Психолого-педагогическая абилитация детей раннего возраста с
ограниченными возможностями здоровья посредством составления и
реализации индивидуальной программы ранней помощи в естественных
жизненных ситуациях
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА
РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 9
1.1. Основные линии развития детей раннего возраста с
ограниченными возможностями здоровья 9
1.2. Психолого-педагогическая абилитация детей раннего возраста с
ограниченными возможностями здоровья 17
1.3. Индивидуальная программа развития ребёнка раннего возраста
с ограниченными возможностями здоровья как одно из средств психолого-педагогической абилитации детей раннего возраста с ОВЗ 23
1.4. Естественные жизненные ситуации: содержание, значение,
особенности, типология 29
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ 36
2.1. Организация исследования 36
2.2. Психолого-педагогическая характеристика экспериментальной
группы 67
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 73
3.1. Основные направления, принципы абилитации детей раннего
возраста с ограниченными возможностями здоровья 73
3.2. Содержание индивидуальных программ развития ребёнка
раннего возраста с ОВЗ 75
3.3. Анализ эффективности разработанных и реализованных
программ развития ребёнка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 104
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 106
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 113
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 128
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 133
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 140
Исходя из данных Федеральной службы государственной статистики, за последние пять лет количество детей с ОВЗ в возрасте от 0 до 7 лет остаётся стабильно высоким. По сравнению с 1 января 2016 года, где общее количество детей-инвалидов составляло 212000, из которых 118000 - мальчики и 94000 - девочки, на 1 января 2020 года эта цифра составляет 213000 детей, из которых мальчиков 119000, девочек - 95000 [54].
Положения, принятые во Всеобщей Декларации о правах ребёнка, в части создания комфортной и доброжелательной для жизни среды, обеспечения доступности и качества образования для детей-инвалидов, детей с ограничениями жизнедеятельности, не имеющих статуса ребёнка-инвалида, детей из группы риска и т.п. привели к объединению Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее РФ), Министерства образования и науки РФ и Министерства здравоохранения РФ в вопросе о необходимости развития ранней помощи детям группы риска, детям - инвалидам, детям с генетическими нарушениями и сопровождения их семей. В соответствии с этим Правительство РФ дало распоряжение от 31 августа 2016 года №1839-р об утверждении прилагающей Концепции развития ранней помощи в РФ на период до 2020 года.
Почти 30 лет назад, в 1992 году отечественная научная школа специальной психологии и педагогики выделила раннюю помощь как одно из важнейших направлений психолого-педагогической абилитации детей раннего возраста с ОВЗ.
Вопросами, затрагивающими теорию и практику ранней диагностики и психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с ОВЗ занимались такие выдающиеся личности: А. И. Ахметзянова, Л. С. Выгодский, Е. М. Мастюкова, М. Монтессори, Н. Н. Печора, Л. М. Самарина, Е. А. Стребелева, А. А. Твардовская, Э. Л. Фрухт, Д. Б. Эльконин, и др.
В настоящее время вопрос абилитации детей раннего возраста с ОВЗ и разработки индивидуальных программ развития ребёнка раннего возраста остаётся открытым и недостаточно изученным, т. к. существует необходимость:
- научного обоснования введения нового уровня образования детей с ОВЗ в возрасте от рождения до 3 лет;
- научного обоснования направлений развития существующей образовательной системы (на всех действующих уровнях), продуктивного для семьи, ребёнка, специалистов;
- понимания того, что формирование жизненной компетенции является неотъемлемым компонентом как специального, так и инклюзивного образования детей с ОВЗ раннего возраста [2].
Наличие проблем исследования определило выбор темы: «Психолого¬педагогическая абилитация детей раннего возраста с ОВЗ посредством составления и реализации индивидуальной программы ранней помощи в естественных жизненных ситуациях».
Объект - индивидуальная программа ранней помощи детей с ОВЗ.
Субъект - дети с ОВЗ от 0 до 3 лет.
Предмет - психолого-педагогическая абилитация посредством реализации индивидуальной программы ранней помощи в естественной жизненных ситуациях (далее ЕЖС).
Цель - научное обоснование психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с ОВЗ в процессе составления и реализации индивидуальной программы ранней помощи в естественно жизненных ситуациях; теоретически обосновать, разработать и апробировать методики составления индивидуальных программ ранней помощи.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что разработанные и реализованные ИПРР раннего возраста с ОВЗ с подобранными и адаптированными методами, приёмами, оборудованием будут продуктивнее и приблизят детей раннего развития с ОВЗ к возрастной норме, если:
- будут созданы специальные условия для максимального развития детей раннего возраста с ОВЗ в ЕЖС;
- подобрано и апробировано инструментальное обеспечение индивидуальных программ развития ребёнка раннего возраста с ОВЗ;
- формирование жизненных компетенций в ЕЖС - одно из приоритетных направлений в развитии детей раннего возраста с ОВЗ.
