Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекция нарушений формирования орфографического навыка у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования

Работа №93961

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы82
Год сдачи2022
Стоимость4315 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
135
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ НАУЧНОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ
ОРФОГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 8
1.1. Понятие «орфографический навык» как научный феномен 8
1.2. Психолого - педагогическая характеристика обучающихся с
умственной отсталостью 11
1.3. Особенности формирования орфографического навыка у
обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования 18
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО НАРЫКА У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 25
2.1. Характеристика базы исследования и контингента
обучающихся, задействованных в констатирующем этапе экспериментального исследования 26
2.2. Обоснование выбора методов и методик изучения уровня
сформированности орфографического навыка у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования 29
2.3. Анализ результатов констатирующего этапа
экспериментального исследования, направленного на изучение сформированности орфографического навыка у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования 34
ГЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ
3.1. Программа коррекционной работы, направленная на
формирование орфографического навыка у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования 43
3.2. Педагогические условия, способствующие эффективности
реализации коррекционной программы по формированию
орфографического навыка у обучающихся с умственной
отсталостью на уровне начального образования 50
3.3. Методические рекомендации педагогам и родителям по
формированию орфографического навыка у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 79


Обучение детей грамотности - одна из важнейших проблем не только в педагогике, но и в общественной жизни. Это способность человека уметь писать и читать, умение писать по правилам грамматики и орфографии, способность человека относиться к внешней среде и как можно быстрее адаптироваться. Орфографические навыки, вместе с коммуникативными навыками, предоставляют нормальное функционирование индивида в системе социальных отношений и считаются минимальной предпосылкой для осуществления жизнедеятельности индивида, особенно для обучающихся с умственной отсталостью [28, с. 127].
Развитие орфографии и грамотного письма - одна из сложнейших задач, которую необходимо решать в школах. У детей предполагается развитие фонетически правильных навыков письма, формирование умения писать по правилам. При письме, как для какой-либо речевой деятельности, требуется большое количество операций. Обучающийся должен проанализировать слова, соотносить звук и букву с правилами графической и графики, чётко следить за пространственной ориентацией и осуществлять двигательные и графические движения. Все эти операции даются с трудом для обучающихся с умственной отсталостью [27, с. 12].
Р. И. Лалаева обращает внимание, что основанием нарушения письма у обучающихся с умственной отсталостью являются органические, функциональные, биологические и социальные причины [26]. Органические повреждения участков коры мозга, входящих в процесс письма, задержка развития этих органов мозга, нарушения функций мозга - все эти факторы могут стать причиной нарушений общения. Продолжительные соматические заболевания также приводят к усугублению состояния письма у детей в раннем возрасте. Нарушение письма может быть связано с негативным внешним фактором - неграмотной речи окружающих, недостатком внимания на развитие речи в семье ребенка, недостаточностью контакта с речью, неблагоприятной семейной обстановкой.
Исходя из этого можно назвать следующие категории ошибок: изменение слов, смешение, неправильная вставка букв или слов, написание слов слитно, написание одного слова раздельно, не выделение границы предложения, аграмматические ошибки, неправильная структура оформления предложения, пропуск в предложениях слов. По вышеупомянутым причинам, обучающиеся с умственной отсталой испытывают трудности в обучении письму. Коррекционное обучение таких детей на раннем этапе может часто привести к существенным положительным изменениям развития ребенка, которые будут сказаться на его будущем. Как уже упоминалось выше, орфографическая грамотность обучающихся с умственной отсталостью остается на низком уровне. Это в первую очередь свидетельствует о недостаточном и неполном усвоении орфографии [42, с. 53].
В условиях современного общества серьезной проблемой для олигофренопедагогики является формирование орфографического навыка у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования. Н. Н. Алгазина [4], Д. Н. Богоявленский [7], М. Р. Львов [28] на протяжении нескольких лет изучали нарушение письменной речи у обучающихся с умственной отсталостью. Сложность в усвоении навыков письма в связи с многочисленными нарушениями высших психических функций, а также скудность методических рекомендаций в настоящее время дают основания говорить о том, что данная проблема может быть актуальной.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что частью общей языковой культуры является орфографический навык, это обеспечивает точность в выражении мыслей, а также взаимопонимание в письменном общении и требует целенаправленной и систематической работы учителя с целью его формирования и совершенствования. В связи с этим очевидна важность выбранной темы.
Объект исследования - специфика нарушений орфографического навыка у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования.
Предмет исследования - процесс формирования орфографического навыка у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования.
Цель исследования - составление программы коррекционной работы по формированию орфографического навыка у обучающихся с умственной отсталостью и разработка методических рекомендаций педагогам и родителям по теме исследования.
