ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗРАБОТКИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ 10
1.1. Понятия «специальная индивидуальная программа развития»
(СИПР) как педагогический феномен индивидуализации обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)... 10
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся по
специальной индивидуальной программе развития в условиях образования на дому 18
1.3. Особенности составления специальной индивидуальной
программы развития ребенка, получающего образование на дому 27
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ 44
2.1. Характеристика базы исследования и контингента обучающихся,
задействованных в констатирующем этапе экспериментального исследования 44
2.2. Диагностический инструментарий, направленный на изучение
особенностей разработки и реализации индивидуальной образовательной программы и специальной образовательной программы обучающихся, получающих образование на дому 49
2.3. Анализ результатов констатирующего этапа экспериментального
исследования, направленного на изучения особенностей разработки и реализации индивидуальной образовательной программы и специальной индивидуальной образовательной программы обучающихся, получающих образование на дому 59
ГЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ И АПРОБАЦИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ДОМУ 66
3.1. Составление варианта специальной индивидуальной
образовательной программы ребенка, получающего образование на дому 66
3.2. Анализ апробации варианта специальной индивидуальной
образовательной программы ребенка, получающего образование на дому 72
3.3. Методические рекомендации участникам образовательного
процесса по составлению и реализации специальной индивидуальной образовательной программы ребенка, получающего образование на дому 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 83
ПРИЛОЖЕНИЯ 94
В современной действительности с развитием ранней диагностики здоровья человека наблюдается увеличение количества детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). До введения Стандарта многие годы общество возлагало на плечи родителей, медицинских и специальных учреждений все заботы и трудности по улучшению качества жизни и поддержания здоровья детей с умеренной тяжелой и глубокой степенью умственной отсталостью. Говорить об их скрытых способностях в обучении и возможном развитии было непринято.
За последние двадцать лет в развитии специального образования произошли серьезные изменения по отношению к этим детям. Сегодня приоритетным направлением модернизации российского образования, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и Законом «Об образовании в РФ», является обучение всех категорий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения): с легкой, умеренной, тяжелой и глубокой в решении задачи гумманизации общества [67].
«Стандарт направлен на обеспечение равных возможностей получения качественного образования обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вне зависимости от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, степени выражения ограничений здоровья, психофизиологических и других особенностей» [66].
Критерием того, что обучающийся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) может автономно проживать в социуме, является его способность к самообслуживанию, принятию правильных решений в стереотипных ситуациях, осознание своих сильных сторон и ограничений в действительности. Для достижения этих результатов ему предстоит пройти путь выявления, развития своих возможностей в условиях обучения и воспитания в специальном общеобразовательном учреждении, реализующем адаптированные основные общеобразовательные программы (далее, АООП).
Актуальным вопросом, которые возникают у педагогов на начальном этапе знакомства с ребенком, является вопрос содержания учебной программы и условий обучения: чему и как учить? Известно, что интеллектуальные возможности детей отличаются степенью тяжести психофизических нарушений, значит, планировать объем и содержание программы необходимо, опираясь на сопроводительные рекомендательные документы ПМПК. Во-вторых, необходимо руководствоваться методическими рекомендациями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), который регламентирует образовательные условия АООП в.1, или АООП, в. 2.
Индивидуализация образования, как приоритетное направление в развитии мировой и отечественной образовательной системы, в основе которой заложен принцип личностно-ориентированного подхода, учитывает потребности индивидуальных возможностей обучающегося с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми множественными нарушениями развития, как правило, это дети с инвалидностью. Поэтому актуальным и практически значимым решением для этого контингента детей является обучение их по второму варианту АООП ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), который регламентирует создание специальной индивидуальной программы развития (далее СИПР).
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» также регламентирует положение об обязательной образовательной услуге для ребенка с инвалидностью, вне зависимости от диагноза, условия которой прописываются в СИПР [68].
При разработке СИПР требуется опираться на подходы исследователей в области проектирования и основываться на положения современной нормативно-правовой документации ФГОС [66].
Степень разработанности темы. В числе первопроходцев в разработке примерных индивидуальных программ развития для детей младшего дошкольного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью можно выделить таких специалистов и ученых, как Л. Б. Баряева, А. В. Закрепина, Ю. А. Разенкова, Е. А. Стребелева и др.
