Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование навыков осознанного чтения задач по математике в процессе абилитации обучающихся с легкой умственной отсталостью с опорой на личностно-ориентированный и индивидуально-дифференцированный подходы

Работа №93993

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы182
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
167
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСОЗНАННОГО ЧТЕНИЯ 8
1.1. Особенности навыков осознанного чтения у обучающихся с
легкой умственной отсталостью 8
1.2. Абилитация обучающихся с легкой умственной
отсталостью 18
1.3. Значение использования личностно-ориентированного и
индивидуально-дифференцированного подходов на уроках
математики 21
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ НАВЫКОВ ОСОЗНАННОГО ЧТЕНИЯ ЗАДАЧ ПО МАТЕМАТИКЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 51
2.1. Анализ диагностического материала для исследования навыков
осознанного чтения 51
2.2. Характеристика базы исследования и контингента детей,
участвовавших в экспериментальном исследовании 58
2.3. Анализ результатов констатирующего этапа
экспериментального исследования 72
ГЛАВА 3. ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ ЗАДАЧ ПО МАТЕМАТИКЕ В ПРОЦЕССЕ АБИЛИТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ С ОПОРОЙ НА ЛИЧНОСТНО¬ОРИЕНТИРОВАННЫЙ И ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОДЫ 92
3.1. Организация коррекционной работы по формированию навыков осознанного чтения задач по математике в процессе абилитации обучающихся с легкой степенью умственной отсталости 92
3.2. Обучающий эксперимент 107
3.3. Контрольный эксперимент 109
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 123
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 128
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 139
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 144
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 145
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 150
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 157
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 168


Актуальность исследования. Проблема обучения математике в образовательной организации, реализующей адаптированную основную общеобразовательную программу (АООП), остается сложной, поскольку связана с одним из важнейших предметов, преподаваемых в школе. Умение решать арифметические задачи играет большую роль в развитии психических процессов у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также положительно сказывается на формировании их личности в целом.
Проблема формирования навыка решать задачи на уроках математики обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) раскрывается в исследованиях Г. М. Дульнева, М. Н. Перовой, И. М. Соловьева, Ж. И. Шиф, В. В. Эк и другие. В ходе различных исследований было выявлено, что при решении задач на уроке математики у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) развивается интерес к учебному предмету и образовательному процессу в целом, формируется мышление, память, внимание, а также развивается фонематический слух, речь, словарный запас, мелкая моторика рук, социально-бытовые навыки, самоконтроль, настойчивость и многое другое.
Арифметические текстовые задачи являются моделью реальных явлений, поэтому обучающиеся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) при их решении опираются на свой жизненный опыт. Прежде чем приступить к решению задачи, необходимо прочесть ее условие и понять его смысл, что не всегда доступно обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), поэтому осознанное чтение является немаловажной ступенью для формирования навыка решать арифметические текстовые задачи.
Арифметические задачи выполняют ряд важных функций. Например, развивающая активизирует процессы анализа, синтеза, обобщения. Познавательная функция формирует навык понимания текста, установление связей между данным и искомым задачи, запись решения. В результате арифметические текстовые задачи выполняет развивающую функцию. Обучающая функция заключается в том, что при решении задач формируются математические знания и навыка.
Воспитательная функция задач реализуется через их содержание и организацию работы педагогом посредством применения различных подходов в обучении (личностно-ориентированный и индивидуально - дифференцированный подходы). Часто содержание задачи раскрывает перед обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) новые интересные факты, тем самым расширяет их кругозор и формирует мировоззрение. Текстовые арифметические задачи способствуют углублению и расширению формируемых математических знаний и умений, закреплению вычислительных навыков.
Объект исследования - навык осознанного чтения, как компонент чтения задач по математике обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Предмет исследования - процесс формирования навыка осознанного чтения задач по математике с опорой на личностно-ориентированный и индивидуально-дифференцированный подходы к обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Гипотезы исследования: формирование навыка решать задачи на уроках математики с опорой на личностно-ориентированный и индивидуально-дифференцированный подходы к обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) будет эффективным при следующих условиях:
1) реализация рабочей программы олигофренопедагога по обучению математике и чтению на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с учебно-тематическим планом;
2) включение в рабочую программу по обучению математике и чтению специальных коррекционно-развивающих методов и приемов для формирования навыков осознанного чтения (комплекс упражнений);
3) составление практических рекомендаций для педагогов по
реализации личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов на уроках математики в процессе абилитации.
Цель исследования - создание условий для формирования навыка осознанного чтения задач по математике в процессе абилитации с применением личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Задачи:
1. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Анализ особенностей формирования навыка осознанного чтения у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
3. Разработка, реализация и апробация коррекционной программы по формированию навыка осознанного чтения, на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
4. Анализ эффективности апробированной коррекционной программы на формирование навыка решать задачи на уроках математики на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к обучающимся.
Методы исследования.
Теоретические методы:
1. Анализ научной литературы по проблеме исследования.
2. Изучение методических рекомендаций.