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач:
- проанализировать психологические и педагогические труды с целью выявления особенностей организации ранней помощи детям с ОВЗ различных нозологических групп;
- определить методическое основание разработки индивидуальной программы ранней помощи;
- выявить педагогические условия, необходимые для реализации индивидуальной программы ранней помощи детям с ОВЗ;
- подобрать и апробировать диагностический инструментарий, позволяющий исследовать эффективность разработанных индивидуальных программ ранней помощи.
Теоретическо - методологическую основу исследования составляют:
- концепция раннего выявления и ранней коррекции отклонений в развитии, разработанная НИИКП РАО (Н. Н. Малофеев, Ю. А. Разенкова, Е. А. Стребелева, Н. М. Шматко и др.);
- научные положения Л. С. Выготского о «зоне актуального развития» и о профилактике вторичных дефектов, «социальных вывихов»;
- И. П. Павлова и И. М. Сеченова о рефлекторной природе высшей нервной деятельности;
- учение А. Р. Лурия о мозговой организации психических процессов;
- научные положения Л. С. Выготского, М. Монтессори, Д. Б. Эльконина и др. о важности диагностики и развития в сенситивные периоды.
В исследовании использовался комплекс следующих методов: теоретических: анализ психолого-педагогической литературы, нормативных документов; базовых дефиниций; количественного и качественного анализа фактического материала.
Кроме того, использовались эмпирические методы: опрос, наблюдение и обобщение педагогического опыта: методы математической статистики для обработки и интерпретации полученных данных.
Опытно-поисковая работа проводилась на базе МБДОУ детский сад компенсирующего вида «Центр «Радуга» с сентября 2018 года по ноябрь 2020 года и состояла из трёх взаимосвязанных этапов.
На первом этапе изучалась психологическая, педагогическая и методическая литература по проблеме исследования, были сформулированы проблема и цель работы, поставлены задачи и выработаны методы научно-поисковой работы, определён научный аппарат.
На втором этапе была определена и апробирована методика констатирующего эксперимента, подобран диагностический инструментарий, разработаны критерии оценивания полученных результатов.
На третьем этапе проводился обучающийся эксперимент, была разработана система абилитационных мероприятий, включенных в индивидуальные программы развития ребёнка раннего возраста, проведена необходимая коррекционная работа и осуществлен контрольный эксперимент, систематизированы и обобщены материалы опытно-экспертной работы.
Научная новизна исследования выражена в следующем:
- обоснована методика разработки индивидуальной программы развития детей с ОВЗ;
- разработано содержание индивидуальной программы ранней помощи детям с ОВЗ;
- предложены и апробированы индивидуальные программы ранней помощи детям с ОВЗ.
Практическая значимость состоит в методических рекомендациях, позволяющих создать специальные условия для эффективного развития детей раннего возраста с ОВЗ в ЕЖС и в выявлении сведений, расширяющих представления о возможных индивидуальных программах ранней помощи детям с различными нозологиями, в методическом комплексе, который может быть использован специалистами служб ранней помощи и родителями детей раннего возраста с ОВЗ.
Апробация результатов исследования: результаты исследования прошли апробацию в следующих публикациях: сборник «Специальное образование» на темы: «Развитие функционирования ребёнка раннего возраста в повседневных жизненных ситуациях как одно из средств абилитации детей раннего возраста с ОВЗ» и «Содействие коммуникативному развитию ребёнка с ТМНР как условие нормализации его жизнедеятельности».
В выпускной квалификационной работе, согласно цели и задачам исследования, представлено научное обоснование психолого¬
педагогического сопровождения детей раннего возраста с ОВЗ в процессе составления и реализации индивидуальной программы ранней помощи в естественно жизненных ситуациях.
В теоретической части исследования рассмотрены такие аспекты заявленной темы как основные лини развития детей раннего возраста с ОВЗ, принципы и направления психолого-педагогической абилитации детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, индивидуальная программа развития ребёнка раннего возраста с ОВЗ как одно из средств психолого-педагогической абилитации детей раннего возраста с ОВЗ, естественные жизненные ситуации, их содержание, значение, особенности, типология.
Анализ литературных источников по проблеме исследования показал, что психолого-педагогическая абилитация детей раннего возраста с ОВЗ является достаточно новым направлением в системе ранней помощи данной категории детей и определяется как система различных мероприятий, направленных на развитие детей раннего возраста (от рождения до трёх лет) с нарушениями развития или риском появления таких нарушений, и мероприятий, ориентированных на поддержку родителей таких детей.
Период раннего возраста очень важен для всестороннего развития детей (особенно детей с ОВЗ), их дальнейшей социализации. Значительное количество современных детей в возрасте до 3-х лет находятся в зоне риска (дети с перинатальной недоношенностью, с генетическими заболеваниями, дети родителей с отягощённой беременностью, осложнениями в родах и т. п.). В основном нарушения в онтогенезе проявляется в период интенсивного формирования высших психических функций, и влияют на дальнейшую социальную адаптацию ребёнка, а значит на качество его жизни в целом.