Для реализации поставленной цели выдвинуты следующие задачи:
1. Изучить научную литературу по проблеме исследования формирования орфографического навыка у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования.
2. Сделать анализ и подобрать методики для изучения орфографического навыка у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования, провести и проанализировать результаты констатирующего этапа эксперимента по выявлению нарушений орфографического навыка.
3. Составить программу коррекционной работы по формированию орфографического навыка у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования, разработать методические рекомендации педагогам и родителям по формированию данного навыка.
Методы исследования: теоретические методы исследования - анализ лингвистической, дидактической, методической, психолого-педагогической литературы по проблеме формирования орфографических навыков у младших школьников с нарушением интеллекта; беседа, объяснение, наглядные и практические методы.
Эмпирические методы исследования - исследование констатирующего, качественный и количественный анализ результатов.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения, в состав которого вошли следующие материалы: содержание диагностических методик О. Б. Иншаковой, А. Н. Корнева, Т. А Фотековой.
Объем работы - 81 страница машинописного текста. В работе
представлено 11 таблиц и 12 рисунков.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Развитие орфографии и грамотного письма - одна из сложнейших задач, которую необходимо решать в школах. Для детей предполагается развитие фонетически правильных навыков письма, формирование умения писать по правилам. При письме, как для какой-либо речевой деятельности, требуется большое количество операций. Обучающийся должен проанализировать слова, соотносить звук и букву с правилами графической и графики, чётко следить за пространственной ориентацией и осуществлять двигательные и графические движения. Все эти операции даются с трудом для обучающихся с умственной отсталостью [27, с. 12].
Р. И. Лалаева обращает внимание, что основанием нарушения письма у обучающихся с умственной отсталостью являются органические, функциональные, биологические и социальные причины [26]. Органические повреждения участков коры мозга, входящих в процесс письма, задержка развития этих органов мозга, нарушения функций мозга - все эти факторы могут стать причиной нарушений общения. Продолжительные соматические заболевания также приводят к усугублению состояния письма у детей в раннем возрасте. Нарушение письма может быть связано с негативным внешним фактором - неграмотной речи окружающих, недостатком внимания на развитие речи в семье ребенка, недостаточностью контакта с речью, неблагоприятной семейной обстановкой.
Исходя из этого можно назвать следующие категории ошибок: изменение слов, смешение, неправильная вставка букв или слов, написание слов слитно, написание одного слова раздельно, не выделение границы предложения, аграмматические ошибки, неправильная структура оформления предложения, пропуск в предложениях слов. По вышеупомянутым причинам обучающиеся с умственной отсталой испытывают трудности в обучении письму. Коррекционное обучение таких детей на раннем этапе может часто привести к существенным положительным изменениям развития ребенка, которые будут сказаться на его будущем. Как уже упоминалось выше, орфографическая грамотность обучающихся с умственной отсталостью остается на низком уровне. Это в первую очередь свидетельствует о недостаточном и неполном усвоении орфографии [42, с. 53].
В условиях современного общества серьезной проблемой для олигофренопедагогики является формирование орфографического навыка у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования. Н. Н. Алгазина [4], Д. Н. Богоявленский [7], М. Р. Львов [28] на протяжении нескольких лет изучали нарушение письменной речи у обучающихся с умственной отсталостью. Сложность в усвоении навыков письма в связи с многочисленными нарушениями высших психических функций, а также недостаточность методических рекомендаций в настоящее время дают основания считать данную проблему актуальной.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что орфографический навык выступает составной частью общей языковой культуры, обеспечивает точность в выражении мыслей и взаимопонимание в письменном общении и требует целенаправленной и систематической работы учителя с целью его формирования и совершенствования. В связи с этим очевидна важность выбранной темы.
Базой исследования, задействованной в констатирующем этапе экспериментального исследования, явилась муниципальное автономное образовательное учреждение Свердловской области «Средняя общеобразовательная школа № 20», реализующая основные общеобразовательные программы и адаптированные основные общеобразовательные программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития.
Был проведен эксперимент в 3 классе в количестве шести человек.
Изучив научную литературу по проблеме формирования орфографического навыка у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального общего образования и проанализировав результаты констатирующего этапа экспериментального исследования, можно сделать заключение, что обучающиеся с умственной отсталостью допускают множество орфографических ошибок на письме, что приводит к необходимости создать программу коррекционной работы, направленную на формирование орфографического навыка у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования.
Таким образом, реализовывая коррекционную программу по формированию орфографического навыка, можно наблюдать положительную динамику у обучающихся на уроках русского языка.
В ходе работы представлены методические рекомендации педагогам и родителям для детей с интеллектуальными нарушениями на уровне начального образования. Используя данные рекомендации систематически в школе и дома, можно закрепить полученный результат по формированию орфографического навыка.
