Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Система коррекционной работы по развитию цветовосприятия у старших дошкольников c задержкой психического развития средствами информационно - коммуникационных технологий

Работа №93940

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы80
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
151
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 8
1.1. Психолого-педагогические особенности старших дошкольников с
задержкой психического развития 8
1.2. Особенности формирования и развития цветовосприятия у детей
старшего дошкольного возраста с сохранным развитием и с задержкой психического развития 13
1.3. Влияние игровой деятельности на развитие цветовосприятия у
детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 19
1.4. Анализ методик обследования цветовосприятия у детей старшего
дошкольного возраста с задержкой психического развития 22
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 28
2.1. Параметры, определяющие развитие цветовосприятия у детей
старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 28
2.2. Цель, задачи и организация эксперимента. Психолого -педагогическая
характеристика детей, задействованных в эксперименте 30
2.3. Полученные результаты и анализ 41
ГЛАВА 3. ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА ПО РАЗВИТИЮ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 52
3.1. Теоретическое обоснование и принципы работы учителя-дефектолога
по развитию цветовосприятия у детей с задержкой психического 52
развития
3.2. Содержание работы учителя-дефектолога 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 83

Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования предъявляет ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников:
- формирование познавательных действий;
- становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности [45, с. 4].
Составной частью познавательного развития является воспитание сенсорной культуры, которое предполагает интеллектуальное развитие детей, формирование приемов умственной деятельности и творческого мышления на основе овладения детьми представлений о свойствах окружающего мира: размере, цвете, форме.
Развитие сенсорной культуры в области цветовосприятия определяет особенности постановки задач по познавательному развитию в старшей группе: выявление детьми качеств разных цветов в процессе игр и определение зависимости получаемого цвета от исходных цветов. Ребенок, заканчивающий дошкольное учреждение, должен владеть системой эталонов цвета, осуществлять сенсорный анализ, выделяя в сходных предметах отличие, в разных - сходство.
Цветовосприятие - одно из ключевых составляющих сенсорного воспитания. Сенсорное воспитание в свою очередь - целенаправленное развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их величине, положении в пространстве, их форме, цвете, запахе и вкусе. Очевидно, что познание начинается с восприятия предметов и явлений окружающего мира. Из этого следует, что цвет один из важных свойств предметов и явлений окружающей среды. Издавна во всем мире люди пытались определить воздействие цвета на человека. На протяжении нескольких веков цвет остаётся важным объектом исследований, подходы учёных к этой проблеме осуществлялись с различных сторон. В начале XVII в. Я. А. Коменский рассмотрел вопросы целенаправленного формирования у детей чувства цвета. Он считал, что формирование у детей интереса к цвету должно строиться с учетом возрастных особенностей и осуществляться постепенно.
По данным различных исследований, в России до 20 % детей дошкольного возраста имеют проблемы в познавательном развитии и не достигают целевых ориентиров, определенных Федеральным государственным образовательным стандартом на этапе завершения дошкольного образования, в частности, не овладевают основами сенсорной культуры [45, с. 28]. Их трудности в обучении связанны с быстрой утомляемостью, плохо развитых психических процессов, такие как внимание, память мышление.
Связанно это с органическим поражением центральной нервной системы, лежащей в основе задержки психического развития (за исключением задержки психического развития, проявляющейся в результате педагогической запущенности). Органические поражения могут захватывать центральную и периферическую части зрительного анализатора, что ведёт к снижению остроты зрения, проявляются такие особенности зрительного восприятия как нарушение цветоразличения, узость, медленность.
Следовательно, цветоаномалии у детей с задержкой психического развития встречаются чаще, чем у детей с неповреждённой центральной нервной системой. То есть, такие дети испытывают затруднения при восприятии сенсорных эталонов цвета.
К настоящему времени накоплен обширный, но, противоречивый материал, позволяющий строить различные концепции по поводу формирования цветовосприятия с помощью дидактических игр. Несмотря на столь широкое рассмотрение проблемы, методики закрепления сенсорных эталонов (цвет) остаются вопросы, связанные с организацией самого процесса восприятия цвета и подборкой дидактического материала для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Увеличение числа детей дошкольного возраста с задержкой психического развития отмечается во всем мире, поэтому задача овладения детьми дошкольного возраста основами сенсорной культуры стала одной из актуальных психолого-педагогических проблем сегодняшнего времени. Исходя из этого, можно считать тему курсовой работы «Коррекционная работа по развитию цветовосприятия у старших дошкольников с задержкой психического развития» актуальной.
