Коррекционная работа по развитию диалогической речи у детей
старшего дошкольного возраста с легкой степенью умственной
отсталости средствами сюжетно-ролевой игры
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ 5
Значение речи в развитие ребенка 5
Развитие речи в онтогенезе 10
1.1. Особенности развития речи детей старшего дошкольного 23 возраста с легкой степенью умственной отсталости 23
ГЛАВА 2. РЕЧЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 27
2.1. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного
возраста с нарушением речи 27
2.2. Методики обследование речевого развития детей 32
2.3. Результаты констатирующего эксперимент 35
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 40
3.1. Обоснование содержания обучающего эксперимента 40
3.2. Содержание обучающего эксперимента 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 57
У детей старшего дошкольного возраста в современной действительности подразумевают наличие коммуникативной и грамотной речи. Для овладения такой речью необходимо формирование словарного запаса. У детей с умственной отсталостью речь развивается заметно труднее, нежели у нормально развивающихся детей.
Умственная отсталость - это стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, а также эмоционально - волевой и поведенческой сфер, предопределенное органическим поражением коры головного мозга, имеющим диффузный характер. Поэтому, детки с умственной отсталостью - специализированная группа детей, ради которой представление речи является повседневной нелегкой работой [6].
Важность представленного исследования определяется тем, что формирование речи малыша представляется неотъемлемой частью его развития, формирования знаний об окружающей действительности и понимания мира. Проблема складывается в том, что дети с умственной отсталостью не могут обладать многими функциональными речевыми навыками, если сравнивать с нормально развитыми. Причины интеллектуальных нарушений у детей старшего дошкольного возраста достаточно разная и являются объектом исследования разных специалистов. Главное то, что для полноценного развития ребенку нужно речевое общение.
Имея бедный словарный запас, дети почти отделены от сверстников, затруднено его образование простым навыками и умениям, затруднены коммуникативные каждодневные контакты.
Речь, возникающая в своем функциональном предназначении как средство общения, Он служит и важным инструментом социализации обучающихся с нарушением интеллекта. Следовательно, развитие речи у таких деток представляет с собой одной из важных проблем олигофренопедагогики, над которой работали: О. С. Ушакова, В. В. Гербова,
A. П. Иваненко, В. И. Логинова, Е. М. Струнина, Е. И. Тихеева, Ф. А. Сохин,
B. И. Яшина, Л. А. Пеньевская.
Объект исследования - развития речи детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости.
Предмет исследования - коррекция диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости.
Цель исследования: разработать систему занятий по развитию диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости средствами сюжетно-ролевой игры.
Задачи исследования
- проанализировать источники психолого-педагогической литературы по проблеме развития речи детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости;
- изучить особенности развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста;
- изучить особенности развития речи с помощью сюжетно-ролевой детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости;
- разработать цикл занятий на развитие коммуникативных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру.
Гипотеза - целенаправленная работа для развития речи с помощью сюжетно-ролевой игры будет способствовать более успешному развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости.
Задачи данной работы определили её структуру: работа состоит из введения, трех глав, заключения, список использованных источников и литературы и приложения.
В итоге анализа и изучения психолого-педагогической литературы нами раскрыты такие понятия как: «диалогическая речь», «диалог», «развитие диалогической речи»; раскрыта сущность, убеждения, критерии и этапы роста диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью. Нами отображены специфика диалогической речи, проанализированы: цель, задачи по формированию у детей речевых и социально-этических умений, допускающих изучению диалогической речью.
Нами обнаружено такое определения как: «средства развития», в исследовании мы изучаем средства развития как приемы, порядок работы для достижения установленных задач и целей развития личности ребенка. Мы указали одни из основных средств развитий диалогической речи является: беседа воспитателя с детьми, словесные поручения, чтение литературных произведений, речевые ситуации, направленные на развитие навыков составления диалогов; различные игры - подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые и их свойство.