В методических материалах представлены разные подходы к структуре и содержанию индивидуальных программ для контингента младшего школьного возраста с разными психофизическими нарушениями, таких авторов, как И. М. Бгажнокова, А. Д, Вильшанская, А. К. Виноградов, В. В. Коркунов, М. В. Кочкина, И. Кузьмина, Г. П. Лекус, И. С. Макарьев, Е. А. Ямбург, которые указывают на важные аспекты в содержании программ для разностороннего развития ребенка с ОВЗ [60].
Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной отсталостью, основываясь на результатах этих исследований, предписывает строгую компонентную структуру по содержанию СИПР и опору на диагностические данные о ребенке с ОВЗ, представленные в психолого-педагогической характеристике.
Обязательными компонентами также являются цель, задачи коррекционно-развивающей деятельности и требования контроля результата обучения [55].
Деятельностный и дифференцированные подходы, раскрывающие основные психологические закономерности процесса обучения и структуру учебной деятельности обучающихся с учетом общих закономерностей возрастного развития описаны в теоретических положениях классиков- методологов, дефектологов Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным и др.
Ученые и специалисты, известные олигофренопедагоги-практики, которые занимались изучением, обучением и воспитанием детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): Л. Б. Баряева, И. М. Бгажнокова, С. Д. Забрамная, А. Р. Лурия, Н. Н. Малофеев, А. Р. Маллер, Н. М. Назарова, Н. А. Новоселова, Е. А. Рудакова, Г. В. Цикото, Л. М. Шипицына, А.А. Шлыкова и др.
Актуальность исследования заключается в том, что разработка специальной индивидуальной программы развития для обучающегося с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с ТМНР является на сегодня приоритетным направлением в образовании детей в контексте с ФГОС. СИПР отражает особую стратегию в педагогическом сопровождении ребенка на дому при включении в образовательный процесс группы специалистов психолого-педагогического сопровождения и родителей. СИПР исходит из структуры нарушений, образовательных потребностей и потенциальных возможностей обучающегося. В связи с этим отмечаем важность междисциплинарного взаимодействия специалистов как на этапе разработки СИПР, так и на этапе ее реализации. На первом диагностическом этапе психолого-педагогического обследования обучающегося с умственной отсталостью могут возникнуть проблемы в выборе диагностического материала, во взаимодействии междисциплинарной команды специалистов, а на этапе реализации СИПР ребенка на дому могут возникнуть сложности в соблюдении психолого-педагогических условий обучения. Проблема исследования заключается в том, что содержание программы АООП, в. 2, на основе которой разрабатывается СИПР, может оказаться недоступным для освоения, в силу особенностей и возможностей здоровья для обучающегося на дому, поэтому педагогу требуется выбрать из перечня образовательных задач именно те, которые для него актуальны, то есть спрогнозировать положительный результат обучения и определить психолого-педагогические условия путем согласования требований ФГОС, АООП, в. 2 с возможностями обучающегося на дому.
Объект - специальная индивидуальная программа развития ребенка в условиях педагогического сопровождения его образования на дому.
Предмет - процесс составления и апробации специальной индивидуальной программы развития ребенка в условиях педагогического сопровождения его образования на дому.
Цель - провести педагогическое экспериментальное исследование, направленное на изучение особенностей разработки и апробации специальной индивидуальной программы развития обучающегося, получающего образование на дому.
Гипотеза: специальная индивидуальная программа развития ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), даст положительную динамику его развития в условиях педагогического сопровождения его образования на дому, если будут учитываться его индивидуальные возможности и требования ФГОС.
Исходя из цели и гипотезы исследования, были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу и нормативно правовую документацию по проблеме исследования.
2. Изучить особенности разработки и реализации специальной индивидуальной программы развития в контексте ФГОС.
3. Провести эмпирическое исследование (качественный и количественный анализ) развития ребенка с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения), с ТМНР, обучающегося на дому по СИПР.
4. Разработать и апробировать специальную индивидуальную программу развития ребенка, в условиях педагогического сопровождения образования на дому.
Для решения поставленных задач методами исследования явились:
- теоретические (изучение нормативно-правовой документации, изучение понятий и параллельной терминологии исследуемой темы, анализ и обобщение данных научно-методической литературы, анализ продуктов детской деятельности);
- эмпирические (наблюдение, описание, сбор статистических данных, составление таблиц, диаграмм, составление характеристики, беседа с родителем обучаемого ребенка на дому, проектирование и реализация СИПР).
