Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Преодоление агрессивности в поведении детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью методом сенсорной интеграции в процессе психолого - педагогического сопровождения их образования

Работа №93947

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы187
Год сдачи2022
Стоимость4370 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
176
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ 10
1.1. Синдром дефицита внимания и гиперактивность 10
1.2. Факторы возникновения агрессивности в поведении у дошкольников
с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью 19
1.3. Характеристика сенсорной интеграции, как метода преодоления
агрессивного поведения у дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью 24
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ АГРЕССИВНОСТИ И УРОВНЯ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ... 35
2.1. Обоснование методов исследования уровня развития сенсорной
интеграции и уровня агрессивности у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью 35
2.2. Планирование экспериментальной работы по изучению уровня
развития сенсорной интеграции и уровня агрессивности у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью 46
2.3. Анализ результатов исследования по изучению уровня развития
сенсорной интеграции и уровня агрессивности у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью 51
ГЛАВА 3. ПРЕОДОЛЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ В ПОВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ МЕТОДОМ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИХ ОБРАЗОВАНИЯ 58
3.1. Теоретическое обоснование программы по преодолению
агрессивности в поведении дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью методом сенсорной интеграции 58
3.2. Коррекционно-развивающая программа преодоления агрессивности
в поведении детей дошкольного возраста с синдром дефицита внимания и гиперактивностью методом сенсорной интеграции в процессе психолого-педагогического сопровождения их образования 63
3.3. Анализ эффективности программы по преодолению агрессивности в
поведении дошкольников с синдромом дефицита внимания и
гиперактивности методом сенсорной интеграции 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 91
ПРИЛОЖЕНИЯ 97

В последние десятилетия в нашей стране и во всем мире все больше говорят о проблемах детей с особыми образовательными потребностями, и, в частности, о положении детей с синдром дефицита внимания и гиперактивностью (далее СДВГ). По данным разных источников (Всемирная организация здоровья и Российская академия медицинских наук) на 2021 год количество детей с СДВГ составляет от 2% до 12% из всей детской популяции, чем обусловлена актуальность исследования. Изучением синдрома дефицита внимания и гиперактивностью занимались такие учёные, как А. М. Радаев, В. М. Трошин, Ю. С. Шевченко, Л. А. Ясюкова [14, 41].
Нарушения поведения у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в различных аспектах изучали А. Э. Тамбиева, С. Д. Медведева, Н. Н. Заваденко, В. В. Кучма, Л. С. Алексеева [48]. Дети с СДВГ в большей мере, чем их нормально развивающиеся сверстники, испытывают трудности в продуктивном общении, так как в большинстве случаев страдает их поведение. Это объясняется рядом причин, одной из которых является нарушение процесса сенсорной интеграции, а именно некорректной работой вестибулярной, проприоцептивной, слуховой, зрительной, тактильной, вкусовой и обонятельной систем. Как правило, агрессия у детей с СДВГ вызывается гиперчувствительность или гиппочувствительность к разного рода сенсорным раздражителям. В связи с этим дети не способны «адекватно» принять, обработать и ответить на эти раздражители, от чего и появляется агрессия, как механизм защиты [21].
Одним из методов работы, направленных на успешное преодолении агрессивности в поведении детей с СДВГ, является метод сенсорной интеграции. Сенсорная интеграция представляет собой процесс получения информации от всех рецепторов организма нервной системой. Метод сенсорной интеграции предполагает упорядочивание ощущений, полученных от окружающего мира, в процессе игровой деятельности в специально созданных условиях. Развитие сенсорных систем у дошкольников с СДВГ проводится по тем же закономерностям, что и у нормально развивающихся сверстников, но имеет специфические особенности и сложности, обусловленные особенностями эмоционально-волевой сферы и дефицитом внимания. Проблемами сенсорной интеграции детей занимались Э. Дж. Айрес, У. Кислинг и другие [3, 8].
Таким образом, нарушения работы сенсорных систем у дошкольников с СДВГ влекут за собой нарушения поведения, в частности агрессию, в свою очередь которые влияют на коммуникативный опыт детей.
