Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование наглядно-образного мышления у обучающихся с умственной отсталостью на уроках математики на уровне начального образования

Работа №94014

Тип работы

Главы к дипломным работам

Предмет

психология

Объем работы92
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
244
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 8
1.1. Причины и проявления умственной отсталости у обучающихся 8
1.2. Особенности формирования наглядно-образного мышления у
обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования 12
1.3. Анализ литературных источников об особенностях наглядно¬
образного мышления у обучающихся на уровне начального образования: нормально-развивающихся и с умственной
отсталостью 15
ГЛАВА 2. ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 18
2.1. Характеристика базы исследования и контингента испытуемых.... 18
2.2 Обзор и обоснование диагностического инструментария, направленного на выявление уровней сформированности наглядно-образного мышления обучающихся с легкой умственной отсталостью. 22
2.3 Проведение констатирующего этапа эксперимента, анализ его
результатов 25
ГЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ И АПРОБАЦИЯ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 32
3.1. Обзор и обоснование направлений работы по формированию
наглядно-образного мышления у обучающихся с умственной отсталостью на уроках математики 32
3.2. Составление программы формирования наглядно-образного
мышления у обучающихся с умственной отсталостью на уроках математики на уровне начального образования 38
3.3. Апробация программы формирования наглядно-образного
мышления у обучающихся с умственной отсталостью на уроках математики на уровне начального образования и промежуточный мониторинг результатов 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 59

Актуальность. Интеллектуальное развитие ребенка начинается уже на ступени начального образования. В связи с этим, одной из главных проблем становится выявление средств, методов, условий благоприятно влияющих на формирование наглядно-образного мышления у обучающихся с умственной отсталостью на уроках математики на уровне начального образования. Изучение педагогами-психологами сущности наглядно-образного мышления, особенностей его развития в онтогенезе, закономерностей его проявления в различных видах деятельности имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Мышление в образах сам по себе сложный процесс, в котором представлены результаты чувственного восприятия окружающего мира, их обработка и преобразование этих результатов под влиянием интересов, намерений или субъективных установок самой личности.
Отличительной особенностью интеллекта человека является умение создавать образы и оперировать ими. Наглядно-образное мышление является полифункциональным образованием. Его содержанием выступают различные чувственные впечатления, которые образуют целостный образ. Полное развитие этого вида мышления является важным условием формирования более сложных форм мыслительной деятельности. Поэтому для развития потенциальных возможностей развития обучающихся необходимо
исследовать не только наиболее сложные формы мышления, но и генетически более ранние.
Обучающиеся с умственной отсталостью имеют мало представлений об окружающем мире.
Мыслительная деятельность о обучающихся с умственной отсталостью развита на достаточно низком уровне, что отражается на их обучении.
Вопрос по проблеме формирования наглядно-образного мышления у обучающихся с умственной отсталостью в специальной психологии и
специальной педагогике на сегодняшний день не теряет интерес. Особенности развития наглядно-образного мышления у обучающихся с умственной отсталостью изучали: В. М. Бехтерев, Т. А. Власова, Л. С. Выготский, Х. С. Замских, Д. Н. Исаев, С. С. Корсаков, В. А. Лапшин,
А. Р. Лурия, И. В. Маляревский, М. С. Певзнер, М. П. Постовская, С. Я. Рубинштейн, и другие. Они отмечают, что вопрос по проблеме формирования наглядно-образного мышления, имеет значительный интерес, однако, является одним из нерешенных в специальной педагогике [42].
Объект исследования - наглядно-образное мышление обучающихся с умственной отсталостью на уроках математики на уровне начального образования.
Предмет исследования - процесс составления и апробации коррекционно-развивающей программы по совершенствованию наглядно-образного мышления у обучающихся с умственной отсталостью на уроках математики на уровне начального образования.
Цель исследования - изучение и коррекция наглядно-образного мышления обучающихся с умственной отсталостью на уроках математики путем апробации коррекционно-развивающей программы.
В соответствии с целью исследования, определены задачи исследования:
1. Подобрать и проанализировать психолого-педагогическую
литературу и другие источники по проблеме исследования.
2. Спланировать, организовать, провести констатирующий этап психолого-педагогического эксперимента по выявлению уровней сформированности наглядно-образного мышления у обучающихся с умственной отсталостью и проанализировать его результаты.
3. Подобрать и обосновать выбор направлений коррекционно-развивающей работы по совершенствованию наглядно-образного мышления у обучающихся с умственной отсталостью на уроках математики.
4. Составить и апробировать коррекционно-развивающую программу, направленную на совершенствование наглядно-образного мышления у обучающихся с умственной отсталостью на уроках математики,
5. Оформить выпускную квалификационную работу согласно требованиям.
Методы и методики исследования.
Теоретический метод, используемый в выпускной квалификационной работе - изучение психолого-педагогической литературы и других источников по проблеме исследования.
Эмпирические методы такие, как: беседа с испытуемыми, наблюдение за испытуемыми во время учебной и внеурочной деятельности, психолого-педагогический эксперимент.
Методики исследования: «Лабиринт», «Сохранение количества», «Четвертый лишний», «Логические задачи», Стандартизованная методика для определения уровня умственного развития обучающихся
Э.Ф. Замбацявичене.
База исследования - МОУ СОШ № 3, Свердловская область,
Богдановичский район, г. Богданович.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе были рассмотрены теоретические основы для изучения и развития наглядно-образного мышления у обучающихся с умственной отсталостью. При анализе психолого-педагогической литературы были выявлены следующие трудности в развитии наглядно-образного мышления у обучающихся данной категории:
1) сложности, связанные с недоразвитием понятий;
2) сложность аналитико-синтетической деятельности;
3) сложность в применении ранее полученного опыта к настоящее проблеме;
4) сложность с отсутствием мотивации;
С целью изучения уровня наглядно-образного мышления на уроках математики был подобран диагностический инструментарий. Проведение обследования испытуемых выявило следующие особенности:
1. Большинство испытуемых испытывают трудности в установлении причинно-следственных связей;
2. Трудности в восприятии целостных ситуаций;
3. Сниженный уровень представлений о связях и отношениях, существующих между объектами окружающего мира.
Анализ данных, так же, выявил, что группа испытуемых оказалась неоднородной, испытуемые по-разному справлялись с заданиями.
Большинство обучающихся имеют средний уровень развития наглядно-образного мышления. Была составлена коррекционно-развивающая программа по развитию наглядно-образного мышления у обучающихся с умственной отсталостью (15 занятий).
Занятия предполагают не только развитие мыслительных операций наглядно-образного мышления, но и развитие мелкой, крупной моторики и формирование предпосылок к развитию словесно-логического развития.
Была проведена частичная апробация составленной коррекционно-развивающей программы (5 занятий). Поставленные задачи реализованы, цель работы достигнута. Частичная апробация показала незначительную динамику, но при полном проведении коррекционной программы, динамика предполагается более выраженная.