3. Анализ характеристик, обучающихся и мониторингов освоения предметной области - чтение и математика, создание дифференцированных групп.
4. Проведение констатирующего эксперимента.
5. Анализ констатирующего эксперимента.
6. Разработка комплекса упражнений, с учетом созданных
дифференцированных групп обучающихся.
7. Разработка рабочей программы учителя-олигофренопедагога по предметам математика и чтение для 4 классов.
8. Анализ контрольного эксперимента.
Эмпирические методы:
1. Наблюдение за обучающимися во время образовательного процесса во время урочной и внеурочной деятельности.
2. Реализация условия для формирования необходимых умений и навыков на уроках математики для решения задач.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема обучения математике в образовательных организациях, реализующих основные адаптированные общеобразовательные программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), является актуальной, так как благодаря данной предметной области закладывается фундамент, необходимый для успешной адаптации и социализации обучающихся в обществе, а также для формирования социально-бытовых навыков и познания окружающего мира.
В процессе обучения математике развивается память, внимание, мышление. Речь обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обогащается новыми понятиями и специальными математическими терминами. Обучение математике организует и дисциплинирует детей, способствует формированию таких черт личности, как самоконтроль, внимательность, аккуратность, настойчивость, воля, воспитывает привычку к труду, желание трудиться, мотивацию к познанию окружающей действительности, умение доводить любое начатое дело до конца.
На уроках математики одновременно с получением новых математических представлений и знаний у обучающимися формируются разнообразные умения и навыки (вычислительные, измерительные, графические, логические, связанные с решением задач). Образовательный процесс данной предметной области взаимосвязан с другими предметами образовательной программы и способствует коррекции недостатков познавательной деятельности и личности обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также способствует образованию связи с реальной жизнью и с профессионально-трудовой подготовкой.
Проблема данного исследования направлена на изучение формирования навыков осознанного чтения задач по математике в процессе абилитации обучающихся с легкой умственной отсталостью с опорой на личностно-ориентированный и индивидуально-дифференцированный
подходы.
Большую роль в формировании математических знаний и умений, а также базовых учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) играют именно арифметические задачи. В связи с этим в работе над формированием умения решать арифметические задачи на уроках математики отводится значительное количество учебного времени. Как упоминалось ранее, работа над задачей позволяет связать математику с жизнью, способствует выработке у обучающихся умения применять имеющиеся у них математические знания для решения различных жизненных ситуаций (при работе над задачей такая ситуация описана в условии задачи). Личностно-ориентированный и индивидуально-дифференцированный подходы способствуют лучшему формированию умения решать арифметические задачи обучающимися с легкой умственна отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Но самой большой проблемой при работе с задачей оказались не сами арифметические действия, а понимания текста задачи. Отсюда вытекает вывод, что навык осознанного чтения особенно важен на уроках математики.
Проанализировав научно-методическую литературу по проблеме исследования, были сформулированы выводы, которые помогли в определении целей и задач констатирующего и контрольного этапов экспериментального исследования и способствовали дальнейшей разработке программы коррекционного курса по предметным областям «чтение и математика:
- учитывать особенности образовательного процесса и некоторые трудности при организации этого процесса в обучении математики и чтения;
- включать в образовательный процесс личностно-ориентированный и индивидуально-дифференцированный подходы;
- учитывать возрастные и психофизические особенности обучающихся экспериментальной и контрольной групп при создании дифференцированных подгрупп;
- учитывать основные приемы формирования умения осознанного чтения.
В рамках констатирующего эксперимента были подобраны методики, которые способствовали выявлению уровня осознанного чтения у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и определены основные направления дальнейшей работы. Перед проведением диагностики были расписаны условия ее проведения, обучающиеся были разделены на две группы: экспериментальную и контрольную. Экспериментальная группа в дальнейшем была поделена на дифференцированные подгруппы для реализации комплекса упражнений с учетом психофизиологических особенностей и результатов диагностики, выявленных в ходе образовательного процесса.
По результатам диагностики констатирующего эксперимента средний балл обеих групп обучающихся оказался средний. Из чего можно сделать вывод, что перед началом реализации образовательных программ, обучающиеся обеих групп, приступают к образовательному процессу на равных условиях.
В результате исследования было выявлено, что у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) плохо сформированы следующие умения: понимать прочитанный текст, правильно и бегло читать, использовать при чтении навыки выразительности и паузы, также анализировать изображения, составлять рассказ по сюжету, отвечать на вопросы развернутыми предложениями.
