Применение компьютерных технологий в логопедической работе по коррекции нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией
|
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ 8
1.1. Онтогенез звукопроизношения у детей в норме 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста с дизартрией 13
1.3. Характеристика нарушения звукопроизношения у старших
дошкольников с дизартрией 18
1.4. Обзор логопедических компьютерных технологий, направленных
на коррекцию нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией 21
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ 28
2.1. Организация и принципы логопедического
обследования 28
2.2. Методика проведения констатирующего эксперимента 30
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 33
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ 50
3.1. Теоретическое обоснование и принципы логопедической работы
по коррекции нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией 50
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией с
применением компьютерных технологий 52
3.3. Анализ результатов обучающего эксперимента, проведенного в
формате offline и online 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 68
1.1. Онтогенез звукопроизношения у детей в норме 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста с дизартрией 13
1.3. Характеристика нарушения звукопроизношения у старших
дошкольников с дизартрией 18
1.4. Обзор логопедических компьютерных технологий, направленных
на коррекцию нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией 21
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ 28
2.1. Организация и принципы логопедического
обследования 28
2.2. Методика проведения констатирующего эксперимента 30
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 33
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ 50
3.1. Теоретическое обоснование и принципы логопедической работы
по коррекции нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией 50
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией с
применением компьютерных технологий 52
3.3. Анализ результатов обучающего эксперимента, проведенного в
формате offline и online 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 68
Актуальность исследования. Современная образовательная концепция, согласно ФГОС ДО [67], предполагает использование личностно¬ориентированного подхода к детям на основе развития их способностей и возможностей. Это актуализирует необходимость поиска путей усовершенствования коррекционной работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
Общеизвестно, что вовремя сформированная речь ребенка является важным условием его гармоничного развития. Это связано в первую очередь с выполнением языка и речи ведущей функции в развитии речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка в формировании социальных связей. Для того, чтобы ребенок в полной мере мог овладеть речью, необходимо формировать правильное произношение звуков.
Актуальность темы исследования заключается в том, что на сегодняшний день большую значимость приобретаю вопросы моторного развития дошкольников, у которых имеется речевые патологии, в том числе дети с дизартрией (Е. Ф. Архипова [5], Е. М. Мастюкова [43], Л. И. Белякова [7], Е. Н. Винарская [12], Л. В. Лопатина [38] и др.).
Трудности в артикуляции у детей при дизартрии возникают из-за нарушений иннервации, которые специалисты могут определить при углубленном изучении нарушений речи ребенка, в связи, с чем можно отметить сложность диагностики дизартрических расстройств у детей. На сегодняшний день стоит важная задача нахождения современных методов работы по формированию и коррекции речевой сферы дошкольников с дизартрией во взаимосвязи с коррекцией нарушений у них звукопроизношения, эти нарушения будут вести к трудностям в овладении грамотой ребенком.
Важнейшую роль в становлении звукопроизношения играет координированная, отчетливая деятельность системы артикуляционного аппарата, умение быстро и правильно переключаться с одного движения на иное, а также фиксировать необходимую артикуляционную позу. Следовательно, первостепенное значение в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста имеют исправление сбоев в деятельности артикуляционного аппарата, его подготовка к постановке звуков, выработке адекватных, полноценных артикуляционных движений, интеграции обычных двигательных процессов в сложные смешанные артикуляционные позиции (О. В. Правдина) [54].
Исследованием нарушений произношения звуков, вопросами коррекции занимались многие российские ученые в области теории и практики логопедии. Достаточно полно изучен и описан процесс овладения звуковым строем языка, становление звукопроизношения в работах А. Н. Гвоздева [16], В. И. Бельтюкова [6], Д. Б. Эльконина [77] и др.
Вопросы формирования произношения звуков полно изучены и освещены в работах А. Н. Гвоздева [16], Н. И. Жинкиным [20], Г. А. Каше [24], Р. Е. Левиной [32], О. В. Правдиной [54], Т. Б. Филичивой [68], М. Ф. Фомичевой [70], Г. В. Чиркиной [72].
В специальной литературе в наибольшей степени является разработанным вопросы диагностики и коррекции звукопроизношения речи. А также методики и схемы выявления рассматриваемого нарушения описаны в трудах М. Е. Хватцева [71], М. Ф. Фомичевой [70], Г. В. Чиркиной [72], Т. Б. Филичевой [68], Е. Ф. Архиповой [5], О. Б. Иншаковой [23], Е. М. Мастюковой [43], Л. В. Лопатиной [38] и др.
