Организация деятельности социально-педагогической поддержки детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях учреждения среднего профессионального образования (на примере города Горно-Алтайск)
|
Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические основы исследования организации деятельности социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях учреждения среднего профессионального образования 10
1.1. Основные теоретические подходы к определению организации
деятельности социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 10
1.2. Нормативно-правовые основы организации деятельности социально¬
педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации и в Республике Алтай 24
Глава II. Эмпирическое исследование организации деятельности социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях учреждения среднего профессионального образования в городе Горно-Алтайск 34
2.1. Программа эмпирического исследования организации деятельности
социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях учреждения среднего профессионального образования в городе Горно-Алтайск 34
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования организации деятельности социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях учреждения среднего профессионального образования в городе Горно-Алтайск, разработка рекомендаций по совершенствованию организации деятельности социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях учреждения среднего профессионального образования в
городе Горно-Алтайск 40
Заключение 58
Библиографический список 61
Приложения 75
Глава I. Теоретико-методологические основы исследования организации деятельности социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях учреждения среднего профессионального образования 10
1.1. Основные теоретические подходы к определению организации
деятельности социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 10
1.2. Нормативно-правовые основы организации деятельности социально¬
педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации и в Республике Алтай 24
Глава II. Эмпирическое исследование организации деятельности социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях учреждения среднего профессионального образования в городе Горно-Алтайск 34
2.1. Программа эмпирического исследования организации деятельности
социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях учреждения среднего профессионального образования в городе Горно-Алтайск 34
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования организации деятельности социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях учреждения среднего профессионального образования в городе Горно-Алтайск, разработка рекомендаций по совершенствованию организации деятельности социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях учреждения среднего профессионального образования в
городе Горно-Алтайск 40
Заключение 58
Библиографический список 61
Приложения 75
Актуальность заключается в росте детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и отсутствии эффективных моделей их социальной поддержки. Главным средством, обеспечивающим преодоление трудностей социализации и социальной адаптации, является организация в образовательном учреждении деятельности, разнообразной по содержанию, формам, способам ее выполнения. Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, личностное и профессиональное самоопределение, работа по социальной поддержке является главной целью работы социального педагога в условиях профессиональных образовательных учреждениях. Организация социально-педагогической деятельности требует адекватных средств, форм и методов реализации и профессиональной деятельности педагогических работников. Эффективность социально¬
педагогической деятельности заключается в способности создавать благоприятные условия для формирования социальной адаптации и социализации в обществе у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выработки их активной жизненной позиции и умения принимать ответственность и совершать выбор в критических ситуациях.
Одной из наиболее значимых проблем в современном обществе является проблема сиротства, которая определяет необходимость целенаправленной и системной работы по социализации и социальной адаптации, а также сопровождению, подготовке к самостоятельной жизни и постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Большинство выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, продолжают обучение в учреждениях среднего профессионального образования. Они сталкиваются с трудностями социализации, социальной адаптации, профессионального и личностного самоопределения, не в состоянии выстроить программу своей дальнейшей семейной жизни. Причинами являются недостаточная сформированность картины мира, отсутствие потребности в достижении успеха, неготовность преодолевать жизненные трудности.
Степень научной разработанности темы. Научные труды социально - педагогического направления раскрывают особенности работы с детьми - сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, предлагают методики и технологии работы с данной категорией. Исследуются особенности организации деятельности социально педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях учреждения среднего профессионального образования.
Проблемы сиротства рассматривают такие авторы, как Еременко Е.А., Краснова В.Г., и др. Понятие «поддержка» получило развитие в работах Бобылевой И.А., Газман О.С., Соколовой Н.А., Михайловой Н.Н., Олиференко Л.Я. Особенностям становления и развитию системы социально-педагогической поддержки посвящены труды Майдановой Т.В., Волковой Н.А., Володиной Ю.А., Дорожкиной О.А., Журавлевой О.В. Ибрагимовой Л.А. Осиповой Н.В. Романченко Н.В., Лейниш Т.Л. Работы Костенко М.А. освещают особенности постинтернатного сопровождения. Нормативно-правовое обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рассматривают Беспалов М.В., Варламова Д.К., Матюшева Т.Н., Михайлова Т.В., Нагорнова А.Ю., Степанова Д.Н.
На исследуемую тему написано множество теоретических работ и проведено большое число исследований, однако данная тема не теряет своей актуальности и требует дальнейшего изучения.
Объект: Социально-педагогическая поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях учреждения среднего профессионального образования.
