Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация тьюторского сопровождения обучающихся с расстройствами аутистического спектра в процессе их абилитации

Работа №94007

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы98
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
178
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В УСЛОВИЯХ АБИЛИТАЦИИ 7
1.1. Особенности развития обучающихся с расстройствами
аутистического спектра 7
1.2. Абилитация детей с ограниченными возможностями здоровья 11
1.3. Роль тьюторского сопровождения в обучении и воспитании детей с
ограниченными возможностями здоровья 19
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ РАБОТЫ ТЬЮТОРА ПРИ АБИЛИТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 26
2.1. Определение обязанностей тьютора в образовательной
организации 26
2.2. Диагностика уровня развития компетенций, необходимых для
первичной социализации обучающихся с расстройствами аутистического спектра 29
2.3. Анализ условий абилитации и реабилитации ребенка с
расстройствами аутистического спектра при сопровождении тьютора... 37 ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В ПРОЦЕССЕ ИХ АБИЛИТАЦИИ 45
3.1. Анализ методик абилитации обучающихся с расстройствами
аутистического спектра 45
3.2. Формирующий эксперимент 49
3.3. Контрольный эксперимент 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 77

Новая парадигма образования, определяя переход к личностно-ориентированной модели, акцентирует приоритетность задач своевременной реализации и развития личностного потенциала обучающегося, его способностей к усвоению знаний. Задачи гуманизации и индивидуализации процесса обучения требуют обязательного учета индивидуальных особенностей каждого обучающегося, создания полноценных условий для его личностного развития, становления как субъекта учебной деятельности. Особую актуальность эти задачи приобретают в начале школьного обучения в связи с формированием у обучающегося общей способности к обучению и формированием позиции личности по отношению к предмету и процессу усвоения знаний.
Закон об образовании и ряд международных актов (в том числе Саламанская декларация) дают право обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) учиться в любой образовательной организации, в том числе в массовых школах, наряду с нейротипичными сверстниками. Кроме дополнительных возможностей для родителей (законных представителей) и самих обучающихся это право ставит перед всеми субъектами образования новые задачи. В этом свете процесс индивидуализации образования приобретает особенную актуальность. Одним из способов индивидуализации процесса образования для обучающихся с ОВЗ является тьюторское сопровождение.
Обучающиеся с расстройствами аутистического спектра (РАС) являются одной из самых малоизученных групп лиц с ОВЗ. Долгое время обучающиеся с РАС вообще не выделялись в отдельную группу, а данное расстройство выступало как сопутствующее другим нарушениям. И если диагностика и психические особенности обучающихся с РАС исследовались выдающимися отечественными учеными (К. С. Лебединская, 4
О. С. Никольская), то методы и методики работы с данной группой обучающихся не являются разработанными в достаточной степени. Тоже самое можно сказать и о проблеме тьюторского сопровождения в аспекте работы с обучающими с РАС.
Лица с РАС отличаются от других групп лиц с ОВЗ своей неоднородностью внутри самой группы. Спектр проявлений, их сочетаний, тяжести дефекта и асинхронии развития настолько велик, что выявить универсальные, работающие для всех, алгоритмы работы становится сложным. Кроме особенностей речевого развития, восприятия информации, вторичных интеллектуальных нарушений, у лиц с РАС наблюдаются ярко выраженные особенности поведения. Это могут быть стереотипии, привязанность к строго организованному режиму, аутистимуляции, нежелательное поведение различной топографии и степени интенсивности (агрессия, самоагрессия, плач, крик и т.д.). Педагоги массовых школ в основном не имеют необходимых компетенций и не способны решать эти проблемы, а часто это невозможно ввиду недостаточности ресурсов времени, т.к. к основной нагрузке учителя добавляется необходимость поиска индивидуального подхода к обучающемуся с РАС. Все это обусловливает необходимость появления такого специалиста, как тьютор.
Вышеизложенное определило актуальность выбранной темы: недостаточность разработки проблемы содержания и организации тьюторского сопровождения обучающихся с расстройствами аутистического спектра в процессе их абилитации.
Объект исследования - содержание тьюторского сопровождения обучающихся с РАС в условиях абилитации.
Предмет - организация тьюторского сопровождения обучающихся с РАС в условиях абилитации.
Гипотеза: разработка и апробация содержания тьюторского
сопровождения обучающегося с расстройствами аутистического спектра будет способствовать более эффективной его абилитации.
Цель исследования - определение содержания (форм, методов, методик) тьюторского сопровождения, способствующего эффективному процессу абилитации обучающегося с РАС.
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
1. Анализ теоретической литературы по проблемам абилитации обучающихся с РАС.
2. Определение функционала тьютора.
3. Диагностика особенностей развития обучающегося с РАС и определение компетенций, актуальных для формирования разных видов его деятельности на данном этапе.
4. Подбор методов и методик, способствующих
абилитацииобучающегося с РАС.
5. Организация работы по формированию определенных компетенций у обучающегося с РАС.
6. Проведение контрольного эксперимента.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы методы объективного опосредованного наблюдения, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный). В качестве вспомогательных методов для обработки экспериментальных данных использован графический метод.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Индивидуальный подход на протяжении последних столетий (со времен Я. А. Каменского до наших дней) является главным ориентиром системы образования, и с каждым годом идеи индивидуализации становятся лишь более весомыми и значимыми. Наше общество идет по пути все большей гуманизации, где ценность жизни и значимость личности неоспоримы, а люди, имеющие ограниченные возможности здоровья, не просто не должны ущемляться в правах, но и имеют право на помощь, способную качественно повысить их уровень жизни. Сфера образования также относится к числу тех, где обучающийся с ОВЗ может рассчитывать на создание специальных условий. И от того, в какой мере будут учтены его потребности и насколько качественно потребности в специальных условиях будут удовлетворяться, зависит не только его успеваемость, но и в целом его социализация, а как следствие - абилитация. Наличие тьютора и грамотная организация его работы является важнейшим условием для успешного включения обучающегося с РАС в процесс обучения.
Таким образом, можно сделать выводы, подтверждающие выдвинутую гипотезу, что организация тьюторского сопровождения:
- способствует значительному повышению мотивации к выполнению задания и стремлению к конечному результату, а также помогает повысить уровень самостоятельности при выполнении задания обучающимся;
- способствует значительному повышению уровня адаптации обучающегося к новым условиям образовательной организации и помогает решить ряд поведенческих проблем обучающегося;
- помогает сформировать компетенции самооценки деятельности при условии полного отсутствия данных компетенций у обучающегося изначально;
- способствует развитию речи у обучающегося и увеличению ее функциональности.
Материалы исследования апробированы в докладах и публикациях: «Особые образовательные потребности в процессе обучения детей с расстройством аутистического спектра», «Проблемы тьюторского сопровождения обучающихся с расстройством аутистического спектра на современном этапе становления инклюзивного образования». Статьи опубликованы в сборниках Всероссийской научно-практической
конференция памяти профессора В. В. Коркунова «Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза» г. Екатеринбург.