Объектом исследования является процесс развития цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предметом исследования является игровая деятельность как средство развития цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Цель работы - проектирование деятельности учителя-дефектолога по развитию цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Задачи:
1. Рассмотреть психолого-педагогические особенности старших дошкольников с задержкой психического развития и с сохранным развитием.
2. Изучить научно-теоретические основы развития цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
3. Ознакомится с особенностями игровой деятельности старших дошкольников с задержкой психического развития и с сохранным развитием.
4. Подобрать и проанализировать методики обследования цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и с сохранным развитием.
5. Проанализировать особенности восприятия представлений о цвете у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
6. Сделать выводы на основании результатов исследования.
Гипотезой исследования выступает предположение о том, что игровая деятельность может быть эффективным средством формирования цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Для решения задач и достижения цели исследования в работе были использованы следующие методы: теоретические методы - анализ литературы, эмпирические методы - изучение результатов деятельности воспитанников, опрос.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Цель данной работы заключалась в проектировании деятельности учителя-дефектолога для обследования развития цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Первая глава посвящена изучению теоретических материалов. В ней были поставлены и решены следующие задачи:
1. Рассмотрены психолого-педагогические особенности старших дошкольников с задержкой психического развития.
2. Изучены научно-теоретические основы развития
цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
3. Рассмотрены особенности игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
4. Подобраны и проанализированы методики обследования развития цветовосприятия у дошкольников с сохранным развитием и с задержкой психического развития.
В ходе решения этих задач мы особое внимание уделили обследованию психолого-педагогических особенностей старших дошкольников с задержкой психического развития и детей с сохранным развитием. Рассмотрели теоретические аспекты развития цветовосприятия в детском возрасте, особенности восприятия и развития представлений о цвете у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Выяснили, что эффективным методом развития цветовосприятия в игровой деятельности является дидактическая игры доказали актуальность выбранных методик обследования.
На основе решений этих задач мы смогли сделать выводы:
1. У детей дошкольного возраста необходимо целенаправленно развивать восприятие цвета и чувство цвета. Цветовые впечатления, которые дети получают из окружающей жизни, должны быть организованы, приведены в известную систему. Только при этом условии дети могут сравнивать предметы по цвету, устанавливать цветовое сходство и различие. С раннего детства необходимо знакомить детей с общепринято сенсорными эталонами, включая основные цвета спектра.
2. Задержка психического развития ребёнка дошкольного возраста характеризуется недостаточностью и фрагментарностью представлений об окружающем мире, основными причинами которых являются нарушение таких свойств восприятия, как предметность и структурность. Также присутствует наличие неполноценности тонких форм зрительного и слухового восприятия.
3. Ребёнка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Успешное выполнение игровых действий связано с тем, научился ли ребёнок различать цвета, находить поэтому цветовосприятие у детей с задержкой психического развития можно корригировать посредством дидактических игр, ребенок в процессе игры меньше утомляется, и его интерес пропадает не так быстро, как, например, на занятии.
Во второй главе мы сделали сравнение и анализ особенностей цветовосприятия у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития и детей с нормальным психическим развитием.
Впоследствии мы поставили и решили следующие задачи:
1. Подобрали методику для определения уровня восприятия цвета и знаний цвета.
2. Организовали и провели диагностику по определению цветовосприятия у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития и детей дошкольного возраста без задержек психического развития.
3. Обработали, сравнили и проанализировали полученные результаты.
В рамках данного исследования был проведён констатирующий эксперимент, который включал в себя одну методику (А. А. Катаевой, Е. А. Стребелевой), направленную на изучение особенностей цветовосприятия у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Анализ результатов исследования показал, что у детей с задержкой психического развития восприятие цвета развито гораздо хуже, чем у детей с психическим развитием в норме. У детей первой категории хуже сформированы сенсорные эталоны цвета.
Таким образом, в данной работе все задачи решены в полном объеме. На основе решения задач мы пришли к следующим выводам:
1. Дети с задержкой психического развития воспринимают сходные качества предметов как одинаковые предметы.