В специальной педагогике разработан методологический подход к применению компьютерных технологий в процессе обучения детей с речевыми нарушениями (О. И. Кукушкина) [31]. В связи с усовершенствованием технических средств, расширяются возможности компьютерных технологий в логопедической работе (М. И. Лынская [40], Л. Р. Лизунова [34], З. А. Репина [57]).
Ввиду вышесказанного, темой нашей работы была выбрана «Применение компьютерных технологий в логопедической работе по коррекции нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией».
Объект исследования - состояние звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией, содержание логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией, включающий применение компьютерных технологий.
Предмет исследования - процесс использования компьютерных технологий при коррекции нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что коррекция звукопроизношения у старших дошкольников, имеющих дизартрию будет результативной, если в ходе общего коррекционного воздействия, будут целенаправленно и системно применяться логопедические компьютерные технологии.
Цель исследования - обоснование, разработка, апробация и определение результативности логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией.
Для достижения цели определены следующие задачи исследования:
1. Изучить научную, психологическую, педагогическую и методическую литературу.
2. Подобрать логопедические методики констатирующего исследования.
3. Провести изучение состояния звукопроизношения у детей 5-6 лет и проанализировать полученные результаты.
4. Определить этапы, содержание, методы и приемы логопедической работы, направленные на коррекцию звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией при применении логопедических компьютерных технологий.
5. Провести обучающий эксперимент и оценить его эффективность.
Методы исследования определялись в соответствие с целью и задачами исследования:
1. Теоретический (анализ психолого-педагогической, специальной литературы по проблеме исследования).
2. Эмпирический (проведение констатирующего, формирующего, контрольного экспериментов, наблюдение).
3. Количественный и качественный анализы полученных результатов.
4. Сравнительный (сравнение результатов констатирующего и контрольного экспериментов).
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение - детский сад №34, г. Екатеринбург, ул. Педагогическая, 26.
Выпускная квалификационная работа состоит из ведения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.
Общеизвестно, что вовремя сформированная речь ребенка является важным условием его гармоничного развития. Это связано в первую очередь с выполнением языка и речи ведущей функции в развитии речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка в формировании социальных связей. Для того, чтобы ребенок в полной мере мог овладеть речью, необходимо формировать правильное произношение звуков.
Актуальность темы исследования заключается в том, что на сегодняшний день большую значимость приобретаю вопросы моторного развития дошкольников, у которых имеется речевые патологии, в том числе дети с дизартрией (Е. Ф. Архипова [5], Е. М. Мастюкова [43], Л. И. Белякова [7], Е. Н. Винарская [12], Л. В. Лопатина [38] и др.).
Трудности в артикуляции у детей при дизартрии возникают из-за нарушений иннервации, которые специалисты могут определить при углубленном изучении нарушений речи ребенка, в связи, с чем можно отметить сложность диагностики дизартрических расстройств у детей. На сегодняшний день стоит важная задача нахождения современных методов работы по формированию и коррекции речевой сферы дошкольников с дизартрией во взаимосвязи с коррекцией нарушений у них звукопроизношения, эти нарушения будут вести к трудностям в овладении грамотой ребенком.
Важнейшую роль в становлении звукопроизношения играет координированная, отчетливая деятельность системы артикуляционного аппарата, умение быстро и правильно переключаться с одного движения на иное, а также фиксировать необходимую артикуляционную позу. Следовательно, первостепенное значение в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста имеют исправление сбоев в деятельности артикуляционного аппарата, его подготовка к постановке звуков, выработке адекватных, полноценных артикуляционных движений, интеграции обычных двигательных процессов в сложные смешанные артикуляционные позиции (О. В. Правдина) [54].
Исследованием нарушений произношения звуков, вопросами коррекции занимались многие российские ученые в области теории и практики логопедии. Достаточно полно изучен и описан процесс овладения звуковым строем языка, становление звукопроизношения в работах А. Н. Гвоздева [16], В. И. Бельтюкова [6], Д. Б. Эльконина [77] и др.
Вопросы формирования произношения звуков полно изучены и освещены в работах А. Н. Гвоздева [16], Н. И. Жинкиным [20], Г. А. Каше [24], Р. Е. Левиной [32], О. В. Правдиной [54], Т. Б. Филичивой [68], М. Ф. Фомичевой [70], Г. В. Чиркиной [72].