На современном этапе учёные, которые разрабатывают тему коррекции поведения у детей с СДВГ, больше внимания уделяют именно школьному возрасту, когда от детей начинают требовать дисциплины, усидчивости, сосредоточенности, а они в свою очередь психо-физиологически к этому не готовы [33]. У детей дошкольного возраста с СДВГ такие же особенности развития высших психических функций (далее ВПФ), но при этом к ним не выдвигается таких жёстких требований и проблема в поведении не так ярко выражена. Хотя, если провести коррекционно -развивающие мероприятия у детей с СДВГ в дошкольном возрасте в игровой форме, то уже к школьному возрасту, возможно, ребёнок с СДВГ будет готов к учебному виду деятельности. Но на данный момент рекомендации и методики по преодолению агрессивности у дошкольников с СДВГ разработаны недостаточно, чем и обусловлена проблема исследования.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования метода сенсорной интеграции как метода преодоления агрессивности в поведении дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в процессе психолого-педагогического сопровождения их образования.
Объект исследования - поведение у дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Предмет исследования - процесс коррекционно-развивающей работы по преодолению агрессивности в поведении дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью с использованием метода сенсорной интеграции в процессе психолого-педагогического сопровождения их образования.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Подобрать методики для проведения констатирующего этапа эксперимента по определению уровня сформированности компонентов сенсорной интеграции и уровня агрессивности в поведении у дошкольников с синдромом дефицита внимания и гииперактивностью.
3. Исследовать уровень агрессивности и уровень развития сенсорных систем у дошкольников с синдромом дефицита внимания и гииперактивностью.
4. Составить и апробировать коррекционно-развивающую программу по преодолению агрессивности в поведении дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью с использованием метода сенсорной интеграции.
5. Проверить эффективность представленной коррекционно-развивающей программы по преодолению агрессивности в поведении дошкольников с синдромом дефицита внимания и гипрактивностью с использованием метода сенсорной интеграции.
Гипотеза исследования.
Предполагается, что преодоление агрессивности в поведении у дошкольников с СДВГ будет эффективно, если в процесс психолого-педагогического сопровождения их образования будут включены:
1. Коррекционно-развивающая работа, которая будет включать в себя такие направления, как: развитие сенсорных систем (вестибулярной, проприоцептивной, слуховой, зрительной, тактильной, вкусовой и обонятельной) и сказкотерапия.
2. Обучение родителей правильной организации сенсорного пространство ребёнка дошкольного возраста с СДВГ.
3. Обучение специалистов дошкольных учреждений корректному взаимодействию с ребёнком с СДВГ.
Методологическую основу исследования составили:
- принцип системной организации высших психических функций (А.Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Л. С. Выготский);
- принцип деятельностного подход в образовании (А. Н. Леонтьев; В. М. Смирнов);
- учение о функциональных системах (П. К. Анохин);
- учение об обусловленности формирования психики развитием мозга и слаженной работы 3-х блоков мозга (А. Р. Лурия, Л. С. Выготский);
- методология педагогического исследования (Б. А. Ашмарин; В. В. Краевский, П. К. Петров, Ю. К. Бабанский);
- теория сенсорной интеграции (Э. Дж. Айрис).
Методы исследования: теоретический анализ медицинской, психологической, педагогической литературы, методы моделирования. В психологическое исследование были включены эмпирические методы (наблюдение за детьми, анкетирование, опрос) и экспериментальные методы (констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента). Полученные в ходе экспериментальной работы данные были обработаны с применением методов математической статистики и качественной обработки фактических данных.
Научная новизна исследования заключается в разработке коррекционно-развивающей программы по преодолению агрессивности в поведении детей дошкольного возраста с СДВГ с использованием метода сенсорной интеграции.
Теоретическая значимость исследования проявляется в том, что полученные экспериментальные данные позволяют:
- уточнить теоретические подходы к преодолению агрессивности в поведении дошкольников с СДВГ в процессе психолого-педагогического сопровождения их образования;
- доказать, что метод сенсорной интеграции имеет большой потенциал в преодолении нарушений поведения в процессе его использования различными специалистами службы сопровождения образования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
- подобраны методики для изучения уровня сформированности сенсорных систем у дошкольников с СДВГ;
- представлена модель психолого-педагогического сопровождения образования по преодолению агрессивности в поведении дошкольников с СДВГ с использованием метода сенсорной интеграции в деятельности разных специалистов;
- на практике апробировано содержание коррекционной работы нацеленной на преодоление агрессивности в поведении детей с СДВГ методом сенсорной интеграции.
Апробация материалов представленных в дипломной работе:
Участие в международной научно-практической конференции памяти профессора В.В. Коркунова, посвященной 90-летию Уральского государственного педагогического университета «Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза» 23 - 24 апреля 2020 года. Публикация на тему: «Плюсы и минусы использования сенсорно - интегративной терапии в работе с детьми с особыми образовательными потребностями».
