ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 10
1.1. Определение основных понятий «духовность», «духовные качества»,
«нравственные качества» 10
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с
умственной отсталостью 13
1.3. Особенности духовно-нравственных качеств у обучающихся с
умственной отсталостью 21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 26
2.1. Характеристика базы исследования и контингента испытуемых,
задействованных в экспериментальном изучении уровня сформированности духовно-нравственных качествах у обучающихся с умственной отсталостью 26
2.2. Описание процедуры педагогической диагностики уровня
сформированности духовно-нравственных качеств у обучающихся с умственной отсталостью 28
2.3. Анализ экспериментальных данных уровня сформированности
духовно-нравственных качеств у обучающихся с умственной отсталостью 30
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 35
3.1. Обоснование необходимости составления программы по
формированию духовно-нравственных качеств обучающихся с умственной отсталостью во внеурочной деятельности 35
3.2. Направления работы олигофренапедагога по формированию
духовно-нравственныхкачествх у обучающихся с умственной отсталостью во внеурочной деятельности 39
3.3. Рекомендации родителям по формированию духовно-нравственных
качеств у обучающихся с умственной отсталостью во внеурочной деятельности 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 63
Процесс развития Российской Федерации в настоящее время представляет собой национальный приоритет, устремленный на увеличение численности народа нашей страны, являющийся многонациональным, повышение качества его жизни, укрепление духовной и нравственной составляющей, гражданской солидарности и государственности, а также развитие национальной культуры.
В связи с чем в последние десятилетия в политике образования государства особое место отводится проблеме духовно-нравственного воспитания молодого поколения России. Без воспитания духовных качеств который является ограниченным в умственном развитии общества [28].
Так, в Федеральном законе от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» возможность личности поддерживать существование» изменена трактовка понятия «воспитание». «Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, отвечает за создание необходимых условий для умственно отсталых обучающихся для реализации права на образование и профессиональную подготовку, а также за организацию образовательного процесса на основе когнитивных способностей, психофизиологических и возрастных особенностей обучающихся; обеспечение профессиональной подготовки и коррекции их развития [49].
Обучающиеся с ограниченными интеллектуальными возможностями по разным причинам своего развития могут быть не в состоянии приобретать
знания и навыки самостоятельно, а также не в силах самостоятельн адаптироваться социально и осознанно включиться в самостоятельную жизнь[49].
Это подтверждает статья 12 Федерального закона № 304-ФЗ: «Воспитание обучающихся при освоении ими основных образовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых такими организациями самостоятельно» [49].
Образовательная организация - это уникальный возможность личности поддерживать существование в социальной среде и благополучно осуществлять в ней свои потребности и цели. нашей страны. Стержневая роль в духовно-нравственном объединении общества отводится образованию, но именно в семье в первую очередь начинают психофизиологические и возрастные особенности. В статье 7 «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания российских обучающихся» написано: «Если гражданин лишен духовно-нравственных основ уже потому, что никто их в нем не воспитывал, то и законы исполняться не будут» [24].
Особенно актуален вопрос формирования духовно-нравственных качеств у обучающихся с умственной отсталостью. Это обусловлено структурой дефекта: нарушение познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью затрудняет правильное самостоятельное обобщение им поведенческих действий, дети не способны перенести конкретное обобщение в новую ситуацию. Они с трудом могут самостоятельно оценить свои нравственные и безнравственные поступки и поступки окружающих.
Чтобы обучающемуся с умственной отсталостью в стенах школы было комфортно, безопасно среди сверстников и взрослых, чтобы он мог научиться, необходим ориентир на духовную, культурную жизнь обучающегося, а не только познавательную. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту образования обучающихся с умственной осталостью (интеллектуальными нарушениями) в образовательной организации должна быть реализована программа духовно¬нравственного развития, на развитие личности, овладением социально значимым опытом человечества в различных сферах деятельности. Задачи образования - знать, понимать, уметь, участвовать в познавательной деятельности, иметь сложившееся эмоционально-ценностное отношение к миру [48].
