Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Моделирование здоровьесберегающего пространства для обучающихся с умственной отсталостью в образовательных организациях

Работа №93959

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы116
Год сдачи2022
Стоимость4295 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
235
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 8
1.1. Понятие «здоровый и безопасный образ жизни» как научный
феномен 8
1.2. Предпосылки и необходимость внедрения здоровьесберегающей
деятельности школ-интернатов для обучающихся с умственной отсталостью 14
1.3. Особенности формирования здоровьесберегающего пространства в
образовательных организациях для обучающихся с умственной отсталостью 19
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, НАПРАВЛЕННОЕ НА ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ
СФОРМИРОВАННОСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 25
2.1. Характеристика базы исследования и контингента обучающихся,
задействованных в констатирующем этапе экспериментального исследования 25
2.2. Методы и методики проведения констатирующего этапа
исследования, направленные на выявление уровня сформированности здоровьесберегающего пространства для обучающихся с умственной отсталостью в образовательной организации 32
2.3. Анализ результатов констатирующего этапа исследования,
направленного на изучение здоровьесберегающей деятельности в образовательной организации 38
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА ПО МОДЕЛИРОВАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО
ПРОСТРАНСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 49
3.1. Обоснование коррекционной программы по моделированию
здоровьесберегающего пространства в образовательных организациях для обучающихся с умственной отсталостью 49
3.2. Коррекционная программа по моделированию
здоровьесберегающего пространства в образовательных организациях для обучающихся с умственной отсталостью 54
3.3. Методические рекомендации для субъектов образовательных
организаций по реализации программы здоровьесберегающему пространству в образовательных организациях для обучающихся с умственной отсталостью 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 105
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 106
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 109
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 111
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 112


Проблема исследования. На современном этапе развития педагогики, валеологии и других междисциплинарных наук остается актуальной проблемой формирования здорового и безопасного образа жизни это воспитание у обучающихся осознанного и бережного отношения к здоровью как необходимому элементу общей культуры; формирование у обучающихся понимание сущности здорового и безопасного образа жизни, более осознанного отношения учащихся к своему здоровью; осмысленного поведения к окружающей среде.
Актуальность исследования. С каждым годом возрастает количество детей, имеющих различные отклонения в здоровье, происходит непрерывный рост общего уровня заболеваемости среди школьников. Данная ситуация наблюдается в связи с такими негативными явлениями современной жизни как: тяжелые социальные потрясения; низкий уровень развития института брака и семьи; экологическое неблагополучие; массовое распространение алкоголизма, курения, наркомании; слабая развитость системы здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи. В связи с этим очевидна важность выбранной темы и возможность широкого применения ее на практике.
Благополучие общества напрямую зависит от уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья. Поэтому, проблема формирования представлений детей о здоровом и безопасном образе жизни детей и закрепления стойких показателей их здоровья на всех уровнях является актуальной в современном обществе.
Понятие «здоровый и безопасный образ жизни» однозначно пока ещё не определено. (И. А. Гундаров, В. П. Казначеев, В. В. Колбанов, В. А. Полесский, А. И. Разумов и др.). Имеются разнородные данные относительно организации эффективных практико-ориентированных моделей здоровьесбережения в образовательных учреждениях для лиц нарушениями в развитии и, в частности, с умственной отсталостью (Г. Г. Зак, Э. М. Казин, Г. А. Кураев, М. С. Рогацкая, О. М. Семакович, А. П. Уфимцева, A. С. Шинкаренко). Отмечается недостаточная представленность методических материалов для реализации на практике таких моделей, которые бы отвечали всем критериям, независимо от запроса субъектов образования.
Представители различных направлений (Ю. А. Александровский, И. И. Брехман, В. Х. Василенко, В. И. Воробьев, В. П. Казначеев, B. В. Николаева, Н. В. Яковлева) рассматривали здоровый и безопасный образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом. В психолого-педагогическом направлении здоровый и безопасный образ жизни рассматривали с точки зрения сознания, мотивации, психологии человека (Н. П. Абаскалова, И. В. Дубровина, З. Ф. Дудченко, В. М. Кабаева, Г. С. Никифоров).
