Технологии формирования коммуникативных базовых учебных
действий в условиях психолого-педагогической реабилитации у
обучающихся младших классов с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ
ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) 9
1.1. Определение основных понятий исследования 9
1.2. Коммуникативные универсальные учебные действия
обучающихся с нормативным развитием 18
1.3. Особенности коммуникативных базовых учебных действий
обучающихся с легкой умственной отсталостью 22
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 32
2.1. Характеристика базы исследования и контингента детей,
задействованных в констатирующем этапе экспериментального исследовании 32
2.2. Методы и методики проведения констатирующего этапа
экспериментального исследования, направленные на выявление уровня развития коммуникативных базовых учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью 42
2.3. Анализ результатов констатирующего этапа экспериментального
исследовании по выявлению уровня развития коммуникативных базовых учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью 51
ГЛАВА 3. РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В УСЛОВИХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ 65
3.1. Технологии психолого-педагогической реабилитации как средство
формирования коммуникативных базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью в условиях психолого- педагогической реабилитации 65
3.2. Организация и содержание обучающего эксперимента 75
3.3. Анализ результатов контрольного этапа экспериментального
исследования по выявлению уровня сформированности коммуникативных базовых учебных действий обучающихся с легкой умственной отсталостью 78
3.4. Методические рекомендации по формированию коммуникативных
базовых учебных действий обучающихся с легкой умственной отсталостью 94
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 98
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 111
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 113
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 114
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 116
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 118
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 119
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 123
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 125
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 128
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 130
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 138
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 140
ПРИЛОЖЕНИЕ 13 142
ПРИЛОЖЕНИЕ 14 144
ПРИЛОЖЕНИЕ 15 145
Актуальность исследования. Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями представляет одну из сложных проблем в современном мире и является важным направлением исследований в специальной психологии и педагогике. С 1 сентября 2016 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - Стандарт). Данный документ представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП) образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
В основу действующего Стандарта положены деятельностный и дифференцированный подходы, что предполагает непосредственную творческую и интеллектуальную активность самого обучающегося в овладении предметными и личностными результатами, а также базовыми учебными действиями. В настоящее время под термином «базовые учебные действия» (далее - БУД) понимают элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с интеллектуальными нарушениями. В соответствии с Примерной адаптированной основной образовательной программой выделяют следующие базовые учебные действия: познавательные, коммуникативные, личностные и регулятивные.
Среди всех базовых учебных действий особое место занимают именно коммуникативные. Уровень развития этих учебных действий влияет не только на успешность обучения, но и на процесс социализации ребенка и социальной адаптации, что немаловажно в обучении детей с ментальными нарушениями - в этом уверены многие отечественные исследователи.
Стандарт указывает на то, что образование детей должно происходить в деятельности. Чтобы этого достичь педагогу на уроках необходимо использовать образовательные технологии, которые в свою очередь способствуют не только прочному усвоению предметных знаний, но и направлены на формирование у обучающихся базовых учебных действий. А для формирования именно коммуникативных базовых учебных действий очень важно использовать такие технологии, которые будут направлены на взаимодействие коллектива сверстников между собой.
Однако образовательные технологии не только не получают должного освещения в научных исследованиях специальной педагогики, но и не применяются в должно объеме в образовании детей с ментальными нарушениями. Это обстоятельство позволило нам сформулировать проблему исследования, которая связана с низким уровнем развития коммуникативных базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) младших классов, а также трудностями их формирования в условия применения только традиционной (репродуктивной) технологии в условиях психолого-педагогической реабилитации.
Объектом исследования являются коммуникативные базовые учебные действия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) младших классов.
Субъектов исследования являются обучающиеся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) младших классов.
Предмет исследования - процесс формирования коммуникативных базовых учебных действий, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) младших классов. в условиях психолого¬педагогической реабилитации.
Гипотеза исследования: уровень сформированности
коммуникативных базовых учебных действий повысится при условии включения образовательных технологий в программы учебных предметов в условиях психолого-педагогической реабилитации.
Цель исследования - определение и апробация технологий, направленных на формирование у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) младших классов коммуникативных базовых учебных действий.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Установить уровень сформированности коммуникативных базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях психолого-педагогической реабилитации.
3. На основе изучения уровня сформированности коммуникативных базовых учебных действий включить в программу учебного предмета «Речевая практика», а также внеурочную деятельность образовательные технологии, направленные на развитие у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) младших классов коммуникативных базовых учебных действий в условиях психолого¬педагогической реабилитации.