Итак, в ходе исследования достигнуты поставленные цели. Для развития орфографического навыка у обучающихся с умственной отсталостью существуют свои особенности, процесс формирования навыка будет сопровождаться трудностями, связанными с особенностями психофизического развития обучающихся.


1. Аксенова, А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов / А. К. Аксенова. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
2. Аксенова, А. К. Русский язык : учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы /
A. К. Аксенова, Н. Г. Галунчикова. - 4 класс. - М. : Просвещение, 2016. - 271 с.
3. Аксенова, А. К. Русский язык. 3 класс: учеб.
для общеобразовательных организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / А. К. Аксенова, Э. В. Якубовская. - М. : Просвещение, 2016. - 237 с.
4. Алгазина, Н. Н. Формирование орфографических навыков
учащихся: учебно-методическое пособие / Н. Н. Алгазина. - М. :
Просвещение, 1997. - 132 с.
5. Алексеева, М. М. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 560 с.
6. Ахутина Т. В. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / Т. В. Ахутина, О. Б Иншакова,
B. А. Секачев. - М. : 2008. - 128с.
7. Богоявленский, Д. Н. Психологические принципы обучения орфографии: учебное пособие / Д. Н. Богоявленский. - М. : Просвещение, 1986. - 123 с.
8. Булохов, В. Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся / В. Я. Булохов // Начальная школа. -1991- № 1.
9. Буцикина, Т. П. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графо моторных навыков у младших школьников / Т. П. Буцикина. - М. : Логопед, 2005. - №3. - С. 84-94.
10. Воронкова, В. В. Обучение грамоте и правописанию в 1 - 4 классах вспомогательной школы / В. В. Воронкова. - М., 2008. - 145 с.
11. Воронкова, В. В. К вопросу о дифференциации учащихся вспомогательной школы при обучении русскому языку / В. В. Воронкова, В. Г. Петрова // Психологический анализ дифференцированного подхода при обучении ; под ред. В. Г. Петровой. - М. : 2016. - 318 с.
12. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский. - М. : Просвещение, 1995. - 527 с.
13. Глухов, В. П. Основы психолингвистики / В. П. Глухов. - М. : АСТ: АСТРЕЛЬ, 2005. - 351 с.
14. Гнездилов, М. Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе / М. Ф. Гнездилов. - М. : 1965. - 210 с.
15. Граник Г. Г. Секреты орфографии: книга для учащихся / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко. - М. : Просвещение, 1995. - 222 с.
16. Дефектология: словарь-справочник / авт.-сост. С. С. Степанов ; под ред. Б. П. Пузанова. - М. : Новая шк., 2005. - 80 с.
17. Диагностика речевых нарушений школьников : практ. пособие / Т. В. Ахутина, Т. А. Фотекова. - 3-е изд., испр. и доп. Серия : Образовательный процесс. - М. : Издательство Юрайт, 2018. - 157 с.
18. Жедек, П. С. Усвоение фонетического принципа письма и формирование орфографического действия / П. С. Жедек. - М., 1975.
19. Забрамная, С. Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения / С. Д. Забрамная. - М., 1998. - 94 с.
20. Исаев, Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков: руководство / Д. Н. Исаев. - СПб. : Речь, 2003. - 391 с.
21. Катаева, А. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников / А. А. Катаева, В. А. Стребелева. - М. :2013.- 184 с.
22. Кинаш, Е. А. Подготовка к письму умственно детей с отклонениями в развитии : метод. пособие для педагога / Е. А. Кинаш // Специальная коррекционная педагогика. - М. : ПАРАДИГМА, 2010. - 80 с.
23. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей: учебно-методическое пособие / А. Н. Корнев. Серия : Психология детства. - СПб. : ИД МиМ, 1997. - 286 с.
24. Лалаева, Р. И. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция / Р. И. Лалаева, Л. В. Венедиктова. - Ростов н/Д: «Феникс», СПб: «Союз», 2004. - 224 с.
25. Левина, Р. Е. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями чтения и письма. Логопедическая работа в школе / Р. Е. Левина. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1953. - 38с.
26. Львов, М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах / М. Р. Львов, Т. Г. Рамзаева, Н. Н. Светловская. - М., 2017. - 412 с.
27. Львов, М. Р. Правописание в начальных классах: пособие для учителей / М. Р. Львов. - изд. 2-е, испр. и доп. - М. : Флинта, Наука, 1998. - 208 с.
28. Маринчева, Г. С. Умственная отсталость: руководство по психиатрии в 2 Т. Т. 2/ Г. С. Маринчева, М. Ш. Вроно ; под ред. А. С. Тиганова. - М. :, 1999. - 680 с.