Предмет: Организация деятельности социально-педагогической
поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях учреждения среднего профессионального образования на примере города Горно-Алтайск.
Цель: Выявление основных направлений организации деятельности социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях учреждения среднего профессионального образования для разработки рекомендации по совершенствованию организации деятельности социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Задачи:
1. Проанализировать теоретико-методологические основы исследования организации деятельности социально-педагогической поддержки детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях учреждения среднего профессионального образования.
2. Рассмотреть нормативно-правовые документы, регулирующие
социально-педагогическую работу с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
3. Разработать программу эмпирического исследования организации деятельности социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях учреждения среднего профессионального образования.
4. Выявить основные результаты эмпирического исследования организации деятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях учреждения среднего профессионального образования, разработать рекомендации для специалистов, работающих в учреждениях среднего профессионального образования по совершенствованию организации деятельности социально-педагогической поддержки детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Гипотезы:
1. Вероятно, оптимальными подходами в организации деятельности социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях учреждения среднего профессионального образования являются системный и программно-целевой.
2. Предположительно, основными нормативно-правовыми документами, регулирующим социально-педагогическую работу с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в условиях учреждения среднего профессионального образования, являются Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ, Федеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ.
3. Скорее всего, организация деятельности социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей , в условиях учреждения среднего профессионального образования представляет собой деятельность, направленную на оказание превентивной и оперативной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в решении социальных проблем.
4. Вероятно, рекомендации по совершенствованию организации деятельности социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по результатам исследования, окажутся полезными для учреждений среднего профессионального образования.
Теоретико-методологическая база исследования: организация
деятельности социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рассматривается в рамках системного и программно-целевого подходов.
Методы исследования: анализ научной литературы, анализ нормативно¬правовых документов, вторичный анализ статистических данных, анкетирование и глубинное интервью.
Эмпирическая база исследования:
• данные интервью специалистов учреждений среднего профессионального образования города Горно-Алтайск, проведенного в 2019 г. (N=6)
• данные анкетного опроса студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей учреждений среднего профессионального образования города Горно-Алтайск, проведенного в 2019 г. (N=145)
Основные положения, выносимые на защиту:
• Оптимальным теоретико-методологическим основанием исследования организации деятельности социально-педагогической поддержки детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является системный и программно-целевой подходы.
• Основными нормативно-правовыми документами, регулирующими социально-педагогическую работу с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в условиях учреждения среднего профессионального образования, являются Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ, Федеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ, а также федеральные и региональные приказы, постановления, распоряжения Правительства. Федеральное и региональное законодательство Российской Федерации устанавливает достаточно широкий перечень гарантий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
• Социально-педагогическая поддержка студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в период их социализации и социальной адаптации к условиям среднего профессионального образования — это система комплексной работы социального педагога, педагога-психолога, кураторов студенческих групп, администрации и преподавателей среднего профессионального образования, цель которой - помощь студенту из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в решении социальных проблем.
• Рекомендации по совершенствованию организации деятельности социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по результатам исследования, будут полезны для специалистов учреждений среднего профессионального образования.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования вносят вклад в развитие теоретико-методологических основ исследования организации деятельности социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях учреждения среднего профессионального образования.
Практическая значимость работы определяется тем, что положения и выводы работы способствуют развитию организации деятельности социально¬педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях учреждения среднего профессионального образования в городе Горно-Алтайск; могут быть использованы при разработке нормативно¬правовых документов в регионе в области организации деятельности социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Апробация результатов работы, представленная в трудах на научно¬практических конференциях:
1. Меркетова Е.А. Социально-педагогическая поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях учреждения среднего профессионального образования // Социология в современном мире: наука, образование, творчество: сборник статей / под редакцией О.Н. Колесниковой, Е.А. Попова; Министерство образования и науки РФ, Алтайский государственный университет. - Вып 11. - Барнаул: Изд- во Алт. ун-та, 2019 г. - С. 323-326.
2. Меркетова Е.А. Социально-педагогическая поддержка детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей в условиях учреждения среднего профессионального образования // Социальное обслуживание населения: новации, эксперименты, творчество. СОННЭТ.
