Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогическая абилитация детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья посредством составления и реализации индивидуальной программы ранней помощи в естественных жизненных ситуациях

Работа №93997

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы112
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
150
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА
РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 9
1.1. Основные линии развития детей раннего возраста с
ограниченными возможностями здоровья 9
1.2. Психолого-педагогическая абилитация детей раннего возраста с
ограниченными возможностями здоровья 17
1.3. Индивидуальная программа развития ребёнка раннего возраста
с ограниченными возможностями здоровья как одно из средств психолого-педагогической абилитации детей раннего возраста с ОВЗ 23
1.4. Естественные жизненные ситуации: содержание, значение,
особенности, типология 29
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ 36
2.1. Организация исследования 36
2.2. Психолого-педагогическая характеристика экспериментальной
группы 67
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 73
3.1. Основные направления, принципы абилитации детей раннего
возраста с ограниченными возможностями здоровья 73
3.2. Содержание индивидуальных программ развития ребёнка
раннего возраста с ОВЗ 75
3.3. Анализ эффективности разработанных и реализованных
программ развития ребёнка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 104
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 106
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 113
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 128
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 133
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 140

Исходя из данных Федеральной службы государственной статистики, за последние пять лет количество детей с ОВЗ в возрасте от 0 до 7 лет остаётся стабильно высоким. По сравнению с 1 января 2016 года, где общее количество детей-инвалидов составляло 212000, из которых 118000 - мальчики и 94000 - девочки, на 1 января 2020 года эта цифра составляет 213000 детей, из которых мальчиков 119000, девочек - 95000 [54].
Положения, принятые во Всеобщей Декларации о правах ребёнка, в части создания комфортной и доброжелательной для жизни среды, обеспечения доступности и качества образования для детей-инвалидов, детей с ограничениями жизнедеятельности, не имеющих статуса ребёнка-инвалида, детей из группы риска и т.п. привели к объединению Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее РФ), Министерства образования и науки РФ и Министерства здравоохранения РФ в вопросе о необходимости развития ранней помощи детям группы риска, детям - инвалидам, детям с генетическими нарушениями и сопровождения их семей. В соответствии с этим Правительство РФ дало распоряжение от 31 августа 2016 года №1839-р об утверждении прилагающей Концепции развития ранней помощи в РФ на период до 2020 года.
Почти 30 лет назад, в 1992 году отечественная научная школа специальной психологии и педагогики выделила раннюю помощь как одно из важнейших направлений психолого-педагогической абилитации детей раннего возраста с ОВЗ.
Вопросами, затрагивающими теорию и практику ранней диагностики и психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с ОВЗ занимались такие выдающиеся личности: А. И. Ахметзянова, Л. С. Выгодский, Е. М. Мастюкова, М. Монтессори, Н. Н. Печора, Л. М. Самарина, Е. А. Стребелева, А. А. Твардовская, Э. Л. Фрухт, Д. Б. Эльконин, и др.
В настоящее время вопрос абилитации детей раннего возраста с ОВЗ и разработки индивидуальных программ развития ребёнка раннего возраста остаётся открытым и недостаточно изученным, т. к. существует необходимость:
- научного обоснования введения нового уровня образования детей с ОВЗ в возрасте от рождения до 3 лет;
- научного обоснования направлений развития существующей образовательной системы (на всех действующих уровнях), продуктивного для семьи, ребёнка, специалистов;
- понимания того, что формирование жизненной компетенции является неотъемлемым компонентом как специального, так и инклюзивного образования детей с ОВЗ раннего возраста [2].
Наличие проблем исследования определило выбор темы: «Психолого¬педагогическая абилитация детей раннего возраста с ОВЗ посредством составления и реализации индивидуальной программы ранней помощи в естественных жизненных ситуациях».
Объект - индивидуальная программа ранней помощи детей с ОВЗ.
Субъект - дети с ОВЗ от 0 до 3 лет.
Предмет - психолого-педагогическая абилитация посредством реализации индивидуальной программы ранней помощи в естественной жизненных ситуациях (далее ЕЖС).
Цель - научное обоснование психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с ОВЗ в процессе составления и реализации индивидуальной программы ранней помощи в естественно жизненных ситуациях; теоретически обосновать, разработать и апробировать методики составления индивидуальных программ ранней помощи.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что разработанные и реализованные ИПРР раннего возраста с ОВЗ с подобранными и адаптированными методами, приёмами, оборудованием будут продуктивнее и приблизят детей раннего развития с ОВЗ к возрастной норме, если:
- будут созданы специальные условия для максимального развития детей раннего возраста с ОВЗ в ЕЖС;
- подобрано и апробировано инструментальное обеспечение индивидуальных программ развития ребёнка раннего возраста с ОВЗ;
- формирование жизненных компетенций в ЕЖС - одно из приоритетных направлений в развитии детей раннего возраста с ОВЗ.
