Коррекция нарушений пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе занятий физической культурой
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 9
1.1. Понятие «пространственная ориентировка» как научный феномен 9
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой
психического развития 14
1.3. Особенности формирования пространственной ориентировки у
детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 25
2.1. Характеристика базы исследования и контингента обучающихся,
задействованных в констатирующем этапе экспериментального исследования 25
2.2. Методика экспериментального исследования пространственных
представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 33
2.3. Анализ результатов констатирующего этапа экспериментального
исследования, направленного на изучение пространственных представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 35
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ 51
3.1. Обоснование программы коррекционно-развивающей работы по
формированию пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 52
3.2. Составление и реализация программы по формированию
пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 56
3.3. Методические рекомендации для педагогов и родителей по
реализации программы 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 84
Ориентировка в пространстве является неотъемлемой составляющей жизнедеятельности человека, в силу того, что она помогает ему взаимодействовать с окружающим миром и является одним из ключевых качеств человеческой психики.
Пространственное познание играет важную роль в повседневном функционировании и обеспечивает фундамент для успешной жизни человека. Пространство подразумевает сведения о расстоянии, объеме, форме и т. д. Уже в раннем детстве человек показывает чувствительность к этим качествам пространства, однако, сначала эти навыки ограничены. Далее в раннем детстве и в начальной школе происходит улучшение применения систем координат (эгоцентрических и аллоцентрических) и качества соединять разные пространственные типы.
Проникая во все области соприкосновения человека с окружающей средой, навыки пространственной ориентировки коренным образом воздействуют на полноценное развитие личности, психической сферы, а также самосознания человека. Полное развитие личности не представляется возможным при отсутствии достаточного уровня сформированности навыков пространственной ориентировки.
Хорошо сформированная пространственная ориентировка у детей дошкольного возраста помогает детям научиться не только счету и письму, но и чтению. Вследствие того, что у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) формирование пространственных представлений замедлено и осложнено, проблема несформированности навыков пространственной ориентировки обуславливает низкую подготовку к школе.
В условиях современного общества важной проблемой для олигофренопедагогики становится коррекция нарушений пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста, в том числе и в процессе занятий физической культурой. Решение данной проблемы будет способствовать преодолению нарушений пространственной ориентировки, коррекции и развитию детей данной возрастной и нозологической группы. Одним из наиболее эффективных методов решения проблемы является усовершенствование коррекционной работы по формированию, развитию и коррекции пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста с ЗПР в процессе занятий физической культурой.
Актуальность: На основании многочисленных педагогических, психологических и философских исследований можно сделать вывод, что навыки пространственной ориентировки и пространственного восприятия являются очень важными условиями при формировании всех видов детской деятельности. Становление навыков пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста является ключевым фактором для усвоения навыков, особенно сильно воздействует на восприятие детьми различных признаков окружающих предметов и проникает во все сферы участия ребенка в окружающем мире. А у детей с ЗПР формирование навыков пространственной ориентировки отягощается не только замедленным темпом формирования познавательной сферы, но и недостаточностью целенаправленности умственной деятельности, ее быстрой истощаемостью, преобладанием игровых интересов и ограниченностью представлений об окружающем мире.
Таким образом, достаточный уровень развития навыков пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста можно считать одним из ключевых факторов усвоения счета, письма, чтения. Данная тематика является злободневной, и проработка данной проблемы является необходимой в реалиях современности. В связи с этим очевидна важность выбранной темы и возможность применения ее на практике.
Теоретическая значимость исследования заключается в перспективах эффективного использования выявленных сведений о пространственной ориентировке у детей с ЗПР и теоретической информации в ходе осуществления научных исследований, а также в психологической и педагогической сфере.
Практическая ценность работы заключается в адресном использовании полученной информации и материалов в практической педагогической и научной сфере, в различных областях педагогики, коррекционной педагогики, психологии.