Нравственное воспитание преставляет собой формирование сознания на основе общих знаний и психического развития учащегося; нравственных чувств; осуществляется в тесной связи с эстетическим воспитанием; создать уникальную коррекционно-развивающую среду [6].
Нравственное воспитание умственно отсталых обучающихся, прежде всего, осознанное понимание, освоение социально-трудовых умений, в первую очередь, на уровне начального образования. Нравственное воспитание предполагает многообразие направлений и воздействующих на личностное развитие обучающегося механизмов. Оценивается в рамках нравственного воспитания поведение обучающегося, его отношение к труду, учебе, окружающей действительности, к людям и к самому себе.
Особый вклад в разработку проблем духовно-нравственного воспитания умственно отсталых обучающихся внесли такие отечественные исследователи, как И. М. Бгажнокова, JI. C. Выготский, Г. М. Дульнев, С. Д. Забрамная, М. И. Кузьмицкая, Н. Г. Морозова, С. Я. Рубинштейн, Н. А. Шнайдер и др. [3, 10, 16, 17, 19, 31, 40, 51].
Вопрос формирования социально-трудовых умений в обучении и развитии обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования приобретает в настоящее время особо важное значение и актуальность и во внеурочное время со сложностью в подготовке обучающихся к практической деятельности.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом обучающийся, который является ограниченным в умственном развитии, сам не в состоянии выделить, уяснить и изучить те элементы социальных систем, которые дают возможность личности поддерживать существование в социальной реализуется образовательной организацией в том числе и через внеурочную деятельность.
Согласно ФГОС УО, в рамках внеурочной деятельности реализация - образовательной деятельности, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной организации, направленная на достижение планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы образования.
Фактически, обучающийся лишен базы является духовно-нравственое. В рамках данного направления решаются следующие задачи: подготовку, а также за организацию образовательного процесса на основе когнитивных способностей, психофизиологических и возрастных особенностей обучающихся; обеспечение профессиональной подготовки и коррекции их развития. Содержание внеурочной деятельности должно быть отражено в программе внеурочной деятельности. Обучающиеся с ограниченными интеллектуальными возможностями по разным причинам своего развития могут быть не в состоянии приобретать знания и навыки самостоятельно, а также не в силах самостоятельно адаптироваться социально и осознанно включиться в самостоятельную жизнь. Им важно создать уникальную коррекционно-развивающую среду. Создание благоприятной среды для обучения, воспитания, успешного решения проблем, психологической и педагогической реабилитации и социальной адаптации сегодня является приоритетом в российской системе образования. [48].
Цель исследования - составить и частично апробировать программу по формированию духовно-нравственных качеств обучающихся с умственной отсталостью во внеурочной деятельности.
Объект исследования - духовно-нравственные качества обучающихся с умственной отсталостью.
Предмет исследования - педагогические условия формирования духовно-нравственных качеств у обучающихся с умственной отсталостью во внеурочной деятельности.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования духовно-нравственных качеств у обучающихся с умственной осталостью.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику обучающихся с умственной отсталостью.
3. Подобрать методы и методики, направленные на изучение уровня сформированности духовно-нравственных качеств обучающихся с умственной отсталостью.
4. Осуществить педагогическую диагностику уровня сформированности духовно-нравственных качеств у обучающихся с умственной отсталостью.
5. Составить и частично апробировать программу по формированию духовно нравственных качествах у обучающихся с умственной отсталостью во внеурочной деятельности.
6. Составить рекомендации педагогам и родителям по формированию духовно-нравственных качеств у обучающихся с умственной отсталостью.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, где обосновывается актуальность изучаемой проблемы, формулируется научный аппарат исследования (объект, предмет, цели и задачи), трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложения.
Для изучения особенностей уровня духовно-нравственного воспитания у обучающихся с умственной отсталостью было проведено экспериментальное исследование на базе государственного казенного образовательного учреждении Свердловской области «Новолялинская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы».
В исследовании приняли участие 12 обучающихся с умственной отсталостью - обучающиеся 4 класса, из них 4 девочки и 8 мальчиков.
