Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Комплекс абилитационных мероприятий по развитию внимания у обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития на уроках иностранного языка

Работа №93986

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы209
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
143
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 7
1.1. Характеристика внимания как познавательного процесса 7
1.2. Задержка психического развития как форма дизонтогенеза... 13
1.3. Особенности развития внимания в онтогенезе 19
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ВНИМАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 25
2.1. Изучение особенностей внимания у обучающихся младшего
школьного возраста с задержкой психического развития 25
2.2. Анализ результатов исследования 31
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА 44
3.1. Разработка комплекса абилитационных мероприятий по
развитию внимания у обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития на уроках иностранного языка.. 44
3.2. Методические рекомендации по использованию комплекса
абилитационных мероприятий по развитию внимания у
обучающихся младшего школьного возраста с задержкой
психического развития на уроках иностранного языка 50
3.3. Количественный и качественный анализ результатов
экспериментальной работы 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 107
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 127
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 170
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 190

Актуальной проблемой современной школы является проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, повышение качества образования. Количество младших школьников, испытывающих трудности в освоении программы начального общего образования, растет. Зачастую это школьники с задержкой психического развития. Проблема обучения младших школьников с ЗПР - актуальная психолого-педагогическая проблема. Одним из важных условий успешного обучения детей данной категории является развитие внимания обучающихся.
Целью работы является теоретико-экспериментальное изучение особенностей развития внимания у обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития, разработка комплекса абилитационных мероприятий по развитию внимания у обучающихся младшего школьного возраста и его апробация на уроках иностранного языка.
Объектом исследования являются особенности внимания обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования - процесс развития внимания у обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Задачи исследования следующие:
1. Раскрыть понятие и сущность процесса внимания, рассмотреть особенности его развития в онтогенезе.
2. Рассмотреть одну из форм дизонтогенеза - «задержка психического развития».
3. Изучить особенности развития внимания у младших школьников с задержкой психического развития.
4. Разработать и апробировать комплекс абилитационных мероприятий по развитию внимания у обучающихся младшего школьного возраста с ЗПР на уроках иностранного языка.
Гипотеза: применение комплекса абилитационных мероприятий по развитию внимания на уроках иностранного языка будет способствовать развитию свойств внимания у обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Методологической основой исследования являются положения отечественных психологов, занимающихся исследованиями особенностей детей с ЗПР, таких как, Т. А. Власова, К. С. Лебединская, М. С. Певзнер. На концепции П. Я. Гальперина основывается изучение основных аспектов внимания. Также теория общественно-исторического происхождения высших психических функций человека, разработанная Л. С. Выготским и его последователями А. Н. Леонтьевым, Л. Л. Лурией является основополагающей в работе.
Эксперимент проводился на базе МАОУ СОШ № 33 п. Кытлым г. Карпинска среди обучающихся младших классов с задержкой психического развития на уроках немецкого языка.
Исследование осуществлялось в несколько этапов:
1. Анализ и обобщение различных литературных источников, материалов по теме исследования.
2. Определение цели, задач исследования, гипотезы.
3. Диагностика развития основных свойств внимания обучающихся с помощью различных методов, анализ полученных результатов.
4. Разработка комплекса абилитационных мероприятий по развитию внимания у обучающихся младших классов с задержкой психического развития.
5. Проведение эксперимента на базе МАОУ СОШ № 33 п. Кытлым г. Карпинска.
6. Количественный и качественный анализ результатов работы.
Практическая значимость исследования: комплекс абилитационных мероприятий по развитию внимания у обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития на уроках иностранного языка может быть использован учителями иностранного языка в работе с младшими школьниками с ЗПР.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, а также приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Численность детей с задержкой психического развития с каждым годом увеличивается. Данная категория детей заметно отстает от своих нормально развивающихся сверстников, у них недостаточно развиты высшие психических функции. Внимание среди психических явлений занимает важное место, играет значимую роль в регуляции интеллектуальной деятельности. От уровня развития внимания школьника зависит его успех в учебной деятельности, поэтому свойства внимания нужно развивать.
