Организация деятельности социально-педагогической поддержки детей-
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях учреждения
среднего профессионального образования (на примере города Горно-Алтайск)
Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические основы исследования организации деятельности социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях учреждения среднего профессионального образования 10
1.1. Основные теоретические подходы к определению организации
деятельности социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 10
1.2. Нормативно-правовые основы организации деятельности социально¬
педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации и в Республике Алтай 24
Глава II. Эмпирическое исследование организации деятельности социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях учреждения среднего профессионального образования в городе Горно-Алтайск 34
2.1. Программа эмпирического исследования организации деятельности
социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях учреждения среднего профессионального образования в городе Горно-Алтайск 34
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования организации деятельности социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях учреждения среднего профессионального образования в городе Горно-Алтайск, разработка рекомендаций по совершенствованию организации деятельности социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях учреждения среднего профессионального образования в
городе Горно-Алтайск 40
Заключение 58
Библиографический список 61
Приложения 75
Актуальность заключается в росте детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и отсутствии эффективных моделей их социальной поддержки. Главным средством, обеспечивающим преодоление трудностей социализации и социальной адаптации, является организация в образовательном учреждении деятельности, разнообразной по содержанию, формам, способам ее выполнения. Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, личностное и профессиональное самоопределение, работа по социальной поддержке является главной целью работы социального педагога в условиях профессиональных образовательных учреждениях. Организация социально-педагогической деятельности требует адекватных средств, форм и методов реализации и профессиональной деятельности педагогических работников. Эффективность социально¬
педагогической деятельности заключается в способности создавать благоприятные условия для формирования социальной адаптации и социализации в обществе у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выработки их активной жизненной позиции и умения принимать ответственность и совершать выбор в критических ситуациях.
Одной из наиболее значимых проблем в современном обществе является проблема сиротства, которая определяет необходимость целенаправленной и системной работы по социализации и социальной адаптации, а также сопровождению, подготовке к самостоятельной жизни и постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Большинство выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, продолжают обучение в учреждениях среднего профессионального образования. Они сталкиваются с трудностями социализации, социальной адаптации, профессионального и личностного самоопределения, не в состоянии выстроить программу своей дальнейшей семейной жизни. Причинами являются недостаточная сформированность картины мира, отсутствие потребности в достижении успеха, неготовность преодолевать жизненные трудности.
Степень научной разработанности темы. Научные труды социально - педагогического направления раскрывают особенности работы с детьми - сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, предлагают методики и технологии работы с данной категорией. Исследуются особенности организации деятельности социально педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях учреждения среднего профессионального образования.
Проблемы сиротства рассматривают такие авторы, как Еременко Е.А., Краснова В.Г., и др. Понятие «поддержка» получило развитие в работах Бобылевой И.А., Газман О.С., Соколовой Н.А., Михайловой Н.Н., Олиференко Л.Я. Особенностям становления и развитию системы социально-педагогической поддержки посвящены труды Майдановой Т.В., Волковой Н.А., Володиной Ю.А., Дорожкиной О.А., Журавлевой О.В. Ибрагимовой Л.А. Осиповой Н.В. Романченко Н.В., Лейниш Т.Л. Работы Костенко М.А. освещают особенности постинтернатного сопровождения. Нормативно-правовое обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рассматривают Беспалов М.В., Варламова Д.К., Матюшева Т.Н., Михайлова Т.В., Нагорнова А.Ю., Степанова Д.Н.
На исследуемую тему написано множество теоретических работ и проведено большое число исследований, однако данная тема не теряет своей актуальности и требует дальнейшего изучения.
Объект: Социально-педагогическая поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях учреждения среднего профессионального образования.
Предмет: Организация деятельности социально-педагогической
поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях учреждения среднего профессионального образования на примере города Горно-Алтайск.
Цель: Выявление основных направлений организации деятельности социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях учреждения среднего профессионального образования для разработки рекомендации по совершенствованию организации деятельности социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Задачи:
1. Проанализировать теоретико-методологические основы исследования организации деятельности социально-педагогической поддержки детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях учреждения среднего профессионального образования.