Для реализации экспериментальной работы по выявлению уровня сформированности духовно-нравственных качеств обучающихся с умственной отсталостью были использованы следующие методы и методики: Диагностика нравственной самооценки (автор Л. Н. Колмогорцева); Диагностика нравственной воспитанности, адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте» (автор Н. Е. Щуркова).
Психологическая наука и практика подтверждает важность развития нравственных идеалов, начиная с детского возраста. Отсутствие четкой духовной направленности в психологии развития является одной из причин деструктивного поведения обучающихся и нарушения в формировании личности ребенка. Данное утверждение актуализирует проблему улучшения подходов к нравственному развитию обучающихся, особенно при явных проявлениях умственной отсталости.
О значении нравственного воспитания точно сказал В. Г. Белинский: «есть много родов образования и воспитания, и каждое из них важно само по себе, но всех их выше должно стать воспитание нравственности» [2].
Процесс духовно-нравственного воспитания и развития - это непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Но наиболее интенсивно он протекает в дошкольном и младшем школьном возрасте, когда закладываются все базовые ценности нравственные ориентиры, усваиваются основные социальные нормы и отношения, формируется мотивация социально-нравственного поведения.
Индивидуальные возможности школьника в духовно-нравственном развитии могут быть определены во внеурочной деятельности, которая отражает особенности деятельности по трем направлениям анализа (целевая, исполнительная, энергетическая), каждое из которых соответствует определенной ее стороне.
Данной работы подбор и апробация наиболее эффективных способов (приемов) формирования духовно-нравственных качеств умений у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования. Для выяснения актуальности и степени разработанности данной проблемы был проведен отбор и анализ научной, учебно-методической литературы по вопросам педагогики, психологии.
Коррекционная направленность обуславливает выбор методов и приёмов, учёт личностных и предметных результатов, которыми должны овладеть обучающиеся с умственной отсталостью. Проблема формирования нравственности умственно отсталого обучающегося относится к числу наименее разработанных и потому, актуальных в современной олигофренопедагогике.
Важно помнить, результат внедрения программы показал, что после проведения духовно-нравственная работа на обучающем этапе эксперимента уровень сформированности духовно-нравственных умений у обучающихся с умственной отсталостью повысился. При этом главное внимание уделяется качественной характеристике потенциальных возможностей ребенка. Учитывая всю сложность данной проблемы в практической части работы было проведено исследование. Духовно-нравственное воспитание предполагает многогранность направлений и механизмов воздействия на личностное развитие обучающегося. Прежде всего, оценкой нравственной воспитанности является поведение обучающихся отношение их к обучению, труду, окружающей действительности, к самому себе, к людям. Ведущую роль в процессе духовно-нравственного воспитания обучающихся играет педагог, его авторитет, его влияние на обучающихся, его пример.
В ходе экспериментальной работы по изучению уровня сформированности нравственных качеств у обучающихся с умственной отсталостью выяснили, что большинство обучающихся считают себя достаточно нравственными, но анализ полученных экспериментальным путем данных позволяет утверждать, что у многих обучающихся качества нравственности не сформированы. Именно поэтому пришли к выводу о том, что необходима целенаправленная, систематическая работа по духовно-нравственному воспитанию обследованных обучающихся.
Были рассмотрены методы и формы организации олигофренопедагогом внеурочной деятельности при работе с умственно отсталыми обучающимися, разработана программа внеурочной деятельности по развитию духовно¬нравственных качеств обучающихся с умственной отсталостью, сформулированы и теоретически обоснованы рекомендации для родителей, имеющих детей с умственной отсталостью.
Данные констатирующего эксперимента имеют практическое значение для выбора методов, приёмов и технологии при формировании социально-трудовых умений у обучающихся с умственной отсталостью. С обучающимися из экспериментальной группы была проведена коррекционно-развивающая работа посредством духовно-нравственное развитие, включающей разнообразные подходы к работе по формированию духовно-нравственных умений у обучающихся с умственной отсталостью. В воспитании духовно-нравственных качеств обучающихся играет большую роль семья. Для успешного воспитательного процесса родители должны стать активными участниками образовательного процесса, должны подавать обучающемуся первый пример нравственности, прививать обучающимся потребность трудиться, умение находить удовлетворение и радость в труде, посещать лектории и т. д.
