ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 9
1.1. Понятие «мелкая моторика» как психолого-педагогическая
проблема 9
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с
умственной отсталостью 14
1.3. Особенности формирования мелкой моторики у
обучающихся с умственной отсталостью 20
ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 27
2.1. Характеристика базы исследования и контингента
обучающихся, задействованных в констатирующем этапе экспериментального исследования 27
2.2. Методы и методики констатирующего этапа
экспериментального исследования, направленные на
определение уровней сформированности мелкой моторики у обучающихся с умственной отсталостью 31
2.3. Анализ результатов констатирующего этапа
экспериментального исследования, направленного на
определение уровней сформированности мелкой моторики у обучающихся с умственной отсталостью 38
ГЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ
С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЕЁ ЭФФЕКТИВНОСТИ 52
3.1. Составление программы внеурочной деятельности
направленной на формирование мелкой моторики у обучающихся с умственной отсталостью 52
3.2. Анализ результатов апробации программы внеурочной деятельности, направленной на формирование мелкой моторики
у обучающихся с умственной отсталостью 61
3.3. Методические рекомендации для родителей и педагогов
образовательных организаций, направленные на формирование мелкой моторики у обучающихся с умственной отсталостью во внеурочной деятельности 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 101
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 107
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 111
Проблема исследования заключается в том, что недостаточно развитая мелкая моторика у обучающихся с умственной отсталостью затрудняет формирование графомоторных навыков, зрительно-моторную координацию, точность движений - это в свою очередь, препятствует в дальнейшем успешной социальной коммуникации и адаптации (А. В. Антакова-Фомина, Е. И. Исенина, М. М. Кольцова).
Актуальность темы обусловлена тем, что у обучающихся с умственной отсталостью имеются своеобразные, грубые нарушения моторной сферы, поэтому развитие мелкой моторики у данной категории обучающихся во внеурочной деятельности необходимо для дальнейшей беспрепятственной социальной коммуникации и адаптации (Е. Г. Гришина, С. Н. Котягина, А. В. Семенович).
Степень ее разработанности, место и значение в науке и практике. Изучая различные научные источники, можно прийти к выводу о недостаточной освещенности проблемы развития мелкой моторики у зарубежных и отечественных исследователей. Тема исследования развития мелкой моторики и зрительно-двигательной координации раскрывается в трудах Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, а также М. О. Гуревича и Н. И. Озерецкого, Д. Б. Эльконина [17; 29; 23; 78]. Связь мозга и развитие руки исследовали физиологи В. М. Бехтерев,И. М. Сеченов [6; 62]. Детскую речь исследовали: М. М. Кольцова, такие педагоги, как М. Монтессори, Ю. А. Соколова, В. А. Сухомлинский [37; 48; 65]. Развитием мелкой
моторики и подготовки руки к письму занимались З. И. Богатеева, Е. Л. Мельникова [9; 47]. Анализировали графические умения обучающихся Н. В. Нижегородцева, С. П. Сосина, В. Д. Шадриков [50; 66].
З. И. Богатеева понимает мелкую моторику, как тонкие движения кистей и пальцев рук человека, по её мнению, она необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, - выработанных в ходе культурного развития человеческого общества [9].
Понятие «мелкая моторика» имеет значение в нескольких аспектах, определяющие направления научных исследований, которые включают изучение уровня развития мелкой моторики у обучающихся с умеренной умственной отсталостью: в связи с развитием познавательных
способностей; в связи с развитием речи; выявление развития собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий, а также письма.
Включение методов, приёмов, направленных на развитие мелкой моторики у обучающихся с умственной отсталостью во внеурочной деятельности, обеспечивает положительный результат успеваемости, усвоение навыков и школьно-значимых психических процессов (памяти, внимания, мышления).
М. М. Кольцова считает, что есть основания рассматривать кисть руки, как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки, есть ещё одна речевая зона мозга [36]. Поэтому одним из важных компонентов коррекционно-развивающей деятельности по выравниванию школьно-значимых функций, является работа, направленная на развитие мелкой моторики рук у обучающихся с умеренной умственной отсталостью.
Категория обучающихся с умственной отсталостью имеет особенности в психофизическом развитии - это значительно отягощает формирование моторной сферы, а именно тонких, скоординированных движений пальцев рук, что затрудняет формирование графомоторных навыков.
Объект исследования - мелкая моторика у обучающихся с умственной отсталостью.