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач:
- проанализировать психологические и педагогические труды с целью выявления особенностей организации ранней помощи детям с ОВЗ различных нозологических групп;
- определить методическое основание разработки индивидуальной программы ранней помощи;
- выявить педагогические условия, необходимые для реализации индивидуальной программы ранней помощи детям с ОВЗ;
- подобрать и апробировать диагностический инструментарий, позволяющий исследовать эффективность разработанных индивидуальных программ ранней помощи.
Теоретическо - методологическую основу исследования составляют:
- концепция раннего выявления и ранней коррекции отклонений в развитии, разработанная НИИКП РАО (Н. Н. Малофеев, Ю. А. Разенкова, Е. А. Стребелева, Н. М. Шматко и др.);
- научные положения Л. С. Выготского о «зоне актуального развития» и о профилактике вторичных дефектов, «социальных вывихов»;
- И. П. Павлова и И. М. Сеченова о рефлекторной природе высшей нервной деятельности;
- учение А. Р. Лурия о мозговой организации психических процессов;
- научные положения Л. С. Выготского, М. Монтессори, Д. Б. Эльконина и др. о важности диагностики и развития в сенситивные периоды.
В исследовании использовался комплекс следующих методов: теоретических: анализ психолого-педагогической литературы, нормативных документов; базовых дефиниций; количественного и качественного анализа фактического материала.
Кроме того, использовались эмпирические методы: опрос, наблюдение и обобщение педагогического опыта: методы математической статистики для обработки и интерпретации полученных данных.
Опытно-поисковая работа проводилась на базе МБДОУ детский сад компенсирующего вида «Центр «Радуга» с сентября 2018 года по ноябрь 2020 года и состояла из трёх взаимосвязанных этапов.
На первом этапе изучалась психологическая, педагогическая и методическая литература по проблеме исследования, были сформулированы проблема и цель работы, поставлены задачи и выработаны методы научно-поисковой работы, определён научный аппарат.
На втором этапе была определена и апробирована методика констатирующего эксперимента, подобран диагностический инструментарий, разработаны критерии оценивания полученных результатов.
На третьем этапе проводился обучающийся эксперимент, была разработана система абилитационных мероприятий, включенных в индивидуальные программы развития ребёнка раннего возраста, проведена необходимая коррекционная работа и осуществлен контрольный эксперимент, систематизированы и обобщены материалы опытно-экспертной работы.
Научная новизна исследования выражена в следующем:
- обоснована методика разработки индивидуальной программы развития детей с ОВЗ;
- разработано содержание индивидуальной программы ранней помощи детям с ОВЗ;
- предложены и апробированы индивидуальные программы ранней помощи детям с ОВЗ.
Практическая значимость состоит в методических рекомендациях, позволяющих создать специальные условия для эффективного развития детей раннего возраста с ОВЗ в ЕЖС и в выявлении сведений, расширяющих представления о возможных индивидуальных программах ранней помощи детям с различными нозологиями, в методическом комплексе, который может быть использован специалистами служб ранней помощи и родителями детей раннего возраста с ОВЗ.
Апробация результатов исследования: результаты исследования прошли апробацию в следующих публикациях: сборник «Специальное образование» на темы: «Развитие функционирования ребёнка раннего возраста в повседневных жизненных ситуациях как одно из средств абилитации детей раннего возраста с ОВЗ» и «Содействие коммуникативному развитию ребёнка с ТМНР как условие нормализации его жизнедеятельности».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В выпускной квалификационной работе, согласно цели и задачам исследования, представлено научное обоснование психолого¬
педагогического сопровождения детей раннего возраста с ОВЗ в процессе составления и реализации индивидуальной программы ранней помощи в естественно жизненных ситуациях.
В теоретической части исследования рассмотрены такие аспекты заявленной темы как основные лини развития детей раннего возраста с ОВЗ, принципы и направления психолого-педагогической абилитации детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, индивидуальная программа развития ребёнка раннего возраста с ОВЗ как одно из средств психолого-педагогической абилитации детей раннего возраста с ОВЗ, естественные жизненные ситуации, их содержание, значение, особенности, типология.
Анализ литературных источников по проблеме исследования показал, что психолого-педагогическая абилитация детей раннего возраста с ОВЗ является достаточно новым направлением в системе ранней помощи данной категории детей и определяется как система различных мероприятий, направленных на развитие детей раннего возраста (от рождения до трёх лет) с нарушениями развития или риском появления таких нарушений, и мероприятий, ориентированных на поддержку родителей таких детей.
Период раннего возраста очень важен для всестороннего развития детей (особенно детей с ОВЗ), их дальнейшей социализации. Значительное количество современных детей в возрасте до 3-х лет находятся в зоне риска (дети с перинатальной недоношенностью, с генетическими заболеваниями, дети родителей с отягощённой беременностью, осложнениями в родах и т. п.). В основном нарушения в онтогенезе проявляется в период интенсивного формирования высших психических функций, и влияют на дальнейшую социальную адаптацию ребёнка, а значит на качество его жизни в целом.
