Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования оценки качества условий оказания социальных услуг организациями социального обслуживания 12
1.1. Основные теоретические подходы к определению понятия и сущности
оценки качества условий оказания социальных услуг организациями социального обслуживания 12
1.2. Нормативно-правовые основы независимой оценки качества условий оказания социальных услуг организациями социального обслуживания .... 19
Глава 2. Исследование качества условий оказания социальных услуг организациями социального обслуживания Алтайского края 33
2.1. Методика проведения независимой оценки качества условий оказания
социальных услуг стационарными организациями социального обслуживания Алтайского края 33
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования качества условий оказания социальных услуг стационарными организациями социального
обслуживания Алтайского края 41
2.3. Основные рекомендации по улучшению деятельности стационарных
организаций социального обслуживания Алтайского края 79
Заключение 85
Список литературы 89
Приложения
Работа подготовлена в рамках командного выполнения проектов полного жизненного цикла (Приложение 1). В 2018 г. между Министерством социальной защиты Алтайского края и Алтайским государственным университетом был заключен государственный контракт на выполнение работ по сбору, обобщению и анализу информации о качестве условий оказания услуг организациями социального обслуживания, находящимися в ведении Министерства социальной защиты Алтайского края (Приложение 2, 3). Кафедра социальной работы выступила оператором по данному проекту (Приложение 4). Научные консультанты проекта: Колесникова О.Н., декан факультета социологии, к.с.н., доцент кафедры социальной работы, профессор; Калинина Ю.А., к.с.н., доцент кафедры социальной работы факультета
социологии АлтГУ; Сиротина Т.В., к.с.н., доцент кафедры социальной работы факультета социологии АлтГУ. Консультант проекта: Кузеванова А.Б., начальник сектора по работе с СОНКО организационно-аналитического отдела управления по социальной политике Министерства социальной защиты Алтайского края.
Результаты проведенного исследования представлены в выпускных квалификационных работах студентов:
1. Ворохова И.С., Киселева К.Г., Миникеева А.О., Нагих А.Ю., Подгорная Н.В., Путилин Н.А., Славнова В.К., Суворов Д.В., Трубникова У.Н., Шилан Ю.В., Юшаков Ю.В., группа 1052 по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа;
2. Котельникова Е.М., Максимова О.И., Токарева Е.А., группа 1042з по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа.
Актуальность. С начала 2013 года в Российской Федерации начала формироваться совершенно новая система оценки качества условий оказания социальных услуг организациями социального обслуживания. Это совершенно новая форма общественного контроля. Эта форма дополняет формы надзора, государственного надзора и контроля, различные социологические исследования, различные профессиональные рейтинги. С 1 января 2015 года, после принятия соответствующих законов, эта система начала работать во всех регионах Российской Федерации.
Цель оценки качества условий оказания социальных услуг организациями социального обслуживания заключается в том, чтобы усилить воздействие граждан на те решения, которые принимаются органами исполнительной власти субъектов, учреждениями с точки зрения, прежде всего, оценки доступности, информации об учреждениях, раскрытия всех возможных услуг, которые предоставляют те или иные учреждения социальной обслуживания. Это комфортность предоставления услуг и оценка гражданами того набора услуг, который предоставляется. Это время ожидания получения услуги, отсутствие очередей. Это доброжелательность и компетентность, вежливость персонала.
Вместе с общественными объединениями и общественными организациями были предусмотрены единые показатели. Например, удобство и оценка людьми, насколько быстро и насколько комфортно предоставляются услуги социальными работниками на дому, какое качество предоставления услуг, в том числе питание и досуговые услуги в стационарных учреждениях, и многое другое. Главное, чтобы сама непосредственно независимая оценка качества условий оказания услуг организациями социального обслуживания вела к формулированию задач перед всеми учреждениями, перед соответствующими органами исполнительной власти и реализовывалась в тех планах, которые разрабатываются по её результатам.