Предмет исследования - процесс формирования мелкой моторики у обучающихся с умственной отсталостью во внеурочной деятельности.
Цель исследования - изучение уровней сформированности мелкой моторики у обучающихся с умственной отсталостью, составление программы внеурочной деятельности и определение её эффективности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме формирования мелкой моторики у обучающихся с умственной отсталостью.
2. Провести констатирующий этап экспериментального исследования, направленный на определение уровня формирования мелкой моторики у обучающихся с умственной отсталостью.
3. Составить программу внеурочной деятельности по формированию мелкой моторики у обучающихся с умственной отсталостью и определить её эффективность.
4. Составить методические рекомендации для родителей и педагогов образовательных организаций, направленные на формирование мелкой моторики у обучающихся с умственной отсталостью во внеурочной деятельности.
Структура ВКР. Курсовая работа содержит: введение, 3 главы, заключение, список источников и литературы из 78 источников и 9 приложений.
В первой главе понятие «мелкая моторика» раскрыто с точки зрения психолого-педагогической проблемы, дана психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умственной отсталостью, определены особенности развития мелкой моторики у обучающихся с умственной отсталостью.
Во второй главе дана характеристика базы исследования и контингента обучающихся с умственной отсталостью, задействованных в констатирующем этапе экспериментального исследования, проведён эксперимент на основании методов и методик, проанализированы результаты констатирующего и контрольного этапа экспериментального исследования на базе ГБОУ СО «Карпинская школа - интернат».
Третья глава включает в себя программу кружковой деятельности, направленную на формирование мелкой моторики у обучающихся с умеренной умственной отсталостью 4 класса. Программа была составлена на основе анализа результатов констатирующего этапа экспериментального исследования на начало года. Анализ результатов апробации программы кружковой деятельности, направленный на формирование мелкой моторики у обучающихся с умеренной умственной отсталостью показывает, что программа кружка эффективна и может быть использована в работе специалистов с обучающимися. Выявилась положительная динамика. Представлены методические рекомендации для родителей и педагогов образовательных организаций, направленные на реализацию программы по формированию мелкой моторики у обучающихся с умственной отсталостью во внеурочной деятельности.
В заключении описаны выводы по работе в целом.
База исследования: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Карпинская школа-интернат», реализующая АООП. В этом образовательном учреждение реализуется учебно-воспитательный процесс инновационными средствами. Данной школой реализуется 2 уровня образования, которое включает начальное общее - 4 года обучения и основное общее - 5 лет обучения. Обучающиеся «Карпинской школы - интернат» проходят обучение исходя из рекомендаций ПМПК по двум вариантам АООП. 1 вариант АООП, реализует образовательные потребности обучающихся с лёгкой умственной отсталостью. 2 вариант АООП, реализует образовательные потребности обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Экспериментальная группа: обучающиеся 4 класса с умеренной умственной отсталостью, в количестве 5 человек, в возрасте 10 лет.
Методы исследования: наблюдение, беседа, изучение документации, метод стимулирования.
Методики: Н. В. Нижегородцевой, В. Д. Шадрикова, С. П. Сосиной, М. О. Гуревич, Н. И. Озерецкого.
Актуальность темы обусловлена психофизиологическими особенностями развития обучающихся с умственной отсталостью. У обучающихся затруднены тонкие, дифференцированные движения рук и пальцев, их точность и темп нарушены, что значительно сковывает действия обучающихся в процессе обучения. Развитие мелкой моторики связано с развитием речи, познавательной и волевой сферы, а также с выполнением разнообразных бытовых и учебных действий. Всё это является главным стимулом развития центральной нервной системы (Е. Г. Гришина, С. Н. Котягина, А. В. Семенович).
Для решения поставленных задач:
1. Проанализирована научная литература по проблеме формирования мелкой моторики у обучающихся с умственной отсталостью.
2. Проведён констатирующий этап экспериментального исследования, направленного на определение уровня формирования мелкой моторики у обучающихся с умственной отсталостью.
3. Составлена программа кружковой деятельности по формированию мелкой моторики у обучающихся с умственной отсталостью во внеурочной деятельности и определена её эффективность.
4. Составлены методические рекомендации для образовательных организаций, направленные на формирование мелкой моторики у обучающихся с умственной отсталостью во внеурочной деятельности .