Объектом настоящего исследования является коррекция нарушений пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе занятий физической культурой.
Предметом настоящего исследования является процесс составления и реализации программы по коррекции нарушений пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе занятий физической культурой.
Целью настоящего исследования служит изучение процесса развития навыков пространственной ориентировки у дошкольников с нарушениями умственного развития в ходе индивидуальных занятий.
Для достижения поставленных целей исследования необходимо решить ряд задач:
- изучить научный феномен пространственной ориентировки;
- проанализировать имеющуюся научную литературу,
посвященную вопросам создания пространственных представлений у дошкольников с нарушениями умственного развития;
- определить понятие ЗПР и его психолого-педагогических характеристику;
- выявить особенности формирования феномена пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста ;
- изучить феномен пространственной ориентировки у дошкольников с нарушениями умственного развития;
- провести анализ программы коррекции нарушений пространственной ориентировки у детей с ЗПР;
- предложить методические рекомендации для педагогов и родителей по реализации программы.
Для достижения поставленных целей исследования и выполнения задач были применены такие методы, как: организационные; эмпирические (наблюдение, констатирующий эксперимент, обучающий эксперимент); биографические (анализ анамнестических сведений, изучение документации); теоретические (анализ литературы). Была использована методика И. Н. Садовниковой и Л. С Цветковой исследования понимания детьми вербальных средств, обозначающих пространство и время.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа включает в себя: введение, три главы, заключение, список используемых источников.
Введение обозначает проблему исследования, указывается актуальность данного исследования, выявляются цель и задачи, приводятся материалы исследования, а также методы анализа информации, обосновывается научная новизна работы, указывается теоретическое значение и практическая значимость данного исследования.
Первая глава посвящена рассмотрению теоретических принципов, находящихся в основании данной работы, теоретические основы развития пространственной ориентировки у дошкольников с нарушениями умственного развития; рассматриваются понятия пространственной ориентировки, задержки психического развития приводится ее психолого-педагогическая характеристика, а также рассматриваются особенности формирования феномена пространственной ориентировки у дошкольников с нарушениями умственного развития.
Во второй главе приводится исследование пространственной ориентировки у дошкольников с нарушениями умственного развития, рассматривается исследовательская база, и приводится характеристика контингента обучающихся, рассматривается ход проведения исследования пространственных представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, анализируются полученные данные и результаты проведенного эксперимента, подводятся итоги проведенного исследования.
В третьей главе рассматривается коррекционная работа, направленная на создание навыков ориентации в пространстве у обучающихся дошкольного возраста с ЗПР в процессе занятий физической культурой, приводится программа коррекции нарушений пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста с ЗПР, анализируются результаты ее реализации, а также даются методические рекомендации для педагогов и родителей по реализации данной программы.
В заключении подводятся итоги работы, обобщаются результаты изучения материала, утверждаются главные выводы, а также предполагаются пути исследования данной темы в будущем.
Навыки ориентировки в пространстве имеют очень большое значение для жизнедеятельности человека, потому что именно данные навыки способствуют взаимодействию человека с окружающим миром.
Пространственная ориентировка создает условия для полноценного функционирования человека, являясь связующим компонентом между человеком и различными сторонними предметами или явлениями. Целостность навыков пространственного ориентирования у дошкольников служит ключевым фактором для усвоения навыков чтения, счета, письма. А так как у детей дошкольного возраста, у которых наблюдаются отклонения в развитии и была выявлена задержка психического развития (ЗПР) формирование пространственных представлений замедлено и осложнено. Поэтому нарушения умственного развития и низкий уровень сформированности пространственных представлений может привести как к слабой подготовке к школьной жизни, так и к низкому уровню социализации и коммуникации. Подобная несформированность проявляется в виде низкой познавательной способности, нестабильном поведении, проблемах в речевой деятельности и предметной ориентации в пространстве.
Объектом настоящего исследования послужили навыки пространственных представлений у обучающихся дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предметом данного исследования послужили процессы развития ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями умственного развития.