В Алтайском крае функционирует 67 организаций социального обслуживания, из них 34 стационарного типа и 33 учреждения нестационарного социального обслуживания. К стационарным учреждениям социального обслуживания относятся: 9 домов-интернатов для престарелых и инвалидов общего типа; 13 домов-интернатов малой вместимости для престарелых и инвалидов; 10 психоневрологических интерната; 2 детских
психоневрологических интерната [53]. Согласно законодательству каждая организация социального обслуживания должна оцениваться не чаще одного раза в год, но и не реже одного раза в три года. Среди основных критериев оценки - открытость и доступность информации об учреждении; комфортность условий получения услуг; удовлетворенность качеством обслуживания в учреждении; время ожидания предоставления социальной услуги; доброжелательность, вежливость и компетентность работников организации социального обслуживания.
Независимая оценка дает возможность населению получить информацию о качестве предоставляемых социальных услуг, а организациям социального обслуживания - понять результативность своей деятельности (соответствует ли она стандартам и нормативам) и своевременно принять меры по повышению ее эффективности. А также - выявить и устранить негативные факторы, влияющие на качество предоставления услуг, стимулировать работу специалистов учреждений социального обслуживания населения. В результате проведения независимой оценки составляются рейтинги организаций, предоставляющих социальные услуги в стационаре и полустационаре, в зависимости от количества набранных баллов. На основе этих рейтингов получателям услуг легче определиться с выбором учреждения. Независимая оценка качества условий оказания услуг организациями социального обслуживания, другими словами, потребительская оценка качества социального обслуживания необходима для того, чтобы обеспечивать обратную связь, а также охарактеризовать степень удовлетворения потребностей граждан. Кроме этого, независимая оценка в определенной степени позволяет проводить контроль качества социального обслуживания, предоставляет базу для анализа и принятия управленческих решений.
Тема диссертационного исследования не становилась в научной литературе объектом самостоятельного анализа. В то же время изучались отдельные аспекты:
рассмотрение социальной квалиметрии, оценки качества и стандартизации социальных услуг (И.Ф. Албегова, Л.В. Топчий, Л.Г. Гуслякова, Е.Г. и др.);
выявление критериев оценки эффективности деятельности учреждений системы социального обслуживания населения (Л.Г. Гуслякова, Е.А. Козлова, М.Б. Лига, Ю.А. Калинина, И.В. Давыдов и др.);
изучение оценки качества оказания услуг в сфере социального обслуживания (Д.А. Бурлыкова, С.Э. Лиджи-Горяевой, Ф.Т. Малыхина, Т.М. Долговой С.А. Валиуллиной, Р.Ф. Хакимовой, Г.Р. Камашевой и др.).
В настоящее время существует потребность в теоретическом анализе независимой оценки качества условий оказания социальных услуг, а именно в стационарных учреждениях социального обслуживания. До сих пор отсутствуют специальные социологические исследования данной темы.
Объект: качество условий оказания социальных услуг в организациях социального обслуживания.
Предмет: оценка качества условий оказания социальных услуг в стационарных организациях социального обслуживания Алтайского края.
Цель работы: проведение оценки качества условий оказания социальных услуг стационарными организациями социального обслуживания и разработка рекомендаций по улучшению деятельности стационарных организаций социального обслуживания Алтайского края.
Задачи работы:
1. Осуществить анализ теоретических подходов к определению понятия и сущности независимой оценки качества условий оказания социальных услуг организациями социального обслуживания.
2. Проанализировать нормативные правовые документы по независимой оценке качества условий оказания социальных услуг организациями социального обслуживания.
3. Описать методику и разработать инструментарий проведения независимой оценки качества условий оказания социальных услуг стационарными организациями социального обслуживания Алтайского края .
4. Проанализировать результаты эмпирического исследования независимой оценки качества условий оказания социальных услуг стационарными организациями социального обслуживания Алтайского края и разработать рекомендации по улучшению деятельности стационарных организаций социального обслуживания Алтайского края.
Гипотезы исследования:
1. Вероятно, теоретической основой исследования независимой оценки качества условий оказания социальных услуг стационарными организациями социального обслуживания является теория квалиметрии.
