ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПСИХОЛОГО-
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ПИСЬМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА НАЧАЛЬНОМ УРОВНЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 7
1.1. Определение понятий «навык письма», «письменная речь» 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с
умственной отсталостью на начальном уровне образования 12
1.3. Характеристика навыка письма у обучающихся с умственной
отсталостью в начальных классах школы 16
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКА ПИСЬМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ШКОЛЫ 20
2.1. Характеристика базы исследования и контингента испытуемых,
принявших участие в констатирующем этапе экспериментального исследования 20
2.2. Описание программы педагогической диагностики, методов и
методик исследования 23
2.3. Анализ результатов, полученных при изучении уровня
сформированности навыка письма у обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах школы 26
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ НАВЫКА ПИСЬМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ШКОЛЫ 31
3.1. Обзор направлений в работе олигофренопедагога по формированию навыка письма у обучающихся с умственной 31
отсталостью
3.2. Составление и частичная апробация программы, направленной на
формирование и развитие навыка письма у обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах школы 34
3.3. Методические рекомендации по формированию компонентов
навыка письма у обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах школы 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 65
Устойчивость и стабильное развитие любого общества базируется на многих компонентах. Одним из основных является население и особенно дети. От того насколько ответственно и продуктивно государство заботится о детском населении зависит его будущее. В современной России сложилась устойчивая тенденция всесторонней заботы о юных жителях: успешно внедрена программа развития детского творчества в стране, оптимизировалась система внеклассной деятельности школьников (кружки, секции), разрабатываются и реализуются на практике инновационные методы и технологии обучения и т.д. Однако, в основном, мероприятия направлены на обучающихся с нормальным уровнем интеллекта. Для обучающихся с умственной отсталостью объективно предоставляется возможности для их развития в недостаточном объеме.
Между тем, по оценкам социологов в 2010 году количество таких обучающихся составило от 0,9% до 2,3% от общего количества несовершеннолетних (в зависимости от региона); в 2015 году средний показатель увеличился до 3%, а в 2020 году достиг 4% [55]. Проще говоря, количество обучающихся с умственной отсталостью возрастает. Проявляется умственная отсталость во всех психических показателях личности: внимание, речь, мышление и т.д. При этом расстраиваются процессы, которые играют важную роль в формировании и развитии базовых умений и навыков, необходимых для познавательно-учебной деятельности. Один из них - это навык письма.
Умение правильно писать - это, фактически, основное умение, которое обучающийся приобретает в период обучения в начальной школе. Проблему формирования навыков письма у умственно отсталых обучающихся рационально решать в начальной школе. Это связанно со многими факторами, и в том числе с особенностями психофизиологического формирования ребенка.
Данная тема неоднократно рассматривалась зарубежными и отечественными специалистами. В нашей стране особое внимание этому вопросу уделяли Л. В. Венедиктова, А. Н. Корнев, Р. И. Лалаева, И. Н. Садовникова, Т. А. Фотекова и т.д. В своих работах они всесторонне анализировали вопросы дисграфии (симптомы, признаки, виды и т.д.), а также методы ее коррекции. Это направление, по-прежнему, является не до конца отработанным, а значит оно по-прежнему востребовано. Процесс формирования навыков письма у обучающихся с умственной отсталостью на современном этапе развития олигофренопедагогики требует дальнейшего развития, в том числе с применением новых педагогических методик.
Все вышесказанное определяет актуальность темы выпускной квалификационной работы.
Объект исследования - компоненты навыка письма у обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах школы.
Предмет исследования - процесс формирования навыка письма у обучающихся умственной отсталостью в начальных классах школы.
Цель исследования - составление программы формирования компонентов навыка письма у обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах школы.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Подобрать диагностические методики для выявления уровня сформированности навыка письма у обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах школы.
3. Осуществить педагогическую диагностику и выявить специфику сформированности навыка письма у обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах школы.
4. Составить и апробировать программу формирования компонентов навыка письма у обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах школы и методические рекомендации по ее реализации.