Изучением умственной отсталости в нашей стране занимались такие ученые как Л. С. Выготский, А. А. Дмитриев, Д. Н. Исаев, В. В. Лебединский, B. И. Лубовский, А. Р. Лурия, М. С. Певзнер, Г. Е. Сухарева, C. Я. Рубинштейн.
С учетом современных требований, необходимость практического внедрения и реализации моделей здоровьесбережения представлена в исследованиях Р. И. Айзман, И. И. Брехмана, А. А. Дмитриева, Г. Г. Зак, Э. М. Казина, Н. Э. Касаткиной, Л. Ф. Тихомировой, А. П. Уфимцевой А. С. Шинкаренко и др. В работах отмечается недостаточная кадровая готовность, специфика интеллектуального статуса и влияние семейного фактора (И. Ю. Левченко, Н. В. Мазурова, Е. И. Мастюкова и др.).
В Федеральном государственном образовательном стандарте образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599) одной из задач образования обучающихся с умственной отсталостью является охрана и укрепление физического и психического здоровья. Реализация данной задачи возможна при сформированности у обучающих знаний и навыков здорового и безопасного образа жизни. В связи с этим образовательная деятельность обучающихся с умственной отсталостью (урочная и внеурочная) должна носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у обучающихся привычек, а затем и потребностей к здоровому и безопасному образу жизни, формирование навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.
Объект исследования - здоровьесберегающее пространство для обучающихся с умственной отсталостью в образовательных организациях.
Предмет исследования - процесс моделирования здоровьесберегающего пространства для обучающихся с умственной отсталостью в образовательной организации.
Цель исследования - моделирование здоровьесберегающего пространства для обучающихся с умственной отсталостью в ГБОУ СО «Нижнетагильская школа-интернат» и определить основные направления ее практической реализации.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты здорового и безопасного образа жизни обучающихся с умственной отсталостью.
2. Провести анализ основных условий сформированности здоровьесбережения в образовании обучающихся с умственной отсталостью на основе исследования особенностей образовательной среды.
3. На основе полученных экспериментальных данных представить коррекционную программу и смоделировать здоровьесберегающее пространство для обучающихся с умственной отсталостью.
Гипотеза: вероятно моделирование здоровьесберегающего пространства для обучающихся с умственной отсталостью в ГБОУ СО «Нижнетагильская школа-интернат» будет эффективной при условии учета многофакторности образовательной среды.
Методы исследования: анализ литературы, анализ базовых понятий исследования, методы причинно-следственного анализа изучаемых явлений, проектировочная работа.
Структура работы: ВКР состоит из введения, трех глав, заключения, 8 рисунков и 4 таблиц, 90 источников и литературы, 10 приложений.
В первой главе представлены теоретические основы здорового образа жизни и здоровьесберегающей деятельности в образовании, проанализированы предпосылки и необходимость внедрения здоровьесберегающей деятельности школ-интернатов для детей с ОВЗ.
Во второй главе освещена психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умственной отсталостью, проведен анализ результатов диагностики уровня сформированности здоровьесберегающей деятельности в образовательной организации. Определены факторы успешной реализации здоровьесберегающих технологий на практике.
В третьей главе разработана коррекционная программа по формированию здорового и безопасного образа жизни в образовании обучающихся с умственной отсталостью, даны методические рекомендации для субъектов образовательной организации по реализации коррекционной программы здоровьесберегающей деятельности, смоделировано здоровьесберегающее пространство, с учетом изменяющихся условий образовательной среды.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итог о моделировании здоровьесберегающего пространства, можно сделать вывод о том, что здоровый и безопасный образ жизни - это важнейшее условие здоровья и благополучия любого человека. Соблюдение здорового образа жизни особенно актуально в детском возрасте, когда психика и тело человека еще только формируются.
В ходе работы цель - моделирование здоровьесберегающего пространства для обучающихся с умственной отсталостью в ГБОУ СО «Нижнетагильская школа-интернат» и определение основных направлений ее практической реализации.