2. Вероятно, нормативно-правовая база по независимой оценке качества условий оказания социальных услуг организациями социального обслуживания в полной мере регулирует форму её проведения.
3. По-видимому, необходимо адаптировать инструментарий с учетом психологических особенностей отдельных категорий получателей услуг.
4. Скорее всего, проанализировав результаты эмпирического исследования независимой оценки качества условий оказания социальных услуг стационарными организациями социального обслуживания Алтайского края, среди основных рекомендаций по улучшению деятельности стационарных организаций социального обслуживания Алтайского края можно выделить следующие: обновление информации об организации через Интернет- ресурсы, обеспечение обратной связи с получателем социальных услуг, улучшение доступной среды для маломобильных групп получателей.
Теоретико-методологические основы исследования. Основными теоретико-методологическими подходами в исследовании являются квалитология (А.И. Субетто и др.) и теория квалиметрии (Г.Г. Азгальдов, А.В. Гличев, В.П. Панов), так как объектом, оценивания с помощью методологического аппарата квалитологии и квалиметрии, может быть любой предмет, процесс, а также одушевленное лицо. Основной задачей квалиметрии является разработка методик оценки качества конкретного объекта, числом, характеризующим степень их соответствия предъявляемым требованиям.
Методы исследования:
- анализ литературы;
- анализ нормативно-правовых документов;
- анализ статистических данных;
- интервью получателей социальных услуг;
- экспертная оценка условий оказания услуг в стационарных организациях социального обслуживания;
- экспертная оценка информационных стендов, официальных сайтов стационарных организаций социального обслуживания в сети «Интернет»;
- контрольные звонки, электронные письма.
Эмпирическую базу исследования составили данные, полученные в рамках качественного и количественного исследования, проведенного в июле - декабре 2018 года. В исследовании приняли участие 34 стационарных организаций социального обслуживания, в том числе 22 дома-интерната для престарелых и инвалидов, 10 психоневрологических интернатов и 2 детских психоневрологических интерната. Всего было опрошено более 1500 получателей услуг.
Положения, выносимые на защиту:
1. Квалиметрический подход является теоретической базой исследования качества социального обслуживания, так как на его основе становится возможным представить его с помощью системы показателей и определить уровень качества социального обслуживания.
2. Независимая оценка условий оказания социальных услуг стационарными организациями социального обслуживания представляет собой систему, включающую группы показателей: открытость и доступность информации; комфортные и доступные условия проживания; компетентность и вежливость сотрудников интернатов; удовлетворенность качеством оказания социальных услуг.
3. Проведенный анализ результатов независимой оценки качества условий оказания социальных услуг стационарными организациями социального обслуживания Алтайского края в 2018 году позволил разработать основные рекомендации по улучшению деятельности стационарных организаций социального обслуживания Алтайского края.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования вносят вклад в развитие теоретической базы исследования качества социального обслуживания. Осуществлен анализ понятия, сущности, нормативно-правового обеспечения независимой оценки качества. Разработан инструментарий проведения независимой оценки качества условий оказания социальных услуг организациями социального обслуживания Алтайского края, с применением опросных, экспертных методов, которые позволяют оценить качество услуг в стационарных организациях социального обслуживания Алтайского края. Даны основные рекомендации по улучшению деятельности стационарных организаций социального обслуживания Алтайского края.