2. Рассмотреть нормативно-правовые документы, регулирующие
социально-педагогическую работу с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
3. Разработать программу эмпирического исследования организации деятельности социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях учреждения среднего профессионального образования.
4. Выявить основные результаты эмпирического исследования организации деятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях учреждения среднего профессионального образования, разработать рекомендации для специалистов, работающих в учреждениях среднего профессионального образования по совершенствованию организации деятельности социально-педагогической поддержки детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Гипотезы:
1. Вероятно, оптимальными подходами в организации деятельности социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях учреждения среднего профессионального образования являются системный и программно-целевой.
2. Предположительно, основными нормативно-правовыми документами, регулирующим социально-педагогическую работу с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в условиях учреждения среднего профессионального образования, являются Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ, Федеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ.
3. Скорее всего, организация деятельности социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей , в условиях учреждения среднего профессионального образования представляет собой деятельность, направленную на оказание превентивной и оперативной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в решении социальных проблем.
4. Вероятно, рекомендации по совершенствованию организации деятельности социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по результатам исследования, окажутся полезными для учреждений среднего профессионального образования.
Теоретико-методологическая база исследования: организация
деятельности социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рассматривается в рамках системного и программно-целевого подходов.
Методы исследования: анализ научной литературы, анализ нормативно¬правовых документов, вторичный анализ статистических данных, анкетирование и глубинное интервью.
Эмпирическая база исследования:
• данные интервью специалистов учреждений среднего профессионального образования города Горно-Алтайск, проведенного в 2019 г. (N=6)
• данные анкетного опроса студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей учреждений среднего профессионального образования города Горно-Алтайск, проведенного в 2019 г. (N=145)
Основные положения, выносимые на защиту:
• Оптимальным теоретико-методологическим основанием исследования организации деятельности социально-педагогической поддержки детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является системный и программно-целевой подходы.
• Основными нормативно-правовыми документами, регулирующими социально-педагогическую работу с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в условиях учреждения среднего профессионального образования, являются Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ, Федеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ, а также федеральные и региональные приказы, постановления, распоряжения Правительства. Федеральное и региональное законодательство Российской Федерации устанавливает достаточно широкий перечень гарантий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
• Социально-педагогическая поддержка студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в период их социализации и социальной адаптации к условиям среднего профессионального образования — это система комплексной работы социального педагога, педагога-психолога, кураторов студенческих групп, администрации и преподавателей среднего профессионального образования, цель которой - помощь студенту из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в решении социальных проблем.
• Рекомендации по совершенствованию организации деятельности социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по результатам исследования, будут полезны для специалистов учреждений среднего профессионального образования.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования вносят вклад в развитие теоретико-методологических основ исследования организации деятельности социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях учреждения среднего профессионального образования.
Практическая значимость работы определяется тем, что положения и выводы работы способствуют развитию организации деятельности социально¬педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях учреждения среднего профессионального образования в городе Горно-Алтайск; могут быть использованы при разработке нормативно¬правовых документов в регионе в области организации деятельности социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Апробация результатов работы, представленная в трудах на научно¬практических конференциях:
1. Меркетова Е.А. Социально-педагогическая поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях учреждения среднего профессионального образования // Социология в современном мире: наука, образование, творчество: сборник статей / под редакцией О.Н. Колесниковой, Е.А. Попова; Министерство образования и науки РФ, Алтайский государственный университет. - Вып 11. - Барнаул: Изд- во Алт. ун-та, 2019 г. - С. 323-326.
2. Меркетова Е.А. Социально-педагогическая поддержка детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей в условиях учреждения среднего профессионального образования // Социальное обслуживание населения: новации, эксперименты, творчество. СОННЭТ.