Для решения поставленных задач использовались различные методы исследования: обзор и анализ психолого-педагогической литературы, сравнение и анализ письменных работ обучающихся с умственной отсталостью, анализ учебной документации, наблюдение за обучающимися, собеседование с педагогами, констатирующий эксперимент и анализ полученных результатов.
Структура выпускной квалификационной работы: введение; основная часть, состоящая из трех глав; заключение; список используемых источников и литературы; приложения.
Письмо - это один из значимых навыков, необходимых обучающемуся для успешного овладения знаниями, оптимального взаимодействия с окружающими одноклассниками и педагогами и просто для нормального существования в социуме. У обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах школы этот вопрос стоит особенно остро, ведь именно в данный период закладывается основа для дальнейшего накопления интеллектуального багажа ребенком.
Формирование компонентов навыка письма у обучающихся с умственной отсталостью - это сложный и кропотливый процесс, имеющий огромное значение для успешной образовательной деятельности. Трудности формирования и развития данного навыка связаны с низким интеллектуальным уровнем и недостаточным психофизическим развитием (в том числе связанным с неразвитой моторикой). Тема формирования и развития навыков письма у обучающихся с умственной отсталостью много лет изучается как отечественными, так и зарубежными специалистами, но она по-прежнему не теряет своей злободневности. Это еще раз подтверждает актуальность темы выпускной квалификационной работы.
Предметом исследования в работе был процесс формирования навыка письма у обучающихся умственной отсталостью в начальных классах школы. В соответствии с этим была поставлена цель: программа формирования компонентов навыка письма у обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах школы. Исходя из поставленной цели были выполнены задачи: изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература по теме; на основе анализа литературных источников был подобран диагностический материал для выявления уровня сформированности навыка письма у обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах школы; проведена педагогическая диагностика и выявлена специфика сформированности навыка письма у обучающихся в исследуемом классе; на основе анализа полученных результатов была составлена и апробирована коррекционная программа по формированию и развитию компонентов навыка письма у обучающихся и методические рекомендации по ее реализации.
В процессе исследования выявлено, что в основе низкого уровня сформированности могут быть различные причины. Например, несформированность фонетической системы, низкий уровень или вообще отсутствие лексико-грамматической структуры, неразвитость мелкой моторики и т.д. При этом обучающиеся продемонстрировали широкий спектр допущенных ошибок при письменном тестировании: пропуски (букв, слогов или даже целых слов), перестановка букв местами внутри слова, добавление ненужных букв в слово, пропуски знаков препинания, замена букв на похожие по звучанию, разрыв целого слова при написании на буквы или слога.
После апробации программы, направленной на формирование и развитие навыка письма у обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах школы, была проведена повторная диагностика. Она показала, что уровень развития данного компонента, фактически у всех обучающихся в исследуемом классе вырос как в количественном, так и в качественном показателях. Это доказывает эффективность составленной программы. Что соответственно, позволяет сделать вывод, что цель выпускной квалификационной работы выполнена.
1. Азова, О. И. Диагностика письменной речи у обучающихся начальных классов / О. И. Азова. - М. : ТЦ Сфера, 2011. - 64 с.
2. Акименко, В. М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями / В. М. Акименко. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 77 с.
3. Аксенова, А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов /
A. К. Аксенова. - М. : Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2004. - 316 с.
4. Аксенова, А. К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы: Книга для учителя. / А. К. Аксенова, Э. В. Якубовская. - М. : Просвещение, 1991. - 176 с.
5. Ахутина, Т. В. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников. Приложения. / Т. В. Ахутина. - М. : Сфера, 2015. - 48 с.
6. Аристова, Т. А. Коррекция нарушений письменной речи: учебно-методическое пособие/ Т. А. Аристова; Электрон.текстовые данные. - СПб. : КАРО, 2013. - 208 c. - URL:http://www.iprbookshop.ru/26758(дата обращения: 20.10.2021).
7. Безруких, М. М. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5-7,5 лет / М. М. Безруких ; Руководство по тестированию и обработке результатов. - М. : Новая школа, 2006. - 188 с.
8. Безруких, М. М. Еще раз о письме и почерке / М. М. Безруких ; Советская педагогика. - 1987. - № 5.