Информационно-образовательный электронный журнал для работников социальной сферы, 2019 г. [Электронные данные]. - ПРЕ: ййрзУ/зоп- пе1.1п1Ь/зос1а1по-реСадод1сйезкауа-роССег/Ька-Се1е]-у-из1оу1уах- исЬге/йСешуа-згеСпецо-ргоГеззюпаШоцо-оЬга/оуашуа/
3. Меркетова Е.А. Анализ нормативно-правовой базы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации // Социальное обслуживание населения: новации, эксперименты, творчество. СОННЭТ. Информационно-образовательный электронный журнал для работников социальной сферы, 2020 г. [Электронные данные]. - 1Ж1/ ййрз://зоп-пе1:.т1:Ь/апа11/-погшайупо-
ргауоуо] -Ьа/у-зос1а1по] -ройСег/Ьк1-с]е1е|^ио1-1-с1е1е_| -оз1аузй1хзуа-Ье/- роресйешуа-гоСйе1е]-у-гоззузко]-ГеСегасп/
педагогической деятельности заключается в способности создавать благоприятные условия для формирования социальной адаптации и социализации в обществе у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выработки их активной жизненной позиции и умения принимать ответственность и совершать выбор в критических ситуациях.
Одной из наиболее значимых проблем в современном обществе является проблема сиротства, которая определяет необходимость целенаправленной и системной работы по социализации и социальной адаптации, а также сопровождению, подготовке к самостоятельной жизни и постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Большинство выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, продолжают обучение в учреждениях среднего профессионального образования. Они сталкиваются с трудностями социализации, социальной адаптации, профессионального и личностного самоопределения, не в состоянии выстроить программу своей дальнейшей семейной жизни. Причинами являются недостаточная сформированность картины мира, отсутствие потребности в достижении успеха, неготовность преодолевать жизненные трудности.
Степень научной разработанности темы. Научные труды социально - педагогического направления раскрывают особенности работы с детьми - сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, предлагают методики и технологии работы с данной категорией. Исследуются особенности организации деятельности социально педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях учреждения среднего профессионального образования.
Проблемы сиротства рассматривают такие авторы, как Еременко Е.А., Краснова В.Г., и др. Понятие «поддержка» получило развитие в работах Бобылевой И.А., Газман О.С., Соколовой Н.А., Михайловой Н.Н., Олиференко Л.Я. Особенностям становления и развитию системы социально-педагогической поддержки посвящены труды Майдановой Т.В., Волковой Н.А., Володиной Ю.А., Дорожкиной О.А., Журавлевой О.В. Ибрагимовой Л.А. Осиповой Н.В. Романченко Н.В., Лейниш Т.Л. Работы Костенко М.А. освещают особенности постинтернатного сопровождения. Нормативно-правовое обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рассматривают Беспалов М.В., Варламова Д.К., Матюшева Т.Н., Михайлова Т.В., Нагорнова А.Ю., Степанова Д.Н.
На исследуемую тему написано множество теоретических работ и проведено большое число исследований, однако данная тема не теряет своей актуальности и требует дальнейшего изучения.
Объект: Социально-педагогическая поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях учреждения среднего профессионального образования.
Предмет: Организация деятельности социально-педагогической
поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях учреждения среднего профессионального образования на примере города Горно-Алтайск.
Цель: Выявление основных направлений организации деятельности социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях учреждения среднего профессионального образования для разработки рекомендации по совершенствованию организации деятельности социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Задачи:
1. Проанализировать теоретико-методологические основы исследования организации деятельности социально-педагогической поддержки детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях учреждения среднего профессионального образования.
2. Рассмотреть нормативно-правовые документы, регулирующие
социально-педагогическую работу с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
3. Разработать программу эмпирического исследования организации деятельности социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях учреждения среднего профессионального образования.
4. Выявить основные результаты эмпирического исследования организации деятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях учреждения среднего профессионального образования, разработать рекомендации для специалистов, работающих в учреждениях среднего профессионального образования по совершенствованию организации деятельности социально-педагогической поддержки детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Гипотезы:
1. Вероятно, оптимальными подходами в организации деятельности социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях учреждения среднего профессионального образования являются системный и программно-целевой.
2. Предположительно, основными нормативно-правовыми документами, регулирующим социально-педагогическую работу с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в условиях учреждения среднего профессионального образования, являются Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ, Федеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ.
3. Скорее всего, организация деятельности социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей , в условиях учреждения среднего профессионального образования представляет собой деятельность, направленную на оказание превентивной и оперативной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в решении социальных проблем.
4. Вероятно, рекомендации по совершенствованию организации деятельности социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по результатам исследования, окажутся полезными для учреждений среднего профессионального образования.
Теоретико-методологическая база исследования: организация
деятельности социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рассматривается в рамках системного и программно-целевого подходов.
Методы исследования: анализ научной литературы, анализ нормативно¬правовых документов, вторичный анализ статистических данных, анкетирование и глубинное интервью.