Апробация результатов исследования:
Основные положения и результаты магистерского исследования составили основу выступлений и докладов на научных конференциях, семинарах, советах:
1. Коллегия Главтрудсоцзащиты Алтайского края «О результатах работы по итогам проведенной в 2015 году независимой оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания населения» (4 квартал 2016);
2. Выездное заседание Общественного совета при Минтрудсоцзащиты Алтайского края «Экспертная оценка качества предоставления услуг и ознакомление с деятельностью учреждения социального обслуживания КГБСУСО «Троицкий психоневрологический интернат» (28.11.2017);
3. Государственный совет Российской Федерации «О системе независимой оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги» (04.05.2017);
4. Всероссийский социальный форум «Будущее», тема «Качество и доступность социальных услуг, независимая оценка социальных услуг», (28.02. - 02.03.2018, г. Москва);
5. Заседание Общественного совета по проведению независимой оценки качества условий оказания услуг организациями социального обслуживания при Министерстве социальной защиты Алтайского края (06.06.2018);
6. Видеоселекторное совещание о реализации Федерального закона от 05.12.2017 № 392-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы», проводимое Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с Федеральным казначейством (16.11.2018);
7. Заседание Общественного совета по проведению независимой оценки качества условий оказания услуг организациями социального обслуживания при Министерстве социальной защиты Алтайского края (12.04.2019);
8. Заседание рабочей группы по рассмотрению результатов независимой оценки качества условий оказания услуг государственными организациями социального обслуживания в 2018 году (16.04.2019);
9. Видеоселекторное совещание на тему: «Обсуждение вопросов по размещению информации о результатах независимой оценки качества условий осуществления деятельности организациями социальной сферы на официальном сайте» (12.07.2019);
10. Семинар - практикум «Независимая оценка качества условий
оказания социальных услуг: эффективность и развитие организаций социальной сферы» (12.09. - 13.09.2019, г. Москва, ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда
России);
11. 36 (октябрьская сессия) Алтайского краевого Законодательного Собрания «Публичный отчет Губернатора Алтайского края, Председателя Правительства Алтайского края Томенко Виктора Петровича о результатах независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания, которые расположены на территории Алтайского края, с 01.01.2018 по 31.12.2018»;
12. Кузеванова, А.Б. Эффективный инструмент повышения качества жизни [Электронный ресурс] // Местное самоуправление на Алтае. 2019. - № 8. - С. 34-37. - Режим доступа: https://www.altairegion22.ru/info/mass- media/line02/magazine/self-government/msu12_2019.pdf/ - Загл. с экрана (дата обращения 14.01.2020);
13. Кузеванова, А.Б. Независимая оценка качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания в Алтайском крае / А.Б. Кузеванова, О.Н. Колесникова // Социология в современном мире: наука, образование, творчество [Текст]: сборник статей. - Вып. 7 / под ред. О.Н. Колесниковой, Е.А. Попова. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2020(сборник в печати).
В целях повышения качества работы организаций социального обслуживания наряду с государственным контролем и надзором, статистическими исследованиями, профессиональными конкурсами специалистов, начиная с 2015 года дополнительно развивается независимая оценка качества оказания услуг - как одна из форм общественного контроля.
Основная задача независимой оценки - предоставление гражданам возможности влиять на качество работы организаций социального обслуживания. Для органов власти независимая оценка качества создает возможность «обратной связи» с населением для повышения уровня клиенториентированности организаций в сфере социального обслуживания.
Результаты независимой оценки качества становятся основой управленческих решений для улучшения деятельности организаций социального обслуживания, например, в части материально-технического оснащения, внедрения электронных средств связи с получателями услуг, новых форм обслуживания, обеспечения доступности социальных услуг для маломобильных групп граждан, повышения квалификации сотрудников организаций, а также мер административного характера в отношении руко-водителей и работников [42].
Система независимой оценки качества сформирована, приняты необходимые нормативные документы, определяющие стандарты и процедуры оценки:
утвержден порядок формирования органами власти общественных советов в целях проведения независимой оценки качества;
определены критерии и показатели независимой оценки качества;
предусмотрена обязанность органа власти выбирать оператора на конкурсной основе;
установлена обязательность рассмотрения органами власти результатов оценки и учета их при выработке мер по совершенствованию деятельности организаций.
Для размещения результатов независимой оценки качества создан единый специализированный информационный ресурс - www.bus.gov.ru.
Из всего вышеперечисленного сделан вывод о том, что форма проведения независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, в полной мере сформирована.
