ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 5
1.1. Онтогенез речевого развития детей дошкольного возраста 5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с
псевдобульбарной дизартрией 8
1.3. Характеристика речи у старших дошкольников с псевдобульбарной
дизартрией 12
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 16
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента по обследованию фонетики у старших дошкольников с псевдобульбарной
дизартрией 16
2.2. Анализ результатов обследования старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией в условиях логопедического пункта 17
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПСЕВДОБУЛЬАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА 27
3.1. Теоретическое обоснование, принципы и организация обучающего
эксперимента по коррекции фонетики у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией 27
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции фонетики у старших
дошкольников с псевдобульбарной дизартрией 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 50
Тема коррекции фонетики у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией является актуальной в связи с тем, что основной проблемой таких детей является нарушение фонетической стороны речи.
Среди всех патологий речи псевдобульбарная дизартрия является наиболее распространенной и часто встречающейся формой дизартрии у детей дошкольного возраста.
Это связано с тем, что в дородовой, родовой и послеродовой период наблюдается высокий процент различных органических патологий нервной системы (в результате энцефалита, родовых травм, опухолей, отравлений и т.д.). Во время беременности часто возникает патология беременности, а во время родов - родовые травмы.
Исследование псевдобульбарной дизартрии проводилось такими учеными, как: О.В. Правдина, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.
Методики коррекции псевдобульбарной дизартрии у детей старшего дошкольного возраста описаны в работах таких ученых как: А. Г. Ипполитова, О. В. Правдина, Е. М. Мастюкова, Г. В. Чиркина, И. И. Панченко.
Недостаточное развитие фонематических процессов является вторичным нарушением в структуре дефекта псевдобульбарной дизартрии.
Объект исследования - фонетика у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
Предмет исследования - содержание логопедической работы по коррекции фонетики у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией в условиях логопедического пункта.
Цель исследования - определить основные направления и содержание логопедической работы по коррекции фонетики у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией, провести обучающий эксперимент и проанализировать эффективность проделанной работы.
Задачи:
1. Изучение научной и методической литературы по вопросу коррекции фонетики у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
2. Проведение констатирующего эксперимента, направленного на обследование фонетики у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
3. Проведение формирующего эксперимента, направленного на осуществление коррекции фонетики у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
4. Проведение контрольного эксперимента, с целью изучения эффективности логопедической работы по коррекции фонетики у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное учреждение - Детский сад №39 г. Екатеринбурга.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, три главы, заключение, список литературы.
Исследование научной и методической литературы по запросу изменения у детей старшего дошкольного возраста псевдобульбарной дизартрии показал, что псевдобульбарная дизартрия - это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
По своим клиническим, психологическим и педагогическим характеристикам дети с дизартрией являются чрезвычайно разнообразной группой. Причины дизартрии могут быть как экзогенные, так и эндогенные. В то же время нет никакой связи как серьезность дефекта и серьезность психопатологических расхождений. Дизартрия, включая самые жесткие ее формы, может обнаруживаться у детей с неповрежденным интеллектом, а легкие «стертые» симптомы могут возникать и у детей с неповрежденным интеллектом, и у детей с олигофренией.
Нарушение речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией зависит от степени выраженности (от невнятной речи до полной анартрии) и обусловлено спастическим парезом мышц речевого аппарата.
Был проведен констатирующий эксперимент с целью выявления особенностей моторной сферы и речевых функций у детей с псевдобульбарной дизартрии. В нем принимало участие 10 детей, в возрасте 5 - 6 лет, с диагнозом: псевдобульбарная дизартрия. У обследуемых детей с псевдобульбарной дизартрией был отягощен анамнез, раннее речевое и психомоторное развитие у большинства протекало без особенностей. Наблюдались нарушения общей и мелкой моторики, нарушения динамической организации движений артикуляционного аппарата, сложности произношения свистящих и сонорных звуков, нарушение фонематического слуха и восприятия.
На основе данных констатирующего эксперимента была выявлена специфика нарушений моторной сферы у детей с псевдобульбарной дизартрией и разработаны перспективные планы по коррекции фонетики на каждого ребенка.
По окончанию формирующего эксперимента был проведен контрольный эксперимент, целью которого явилось определение эффективности подобранной логопедической работы, направленной на коррекцию псевдобульбарной дизартрии у детей старшего дошкольного возраста. По его итогам видно, что показатели развития моторной сферы, а так же речевых функций увеличились. Результаты контрольного исследования показали, что подобранная логопедическая работа эффективна, повышает динамику развития и моторной сферы, и речевых функций.
1. Акименко, В. М. Новые логопедические технологии : уч.-метод. пособие / В. М. Акименко. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. - 105 с.
2. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей : учеб. пособие для студентов вузов / Е. Ф. Архипова. - Москва : АСТ : Астрель, 2008. - 320 с.
3. Архипова, Е. Ф. Логопедический массаж при дизартрии / Е. Ф. Архипова. - Москва : Астрель, 2008. - 128 с.
4. Архипова, Е. Ф. Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни ребенка / Е. Ф. Архипова. - Москва : «МОЗАИКАСИНТЕЗ», 2012. - 34 с.
5. Беккер, К. П. Логопедия : пер. с нем. / К. П. Беккер, М. Совак. - Москва : Медицина, 1981. - 288 с.
6. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - Москва : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009. - 287 с.
7. Борозинец, Н. М. Логопедические технологии : учебно-методическое пособие / Н. М. Борозинец, Т. С. Шеховцева. - Ставрополь, 2008. - 224 с.
8. Вакуленко, Л. С. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей : справочник начинающего логопеда : учебно-методическое пособие / Л. С. Вакуленко. - Санкт-Петербург : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2012. - 120 с.
9. Волкова, Л. С. Логопедия / Л. С. Волкова. - Москва : ВЛАДОС, 2008. - 703 с.
10. Волосовец, Т. В. Основы логопедии : уч. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Т. В. Волосовец, Н. В. Горина, Н. И. Зверева. - Москва : Издательский центр «Академия», 2002. - 200 с.
11. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский. - Москва : Просвещение, 1995. - 126 с.
12. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. - 472 с.
13. Герасимова, А. С. Популярная логопедия. Занятия с дошкольниками / А. С. Герасимова. - Москва : Айрис-пресс, 2009. - 219 с.
14. Горшенева, С. В. Проблемы диагностики дизартрических расстройств в детском возрасте / С. В. Горшенева, О. Ю. Федосова ; Логопед в дет. саду. - Москва : ОБРАЗОВАНИЕ ПЛЮС. - 2009. - № 8. - С. 34-42.
15. Дьякова, Е. А. Логопедический массаж / Е. А. Дьякова. - Москва : Наука, 2015. - 104 с.
16. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда / О. Б. Иншакова. - Москва : Владос, 2019. - 279 с.
17. Кондратенко, И. Ю. Произносим звуки правильно. Логопедические упражнения / И. Ю. Кондратенко. - Москва : Айрис-пресс, 2010. - 58 с.
18. Коноваленко, В. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения : Приложение к комплекту тетрадей для закрепления произношения звуков у дошкольников. 2-ое издание дополненное / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. - Москва : «Издательство ГНОМ и Д», 2001. - 16 с.
...