2. У детей наблюдается низкий уровень операции анализа?
3. Усвоение сенсорных эталонов происходит медленнее, чем у нормально развивающихся сверстников.
4. У детей замечена плохая память на названия цветов.
Цель работы достигнута, и мы можем сделать вывод, что у детей с задержкой психического зрительное восприятие и, в частности цветовое, развито хуже, чем у нормотипических детей. Как следствие, у детей первой категории хуже сформированы сенсорные эталонов цвета.
Благодаря этому исследованию выяснены:
• особенности цветовосприятия у детей с задержкой психического развития;
• уровень сформированности цветовосприятия у детей с задержкой психического развития;
• возможности развития и коррекции цветовосприятия у детей с задержкой психического развития.
Исследование показало, что у дошкольников старшего возраста с задержкой психического развития недостаточный уровень цветовосприятия. Отсюда следует, что коррекционная работа по развитию цветовосприятия у дошкольников с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста будет продуктивна при условии своевременного выявления существующей проблемы, системного подхода к планированию и организации работы учителя-дефектолога. Для реализации этого нами было составлено перспективное планирование занятий, в основу которых были положены дидактической игры с использованием информационно-коммуникационных технологий (интерактивная доска Smart board, программное обеспечение SMART Notebook, Power point, программная разработка игр). Далее мы разработали план работы с педагогами, а если конкретнее с воспитателями он заключается в методической консультации на каждый месяц учебного года, например в форме круглого стола. Затем нами была предложена консультативная помощь родителям.



1. Аванесова, В. Н. Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе / В. Н. Аванесова. - М. : Просвещение, 1979. - 176 с.
2. Башаева, Т. В. Энциклопедия воспитания и развития дошкольника / Т. В. Башаева [и др.]. - Ярославль : Академия развития ; Академия Холдинг, 2001. - 209 с.
3. Бутко, Г. А. Особенности формирования двигательной сферы дошкольников с задержкой психического развития / Г. А. Бутко // Коррекционная педагогика. - 2003. - № 2. - С. 15-20.
4. Венгер, Л. А. Развитие восприятия цвета в дошкольном детстве / Л. А Венгер. - СПб. : Союз, 2001. - 322 с.
5. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Э. Г. Пилюгина, Л. А. Венгер. - М. : Просвещение, 2002. - 223 с.
6. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. - М. : Просвещение, 2003. - 200 с.
7. Григорьева, Л. П. Развитие восприятия ребенка: пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе / Л. П. Григорьевна. - М. : «Школа-Пресс», 2001. - 200 с.
8. Доронова, Т. Н Развитие детей в изобразительной деятельности / Т. Н. Доронова // Ребенок в детском саду. - 2005. - С. 21-30.
9. Екжанова, Е. А. Задержка психического развития у детей и пути ее психолого-педагогической коррекции в условиях дошкольного учреждения / Е. А. Екажанова. - М. : Просвещение, 2002. - 115 с.
10. Забрамная, С. Д. Методические рекомендации к пособию
Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей : метод. пособие / С. Д. Забрамная, О. В. Боровик. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 32 с.
11. Забрамная, С. Д. Пособие для психолого-педагогических комиссий : метод. пособие / С. Д. Забрамная, О. В. Боровик. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 230 с.
12. Зинченко, В. П. Психологические основы педагогики / В. П. Зинченко. - Издательство : Директ-Медиа, 2014. - 323 с.
13. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психическом развитии : учеб. для студентов вузов / Е. А. Стребелевой ; под ред Г. А. Мишиной. - М. : Полиграф сервис, 2002. - 74 с.
14. Истомина, 3. М. Восприятие и называние цвета /
З. М. Истомина. - М., 2005. - 198 с.
15. Казакова, Т. Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников / Т. Г. Казакова. - М., 2004. - 205 с.
16. Казакова, Т. Г. Развитие у детей творчества / Т. Г. Казакова. - М. : Просвещение, 2007. - 227 с.
17. Катаева, А. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников : учеб.-метод. пособие / А. А. Катаева ; под ред. А. В. Запорожца. - М., 2002. - 190 с.
18. Комарова, Т. С. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников : учеб.-метод. пособие / Т. С. Комарова, А. В. Размыслова. - М. : Педагогическое общество России, 2005. - 144 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