В выпускной квалификационной работе были поставлены и выполнены задачи:
1. Изучены теоретические аспекты здорового и безопасного образа жизни обучающихся с умственной отсталостью. В ходе выполнения работы выявлено понятие «здоровый и безопасный образ жизни», которое включает в себя: сохранение и развитие физического, психического и нравственного здоровья человека, первичную профилактику заболеваний, предупреждение опасностей в жизнедеятельности и в профессиональной деятельности.
Определенны психолого-педагогические особенности обучающихся с умственной отсталостью, к которым относятся: низкий уровень физического развития и познавательных процессов; дефекты физического развития (аномалии органов зрения, нарушения осанки, склонность к инфекционным заболеваниям); изменения в эмоциональной и мотивационной сферах.
2. Проведен анализ условий для моделирования здоровьесберегающего пространства в образовательном учреждении для обучающихся с умственной отсталостью, сформированы основные критерии эффективности реализации здоровьесберегающей среды.
В экспериментальное исследование были использованы следующие методы и методики для всех субъектов образовательной среды: наблюдение (за деятельностью обучающихся, их двигательной активностью, уровнем сформированности навыков самообслуживания); анкетирование (Анкета «Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни»; Анкета «Правила безопасного поведения»; Анкета для педагогов (адаптация О. М. Семакович); Авторская анкета для родителей «Оценка сформированности ЗОЖ»); Методика «Знания о здоровье»; Методика «Ценностные ориентации».
3. Благодаря комплексной диагностике была получена и проанализирована информация от всех субъектов образования.
Знания обучающихся с умственной отсталостью о ЗОЖ носят фрагментарный характер не систематизированы, наблюдается плохая ориентировка в понятиях.
Данные анкетирования педагогов выявили достаточно интересную картину. С одной стороны, результаты анкетирования педагогов определяют необходимость внедрения и активной практической реализации модели здоровьесбережения в виду потребностей к повышению компетентности в области здоровьесберегающих технологий (52%). Тогда как, наличие неудовлетворенности психологическим комфортом в образовательной среде (56%) и высокой потребности улучшить свое здоровье, скорее всего, связано с эмоциональным выгоранием педагогов. Однако данная проблема требует более точной дифференциальной диагностики и отдельного исследования. С другой стороны, 47% педагогов считают свою деятельность важной в организации и укреплении здоровья обучающихся. Причем, 41% опрошенных педагогов отмечает необходимость многофакторного воздействия с привлечением информационно-просветительской деятельности родителей.
А данные анкетирования родителей свидетельствуют о склонности большинства снимать с себя ответственность за поддержание здорового образа жизни своих детей (59%). Лишь 22% родителей занимаются организацией здоровьесбережения в домашних условиях.
4. На основании диагностических данных смоделировано здоровьесберегающее пространство и апробирована коррекционная программа, включающая в себя такие направления работы, как: спортивно-оздоровительное; организация деятельности, направленной на формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни; информационно-просветительская работа с педагогами; просветительская работа с родителями (законными представителями). Предложена схема организации здоровьесберегающего пространства в образовательной организации, основана на учете принципа многофакторности; даны рекомендации всем субъектам образовательной среды.
Таким образом, по окончанию работы была отмечена положительная динамика по формированию здорового и безопасного образа жизни обучающихся с умственной отсталостью. Цели и задачи выпускной квалификационной работы были достигнуты.



1. Абаскалова, Н. П. Методы обучения основам безопасности жизнедеятельности в школе : учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н. П. Абаскалова, Л. А. Акимова, С. В. Петров. - Новосибирск, 2011. - 304 с.
2. Абаскалова, Н. П. Теория и практика формирования ЗОЖ учащихся и студентов в системе «Школа-ВУЗ» : автореф. дис. ... доктора пед. наук / Н. П. Абаскалова. - Барнаул, 2000. - 48 с.
3. Айзман, Р. И. Современные представления о здоровье и критерии его оценки / Р. И. Айзман // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 9. - С. 85-90.
4. Александровский, Ю. А. Пограничные психические расстройства : руководство для врачей / Ю. А. Александровский и др. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2021. - 552 с.
5. Басов, А. В. Требования к программам «Здоровье» образовательных учреждений / А. В. Басов, Л. Ф. Тихомирова // Здоровье наших детей. - 2002. - №1. - С. 17-25.