Апробация исследования: материалы исследования данной ВКР апробировались в процессе научно-практических конференций:
В 2020 году являлась участником XI Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Мир без границ» г. Ставрополь, проходящей в дистанционном формате. Получила сертификат за научную публикацию статьи, вошедшей в научный сборник ВАК. Тема статьи: «Педагогическое консультирование родителей, имеющих детей с ОВЗ: направление и принципы» (Приложение 19).
В 2021 году приняла участие в Международной научно-практической конференции памяти профессора В.В. Коркунова по теме: «Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза», проходившей в УрГПУ и представила на конкурс среди статей студентов свою научную работу «Особенности первичной диагностики актуального развития у обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения)», которая вошла в научный сборник УрГПУ (Приложение 19).
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (106 источников), приложений (20).
На сегодняшний день неуклонно возрастает интерес к проблеме обучения детей с тяжелыми формами интеллектуальной недостаточности и тяжелыми множественными нарушения развития, так как они занимают значительную часть категории лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Достижением последнего времени стало принятие новых федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе отдельной категорией детей с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения). Дети с тяжелой и глубокой умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями развития становятся субъектами образовательного процесса в Российской Федерации, что является большим шагом во включении данных детей в жизнь общества. Специалисты, исследовавшие категорию детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями, до некоторого времени дискутировали: способны ли данные дети к обучению или они составляют пласт необучаемых лиц?
Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы:
Дети с тяжелыми формами умственной отсталости нуждаются в комплексном подходе к обучению специалистов разных областей. Только тогда мы можем рассуждать об эффективности занятий и образовательного процесса в целом.
СИПР для лиц с умеренной тяжелой и глубокой умственной отсталостью должен строиться с учетом их образовательных потребностей и эмоционально-личностных особенностей, а также возможностей психического и физического здоровья.
Диагностика актуального и ближайшего уровня развития ребенка позволяет нам наметить учебно-развивающий план для оказания коррекционно-образовательных услуг детям с умеренной, тяжелой и глубокой интеллектуальной недостаточностью, с ТМНР с учетом их особых образовательных потребностей.
Нормативно-правовая документация представленная на 4-х уровнях, помогает в осуществлении получения образования обучающимися с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Среди основных современных нормативно-правовых документов - Стандарт, ПрАООП и разработанная образовательной организацией АООП, в. 1, в. 2
Проведенное педагогическое экспериментальное исследование было направленно на изучение особенностей разработки и апробации специальной индивидуальной программы развития обучающегося, получающего образование на дому.
Составленная в соответствии с ФГОС специальная индивидуальная программа развития ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) показала положительную динамику его развития в условиях педагогического сопровождения его образования на дому. Индивидуальные особенности и возможности здоровья обучающегося на дому ребенка по требованиям ФГОС.
Цель была достигнута, поставленные задачи выполнены, гипотеза исследования нашла свое подтверждение.
1. Аксенова Л. И. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений современной специальной (коррекционной) педагогики // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2008. № 7. С. 9-20.
2. Алмазова О. В. Психолого-педагогическая диагностика : учеб. пособие. Екатеринбург, 2007. 227 с.
3. Ананьев Б. Г. Проблемы педагогической антропологии // Избр. психол. тр. : в 2 т. / под ред. А. А. Бодалева и др. М., 1980. Т. 2. С. 29-30.
4. Баряева Л. Б., Бойков Д. И., Липакова В. И. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / под. ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. СПб., 2011. 480 с.
5. Баряева Л. Б. Лопатина Л. В., Логинова Е. Т. Я - говорю! Упражнения с пиктограммами. М., 2015. 30 с.
6. Бгажнокова И. М. Ульянцева М. Б., Комарова С. В. Воспитание и
обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития : программно-методические материалы / под ред.
И. М. Бгажноковой. М., 2010. 239 с.
7. Бгажнокова И. М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта : программно-методические материалы. М., 2007. 181 с.
8. Безруких М. М. Обучение первоначальному письму. М., 2007. 102 с.
9. Бернштейн Н. А. О построении движений. М., 1947. 255 с.
10. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. Практическая психология в образовании. М., 1997. 298 с.
11. Бондаренко О. М. Обзор диагностических методик для выявления детей группы риска раннего возраста. Череповец, 2010. 200 с.
12. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада. Воронеж, 2004. 270 с.
13. Бризе Б. Активизация ослабленного интеллекта при обучении во вспомогательной школе. М., 1981. 239 с.
