ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ 8
1.1. Онтогенез звукопроизношения у детей в норме 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста с дизартрией 13
1.3. Характеристика нарушения звукопроизношения у старших
дошкольников с дизартрией 18
1.4. Обзор логопедических компьютерных технологий, направленных
на коррекцию нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией 21
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ 28
2.1. Организация и принципы логопедического
обследования 28
2.2. Методика проведения констатирующего эксперимента 30
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 33
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ 50
3.1. Теоретическое обоснование и принципы логопедической работы
по коррекции нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией 50
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией с
применением компьютерных технологий 52
3.3. Анализ результатов обучающего эксперимента, проведенного в
формате offline и online 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 68
Актуальность исследования. Современная образовательная концепция, согласно ФГОС ДО [67], предполагает использование личностно¬ориентированного подхода к детям на основе развития их способностей и возможностей. Это актуализирует необходимость поиска путей усовершенствования коррекционной работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
Общеизвестно, что вовремя сформированная речь ребенка является важным условием его гармоничного развития. Это связано в первую очередь с выполнением языка и речи ведущей функции в развитии речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка в формировании социальных связей. Для того, чтобы ребенок в полной мере мог овладеть речью, необходимо формировать правильное произношение звуков.
Актуальность темы исследования заключается в том, что на сегодняшний день большую значимость приобретаю вопросы моторного развития дошкольников, у которых имеется речевые патологии, в том числе дети с дизартрией (Е. Ф. Архипова [5], Е. М. Мастюкова [43], Л. И. Белякова [7], Е. Н. Винарская [12], Л. В. Лопатина [38] и др.).
Трудности в артикуляции у детей при дизартрии возникают из-за нарушений иннервации, которые специалисты могут определить при углубленном изучении нарушений речи ребенка, в связи, с чем можно отметить сложность диагностики дизартрических расстройств у детей. На сегодняшний день стоит важная задача нахождения современных методов работы по формированию и коррекции речевой сферы дошкольников с дизартрией во взаимосвязи с коррекцией нарушений у них звукопроизношения, эти нарушения будут вести к трудностям в овладении грамотой ребенком.
Важнейшую роль в становлении звукопроизношения играет координированная, отчетливая деятельность системы артикуляционного аппарата, умение быстро и правильно переключаться с одного движения на иное, а также фиксировать необходимую артикуляционную позу. Следовательно, первостепенное значение в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста имеют исправление сбоев в деятельности артикуляционного аппарата, его подготовка к постановке звуков, выработке адекватных, полноценных артикуляционных движений, интеграции обычных двигательных процессов в сложные смешанные артикуляционные позиции (О. В. Правдина) [54].
Исследованием нарушений произношения звуков, вопросами коррекции занимались многие российские ученые в области теории и практики логопедии. Достаточно полно изучен и описан процесс овладения звуковым строем языка, становление звукопроизношения в работах А. Н. Гвоздева [16], В. И. Бельтюкова [6], Д. Б. Эльконина [77] и др.
Вопросы формирования произношения звуков полно изучены и освещены в работах А. Н. Гвоздева [16], Н. И. Жинкиным [20], Г. А. Каше [24], Р. Е. Левиной [32], О. В. Правдиной [54], Т. Б. Филичивой [68], М. Ф. Фомичевой [70], Г. В. Чиркиной [72].
В специальной литературе в наибольшей степени является разработанным вопросы диагностики и коррекции звукопроизношения речи. А также методики и схемы выявления рассматриваемого нарушения описаны в трудах М. Е. Хватцева [71], М. Ф. Фомичевой [70], Г. В. Чиркиной [72], Т. Б. Филичевой [68], Е. Ф. Архиповой [5], О. Б. Иншаковой [23], Е. М. Мастюковой [43], Л. В. Лопатиной [38] и др.
В специальной педагогике разработан методологический подход к применению компьютерных технологий в процессе обучения детей с речевыми нарушениями (О. И. Кукушкина) [31]. В связи с усовершенствованием технических средств, расширяются возможности компьютерных технологий в логопедической работе (М. И. Лынская [40], Л. Р. Лизунова [34], З. А. Репина [57]).
Ввиду вышесказанного, темой нашей работы была выбрана «Применение компьютерных технологий в логопедической работе по коррекции нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией».
Объект исследования - состояние звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией, содержание логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией, включающий применение компьютерных технологий.
Предмет исследования - процесс использования компьютерных технологий при коррекции нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что коррекция звукопроизношения у старших дошкольников, имеющих дизартрию будет результативной, если в ходе общего коррекционного воздействия, будут целенаправленно и системно применяться логопедические компьютерные технологии.
Цель исследования - обоснование, разработка, апробация и определение результативности логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией.
Для достижения цели определены следующие задачи исследования:
1. Изучить научную, психологическую, педагогическую и методическую литературу.
2. Подобрать логопедические методики констатирующего исследования.
3. Провести изучение состояния звукопроизношения у детей 5-6 лет и проанализировать полученные результаты.
4. Определить этапы, содержание, методы и приемы логопедической работы, направленные на коррекцию звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией при применении логопедических компьютерных технологий.
5. Провести обучающий эксперимент и оценить его эффективность.
Методы исследования определялись в соответствие с целью и задачами исследования:
1. Теоретический (анализ психолого-педагогической, специальной литературы по проблеме исследования).
2. Эмпирический (проведение констатирующего, формирующего, контрольного экспериментов, наблюдение).
3. Количественный и качественный анализы полученных результатов.
4. Сравнительный (сравнение результатов констатирующего и контрольного экспериментов).
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение - детский сад №34, г. Екатеринбург, ул. Педагогическая, 26.
Выпускная квалификационная работа состоит из ведения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.