Целью коррекционной работы являлась создание условий для формирования умения осознанно читать задачи на уроках математики обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе личностно-ориентированного и индивидуально - дифференцированного подходов, были определены условия,
подтверждающие выдвинутую гипотезу. Коррекционная работа будет эффективной при соблюдении следующих условий:
1) реализация рабочей программы олигофренопедагога по обучению математике и чтению у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с учебно-тематическим планированием;
2) включение в рабочую программу по обучению математике и чтению специальных коррекционно-развивающих методов и приемов для развития навыков осознанного чтения;
3) составление практических рекомендаций для педагогов по реализации личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов при формировании умений решать задачи у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках математики;
По окончании исследовательской работы была проведена идентичная констатирующему эксперименту диагностика (контрольный этап), по результатам которой сделаны выводы:
- личностно-ориентированный и индивидуально-дифференцированный подходы имеют положительное влияние на образовательный процесс в целом и на формирование умения осознанно читать обучающимися с легкой умственной отсталостью;
- наблюдаются улучшения в концентрации внимания при выполнении заданий;
- улучшилось понимание текста при решении арифметических задач на уроках математики;
- уменьшилось число обучающихся, которым требуется контроль со стороны педагога во время чтения;
- улучшился навык самоконтроля.
Таким образом, можно сделать вывод, что положительная динамика будет наблюдаться при реализации полного курса коррекционной программы по формированию умения осознанно читать задачи на уроках математики обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе личностно-ориентированного и индивидуально - дифференцированного подходов на доступном уровне.
Внедрение в образовательную программу по математике и чтению коррекционного курса будет иметь положительную динамику только при условии реализации личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов во время образовательного процесса. Об этом свидетельствует динамика обучения и контрольный этап экспериментального исследования. Это свидетельствует о том, что гипотеза исследования были подтверждена.
Материалы ВКР были реализованы в публикациях:
- «Диагностика и изучение навыков осознанного чтения у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», всероссийская научно-практическая конференция памяти профессора В. В. Коркунова «Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза» г. Екатеринбург, апрель 2020.
- «Реализация личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов на уроках математики к обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», Всероссийская научно-практическая конференция памяти профессора В. В. Коркунова «Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза» г. Екатеринбург, апрель-май 2020.



1. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. - М. : ИКАР, 2009. - 458 с.
2. Аксенова, А. К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе / А. К. Аксенова. - М. : ВЛАДОС, 2004. - 316 с.
3. Аксёнова, А. К. Методика преподавания русского языка для детей с нарушением интеллекта / А. К. Аксенова, С. Ю. Ильина. - М. : Просвещение, 2011.
4. Аксенова, А. К. Обучение грамоте. Методические рекомендации по обучению чтению и письму учащихся 1 класса. (VIII вид) / А. К. Аксенова, С. В. Комарова, М. И. Шишкова. - М. : Просвещение, 2016. - 134 с.
5. Аксенова, А. К. Подготовка детей с трудностями в обучении к овладению навыком беглого чтения / А. К. Аксенова, Н. Г Галунчикова. - М. : 1987.
6. Аксенова, А. К. Развитие связной устной речи у умственно отсталых учащихся на специальных уроках / А. К. Аксенова,
3. В. Якубовская // Дефектология. - 1987. - № 6. - С. 33-37.
7. Аксенова, А. К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы / А. К. Аксенова, Э. В. Якубовская. - М. : Просвещение, 1991. - 176 с.
8. Алышева, Т. В. Математика, 7 класс специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида : учебник / Т. В. Алышева - М. : Просвещение, 2005. - 245 с.
9. Алышева, Т. В. Математика. 2 класс : учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2
4. Ч. 2 / Т. В. Алышева - М. : Просвещение, 2018.
10. Алышева, Т. В. Математика. 3 класс : учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч. 1-2 / Т. В. Алышева. - М. : Просвещение, 2018.
11. Алышева, Т. В. Математика. 4 класс : учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч. 1-2 / Т. В. Алышева. - М. : Просвещение, 2018.
12. Алышева, Т. В. Математика. Методические рекомендации. 1 - 4 классы: учеб. пособие для общеобразовательной организаций, реализующих адаптированную основные общеобразовательную программы / Т. В. Алышева. - М. : Просвещение, 2017. - 362 с.
13. Алышева, Т. В. Олигофренопедагогика : учеб. пособие для вузов / Т.В. Алышева, Г.В. Васенков, В.В. Воронкова. - М. : Дрофа; 2009. - 193 с.
14. Ананьев, Б. Г. Известия Академии педагогических наук / Б. Г. Ананьев. - М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1950. - 128 с.
15. Антропов, А. П. Математика во вспомогательной школе : учеб. пособие для вузов / А. П. Антропов. - СПб. : Образование, 1992. - 271 с.
16. Афанасьева, Ю. А. Анализ контингента обучающихся специальных (коррекционных) учреждений VIII вида / Ю. А. Афанасьева, И. М. Яковлева // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2014. - № 1 . - С. 59-62.
17. Бадалян, Л. О. Невропатология / Л. О. Бадалян. - 7-е изд., испр. - М. : издательский центр «Академия», 2012. - 400 с.
18. Безруких, М. М. Проблемные дети / М. М. Безруких. - М. : УРАО, 2000. - 127 с.
19. Белошистая, А. В. О коррекционно-развивающем обучении математике в начальной школе / А. В. Белошистая // Вопросы психологии. - 2002. - № 6. - С. 31-34.
20. Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития : учеб. пособ. / Л. Н. Блинова. - М. : Издательство НЦ ЭНАС, 2004. - 131 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