Для решения указанных задач использовались различные методы исследования:
- анализ, обобщение сведений, содержащихся в специальных литературных источниках по указанной проблеме исследования; общей и специальной педагогики, психологии частных методик;
- наблюдение за педагогическим процессом;
- изучение и анализ программно-методической документации;
- опросы педагогов в устной форме (беседа);
- проведение экспериментов констатирующего и обучающего видов в индивидуальных и групповых формах;
- статистическая обработка, анализ и обобщение полученных результатов.
1. Теоретико-методологическая основой исследования является
теория о ведущей роли обучения в развитии (Л. С. Выготский [16], П. Я. Гальперин [20]), положения о влиянии общения на психическое и личностное развитие (Л. С. Выготский [18], А. Н. Леонтьева [45]), исследования формирования коммуникативных умений и навыков у обучающихся с умственной отсталостью (Д. И. Бойкова [13], О. В. Куршакова [37], О. А. Омарова [58]).
Теоретическая значимость исследования заключается в представлении результатов исследования по выявлению уровня развития коммуникативных базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) младших классов, полученные сведения объективно отражают необходимость применения в обучении технологий деятельностного типа.
Практическая значимость работы:
- подобраны и адаптированы методики изучения и оценки уровня сформированности коммуникативных базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) младших классов;
- представлена программа внеурочной деятельности, а также учебного предмета «Речевая практика» включающая в себя адаптированные образовательные технологии;
- представленные программы могут быть использованы
педагогами образовательных организаций, реализующих адаптированные основные образовательные программы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также педагогами
общеобразовательных организаций, реализующих практику инклюзивного образования.
Работа состоит из введения, трех глав и заключения.
База исследования: эксперимент проводился на базе государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Екатеринбургской школы-интернат № 12, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы».
Данное исследование ставило целью определение и апробацию технологий, направленных на формирование у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) коммуникативных базовых учебных действий.
Для этого были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Установить уровень сформированности коммуникативных базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях психолого-педагогической реабилитации.
3. На основе изучения уровня сформированности коммуникативных базовых учебных действий включить в программу учебного предмета «Речевая практика», а также внеурочную деятельность образовательные технологии, направленные на развитие у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) коммуникативных базовых учебных действий в условиях психолого-педагогической реабилитации.
В первой главе исследования «Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования» было констатировано, что общение является основным условием развития ребенка, так как обеспечивает процесс социализации и усвоение социокультурного опыта поколений, является главным фактором формирования личности, одним из главных видов деятельности человека. В доказательство этого были приведены и проализированы работы многих философов, психологов и педагогов.
В нашем исследовании понятия «общение» и «коммуникация» рассматриваются как рядоположные понятия.
Развитие коммуникативных универсальных учебных действий особенно продуктивно в младшем школьном возрасте, так как именно в этом возрасте ребенок учится взаимодействию со взрослыми и сверстниками используя для этого четко определенные цели и мотивацию.
В ряде исследований отмечаются существенные недостатки в становлении коммуникативных умений у обучающихся с нарушением интеллекта.
Особенности коммуникации обучающихся с нарушением интеллекта обусловлены специфическим нарушением их речи, проявляющимся на фоне нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом. Однако, следует отметить, что не успешность речевого общения умственно отсталых детей связана не только с нарушениями интеллекта и речи, но и с несформированностью технологий общения со взрослыми и сверстниками.
Во второй главе исследования «Изучение уровня сформированности коммуникативных базовых учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью» были подобраны наиболее эффективные методы для проведения констатирующего этапа экспериментального исследования, направленного на выявление уровня сформированности коммуникативных базовых учебных действий с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Для экспериментального исследования были подобраны и адаптированы авторские методики.
Была дана характеристика базы исследования, а также контингента детей, задействованных в экспериментальном исследовании
(экспериментальной и контрольной группы исследования).
Были использованы следующие методики, которые были нами адаптированы с учетом познавательной деятельности умственно отсталых обучающихся:
1. Г. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной «Рукавичка».
2. И. А. Емельянова «Коммуникативное развитие ребенка».
3. И. А. Емельянова «Переговоры».
Обобщение результатов констатирующего этапа экспериментального исследования позволило сделать вывод о том, что у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 3 класса экспериментальной и контрольной групп преимущественно средний и низкий уровень сформированности коммуникативных базовых учебных действий.
Результаты констатирующего этапа экспериментального исследования показали, что участники экспериментальной и контрольной групп нуждаются в проведении специальной коррекционной работы по повышению уровня развития коммуникативных базовых учебных действий.
В третьей главе «Работа по формированию коммуникативных базовых учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью в условиях психолого-педагогической реабилитации» определены основные особенности образовательных технологий.