29. Международная классификация болезней : принята 43-ей
Всемир. Ассамблеей здравоохранения. - URL:
http://khab03.ru/sites/default/files/field/attachments/mkb-10 1999.pdf (дата
обращения: 18.11.2018).
30. Об образовании: федер. закон / КонсультантПлюс. - М., 2012. - 154 с. 

http://school20ku.ucoz.ru/ (дата обращения: 25.02.2020).
32. Певзнер, М. С. Дети-олигофрены: (изучение детей-олигофренов в процессе их воспитания и обучения) / М. С. Певзнер. - М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1959. - 486 с.
33. Певзнер, М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии / М. С. Певзнер, Т. А. Власова. - М. : Академия, 2002. - 207 с.
34. Пидкасистый, П. И. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / П. И. Пидкасистый. - М. : Российское педагогическое агенство, 1996. - 455 с.
35. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / отв. за вып. О. Бондарчук, А. Бабурин. - М. : Просвещение, 2017. - 365 с.
36. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0 - 4 классы: программно-методические материалы / под редакцией И. М. Бгажноковой. - М. ; Просвещение, 2013.
37. Программы специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых обучающихся: Русский язык, 2010.
38. Разумовская, М. М. Методика обучения орфографии в школе:
Книга для учителя. учебное пособие / М. М. Разумовская. - М. : Просвещение, 2006. - 143 с
39. Разумовская, М. М. Умения как организующая основа обучения орфографии. Работа над умениями и навыками по русскому языку в 4 -8 классах / М. М. Разумовская. - М. : Просвещение, 1998. - с.54-58.
40. Рамзаева Т. Г. Методика обучения русскому языку в начальных
классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121
«Педагогика и методика нач. обучения» / Т. Г. Рамзаева, М. Р. Львов. - М. : Просвещение, 1979. - 431 с.
41. Репкин, В. В. Развивающее обучение языку и проблема орфографической грамотности / В. В. Репкин // Начальная школа. - 1999. - № 7. - С. 12-14.
42. Репкин, В. В. Формирование орфографического навыка как умственного действия / В. В. Репкин // Вопросы психологии. -1960 - № 2.
43. Рождественский, Н. С. Свойства русского правописания как основа методики его преподавания: учебное пособие / Н. С. Рождественский. - М. : Просвещение, 2010. - 213 с.
44. Российская Федерация. Министерство образования и науки. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья : приказ М-ва образования и науки Рос. Федерации от 19 дек. 2014 г. № 1598. - URL: https//base.garant.ru/70862366/(дата обращения: 12.11.2018).
45. Российская Федерация. Министерство образования и науки. Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) : приказ М-ва образования и науки Рос. Федерации от 19 дек. 2014 г. № 1599. - URL: https//base.garant.ru/70862366/(дата обращения: 14.04.2019).
46. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника /
С. Я. Рубинштейн. - М. : Просвещение, 1986. - 192 с.
47. Селиверстов, В. И. Игры в логопедической работе с детьми / В. И. Селиверстов. - М. : 2017. - 120 с.
48. Теория. Орфография. Принципы русской орфографии. - М.,
2014. - URL:https://studfiles.net/preview/6313221/(дата обращения: 14.04.2019).
49. Толковый словарь живого великорусского языка: подгот. по 2-му печ. изд. 1880-1882 гг. / В. И. Даль. - М. : АСТ, 1998. - 723 с.
50. Ушинский, К. Д. О первоначальном преподавании русского языка: Пед. соч Т. 6 / К. Д. Ушинский. - М. : Педагогика, 1989.
51. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений: в 11-ти т. Т. 2. /
К. Д. Ушинский. - М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1949. - 727 с.
52. Шатова, Е. Г. Уроки повторения и систематизации знаний учащихся по русскому языку на основе работы с обобщающими алгоритмами «Образование в современной школе» / Е. Г. Шатова. - М. : 2011. - № 12 - С. 7-9.
53. Эльконин, Д. Б. Особенности психического развития детей 6 - 7-летнего возраста / Д. Б. Эльконин, А. Л. Венгер. - М. : НПО «Образование», 1988. - 136 с.
54. Якубовская, Э. В. Русский язык - 2 класс / Э. В. Якубовская, Н. В. Павлова. - М. : Просвещение, 2016. - 175 с.
55. Якубовская, Э. В. Русский язык - 3 класс: учеб. для
общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч. 1 / Э. В. Якубовская, Я. В. Коршунова. - М. : Просвещение, 2018. - 79 с. : ил. - ISBN 978-5-09-051132-2.
56. Якубовская, Э. В. Русский язык - 3 класс: учеб. для
общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч. 2 / Э. В. Якубовская, Я. В. Коршунова. - М. : Просвещение, 2018. - 79 с. : ил. - ISBN 978-5-09-054055-5.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