Комплекс абилитационных мероприятий по развитию внимания у
обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического
развития на уроках иностранного языка
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 7
1.1. Характеристика внимания как познавательного процесса 7
1.2. Задержка психического развития как форма дизонтогенеза... 13
1.3. Особенности развития внимания в онтогенезе 19
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ВНИМАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 25
2.1. Изучение особенностей внимания у обучающихся младшего
школьного возраста с задержкой психического развития 25
2.2. Анализ результатов исследования 31
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА 44
3.1. Разработка комплекса абилитационных мероприятий по
развитию внимания у обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития на уроках иностранного языка.. 44
3.2. Методические рекомендации по использованию комплекса
абилитационных мероприятий по развитию внимания у
обучающихся младшего школьного возраста с задержкой
психического развития на уроках иностранного языка 50
3.3. Количественный и качественный анализ результатов
экспериментальной работы 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 107
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 127
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 170
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 190
Актуальной проблемой современной школы является проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, повышение качества образования. Количество младших школьников, испытывающих трудности в освоении программы начального общего образования, растет. Зачастую это школьники с задержкой психического развития. Проблема обучения младших школьников с ЗПР - актуальная психолого-педагогическая проблема. Одним из важных условий успешного обучения детей данной категории является развитие внимания обучающихся.
Целью работы является теоретико-экспериментальное изучение особенностей развития внимания у обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития, разработка комплекса абилитационных мероприятий по развитию внимания у обучающихся младшего школьного возраста и его апробация на уроках иностранного языка.
Объектом исследования являются особенности внимания обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования - процесс развития внимания у обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Задачи исследования следующие:
1. Раскрыть понятие и сущность процесса внимания, рассмотреть особенности его развития в онтогенезе.
2. Рассмотреть одну из форм дизонтогенеза - «задержка психического развития».
3. Изучить особенности развития внимания у младших школьников с задержкой психического развития.
4. Разработать и апробировать комплекс абилитационных мероприятий по развитию внимания у обучающихся младшего школьного возраста с ЗПР на уроках иностранного языка.
Гипотеза: применение комплекса абилитационных мероприятий по развитию внимания на уроках иностранного языка будет способствовать развитию свойств внимания у обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Методологической основой исследования являются положения отечественных психологов, занимающихся исследованиями особенностей детей с ЗПР, таких как, Т. А. Власова, К. С. Лебединская, М. С. Певзнер. На концепции П. Я. Гальперина основывается изучение основных аспектов внимания. Также теория общественно-исторического происхождения высших психических функций человека, разработанная Л. С. Выготским и его последователями А. Н. Леонтьевым, Л. Л. Лурией является основополагающей в работе.
Эксперимент проводился на базе МАОУ СОШ № 33 п. Кытлым г. Карпинска среди обучающихся младших классов с задержкой психического развития на уроках немецкого языка.
Исследование осуществлялось в несколько этапов:
1. Анализ и обобщение различных литературных источников, материалов по теме исследования.
2. Определение цели, задач исследования, гипотезы.
3. Диагностика развития основных свойств внимания обучающихся с помощью различных методов, анализ полученных результатов.
4. Разработка комплекса абилитационных мероприятий по развитию внимания у обучающихся младших классов с задержкой психического развития.
5. Проведение эксперимента на базе МАОУ СОШ № 33 п. Кытлым г. Карпинска.
6. Количественный и качественный анализ результатов работы.
Практическая значимость исследования: комплекс абилитационных мероприятий по развитию внимания у обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития на уроках иностранного языка может быть использован учителями иностранного языка в работе с младшими школьниками с ЗПР.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, а также приложений.
Численность детей с задержкой психического развития с каждым годом увеличивается. Данная категория детей заметно отстает от своих нормально развивающихся сверстников, у них недостаточно развиты высшие психических функции. Внимание среди психических явлений занимает важное место, играет значимую роль в регуляции интеллектуальной деятельности. От уровня развития внимания школьника зависит его успех в учебной деятельности, поэтому свойства внимания нужно развивать.