Целью настоящего исследования послужило изучение процесса развитие навыков пространственной ориентировки у дошкольников с нарушениями умственного развития в ходе индивидуальных занятий.
Для достижения поставленных целей исследования необходимо было решить ряд задач:
- изучить научный феномен пространственной ориентировки;
- проанализировать научную литературу по проблеме формирования пространственных представлений у дошкольников с ЗПР;
- определить особенности формирования феномена пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития;
- исследовать пространственную ориентировку у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития ;
- провести анализ программы коррекции нарушений пространственной ориентировки у детей с ЗПР;
- предложить методические рекомендации для педагогов и родителей по реализации программы.
В ходе исследования было проведено изучение пространственной ориентировки у дошкольников с нарушениями умственного развития, была рассмотрена характеристика контингента обучающихся, а также приведена методика экспериментального изучения навыков формирования пространственных представлений ориентировки у дошкольников с нарушениями умственного развития, проанализированы результаты и подведены итоги данного исследования.
В дальнейшем на рассмотрение была вынесена коррекционная деятельность, направленная на развитие пространственных представлений у дошкольников с нарушениями умственного развития в процессе занятий физической культурой, приведена программа коррекции нарушений пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста с ЗПР, проанализированы результаты, и приведены отдельные методические рекомендации для педагогов и родителей по реализации данной программы.
Таким образом, в ходе проведенного исследования поставленные задачи выполнены, цель достигнута.
1. Ананьев, Б. Г. Особенности восприятия пространства у детей / Б. Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко. - М. : Просвещение, 1974. - 122 с.
2. Борякова, Н. Ю. Практикум по коррекционно -развивающим
занятиям / Н. Ю. Борякова, А. В. Соболева, В. В. Ткачева. - М. : Сфера, 1994.
- 253 с.
3. Борякова, Н. Ю. Ступеньки развития : учебно-методическое пособие / Н. Ю. Борякова. - М. : Гном-Пресс, 2000. - 273 с.
4. Борякова, Ю. Н. Психолого-педагогическое изучение детей с задержкой психического развития в условиях специального детского сада / Ю. Н. Борякова, М. А. Касицына // Коррекционная педагогика. - 2010. - № 2.- С. 45-50.
5. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - М., 1973. - 391 с.
6. Гаврилушкина, О. П. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / О. П. Гаврилушкина,
А. П. Зарин, Н. Д. Соколова // Коррекционная педагогика. - СПб. : Издательство «СОЮЗ», 2003. - 320 с.
7. Глозман, Ж. М. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте / Ж. М. Глозман, А. Ю. Потанина, А. Е. Соболева. - СПб. : Питер,
2008. - 80 с.
8. Горбачевская, Н. Ю. Логопедическая помощь школьникам с
нарушениями письменной речи: Формирование представлений о
пространстве и времени : методическое пособие / Н. Ю. Горбачевская. - СПб. : Речь, 2006. - 288 с.
9. Дунаева, З. М. Психологическое изучение и некоторые виды коррекции недоразвития пространственной функции у детей с задержкой психического развития / З. М. Дунаева // Проблемы диагностики задержки психического развития. - М. : Педагогика, 1985. - С. 229-231.
10. Дунаева, З. М. Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития / З. М. Дунаева. - М. : Советский спорт, 2006. - 191 с.
11. Елецкая, О. В. Путешествие по времени и пространству / О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская. - М. : ВЛАДОС, 2004. - 144 с.
12. Елецкая, О. В. Развитие и уточнение пространственно-временных представлений у детей младшего и среднего школьного возраста : Логопедическая тетрадь / О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачева. - М. : Школьная Пресса, 2003. - 400 с.
13. Жаренкова, Г. И. Действия детей с задержкой психического развития по образцу и словесной инструкции / Г. И. Жаренкова // Дефектология. - 1972. - № 4. - С. 20-26.