6. Брехман, И. И. Валеология - наука о здоровье / И. И. Брехман. - 2-е изд., доп., и перераб. - М. : Физкультура и спорт, 1990. - 206 с.
7. Василенко, В. Х. Введение в клинику внутренних болезней / В. Х. Василенко. - М. : Медицина, 1985. - 255 с.
8. Воробьев, В. И. Слагаемые здоровья : О рацион. питании / В. И. Воробьев. - М. : Знание, 1987. - 188 с.
9. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский. - М. : Просвещение, 1995. - 527 с.
10. Гафнер, В. В. Культура безопасности: аналитический обзордиссертационных исследований (педагогические науки, 2002-2012 г.г.) / В. В. Гафнер ; ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». - Екатеринбург, 2013. - 200 с.
11. ГБОУ СО «Нижнетагильская школа-интернат». - Нижний Тагил.
- URL:https://internat-tagil.uralschool.ru/(дата обращения: 16.09.2021).
12. Гигиена детей и подростков / под ред. В. Н. Кардашенко. - М. : Медицина, 1980. - 440 с.
13. Гундаров, И. А. Методологические требования к оценке качества технологий измерения здоровья / И. А. Гундаров, В. А. Полесский // Менеджер здравоохранения. - 2007. - № 4. - С. 32-36.
14. Денисова, Е. Н. Создание условий для формирования потребности в здоровом образе жизни у подростков с интеллектуальными нарушениями во внеурочной деятельности / Е. О. Быкова, Е. Н. Денисова // Auditorium. - 2019. - № 2 (22). - С. 26-29.
15. Дмитриев, А. А. Организация двигательной активности умственно отсталых детей / А. А. Дмитриев // Дефектология. - М. : Сов. спорт, 1991. - С. 32-40.
16. Дмитриев, А. А. Проблемы укрепления здоровья и психофизического развития учащихся начальных классов специальных (коррекционных) школ / А. А. Дмитриев, С. И. Веневцев // Диагностика, коррекция, валеология в специальном (коррекционном) образовании. - Красноярск : РИО КГПУ, 1999. - С. 30-44.
17. Дубровина, И. В. Психологическое здоровье личности в контексте возрастного развития / И. В. Дубровина // Развитие личности. - 2015. - № 2. - С. 67-95.
18. Дудченко, З. Ф. Психологическое обеспечение здорового образа жизни личности / З. Ф. Дудченко // Здоровая личность. - СПб. : Речь. - 2013.
- С. 356-367.
19. Жуковин, И. Ю. Валеология в учебно-воспитательном процессе специальной школы / И. Ю. Жуковин // Диагностика, коррекция, валеология в специальном (коррекционном) образовании. - Красноярск : РИО КГПУ, 1999. - С. 54-59.
20. Забрамная, С. Д. Развитие ребенка - в ваших руках : Книга полезных советов для родителей, воспитателей, учителей, психологов, дефектологов / С. Д. Забрамная, О. В. Боровик. - М. : Новая школа, 2000. - 32 с.
21. Зайцев, Н. К. Стратегия понимания здорового образа жизни у учителей / Н. К. Зайцев, В. В. Колбанов // Валеология : Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья.- Владивосток : Дальнаука, 1996. - Вып. 3.
- С. 148-153.
22. Зак, Г. Г. Здоровьесохраняющие условия образовательной организации для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / Г. Г. Зак // Педагогическое образование в России. - 2017. - № 11. - С. 139-144.
23. Здоровье в школе : методический практикум / под общ. ред. С. В. Алексеева, М. Г. Колесниковой. - СПб. : СПб АППО, 2017. - 158 с.
24. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика: учеб. пособие / Э. М. Казин, Н. Э. Касаткина, О. Г. Красношлыкова [и др.]. - М. : Омега-Л, 2016. - 443 с.
25. Здоровьесберегающая инфраструктура в системе образования : учеб. пособие / Э. М. Казин, Н. П. Абаскалова, Р. И. Айзман [и др.]. - М. : Омега-Л, 2014. - 575 с.
