достигать максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
Однако, полноценное вовлечение обучающихся с умственной отсталостью в процесс обучения влечет за собой множество проблем как теоретического, так и практического характера. Наиболее актуальной является проблема развития мелкой моторики у обучающихся с недостаточным уровнем интеллекта. Как правило, это связано с их индивидуальными психофизическими особенностями.
Хорошо сформированная мелкая моторика - это обязательное условие для нормального развития любого ребенка, но особенно актуален этот пункт для обучающегося с умственной отсталостью, т.к. он может стать камнем преткновения, сковывающим весь процесс обучения. Помимо учебных навыков (письмо, рисование, лепка), мелкая моторика играет важную роль и в обычных бытовых действиях (завязывание шнурков, застегивание пуговиц и т.д.). Скованность, нескоординированность, неловкость движений пальцев и кистей рук в целом - это все следствие незрелости, неразвитости моторных функций.
Степень развития мелкой моторики у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования определяет степень овладения знаниями, умениями и навыками в процессе обучения, влияет на эффективность и скорость овладения. Другими словами, можно сказать, что на определенном этапе обучения высокий уровень развития мелкой моторики является базисной основой для дальнейшего успешного обучения. Все вышеизложенное подчеркивает актуальность темы работы.
Тема развития мелкой моторики у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования неоднократно рассматривалась различными специалистами в области психологии, педагогики, олигофренопедагогики. Л. В. Занков, А. Р. Лурия, М. С. Певзнер, и другие специалисты считают, что нарушение мелкой моторики является одним из характерных симптомов умственной отсталости. Ими отмечена связь между умственной отсталостью и неуклюжестью, отсутствием координированности и точности движений пальцев рук [21].
По данным исследований, проведенных Л. В. Антаковой-Фоминой, М. М. Кольцовой, Б. И. Пинским была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцев моторики. Уровень развития речи обучающихся также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук [26]. В целом, вопросам развития мелкой моторики было уделено немало внимания, и эта тема продолжает изучаться до сих пор.
Кроме того, особое внимание данному вопросу уделено в Федеральном государственном образовательном стандарте образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В частности в нем сказано что, формирование мелкой моторики считается необходимым компонентом физилогического развития, как образовательной области в адаптированных основных общеобразовательных программах обучающихся с умственной отсталостью [51].
Однако, не смотря на явный интерес научных кругов к данному вопросу, тема продолжает требовать особого внимания. В процессе коррекционно-образовательной деятельности развитие мелкой моторики имеет особое значение, т.к. это не только формирование скоординированных движений пальцев, но и помощь в корректировке интеллекта обучающихся с умственной отсталостью.
Процесс развития мелкой моторики у обучающихся с нарушением интеллекта очень разноплановый и охватывает различные виды деятельности от физкультуры до изобразительного искусства. Почти на каждой учебной дисциплине в школе обучающийся имеет возможность для развития мелкой моторики, но при этом этих возможностей недостаточно для полноценной работы в данном направлении. Поэтому возникает необходимость разработки программы коррекционно-развивающего курса по коррекции нарушений и развитию мелкой моторики.
Объектом исследования является мелкая моторика обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования.
Предмет исследования - процесс развития мелкой моторики у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования.
Цель исследования - составление программы развития мелкой моторики у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования.
В соответствии с целью были определены основные задачи исследования.
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования мелкой моторики у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования.
2. Охарактеризовать диагностический инструментарий и базу исследования для выявления уровня сформированности мелкой моторики у обучающихся с умственной отсталостью на этапе начального образования.
3. Провести эмпирическое изучение уровней сформированности мелкой моторики у обучающихся с умственной отсталостью
4. На основании полученных результатов отобрать оптимальные приемы развития мелкой моторики у обучающихся с умственной отсталостью в учебной и внеурочной деятельности.
5. Составить программу и методические рекомендации к ней, для развития мелкой моторики у обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах школы.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования: теоретические (изучение и анализ научно-методической литературы, нормативно-правовых документов), практические (наблюдение, беседа, педагогический эксперимент и анализ полученных результатов, проективные методы).