Участие в международной научно-практической конференции памяти профессора В.В. Коркунова «Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза» 26 апреля - 24 мая 2021 года. Публикация на тему: 8
«Экспериментальное изучение уровня агрессивности и уровня развития сенсорной интеграции у детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью».
Структура исследования: работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Согласно статистическим данным с каждым годом увеличивается количество детей с СДВГ. Авторы отмечают, что у данной категории детей нарушено поведение. В ряде случаев такое поведение характеризуется как агрессивное. В связи с этим было проведено исследование и разработана коррекционно-развивающая модель, которая направленна на преодоление агрессивности в поведении детей с СДВГ методом сенсорной интеграции в процессе сопровождения их образования.
Для решения первой задачи была проанализирована психолого-педагогическая литература и определена степень изученности данной проблемы. В результате анализа литературы выяснилось, что в большинстве случаев агрессивное поведение детей с СДВГ объясняется нарушением формирования адекватных ответных реакций на сенсорные раздражители. А именно агрессию, как защитный механизм или механизм стимуляции сенсорных систем.
У детей дошкольного возраста с СДВГ уровни развития сенсорных систем характеризуются, в основном гипер - или гипочувствительностью к раздражителям. В основном данную группу детей описываю как: рассерженный «впадает в бешенство»; ведёт себя подобно «настороженному животному»; постоянно нуждается в помощи и контроле педагога; рассказывает фантастические, вымышленные истории с элементами насилия; «дикий взгляд», смотрит исподлобья; очень непослушен, не соблюдает дисциплину.
В процессе решения задачи подобрать методики для определения уровня сформированности компонентов сенсорной интеграции и уровня агрессивнсти у детей с СДВГ был определён следующий диагностический инструментарий: опросник Шэрон Кермак и Элис Миллер для родителей; «таблицы сенсомоторного развития с 4 до 7 лет» Хельга Зиннхуберг; диагностический лист «Сенсорный профиль ребёнка» Данн - сокращённый вариант; анкета «Критерии агрессивности у ребёнка» Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко.
Для решения третьей задачи исследовать уровень агрессивности и уровень развития компонентов сенсорных систем был проведен констатирующий этап эксперимента. Для оценки выполнения заданий использовалась бально-уровневая система.
Констатирующий этап эксперимента проводился на базе на базе центра творческого развития и комплексного воспитания детей «Умный Джо» г. Тюмень, в нём участвовало 20 детей с СДВГ 5 лет.
В результате констатирующего этапа эксперимента было выявлено: у большинства испытуемых отмечается высокий уровень агрессивности (45%), так же дети показали повышенный уровень (30%) и средний уровень (25%) агрессивности; исследование компонентов сенсорных систем показал низкий уровень сформированности вестибулярной системы, проприоцепции и постуралных реакций (80%), так же дети (60%) показали низкую способность к моторному планированию, фоново снижены реакции осязания (80%), зрения (60%), вкуса (80%) и в некоторых случаях слуха (30%).
В ходе решения четвертой задачи нами была составлена коррекционно-развивающая программа работы по преодолению агрессивности в поведении у дошкольников с СДВГ, которая включает в себя 2 этапа: подготовительный и основной. На всех этапах работы осуществлялось воздействие на сенсорные системы, на втором этапе подключается сказкотерапия, с целью дать детям шаблон «адекватного» поведения. Так же, параллельно проводилась работа с родителями в групповой и индивидуальной формах и были даны методические рекомендации воспитателям детских садов.
Для решения пятой задачи нами был проведен контрольный этап эксперимента, результаты которого показали эффективность разработанной нами коррекционно-развивающей модели. По итогу коррекционной работы были полученные низкие показатели агрессии и адекватные уровни реакции на сенсорные раздражители у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Таким образом, цель и задачи, поставленные нами, реализованы, гипотеза доказана.
Практическая значимость работы заключается в использовании описанной коррекционно-развивающей модели по преодолению агрессивности в поведении дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в процессе психолого-педагогического сопровождения их образования логопедами, психологами и воспитателями дошкольных образовательных учреждений, педагогами центров развития детей, а так же родителями данной категории детей.



1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата. 2-е изд., испр. и доп. М., 2015. 811 с.
2. Азман Р. И. Медико-биологические основы дефектологии: учебное пособия для бакалавров, магистрантов и аспирантов. М-во образования на науки РФ, Новосибирский гос. пед. ун-т. Новосибирск., 2015. 286 с.
3. Айрес Э. Д. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем. [пер. с англ. Юлии Даре]. 5-е изд. М., 2018. 272 с.
4. Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы. / Е. А. Аркин, М. : Наука, 1968. 116 с.
5. Артемьева О. А. Качественные и количественные методы исследования в психологии: учеб.пособие для бакалавриата и магистратуры. 2-е изд., испр. И доп. М., 2017. 315 с .
6. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Нейропсихологический подход к коррекции трудностей обучения. Нейропсихология сегодня.под ред. Е. Д. Хомской. М.:, 1995. 170 с.
7. Бабородова Л. В., Чернявская А. П. Методология и методы научного исследования : учеб. Пособие для бакалавриата и магистратуры. 2-е изд., испр. и доп. М., 2019. 117 с.
8. Банди А.,Лейн Ш., Мюррей Э. Сенсорная интеграция : теория и практика. [пер. с англ. Д. В. Ермолаев, Е. М. Мельникова] ; научное редактирование Д. В. Ермолаев. М., 2017. 424 с.
9. Баянова Л. Ф.Психология дошкольника в нормативной ситуации. Казань. 2017. 125 с.
10. Бернштейн Н. А. Физиология движений и активность. Под ред. О. Г. Газенко. М., 1990. 204 с.
11. Бобров М. Я. Законы и категории специальной социологии.; Алт. гос. ун-т, УНПК «Социол., психология и социал. работа». Барнаул. 1994. 97 с.
12. Божович Л. И., Славина Л. С. Опыт экспериментального исследования произвольного поведения. Вопросы психологии. 1976. 22 с.
13. Боман Ф.Мошенничество под названием СДВГ. Как врачи сделали нормальных детей «пациентами». [пер. с англ. Е. Волошина]. М., 2016. 447 с.
14. Бреслав Г. Э. Агрессия у детей и подростков : учебное пособие.под ред. Н. М. Платоновой. СПб., 2006. 304 с.
15. Бусыгина Н. П. Качественные и количественные методы исследований в психологии : учебник для бакалавриата и магистратуры. М., 2019.
16. Верменская Е. А.Коррекционная и специальная педагогика : учебное пособие. Пятигорск., 2009. 216 с.
17. Власова Т. А. Певзнер М. С. Дети с временными задержками развития. М., 1971. 112 с.
18. Выготский Л. С. Психология и учение о локализации психических функций. Соч. в 6-ти Т. М., 1982. 320 с.
19. Гайнулина Е. В.Общие вопросы специальной психологии : учебно-методическое пособие по основам специальной психологии для студентов педагогического колледжа. Магнитогорск. 2009. 36 с.
20. Глухов В. П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для
студентов педвузов. М., 2005. 350 с.
21. Грибанов А. В.,Канжин А. В., Подоплекин Д. Н. Очерки сенсомоторной деятельности ребенка с СДВГ: монография. Архангельск. 2006. 115 с.
22. Гущин Ю. В.Специальная психология : учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению «Психология». Дубна. 2009. 166 с.
23. Елецкая О. В.,Матвеева М. В., Логинова Е. А. Специальная педагогика : учебное пособие с практикумом для вузов. М., 2019. 478 с.
24. Ермолаев - Томин О. Ю. Математические методы в психологии в 2 ч. Часть 1.: учебник для академического бакалавриата. 5 -е изд., испр. и доп. М., 2019. 315 с.
25. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М. Если ваш ребенок отстает в развитии. М., 1993. 105 с.
26. Запорожец А. В. Формирование восприятия у дошкольников. М., 1968. 278 с.
27. Зерчанинова Т. Е. Социология: методы прикладных
исследований : учеб. Пособие для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М., 2019. 320 с.
28. Зиннхубер Х.Как развивается ваш ребенок? : таблицы
сенсомоторного развития, игры и упражнения : от 4 до 7,5 лет. [пер. с нем. Е. Аралова]. М., 2009. 159 с.
29. Карандашев В. Н. Методология и методы психологического исследования. Выполнение квалифицированных работ : учеб. Пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры. 4-е изд., перераб. И доп. М., 2019. 120 с.
30. Кислинг У.Сенсорная интеграция в диалоге : понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие; под ред. Е. В. Клочковой ; [пер. с нем. Ксения Шарр]. М., 2010. 240 с.
31. Коннор Д. Агрессия и антисоциальное поведение у детей и подростков :исслед. и терапевт. Стратегии : [пер. с англ. под общ.науч. ред. А. А. Алексеева]. СПб., 2005. 98 с.