В данной работе рассмотрены теоретические подходы к определению понятия и сущности независимой оценки качества условий оказания социальных услуг организациями социального обслуживания. Подробно изучен квалиметрический подход в области оценки качества социального обслуживания. Установлено, что суть квалиметрического подхода состоит в том, что качество само по себе измерить сложно. Однако его можно разложить на более простые элементы и построить своеобразное дерево свойств. Свойства эти можно заключить в определенные числовые рамки, и после серии вычислений на выходе получить определенное число.
Подробно проанализированы нормативно-правовые основы независимой оценки качества условий оказания услуг организациями социального обслуживания в Российской Федерации и Алтайском крае. На основе изучения нормативно-правовых актов сформированная нормативно-правовая база в полной мере обеспечивает развитие независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, определение критериев эффективности работы таких организаций и введение публичных рейтингов их деятельности.
В данной работе была описана методика проведения независимой оценки на основании приказа Минтруда России от 31.05.2018 № 344н «Об утверждении единого порядка расчета показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы» и разработан инструментарий проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями социального обслуживания Алтайского края.
Также было проведено исследование, в ходе которого выявлены и проанализированы результаты независимой оценки качества условий оказания услуг организациями социального обслуживания Алтайского края в 2018 году.
Согласно анализу результатов независимой оценки и общему рейтингу организаций стационарного социального обслуживания Алтайского края сформулированы основные рекомендации по повышению качества условий оказания социальных услуг стационарными организациями социального обслуживания Алтайского края:
разместить на информационных стендах в помещениях, занимаемых организациями социального обслуживания, и на их официальных сайтах в сети «Интернет» актуальную информацию о деятельности организаций согласно нормативным правовым актам;
обеспечить функционирование дистанционных способов обратной связи (телефон, электронная почта) и повысить корпоративную культуру использования электронных средств связи;
предпринять меры по созданию условий доступности, позволяющих инвалидам получать услуги наравне с другими (оборудовать специальные санитарно-гигиенические помещения для инвалидов; дублировать для инвалидов по слуху и зрению звуковую и зрительную информацию, надписи, знаки и иную текстовую и графическую информацию знаками, выполненными рельефно¬точечным шрифтом Брайля), работникам, прошедшим необходимое обучение (инструктирование), оказывать помощь инвалидам;
оборудовать стоянку для автотранспортных средств инвалидов (согласно требованиям доступности услуг) на прилегающей к организации социального обслуживания территории;
оборудовать (создать) спортивные площадки, лечебно-производственные трудовые мастерские при организациях социального обслуживания;
продолжить мониторинг мнения граждан о качестве условий оказания услуг организацией социального обслуживания и проведение работ по устранению выявленных недостатков (при их наличии).
На основе рекомендаций по улучшению качества работы стационарных организаций социального обслуживания Алтайского края руководителями учреждений разработаны планы по устранению недостатков, выявленных в ходе независимой оценки качества условий оказания услуг организациями социального обслуживания.
Подведя итог, можно сказать о том, что в ходе исследовательской работы цель достигнута, все поставленные задачи решены.
Гипотеза о том, что теория квалиметрии является теоретической основой исследования независимой оценки качества условий оказания социальных услуг стационарными организациями социального обслуживания была подтверждена.
Гипотеза о том, что нормативно-правовая база по независимой оценке качества условий оказания социальных услуг организациями социального обслуживания в полной мере регулирует форму ее проведения, была доказана.
Гипотеза о том, что необходимо адаптировать инструментарий с учетом психологических особенностей отдельных категорий получателей услуг была подтверждена.
Гипотеза о том, что проанализировав результаты эмпирического исследования, среди основных рекомендаций по улучшению деятельности стационарных организаций социального обслуживания Алтайского края выделены: обновление информации об организации через Интернет-ресурсы, обеспечение обратной связи с получателем социальных услуг, улучшение доступной среды для маломобильных групп получателей, была подтверждена.
В ходе проведения данного исследования определен уровень удовлетворенности граждан условиями оказания социальных услуг стационарными организациями социального обслуживания Алтайского края.
