ГЛАВА 1. СЕМЬЯ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 7
1.1. Понятие семьи, типы семейного воспитания и их влияние наличность
ребенка 7
1.2. Значение семьи в концепции закона «Об образовании в РФ» 17
1.3. Значение семьи в формировании личности ребенка с ограниченными
возможностями здоровья 20
1.4. Проблемы современной семьи 24
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ 27
2.1. Исследование влияния других субъектов образования на создание
условий для успешного обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья 27
2.2. Характеристика базы и контингента исследования для изучения
уровня сформированности педагогической компетентности родителей детей с ограниченными возможностями здоровья 29
2.3. Констатирующий эксперимент по определению уровня
сформированности педагогической компетентности у родителей детей с ограниченными возможностями здоровья 32
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО АБИЛИТАЦИИ НЕСФОРМИРОВАННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
У РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 41
3.1. Направление коррекционной работы по абилитации
несформированности педагогической компетентности у родителей детей с ограниченными возможностями здоровья 41
3.2. Анализ результатов контрольного этапа экспериментального
исследования 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 80
С распространением и популяризацией инклюзивного образования семейному воспитанию стало отводиться меньше внимания. Те черты личности, которые прежде формировались в семье, теперь являются компетенцией образовательной организации, которую посещает обучающийся, и Федерального государственного образовательного стандарта, который регулирует их взаимодействие. Тем не менее, согласно п.1 ст. 44 гл. 4 закона «Об образовании в РФ», родитель имеет преимущественное право на воспитание ребенка. Несмотря на это, роль родителя в образовательном процессе на сегодняшний день изучена недостаточно. В связи с этим все большую актуальность приобретает изучение педагогической компетентности родителя, и ее влияние на межличностные отношения родителя и ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Некоторые исследователи, такие как Г. И. Захарова, Н. Н. Посысоева, В. М. Целуйко, Л. Б. Шнейдер, изучают семью с точки зрения психологии и социологии: определяют типы семей, стилей воспитания, мотивации при выборе партнера и т.д. Однако, гораздо меньше внимания в современных исследованиях института семьи уделяется непосредственно влиянию семейного воспитания на эффективность реабилитации ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ).
Проблема исследования - необходимость абилитации несформированности педагогической компетентности у родителей детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ).
Объект исследования - педагогическая компетентность родителей детей с ОВЗ.
Предмет исследования - формирование педагогической компетентности родителей детей с ОВЗ.
Цель работы - изучение путей формирования педагогической компетентности родителей для определения значения семейного воспитания в процессе социализации и воспитания детей с ОВЗ.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить особенности семьи как средства социализации и воспитания детей.
2. Исследовать влияние других субъектов образования на создание условий для успешного обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
3. Определить степень сформированности педагогической компетентности у родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.
4. Подобрать и адаптировать методики для проведения констатирующего и контрольного этапов эксперимента; обозначить направления, содержание и форму коррекционной работы.
5. Оформить и представить систему мероприятий по абилитации несформированности педагогической компетентности родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Гипотеза: специальная система мероприятий образовательной
организации поможет сформировать и развить педагогическую компетентность родителей.
Методы исследования, определенные в соответствии с целью и задачами:
- анализ нормативно-правовой базы;
- изучение научной литературы;
- обобщение практического опыта отечественных и зарубежных исследователей через изучение научно-практических работ;
- проведение педагогического эксперимента;
- анализ результатов исследования;
- разработка системы мероприятий по формированию педагогической компетентности у родителей детей с ОВЗ;
- практическая (коррекционная) работа по абилитации несформированности педагогической компетентности родителей детей с ОВЗ.
База исследования - Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 369» г. Екатеринбурга.
Структура исследования: 3 главы, заключение, список литературы, 10 приложений.
В процессе работы были изучены теоретические аспекты психологии семьи как средства социализации и воспитания детей. Были разобраны понятие семьи, типы семейного воспитания и их влияние на личность ребенка. Введено и проанализировано понятие «семейное воспитание» и его влияние на возникновение самовоспитания в процессе становления личности ребенка.
В концепции закона «Об образовании в РФ» семья имеет ключевое значение - «заложить основы физического, нравственного, и интеллектуального развития личности ребенка». А обязанность родителей к заботе и воспитанию детей закреплена в Конституции РФ.
Значение семьи в формировании личности ребенка с ОВЗ очень велико: в основном, именно выстроенные в семье отношения и особенности их реализации будут влиять на эффективность реабилитации и абилитации ребенка. Перечисленные проблемы содержатся и в современной семье, несмотря на изменение ее структуры и социальных установок.
В процессе проведения констатирующего эксперимента было установлено влияние других субъектов образования на создание условий для успешного обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья: в образовательной организации важно обеспечить методические условия для воспитания и образования детей с ОВЗ. Также, обнаружилось, что родители имеют недостаточные представления о физиологических и психологических особенностях детей с ОВЗ, что затрудняет процесс успешной абилитации и реабилитации ребенка в условиях дошкольной образовательной организации. В целях формирования педагогической компетентности родителей была разработана система мероприятий, проводимая в рамках взаимодействия родителей с дошкольной образовательной организацией:
1. Проведение тренингов, творческой деятельности с родителями в формате «Клуба родителей 369».
2. Индивидуальный разбор бытовых ситуаций.
