ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С
ДИЗАРТРИЕЙ 6
1.1. Развитие звукопроизношения у старших дошкольников 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией 10
1.3. Особенности звукопроизношения у старших дошкольников с
дизартрией 15
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ 21
2.1. Анализ программы «Детство» 21
2.2. Констатирующий эксперимент 26
2.3. Методы и приемы работы над звукопроизношением детей старшего
дошкольного возраста с дизартрией 30
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЛОГОРИТМИКЕ 36
3.1. Методы и приемы работы над звукопроизношением с детьми
старшего дошкольного возраста на занятиях по логоритмике 36
3.2. Формирование навыков звукопроизношения на занятиях по
логоритмике 41
3.3. Контрольный эксперимент 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 106
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 119
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 138
В Федеральном Образовательном Государственном Стандарте дошкольного образования (ФОГС ДО) прописаны требования к результатам освоения программы, представленные в виде целевых ориентиров дошкольного образования [56, с. 20]. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний, выделять звуки в словах. Однако статистические данные 1970-1980 гг. в сравнении настоящим временем показывают, что в то время лишь 25 % детей нуждались в помощи дефектолога [45, с. 13]. Тогда как сегодня трудно найти дошкольника или школьника младших классов без дефектов речи, некоторые начинают говорить только после трех лет.
По данным Института коррекционной педагогики г. Москвы в настоящее время количество детей с дизартрическими проявлениями составляют 85 % случаев от общего количества детей с речевой патологией [40]. Таким образом, тема работы становится актуальной, так как с каждым годом растет число детей, имеющих отклонения в речевом развитии, а самый большой процент нарушений связан с дизартрией, однако и на сегодняшний день данные нарушения изучены не до конца. По утверждению исследователей и практиков, структура нарушенного развития при дизартрии усложнилась, многие вопросы нуждаются в анализе и пересмотре.
Нарушения, связанные с дизартрией, могут влиять на физическое развитие из-за слабой иннервации мышц, на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, в частности речевых, контактов, в процессе которых осуществляется познание окружающей действительности.
Невмешательство в этот процесс может повлечь за собой отставание в развитии ребенка. Как пишет Архипова Е.Ф., «дизартрия не проходит сама по себе: лечить ребенка можно и нужно до 7 лет, потом может быть поздно...» [3, с. 15]. Своевременное речевое развитие ребёнка в дошкольном возрасте способствует в дальнейшем успешному обучению в школе. Статистика нарушений письма по данным работ известного советского педагога и психолога Р. Е. Левиной выявила, что полная или частичная неспособность усвоения грамоты характерна для детей, страдающих речевыми проблемами [25, с. 38]. Поэтому так важно заботиться о своевременном речевом развитии детей, о чистоте и правильности устной речи, предупреждать и исправлять различные нарушения, в том числе и дизартрию.
ФГОС ДО предлагает ряд форм организации коррекции речи ребенка, такие как фронтальная, подгрупповая и индивидуальная, которые реализуются в различных видах деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, в восприятии художественной литературы и фольклора, самообслуживании и элементарном бытовом труде, конструировании и ручном труде, изобразительной и музыкальной деятельности), которые влияют на речевое развитие ребенка, в том числе и на звукопроизношение [56, с. 6].
В связи с распространенностью дизартрии продолжаются теоретические и практические исследования, а также разрабатываются технологии по её коррекции. Они связаны с именами Е. Ф. Архиповой, Е. М. Мастюковой, К. А. Семеновой, Г. В. Чиркиной, М. Б. Эйдиновой, и др.
Объект исследования - звукопроизношение детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Предмет - процесс формирования звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией на занятиях по логоритмике.
Цель исследования - определение содержания работы по формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией посредством логоритмики.
Задачи:
1. Проанализировать теоретический аспект проблемы развития звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику детей с
дизартрией.
3. Изучить особенности звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией.
4. Организовать и провести констатирующий эксперимент с детьми старшего дошкольного возраста с дизартрией.
5. Определить основные направления работы по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией на занятиях по логоритмике.
6. Проанализировать результаты контрольного эксперимента.
Увеличение количества детей с дизартрией в последнее время требует усиленного внимания специалистов и поиска новых путей социализации и адаптации дошкольников с нарушениями речи. Исследования характерологических особенностей развития детей данной нозологии в этом ключе имеет большое значение, так как способствует эффективному обучению и социализации. На протяжении последних десятилетий проблемы детей с дизартрией являются объектом изучения многих исследователей. Несмотря на значительное количество работ, посвященных проблеме развития звукопроизношения, проблема коррекции дефектов звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией остается открытой.
При дизартрии ведущим дефектом является нарушение звукопроизношения и просодики, обусловленное органическим поражением центральной и периферической нервной системы. Особенностью дизартрии у детей является часто ее смешанный характер с сочетанием различных клинических синдромов (задержкой речевого развития, общим недоразвитием речи, моторной алалией, заиканием). Дизартрия имеет различные проявления, помимо нарушения звукопроизношения, - в развитии общей и мелкой моторики, артикуляции, пространственной ориентации и др. Решение данного вопроса актуально для системы коррекционно развивающего обучения. Как отмечают Е. Ф. Архипова, Р. Е. Левина к завершению дошкольного образования дети должны преодолеть все дефекты звукопроизношения для успешного обучения в школе [4, с. 70].
