Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование интонационных средств у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией

Работа №93942

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы123
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
255
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТОНАЦИОННЫХ СРЕДСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ И ДИЗАРТРИЕЙ 8
1.1. Понятие интонация, ее компоненты и функции, развитие интонационных
средств в онтогенезе 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с
общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией 16
1.3. Характеристика интонационных средств речи старших дошкольников с
общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией 21
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 26
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 26
2.2. Анализ результатов обследования моторики у старших дошкольников с
дизартрией 28
2.3. Анализ результатов обследования интонационных средств речи старших
дошкольников с дизартрией 32
2.4. Анализ результатов обследования устной речи у старших дошкольников
с дизартрией 38
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТОНАЦИОННЫХ СРЕДСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ И ДИЗАРТРИЕЙ 44
3.1. Теоретическое обоснование, принципы и организация обучающего эксперимента 44
3.2. Содержание логопедической работы по формированию интонационных
средств у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией 48
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 109

Актуальность исследования: Выразительная речь - это особое качество речи, позволяющее выражать свои мысли и удерживать внимание слушателей. Одним из основных компонентов выразительной речи является интонация, включающая в себя: мелодику, ударение, тембр, ритм, темп, паузы, управление голосом. Интонационная выразительность развивает связною речь, общее психическое развитие ребенка.
Чем выразительнее речь ребенка, тем глубже и разнообразнее его отношение к содержанию речи; выразительная речь дополняет, обогащает высказывание дошкольника, что стимулирует развитие у него связной речи. Это очень важно для полноценной подготовки ребенка к хорошему обучению в школе (Е. Э. Артемова) [2].
Чаще всего несформированность выразительности речи встречается у детей с дизартрией. Проблемами изучения и обучения выразительности речи детей с дизартрией занимались: Е. Ф. Архипова [5], Г. В. Чиркина [48], Л. В. Лопатина [29], О. С. Орлова[32], Л. А. Позднякова [36], Н. В. Серебрякова [40], Е. М. Мастюкова [30], Е. Н. Винарская [14] и др. Авторы, наряду с расстройствами моторной сферы и звукопроизношения отмечают и нарушение интонационной стороны речи.
Сегодняшние дни, в научно-методической литературе есть только отдельные изучения состояния интонационной стороны речи у детей с ОНР. Отмечается нарушение голоса (недостаточная громкость, ограниченный динамический диапазон, несоответствие высоты голоса, не выраженность модуляций), изменение тембра голоса в виде глухости и осиплости, монотонность и однообразность интонационной стороны речи (В. И. Филимонова). Наблюдаются сложности в восприятии и пассивном воспроизведении разных интонационных конструкций, трудности в расстановки логических ударений и выборе правильного паузирования (Л. И. Белякова [9]). Перечисляются факты первичной паралингвистической недостаточности в структуре ОНР - ослабление интонации, ритмическая несформированность, двигательная дискоординация, которая объясняется нарушением мышечного тонуса, что сказывается в недостаточной сформированности кинестетического и двигательного праксиса (Н. Г. Василевская, Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова [30], Т. Б. Филичева [46]). Отмечается слабость слуховой памяти, непонимание значений слов и фразеологических оборотов, что ведет к интонационно-монотонной и лексически не выразительной речи. Дети с ОНР не интересуются книгами, часто остаются безучастными к описательным событиям. Большинство детей не обладают возможностью передачи эмоционально-смыслового содержания высказывания (И. Ю. Кондратенко [23]). Слабо развита их способность к речевому подражанию, произвольное воспроизведение интонации затруднено, сложности возникают при соединении произнесения текста с движениями (Н. А. Тугова, Л. О. Чехладзе). В школе такие дети испытывают трудности при обучении чтению и письму.