Информационно-образовательный электронный журнал для работников социальной сферы, 2019 г. [Электронные данные]. - ПРЕ: ййрзУ/зоп- пе1.1п1Ь/зос1а1по-реСадод1сйезкауа-роССег/Ька-Се1е]-у-из1оу1уах- исЬге/йСешуа-згеСпецо-ргоГеззюпаШоцо-оЬга/оуашуа/
3. Меркетова Е.А. Анализ нормативно-правовой базы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации // Социальное обслуживание населения: новации, эксперименты, творчество. СОННЭТ. Информационно-образовательный электронный журнал для работников социальной сферы, 2020 г. [Электронные данные]. - 1Ж1/ ййрз://зоп-пе1:.т1:Ь/апа11/-погшайупо-
ргауоуо] -Ьа/у-зос1а1по] -ройСег/Ьк1-с]е1е|^ио1-1-с1е1е_| -оз1аузй1хзуа-Ье/- роресйешуа-гоСйе1е]-у-гоззузко]-ГеСегасп/
Исследование организации деятельности социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях учреждения среднего профессионального образования, позволило выявить как теоретические, так и практические основы организации деятельности социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе работы были рассмотрены основные теоретические подходы к определению организации деятельности социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях учреждения среднего профессионального образования: системный подход и программно-целевой подход,
целесообразным является применение этих подходов.
Данные подходы дают возможность раскрыть многоаспектность изучаемого объекта, наиболее полно и точно рассмотреть процессы становления и развития социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Имеет большое значение применение системного и программно-целевого подходов. Системный подход указывает направление исследователям на выявление целостности объекта, на раскрытие и установление многообразных связей в нем и сведения их в единую теоретическую картину. Программно-целевой подход предоставляет возможность разрабатывать и воплощать в жизнь различного рода программы, обеспечить взаимосвязь между проводимыми мероприятиями и результатами их выполнения. Таким образом, первая гипотеза о том, что оптимальным теоретико-методологическим основанием исследования организации деятельности социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях учреждения среднего профессионального образования, являются системный и программно-целевой подходы, подтвердилась.
Нормативно-правовая база дает представление о том, что организация деятельности социально-педагогической поддержки детей - сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, на данный момент является особенно актуальной для государства. Федеральный закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» содержит меры государственной политики направленные на поддержку исследуемой категории. Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрены дополнительные гарантии права на образование, меры социальной поддержки, а также нормы и порядок обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Федеральное и региональное законодательство Российской Федерации устанавливает достаточно широкий перечень гарантий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Таким образом, гипотеза о том, что основными нормативно-правовыми документами, регулирующим социально-педагогическую работу с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в условиях учреждения среднего профессионального образования, являются Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ,
Федеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ, подтвердилась.
В ходе исследования организации деятельности социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях учреждения среднего профессионального образования, было выявлено:
1. Проблемами студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования города Горно-Алтайск, которые выделяют респонденты и специалисты образовательных учреждений , являются: необеспеченность жильем, нерациональное использование денежных средств, проблема социализации и социальной адаптации и др.
2. Также нами было выявлено, что студенты из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, удовлетворены работой образовательного учреждения по оказанию социально-педагогической поддержки и отмечают, что нуждаются в социально-педагогической поддержке.
3. Сложностями в оказании социально-педагогической поддержки являются корректировка поведенческих проблем студентов и отсутствие внутренней мотивации к обучению.
4. В учреждениях среднего профессионального образования города Горно-Алтайск, в которых проводилось исследование, социально-педагогическая поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ведется по следующим направлениям: аналитико-диагностическое, социально-правовое, консультативное, профилактическое, методическое. В целом по всем указанным направлениям ведется продуктивная работа.
В ходе исследования нами были разработаны рекомендации по совершенствованию организации деятельности социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях учреждения среднего профессионального образования. Результаты исследования предоставлены в автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Алтай «Майминский сельскохозяйственный техникум» для проверки возможности внедрения и реализации рекомендаций по совершенствованию организации деятельности социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на базе образовательного учреждения.
Таким образом, поставленные задачи решены, гипотезы нашли свое подтверждение, цель достигнута.
1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН
20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Консультант Плюс. Официальный сайт компании "Консультант Плюс". - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/ (дата обращения:
14.10.2019) .
2. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (с учетом поправок
от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // Консультант Плюс. Официальный сайт компании "Консультант Плюс". [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата
обращения: 16.10.2019).
3. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (с
изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2020 г.) // Консультант Плюс. Официальный сайт компании "Консультант Плюс". [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51057/ (дата
обращения: 26.10.2019).