Формирование правильного произношения является основной задачей при коррекционной работе с детьми дошкольного возраста. Важным фактором для становления произношения ребенка является сформированное звукопроизношение и фонематическое восприятие. Благодаря фонематическому восприятию, ребенок учится узнавать фонемы, понимать смысл звучащего слова, дифференцировать слова - паронимы, соотносить слова с конкретными, предметами, действиями, явлениями, выделять и понимать фразы в речи других людей, и, что самое главное, слышать нарушения в собственной и чужой речи.
Установлено, что несформированность фонематического восприятия отрицательно влияет на качество произношения дошкольников, что приводит к неустойчивой артикуляции, многочисленными заменами и смешениями звуков и требует своевременной коррекции данных нарушений.
При работе над произношением происходит опора на такие важные фонематические процессы, как фонематические представления и более сложный - фонематический анализ и синтез.
При изучении и анализе научно-методической литературы можно прийти к выводу, что при дизартрии присутствует дефекты речи, вызываемый нарушениям центральной нервной системы, сочетающий в себе комбинацию расстройств всего процесса речевой деятельности, а это артикуляция, дыхание, голос, мимику и просодика.
Одним из ведущих признаков дизартрии является нарушение произношения звуков, сложно поддающиеся коррекции, а также отрицательно влияет на формирование других сторон речи и коммуникации ребенка в целом.
Для детей дошкольного возраста, у которых имеется псевдобульбарная дизартрия свойственно полиморфное нарушение произношение звуков, недостаток формирования интонационной выразительности. Нечеткость артикуляции и парез мышц гортани, ведут к голосовым нарушениям и в последствие чего происходит нарушение всей функциональности речи. Следовательно, что вторичными нарушениями являются недостаток в развитии лексики и грамматического строя речи, а также овладениям навыками чтения и письма.
По результатам логопедического обследования, можно сделать вывод, что в основе нарушения звукопроизносительной стороны речи при дизартрии лежат органические нарушения ЦНС, которые выражаются в недостаточности моторной сферы, изменениях мышечного тонуса, в форме парезов, гиперкинезов и патологических рефлексов.
Результаты исследования экспериментальной работы показали, что логопедическая работа по коррекции нарушений звуковой стороны речи должна иметь системный, комплексный и дифференцированный характер.
Содержание программы логопедической работы должна затрагивать не только психофизиологические механизмы и симптоматику нарушения, но и индивидуальные особенности проявления дефекта: акустических характеристик нарушенного произношения и степени их близости к правильному произношению, а также учета парезов и диспраксий в моторной сфере.
Для каждого логопедического занятия определяется комплекс задач и заданий, которые будут направлены на развитие психофизиологических механизмов, создающие нормальную реализацию звуковой стороны речи и закрепление правильных речевых навыков.
Применение компьютерных технологий при коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией является актуальным, хотя на сегодняшний день недостаточно разработанными в логопедические практики. В современной логопедии компьютерные технологии делают работу логопеда разнообразной, эмоциональной.
Таким образом, поставленные задачи для достижения выполнены, цель, определенная в начале исследования, достигнута.
1. Акименко, В. М. Исправление звукопроизношения у детей / В. М. Акименко. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. - 110 с.
2. Александрова, Т. В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников : учеб.-метод. пособие для логопедов и воспитателей / Т. В. Александрова. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. - 104 с.
3. Андерсен, Б. Мультимедиа в образовании : специализир. учеб. курс / Б. Андерсен, В. Д. Бриик. - Москва : Дрофа, 2017. - 213 с.
4. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. - Москва : АСТ : Астрель, 2012. - 256 с.
5. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей : учеб. пособие для студентов вузов / Е. Ф. Архипова. - Москва : АСТ : Астрель, 2012. - 319 с.
6. Бельтюков, В. И. Об усвоении звуков речи детьми / В. И. Бельтюков. - Москва : Просвещение, 1964. - 91 с.
7. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия : учеб. пособие для вузов / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - Москва : ВЛАДОС, 2009. - 287 с.
8. Беспалько, В. П. Образование и обучение с участием компьютеров: (педагогика третьего тысячелетия) : учеб.-метод. пособие / В. П. Беспалько. - Москва : МПСИ : Воронеж : МОДЭК, 2002. - 352 с.
9. Большакова, С. Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей : метод. пособие / С. Е. Большакова. - Москва : Сфера, 2013. - 154 с.
10. Брюховских, Л. А. Дизартрия : учеб.-метод. пособие / Л. А. Брюховских, В. П. Астафьева ; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. - Красноярск : [б. и.]: 2015. - 143 с.
11. Варенцова, Н. С., Развитие фонематического слуха у дошкольников / Н. С. Варенцова, Е. В. Колесникова. - Москва : ,ГНОМ- ПРЕСС, 2012. - 154 с.
12. Винарская, Е. Н. Дизартрия / Е. Н. Винарская. - Москва : АСТ : Астрель, 2005. - 141 с.
13. Воронкова, О. Б. Информационные технологии в образовании : интерактив. методы / О. Б. Воронкова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2015. - 320 с.
14. Вренева, Е. П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушениями речи / Е. П. Вренева // Логопед. - 2010. - № 5. - С. 46-52.
15. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - Москва : Лабиринт, 2016. - 414 с.
16. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. - 470 с.
17. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения : сб. метод. рекомендаций / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена ; сост. В. П. Балобанова. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. - 238 с.
18. Дурова, Н. В. Фонематика : как научить детей слышать и правильно произносить звуки : кн. для родителей и воспитателей / Н. В. Дурова. - Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 316 с.
19. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников : (дети с общ. недоразвитием речи) : пособие для логопедов / Л. Н. Ефименкова. - Москва : Просвещение, 1981. - 112 с.
...