14. Вайзман Н. П. Психомоторика детей-олигофренов. М., 1980.
300 с.
15. Варенова Т. В. Коррекционная педагогика : учебно-методический комплекс для студентов специальности «Социальная работа». Мн., 2007. 112 с.
16. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и
множественными нарушениями развития : программно-методические
материалы / под. ред. И. М. Бгажноковой. М., 2007. 345 с.
17. Всеобщая декларация прав человека. URL :
http: //www.un.org/ru/documents/decl conv/declarations/declhr.shtml (дата
обращения: 09.11.2020).
18. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М., 1960. 484 с.
19. Выготский Л. С. Собрание сочинений. / под ред. Т. А. Власовой. М., 1983. Том 5. 369 с.
20. Гаврилушкина О. П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых дошкольников. М., 1991. 91 с.
21. Головчиц Л. А., Царёв А. М. Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ОВЗ как условие доступности образования для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития // Дефектология. 2014. № 1. С. 3-13.
22. Декларация о правах инвалидов. URL :
http://www.un.org/ru/documents/decl conv/declarations/disabled.shtml//base.garant.ru/70291362/11/#block 1100(дата обращения: 09.11.2020).
23. Декларация о правах умственно отсталых лиц. URL :
http: //www.un.org/ru/documents/decl conv/declarations/retarded.shtml (дата обращения: 09.11.2020).
24. Декларация прав ребенка. URL :
http: //www. un. org/ru/documents/decl conv/declarations/childdec. shtml (дата обращения: 09.11.2020).
25. Делани Т. Развитие основных навыков у детей с аутизмом: Эффективная методика игровых занятий с особыми детьми / пер. с англ. В. Дегтяревой. Екатеринбург, 2016. 272 с.
26. Дмитриева В. Г. Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет. Москва, 2017. 224 с.
27. Екжанова Е. А. Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. М., 2008. 100 с.
28. Елецкая О. В., Матвеева М. В., Логинова Е. А. Специальная педагогика. М., 2019. 478 с.
29. Елецкая О. В., Тараканова А. А. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья : учебник с практикумом для студентов дефектологических факультетов. М., 2017. 500 с.
30. Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь. М., 2006. 240 с.
31. Забрамная С. Д., Исаева Т. Н. Некоторые психолого¬педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения // Коррекционная педагогика. 2008. № 1. С. 5-13.
32. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М., 1995. 112 с.
33. Загвязинский В. И., Атаханов Р. А. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М., 2001. 208 с.
34. Зак Г. Г. Генезис социально-педагогической помощи детям с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в России (с Х в. по настоящее время) // Педагогическое образование в России. 2012. № 3. С. 23-27.
35. Зак Г. Г. Социальная реабилитация детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в условиях детского дома // Специальное образование. 2012. № 2. С. 49-57.
36. Зак Г. Г. Формы социально-бытовой реабилитации детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, воспитывающихся в условиях детского дома // Специальное образование. 2013. № 3. С. 56-62.
37. Закон Свердловской области от 23.10.1995 № 28-ОЗ «О защите
прав ребенка». URL :
https://docs.cntd.ru/document/801111999(дата обращения: 09.11.2020).
38. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об
образовании в Свердловской области». URL :
https://docs.cntd.ru/document/453128797(дата обращения: 09.11.2020).
39. Замский, Х. С. История олигофренопедагогики. М., 1974. 389 с.
40. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. В 2-х томах. М., 1986. 205 с.
41. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей СПб., 2001. 128 с.
42. Калашникова С. А. Вопросы проектирования специальной индивидуальной программы развития для детей с тяжелыми множественными нарушениями // Школьная педагогика. 2016. № 3. С. 16-19.
43. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М., 2000. 191 с.
44. Конвенция о правах инвалидов.. URL :
https://www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/disability.shtml (дата
обращения 13.11.2020).
45. Конвенция о правах ребенка. URL :
http: //www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/childcon. shtml (дата
обращения: 09.11.2020).
46. Конституция Российской Федерации. URL :
http://ivo.garant.ru/#/document/10103000:0(дата обращения: 09.11.2020).
47. Копытин И. А. Основы арт-терапии. СПб., 2009. 355 с.
48. Коркунов В. В Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в Уральском регионе. Екатеринбург, 2009. 235 с.
