Организация тьюторского сопровождения обучающихся с расстройствами аутистического спектра в процессе их абилитации
|
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В УСЛОВИЯХ АБИЛИТАЦИИ 7
1.1. Особенности развития обучающихся с расстройствами
аутистического спектра 7
1.2. Абилитация детей с ограниченными возможностями здоровья 11
1.3. Роль тьюторского сопровождения в обучении и воспитании детей с
ограниченными возможностями здоровья 19
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ РАБОТЫ ТЬЮТОРА ПРИ АБИЛИТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 26
2.1. Определение обязанностей тьютора в образовательной
организации 26
2.2. Диагностика уровня развития компетенций, необходимых для
первичной социализации обучающихся с расстройствами аутистического спектра 29
2.3. Анализ условий абилитации и реабилитации ребенка с
расстройствами аутистического спектра при сопровождении тьютора... 37 ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В ПРОЦЕССЕ ИХ АБИЛИТАЦИИ 45
3.1. Анализ методик абилитации обучающихся с расстройствами
аутистического спектра 45
3.2. Формирующий эксперимент 49
3.3. Контрольный эксперимент 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 77
1.1. Особенности развития обучающихся с расстройствами
аутистического спектра 7
1.2. Абилитация детей с ограниченными возможностями здоровья 11
1.3. Роль тьюторского сопровождения в обучении и воспитании детей с
ограниченными возможностями здоровья 19
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ РАБОТЫ ТЬЮТОРА ПРИ АБИЛИТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 26
2.1. Определение обязанностей тьютора в образовательной
организации 26
2.2. Диагностика уровня развития компетенций, необходимых для
первичной социализации обучающихся с расстройствами аутистического спектра 29
2.3. Анализ условий абилитации и реабилитации ребенка с
расстройствами аутистического спектра при сопровождении тьютора... 37 ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В ПРОЦЕССЕ ИХ АБИЛИТАЦИИ 45
3.1. Анализ методик абилитации обучающихся с расстройствами
аутистического спектра 45
3.2. Формирующий эксперимент 49
3.3. Контрольный эксперимент 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 77
Новая парадигма образования, определяя переход к личностно-ориентированной модели, акцентирует приоритетность задач своевременной реализации и развития личностного потенциала обучающегося, его способностей к усвоению знаний. Задачи гуманизации и индивидуализации процесса обучения требуют обязательного учета индивидуальных особенностей каждого обучающегося, создания полноценных условий для его личностного развития, становления как субъекта учебной деятельности. Особую актуальность эти задачи приобретают в начале школьного обучения в связи с формированием у обучающегося общей способности к обучению и формированием позиции личности по отношению к предмету и процессу усвоения знаний.
Закон об образовании и ряд международных актов (в том числе Саламанская декларация) дают право обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) учиться в любой образовательной организации, в том числе в массовых школах, наряду с нейротипичными сверстниками. Кроме дополнительных возможностей для родителей (законных представителей) и самих обучающихся это право ставит перед всеми субъектами образования новые задачи. В этом свете процесс индивидуализации образования приобретает особенную актуальность. Одним из способов индивидуализации процесса образования для обучающихся с ОВЗ является тьюторское сопровождение.
Обучающиеся с расстройствами аутистического спектра (РАС) являются одной из самых малоизученных групп лиц с ОВЗ. Долгое время обучающиеся с РАС вообще не выделялись в отдельную группу, а данное расстройство выступало как сопутствующее другим нарушениям. И если диагностика и психические особенности обучающихся с РАС исследовались выдающимися отечественными учеными (К. С. Лебединская, 4
О. С. Никольская), то методы и методики работы с данной группой обучающихся не являются разработанными в достаточной степени. Тоже самое можно сказать и о проблеме тьюторского сопровождения в аспекте работы с обучающими с РАС.