Цель нашего исследования достигалась через решение конкретных теоретических и практических задач. Так, в процессе теоретического анализа было рассмотрено более 40 источников. В первой главе была проанализирована психолого - педагогическая литература по проблеме развития звукопроизношения у старших дошкольников, рассмотрены характерологические особенности детей с дизартрией, описаны особенности звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией.
Практическая задача включала две части: эмпирическую (экспериментальной) и коррекционную.
Эмпирическая, экспериментальная часть исследования состояла из двух этапов: констатирующего и контрольного. Для эксперимента была выбрана методика Н. М. Трубниковой [42, с. 18], раздел обследование фонетической стороны речи. Анализировались четыре группы звуков, наиболее часто встречаемых с нарушениями звукопроизношения, по мнению многих исследователей. Проведенное обследование выявило характер нарушения звука. Анализ полученных данных позволил сделать вывод о необходимости проведения коррекционных мероприятий с детьми старшего дошкольного возраста с дизартрией по профилактике и преодолению дефектов звукопроизношения.
В качестве основной формы коррекционной работы была выбрана логоритмика, так как именно данный метод представляется наиболее привлекательной для детей дошкольного возраста. Логоритмика является игровым методом, в котором сочетаются музыка, движение и слово, и включает в себя комплекс других приемов и методов. Коррекционная работа проходила в форме кружковой работы в течении года.
Контрольный этап эксперимента показал положительную динамику развития звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. Таким образом, можно сделать вывод, что цель данного исследования достигнута, задачи успешно решены.
1. Аксанова, Т. Ю. Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с дошкольниками / Т. Ю. Аксанова. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. - 40 с.
2. Алябьева, Е. А. Логопедические упражнения без музыкального сопровождения / Е. А. Алябьева. - М. : ТЦ «Сфера», 2006. - 64 с.
3. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии / Е. Ф. Архипова. - М. : Астрель, 2010. - 254 с.
4. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей / Е. Ф. Архипова. - М. : АСТ, 2006. - 86 с.
5. Бабаева, Т. И. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, О. В. Солнцева [и др.] ; под ред.
A. Г. Гогоберидзе ; РГПУ им. А.И. Герцена. - СПб., 2014. - 321 с.
6. Винарская, Е. Н. Дизартрия / Е. Н. Винарская. - М. : АСТ : Астрель, Хранитель, 2006. - 141 с.
7. Васильева, М. А. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей / М. А. Васильева,
B. В. Гербова, Т. С. Комарова // Программа воспитания и обучения в детском
саду. - URL: https://docs.google.eom/document/d/1acdh69vTFrzLbp
X6AGyu66ObpErml3DQDqzUjS6M2ro/edit?pli=1 (дата обращения:
26.01.2020).
8. Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика : учеб. для студентов вузов / Г. А. Волкова. - М. : ВЛАДОС, 2002. - 272 с.
9. Волковой, Л.С. Логопедия : учебник для студентов дефектологов факультета педагогических вузов / Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 680 с.
10. Воронова, А. Е. Логоритмика для детей 5 - 7 лет / А. Е. Воронова. - М. : Сфера, 2019. - 144 с.
11. Градусова, Л. В. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста : учеб. пособие / Н. И. Левшина, И. С. Дементьева ; под ред. Л. В. Градусовой. - М. : МаГУ, 2010. - 96 с.
12. Гринер, В. А. Логопедическая ритмика / В. А. Гринер. - М. : Учпедгиз, 1958. - 341 с.
13. Железнова, Е. Аудиопрограммы из серии музыкальные обучалочки, наш оркестр, весёлая логритмика / Е. Железнова - аудиопрограммы - М. : АСТ, 2006. - 1 электрон, опт. диск (DVD-ROM).
14. Каракулова, Е. В. Коррекционная фонологоритмика : учебно-методическое пособие / Е. В. Каракулова ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б. и.], 2018. - 111 с.
15. Карелина, И. Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрий и сложной дислалии / И. Б. Карелина // Дефектология. - 1996. - № 5. - С. 10-14.
16. Картушина, М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми
5 - 6 лет / М. Ю. Картушина. - М. : ТЦ «Сфера», 2008. - 208 с.
17. Картушина, М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми
6 - 7 лет / М. Ю. Картушина. - М. : ТЦ «Сфера», 2006. - 192 с.
18. Классификация речевых нарушений : логопедические
заключения. - 2013. - URL: https://www.babyblog.ru/community/netakoi/
post/1707737 (дата обращения: 15.02.2020).
19. Колесникова, Е. В. Развитие фонематического слуха у детей 5 - 6 лет : учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку» / Е. В. Колесникова. - М. : Издательство «Ювента», 2007. - 96 с.
20. Колесникова, Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 5 - 7 лет : сценарии учебно-игровых занятий / Е. В. Колесникова. - М. : ГНОМ и Д, 2001. - 80 с.
...