В специальной литературе в наибольшей степени является разработанным вопросы диагностики и коррекции звукопроизношения речи. А также методики и схемы выявления рассматриваемого нарушения описаны в трудах М. Е. Хватцева [71], М. Ф. Фомичевой [70], Г. В. Чиркиной [72], Т. Б. Филичевой [68], Е. Ф. Архиповой [5], О. Б. Иншаковой [23], Е. М. Мастюковой [43], Л. В. Лопатиной [38] и др.
В специальной педагогике разработан методологический подход к применению компьютерных технологий в процессе обучения детей с речевыми нарушениями (О. И. Кукушкина) [31]. В связи с усовершенствованием технических средств, расширяются возможности компьютерных технологий в логопедической работе (М. И. Лынская [40], Л. Р. Лизунова [34], З. А. Репина [57]).
Ввиду вышесказанного, темой нашей работы была выбрана «Применение компьютерных технологий в логопедической работе по коррекции нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией».
Объект исследования - состояние звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией, содержание логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией, включающий применение компьютерных технологий.
Предмет исследования - процесс использования компьютерных технологий при коррекции нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что коррекция звукопроизношения у старших дошкольников, имеющих дизартрию будет результативной, если в ходе общего коррекционного воздействия, будут целенаправленно и системно применяться логопедические компьютерные технологии.
Цель исследования - обоснование, разработка, апробация и определение результативности логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией.
Для достижения цели определены следующие задачи исследования:
1. Изучить научную, психологическую, педагогическую и методическую литературу.
2. Подобрать логопедические методики констатирующего исследования.
3. Провести изучение состояния звукопроизношения у детей 5-6 лет и проанализировать полученные результаты.
4. Определить этапы, содержание, методы и приемы логопедической работы, направленные на коррекцию звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией при применении логопедических компьютерных технологий.
5. Провести обучающий эксперимент и оценить его эффективность.
Методы исследования определялись в соответствие с целью и задачами исследования:
1. Теоретический (анализ психолого-педагогической, специальной литературы по проблеме исследования).
2. Эмпирический (проведение констатирующего, формирующего, контрольного экспериментов, наблюдение).
3. Количественный и качественный анализы полученных результатов.
4. Сравнительный (сравнение результатов констатирующего и контрольного экспериментов).
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение - детский сад №34, г. Екатеринбург, ул. Педагогическая, 26.
Выпускная квалификационная работа состоит из ведения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.
Формирование правильного произношения является основной задачей при коррекционной работе с детьми дошкольного возраста. Важным фактором для становления произношения ребенка является сформированное звукопроизношение и фонематическое восприятие. Благодаря фонематическому восприятию, ребенок учится узнавать фонемы, понимать смысл звучащего слова, дифференцировать слова - паронимы, соотносить слова с конкретными, предметами, действиями, явлениями, выделять и понимать фразы в речи других людей, и, что самое главное, слышать нарушения в собственной и чужой речи.
Установлено, что несформированность фонематического восприятия отрицательно влияет на качество произношения дошкольников, что приводит к неустойчивой артикуляции, многочисленными заменами и смешениями звуков и требует своевременной коррекции данных нарушений.
При работе над произношением происходит опора на такие важные фонематические процессы, как фонематические представления и более сложный - фонематический анализ и синтез.
При изучении и анализе научно-методической литературы можно прийти к выводу, что при дизартрии присутствует дефекты речи, вызываемый нарушениям центральной нервной системы, сочетающий в себе комбинацию расстройств всего процесса речевой деятельности, а это артикуляция, дыхание, голос, мимику и просодика.
Одним из ведущих признаков дизартрии является нарушение произношения звуков, сложно поддающиеся коррекции, а также отрицательно влияет на формирование других сторон речи и коммуникации ребенка в целом.
Для детей дошкольного возраста, у которых имеется псевдобульбарная дизартрия свойственно полиморфное нарушение произношение звуков, недостаток формирования интонационной выразительности. Нечеткость артикуляции и парез мышц гортани, ведут к голосовым нарушениям и в последствие чего происходит нарушение всей функциональности речи. Следовательно, что вторичными нарушениями являются недостаток в развитии лексики и грамматического строя речи, а также овладениям навыками чтения и письма.
По результатам логопедического обследования, можно сделать вывод, что в основе нарушения звукопроизносительной стороны речи при дизартрии лежат органические нарушения ЦНС, которые выражаются в недостаточности моторной сферы, изменениях мышечного тонуса, в форме парезов, гиперкинезов и патологических рефлексов.
