Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией на занятиях по логоритмике

Работа №93945

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы144
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
183
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С
ДИЗАРТРИЕЙ 6
1.1. Развитие звукопроизношения у старших дошкольников 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией 10
1.3. Особенности звукопроизношения у старших дошкольников с
дизартрией 15
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ 21
2.1. Анализ программы «Детство» 21
2.2. Констатирующий эксперимент 26
2.3. Методы и приемы работы над звукопроизношением детей старшего
дошкольного возраста с дизартрией 30
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЛОГОРИТМИКЕ 36
3.1. Методы и приемы работы над звукопроизношением с детьми
старшего дошкольного возраста на занятиях по логоритмике 36
3.2. Формирование навыков звукопроизношения на занятиях по
логоритмике 41
3.3. Контрольный эксперимент 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 106
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 119
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 138


В Федеральном Образовательном Государственном Стандарте дошкольного образования (ФОГС ДО) прописаны требования к результатам освоения программы, представленные в виде целевых ориентиров дошкольного образования [56, с. 20]. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний, выделять звуки в словах. Однако статистические данные 1970-1980 гг. в сравнении настоящим временем показывают, что в то время лишь 25 % детей нуждались в помощи дефектолога [45, с. 13]. Тогда как сегодня трудно найти дошкольника или школьника младших классов без дефектов речи, некоторые начинают говорить только после трех лет.
По данным Института коррекционной педагогики г. Москвы в настоящее время количество детей с дизартрическими проявлениями составляют 85 % случаев от общего количества детей с речевой патологией [40]. Таким образом, тема работы становится актуальной, так как с каждым годом растет число детей, имеющих отклонения в речевом развитии, а самый большой процент нарушений связан с дизартрией, однако и на сегодняшний день данные нарушения изучены не до конца. По утверждению исследователей и практиков, структура нарушенного развития при дизартрии усложнилась, многие вопросы нуждаются в анализе и пересмотре.
Нарушения, связанные с дизартрией, могут влиять на физическое развитие из-за слабой иннервации мышц, на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, в частности речевых, контактов, в процессе которых осуществляется познание окружающей действительности.
Невмешательство в этот процесс может повлечь за собой отставание в развитии ребенка. Как пишет Архипова Е.Ф., «дизартрия не проходит сама по себе: лечить ребенка можно и нужно до 7 лет, потом может быть поздно...» [3, с. 15]. Своевременное речевое развитие ребёнка в дошкольном возрасте способствует в дальнейшем успешному обучению в школе. Статистика нарушений письма по данным работ известного советского педагога и психолога Р. Е. Левиной выявила, что полная или частичная неспособность усвоения грамоты характерна для детей, страдающих речевыми проблемами [25, с. 38]. Поэтому так важно заботиться о своевременном речевом развитии детей, о чистоте и правильности устной речи, предупреждать и исправлять различные нарушения, в том числе и дизартрию.
ФГОС ДО предлагает ряд форм организации коррекции речи ребенка, такие как фронтальная, подгрупповая и индивидуальная, которые реализуются в различных видах деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, в восприятии художественной литературы и фольклора, самообслуживании и элементарном бытовом труде, конструировании и ручном труде, изобразительной и музыкальной деятельности), которые влияют на речевое развитие ребенка, в том числе и на звукопроизношение [56, с. 6].
В связи с распространенностью дизартрии продолжаются теоретические и практические исследования, а также разрабатываются технологии по её коррекции. Они связаны с именами Е. Ф. Архиповой, Е. М. Мастюковой, К. А. Семеновой, Г. В. Чиркиной, М. Б. Эйдиновой, и др.
Объект исследования - звукопроизношение детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Предмет - процесс формирования звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией на занятиях по логоритмике.
Цель исследования - определение содержания работы по формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией посредством логоритмики.
Задачи:
1. Проанализировать теоретический аспект проблемы развития звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику детей с
дизартрией.
3. Изучить особенности звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией.
4. Организовать и провести констатирующий эксперимент с детьми старшего дошкольного возраста с дизартрией.
5. Определить основные направления работы по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией на занятиях по логоритмике.
6. Проанализировать результаты контрольного эксперимента.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Увеличение количества детей с дизартрией в последнее время требует усиленного внимания специалистов и поиска новых путей социализации и адаптации дошкольников с нарушениями речи. Исследования характерологических особенностей развития детей данной нозологии в этом ключе имеет большое значение, так как способствует эффективному обучению и социализации. На протяжении последних десятилетий проблемы детей с дизартрией являются объектом изучения многих исследователей. Несмотря на значительное количество работ, посвященных проблеме развития звукопроизношения, проблема коррекции дефектов звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией остается открытой.
При дизартрии ведущим дефектом является нарушение звукопроизношения и просодики, обусловленное органическим поражением центральной и периферической нервной системы. Особенностью дизартрии у детей является часто ее смешанный характер с сочетанием различных клинических синдромов (задержкой речевого развития, общим недоразвитием речи, моторной алалией, заиканием). Дизартрия имеет различные проявления, помимо нарушения звукопроизношения, - в развитии общей и мелкой моторики, артикуляции, пространственной ориентации и др. Решение данного вопроса актуально для системы коррекционно развивающего обучения. Как отмечают Е. Ф. Архипова, Р. Е. Левина к завершению дошкольного образования дети должны преодолеть все дефекты звукопроизношения для успешного обучения в школе [4, с. 70].
Цель нашего исследования достигалась через решение конкретных теоретических и практических задач. Так, в процессе теоретического анализа было рассмотрено более 40 источников. В первой главе была проанализирована психолого - педагогическая литература по проблеме развития звукопроизношения у старших дошкольников, рассмотрены характерологические особенности детей с дизартрией, описаны особенности звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией.
Практическая задача включала две части: эмпирическую (экспериментальной) и коррекционную.
Эмпирическая, экспериментальная часть исследования состояла из двух этапов: констатирующего и контрольного. Для эксперимента была выбрана методика Н. М. Трубниковой [42, с. 18], раздел обследование фонетической стороны речи. Анализировались четыре группы звуков, наиболее часто встречаемых с нарушениями звукопроизношения, по мнению многих исследователей. Проведенное обследование выявило характер нарушения звука. Анализ полученных данных позволил сделать вывод о необходимости проведения коррекционных мероприятий с детьми старшего дошкольного возраста с дизартрией по профилактике и преодолению дефектов звукопроизношения.
В качестве основной формы коррекционной работы была выбрана логоритмика, так как именно данный метод представляется наиболее привлекательной для детей дошкольного возраста. Логоритмика является игровым методом, в котором сочетаются музыка, движение и слово, и включает в себя комплекс других приемов и методов. Коррекционная работа проходила в форме кружковой работы в течении года.
Контрольный этап эксперимента показал положительную динамику развития звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. Таким образом, можно сделать вывод, что цель данного исследования достигнута, задачи успешно решены.