49. Коркунов В. В., Зак Г. Г., Кузьмин К. В. Оказание социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья (историко-региональный аспект) : учеб. пособие. Екатеринбург, 2007. 150 с.
50. Коркунов В. В Развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья как системный процесс // Вестник регионального образования. 2007. № 2. С. 10-18.
51. Кислякова Ю. Н. Формирование навыков социально-бытовой ориентировки у детей с нарушениями развития. Путешествие в мир окружающих предметов. М., 2004. 50 с.
52. Лаврова Г. Н. Психолого-педагогическая диагностика детей от 0 до 3 лет : учеб. пособие. Челябинск, 2004. 129 с.
53. Лазарь А. А. Рабочая тетрадь с инструкционными картами выполнения заданий по ручному труду для обучающихся начальной школы с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (работа с бумагой, пластилином, природными и текстильными материалами). Екатеринбург, 2016. 56 с.
54. Лебединцев В. Б. Коллективные учебные занятия как средство обеспечения индивидуальных учебных траекторий учащихся малочисленных сельских школ. Красноярск, 2008. 170 с.
55. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2004. 300 с.
56. Логинова Ю. Н. Понятия индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной траектории и проблема их проектирования // Биб-ка журнала «Методист. 2006. № 9. С. 4-7.
57. Малофеев Н. Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития // Альманах.2000. № 1. С. 10-16.
58. Малофеев Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия : учеб. пособие для студентов пед. вузов: в 2 ч. М., 2010. Ч. 1. 319 с.
59. Маллер А. Р., Цикото Г. В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2008. 208 с.
60. Маллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии : практическое пособие. М., 2000. 124 с.
61. Мамайчук И. И. Помощь психолога детям с аутизмом. СПб., 2014. 335 с.
62. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб., 2008. 220 с.
63. Медведева Е. А., Добровольская Т. А. Арт-педагогика и арт- терапия в специальном образовании. М., 2001. 248 с.
64. Мерлин В. С. Психология индивидуальности: Избр. психол. тр. / под ред. Е. А. Климова. М., 1996. 448 с.
65. МКБ 10 - Международная классификация болезней 10-го
пересмотра. URL :https: //icd.who. int/browse 10/2019/en#/F70-F 79(дата обращения: 09.11.2020).
66. Новикова О. Н. Индивидуализация образования в старшей школе: опыт, проблемы, перспективы : материалы межрегион. науч.-практ. конференции (Пермь - Усть-Качка, 11-13 декабря 2013 г.). Пермь, 2014. С. 173-179.
67. Новоселова Н. А. Шлыкова А. А. Программа обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (подготовительный, I-X классы). Екатеринбург, 2004. 136 с.
68. Носова Е. П. Индивидуальная образовательная траектория: сущность и механизмы проявления // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 91. С.138-144.
69. Османова, Г. А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: картотека пальчиковых игр. СПб., 2010. 160 с.
70. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии: опыт словаря-справочника / А. Н. Нигаев [и др.]. Екатеринбург, 2003. 118 с.
71. Перевозникова И. В. Специальное образовании в России и за рубежом: традиции и современность // Вестник ТГПУ. 2012. № 5. С. 103-108.
72. Письмо Министерства образования и науки Российской
Федерации от 15 марта 2018 года № ТС-728/07Об организации работы по СИПР.ПКЕ :http://docs.cntd.ru/document/557283059 (дата обращения:
14.11.2020).
73. Положение об организации обучения детей на дому. (https://хшисо.рф/upload/files/polojeniya/nov.%20polojeniya/положение%20об%20организации%20обучения%20детей%20на%20дому.doc(дата обращения: 09.11.2020).
74. Положение о специальной индивидуальной программе развития
(СИПР), в соответствии с ФГОС, для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, получающим образование в классе или на дому. URL :
https: //хшисо.рф/svedeniya/obrazovanie/lokalnye akty reglamentiruyuschie obrazovatelnyy protsess/(дата обращения: 09.11.2020).
75. Методические рекомендации по организации обучения учащихся на основе индивидуальных учебных планов / Е. В. Посохина [и др.]. Белгород, 2009. 84 с.
76. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 22.12.2015 N 4/15). URL :https://sudact.ru/law/primernaia-adaptirovannaia-osnovnaia-obshcheobrazovatelnaia-programma-obrazovaniia-obuchaiushchikhsia/3/(дата обращения: 09.11.2020).
77. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / В. И. Липакова, Д. И. Бойков, Л. Б. Баряева, [и др.]. СПб., 2011. 480 с.