3. Индивидуальные консультации.
4. Информационное сопровождение.
5. Интернет-сопровождение для родителей.
Разделение системы на такое количество видов деятельности было мотивировано обеспечением индивидуального подхода к родителям детей с ОВЗ, а также, более спокойному и вдумчивому изучению и обсуждению необходимых вопросов.
Гибкость системы позволила организовывать различные виды взаимодействия с родителями, не «перегружая» их информацией и поддерживая их заинтересованность в получении знаний об особенностях своего ребенка. Также, работая по отдельным «сегментам» системы, получилось обеспечить наиболее комфортное погружение родителя в актуальные темы дефектологии, специальной психологии и педагогики, дошкольной психологии и других наук.
Одной из сложностей, возникших во время реализации системы, оказалась пандемия COVID-19. Работать с родителями на самоизоляции оказалось непросто ввиду повысившейся из-за новизны обстановки тревожности. Участникам исследования было сложно формулировать запросы для консультаций, а разбор бытовых ситуаций затрагивал, в основном, лишь вопросы оказания досуга ребенка на карантине.
Контрольный эксперимент показал, что такой способ работы с родителями более эффективен, но на успешность проводимых мероприятий, кроме стараний педагога, влияет личная мотивация родителей. Так, предложенная система абилитации несформированности педагогической компетентности оказалась эффективна. Это позволяет предположить, что при систематической совместной работе семьи и дошкольной образовательной организации можно повысить педагогическую компетентность родителей и, тем самым, повлиять на скорость и качество реабилитации детей с ОВЗ.
Таким образом, обозначенные задачи были достигнуты, гипотеза подтвердилась.
1. Авдонькина, Т. В. Мотивы создания семьи и прогнозирование супружеских отношений / Т. В. Авдонькина // Регионология. - 2011. - № 1 (74). - С. 1368-144.
2. Андреева, Т. В. Семейная психология / Т. В. Андреева. - СПб. : Речь, 2004. - 244 с.
3. Асильдерова, М. М. Психолого-педагогические проблемы социализации детей в семьях / М. М. Асильдерова, Ф. Н. Алипханова // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. - 2017. - № 4. - С. 37-41.
4. Большая советская энциклопедия: в 30 т. Т. 23. Сафлор - Соан / гл. ред. А. М. Прохоров. - М. : Советская энциклопедия. 1969 - 1978, 1976. - 640 с.
5. Борисенков, В. П. Институт семьи и семейная политика в
современной России: проблемы, тенденции и перспективы /
В. П. Борисенков, О. В. Гукаленко // Вестник евразийской науки. - 2014. - № 5 (24). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/institut-semi-i-semeynaya-
politika-v-sovremennoy-rossii-problemy-tendentsii-i-perspektivy (дата
обращения: 01.03.2019).
6. Бугрименко, Е. А. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов / Е. А. Бугрименко, А. Л. Венгер, К. Н. Поливанова, Е. Ю. Сушкова ; под ред. В. В. Слободчикова. - Томск : Пеленг, 1992. - 43 с.
7. Валеева, Н. Ш. Психолого-педагогическое просвещение как фактор развития педагогической культуры родителей / Н. Ш. Валеева, М. М. Шубович // Вестник Казанского технологического университета. - 2009. - № 4. - С. 356-362.
8. Венгер, А. Л. Психологическое обследование младших школьников / А. Л. Венгер, Г. А. Цукерман. - М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 280 с.
9. Вершинин, В. Н. Домашнее воспитание. Книга для учителей, воспитателей, родителей / В. Н. Вершинин. - Чебоксары : «Клио», 1998. - 200 с.
10. Гаранькина, Г. Е. Формы и методы работы социального работника с семьей ребенка-инвалида / Г. Е. Гаранькина // Молодой ученый. - 2015. - № 10 (90). - С. 1126-1128.
11. Гончарова, Т. С. Российская семья: история и современность / Т. С. Гончарова // Вестник ТГТУ. - 2013. - № 1. - С. 226-231.
12. Демографический энциклопедический словарь / гл. ред. Д. И. Валентейн. - М. : Советская энциклопедия, 1985. - 607 с.
13. Евдокимова, Е. Ю. Диагностика уровня воспитательного потенциала семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья / Е. Ю. Евдокимова // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева - 2011. - № 1-1. - С. 38-41.
14. Захаров, А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия /
А. И. Захаров. - М. : ЭКСМО-Пресс, 2000. - 448 с.
15. Захарова, Г. И. Психология семейных отношений, учебное пособие / Г. И. Захарова. - Челябинск. : Издательство ЮУрГУ, 2009.
16. Зуев, К. Б. Исследования семьи в психологии под влиянием различных гуманитарных наук / К. Б. Зуев // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2013. - № 3. - С. 364-370.
17. Игнатьева, С. А. Логопедическая абилитация и коррекция в дифференцированной реабилитации и социальной адаптации детей и подростков с отклонениями в развитии / С. А. Игнатьева, Ю. А. Блинков. - М. : Просвещение, 2002. - 367 с.
18. Истратова, О. Н. Семейное неблагополучие как социально-психологический феномен / О. Н. Истратова // Известия Южного
федерального университета. Технические науки. - 2013. - № 10. -
С. 242-249.
...