4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ //
Консультант Плюс. Официальный сайт компании "Консультант Плюс". [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/(дата обращения:
26.10.2019) .
5. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной
поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ // Консультант Плюс. Официальный сайт
компании "Консультант Плюс". [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12778/(дата обращения:
11.11.2019) .
6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273-ФЗ // Консультант Плюс. Официальный сайт компании "Консультант Плюс". [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата
обращения: 11.11.2019).
7. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ // Консультант Плюс.
Официальный сайт компании "Консультант Плюс". [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/ (дата
обращения: 16.10.2019).
8. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении норм и Правил обеспечения за счет средств федерального бюджета бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 18 сентября 2017 года № 1117 // Консультант Плюс. Официальный сайт компании "Консультант Плюс". [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_278445/ (дата обращения: 06.12.2019).
9. Постановление Правительства Российской Федерации «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» от 24 мая 2014 г. № 481 (с изменениями на 19.12.2018 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/70661542/ (дата обращения: 16.10.2019).
10. Закон Республики Алтай «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя» от 06 апреля 2018 г. № 8-РЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/44361040/ (дата обращения: 08.12.2019).
11.Закон Республики Алтай «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дополнительной гарантией прав на имущество и жилое помещение на территории Республики Алтай» от 26 марта 2013 г. № 12-РЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/32279213/ (дата обращения: 08.12.2019).
12. Постановление Правительства Республики Алтай «О некоторых мерах по реализации статьи 3 Закона Республики Алтай от 06 апреля 2018 года № 8-РЗ «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя»» от 30 апреля 2019 года № 120 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.mintrud- altay.ru/opeka_i_popechitelstvo/247/ (дата обращения: 13.01.2020).
13. Постановление Правительства Республики Алтай «Об утверждении
порядка формирования специализированного жилого фонда для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включения и исключения жилого помещения из указанного специализированного жилого фонда» от 5 августа 2013 года № 212 (ред. от 26.07.2019 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.mintrud-
altay.ru/opeka_i_popechitelstvo/247/ (дата обращения: 24.10.2019).
14. Постановление Правительства Республики Алтай «Об утверждении
Порядка и условий осуществления постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 18.08.2017 г. № 208 (ред. от 30.07.2018 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www. mintrud-altay.ru/opeka_i_popechitelstvo/247/ (дата
обращения: 13.11.2020).
15. Постановление Правительства Республики Алтай «Об утверждении Порядка предоставления меры социальной поддержки в виде ремонта жилых помещений, принадлежащих на праве собственности детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 31 октября 2011 года № 310 (ред. от 25.01.2019 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.mintrud-altay.ru/opeka_i_popechitelstvo/247/ (дата обращения: 13.01.2020).
16. Постановление Республики Алтай «Об утверждении Порядка оказания
социальных, медицинских услуг, а также услуг в сфере образования организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 11 августа 2016 № 237 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.mintrud-altay.ru/opeka_i_popechitelstvo/247/ (дата
обращения: 13.01.2020).
17. Приказ Министерства образования и науки Республики Алтай «Об установлении норм обеспечения обучающихся и воспитанников учреждений, подведомственных Министерству образования и науки Республики Алтай» от 30 декабря 2019 года № 1367
Книги и научно-периодические издания
18. Абельбейсов, В.А. Сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей в современной России / В.А. Абельбейсов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. — 2010. — № 3. — С. 82-86.
19. Авраменко, Н.С. Проблема развития предпосылок толерантности У сирот
старшего дошкольного возраста в закрытом социуме детского дома / Н.С. Авраменко // Известия Волгоградского государственного
педагогического университета. — 2011. — № 4. — С. 86-89.
20. Байбородова, Л. В. Взаимодействие субъектов сопровождения
профессиональной подготовки выпускников детских домов / Л. В. Байбородова // Ярославский педагогический вестник. - 2015. - № 3. - С. 17-23.
21. Байдакова, А. И. Нормативно-правовое обеспечение современной системы социально-педагогической поддержки детей-сирот (лиц из числа детей-сирот) и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях высшего образования на федеральном и региональном уровне / А. И. Байдакова, Т В. Суняйкина // Концепт. - 2016. - № 3. - С. 16-20.