Работа состоит из введения; трёх глав; заключения; наименований используемых источников и литературы; приложений, в состав которых вошли: характеристика структуры нарушений у обучающихся, задействованных в экспериментальном исследовании, комплекс упражнений, рекомендуемый для использования во время организационного этапа занятия, практическое занятие по развитию мелкой моторики у обучающихся с умственной отсталостью, программа коррекционно-развивающего курса, методические рекомендации педагогам по реализации коррекционно-развивающему курсу «Мастера-затейники», комплекс упражнений по развитию мелкой моторики у обучающихся с умственной отсталостью для родителей. В работе выполнены 6 таблиц и 2 рисунка. Объём работы - 109 страниц машинописного текста.
Понятие «мелкая моторика» можно рассматривать не только как физический критерий человеческого развития, но и как социальный компонент. Это сложная функционально-двигательная система, которая базируется на сочетании нервной, мышечной и костной структурах, сочетается со зрительной системой и работает в процессе взаимодействия человека с окружающим миром. Уровень сформированности и развития мелкой моторики напрямую связан с успешностью образовательной деятельностью. Особенно актуален этот вопрос при обучении детей с умственной отсталостью.
Развитие мелкой моторики у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования - это трудный и многогранный процесс, который имеет большое значение для благополучной учебной деятельности и общей социальной адаптации. Период начального образования определяется улучшением имеющихся навыков моторной сферы и мелкой моторики обучающегося в процессе его деятельности. При этом развитие мелкой моторики происходит на фоне различных факторов, связанных с органическими нарушениями центральной нервной системы. Это проявляется по-разному: слабость двигательных реакций, задержка в становлении моторных действий, повышенный или пониженный тонус в мышцах, не четкая ориентировка в пространстве, неуклюжесть походки, неловкость в движениях, затруднения в действиях связанных с мелкой моторикой и т.д. [45].
Вопрос развития мелкой моторики у обучающихся с умственной отсталостью давно является острым как для отечественных, так и зарубежных специалистов, но и на сегодняшний день он по-прежнему не теряет своей злободневности. Это еще раз подтверждает актуальность темы выпускной квалификационной работы.
Объектом исследования работы являлась мелкая моторика у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования. Предметом исследования - процесс развития мелкой моторики у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования. В соответствии с объектом и предметом исследования была заявлена цель работы: составление программы развития мелкой моторики у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования.
В соответствии с целью были выполнены следующие задачи: изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература по теме работы; подобран диагностический инструментарий; проведена педагогическая диагностика уровня сформированности мелкой моторики у обучающихся с умственной отсталостью на этапе начального образования; на основании полученных результатов составлена программа и методические рекомендации к ней, для развития мелкой моторики у обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах школы.
Экспериментальное исследование было проведено по методике Е. Ф. Архиповой, в нём было задействовано 8 обучающихся 9-11 лет с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью на уровне начального образования. Задания были упрощены, объяснялись с помощью словесной инструкции в обязательном сопровождении показа действий.
Получены следующие результаты уровня развития мелкой моторики: 60% исследуемых продемонстрировали низкий уровень, 40% средний, высокий уровень развития не продемонстрировал ни один обучающейся. В процессе диагностических процедур обучающиеся продемонстрировали явные признаки нарушения (неразвитости, плохой сформированности) мелкой моторики: поднятие вверх ладони на каждую пальцевую пробу, синкинезии, тремор рук, не способность удерживать пальцевые позы самостоятельно, неправильное удержание карандаша в руке и т. д.
Анализируя полученные данные, можно сделать вывод, что с каждым обучающимся из экспериментальной группы необходимо проводить коррекционно-развивающую работу по устранению (снижению) нарушений мелкой моторики, выявленных в ходе диагностического этапа экспериментального исследования.
Полученные результаты доказывают необходимость создания дополнительного курса занятий с обучающимися для развития мелкой моторики. При этом разработка должна включать в себя комплекс упражнений для использования педагогами (в учебной и внеучебной деятельности) и родителями (законными представителями). В главе 3 представлены разработки, отвечающие данным требованиям. Они помогут в оптимальных условиях развивать мелкую моторику (и другие качества ребенка). Для облегчения внедрения данной разработки и ее дальнейшего использования дополнительно составлены методические рекомендации для педагогов, которыми могут пользоваться и родители (законные представители) обучающихся.