В теоретической части рассмотрен процесс внимания, представлены взгляды ученых на проблему внимания, объяснения его сущности. Также рассмотрены свойства и виды внимания. В первой главе раскрыто понятие «задержка психического развития»; рассмотрены причины, факторы, влияющие на возникновение ЗПР; формы и классификация ЗПР. Рассмотрены этапы и особенности развития внимания в онтогенезе.
Во второй главе описан констатирующий эксперимент, проведенный на базе МАОУ СОШ № 33 п. Кытлым г. Карпинска среди обучающихся 2А и 2Б классов (по 5 человек из класса) с задержкой психического развития на уроках иностранного языка. Целью данного эксперимента было выявление особенностей внимания обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Была проведена диагностика внимания обучающихся с задержкой психического развития. Использовались следующие методы диагностики: метод анализа документации (заключение ПМПК, медицинские карты) и продуктов деятельности обучающихся (тетради, дневники, работы); проведение и анализ диагностических методик для определения уровня внимания; наблюдение; анкетирование, беседа с педагогами и родителями.
В процессе исследования для диагностики основных свойств внимания использовались следующие методики: «Исправь ошибки», «Корректурная проба (тест Бурдона)», «Перепутанные линии», «Найди отличия», тест Пьерона-Рузера, методика Г. Мюнстерберга. При проведении диагностики в методиках, по возможности, использовались буквы иностранного алфавита, пройденный лексический материал и картинки с персонажами из учебника.
Исследование показало, что большинство обучающихся имеют низкий уровень концентрации и устойчивости внимания. У обучающихся не достаточно развита способность переключения, распределения внимания, наблюдается недостаточная избирательность и объем внимания.
Обучающиеся в процессе исследования часто отвлекались, допускали ошибки, требовалось повторение, разъяснение инструкции. В процессе выполнения задания быстро уставали, что свидетельствует об истощаемости внимания обучающихся. В процессе работы обучающиеся не были
сосредоточены и заинтересованы в правильном выполнении задания.
В третьей главе описана экспериментальная работа по развитию внимания у обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития на уроках иностранного языка.
Развивать внимание нужно систематически. Для получения положительной динамики нужны не разовые упражнения для развития свойств внимания, а упражнения, внедренные в учебный материал и использованные в комплексе.
Для повышения уровня внимания обучающихся было решено разработать и апробировать комплекс абилитационных мероприятий по развитию внимания. Формирующий эксперимент был проведен в группе 1 (3 А класс), группа 2 (3 Б класс) - контрольная.
Комплекс включает в себя специальные упражнения, игры, физкультминутки, направленные на развитие внимания, на формирование произвольного внимания у обучающихся младших классов с задержкой психического развития. Также в комплекс включена работа с педагогами и родителями: родительское собрание-практикум, мастер-классы, групповые и индивидуальные консультации.
Комплекс упражнений рассчитан на 30 уроков. В упражнениях используются буквы иностранного алфавита, пройденный лексический материал.
Цель данного комплекса - создание условий для развития основных свойств внимания (устойчивости, переключаемости, распределения, концентрации и объема) у обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Согласно данным, полученным в ходе диагностике, проведенной после эксперимента, контрольная группа показала результаты на уровне предыдущего исследования. У экспериментальной группы наблюдается положительная динамика в плане развития внимания. По итогам преобладает средний уровень внимания в группе, что является хорошим результатом для обучающихся с задержкой психического развития. Уровень концентрации и устойчивости внимания изменился с низкого на средний. У обучающихся динамично развивается способность переключения, распределения внимания, наблюдается вполне достаточная избирательность и объем внимания. Обучающимся реже требуется повторение инструкции, они меньше отвлекаются в процессе выполнения заданий и соответственно меньше допускают ошибок. Обучающиеся меньше устают благодаря грамотному распределению этапов занятия. В процессе работы обучающиеся стали более сосредоточенными и заинтересованными в правильном выполнении задания, так как их деятельность мотивирована.