Эмпирическая база исследования:
• данные интервью специалистов учреждений среднего профессионального образования города Горно-Алтайск, проведенного в 2019 г. (N=6)
• данные анкетного опроса студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей учреждений среднего профессионального образования города Горно-Алтайск, проведенного в 2019 г. (N=145)
Основные положения, выносимые на защиту:
• Оптимальным теоретико-методологическим основанием исследования организации деятельности социально-педагогической поддержки детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является системный и программно-целевой подходы.
• Основными нормативно-правовыми документами, регулирующими социально-педагогическую работу с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в условиях учреждения среднего профессионального образования, являются Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ, Федеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ, а также федеральные и региональные приказы, постановления, распоряжения Правительства. Федеральное и региональное законодательство Российской Федерации устанавливает достаточно широкий перечень гарантий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
• Социально-педагогическая поддержка студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в период их социализации и социальной адаптации к условиям среднего профессионального образования — это система комплексной работы социального педагога, педагога-психолога, кураторов студенческих групп, администрации и преподавателей среднего профессионального образования, цель которой - помощь студенту из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в решении социальных проблем.
• Рекомендации по совершенствованию организации деятельности социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по результатам исследования, будут полезны для специалистов учреждений среднего профессионального образования.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования вносят вклад в развитие теоретико-методологических основ исследования организации деятельности социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях учреждения среднего профессионального образования.
Практическая значимость работы определяется тем, что положения и выводы работы способствуют развитию организации деятельности социально¬педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях учреждения среднего профессионального образования в городе Горно-Алтайск; могут быть использованы при разработке нормативно¬правовых документов в регионе в области организации деятельности социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Апробация результатов работы, представленная в трудах на научно¬практических конференциях:
1. Меркетова Е.А. Социально-педагогическая поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях учреждения среднего профессионального образования // Социология в современном мире: наука, образование, творчество: сборник статей / под редакцией О.Н. Колесниковой, Е.А. Попова; Министерство образования и науки РФ, Алтайский государственный университет. - Вып 11. - Барнаул: Изд- во Алт. ун-та, 2019 г. - С. 323-326.
2. Меркетова Е.А. Социально-педагогическая поддержка детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей в условиях учреждения среднего профессионального образования // Социальное обслуживание населения: новации, эксперименты, творчество. СОННЭТ.
Информационно-образовательный электронный журнал для работников социальной сферы, 2019 г. [Электронные данные]. - ПРЕ: ййрзУ/зоп- пе1.1п1Ь/зос1а1по-реСадод1сйезкауа-роССег/Ька-Се1е]-у-из1оу1уах- исЬге/йСешуа-згеСпецо-ргоГеззюпаШоцо-оЬга/оуашуа/
3. Меркетова Е.А. Анализ нормативно-правовой базы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации // Социальное обслуживание населения: новации, эксперименты, творчество. СОННЭТ. Информационно-образовательный электронный журнал для работников социальной сферы, 2020 г. [Электронные данные]. - 1Ж1/ ййрз://зоп-пе1:.т1:Ь/апа11/-погшайупо-
ргауоуо] -Ьа/у-зос1а1по] -ройСег/Ьк1-с]е1е|^ио1-1-с1е1е_| -оз1аузй1хзуа-Ье/- роресйешуа-гоСйе1е]-у-гоззузко]-ГеСегасп/
Исследование организации деятельности социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях учреждения среднего профессионального образования, позволило выявить как теоретические, так и практические основы организации деятельности социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе работы были рассмотрены основные теоретические подходы к определению организации деятельности социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях учреждения среднего профессионального образования: системный подход и программно-целевой подход,
целесообразным является применение этих подходов.
Данные подходы дают возможность раскрыть многоаспектность изучаемого объекта, наиболее полно и точно рассмотреть процессы становления и развития социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Имеет большое значение применение системного и программно-целевого подходов. Системный подход указывает направление исследователям на выявление целостности объекта, на раскрытие и установление многообразных связей в нем и сведения их в единую теоретическую картину. Программно-целевой подход предоставляет возможность разрабатывать и воплощать в жизнь различного рода программы, обеспечить взаимосвязь между проводимыми мероприятиями и результатами их выполнения. Таким образом, первая гипотеза о том, что оптимальным теоретико-методологическим основанием исследования организации деятельности социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях учреждения среднего профессионального образования, являются системный и программно-целевой подходы, подтвердилась.