Для раннего выявления проблем и абилитации детей с ОВЗ, необходимо иметь достаточные знания о развитии всех сфер ребёнка в онтогенезе и возможных причинах их нарушения.
Целью ИПРР раннего возраста с ОВЗ является раннее выявление проблемы или нарушения в развитии ребёнка и оказание соответствующей помощи ребёнку и его семье. Программы разрабатываются исходя из
оценки потребностей ребёнка и его семьи, их возможностей и направлены на развитие всех базовых навыков, а также любых навыков, которые ребёнок осваивает в течение первых трёх лет жизни. Всё психолого-педагогическое сопровождение ребёнка раннего возраста с ОВЗ должно быть направлено на улучшение повседневной жизни ребенка и семьи и включены в их естественную повседневную жизнь.
Исходя из гипотезы исследования, что разработанные и реализованные ИПРР раннего возраста с ОВЗ будут продуктивнее и способствовать приближению детей к возрастной норме, были проведёны констатирующий и контрольный эксперименты.
Результаты контрольного эксперимента, которые описаны выше, подтвердили исходную гипотезу исследования. Созданные условия, подобранный и апробированный инструментарий обеспечения ИПРР раннего возраста с ОВЗ, формирование жизненных компетенций в ЕЖС как одно из главных направлений разработанных ИПРР способствовали максимальному развитию детей данной группы, улучшению рутин в ЕЖС и приближению уровня развития к возрастной норме.



1. Авдеева, Н. Развитие личности в раннем детстве / Н. Авдеева // Дошкол. воспитание. - 2010. - № 3. - С. 103-110.
2. Аксенова, Л. И. Ранняя помощь детям с ограниченными
возможностями здоровья / Л. И. Аксенова. - М. : Юрайт, 2018. - 377 с.
3. Архипова, Е. Ф. Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни ребенка: пособие для специалистов Службы ранней помощи детям и родителям / Е. Ф. Архипова. - Москва : Мозаика- Синтез, 2012. - 156 с.
4. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа с детьми первых трёх лет жизни / Е. Ф. Архипова. - М. : Астрель, 2007. - 224 с.
5. Ахметзянова, А. И. Становление и развитие ранней помощи детям с нарушениями в развитии в России и за рубежом / А. И. Ахметзянова // Неврологический вестник. - 2015. - Т. XLVII, вып. 1. - С. 73-79.
6. Бадалян, Л. О. Невропатология : учебник / Л. О. Бадалян. - 2-е изд. - М. : Академия, 2003. - 368 с.
7. Богданова, Л. С. Полный курс раннего развития ребенка : 200 игр для развития памяти, внимания, восприятия, речи, мышления / Л. Богданова, Н. Диманис. - Санкт-Петербург : Лев и Сова, 2007. - 351 с.
8. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду / А. К. Бондаренко. - М., 1990. - 186 с.
9. Венгер, Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Л. А. Венгер. - М. : Просвещение, 2008. - 315 с.
10. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка / Е. Н. Винарская. - М. : Просвещение, 2011. - 24 с.
11. Волосовец, Т. В. Состояние и перспективы развития системы ранней помощи детям России / Т. В. Волосовец // Дефектология. - 2003. - № 4. - С. 4-6.
12. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова ; Л. М. Орлова. - М. : Пед. О-во России, 2011. - 512 с.
13. Гулина, М. А. Психология социальной работы : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / под ред. М. А. Гулиной. - Санкт-Петербург : Питер, 2010. - 382 с.
14. Грозная, Н. С. Ранняя помощь. Современное состояние и перспективные направления развития / Н. С. Грозная // Синдром Дауна. XXI век. - 2010. - № 10. - С. 54-61.
15. Деривативное электронное издание на основе печатного аналога: Особый ребенок : Исследования и опыт помощи. Проблемы социализации и интеграции. - М. : Теревинф, 2000. - Вып. 3. - 172 с.
16. Дети в трудной жизненной ситуации : актуальные проблемы / Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. - М. :
2011. - 70 с.
17. Дименштейн, Р. П. Интеграция «особого» ребенка в России : законодательство, практика и перспективы // Особый ребенок : исследования и опыт помощи. - 2000. - Вып. 3. - С. 27-64.
18. Дмитриева, В. Р. Развитие интеллекта ребенка в раннем возрасте: Задания и упражнения на развитие внимания, моторики, памяти, мышления, речи / В. Дмитриева. - СПб : Учитель и ученик : Корона принт, 2013. - 160 с.
19. Дыкман, Л. Гармоничный ребенок. Как этого достичь? Взрослые и дети : воспитание в гармонии / Л. Дыкман. - Санкт-Петербург : Деметра,
2012. - 284 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