22. Байер, Е.А. Педагогическая технология формирования готовности к ответственному родительству на базе учреждений государственной поддержки детства / Е.А. Байер, М.В. Залужная, М.В. Заярная // Развитие личности. — 2018. — № 1. — С. 105-115.
23. Беспалов, М. В. Бухгалтерский учет, налогообложение и нормативное регулирование выплат детям-сиротам при получении профессионального образования / М. В. Беспалов // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2015. - № 7 (367). - С. 23-27.
24. Бобылева, И.А. Социально-педагогическая поддержка воспитанников и
выпускников организаций для детей-сирот: Монография. -
М.: БФ «Расправь крылья!», 2016. - С. 288 с.
25. Букреева, Л. Я. Профессиональная ориентация как фактор успешной социализации детей-сирот (на примере дореволюционной Уфимской губернии) / Л. Я. Букреева, Ю. В. Сиренко // Вестник ВЭГУ - 2014. - № 5 (73). - С. 16-23.
26. Варламова, Д. К. Совершенствование государственной поддержки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в сфере образования / Д. К. Варламова // МНСК-2017: Государство и право: материалы 55-й Международной научной студенческой конференции - Новосибирск, 2017. - С. 285-286.
27. Волкова, Н. А. Социализация детей-сирот в учреждениях
профессионального образования / Н. А. Волкова // Ярославский
педагогический вестник. - 2012. - № 1. - С. 33-35.
28. Волкова, Н. А. Субъекты педагогического сопровождения сирот,
обучающихся в учреждениях профессионального образования // Н. А. Волкова // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2013. - № 1. - С. 129-131.
29. Володина, Ю. А. Дистанционное психологическое сопровождение детей- сирот в профессиональных учебных заведениях / Ю. А. Володина // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 1. - С. 11-18.
30. Ворожцова, Л.А. Социально-педагогическое сопровождение студентов- подростков «группы риска» в сельскохозяйственном колледже Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова / Л.А. Ворожцова // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. — 2016. — № 17. — С. 120-124.
31. Гайсина, Г.И. Социальная педагогика: проблемное поле, ожидающее своих исследователей / Г.И. Гайсина // Педагогический журнал Башкортостана. — 2012. — № 5 (42). — С. 8-15.
32. Галаганова, Л.Г. Особенности процесса профессионального
самоопределения выпускников школ-интернатов в профессиональных учебных заведениях / Л.Г. Галаганова, А.Е. Леванова // Вестник Кемеровского государственного университета. — 2010. — № 4. — С. 93¬99.
33. Глазков, В.А. Система сопровождения процессов социализации и социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: метод. рекомендации / авт.- сост. В.А. Глазков, О.Л. Миронова, Е.А. Шестакова - Иркутск: Изд-во ГАУ ДПО ИРО, 2017. - 59 с.
34. Голянищенко, В.К. Тенденция развития системы опеки и попечительсвва к Комсомольске-на-Амуре / В.К. Голянищенко // Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых. — 2017. — № 2. — С. 109-112.
35. Гуслякова, Н.И. Проблема индивидуализации обучения: актуальный контекст исследования / Н.И. Гуслякова, М.Ж. Симонова // Наука и школа. — 2014. — № 1. — С. 148-152.
36. Данилова З. Г., Ресоциализация детей-сирот в условиях
профессионального колледжа / З. Г. Данилова, А. А. Реан // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.:
Гуманитарные и общественные науки. - 2009. - № 6. - С. 85-93.
37. Данилова, З. Г. Управление профессиональным колледжем как фактор ресоциализации детей-сирот / З. Г. Данилова, А. А. Реан // Среднее профессиональное образование. - 2008. - № 7. - С. 46-48.
38. Дорожкина, О. А. Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в профессиональной подготовке / О. А. Дорожкина, Е. В. Чербаева // Научные исследования и разработки молодых ученых: сб. материалов XVII Международной молодеж. научно-практ. конф. / под общей ред. С. С. Чернова. - Новосибирск, 2017. - С. 76-81.
39. Дружинина, А. А. Инновационный опыт решения проблем формирования навыков самостоятельной жизни у воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / А. А. Дружинина // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. - 2015. - № 9 (149). - С. 50-56.