Составленная программа коррекционной работы имеет практическую значимость. Результаты работы могут быть полезны для воспитателей, олигофренопедагогов, педагогов-дефектологов, педагогов-психологов, логопедов и родителей (законных представителей), в качестве средств коррекционной работы по развитию мелкой моторики нормально развивающихся обучающихся и обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Подводя итоги выполненной работы, можно сделать вывод, что поставленные задачи решены, цель выпускной квалификационной работы достигнута.
1. Аксенова, А. К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы: Книга для учителя. - 2-е изд., доп. /
А. К. Аксенова, Э. В. Якубовская. - М. : Просвещение, 1991. - 176 с.
2. Безруких, М. М. Еще раз о письме и почерке / М. М. Безруких // Советская педагогика. - 1987. - № 5.
3. Борщанская, М. С. Создание воспитательской системы в школе VIII вида / М. С. Борщанская // Дефектология. - 2001. - № 4. - С. 37 - 39.
4. Брунов Б. П. Воспитание детей с проблемами в интеллектуальном развитии (учебное пособие) / Б. П. Брунов - Красноярск, 2006. - 156 с.
5. Буцикина, Т. П. Развитие общей и мелкой моторики как основа
формирования графо моторных навыков у младших школьников / Т.
П. Буцикина. - М. : Логопед, 2005. - № 3. - С. 84-94.
6. Власова, Т. А. Учителю о детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - М. : Академия, 2002. - 480 с.
7. Волков, Б. С. Детская психология: логические схемы / Б.
С. Волков, Н. В. Волкова - М. : Гуман. изд. центр «ВЛАДОС», 2002. - 180 с.
8. Выготский, Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. Собр. соч. в 6-ти томах. Т. 5. Основы дефектологии. - М. : Педагогика, 1983. - С. 257-321.
9. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования / Л. С. Выготский. - М. : АПН РСФСР, 1956. - 519 с.
10. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский. - М. : Просвещение, 1995. - 527 с.
11. Гальперин, П. Я. Введение в психологию / П. Я. Гальперин. - М. : Университет, 2000. - 336 с.
12. Глухов, В. П. Основы психолингвистики / В. П. Глухов. - М. : АСТ: АСТРЕЛЬ, 2005. - 351 с.
13. Головина, Т. Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы / Т. Н. Головина. - М. : Педагогика, 1990. - 120 с.
14. Грошенков, И. А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида / И. А. Грошенков - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 208 с.
15. Екжанова, Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева - М. : Просвещение, 2003.
16. Ефремова, Т. Ф. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка / Т. Ф. Ефремова. - М. : Дрофа, 2000. - 1233 с.
17. Забрамная, С. Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей: пособие для психол-мед.- пед. комис. / С. Д. Забрамная. - М. : ВЛАДОС, 2005. - 32 с.
18. Забрамная, С. Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения / С. Д. Забрамная. - М. : 1998. - 94 с.
19. Зак, Г. Г. Система работы по коррекции мелкой моторики у обучающихся с синдромом Дауна («Театр движений») / Г. Г. Зак, А. В. Кубасов, Н. В. Сергеева // Специальное образование. - 2013. - № 3. - С. 62-71.
20. Замский, Х. С. Умственно отсталые дети: История их изучения,
воспитания и обучения с древних времён до середины ХХ века / Х.
С. Замский - М. , 1995. - 259 с.
21. Занков, Л. В. Психология умственно отсталого ребенка / Л. В. Занков. - М., 1988. - 25 с.
22. Илюхина, В. А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме / В. А. Илюхина // Начальная школа. - 2008. - № 8. - С. 16-19.
23. Интеграция детей с умеренными и тяжёлыми нарушениями интеллекта в современную образовательную среду: уч.- метод. пос. в 2-х ч.:
ч.1. / под ред. Е. Е. Аюповой. - Пермь : ПКИПКРО, 2010. - 96 с.