Изучив теоретические основы формирования мелкой моторики можно сделать следующие выводы:
Мелкая моторика, как отмечают Т. А. Власова и М. С. Певзнер - это совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. И. Е. Светлова выделяет и содержательно характеризует 3 уровня развития мелкой моторики: высокий, средний, низкий [60].
При высоком уровне развития мелкой моторики наблюдается хорошая скоординированность движений рук, точность, ловкость, плавность движений без лишнего напряжения, равномерный темп движения рук, правильное удержание позы.
Средний уровень развития моторки определяется при недостаточной скоординированности движений, быстроте и неточности движений, колебании темпа движения рук, а также нарушении позы на фоне утомления.
Низкий уровень развития мелкой моторики характеризуется излишней напряженностью и нескоординированностью движений, также наблюдается нарушение темпа движений рук, ручная неловкость и нарушение позы рук с резкостью движений.
М. М. Кольцова установила, что развитие мелкой моторики руки влияет и на развитие таких психических процессов, как мышление, память, внимание, пространственные представления. При развитии мелкой моторики у обучающегося, тренируются не только мышцы руки, но и формируется способность к наблюдению, сравнению, творческому воображению, воспитывается усидчивость, терпение, аккуратность, точность, настойчивость - это способствует развитию эмоционально¬волевой сферы обучающегося.
У обучающихся с умеренной умственной отсталостью отстает развитие зрительного, слухового, тактильного и других анализаторов, имеются грубые аномалии зрения и слуха. Обучающиеся данной категории не умеют анализировать, искать, охватывать полностью воспринимаемые сведения, что приводит к нецеленаправленной деятельности. В результате, обучающиеся самостоятельно не ориентируются в ситуации, требуют постоянного руководства от педагога. Обучающиеся данной категории с трудом ориентируются в пространстве и на плоскости, путаются в различении правой и левой сторон тела.
Известно, от того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, речь, словарный запас, глазомер, пространственное мышление, развивается фантазия, внимательность, сообразительность, логическое мышление, развивается мелкая моторика повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Исследование по формированию мелкой моторики у обучающихся с умеренной умственной отсталостью во внеурочной деятельности проводилось «Карпинской школой-интернат», реализующей АООП, где проходит обучение данной категории обучающихся. В констатирующем этапе экспериментального исследования принимали участие: обучающиеся 4 класса, в количестве 5 человек и возрасте 10 лет, которым ПМПК поставила диагноз умеренная умственная отсталость.
Изучение уровня развития мелкой моторики у обучающихся с умеренной умственной отсталостью во внеурочной деятельности 4 класса, в констатирующем этапе экспериментального исследования проводилось по методикам: Н. В. Нижегородцевой, В. Д. Шадрикова, С. П. Сосиной, а также М. О. Гуревич, Н. И. Озерецкого. В процессе экспериментального исследования использовались следующие методы: наблюдение, беседа, изучение документации, метод стимулирования.
На констатирующем этапе экспериментального исследования (на начало года) анализ результатов по методикам Н. В. Нижегородцевой, В. Д. Шадрикова, С. П. Сосиной, а также М. О. Гуревич, Н. И. Озерецкого показал - средний уровень развития мелкой моторики у обучающихся с умеренной умственной отсталостью 4 класса. Данные результаты указали, что в образовательных организациях для формирования мелкой моторики у обучающихся с умеренной умственной отсталостью учебных предметов, таких как «Музыка и движения», «Адаптивная физкультура» и коррекционных курсов «Предметно-практические действия», «Двигательное развитие» недостаточно. Необходимо задействовать внеурочную деятельность, способствующую эффективности коррекционно-развивающей работы, направленной на коррекцию мелкой моторики у обучающихся. Была составлена программа кружка по внеурочной деятельности.
Контроль за достижениями обучающихся и сформированности программного материала осуществлялся в виде текущего и итогового контроля в следующих формах: устный опрос (индивидуальный), беседа, практические работы (демонстрация действий и операций).
Используемые методы: наглядные (показ плакатов и схем, просмотр презентаций и видеороликов), словесные (беседа, рассказ, инструктаж), практические (практические задания, игры, анализ и решение проблемных ситуаций).
После систематической работы с обучающимися было проведено повторное экспериментальное исследования (в конце года), направленное на выявление уровня формирования мелкой моторики у обучающихся с умеренной умственной отсталостью 4 класса, анализ результатов которого показал - высокий уровень развития мелкой моторики у данной экспериментальной группы. Таким образом, выявилась положительная динамика.