26. Здоровьесберегающие и коррекционные технологии в современном образовательном пространстве : сборник научных трудов по результатам Международной научно-практической конференции. - Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск.гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2019.
- 339 с.
27. Змановский, Ю. Ф. Воспитаем детей здоровыми / Ю. Ф. Змановский. - М. : Просвещение, 2000. - 128 с.
28. Инклюзивное образование: новые возможности и опыт : коллективная монография / О. Л. Беляева, Л. А. Брюховских,
О. А. Дмитриева [и др.]. - Красноярск : Краснояр. гос. пед. ун-т им.
В П. Астафьева. - Красноярск, 2014. - 160 с.
29. Исаев, Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство / Д. Н. Исаев. - СПб. : Речь, 2007. - 389 с.
30. История педагогики: пособие для пед. институтов / В. И. Волков, Н. А. Константинов, Ф. Ф. Королев, Е. Н. Медынский и др. М. : АПН РСФСР, 1955. - 587 с.
31. Кабаева, В. М. Организация психолого-педагогического исследования отношения подростков к собственному здоровью : методические рекомендации для педагогов - психологов / В. М. Кабаева. - М. : АПКиПРО, 2002. - 57 с.
32. Казин, Э. М. Медико-биологические и психолого-педагогические аспекты проблемы здоровья и здорового образа жизни на современном этапе развития общества (концептуальный и прикладные подходы) / Э. М. Казин, Н. Э. Касаткина, О. Г. Красношлыкова, И. А. Свиридова, Е. Л. Руднева// Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2016. - № 1 (21). - С. 31-37.
33. Казначеев, В. П. Очерки теории и практики экологии человека / В. П. Казначеев. - М. : Наука, 1983. - 261 с.
34. Как помочь «особому» ребенку : книга для педагогов и родителей. / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Л. А. Нисневич. - 3-е изд. - СПб. : Детство-пресс, 2001. - 128 с.
35. Колбанов, В. В. Валеология: Основные понятия, термины и определения / В. В. Колбанов. - СПб. : Деан, 1998. - 232 с.
36. Коняева, Н. П. Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по специальности «Олигофренопедагогика» / Н. П. Коняева, Т. С. Никандрова. - М. : ВЛАДОС, 2012. - 199 с.
37. Корытова, Г.С. Эмоциональное выгорание как проявление защитного поведения в профессиональной деятельности / Г. С. Корытова // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 4. - С. 29-32.
38. Куинджи, Н. Н. Валеология : Пути формирования здоровья школьников : метод. пособие / Н. Н. Куинджи. - М. : Аспект-пресс, 2001. - 136 с.
39. Кураев, Г. А. Валеологическая система сохранения здоровья населения России / Г. А. Кураев, С. К. Сергеев, Ю. В. Шленов // Валеология. - 1996. - № 1. - С. 7-14.
40. Лакосина, Н. Д. Клиническая психология : учеб. для студентов мед. вузов / Н. Д. Лакосина, И. И. Сергеев, О. Ф. Панкова. - 2-е изд. - М. : МЕДпресс-информ, 2005. - 413 с.
41. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте : учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений / В. В. Лебединский. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 144 с.
42. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития у детей : учеб. пособие / В. В. Лебединский. - М. : Изд-во МГУ, 1985. - 167 с.
43. Левченко, И. Ю. Психологическая помощь в специальном образовании : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование, 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование» / И. Ю. Левченко, Т. Н. Волковская, Г. А. Ковалева. - М. : ИНФРА-М, 2016. - 313 с.
44. Леонгард, Э. И. Я не хочу молчать: Из опыта работы по организации процесса обучения глухих и слабослышащих детей / Э. И. Леонгард, Е. Г. Самсонова, Е. А. Иванова. - М. : Просвещение, 1990. - 109 с.
45. Лурия, А. Р. Умственно отсталый ребенок / А. Р. Лурия. - М. : Просвещение, 1960. - 203 с.
46. Мазурова, Н. В. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности глухого школьника : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.03 / Н. В. Мазурова ; Московский пед. гос. ун-т. - Москва, 1997. - 16 с.
