ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО¬
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ФОМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 7
1.1 Понятие «мотивация» как научный феномен 7
1.2 Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с
умственной отсталостью на уровне начального образования 11
1.3 Особенности формирования мотивации у обучающихся с умственной
отсталостью на уровне начального образования 17
ГЛАВА 2 ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 22
2.1. Характеристика базы исследования и контингента обучающихся,
задействованных в констатирующем этапе экспериментального исследования на уровне начального образования 22
2.2. Методы и методики, направленные на выявления сформированности
мотивации к обучению у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования 27
2.3. Анализ результатов констатирующего этапа экспериментального исследования, направлены на выявления уровня сформированности мотивации к обучению у обучающихся с умственной отсталостью на
уровне начального образования 31
ГЛАВА 3 КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ
ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 39
3.1 Коррекционно-развивающая программа, направленная на формирование мотивации к обучению у обучающихся с умственной
отсталостью на уровне начального образования 39
3.2 Апробация коррекционно-развивающей программы по формированию
мотивации к обучению у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования 45
3.3 Методические рекомендации педагогам и родителям по
формированию мотивации к обучению у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 13 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 14 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 15 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 16 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 17 88
Проблема исследования мотивации в психологической науке является одной из центральных и сложных. Ее решение позволяет раскрыть всю глубину личности, объясняя причины ее активности, а также прогнозировать ее поступки. Л. П. Станкевич, И. П. Полякова отмечают, что «невозможно постичь сокровенные тайны человека без понимания скрытых механизмов мотивации, обуславливающих специфику его поведения». Научному изучению проблема мотивации положили начало еще великие мыслители древности: Аристотель, Демокрит, Лукреция, Августин, Сократ и др. Аристотель среди функций души выделял стремление «к чему-либо» или «от чего-либо», Демокрит рассматривал нужду как основную движущую силу, Августин отмечал, что в качестве основной мотивирующей силы действий души выступает сила воли.
Актуальность его обусловлена актуализацией содержания обучения, а также постановкой задач обучения обучающихся с умственной отсталостью в методах самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, выполнения работы, нравственного воспитания обучающихся, тренировка в них активной жизненной позиции.
Многочисленные исследования доказывают, что интерес обучающихся с умственной отсталостью к обучению резко снижается при переходе с начального уровня на средний. В подростковом возрасте мотивация к обучению ослабевает даже у нормально развивающихся обучающихся, не говоря уже об учениках с умственной отсталостью. Самый важный способ компенсации нарушений развития - целевое лечебное обучение. Поэтому крайне важно поддерживать достаточный уровень мотивации к обучению у обучающихся с умственной отсталостью на протяжении всего обучения..
Объект исследования - мотивация к обучению у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования.
Предмет исследования - формирование мотивации к обучению у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования.
Цель исследования - составление и апробация программы по формированию мотивации к обучению у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования.
Задачи исследования:
1. Составить психолого-педагогическую характеристику
обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования;
2. Проанализировать результаты констатирующего этапа экспериментального исследования, направлены на выявления уровня сформированности мотивации к обучению у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования;
3. Составить коррекционно-развивающую программу,
направленную на формирование мотивации к обучению у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования;
4. Апробировать коррекционно-развивающую программу по формированию мотивации к обучению у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования;
5. Составить методические рекомендации педагогам и родителям по формированию мотивации к обучению у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования.
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
База исследования: Ханты - Манскийский автономный округ - Югры г. Югорска. Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2».
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы по теме исследования;
2. Беседа
3. Опрос
4. Анкетирование
5. Наблюдение;
6. Педагогический эксперимент;
7. Анализ полученных данных.
Методики исследования:
1. «Изучение мотивации обучения у младших школьников» М. Р. Гинзбурга.
«Настроение» Л. В. Казацкой.
Мотивация как первый обязательный компонент входит в структуруу учебной деятельности. Она может быть внутренней или внешней по отношению к деятельности, но при этом всегда остается внутренней характеристикой личности как субъекта деятельности.
У обучающихся с умственной отсталостью в младшем школьном возрасте редко устойчивым мотивом является учебный. В основном у них преобладает игровой мотив или же устойчивого мотива нет. Также здесь можно отметить, что широкие социальные мотивы у обучающихся с умственной отсталостью не формируются, в процессе обучения возникают внешние мотивы, т. е. у них не возникает заинтересованности и осознанности в деятельности, нет желания получать знания. Они совершают деятельность лишь ради получения оценки и даже к концу начального образования действуют под воздействием взрослого, а не под собственным желанием выполнять какую-либо работу.
Детей с умственной отсталостью можно считать детей с нарушением психофизического становления, нуждающихся в особенном обучении и воспитании. Учебная деятельность детей с умственной отсталостью формируется по тем же законам, что и у нормальных ребят, и исполняется на протяжении всего обучения ребенка в школе. Она сложна по собственной структуре и настоятельно просит особого формирования. Позитивное отношение к обучению у обучающихся имеет возможность побуждаться надлежащими группами мотивов: внимание к школьному быту, личность учителя, всевозможные облики оценки, подготовка к грядущей работе, внимание к изучаемому материалу или получению знаний, внимание к процессу учебного труда, привычка выполнять предъявляемые школой и учителем требования и др. Всё это содействует, с одной стороны, развитию осознанию необходимости школьных информаций, внимания к изучаемым предметам, а с иной стороны - росту успеваемости, что, в собственную очередь, инициирует обучающегося к ещё больше наилучшему отношению к школе.