Лица с РАС отличаются от других групп лиц с ОВЗ своей неоднородностью внутри самой группы. Спектр проявлений, их сочетаний, тяжести дефекта и асинхронии развития настолько велик, что выявить универсальные, работающие для всех, алгоритмы работы становится сложным. Кроме особенностей речевого развития, восприятия информации, вторичных интеллектуальных нарушений, у лиц с РАС наблюдаются ярко выраженные особенности поведения. Это могут быть стереотипии, привязанность к строго организованному режиму, аутистимуляции, нежелательное поведение различной топографии и степени интенсивности (агрессия, самоагрессия, плач, крик и т.д.). Педагоги массовых школ в основном не имеют необходимых компетенций и не способны решать эти проблемы, а часто это невозможно ввиду недостаточности ресурсов времени, т.к. к основной нагрузке учителя добавляется необходимость поиска индивидуального подхода к обучающемуся с РАС. Все это обусловливает необходимость появления такого специалиста, как тьютор.
Вышеизложенное определило актуальность выбранной темы: недостаточность разработки проблемы содержания и организации тьюторского сопровождения обучающихся с расстройствами аутистического спектра в процессе их абилитации.
Объект исследования - содержание тьюторского сопровождения обучающихся с РАС в условиях абилитации.
Предмет - организация тьюторского сопровождения обучающихся с РАС в условиях абилитации.
Гипотеза: разработка и апробация содержания тьюторского
сопровождения обучающегося с расстройствами аутистического спектра будет способствовать более эффективной его абилитации.
Цель исследования - определение содержания (форм, методов, методик) тьюторского сопровождения, способствующего эффективному процессу абилитации обучающегося с РАС.
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
1. Анализ теоретической литературы по проблемам абилитации обучающихся с РАС.
2. Определение функционала тьютора.
3. Диагностика особенностей развития обучающегося с РАС и определение компетенций, актуальных для формирования разных видов его деятельности на данном этапе.
4. Подбор методов и методик, способствующих
абилитацииобучающегося с РАС.
5. Организация работы по формированию определенных компетенций у обучающегося с РАС.
6. Проведение контрольного эксперимента.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы методы объективного опосредованного наблюдения, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный). В качестве вспомогательных методов для обработки экспериментальных данных использован графический метод.
Закон об образовании и ряд международных актов (в том числе Саламанская декларация) дают право обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) учиться в любой образовательной организации, в том числе в массовых школах, наряду с нейротипичными сверстниками. Кроме дополнительных возможностей для родителей (законных представителей) и самих обучающихся это право ставит перед всеми субъектами образования новые задачи. В этом свете процесс индивидуализации образования приобретает особенную актуальность. Одним из способов индивидуализации процесса образования для обучающихся с ОВЗ является тьюторское сопровождение.
Обучающиеся с расстройствами аутистического спектра (РАС) являются одной из самых малоизученных групп лиц с ОВЗ. Долгое время обучающиеся с РАС вообще не выделялись в отдельную группу, а данное расстройство выступало как сопутствующее другим нарушениям. И если диагностика и психические особенности обучающихся с РАС исследовались выдающимися отечественными учеными (К. С. Лебединская, 4
О. С. Никольская), то методы и методики работы с данной группой обучающихся не являются разработанными в достаточной степени. Тоже самое можно сказать и о проблеме тьюторского сопровождения в аспекте работы с обучающими с РАС.
Лица с РАС отличаются от других групп лиц с ОВЗ своей неоднородностью внутри самой группы. Спектр проявлений, их сочетаний, тяжести дефекта и асинхронии развития настолько велик, что выявить универсальные, работающие для всех, алгоритмы работы становится сложным. Кроме особенностей речевого развития, восприятия информации, вторичных интеллектуальных нарушений, у лиц с РАС наблюдаются ярко выраженные особенности поведения. Это могут быть стереотипии, привязанность к строго организованному режиму, аутистимуляции, нежелательное поведение различной топографии и степени интенсивности (агрессия, самоагрессия, плач, крик и т.д.). Педагоги массовых школ в основном не имеют необходимых компетенций и не способны решать эти проблемы, а часто это невозможно ввиду недостаточности ресурсов времени, т.к. к основной нагрузке учителя добавляется необходимость поиска индивидуального подхода к обучающемуся с РАС. Все это обусловливает необходимость появления такого специалиста, как тьютор.
Вышеизложенное определило актуальность выбранной темы: недостаточность разработки проблемы содержания и организации тьюторского сопровождения обучающихся с расстройствами аутистического спектра в процессе их абилитации.