24. Исаев, Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков / Д.
Н. Исаев. - СПб. : Речь, 2003. - 391 с.
25. Квинн, В. Прикладная психология / В. Квинн. - СПб. : Питер, 2000. - 560 с.
26. Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка / М. М. Кольцова. - М. : Педагогика, 1973. - 193 с.
27. Коняева, Н. П. Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития / Н. П. Коняева, Т. С. Никандрова. - М. : Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2010. - 200 с.
28. Коррекционная педагогика в начальном образовании / под ред. Г. Ф. Кумариной. - М. : Академия, 2003. -320 с.
29. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.
30. Логинова, Е. А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у обучающихся начальных классов с задержкой психического развития: учебное пособие / под ред. Л. С. Волковой. - СПб. : ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2004. - 208 с.
31. Лубовский, В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития / В. И. Лубовский. - М. : Педагогика, 1989. - 104 с.
32. Лубовский, В. И. Динамика развития детей-олигофренов / В. И. Лубовский, М. С. Певзнер. - М. : АПН, 1963. - 223 с.
33. Лурия, А. Р. Умственно отсталый ребенок / А. Р. Лурия. - М. : Наука, 1990. - 253 с.
34. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии / А. Р. Лурия. - М. : Изд-во МГУ, 1973.
35. Маллер, А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Р. Маллер, Г. В. Цикото. - М. : Академия, 2003. - 208 с.
36. Международная классификация болезней 10-го пересмотра. - URL: www.mkb10.ru (дата обращения: 01.10.2021).
37. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития / под ред. Б. П. Пузанова. - М. : Издательский центр «Академия», 2001. - 272 с.
38. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе - интернате, детском доме: пособие для воспитателей и учителей - 5-е изд., испр. и доп. - М. : АРКТИ, 2010. - 312 с.
39. Осипова, Л. Б. Организация и содержание коррекционной работы по развитию осязания и мелкой моторики младших дошкольников с нарушениями зрения / Л. Б. Осипова // Современность и пути развития специального образования - ч. 4: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 45-летнему юбилею Института специального образования / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2009. - С. 34-42.
40. Османова, Г. А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики : картотека пальчиковых игр / Г. А. Османова. - СПб. : КАРО, 2014. - 160 с.
41. Перова, М. Н. Практическая и умственная деятельность детей- олигофренов / М. Н. Перова. - М. : Просвещение, 2001. - 158 с.
42. Петрова, В. Г. Психология умственно отсталых школьников /
B. Г. Петрова, И. В. Белякова. - М. : Академия, 2002. - 160 с.
43. Певзнер, М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии / М.
C. Певзнер, Т. А. Власова. - М. : Академия, 2002. - 207 с.
44. Пинский, Б. И. Формирование двигательных навыков учащихся вспомогательной школы / Б. И. Пинский. - М.: Педагогика, 1977. - 128 с.
45. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника / С. Я. Рубинштейн. - М. : Просвещение, 1986. - 192 с.
46. Садовникова, И. Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма: пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов. - М. : АРКТИ, 2005. - 400 с.
47. Сеченов, И. М. Рефлексы головного мозга / И. М. Сеченов. - М. : Вира-М, 2006. - 246 с.
48. Специальная педагогика / под ред. Н. М. Назаровой. - М. : Изд. центр «Академия», 2002. - 480 с.
49. Сухарева, Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста / Г. Е. Сухарева. - М. : Медгиз, 1959. - 406 с.
50. Ткаченко, Т. А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков / Т. А. Ткаченко. - М. : ЭКСМО, 2010. - 48 с.
51. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года. - URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_13/m1155.pdf (дата обращения: 01.10.2021).
52. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ . - URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (дата обращения: 01.10.2021).
53. Чернова, Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения для развития мелкой моторики / Е. И. Чернова, Е. Ю. Тимофеева. - СПб. : КОРОНА-Век, 2007. - 32 с.
54. Цветкова, Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление / Л. С. Цветкова. - М. : «Юристъ», 1997.