В теоретической части рассмотрен процесс внимания, представлены взгляды ученых на проблему внимания, объяснения его сущности. Также рассмотрены свойства и виды внимания. В первой главе раскрыто понятие «задержка психического развития»; рассмотрены причины, факторы, влияющие на возникновение ЗПР; формы и классификация ЗПР. Рассмотрены этапы и особенности развития внимания в онтогенезе.
Во второй главе описан констатирующий эксперимент, проведенный на базе МАОУ СОШ № 33 п. Кытлым г. Карпинска среди обучающихся 2А и 2Б классов (по 5 человек из класса) с задержкой психического развития на уроках иностранного языка. Целью данного эксперимента было выявление особенностей внимания обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Была проведена диагностика внимания обучающихся с задержкой психического развития. Использовались следующие методы диагностики: метод анализа документации (заключение ПМПК, медицинские карты) и продуктов деятельности обучающихся (тетради, дневники, работы); проведение и анализ диагностических методик для определения уровня внимания; наблюдение; анкетирование, беседа с педагогами и родителями.
В процессе исследования для диагностики основных свойств внимания использовались следующие методики: «Исправь ошибки», «Корректурная проба (тест Бурдона)», «Перепутанные линии», «Найди отличия», тест Пьерона-Рузера, методика Г. Мюнстерберга. При проведении диагностики в методиках, по возможности, использовались буквы иностранного алфавита, пройденный лексический материал и картинки с персонажами из учебника.
Исследование показало, что большинство обучающихся имеют низкий уровень концентрации и устойчивости внимания. У обучающихся не достаточно развита способность переключения, распределения внимания, наблюдается недостаточная избирательность и объем внимания.
Обучающиеся в процессе исследования часто отвлекались, допускали ошибки, требовалось повторение, разъяснение инструкции. В процессе выполнения задания быстро уставали, что свидетельствует об истощаемости внимания обучающихся. В процессе работы обучающиеся не были
сосредоточены и заинтересованы в правильном выполнении задания.
В третьей главе описана экспериментальная работа по развитию внимания у обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития на уроках иностранного языка.
Развивать внимание нужно систематически. Для получения положительной динамики нужны не разовые упражнения для развития свойств внимания, а упражнения, внедренные в учебный материал и использованные в комплексе.
Для повышения уровня внимания обучающихся было решено разработать и апробировать комплекс абилитационных мероприятий по развитию внимания. Формирующий эксперимент был проведен в группе 1 (3 А класс), группа 2 (3 Б класс) - контрольная.
Комплекс включает в себя специальные упражнения, игры, физкультминутки, направленные на развитие внимания, на формирование произвольного внимания у обучающихся младших классов с задержкой психического развития. Также в комплекс включена работа с педагогами и родителями: родительское собрание-практикум, мастер-классы, групповые и индивидуальные консультации.
Комплекс упражнений рассчитан на 30 уроков. В упражнениях используются буквы иностранного алфавита, пройденный лексический материал.
Цель данного комплекса - создание условий для развития основных свойств внимания (устойчивости, переключаемости, распределения, концентрации и объема) у обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Согласно данным, полученным в ходе диагностике, проведенной после эксперимента, контрольная группа показала результаты на уровне предыдущего исследования. У экспериментальной группы наблюдается положительная динамика в плане развития внимания. По итогам преобладает средний уровень внимания в группе, что является хорошим результатом для обучающихся с задержкой психического развития. Уровень концентрации и устойчивости внимания изменился с низкого на средний. У обучающихся динамично развивается способность переключения, распределения внимания, наблюдается вполне достаточная избирательность и объем внимания. Обучающимся реже требуется повторение инструкции, они меньше отвлекаются в процессе выполнения заданий и соответственно меньше допускают ошибок. Обучающиеся меньше устают благодаря грамотному распределению этапов занятия. В процессе работы обучающиеся стали более сосредоточенными и заинтересованными в правильном выполнении задания, так как их деятельность мотивирована.