1. Аксанова, Т. Ю. Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с дошкольниками / Т. Ю. Аксанова. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. - 40 с.
2. Алябьева, Е. А. Логопедические упражнения без музыкального сопровождения / Е. А. Алябьева. - М. : ТЦ «Сфера», 2006. - 64 с.
3. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии / Е. Ф. Архипова. - М. : Астрель, 2010. - 254 с.
4. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей / Е. Ф. Архипова. - М. : АСТ, 2006. - 86 с.
5. Бабаева, Т. И. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, О. В. Солнцева [и др.] ; под ред.
A. Г. Гогоберидзе ; РГПУ им. А.И. Герцена. - СПб., 2014. - 321 с.
6. Винарская, Е. Н. Дизартрия / Е. Н. Винарская. - М. : АСТ : Астрель, Хранитель, 2006. - 141 с.
7. Васильева, М. А. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей / М. А. Васильева,
B. В. Гербова, Т. С. Комарова // Программа воспитания и обучения в детском
саду. - URL: https://docs.google.eom/document/d/1acdh69vTFrzLbp
X6AGyu66ObpErml3DQDqzUjS6M2ro/edit?pli=1 (дата обращения:
26.01.2020).
8. Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика : учеб. для студентов вузов / Г. А. Волкова. - М. : ВЛАДОС, 2002. - 272 с.
9. Волковой, Л.С. Логопедия : учебник для студентов дефектологов факультета педагогических вузов / Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 680 с.
10. Воронова, А. Е. Логоритмика для детей 5 - 7 лет / А. Е. Воронова. - М. : Сфера, 2019. - 144 с.
11. Градусова, Л. В. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста : учеб. пособие / Н. И. Левшина, И. С. Дементьева ; под ред. Л. В. Градусовой. - М. : МаГУ, 2010. - 96 с.
12. Гринер, В. А. Логопедическая ритмика / В. А. Гринер. - М. : Учпедгиз, 1958. - 341 с.
13. Железнова, Е. Аудиопрограммы из серии музыкальные обучалочки, наш оркестр, весёлая логритмика / Е. Железнова - аудиопрограммы - М. : АСТ, 2006. - 1 электрон, опт. диск (DVD-ROM).
14. Каракулова, Е. В. Коррекционная фонологоритмика : учебно-методическое пособие / Е. В. Каракулова ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б. и.], 2018. - 111 с.
15. Карелина, И. Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрий и сложной дислалии / И. Б. Карелина // Дефектология. - 1996. - № 5. - С. 10-14.
16. Картушина, М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми
5 - 6 лет / М. Ю. Картушина. - М. : ТЦ «Сфера», 2008. - 208 с.
17. Картушина, М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми
6 - 7 лет / М. Ю. Картушина. - М. : ТЦ «Сфера», 2006. - 192 с.
18. Классификация речевых нарушений : логопедические
заключения. - 2013. - URL: https://www.babyblog.ru/community/netakoi/
post/1707737 (дата обращения: 15.02.2020).
19. Колесникова, Е. В. Развитие фонематического слуха у детей 5 - 6 лет : учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку» / Е. В. Колесникова. - М. : Издательство «Ювента», 2007. - 96 с.
20. Колесникова, Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 5 - 7 лет : сценарии учебно-игровых занятий / Е. В. Колесникова. - М. : ГНОМ и Д, 2001. - 80 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