Данные результаты показывают, что программа кружка «Умелые ручки» эффективна и может быть использована в работе специалистов с обучающимися с умеренной умственной отсталостью. Для того, что бы формирование мелкой моторики у обучающихся давало положительные результаты, необходима совместная работа педагогов и родителей.
Были составлены методические рекомендации для родителей и педагогов образовательных организаций по результатам контрольного этапа экспериментального исследования, это повысит эффективность реализации программы по кружковой работе, направленной на формирование мелкой моторики у обучающихся с умеренной умственной отсталостью 4 класса. Анализ результатов показал, что планируемы результаты по программе внеурочной деятельности удалось достичь. У обучающихся с умеренной умственной отсталостью 4 класса, навыки формирования мелкой моторики развиты на высоком уровне.
По итогам теоретической и практической работы, направленной на изучение формирования мелкой моторики у обучающихся с умственной отсталостью во внеурочной деятельности, можно сделать вывод, что поставленная цель достигнута, задачи решены.
1. Агаркова, Н. Г. Русская графика: кн. для учителя /
Н. Г. Агаркова. - М. : Дрофа, 1997. - 56 с.
2. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: учеб. пособие для вузов / Моск. психол.-социал. ин-т; под ред. Л. С. Цветковой. - М. : Изд-во Моск. психол.-социал. ин-та, 2006. - 296 с.
3. Антакова - Фомина, Л. В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путем тренировки движений пальцев рук / Л. В. Антакова- Фомина // XXIV Всесоюзное совещание по проблемам высшей нервной деятельности, посвященное 125-летию со дня рождения И. П. Павлова : материалы секцион. заседаний, 3-7 июня 1974 г. / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - М., 1974. - С. 346-349.
4. Безруких, М. М. Как научить ребенка писать красиво / М. М. Безруких. - М. : Дидакт, 2013. - 80 с.
5. Безруких, М. М. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму: метод. пособие для учителей нач. кл., воспитателей дошкол. учреждений, родителей / М. М. Безруких, С. П. Ефимова. - Тула : Арктоус, 1994. - 99 с.
6. Бернштейн, Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н. А. Бернштейн. - М. : Медицина, 1966. - 172 с.
7. Бехтерев В. М. Избранные работы по социальной психологии / В. М. Бехтерев. - М. : Наука, 1994. - 400 с.
8. Бине, А. Измерение умственных способностей / А. Бине ; пер. с фр. М. Владимирского. - СПб. : СОЮЗ, 1998. - 432 с.
9. Бирюков, А. А. Самомассаж для всех и каждого / А. А. Бирюков.- М. : Золотой теленок, 2003. - 319 с.
10. Богатеева, З. И. Подготовка руки ребенка к письму на занятиях рисованием / З. И. Богатеева // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 8. - С. 32-35.
11. Бударный, А. А. Пути и методы предупреждения и преодоления неуспеваемости и второгодничества: автореф. дис. канд. пед. наук /
А. А. Бударный ; Моск. обл. пед. ин-т им. Н. К. Крупской. - М., 1965. - 32 с.
12. Бурлачук, Л. Ф. Словарь-справочник по психологической диагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов, С. Б. Крымский. - Киев : Наука Думка, 1989. - 200 с.
13. Валлон, А. Психическое развитие ребенка / А. Валлон. - СПб. : Питер: 2001. - 208 с.
14. Вересотская, К. И. Узнавание изображений предметов в зависимости от изменения их положения в пространстве / К. И. Вересотская ; под ред. И. И. Данюшевского, Л. В. Занкова. - М. : ГУПИ Наркомпроса, 1940. - 132 с.
15. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии /
Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - М. : Просвещение, 1973. - 175 с.
16. Вспомогательные школы для отсталых детей / под ред.
Е. В. Герье, Н. В. Чехова. - М. : Задруга, 1923. - 171 с.
17. Выготский, Л. С. Педагогическая психология /Л. С. Выготский; под ред. В. В. Давыдова. - М. : Педагогика-Пресс, 1966. - 534 с.
18. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6-ти. Т. 4 : Детская психология / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 1984. - 435 с.
19. Выготский, Л. С. Этюды по истории поведения: Обезьяна, примитив, ребенок / Л. С. Выготский, А. П. Лурия. - М. : Педагогика- Пресс, 1993. - 224 с.
...