14. Зайцева, Е. И. Изучение особенностей пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития / Е. И. Зайцева // Теория и практика образования в современном мире : материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). - СПб. : Реноме, 2012. - С. 264-266.
15. Защиринская, О. В. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия : учебное пособие для студентов факультетов психологии / О. В. Защиринская. - СПб. : Речь, 2003. - 365 с.
16. Иншакова, О.Б., Колесникова А.М. Пространственно -временные представления: обследование и формирование у школьников с экспрессивной алалией. - М.: В. Секачев, 2006. - 63 с.
17. Калягин, В. А. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. - СПб. : КАРО, 2004. - 146 с.
18. Ковалев, В. В. Психиатрия детского возраста / В. В. Ковалев. - М. : Медицина, 1979. - 608 с.
19. Ковалец, И. В. Формирование у дошкольников представлений о времени. Части суток : учебное пособие для детей / И. В. Ковалец. - М. : ВЛАДОС, 2007. - 136 с.
20. Костенкова, Ю. А. Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения / Ю. А. Костенкова, Р. Д. Шевченко. - М. : Класс, 2009. - 64 с.
21. Крушельницкая, О. И. Вправо - влево, вверх - вниз. Развитие пространственного восприятия детей 6-7 лет / О. И. Крушельницкая,
A. Н. Третьякова. - М. : Творческий центр «Сфера», 2004. - 346 с.
22. Лебединская, К. С. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / К. С. Лебединская. - М. : Педагогика, 1982. - 187 с.
23. Лебединская, К.С. Клинические варианты задержки психического развития / К.С. Лебединская // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. - 1980. - № 3.
24. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития у детей /
B. В. Лебединский. - М., 1985. - 350 с.
25. Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / А. М. Леушина. - М. : Сфера,
2009. - 110 с.
26. Лубовский, В. И. Задержка психического развития / В. И. Лубовский // Специальная психология. - М., 2003. - № 4. - 63 с.
27. Максимова, Н. Ю. Курс лекций по детской патопсихологии / Н. Ю. Максимова, Е. Л. Милютина. - Ростов-на-Дону, 2009. - 576 с.
28. Мамайчук, И.И. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития / И.И. Мамайчук, М.Н. Ильина. - СПб. : Речь, 2004.
29. Марковская, И. Ф. Задержка психического развития (клиническая и нейропсихологическая диагностика) / И. Ф. Марковская. - М., 1995. - 145 с.
30. Мусейибова, Т. А. Формирование некоторых пространственных ориентировок. Дошкольное воспитание / Т. А. Мусейибова. - М. : Сфера, 1987. - 132 с.
31. Мухина, В. С. Психология дошкольника / В. С. Мухина. - М. : Просвещение, 1975. - 98 с.
32. От рождения до школы: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. - 336 с.
33. Павлова, Т. А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников / Т. А. Павлова. - М. : Школьная пресса, 2004. - 256 с.
34. Переслени, Л. И. Задержка психического развития: Вопросы дифференциации и диагностики / Л. И. Переслени // Вопросы психологии. - 2009. - № 1. - С. 34-37.
35. Петрова, В. Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии? /
В. Г. Петрова, И. В. Белякова // Московский психолого-социальный институт,
1998. — 104с.
36. Петровский, А. В. Общая психология / А. В. Петровский. - М. : Просвещение, 1986. - 348 с.
37. Рихтерман, Т. Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста / Т. Д. Рихтерман. - М. : Просвещение, 1991. - 316 с.
38. Семаго, Н. Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста : практическое пособие / Н. Я. Семаго. - М. :Айрс-пресс, 2007. - 264 с.
39. Семаго, Н. Я. Элементарные пространственные представления в речи. Демонстрационный материал / Н. Я. Семаго. - М. : Айрис- пресс, 2006. - 87 с.