Исследование мотивации учебной работы у обучающихся с умственной отсталостью имеет большое значение для создания индивидуума с умственной недостаточностью, развития интереса к учебной работе, активизации познавательных функций в процессе учебной работы. Произведенно исследование мотивационных факторов учебной деятельности младших школьников с умственной отсталостью помогают нам утверждать, что психическое развитие умственно отсталых детей к началу школьной учебной работы не обеспечивает того показателя подготовки, который необходим для благоприятного становления познавательной и социальной мотивации учебной работы.
Все это говорит о нужде целенаправленной деятельности по созданию психолого-педагогических условий по формированию учебной мотивации у обучающихся, школы реализующие адаптированную общеобразовательную программу должны учитывать их зонуу ближайшего развития, потребности и интересы в обучении. Выявлено, что у данной категории обучающихся преобладающими выступаюь стимулы, которые связаны со стимуляцией со стороны педагога и школьными требованиями, они более выражены у второклассников и становятся менее значимыми у четвероклассников за счет повышения стимулов, которые связаны с учебной деятельностью. У трети обучающихся с умственной отсталостью были выявлены стимулы, которые напрямую связаны с учебной деятельностью, но эти стимулы характеризуются недостаточной осознанностью и глубиной, поверхностным характером. Было установлено, что для умственно отсталых младших школьников не характерны даже в элементарном виде широкие социальные мотивы. Основным побудителем к обучению остается внешнее воздействие со стороны взрослых. К основным ведущим мотивационным факторам учебной деятельности школьников с умственной отсталостью относят: слабую устойчивость учебной мотивации, низкую степень мотивировки и установки на успешное выполнение учебной деятельности, крайне низкий уровень целеполагания, достаточно высокий уровень тревожности по отношению к учебному процессу.
Была выявлена взаимообусловленная связь между мотивацией к учебной деятельности и степенью эффективности учебной деятельности. Полученные сведения позволили сформулировать основные теоретические положения формирующего эксперимента и разработать педагогические рекомендации, направленные на повышение уровня мотивации при выполнении учебной деятельности и на повышение продуктивности учебной деятельности младших школьников с умственной отсталостью.
Анализ полученных данных позволил сделать ряд выводов. Определились общие тенденции в формировании учебной мотивации у обучающихся с умственной отсталостью.
В ходе экспериментального исследования было установлено следующее. Обучающиеся с умственной отсталостью после проведения формирующих мероприятий, направленных на формирование учебной мотивации, повысили уровень школьной мотивации. Для обучающихся с умственной отсталостью стало характерно проявление познавательной мотивации. Это значит, что проведенная нами развивающая работа по формированию учебной мотивации способствовала развитию учебной мотивации обучающихся.
Нами было выявлено, что при осуществлении целенаправленного обучении детей с умственной отсталостью на основе адаптированной программы, использование игровых методов работы, развитие мотивов достижения, общения, одобрения, успеха, развития, оздоровления и азарта, то формирование мотивации учебной деятельности у обучающихся с умственной отсталостью будет эффективным.
Таким образом, цель работы полностью выполнена через решение поставленных задач. Практическое значение работы определяется возможностью использовать полученные данные для деятельности школьного психолога, дефектолога и педагога в работе с обучающимися с умственной отсталостью по формированию положительной мотивации к школе.
1. Александрова, Н. А. Некоторые результаты клинического изучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Н. А. Александрова. - 2002. - 258 с.
2. Божович, Л. И. О мотивации учения / Л. И. Божович. - 1969. - 143 с.
3. Борисова, О. И. Исследование мотивационной сферы детей // Педагогика. - 1992. - 363 с.
4. Борисова, О. И. Исследование мотивационной сферы детей / О. И. Борисова. - 1992. - 187 с.
5. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова. - М., 1973. - 123 с.
6. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский. - М., 1995. - 254 с.
7. Габай, Т. В. Учебная деятельность и её средства / Т. В. Габай. - М., 2005. - 187 с.
8. Гальперин, П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П. Я. Гальперин. - М. : Логос, 2010. - 342 с.
9. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология / М. В. Гамезо, М. В. Матюхиной, Т. С. Михальчик. - М. : Просвещение, 1984. - 354 с.
10. Григорович, Л. А. Педагогика и психология / Л. А. Григорович. - М. : Гардарики, 2001. - 324 с.
11. Данилова, Н. Н. Физиология высшей нервной деятельности / Н. Н. Данилова, А. Л. Крылова. - 1997. - 428 с.
12. Завьялова, Е. Н. Воспитание и обучение умственно-отсталых детей / Е. Н. Завьялова. - М., 1934. - 369 с.
13. Замский, Х С. История олигофренопедагогики / Х. С. Замский. - М., 1980. - 387 с.
14. Замский, Х. С. История воспитания и обучения умственно отсталых детей / Х. С. Замский. - М.,1966. - 321 с.
15. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. - СПб., 2002. - 143 с.
16. Исаев, Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков / Д. Н. Исаев. - СПб., 2003. - 154 с.
17. Кащенко, В. П. Педагогическая коррекция / В. П. Кащенко. - М. : Изд. «ВЛАДОС», 1999. - 223 с.
18. Коробейников, И. А. О концептуальных и практических аспектах диагностики и коррекции умственной отсталости. Социальная и клиническая психиатрия / И. А. Коробейников. - 1993. - 300 с.
19. Кравченко, А. Г. Словарная работа в условиях специально направленного обучения глубоко умственно отсталых детей /
А. Г. Кравченко, Т. Н. Иванова. - 2001. - 188 с.
...