1. Бугера, Ю. Ю. Особенности развития внимания умственно отсталых детей и её влияние на процесс социализации / Ю. Ю. Бугера // Научные публикации. - 2010. - № 7. - С. 34-42.
2. Вайнштейн, Л. А. Общая психология / Л. А. Вайнштейн. - М. : Современная образовательное учреждение, 2009. - 512 с.
3. Виноградова, А. Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка : учебное пособие для студентов / А. Д. Виноградова. - М. : Просвещение, 1985. - 144 с.
4. Волкова, Л. С. Логопедия : учебник для студентов дефект. фак. пед. ин-тов / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова ; под ред. Л. С. Волковой. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 1995. - 384 с.
5. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский.
- М. : Педагогика, 1991. - 155 с.
6. Выготский, Л. С. Психология развития человека /
Л. С. Выготский. - М. : Смысл, 2005. - 136 с.
7. Выготский, Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте / Л. С. Выготский. - М. : Астрель, 1976. - С. 187-190.
8. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6-ти т. / Л. С. Выготский
- М. : Педагогика, 1983 Т. 3 : Проблемы развития психики - 1983. - 368 с.
9. Гальперин, П. Я. К проблеме внимания / П. Я. Гальперин. - М. : Астрель, 1987. - С. 169-175. 64
10. Галанжина, E. С. Некоторые аспекты развития образного мышления обучающихся / Е. С. Галанжина // Искусство в начальной школе: опыт, проблемы, перспективы. - Курский государственный ун-т. - Курск, 2001. - С. 46-47.
11. Гамезо, М. В. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития / М. В. Гамезо, В. С. Герасимова, Л. М. Орлова - Воронеж : МОДЭК, 1998. - 256 с.
12. Ганнушкин, П. Б Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика / П. Б. Ганнушкин - Н. Новгород : НГМД, 1998 -128 с.
13. Гиппенрейтер, Ю. Б. Психология внимания /
Ю. Б. Гиппенрейтер. - М. : ЧеРо, 2014. - 858 с.
14. Гонина, О. О. Психология младшего школьного возраста : учебное пособие для бакалавров / О. О. Гонина. - М. : ФЛИНТА, 2014. - 272
15. Государев, Н. А. Специальная психология : учебное пособие / Н. А. Государев. - М. : Ось, 2008. - 288 с.
16. Гринько, Л. А. Как повысить уровень работоспособности умственно отсталых учащихся младших классов в процессе урока / Л. А. Гринько // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2003. - № 3. - С. 42-47.
17. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе / Н. И. Гуткина. - СПб. : Питер, 2004. - 208 с.
18. Дормашев, Ю. Б. Психология внимания / Ю. Б. Дормашев, В. Я. Романов. - М. : Академия, 1999. - 336 с.
19. Драчен, А. П. Психологические особенности развития элементов произвольного внимания обучающихся с умственной отсталости / А. П. Драчен. - Тула : Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, 2015. - 143 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