Полученные результаты исследования, позволяют сделать вывод, что цель выпускной квалификационной работы полностью достигнута через реализацию поставленных задач.
1. Аверкиева, Г. В. Проблема ценностных школьников / Г. В. Аверкиева // и мир : материалы . науч.-. ., 3-5 дек. 2015 г. ; Помор.гос. им. М. В. Ломоносова. - 2015. - С. 55-60.
2. Анисимов, В. В. Общие педагогики :. для вузов / В. В. О. Г. Грохольская, Н. Д. - М. : 2016. - 574 с.
3. Бгажнокова, И. М. Психология умственно отсталого школьника / И. М. Бгажнокова. - М. : Просвещение, 1987. - 94 с.
4. Белкин, A. C. Основы возрастной педагогики / А. С. Белкин. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 192 с.
5. Беляева, В. А. Воспитательный идеал как фактор духовного единения русского народа / В. А. Беляева // Философско-педагогические и религиозные основания образования в России: история и современность : 8-е междунар. Покров.образоват. чтения, 20-22 окт. 2009 г., Рязань ; Рязан. гос. ун-т им. С. А. Есенина ; под ред. А. А. Добросельской. - Рязань, 2017. - С. 3-6.
6. Беляева, В. А. Духовно-нравственное воспитание человека и общества: проблемы и перспективы / В. А. Беляева, А. А. Петренко // Философско-педагогические и религиозные основания образования в России: история и современность : 10-е междунар. Покров.образоват. чтения, 19-21 окт. 2011 г., г. Рязань ; Рязан. гос. ун-т им. С. А. Есенина ; под ред.
А. А. Добросельской. - Рязань, 2016. - С. 8-12.
7. Болдырев, Н. И. Методика работы классного руководителя / Н. И. Болдырев. - М. : Просвещение, 1984. - 342 с.
8. Болдырев, Н. И. Нравственное воспитание школьников / Н. И. Болдырев. - М. : Просвещение, 1979. - 245 с.
9. Воспитание духовно-нравственных ценностей в современной школе : сб. метод. разраб. по духов.-нравствен. воспитанию школьников / сост. Г. А. Шешерина, И. В. Клемешова, Т. В. Козлова. - Тамбов : ТОИПКРО, 2017. - 110 с.
10. Выготский, Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. - СПб. : Лань, 2003. - 656 с.
11. Герасимова, О. Б. Где добро, там и тепло: командная игра. 4 класс / О. Б. Герасимова // Вкладка к журналу «Начальная школа». - 2009. - № 6. - С. 45-46.
12. Губанова, Е. В. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России / Е. В. Губанова, Ю. Б. Пушнова // Воспитание школьников. - 2018. - № 5. - С. 8-14.
13. Гущина, О. В. Современный поход к духовно-нравственному воспитанию учащихся / О. В. Гущина // Научные труды SWorld. - 2012. - Т. 23. - № 4. - С. 61-66.
14. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков,
В. А. Тишков. - М. : Просвещение, 2019. - 24 с.
15. Данилюк, А. Я. Концепциядуховно-
нравственногоразвитияивоспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондраков, В. А. Тишков. - М. : Просвещение, 2014. - 24 с.
16. Дульнев, Г. М. Учебно-воспитательная работа по вспомогательной школе : пособие для учителей / Г. М. Дульнев ; под ред. Т. А. Власовой, В. Г. Петровой. - М. : Просвещение, 1981. - 176 с.
17. Дульнев, Г. М. Учебно-воспитательная работа по вспомогательной школе : пособие для учителей / Г. М. Дульнев; под ред. Т. А. Власовой,
B. Г. Петровой. - М. : Просвещение, 1981. - 176 с.
18. Жарковская, Т. Г. Интеграция духовно-нравственного образования в различные учебные дисциплины / Т. Г. Жарковская // Отечественное образование: интеграция духовно-нравственного образования в различные учебные дисциплины ; Рос.акад. образования. - М. : Просвещение, 2017. -
C. 11-30.
...