ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ
ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ПИСЬМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 8
1.1. Понятие «письмо» как научный феномен 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с
умственной отсталостью на уровне начального образования 15
1.3. Особенности формирования навыка письма у обучающихся с нормой
развития интеллекта и с умственной отсталостью на уровне начального образования 18
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКА ПИСЬМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 34
2.1. Характеристика базы исследования и контингента обучающихся,
задействованных в констатирующем этапе экспериментального исследования 34
2.2. Диагностический инструментарий, направленный на изучение
сформированности навыка письма у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования 36
2.3. Анализ результатов констатирующего этапа экспериментального
исследования, направленного на изучение сформированности навыка письма у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования 39
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ПИСЬМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 45
3.1. Составление коррекционно-развивающей программы, направленной
на формирование навыка письма на уровне начального образования 45
3.2. Анализ результатов реализации коррекционно-развивающей
программы, направленной на формирование навыка письма на уровне начального образования 53
3.3. Методические рекомендации для педагогов и родителей по формированию навыка письма у обучающихся с умственной отсталостью
на уровне начального образования 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 77
Проблема исследования. Формирование навыка письма у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования является центральным звеном в дальнейшем получении знаний. На протяжении многих лет нарушение письменной речи у обучающихся с умственной отсталостью изучали: А. Н. Корнев, Р. И. Лалаева, И. Н. Садовникова, и другие [24, 25, 50]. Сложность в освоении навыка письма, а также недостаточность методических рекомендаций дают основания считать данную проблему актуальной.
Актуальность темы. Нарушение речи у обучающихся с умственной отсталостью на сегодняшний день является распространенной проблемой. Речь играет важную роль в жизни каждого человека. В первую очередь, она является средством общения людей между собой.
Для данной категории обучающихся характерны стойкие нарушения психической деятельности. Особенно ярко эти нарушения видны в познавательной деятельности, от которой зависит качество усвояемого материала.
К существенным затруднениям в овладении речью приводит общее нарушение интеллектуальной деятельности, которое усложняется недоразвитием рече двигательного анализатора. Согласованное функционирование всех процессов, происходящих в головном мозге и других отделов нервной системы необходимо для нормального развития речевой деятельности человека.
Для обучающихся с умственной отсталостью развитие моторных функций происходит медленно. Данная категория обучающихся не может с требуемой точностью проконтролировать свои речевые движения.
Нарушение речи обучающихся с умственной отсталостью носит системный характер. Операции речевой деятельности у них оказываются несформированными. Отмечаются слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении; нарушено программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий, реализация речевой программы контроля за речью, сличение полученного результата с предварительным замыслом, его соответствие мотиву и цели речевой деятельности. Нарушаются все 4 компонента речи:
1. Фонетико-фонематическая сторона.
2. Лексика.
3. Грамматический строй.
Степень разработанности, место и значение в науке и практике. Большинство обучающихся с умственной отсталостью в силу своих особенностей развития, характеризуется недостаточной сформированностью предпосылок к овладению письмом, что и является, в конечном итоге, пусковым механизмом возникновения многочисленных проблем в овладении школьной программой. Рассматривая письмо обучающихся с умственной отсталостью, ученые исследователи обычно имели в виду ее первоначальные этапы. Их усилия были направлены на анализ затруднений, которые обнаруживаются у детей при обучении. Однако проблема устранения нарушения письма, остается актуальной, т.к. в большинстве случаев эти нарушения остаются на протяжении всего времени обучения.
Объект исследования - навык письма у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования.
Предмет исследования - процесс формирования навыка письма у умственно отсталых обучающихся на уровне начального образования.
Цель исследования - на основе анализа литературных данных определить степень сформированности письменных навыков у умственно отсталых обучающихся на уровне начального образования; составить и экспериментально апробировать содержание работы по формированию навыка письма у умственно отсталых обучающихся; проанализировать и описать полученные результаты.
Задачи исследования:
1. На основе исследования психолого-педагогической литературы, рассмотреть особенности формирования навыка письма у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования
2. Экспериментально изучить и проанализировать особенности формирования навыка письма у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования.
3. Составить содержание и апробировать методы работы по формированию навыка письма у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования.
4. Изучить и проанализировать эффективность работы по формированию навыка письма у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования.