Для раннего выявления проблем и абилитации детей с ОВЗ, необходимо иметь достаточные знания о развитии всех сфер ребёнка в онтогенезе и возможных причинах их нарушения.
Целью ИПРР раннего возраста с ОВЗ является раннее выявление проблемы или нарушения в развитии ребёнка и оказание соответствующей помощи ребёнку и его семье. Программы разрабатываются исходя из
оценки потребностей ребёнка и его семьи, их возможностей и направлены на развитие всех базовых навыков, а также любых навыков, которые ребёнок осваивает в течение первых трёх лет жизни. Всё психолого-педагогическое сопровождение ребёнка раннего возраста с ОВЗ должно быть направлено на улучшение повседневной жизни ребенка и семьи и включены в их естественную повседневную жизнь.
Исходя из гипотезы исследования, что разработанные и реализованные ИПРР раннего возраста с ОВЗ будут продуктивнее и способствовать приближению детей к возрастной норме, были проведёны констатирующий и контрольный эксперименты.
Результаты контрольного эксперимента, которые описаны выше, подтвердили исходную гипотезу исследования. Созданные условия, подобранный и апробированный инструментарий обеспечения ИПРР раннего возраста с ОВЗ, формирование жизненных компетенций в ЕЖС как одно из главных направлений разработанных ИПРР способствовали максимальному развитию детей данной группы, улучшению рутин в ЕЖС и приближению уровня развития к возрастной норме.
1. Авдеева, Н. Развитие личности в раннем детстве / Н. Авдеева // Дошкол. воспитание. - 2010. - № 3. - С. 103-110.
2. Аксенова, Л. И. Ранняя помощь детям с ограниченными
возможностями здоровья / Л. И. Аксенова. - М. : Юрайт, 2018. - 377 с.
3. Архипова, Е. Ф. Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни ребенка: пособие для специалистов Службы ранней помощи детям и родителям / Е. Ф. Архипова. - Москва : Мозаика- Синтез, 2012. - 156 с.
4. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа с детьми первых трёх лет жизни / Е. Ф. Архипова. - М. : Астрель, 2007. - 224 с.
5. Ахметзянова, А. И. Становление и развитие ранней помощи детям с нарушениями в развитии в России и за рубежом / А. И. Ахметзянова // Неврологический вестник. - 2015. - Т. XLVII, вып. 1. - С. 73-79.
6. Бадалян, Л. О. Невропатология : учебник / Л. О. Бадалян. - 2-е изд. - М. : Академия, 2003. - 368 с.
7. Богданова, Л. С. Полный курс раннего развития ребенка : 200 игр для развития памяти, внимания, восприятия, речи, мышления / Л. Богданова, Н. Диманис. - Санкт-Петербург : Лев и Сова, 2007. - 351 с.
8. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду / А. К. Бондаренко. - М., 1990. - 186 с.
9. Венгер, Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Л. А. Венгер. - М. : Просвещение, 2008. - 315 с.
10. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка / Е. Н. Винарская. - М. : Просвещение, 2011. - 24 с.
11. Волосовец, Т. В. Состояние и перспективы развития системы ранней помощи детям России / Т. В. Волосовец // Дефектология. - 2003. - № 4. - С. 4-6.
12. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова ; Л. М. Орлова. - М. : Пед. О-во России, 2011. - 512 с.
13. Гулина, М. А. Психология социальной работы : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / под ред. М. А. Гулиной. - Санкт-Петербург : Питер, 2010. - 382 с.
14. Грозная, Н. С. Ранняя помощь. Современное состояние и перспективные направления развития / Н. С. Грозная // Синдром Дауна. XXI век. - 2010. - № 10. - С. 54-61.
15. Деривативное электронное издание на основе печатного аналога: Особый ребенок : Исследования и опыт помощи. Проблемы социализации и интеграции. - М. : Теревинф, 2000. - Вып. 3. - 172 с.
16. Дети в трудной жизненной ситуации : актуальные проблемы / Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. - М. :
2011. - 70 с.
17. Дименштейн, Р. П. Интеграция «особого» ребенка в России : законодательство, практика и перспективы // Особый ребенок : исследования и опыт помощи. - 2000. - Вып. 3. - С. 27-64.
18. Дмитриева, В. Р. Развитие интеллекта ребенка в раннем возрасте: Задания и упражнения на развитие внимания, моторики, памяти, мышления, речи / В. Дмитриева. - СПб : Учитель и ученик : Корона принт, 2013. - 160 с.
19. Дыкман, Л. Гармоничный ребенок. Как этого достичь? Взрослые и дети : воспитание в гармонии / Л. Дыкман. - Санкт-Петербург : Деметра,
2012. - 284 с.
...