40. Семенович, А. В. Пространственные представления / А. В. Семенович. - М. : Просвещение, 1991. - 316 с.
41. Семенович, А. В. Пространственные представления при отклоняющемся развитии / А. В. Семенович, С. О. Умрихин. - М., 1997. - 57 с.
42. Сунцова, А. В. Изучаем пространство / А. В. Сунцова,
С. В. Курдюкова. - М. : Эксмо, 2009. - 78 с.
43. Сурина, О. Е. Особенности восприятия времени у детей с задержкой психического развития / О. Е. Сурина // Дефектология. - 2000. - № 4. - С. 32¬36.
44. Ульенкова, У. В. Дети с задержкой психического развития / У. В. Ульенкова. - Н. Новгород : НГПУ, 1994. - 136 с.
45. Ульянова, У. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитие / У. В. Ульянова, О. В. Лебедева. - М. : Сфера, 2011. -176 с.
46. Филатова, И. А. Развитие пространственных представлений у дошкольников с нарушением речи / И. А. Филатова. - М. : Книголюб, 2010. - 69 с.
47. Филичева, Т. Б. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - М. : Просвещение, 1991. - 256 с.
48. Хватцев, М. Е. Предупреждение и устранение недостатков речи / М. Е. Хватцев. - СПб. : Дельта+Каро, 2004. - 266 с.
49. Цветкова, Л. С. Мозг и интеллект: Нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности / Л. С. Цветкова. - М. : Просвещение, 1995. - 304 с.
50. Цветкова, Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и воспитание / Л. С. Цветкова. - М. ; Воронеж, 2000. - 304 с.
51. Ченцов, Н. Ю. Нарушения пространственных представлений при локальных поражениях мозга в детском возрасте : дис. ... канд. психол. наук / Н. Ю. Ченцов. - М., 1983. - 220 с.
52. Шаховская, С. Н. Социальное развитие детей с тяжелыми нарушениями речи / С. Н. Шаховская // Дети с проблемами в развитии. - 2004. - № 3. - С. 4-5.
53. Шевченко, С. Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты / С. Г. Шевченко. - М. : Владос,
1999. - 136 с.
54. Шевченко, С. Г. Обучение детей с задержкой психического развития / С. Г. Шевченко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004. - № 1. - С. 3-9.
55. Шевченко, С. Г. Ознакомление с окружающим миром учащихся с задержкой психического развития / С. Г. Шевченко. - М., 1990. - 165 с.
56. Шемякин, Ф. Н. Ориентация в пространстве / Ф. Н. Шемякин // Психологическая наука в СССР. -1959. - Т. 1. - С. 94-98.
57. Эльконин, Д. Б. Психология обучения, младшего школьника / Д. Б. Эльконин // Избранные психологические труды. - М., 1989. -
С. 223-251.
Нормативные документы
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». - URL:https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/(дата обращения: 17.10.2021).
2. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». - URL: https://base.garant.ru/70862366/(дата обращения:
17.10.2021).
3. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития.
Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 7 декабря 2017 г. Протокол № 6/17. - URL:
https://fgosreestr.ru/poop/primernaya-adaptirovannaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-pro gramma-doshkolno go-obrazovaniya-detej-s-zaderzhkoj -psihicheskogo-razvitiya(дата обращения: 17.10.2021).
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда». - URL: https://docs.cntd.ru/document/499066528(дата обращения: 17.10.2021).
5. Письмо Минобрнауки России «Комментарии к ФГОС ДО» от 28
февраля 2014 г. № 08-249 // Вестник образования. - 2014. - Апрель. - № 7. - URL: https://www.mos.ru/donm/documents/normativnye-pravovye-
akty/view/170621220/(дата обращения: 17.10.2021).
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая
2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года». - URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html(дата обращения: 17.10.2021).
7. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (с изменениями на 27 августа 2015 года). - URL:
https://base.garant.ru/70414724/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата
обращения: 17.10.2021).