Основными методами работы были:
1. Исследование и анализ психолого-педагогической, методической и филологической литературы по проблеме исследования.
2. Изучение психолого-педагогической документации,
характеризующей здоровье и развитие учащихся; анализ письменных работ обучающихся с умственной отсталостью.
3. Организация констатирующего эксперимента, проведение, анализ и обобщение результатов обучающего и контрольного экспериментов.
Нами был проведен педагогический эксперимент на базе государственного казенного общеобразовательного учреждения
Свердловской области «Екатеринбургской школы № 7 реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы» у обучающихся с умственной отсталостью в 3 классе, в количестве 10 человек. Дата проведения: 13.01.2020 г. - 05.03.2020 г.
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Формирование навыков письма вызвало большие трудности у умственно отсталых школьников с начальным уровнем образования, что подтверждает актуальность данной темы исследования. В специальной педагогике и психологии следует отметить, что формирование у таких обучающихся письменных навыков имеет особенности, связанные с отклонением интеллекта и психофизического развития (недоразвитие мелкой моторики, низкий уровень интеллектуального развития, сложности во взаимодействии между анализаторами и т. д.).
Мы выделили исследовательскую проблему. Формирование навыков письма у умственно отсталых обучающихся в начальной школе является ключевым звеном для дальнейшего приобретения знаний. Нарушения письменной речи у обучающихся с ограниченными интеллектуальными возможностями на протяжении многих лет изучали следующие ученые: А. Н. Корнев, И. Н. Садовникова, Р. И. Лалаева и другие [16, 18]. Данная проблема на сегодняшний день остается актуальной, так как сложность овладения письменными навыками и недостаточное количество методических рекомендаций дают для этого повод.
Целью нашего исследования было определение степени сформированности письменных навыков умственно отсталых школьников на начальном уровне образования на основе анализа литературных источников; написать и с помощью эксперимента проверить содержание работы, которое направлено на формирование письменных навыков у умственно отсталых школьников; получив нужные результаты, проанализировать и описать их.
Мы поставили перед собой следующие задачи:
1. Исследовать литературу по психологии и педагогике и на ее основе рассмотреть особенности письменной речи умственно отсталых обучающихся в начальной школе.
2. На уровне начального образования провести экспериментальное исследование и анализ формирования письменных навыков умственно отсталых младших школьников.
3. Создать содержание и проверить эффективность методов работы, которые направлены на формирование навыков письма у умственно отсталых школьников на начальном уровне образования.
4. На уровне начального образования проследить и провести анализ влияния работы по формированию навыков письма у умственно отсталых обучающихся.
Рассматривая литературу по данному вопросу, можно сделать вывод, что формирование навыков письма - сложный процесс речевой деятельности. Суть нарушения письменных навыков - это отсутствие сформированности фонетической системы, отсутствие лексико-грамматической структуры языка и другие нарушения (Б.Г. Ананьев, Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова).
У обучающихся с умственной отсталостью могут возникать при письме разнообразные ошибки: подстановка, пропуск согласных и гласных, пропуск слогов и частей слов, переставлять местами буквы, наоборот добавлять что- то ненужное, раздельное написание каждой части слова, структурные аграмматизмы. Для таких школьников требуется специальная системная подготовка для исправления произношения звуков, обработки фонем, речевого словарного запаса и грамматических компонентов, моторики и конкретных ошибок письма. Для повышения эффективности необходимо совмещать медицинское сопровождение и педагогическое.
В процессе нашего исследования был проведен констатирующий эксперимент по определению уровня сформированности письменных навыков обучающихся с ограниченными интеллектуальными возможностями на начальном уровне образования. Качественные и количественные результаты процесса письма позволяют нам сделать вывод о наличии обучающихся, которые допускают на письме специфические ошибки, в школах, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.
В свою очередь разработанные материалы для диагностики позволяют выделить форму дисграфии, механизм нарушения, нарушение сенсомоторной функции и целостные звенья. По результатам исследования мы смогла выбрать основу для составления плана коррекционного развития по преодолению выявленных нарушений у обучающихся с умственной отсталостью.
Мы определили задачи по изучению навыков письма обучающихся с ограниченными интеллектуальными возможностями в начальной школе:
1. Определить характер трудностей и степень отставания в навыках письма.