На основании результатов, представленных в параграфе 2.3, было принято решение включить образовательные технологии в программу по учебному предмету «Речевая практика», а также составить программу курса внеурочной деятельности «Твори добро», которая бы включала выбранные адаптированные технологии. Данные программы призваны способствовать развитию коммуникативных базовых учебных действий.
Программа по учебному предмету «Речевая практика» была рассчитана на 34 учебных часа, также, как и курс внеурочной деятельности «Твори добро». Данные программы были апробированы на экспериментальной группе обучающихся в 2019 - 2020 учебном году. То есть в совокупности было проведено 68 учебных часов с применением технологий и приемов образовательных технологий, направленных на развитие коммуникативных базовых учебных действий. В программах использовались: проектные технологии (мини-исследования, групповые проекты), проблемное обучение, технология обучения в сотрудничестве, приемы технологий развития критического мышления, технология коллективного творческого дела, технология развивающего обучения, игровые технологии.
Обобщение результатов контрольного эксперимента показало, что уровень развития коммуникативных базовых учебных действий у экспериментальной группы после прохождения программ, включающих в себя образовательные технологии существенно выше, чем у контрольной группы обучающихся. Данные результаты убедительно показывают, что применение образовательных технологий способствуют положительной динамике уровня развития коммуникативных базовых учебных действий.
Таким образом, проведенная исследовательская работа убедительно доказывает необходимость применения образовательных технологий в педагогической практике многих специалистов, работающих с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Составленные программы можно рекомендовать специалистам, работающим в организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, а также специалистов, реализующих инклюзивную практику.
Цель исследования достигнута, задачи решены.
1. Аксенова, А. К. Развитие связной устной речи умственно отсталых учащихся на специальных уроках / А. К. Аксенова, Э. В. Якубовская // Дефектология. - 1987. - № 6. - С. 32-37.
2. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды / Б. Г. Ананьев.
- М. : Издат. центр «Академия», 2002. - 208 с.
3. Андреева, Г. М. Социальная психология : учеб. пособ. / Г. М. Андреева. - М. : Аспект Пресс, 2016. - 363 с.
4. Аргунова, Е. Р. Активные методы обучения : учеб.-метод. пособие / Е. Р. Аргунова, И. Г. Жуков; Р. Ф. Маричев. - М. : ИЦПКПС, 2005.
- 104 с.
5. Аристова, Л. П. Активность учения школьника. / Л. П. Аристова
- М., 2008. - 297 с.
6. Астафурова, Т. Н. Лингвистические аспекты межкультурной деловой коммуникации / Т.Н. Астафурова. - Волгоград. : ВолГУ, 1997. - 107 с.
7. Аугене, Д. И. Речевое общение умственно отсталых детей дошкольного возраста и пути его активизации / Д. И. Аугене // Дефектология.
- 1987. - № 4. - С.76-80.
8. Бадалян, О. Л. Невропатология / О. Л. Бадалян. - М. : Просвещение, 1987. - 317 с.
9. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики : учеб. пособие для студ. высших пед. уч. заведений / А. С. Белкин. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 192 с.
10. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. - М. : Педагогика, 1989. - 192 с.
11. Бодалев, А. А. Личность и общение. Избранные труды /
А. А. Бодалев. - М. : Международная педагогическая академия, 1995. - 328 с.
12. Божович, Л. И. Вопросы психологии личности школьника. / Л. И. Божович. - М. : Издательство Академии Педагогических наук РСФСР, 1961. - 321 с.
13. Бойков, Д. И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности : учебно-методическое пособие / Д. И. Бойков. - СПб, 2005. - 288 с.
14. Борисова, Н. В. Образовательные технологии как объект
педагогического выбора в условиях реализации компетентностного подхода : учебно-методический комплекс по образовательному модулю /
Н. В. Борисова. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. - 100 с.
15. Буева, Л. П. Человек: Деятельность и общение / Л. П. Буева. - М. : Мысль, 1978. - 325 с.
16. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3: Проблемы развития психики / Л. С. Выготский ; гл. ред. А. В. Запорожец. - М. : Педагогика, 1983. - 369 с.
17. Выготский, Л. С. Мышление и речь: Психологические
исследования / Л. С. Выготский. - М. : Лабиринт, 1996. - 414 с.
18. Выготский, Л. С. Умственно отсталый ребенок / Л. С. Выготский. - М. : Учпедгиз, 1935. - 176 с.
19. Гаврилушкина, О. П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников: кн. для воспитателя / О. П. Гаврилушкина, Н. Д. Соколова. - М. : Просвещение, 1985. - 72 с.
...