Объект исследования - содержание тьюторского сопровождения обучающихся с РАС в условиях абилитации.
Предмет - организация тьюторского сопровождения обучающихся с РАС в условиях абилитации.
Гипотеза: разработка и апробация содержания тьюторского
сопровождения обучающегося с расстройствами аутистического спектра будет способствовать более эффективной его абилитации.
Цель исследования - определение содержания (форм, методов, методик) тьюторского сопровождения, способствующего эффективному процессу абилитации обучающегося с РАС.
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
1. Анализ теоретической литературы по проблемам абилитации обучающихся с РАС.
2. Определение функционала тьютора.
3. Диагностика особенностей развития обучающегося с РАС и определение компетенций, актуальных для формирования разных видов его деятельности на данном этапе.
4. Подбор методов и методик, способствующих
абилитацииобучающегося с РАС.
5. Организация работы по формированию определенных компетенций у обучающегося с РАС.
6. Проведение контрольного эксперимента.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы методы объективного опосредованного наблюдения, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный). В качестве вспомогательных методов для обработки экспериментальных данных использован графический метод.
Индивидуальный подход на протяжении последних столетий (со времен Я. А. Каменского до наших дней) является главным ориентиром системы образования, и с каждым годом идеи индивидуализации становятся лишь более весомыми и значимыми. Наше общество идет по пути все большей гуманизации, где ценность жизни и значимость личности неоспоримы, а люди, имеющие ограниченные возможности здоровья, не просто не должны ущемляться в правах, но и имеют право на помощь, способную качественно повысить их уровень жизни. Сфера образования также относится к числу тех, где обучающийся с ОВЗ может рассчитывать на создание специальных условий. И от того, в какой мере будут учтены его потребности и насколько качественно потребности в специальных условиях будут удовлетворяться, зависит не только его успеваемость, но и в целом его социализация, а как следствие - абилитация. Наличие тьютора и грамотная организация его работы является важнейшим условием для успешного включения обучающегося с РАС в процесс обучения.
Таким образом, можно сделать выводы, подтверждающие выдвинутую гипотезу, что организация тьюторского сопровождения:
- способствует значительному повышению мотивации к выполнению задания и стремлению к конечному результату, а также помогает повысить уровень самостоятельности при выполнении задания обучающимся;
- способствует значительному повышению уровня адаптации обучающегося к новым условиям образовательной организации и помогает решить ряд поведенческих проблем обучающегося;
- помогает сформировать компетенции самооценки деятельности при условии полного отсутствия данных компетенций у обучающегося изначально;
- способствует развитию речи у обучающегося и увеличению ее функциональности.
Материалы исследования апробированы в докладах и публикациях: «Особые образовательные потребности в процессе обучения детей с расстройством аутистического спектра», «Проблемы тьюторского сопровождения обучающихся с расстройством аутистического спектра на современном этапе становления инклюзивного образования». Статьи опубликованы в сборниках Всероссийской научно-практической
конференция памяти профессора В. В. Коркунова «Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза» г. Екатеринбург.
Таким образом, можно сделать выводы, подтверждающие выдвинутую гипотезу, что организация тьюторского сопровождения:
- способствует значительному повышению мотивации к выполнению задания и стремлению к конечному результату, а также помогает повысить уровень самостоятельности при выполнении задания обучающимся;
- способствует значительному повышению уровня адаптации обучающегося к новым условиям образовательной организации и помогает решить ряд поведенческих проблем обучающегося;
- помогает сформировать компетенции самооценки деятельности при условии полного отсутствия данных компетенций у обучающегося изначально;
- способствует развитию речи у обучающегося и увеличению ее функциональности.
Материалы исследования апробированы в докладах и публикациях: «Особые образовательные потребности в процессе обучения детей с расстройством аутистического спектра», «Проблемы тьюторского сопровождения обучающихся с расстройством аутистического спектра на современном этапе становления инклюзивного образования». Статьи опубликованы в сборниках Всероссийской научно-практической
конференция памяти профессора В. В. Коркунова «Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза» г. Екатеринбург.
Подобные работы
- Организация тьюторского сопровождения обучающихся с расстройствами аутистического спектра в процессе их абилитации
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2021