Количественный и качественный анализ показывает, что применение комплекса абилитационных мероприятий по развитию внимания способствовало развитию свойств внимания у младших школьников с задержкой психического развития.
Подводя итоги работы, можно сделать вывод, что цель исследования достигнута, задачи решены.
Сопоставление результатов, полученных до проведения экспериментального исследования и после, доказывает гипотезу. Обучающиеся с задержкой психического развития испытывают трудности в обучении из-за недостаточно развитых свойств внимания и применение разработанного комплекса абилитационных мероприятий по развитию внимания у обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития на уроках иностранного языка способствует развитию свойств внимания и, как следствие, более эффективному обучению детей данной категории.


1. Алмазова, О. В. Анализ и систематизация научных знаний о нарушениях внимания младших школьников с задержкой психического развития / О. В. Алмазова // Научно-методический журнал Специальное образование. - 2005. - № 4. - С. 26-31.
2. Алмазова, О. В. Теоретико-практический анализ проблемы коррекции внимания у детей с задержкой психического развития в учебно-воспитательном процессе / О. В. Алмазова // Специальное образование. - 2007. - № 8. - С. 14-19.
3. Альманах психологических тестов: Психология личности / сост. Р. Р. Римский, С. А. Римский. - М. : КСП, МЦФ, 1996. - 397 с.
4. Ананьев, Б. Г. Воспитание внимания школьника / Б. Г. Ананьев. - М. : Просвещение, 2008. - 314 с.
5. Бадалян, Л. О. Невропатология / Л. О. Бадалян. - М. : Просвещение, 2007. - 458 с.
6. Бондаренко, И. Ю. Сборник тестов «Диагностика
познавательных процессов школьников». Педагогический мир: электрон. журнал. - URL: http://pedmir.ru/viewdoc.php?id=49484 (дата обращения: 02.04.2019)
7. Власова, Т. А. Дети с задержкой психического развития / Т. А. Власова, В. И. Лубовский, Н. А. Цыпина. - М., 2008. - 201 с.
8. Власова, Т. А. Учителю о детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - М. : Просвещение, 2013. - 207 с.
9. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. ин-тов / В. В. Давыдов , Т. В. Драгунова, Т. Б. Ительсон [и др.] ; под ред.
А. В. Петровского. - М. : Просвещение, 1979. - 288 с.
10. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии /
Л. С. Выготский. - СПб. : Союз, 1997. - 220 с.
11. Выготский, Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. - СПб. : Лань, 2003. - 654 с.
12. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выготский. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 2012. - 498 с.
13. Выготский, Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте: Хрестоматия по вниманию / Л. С. Выготский. - М., 1976. - 205 с.
14. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 5 : Основы дефектологии / Т. А. Власова. - М. : Педагогика, 1983. - 368 с.
15. Габдулина, Л. И. Подходы к исследованию внимания в отечественной и зарубежной психологии / Л. И. Габдулина. - Ростов-на- Дону : ЮФУ, 2007. - 49 с.
16. Гальперин, П. Я. Введение в психологию / П. Я. Гальперин. - М. : Изд-во Моск.ун-та, 2005. - 327 с.
17. Гальперин, П. Я. Экспериментальное формирование внимания / П. Я. Гальперин, С. Л. Кабыльницкая. - М. : Просвещение, 2008. - 452 с.
18. Гельфан, Е. М. Игры и упражнения для развития внимания у детей / Л. Н. Скаткин. - М. : Изд-во Акад.пед.наук РСФСР, 2016. - 32 с.
19. Головин, С. Ю. Словарь психолога-практика / С. Ю. Головин. - М. : Минск, 2001. - 539 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