Результаты исследования экспериментальной работы показали, что логопедическая работа по коррекции нарушений звуковой стороны речи должна иметь системный, комплексный и дифференцированный характер.
Содержание программы логопедической работы должна затрагивать не только психофизиологические механизмы и симптоматику нарушения, но и индивидуальные особенности проявления дефекта: акустических характеристик нарушенного произношения и степени их близости к правильному произношению, а также учета парезов и диспраксий в моторной сфере.
Для каждого логопедического занятия определяется комплекс задач и заданий, которые будут направлены на развитие психофизиологических механизмов, создающие нормальную реализацию звуковой стороны речи и закрепление правильных речевых навыков.
Применение компьютерных технологий при коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией является актуальным, хотя на сегодняшний день недостаточно разработанными в логопедические практики. В современной логопедии компьютерные технологии делают работу логопеда разнообразной, эмоциональной.
Таким образом, поставленные задачи для достижения выполнены, цель, определенная в начале исследования, достигнута.
Установлено, что несформированность фонематического восприятия отрицательно влияет на качество произношения дошкольников, что приводит к неустойчивой артикуляции, многочисленными заменами и смешениями звуков и требует своевременной коррекции данных нарушений.
При работе над произношением происходит опора на такие важные фонематические процессы, как фонематические представления и более сложный - фонематический анализ и синтез.
При изучении и анализе научно-методической литературы можно прийти к выводу, что при дизартрии присутствует дефекты речи, вызываемый нарушениям центральной нервной системы, сочетающий в себе комбинацию расстройств всего процесса речевой деятельности, а это артикуляция, дыхание, голос, мимику и просодика.
Одним из ведущих признаков дизартрии является нарушение произношения звуков, сложно поддающиеся коррекции, а также отрицательно влияет на формирование других сторон речи и коммуникации ребенка в целом.
Для детей дошкольного возраста, у которых имеется псевдобульбарная дизартрия свойственно полиморфное нарушение произношение звуков, недостаток формирования интонационной выразительности. Нечеткость артикуляции и парез мышц гортани, ведут к голосовым нарушениям и в последствие чего происходит нарушение всей функциональности речи. Следовательно, что вторичными нарушениями являются недостаток в развитии лексики и грамматического строя речи, а также овладениям навыками чтения и письма.
По результатам логопедического обследования, можно сделать вывод, что в основе нарушения звукопроизносительной стороны речи при дизартрии лежат органические нарушения ЦНС, которые выражаются в недостаточности моторной сферы, изменениях мышечного тонуса, в форме парезов, гиперкинезов и патологических рефлексов.
Результаты исследования экспериментальной работы показали, что логопедическая работа по коррекции нарушений звуковой стороны речи должна иметь системный, комплексный и дифференцированный характер.
Содержание программы логопедической работы должна затрагивать не только психофизиологические механизмы и симптоматику нарушения, но и индивидуальные особенности проявления дефекта: акустических характеристик нарушенного произношения и степени их близости к правильному произношению, а также учета парезов и диспраксий в моторной сфере.
Для каждого логопедического занятия определяется комплекс задач и заданий, которые будут направлены на развитие психофизиологических механизмов, создающие нормальную реализацию звуковой стороны речи и закрепление правильных речевых навыков.
Применение компьютерных технологий при коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией является актуальным, хотя на сегодняшний день недостаточно разработанными в логопедические практики. В современной логопедии компьютерные технологии делают работу логопеда разнообразной, эмоциональной.
Таким образом, поставленные задачи для достижения выполнены, цель, определенная в начале исследования, достигнута.
Подобные работы
- Применение компьютерных технологий в логопедической работе по коррекции нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2021 - Коррекция нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией с использованием информационно-компьютерных технологий
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2022 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ПО КОРРЕКЦИИ
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - Коррекция недоразвития фонетико-фонематической системы речи у
детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией в
условиях логопункта
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция недоразвития фонетико-фонематической системы речи у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией в условиях логопункта
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Логопедическая работа по формированию навыков самоконтроля речи у старших дошкольников с дизартрией в условиях логопункта
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2022 - Эффективность использования компьютерной программы в коррекции фонетико-фонематического нарушения речевого развития у детей с задержкой психического развития
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2019 - Применение компьютерных технологий при коррекции фонетики у
детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019