78. Программа развития образования в Свердловской области:
Постановление Правительства Свердловской области от 19.12.2019 № 920- ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области «Развитие системы образования и реализация молодежной политики в Свердловской области до 2025 года». URL :
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/6600201912240014?index=1&rangeSize=1(дата обращения: 09.11.2020).
79. Психолого-педагогическая диагностика : учеб. пособие для студентов дефектолог. фак. высш. пед. учеб. заведений / под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамная. М., 2003. 320 с.
80. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста : метод. пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей» / Г. А. Мишина, Е. А. Стребелева, Ю. А. Разенкова [и др.] ; под ред. Е. А. Стребелевой. М., 2004. 164 с.
81. Примерная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями. URL : http://fgosovz.herzen.spb.ru/wp-
content/uploads/2015/2015.pdf(дата обращения: 11.12.2019).
82. Рудакова Е. А., Сухарева О. Ю. Разработка индивидуальной программы обучения ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2014. № 3. С. 20-22.
83. Рязанова А. В. Основные принципы организации развивающей среды для ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2014. № 3. С. 38-43.
84. Саламанкская декларация. URL :
http://logopedkolosok.ucoz.net/N/Salamanskaya deklaraziya.pdf (дата
обращения: 09.11.2020).
85. Саратова, Л. М. Теоретический анализ проблемы изучения детей с особыми познавательными потребностями // Молодой ученый. 2011. № 7 (30). Т. 2. С. 60-64.
86. Сборник программ коррекционных курсов для детей и подростков с глубокой умственной отсталостью / Л. Б. Баряева, Л. В. Капустянская, Л. И. Кайкина, Т. А. Алексеева, [и др.]. СПб., 2015. 54 с.
87. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х томах М., 2005. Т. 1. 556 с.
88. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х томах М., 2006. Т. 2. 816 с.
89. Смирнова Е. О. Детская психология. М., 2010. 150 с.
90. Соловьева С. В. Проектирование индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья : методические рекомендации. Екатеринбург, 2011. 140 с.
91. Специальная педагогика : учебное пособие / под ред. Н. М. Назаровой. М., 2007. 400 с.
92. Специальная психология : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Л. И. Солнцева, Т. В. Розанова [и др.] ; под ред. В. И. Лубовского. М., 2005. 464 с.
93. Стребелева Е. А. Варианты индивидуальной программы воспитания и коррекционно-развивающего обучения ребенка раннего возраста с психофизическими нарушениями // Дефектология. 2000. № 5. С. 86-96.
94. Технологическая карта урока как форма современной документации педагогической деятельности по реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 2. Сборник научно-методических и практических материалов / под ред. Л. Г. Поповой. Екатеринбург, 2016. 166 с.
95. Тряпицина А. П. Образовательная программа - маршрут ученика / под ред. А. П. Тряпицыной. СПб., 1998. 228 с.
96. Учебная программа для 2-го отделения вспомогательной школы. Предметно-практическая деятельность I-IV классы / под ред. Т. В. Примаченок. Минск, 2008. 32 с.
97. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). URL :http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai 1599 ot 19.12.2014.pdf(дата обращения: 11.12.2019).
98. Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-РФ «Об образовании в
Российской Федерации». URL :http ://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (дата
обращения: 20.10.2019).
99. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». URL :http: //base. garant.ru/10164504/(дата обращения: 20.10.2019).
100. Формирование представлений об «умственной отсталости» в
психолого-педагогических исследованиях. URL :
https://lektsia.com/2x579c.html(дата обращения: 09.10.2021)
101. Хуторской А. В. Методика личностно ориентированного обучения : пособие для учителя. М., 2005. 384 с.
102. Царёв А. М., Головчиц Л. А. Требования к структуре образовательных программ для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития и к возможным результатам их освоения в контексте разработки ФГОС для обучающихся с ОВЗ // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2014. № 3. С. 12-19
103. Шипицына, Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. СПб., 2005. 477 с.
104. Якиманская И. С. Концепция личностно-ориентированного образования // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2010. № 2(2010). С. 36-40.
105. Якиманская И. С. Психолого-педагогические условия становления индивидуальных стратегий обучения школьников. М., 2007. 140 с.
106. Якубовская Е. А. Стимуляция сенсомоторного развития детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития // Дефектология. 2007. № 4. С. 27-36.