Нормативно-правовая база дает представление о том, что организация деятельности социально-педагогической поддержки детей - сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, на данный момент является особенно актуальной для государства. Федеральный закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» содержит меры государственной политики направленные на поддержку исследуемой категории. Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрены дополнительные гарантии права на образование, меры социальной поддержки, а также нормы и порядок обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Федеральное и региональное законодательство Российской Федерации устанавливает достаточно широкий перечень гарантий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Таким образом, гипотеза о том, что основными нормативно-правовыми документами, регулирующим социально-педагогическую работу с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в условиях учреждения среднего профессионального образования, являются Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ,
Федеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ, подтвердилась.
В ходе исследования организации деятельности социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях учреждения среднего профессионального образования, было выявлено:
1. Проблемами студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования города Горно-Алтайск, которые выделяют респонденты и специалисты образовательных учреждений , являются: необеспеченность жильем, нерациональное использование денежных средств, проблема социализации и социальной адаптации и др.
2. Также нами было выявлено, что студенты из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, удовлетворены работой образовательного учреждения по оказанию социально-педагогической поддержки и отмечают, что нуждаются в социально-педагогической поддержке.
3. Сложностями в оказании социально-педагогической поддержки являются корректировка поведенческих проблем студентов и отсутствие внутренней мотивации к обучению.
4. В учреждениях среднего профессионального образования города Горно-Алтайск, в которых проводилось исследование, социально-педагогическая поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ведется по следующим направлениям: аналитико-диагностическое, социально-правовое, консультативное, профилактическое, методическое. В целом по всем указанным направлениям ведется продуктивная работа.
В ходе исследования нами были разработаны рекомендации по совершенствованию организации деятельности социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях учреждения среднего профессионального образования. Результаты исследования предоставлены в автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Алтай «Майминский сельскохозяйственный техникум» для проверки возможности внедрения и реализации рекомендаций по совершенствованию организации деятельности социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на базе образовательного учреждения.
Таким образом, поставленные задачи решены, гипотезы нашли свое подтверждение, цель достигнута.
целесообразным является применение этих подходов.
Данные подходы дают возможность раскрыть многоаспектность изучаемого объекта, наиболее полно и точно рассмотреть процессы становления и развития социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Имеет большое значение применение системного и программно-целевого подходов. Системный подход указывает направление исследователям на выявление целостности объекта, на раскрытие и установление многообразных связей в нем и сведения их в единую теоретическую картину. Программно-целевой подход предоставляет возможность разрабатывать и воплощать в жизнь различного рода программы, обеспечить взаимосвязь между проводимыми мероприятиями и результатами их выполнения. Таким образом, первая гипотеза о том, что оптимальным теоретико-методологическим основанием исследования организации деятельности социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях учреждения среднего профессионального образования, являются системный и программно-целевой подходы, подтвердилась.
Нормативно-правовая база дает представление о том, что организация деятельности социально-педагогической поддержки детей - сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, на данный момент является особенно актуальной для государства. Федеральный закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» содержит меры государственной политики направленные на поддержку исследуемой категории. Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрены дополнительные гарантии права на образование, меры социальной поддержки, а также нормы и порядок обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Федеральное и региональное законодательство Российской Федерации устанавливает достаточно широкий перечень гарантий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Таким образом, гипотеза о том, что основными нормативно-правовыми документами, регулирующим социально-педагогическую работу с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в условиях учреждения среднего профессионального образования, являются Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ,
Федеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ, подтвердилась.
В ходе исследования организации деятельности социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях учреждения среднего профессионального образования, было выявлено:
1. Проблемами студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования города Горно-Алтайск, которые выделяют респонденты и специалисты образовательных учреждений , являются: необеспеченность жильем, нерациональное использование денежных средств, проблема социализации и социальной адаптации и др.
2. Также нами было выявлено, что студенты из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, удовлетворены работой образовательного учреждения по оказанию социально-педагогической поддержки и отмечают, что нуждаются в социально-педагогической поддержке.
3. Сложностями в оказании социально-педагогической поддержки являются корректировка поведенческих проблем студентов и отсутствие внутренней мотивации к обучению.
4. В учреждениях среднего профессионального образования города Горно-Алтайск, в которых проводилось исследование, социально-педагогическая поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ведется по следующим направлениям: аналитико-диагностическое, социально-правовое, консультативное, профилактическое, методическое. В целом по всем указанным направлениям ведется продуктивная работа.
В ходе исследования нами были разработаны рекомендации по совершенствованию организации деятельности социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях учреждения среднего профессионального образования. Результаты исследования предоставлены в автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Алтай «Майминский сельскохозяйственный техникум» для проверки возможности внедрения и реализации рекомендаций по совершенствованию организации деятельности социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на базе образовательного учреждения.
Таким образом, поставленные задачи решены, гипотезы нашли свое подтверждение, цель достигнута.