1. Алексеечева, Н. Н. Формы и методы социально-психологической
и педагогической помощи детям и подросткам / Н. Н. Алексеечева // Территориальные социальные службы: теория и практика
функционирования. - М. : Лира, 2008. - 230 с.
2. Аршатская, О. С. Сочетание игровых занятий и холдинг-терапии в психологической помощи ребенку с выраженными проблемами детского аутизма / О. С. Аршатская // Дефектология. - 2011. - № 2. - С. 62-70.
3. Аутизм = АВА терапия.0 - URL:http://autism-aba.blogspot.com /2012/02/reinforcers-in-aba-therapy.html (дата обращения 29.01.2020).
4. Бадалян, Л. О. Невропатология : учебник / Л. О. Бадалян. - М. : ИНФРА-М., 2000. - 600 с.
5. Блейк, Х. Функциональный анализ поведения
(экспериментальный и описательный) для людей с аутизмом и связанными нарушениями/ Х. Блейк - URL: https: //gppc.ru/wp-
content/uploads/2017/04/Blejk-Hansen-Funktsionalnyj-analiz-povedeniya.pdf (дата обращения 29.01.2020).
6. Василенко Т.Д., Демина Д.С. Клинико-психологическое исследование детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Часть 1. Теория, методология и построение / Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. - 2018. - Т. 6, № 1(19) - URL: http://medpsy.ru/climp ( дата обращения: 28.01.2020 )
7. Ворожцова, И. Б. Педагогический смысл тьюторского сопровождения образовательной деятельности: [наблюдение и слушание] / И. Б. Ворожцова // Начальная школа. - 2010. - № 5. - С. 27-32.
8. Воронин, А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. / А.С. Воронин. - Екатеринбург : ЕГПУ, 2006. - 300 с.
9. Григорьев, М. В. Современные методы медико-психологической диагностики и психолого-педагогической коррекции заболевания детский аутизм/ М.В. Григорьев // Материалы VII Сибирского психологического форума. - 2017. - С. 53-55.
10. Двадцать методов коррекции аутизма с доказанной эффективностью. - URL: https://outfund.ru/dvadcat-sem-metodov-korrekcii- autizma-s-dokazannoj -effektivnostyu/amp/ ( дата обращения: 28.01.2020).
11. Детский аутизм : хрестоматия / сост. Л. М. Шипицына. - СПб. : Международный университет семьи и ребенка им Р. Валленберга, 1997. - 254 с.
12. Довбня, С. В. Дети с расстройствами аутистического спектра в детском саду и школе: практики с доказанной эффективностью / С. В. Довбня, Т. Ю. Морозова, А. Е. Залогина, И. Т. Монова. - СПб. : Сеанс, 2018. - 202 с.
13. Жариков, Н. М. Психиатрия / Н. М. Жарикова, Ю. Г. Тюльпин. - М. : Медицина, 2002. - 544 с.
14. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая дифференциация детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / С. Д. Забрамная, Т. Н. Исаева // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. 2009. - № 1. - С. 49-53.
15. Каннер, Л. Аутические нарушения аффективного контакта / Л. Каннер // Вопросы психического здоровья детей и подростков. - 2010 (10). - № 1. - С. 85-98.
16. Карелина И. Б. Психолого-педагогическая абилитация и
реабилитация детей-инвалидов / И. Б. Карелина, М. В. Туркина // Universum: Медицина и фармакология. - 2016. - № 11(33). - URL:
http://7universum.com/ru/med/archive/item/3848 (дата обращения: 30.01.2020).
17. Ковалева, Т. М. Профессия «тьютор» / Т. М. Ковалева, Е. И. Кобыща, С. Ю. Попова (Смолик), А. А. Теров, М. Ю. Череделина. - М. : СФК, 2013.
18. Ковалева, Т. М. Основы тьюторского сопровождения в общем образовании / Т. М. Ковалева. - М. : Первое сентября, 2010. - С. 25-26.
19. Ковалева, Т. М. Тьюторство как эффективная практика индивидуализации / Т. М. Ковалева // Журнал «Аккредитация в образовании» - URL: http://www.akvobr.ru/tjutorstvo praktika individualizacii.html (дата обращения: 24.01.2020).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