47. Мастюкова, Е. М. Лечебная педагогика: Ранний и дошк. возраст : советы педагогам и родителям по подгот. к обучению детей с особыми проблемами в развитии / Е. М. Мастюкова. - М. : ВЛАДОС, 1997. - 303 с.
48. Международная классификация болезней : принята 43-ей Всемир. Ассамблеей здравоохранения : в 3-х т. Т. 1 : Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем /М. В. Максимова. - М. : Медицина, 2003. - 1330 с.
49. Мотылянская, Р. Е. Двигательная активность - важное условие здорового образа жизни / Р. Е. Мотылянская, Э. Я. Каплан, В. К. Велитченко,
B. Н. Артамонов // Теория и практика физической культуры. - 1990. - № 1. -
C. 14-18.
50. Науменко, Ю. В. Здоровьесберегающая деятельность школы : мониторинг эффективности : методические рекомендации для педагогов и руководителей общеобразовательных учреждений / Ю. В. Науменко. - М. : Глобус, 2009. - 124 с.
51. Никитина, М. И. Федеральный государственный
образовательный стандарт для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): возможности и перспективы /
М. И. Никитина, Е. Т. Логинова // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. - 2015. - № 4. - С. 47-53.
52. Никифоров, Г. С. Психологическое здоровье личности : к истории вопроса в отечественной психологии / Г. С. Никифоров, З. Ф. Дудченко // Психологический журнал - 2019. - T. 40. - № 6. - C. 55-65.
53. Николаева, В. В. Влияние хронической болезни на психику : психологическое исследование / В. В. Николаева. - М. : Изд-во МГУ, 1987. - 166 с.
54. Ножичкина, Л. В. Синдром эмоционального выгорания педагогов
: проблемы и способы коррекции / Л. В. Ножичкина // Среднее
профессиональное образование. - 2009. - № 6. - С. 67-69.
55. Общие вопросы олигофренопсихологии и особенности деятельности учащихся вспомогательной школы : учебное пособие / под. ред. В. Г. Петровой. - М. : Просвещение, 1993. - 104 с.
56. Певзнер, М. С. Клиническая характеристика детей с нарушением темпа развития / М. С. Певзнер // Дети с отклонениями в развитии. - М. : Просвещение, 1966. - С. 25-75.
57. Педагогическое наследие / Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж.- Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. - М. : Педагогика, 1989. - 416 с.
58. Петрова, В. Г. Психология умственно отсталого школьника: Олигофренопсихология : учеб. пособие / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. - М. : Изд-во РОУ, 2014. - 104с.
59. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) : метод. пособие / М-во образования и науки РФ. - М. : Просвещение, 2017. - 365 с.
60. Психологическая диагностика детей и подростков : учебное пособие для студентов / под. ред. Е. М. Борисовой, К. М. Гуревича. - М. : Международная педагогическая академия, 1995. - 360 с.
61. Психология здоровья: учебник для вузов / под ред.
Г. С. Никифорова. - СПб. : Питер, 2006. - 607 с.
62. Разумов, А. И. Концепция «здоровье здорового человека»: интеграция медицины, психологии и религии / А. И. Разумов, В. А. Пономаренко // Психологический журнал. - 2015. - Т. 36, № 6. - С. 88¬93.
63. Рогацкая, М. С. Психологические предпосылки формирования безопасного поведения у подростков с умственной отсталостью / М. С. Рогацкая ; Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого.- Тула, 2006. - 156 с.
64. Рокич, М. Природа человеческих ценностей / М. Рокич. - Нью- Йорк, -1973. - 651 с. -Текст: непосредственный
65. Рубинштейн, С. Я. О воспитании привычек у детей : учебное пособие для студентов / С. Я Рубинштейн. - М. : Институт практической психологии, 1996. - 41 с.
66. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология» / С. Я. Рубинштейн. - М. : Просвещение, 1986. - 192 с.
67. Санитарно-эпидемиологические требования в
общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821-10 / под. ред.
Д. Волкова. - М. : Феникс, 2017. - 64 с.
68. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья СанПиН 2.4.2.3286-15. - М. : Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2016. - 39 с.
69. Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни: основная школа (ФГОС) / С. В. Третьякова, А. В. Иванов, С. Н. Чистякова [и др.]. - М. : Просвещение, 2013. - 96 с.
70. Семакович, О. М. Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе у младших школьников с нарушениями зрения; курсовая работа / О. М. Семакович. - Минск. - URL: https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00728893 0.html(дата обращения 30.10.2021).
71. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы / Н. К. Смирнов. - М. : Аркти, 2003. - 272 с.
72. Современные образовательные технологии в учебном процессе вуза : методическое пособие / авт.-сост. Н. Э. Касаткина, Т. К. Градусова, Т. А. Жукова, Е. А. Кагакина, О. М. Колупаева, Г. Г. Солодова, И. В. Тимонина; отв. ред. Н. Э. Касаткина. - Кемерово : ГОУ «КРИРПО», 2011. - 237 с.
73. Соковня-Семенова, И. И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь/ И. И. Соковня-Семенова. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 208 с.
74. Солнцева, Л. И. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста/ Л. И. Солнцева, С. М. Хорош. - Москва, 2003. - 200 с.
75. Специальная психология : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др. ; под ред. В. И. Лубовского. - 2-е изд., испр. - М. : Изд. центр «Академия», 2005. - 464 с.
76. Сухарева, Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста / Проф. Г. Е. Сухарева. - М. : Медгиз, 1955-1965. - Т. 3. - 336 с.
77. Тихомирова, Л. Ф. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с нарушением интеллекта в условиях школы-интерната : учебно-методическое пособие / Л. Ф. Тихомирова. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2012. - 80 с.
78. Тихомирова, Л. Ф. Теоретико-методические основы здоровьесберегающей педагогики : монография / Л. Ф. Тихомирова. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2004. - 240 с.
79. Ткачева, В. В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование / В. В. Ткачёва. - М. : Нац. кн. центр, 2014. - 149 с.
80. Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения (Нью-Йорк, 22 июля 1946 года) // Международные акты об охране здоровья.
-Москва, 2009. - С. 10-26.
81. Уфимцева, А. П. Зависимость успешности обучения учащихся специальной школы от состояния их здоровья / А. П. Уфимцева, Н. Н. Венсловене, Т. К. Окладникова, Л. В. Искрова // Проблемы диагностики, коррекции, валеологии в специальном (коррекционном) образовании. - Красноярск : Издательство КГПУ, 1996. - С. 49-51.
82. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / М-во образования и науки Российской Федерации.-М. : Просвещение, 2017. - 404 с.
83. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) : Приказ Минобрнауки об утверждении ФГОС № 1599 от 19.12.2014 / М-во образования и науки РФ. - М. : Просвещение, 2019. - 78 с.
84. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ / М-во образования и науки РФ. - М. : Омега-Л., 2014. - 134 с.
85. Формирование здорового образа жизни молодежи /
A. В. Мартыненко, Ю. В. Валентик, В. А. Полесский. - М. : Медицина, 1988.- 192 с.
86. Шалимов, В. Ф. Клиника интеллектуальных нарушений /
B. Ф. Шалимов. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 112 с.
87. Шевченко, Ю. С. Эволюционно-биологическая концепция Г. Е. Сухаревой (назад в будущее) / Ю. С. Шевченко // Психиатрия - любовь моя! : сборник тезисов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти профессора А. О. Бухановского и 25-летию Лечебно-реабилитационного научного центра «Феникс», 23-24 сентября 2016 г. - Ростов-на-Дону, 2016. - С. 685-689.
88. Шевченко, Ю. С Этологические механизмы
психопатологических расстройств. Детская и подростковая психиатрия: Клинические лекции для профессионалов / Ю. С. Шевченко. - М. : ООО «Медицинское информационное агентство», 2011. - 450 с.
89. Шинкаренко, А. С. Педагогическая модель формирования безопасного и здорового образа жизни / А. С. Шинкаренко // Вестник КемГУ. - 2015. - Т. 1, № 1. - С. 132-137.
90. Яковлева, Н. В. Витальная метакомпетентность личности: теория и практика психологических исследований здоровья / Н. В. Яковлева. - Рязань : Полином, 2012. - 285 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