9. Борщанская, М. С. Создание воспитательской системы в школе VIII вида / М. С. Борщанская ; Дефектология. - 2001. - № 4. - С. 37 - 39.
10. Брагинский, В. А. Почему не каждому даётся грамота? /
B. А. Брагинский ; Начальная школа. - 2015. - № 4. - С. 20-22.
11. Брунов, Б. П. Воспитание детей с проблемами в интеллектуальном развитии (учебное пособие) / Б. П. Брунов. - Красноярск, 2006. - 156 с.
12. Буцикина, Т. П. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графо моторных навыков у младших школьников / Т. П. Буцикина. - М. : Логопед, 2005. - №3. - С. 84-94.
13. Волкова, Л. С. Логопедия // ред. Н. Н. Яковлева Преодоление
нарушений письменной речи: учебно-методическое пособие/ - Электрон. текстовые данные. - СПб. : КАРО, 2011. - 160 c. - URL:
http://www.iprbookshop.ru/19456 (дата обращения: 20.10.2021).
14. Волкова, Л. С. Логопедия: учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Л. С. Волкова. - М. : Владос, 2004. - 704 с.
15. Выготский, Л. С. Собрание сочинений : в 6-ти т. Т.5 : Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 1983. - С. 257-321.
16. Гончарова, В. А. Особенности нарушений письменной речи у обучающихся начальных классов. Логопедия / В. А. Гончарова. - 2015. - № 3(9). - С. 80-83.
17. Горфункель, П. Л. Опыт исследования зрительных компонентов в первоначальных навыках письма / П. Л. Г орфункель ; Известия АПН РСФСР, Вып. 86. - М. , 1956.
18. Губернаторова, Н. А. Анализ состояния письма у умственно отсталых младших школьников / Н. А. Губернаторова, С. Н. Каштанова ; Международный студенческий научный вестник. - 2017. - № 3/ - URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17292(дата обращения: 23.09.2021).
19. Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Пособие для логопедов / Л. Н. Ефименкова. - М. : Просвещение, 1991. - 223 с.
20. Екжанова, Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. - М. : Просвещение, 2003.
21. Замский, Х. С. Умственно отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних времён до середины ХХ века / Х. С. Замский. - М. , 1995. - 259 с.
22. Занков, Л. В. Психология умственно отсталого ребенка / Л. В. Занков. - М. : 1988. - 25 с.
23. Исмагилова, Г. Д. Развитие навыков грамотного письма у младших
школьников с умственной отсталостью / Г. Д. Исмагилова ; Магнитогорский технический университет им. Г. И. Носова - 2015. - URL:
https://scienceforum.ru/2015/article/2015010506 (дата обращения 26.09.21).
24. Ковшиков, В. А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности: учеб. для пед. и гуманитарных вузов / В. А. Ковшиков, В. П. Глухов. - М. : Изд-во АСТ, М., 2009. - 346 с.
25. Коняева, Н. П. Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития / Н. П. Коняева, Т. С. Никандрова. - М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010. - 200 с.
26. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей / А. Н. Корнев. - СПб. : ИД «МиМ», 2007. - 286 с.
27. Корнев, А. Н. Дислексия и дисграфия у детей / А. Н. Корнев. - 2-е изд. - СПб. : Гиппократ, 2005. - 224 с.
28. Коррекционная педагогика в начальном образовании / под ред. Г. Ф. Кумариной. - М. : «Академия», 2003. - 320 с.
29. Коррекция нарушений письменной речи: eчебно-методическое пособие / под ред. Н. Н. Яковлевой. - СПб. : КАРО, 2009. - 208 с.
30. Лалаева, Р. И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у обучающихся начальных классов / Р. И. Лалаева, Л. В. Венедиктова. - СПб. : Союз, 2011. - 224 с.
31. Лалаева, Р. И. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Р. И. Лалаева, Л. В. Венедиктова. - СПб, 2003.
32. Лалаева, Р. И. Логопедия в таблицах и схемах: учебное пособие / Р. И. Лалаева, Л. Г. Парамонова, С. Н. Шаховская. - М. : Парадигма, 2009. - 81 с.