Количественный и качественный анализ показывает, что применение комплекса абилитационных мероприятий по развитию внимания способствовало развитию свойств внимания у младших школьников с задержкой психического развития.
Подводя итоги работы, можно сделать вывод, что цель исследования достигнута, задачи решены.
Сопоставление результатов, полученных до проведения экспериментального исследования и после, доказывает гипотезу. Обучающиеся с задержкой психического развития испытывают трудности в обучении из-за недостаточно развитых свойств внимания и применение разработанного комплекса абилитационных мероприятий по развитию внимания у обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития на уроках иностранного языка способствует развитию свойств внимания и, как следствие, более эффективному обучению детей данной категории.
1. Алмазова, О. В. Анализ и систематизация научных знаний о нарушениях внимания младших школьников с задержкой психического развития / О. В. Алмазова // Научно-методический журнал Специальное образование. - 2005. - № 4. - С. 26-31.
2. Алмазова, О. В. Теоретико-практический анализ проблемы коррекции внимания у детей с задержкой психического развития в учебно-воспитательном процессе / О. В. Алмазова // Специальное образование. - 2007. - № 8. - С. 14-19.
3. Альманах психологических тестов: Психология личности / сост. Р. Р. Римский, С. А. Римский. - М. : КСП, МЦФ, 1996. - 397 с.
4. Ананьев, Б. Г. Воспитание внимания школьника / Б. Г. Ананьев. - М. : Просвещение, 2008. - 314 с.
5. Бадалян, Л. О. Невропатология / Л. О. Бадалян. - М. : Просвещение, 2007. - 458 с.
6. Бондаренко, И. Ю. Сборник тестов «Диагностика
познавательных процессов школьников». Педагогический мир: электрон. журнал. - URL: http://pedmir.ru/viewdoc.php?id=49484 (дата обращения: 02.04.2019)
7. Власова, Т. А. Дети с задержкой психического развития / Т. А. Власова, В. И. Лубовский, Н. А. Цыпина. - М., 2008. - 201 с.
8. Власова, Т. А. Учителю о детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - М. : Просвещение, 2013. - 207 с.
9. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. ин-тов / В. В. Давыдов , Т. В. Драгунова, Т. Б. Ительсон [и др.] ; под ред.
А. В. Петровского. - М. : Просвещение, 1979. - 288 с.
10. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии /
Л. С. Выготский. - СПб. : Союз, 1997. - 220 с.
11. Выготский, Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. - СПб. : Лань, 2003. - 654 с.
12. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выготский. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 2012. - 498 с.
13. Выготский, Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте: Хрестоматия по вниманию / Л. С. Выготский. - М., 1976. - 205 с.
14. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 5 : Основы дефектологии / Т. А. Власова. - М. : Педагогика, 1983. - 368 с.
15. Габдулина, Л. И. Подходы к исследованию внимания в отечественной и зарубежной психологии / Л. И. Габдулина. - Ростов-на- Дону : ЮФУ, 2007. - 49 с.
16. Гальперин, П. Я. Введение в психологию / П. Я. Гальперин. - М. : Изд-во Моск.ун-та, 2005. - 327 с.
17. Гальперин, П. Я. Экспериментальное формирование внимания / П. Я. Гальперин, С. Л. Кабыльницкая. - М. : Просвещение, 2008. - 452 с.
18. Гельфан, Е. М. Игры и упражнения для развития внимания у детей / Л. Н. Скаткин. - М. : Изд-во Акад.пед.наук РСФСР, 2016. - 32 с.
19. Головин, С. Ю. Словарь психолога-практика / С. Ю. Головин. - М. : Минск, 2001. - 539 с.
...