32. Ланщикова Г. А. Психолого-физиологические закономерности
визуального восприятия пространства // ОНВ. 2009. №4. С.79. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-fiziologicheskie-zakonomernosti- vizualnogo-vospriyatiya-prostranstva(дата обращения: 05.05.2021).
33. Лемяскина Н. А.,Стернин И.А. Коммуникативное поведение младшего школьника. Воронеж, 2000. 194 с.
34. Лубовский Д. В. Введение в методологические основы психологии: учеб.пособие. М., 2005. 222 с.
35. Лурия А. Р. Высшие корковые функции. М., 1997. 210 с.
36. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии: учеб.пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии. 2-е. изд., М., 2002. 380 с.
37. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. 3-е изд., стер. М., 2004. 360 с.
38. Маклаков А. Г. Общая психология : учеб.пособие для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин. М., 2013. 582 с.
39. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика: Ранний и дошк. возраст: Советы педагогам и родителям по подгот. к обучению детей с особыми проблемами в развитии М., 1997. 303 с.
40. Мишина Г. А.,Моргачева. Е. Н. Коррекционная и специальная
педагогика: учебное пособие для студентов учреждений среднего
профессионального образования. М., 2007. 136 с.
41. Нодельсон С. Е. Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Семейная болезнь. Самара, 2018. 199 с.
42. Основы специальной педагогики и психологии : учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. / Н. М. Трофимова [и др.] ; [гл. ред. Е. Строганова]. М., 2006. 304 с
43. Певзнер М. С. Дети с отклонениями в развитии / Под ред. М. С. Певзнер. М., 1966. 115 с.
44. Пенин Г. Н.Специальная педагогика : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 44.03.03 "Специальное (дефектологическое) образование" (квалификация (степень) "бакалавр") : в трех томах; под редакцией Н. М. Назаровой. - 2-е изд., испр. и доп. М., 2021. 356 с.
45. Подоплекин Д. Н.Распределение постоянных потенциалов головного мозга при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) у детей-северян : диссертация ... кандидата медицинских наук :
19.00.02 / Подоплекин Данил Николаевич; [Место защиты: Северный
государственный медицинский университет]. Архангельск, 2003.121 с.
46. Поливара З. В.Специальная психология : учебное пособие. Тюмень, 2011. 255 с.
47. Поярова Т. А. Общая психология: учебник. Вологда, 2018. 271 с.
48. Пятунин В. А.Психолого-педагогические особенности девиантного поведения : Учеб. Пособие. Магнитогорск. 1999. 115 с.
49. Семенович А. В.Введение в нейропсихологию детского возраста. 5-е изд. М., 2017. 215 с.
50. Слободчиков В. И., Исаев Е.И. Психология развития человека. М., 2000.312 с.
51. Смирнова Е. О.Психология дошкольника : учеб. для студентов психол.-пед. спец. Абакан. 1996. 300 с.
52. Смирнова Е. О.Психология. Дошкольный возраст : (От трех до семи лет) : Учеб.пособие для студентов психол. - пед. спец. Абакан. 1998. 106 с.
53. Сорокин В. М.Специальная психология : Учеб.пособие / В. М. Сорокин ; Под науч. ред. Шипицыной. СПб., 2003. 212 с.
54. Фесенко Е. В.Диагностика и лечение синдрома дефицита
внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей : диссертация кандидата медицинских наук : 14.00.13 / Фесенко Елена Владимировна; [Место защиты: ГОУВПО «Санкт-Петербургский государственный медицинский
университет»].Спб, 2009. 190 с.
55. Фесенко Е. В.Диагностика и лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей : автореферат дис. кандидата медицинских наук : 14.00.13 / Фесенко Елена Владимировна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. мед.ун-т им. И.П. Павлова]. Спб., 2009. - 22 с.
56. Фридман Г.,Чейетт С. Победа над СДВГ. Игровая методика для подростков и юных взрослых с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. [пер. с англ. Окуличевой Светланы]. Спб., 2019. 188 с.
57. Шавшаева Л. В. Яшкова А. Н., Костина А. В. Психологическое сопровождение детей с СДВГ в условиях дошкольной образовательной организации : учебно-методическое пособие. Спб., 2017. 92 с.
58. Шокурова Н. Ю. Развитие тактильных ощущений у детей. // Инновационные педагогические технологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). Казань : Бук, 2015. С. 84-86. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8776/(дата обращения: 03.10.2021).
59. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2007. 384с.
60. Якобсон С. Г., Соловьева.Е. В. Дошкольник. Психология и педагогика возраста : методическое пособие для воспитателя детского сада. 2-е изд., стер. М., 2008. 176 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