Все вышесказанное заставляет взглянуть по-новому на проблему развития выразительности речи у детей с общем недоразвитием речи и дизартрией и уделять надлежащее внимание работе по преодолению недостатков интонационной стороны речи, определять оптимальные пути повышения эффективности методов и средств коррекционной работы в процессе подготовки к школе.
Объект исследования: уровень сформированности интонационных средств у старших дошкольников с ОНР III уровня и дизартрией.
Предмет исследования: содержание логопедической работы по формированию интонационных средств речи у старших дошкольников с ОНР III уровня и дизартрией.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать основные направления и содержание логопедической работы по формированию интонационных средств речи у старших дошкольников с ОНР III уровня и дизартрией. Апробировать логопедическую работу по формированию 5
интонационных средств речи у старших дошкольников с ОНР III уровня и дизартрией.
В соответствии с целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу по данной проблеме: дать определение понятию интонация, его функциям и компонентам; изучить развитие интонационных средств в онтогенезе, дать психолого¬педагогическую характеристику старшим дошкольникам с дизартрией; дать характеристику речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
2. Подобрать методику обследования интонационных средств речи у старших дошкольников с ОНР III уровня и дизартрией; провести констатирующий эксперимент и проанализировать его результаты.
3. Теоретически обосновать, определить направление и содержание логопедической работы по формированию интонационных средств речи у старших дошкольников с ОНР III уровня и дизартрией; провести обучающий эксперимент; проанализировать результаты контрольного эксперимента; выявить динамику проведенной работы на основе сравнения результатов констатирующего и контрольного эксперимента.
В процессе решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
1. Теоретический (анализ логопедической, психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования).
2. Эмпирический (проведение констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов, наблюдение).
3. Количественный и качественный анализ полученных данных.
4. Сравнительный (сравнение результатов констатирующего и контрольного экспериментов).
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6» г. Верхняя Пышма, ул.
Феофанова 2а.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, трех глав основной части, заключения, списка источников литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В процессе написания выпускной квалификационной работы мы изучили научно-методическую литературу по данной проблеме: дали определение понятию интонация, его функциям и компонентам; изучили развитие интонационных средств в онтогенезе, дали психолого-педагогическую характеристику старшим дошкольникам с дизартрией; дали характеристику речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Подобрали методику обследования интонационных средств речи у старших дошкольников с ОНР III уровня и дизартрией; провели констатирующий эксперимент и проанализировать его результаты.
По итогам констатирующего эксперимента мы выявили, что все дошкольники имеют нарушения общей, мелкой, артикуляционной и мимической моторики; звукопроизношения и просодической стороны речи, слоговой структуры слова. Фонетические процессы сформированы недостаточно, уровень развития лексической и грамматической сторон речи не соответствует возрасту.
По результатам проведенного обследования было сформулировано логопедическое заключение: у всех 10 дошкольников - ОНР III уровня, псевдобульбарная дизартрия. У всех наблюдаются нарушение голоса и интонационной стороны речи: нечеткое восприятие и воспроизведение мелодических рисунков фраз, слоговых и ритмических структур, логического ударения, тихий, слабый, пропадающий голос; тембр голоса немодулированный, глухой, прерывистый, монотонный, хрипловатый, приобретает назальный оттенок, темп замедлен, затруднена повествовательная интонация. Эмоциональная окраска речи слабая, невыразительная, лексика бедна. При воспроизведении текстов, стихов, сказок не умеют модулировать силу голоса. При восприятии и воспроизведении интонационных структур, у детей с дизартрией, вызывают трудности слухопроизносительная дифференциация повествовательной и вопросительной интонации. При этом слуховая дифференциация страдает больше, чем самостоятельное воспроизведение. Есть трудности при восприятии ритма, изолированных ударов, акцентированных ударов, наблюдаются нарушения понимания и воспроизведения мимических и пантомимических картин.