2. Изучить основные языковые и устные навыки, необходимые для грамотности.
3. Провести качественный и количественный анализ результатов исследования умственно отсталых обучающихся.
Среди обучающихся с умственной отсталостью в начальной школе дисграфия обычно проявляется в сложных формах, в комплексе и сочетании с другими видами (например, дисграфия на почве языкового анализа и синтеза и акустическая дисграфия, акустическая и артикуляторно - акустическая дисграфия и т. д.).
У умственно отсталых обучающихся выявлено поведение, нарушающее комплексные аналитические мероприятия при анализе морфемной структуры слов, анализе структуры предложений и звуковой структуры слов. Расплывчатое представление о слоговой структуре слов привело к большому количеству пропусков, замен и перестановок букв. Расплывчатое понятие морфологии слова определяет множество аграмматизмов, искаженных префиксов, суффиксов и окончаний, особенно при самостоятельном письме.
Отсутствие слов в предложениях, сплошное и раздельное написание слов - все это свидетельствует о нарушениях анализа структуры предложения. Большое количество ошибок среди умственно отсталыми обучающихся в начальной школе связано с дефектами звукопроизношения.
По результатам контрольного эксперимента обучающимся в настоящее время смогли определить уровень письменной речи.
Следовательно, проведенная коррекционная работа показала высокую эффективность у умственно отсталых школьников на уровне начального образования и имеет положительную тенденцию в формировании навыков письма.
В ходе работы мы давали педагогам и родителям советы о том, как развивать навыки письма для умственно отсталых обучающихся в начальной школе.
Таким образом, в процессе исследования поставленные цели были достигнуты. В результате можно согласиться с экспертами по коррекционному обучению в том, что развитие навыков письма у младших школьников с умственной отсталостью имеет свои особенности, а процесс формирования навыков будет сопровождаться трудностями, связанными с особенностями нейропсихологического развития обучающихся выбранной нами категории.
1. Аксенова, А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
2. Безруких, М. М. Еще раз о письме и почерке / М. М. Безруких // Советская педагогика. -1987. - №5.
3. Буцикина, Т. П. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графо моторных навыков у младших школьников / Т. П. Буцикина. - М.: Логопед, 2005. - №3. - С. 84-94.
4. Винарская. Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка / Е. Н. Винарская. - М.: Просвещение, 1987.
5. Волкова, Л. С. Логопедия: учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений (5-е изд.) / Л. С. Волкова. - М.: Владос, 2004. - 704 с.
6. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский. - М.: АПН РСФСР, 1956. - 519 с. 13.
7. Выготский, Л. С. Мышление и речь: собрание трудов / Л. С. Выготский. - М.: Лабиринт, 2011. - 640 с. 14.
8. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский. - М.: Просвещение, 1995. - 527 с.
9. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи /
А.Н. Гвоздев. - М. : АПН РСФР, 1961. - 471 с. 17
10. Глухов, В. П. Основы психолингвистики / В. П. Глухов. - М.: АСТ: АСТРЕЛЬ, 2005. - 351 с.
11. Гнездилов М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе. - М.: Просвещение, 1965. - 272 с.
12. Головина, Т. Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы / Т. Н. Головина. - М.: Педагогика, 1990. - 120 с.
13. Грошенков, И. А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида / И. А. Грошенков - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 208 с.
14. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников / Л. Н. Ефименкова. - М.: Просвещение, 1985. - 112 с.
15. Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Пособие для логопедов / Л. Н. Ефименкова. - М.: Просвещение, 1991. - 223 с.
16. Желтовская, Л. Я., Формирование каллиграфических навыков у
младших школьников / Л. Я. Желтовская, Е. Н. Соколова. - М.:
Просвещение, 1987. - 124 с.
17. Забрамная, С. Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения / С. Д. Забрамная. - М.: 1998. - 94 с.
18. Занков, Л. В. Психология умственно отсталого ребенка / Л. В. Занков. - М.: 1988. - 5 с.
19. Зикеев, А. Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Г. Зикеев. - 3-е изд., испр. - М.: Академия,
2007. - 200 с.
20. Илюхина, В. А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме / В. А. Илюхина // Начальная школа. -
2008. - №8. - С. 16-19.
...