Особый акцент мы уделили сюжетным играм, поскольку знаем, что они имеют большие возможности в развитии диалогической речи старших дошкольников. Представленной исследовании мы соблюдаем определения, которое дано нам Е. О. Смирновой, сюжетная игра - это деятельность, в которой дети берут на себя вернее функции взрослых людей и в нарочно организовываемых ими игровых, представляемых условиях воссоздают (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними.
В работе мы провели методику Е. А. Урунтаева для обнаружения уровня сформированности диалогической речи старших дошкольников. Выполнили результат методики, которые представили нам, что уровень сформированности диалогической речи у наших испытуемых находится на низком и среднем уровне.
Из всего этого мы смогли разработать проект деятельности педагога с использованием сюжетной игры, которая направленна на развитие диалогической речи старших дошкольников, которые будут способствовать развитию диалогической умений и воспитывает культуру речевого общения у старших дошкольников с умственной отсталостью.
Таким образом, нарушения связной речи у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью препятствует нормальному онтогенетическому развитию. Своевременное выявление нарушения и начало коррекционно¬логопедической работы способствует полноценному развитию связной речи данной категории детей. А использование сюжетно ролевой игры содействует не только развитию речи, ее выразительности, коррекции основных психических процессов у детей с умственной отсталостью, но и возможности их социальной адаптации.
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи дошкольников / М. М. Алексеева. - Москва : Академия, 2006. - 230 с.
2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - Москва. : Академия,
2000. - 360 с.
3. Антипина, Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду / Е. А. Антипина. - Москва : Книга, 2003. - 122 с.
4. Ануфриев, А. Ф. Как преодолеть трудности в общении детей : учеб.- метод. пособие / А. Ф. Ануфриев, С. Н. Костромина. - Москва. : Академия,
2001. - 96 с.
5. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей / А. Г. Арушанова. - М., 2005.
6. Аугене, Д. И. Речевое общение умственно отсталых детей дошкольного возраста и пути его активизации / Д. И. Аугене // Дефектология. - 1987. - № 4. - С. 76-81.
7. Бавыкина, Г. Н. Формирование словаря детей дошкольного возраста / Г. Н. Бавыкина. - Комсомольск-на Амуре : Просвещение, 1996. - 45 с.
8. Белобрыкина, О. А. Речь и общение : пособие для родителей и педагогов / О. А. Белобрыкина. - Ярославль : Академия развития, 1998. - 132 с.
9. Березина, Т. А. Игра как средство коррекции поведения дошкольника. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности : учеб. пособие / Т. А. Березина // Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности : сб. / под ред. Т И. Бабаевой. - СПб., 2004. - С. 148-166.
10. Бугреева, М. Н. Воспитание внимания и интереса к слову - одно из условий обучения родному языку / М. Н. Бугреева // Дошкольное воспитание.
- 1955. - № 2. - С. 22-26.
11. Выготский, Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте / Л. С. Выготский. - М., 1996. - 115 с.
12. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - Москва : Педагогика, 1996. - 415 с.
13. Выготский, Л. С. Проблема умственной отсталости / Л. С. Выготский // Избранные психологические исследования. - Москва : Педагогика, 1956, - 480 с.
14. Гаврилушкина, О. П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников : кн. для воспитателя / О. П. Гаврилушкина, Н. Д. Соколова. - Москва : Просвещение, 1985. - 72 с.
15. Гвоздев, А. Н. Как дети дошкольного возраста наблюдают явления языка : вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Москва : ВЛАДОС,
2002. - 46 с.
16. Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду // Программа и методические рекомендации для работы с детьми / В. В. Гербова. - М., 2007.
17. Грабенко, Т М., Коррекционные, развивающие адаптирующие игры : учеб. метод. пособие / Т М. Грабенко, Т Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. - 66 с.
18. Громова, О. Е. Методика формирования начального детского лексикона / О. Е. Громова. - Москва : Сфера, 2003. - 176 с.
18. Дульнев, Г. М. Дефектология / Г. М. Дульне. - М., 1972. - 37 с.
19. Екжанова, Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и
воспитание : программа дошкольных образовательных учреждений
компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. - Москва : Просвещение, 2011. - 55 с.
...