33. Левина, P. E. Нарушение письма у детей с общим недоразвитием речи / под ред. Н. Н. Яковлева ; Преодоление нарушений письменной речи: учебно-методическое пособие. - СПб. : КАРО, 2011. - 160 c. - URL:
http://www.iprbookshop.ru/19456 (дата обращения: 20.10.2021).
34. Левина, Р. Е. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями чтения и письма. Логопедическая работа в школе / Р. Е. Левина. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1953. - 38 с.
35. Логинова, Е. А. Нарушения письменной речи у младших школьников / Е. А. Логинова, О. В. Елецкая. - М. : ФОРУМ: ИНФРАМ, 2015. - 192 с.
36. Логинова, Е. А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у обучающихся начальных классов с задержкой психического развития: Учебное пособие / под ред. Л. С. Волковой. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2004. - 208 с.
37. Лубовский, В. И. Динамика развития детей-олигофренов / В. И. Лубовский, М. С. Певзнер. - М. : АПН, 1963. - 223 с.
38. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии / А. Р. Лурия. - М. : Изд-во МГУ, 1973.
39. Лурия, А. Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования / А. Р. Лурия. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 347 с.
40. Мазанова, Е. В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов - 2-е изд., испр. / Е. В. Мазанова. - М. : издательство ГНОМ и Д, 2008.
41. Мазанова, Е. В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты 53 занятий для логопедов - 2-е изд., испр. / Е. В. Мазанова. - М. : издательство ГНОМ и Д, 2008.
42. Мазанова, Е. В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов - 2-е изд., испр. / Е. В. Мазанова. - М. : ГНОМ и Д, 2008.
43. Микфельд, Я. О. Диагностика и коррекция предпосылок оптической дисграфии и дислексии / Я. О. Микфельд. - 2004. - № 3. - С. 39-46.
44. Милостивенко, Л. Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей / Л. Г. Милостивенко. - СПб. : Стройлеспечать, 1990. - 64 с.
45. Мисаренко, Г. Т. Технология коррекции письма: развитие графомоторных навыков / Г. Т. Мисаренко. - 2014. - № 2. - С. 98-104.
46. Насонова, В. А. Особенности межанализаторных связей и их роль в усвоении навыков чтения и письма детьми с задержкой психического развития / В. А. Насонова. - 2007. - №2. - С. 41-46.
47. Парамонова, Л. Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция / Л. Г. Парамонова. - СПб., 2006. - 128 с.
48. Певзнер, М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии / М. С. Певзнер, Т. А. Власова. - М. : Академия, 2002. - 207 с.
49. Прищепова, И. В. Диагностика недостатков письма у младших школьников / И. В. Прищепова, С. В. Недоленко, П. А. Прищепова. - СПб. : Издательский дом «Литера», 2016.
50. Рахмакова, Г. Н. Некоторые особенности письменной речи у младших школьников с задержкой психического развития / Г. Н. Рахмакова. - 2004. - № 2. - С. 10-14.
51. Садовникова, И. Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма: пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов / И. Н. Садовникова. - М. : АРКТИ, 2005. - 400 с.
52. Садовникова, И. Н. Нарушение письменной речи у младших школьников / И. Н. Садовникова. - М. : Просвещение, 1983. - 118 с.
53. Скиотис, Е. И. Особенности развития связной письменной речи младших школьников с задержкой психического развития / Е. И. Скиотис. - 2006. - № 6. - С. 24-27.
54. Эльконин, Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся / Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдова. - М. : Интор, 1998. - 110 с.
55. Яворская, О. Н. Занимательные задания логопеда для школьников (2-3 классы) / О. Н. Яворская. - СПб. : КАРО, 2015.
56. Организация и планирование воспитательной работы в специальной
(коррекционной) школе - интернате, детском доме: пособие для
воспитателей и учителей - 5-е изд., испр. и доп. - М. : АРКТИ, 2010. - 312 с.
57. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон № 273-ФЗ:
[принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г.: одобрен Советом Федераций 26 дек. 2012 г.]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174(дата
обращения: 30.09.2021).