При проведении констатирующего эксперимента были выявлены недостатки интонационной стороны речи дошкольников с дизартрией. Для их преодоления была составлена и проведена коррекционная работа в течение двух месяцев на базе детского сада. В контрольной группе занятия проводились в прежнем режиме логопедом детского сада и воспитателями, а в экспериментальной группе по подобранным методикам проводила занятия я, по два подгрупповых и два индивидуальных занятия в неделю с каждым ребенком. Формирование интонационной стороны речи велось параллельно с развитием моторной, голосовой, интонационной базы, коррекции звукопроизношения, фонематических процессов, лексики и грамматики.
Чтобы оценить эффективность проведенного обучающего эксперимента мы провели контрольный эксперимент. Исходя из сравнительного анализа мы видим, что положительная динамика экспериментальной группы, в которой проводилась коррекционная работа выше, чем в контрольной группе, где проходили занятия по обычной программе. Таким образом, можно сделать вывод об эффективности проведенной коррекционной работы по формированию интонационной стороны речи старших дошкольников с ОНР III уровня и дизартрией.
Цель выпускной квалификационной работы достигнута, задачи выполнены.



1. Алмазова, Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей / Е. С. Алмазова. - Москва : Просвещение, 1991. - 151 с.
2. Артемова, Е. Э. Особенности формирования просодики у дошкольников Е. Э. Артемова ; Пед. Академия последипломного образования. - Москва, 2005. - 139 с.
3. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. - Москва : АСТ: Астрель, 2008. - 254 с.
4. Архипова, Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста : учебное пособие для студентов педвузов / Е. Ф. Архипова. - Москва : Астрель, 2007. - 224 с.
5. Архипова, Е. Ф. Стертая форма дизартрии / Е. Ф. Архипова. - Москва : Астрель, 2007. - 320 с.
6. Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова. - Москва : Советская энциклопедия, 1968. - 606 с.
7. Бабина, Г. В. Коррекционная педагогика единое образовательное пространство / Г. В. Бабина, Р. Е. Идес. // Состояние интонационной стороны речи у младших школьников с дизартрией : сб. ст. / глав. Ред. И. В. Прищепова. - Санкт-Петербург : Питер, : 2003. - С. 99-105.
8. Бельтюков, В. И. Об усвоении детьми звуков речи / В. И. Бельтюков. - Москва : Просвещение, 1964. - 91 с.
9. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - Москва : ВЛАДОС, 2009. - 287 с.
10. Белянин, В. П. Психолингвистика : учебник / В. П. Белянин; под ред. Д. И. Фельдштейн. - Москва : Флинта, 2003. - 232 с.
11. Брызгунова, Е. А. Звуки и интонация русской речи / Е. А. Брызгунова ; под ред. В. М. Пронина. - Москва : Русский язык, 1977. - 278 с.
12. Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии : учеб. Для студентов вузов / Т. Г. Визель. - Москва : Астрель, 2009. - 384 с.
13 Винарская, Е. Н. Возрастная фонетика / Е. Н. Винарская, Г. М. Богомазов. - Москва : Астрель, 2005. - 208 с.
14. Винарская, Е. Н. Дизартрия / Е. Н. Винарская. - Москва : Астрель, 2006. - 141 с.
15. Волкова, Л. С. Логопедия : учеб. Для студ. Деф. Фак. Пед. Вузов / Л. С. Волкова, С. Н. Шаховской, - Москва : Владос. 2008. - 703 с.
16. Волкова, Л. С. Логопедия : учеб. Пособие / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова; под ред. Л. С. Волкова. - Москва : Просвещение, 1989. - 528 с.
17. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Москва : Детство-Пресс, 2007. - 459 с.
18. Георгиева, М. П. Русская фонетика и интонация : прак. Пособ. Для студен / М. П. Георгиева, М. В. Попова. - Москва : Наука и искусство 1974. - 308 с.
19. Дедюхина, Г. В. Работа над ритмом в логопед. Практике : метод. Пособие / Г. В. Дедюхина. - Москва : Айрис-дидактика, 2006. - 64 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