Таким образом, независимая оценка это инструмент, который позволяет получить фактические данные и сформировать реальную картину качества условий оказания услуг в стационарных организациях социального обслуживания. Это дает возможность органам исполнительной власти разработать и провести управленческие решения, направленные на устранение проблем в каждом конкретном учреждении, на повышение качества жизни жителей края.
1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября
1950 г.), вступила в силу для Российской Федерации 5 мая 1998 года
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1000003045 - Загл. с. экрана (дата обращения: 11.05.2019).
2. Конвенция о правах инвалидов от 13.12.2006 - [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/2565085/. - Загл. с. экрана (дата обращения: 11.05.2019).
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.constitution.ru/. - Загл. с. экрана (дата обращения: 29.05.2019).
4. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597
«О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» [Электронный ресурс] / Правовая программа КонсультантПлюс.- Загл. с. экрана (дата обращения: 26.09.2018).
5. Указ Президента Российской Федерации от 14.11.2017 №548
«Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Правовая программа КонсультантПлюс.- Загл. с. экрана (дата обращения: 26.09.2018).
6. Указ Президента Российской Федерации от 25.04.2019 № 193
«Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Правовая программа КонсультантПлюс - Загл. с. экрана (дата обращения: 29.05.2018).
7. Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации» - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/10164504/ - Загл. с. экрана (дата обращения: 16.05.2019).
8. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах
социального обслуживания граждан в Российской Федерации» - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/70552648/ - Загл. с. экрана (дата обращения: 19.05.2019).
9. Федеральный закон от 21.07.2014 № 256-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования» [Электронный ресурс] / Правовая программа КонсультантПлюс - Загл. с. экрана (дата обращения: 26.09.2018).
10. Федеральный закон от 01.12.2014 №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» [Электронный ресурс] / Правовая программа КонсультантПлюс - Загл. с. экрана (дата обращения: 26.09.2018).
11. Федеральный закон от 05.12.2017 № 392- ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы»: // Российская газета. - 2017. - № 279. - 13 ст.
12. Постановление правительства Российской Федерации от 17.04.2018 № 457 «Об утверждении формы обязательного публичного отчета высшего должностного лица субъекта Российской федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской федерации) о результатах независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания, представляемого в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской федерации, и формы плана по устранению недостатков, выявленных в ходе независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы» [Электронный ресурс] / Правовая программа КонсультантПлюс - Загл. с. экрана (дата обращения: 27.09.2018).
13. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.05.2018 № 638 «Об утверждении правил сбора и обобщения информации о качестве условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы» [Электронный ресурс] / Правовая программа КонсультантПлюс - Загл. с. экрана (дата обращения: 27.09.2018).
14. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 28.04.2018 № 286 «Об утверждении Положения об
Общественном совете по проведению независимой оценки качества условий оказания услуг организациями социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы при Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Правовая программа КонсультантПлюс - Загл. с. экрана (дата обращения: 27.09.2018).
15. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.04.2018 № 289 «Об организации деятельности по проведению независимой оценки качества условий оказания услуг организациями социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы» [Электронный ресурс] / Правовая программа КонсультантПлюс - Загл. с. экрана (дата обращения: 26.09.2018).
16. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 23.05.2018 № 317н «Об утверждении показателей,
характеризующих общие критерии оценки качества условий оказания услуг организациями социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы» [Электронный ресурс] / Правовая программа КонсультантПлюс - Загл. с. экрана (дата обращения: 26.09.2018).
17. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31.05.2018 № 344н «Об утверждении единого порядка расчета показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы» [Электронный ресурс] / Правовая программа КонсультантПлюс - Загл. с. экрана (дата обращения: 26.09.2018).
18. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.10.2018 № 675н «Об утверждении методики выявления и обобщения мнения граждан о качестве условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы» [Электронный ресурс] / Правовая программа КонсультантПлюс - Загл. с. экрана (дата обращения: 26.11.2018).
19. Приказ Министерства финансов российской Федерации от 07.05.2019 № 66н «О составе информации о результатах независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность, условий оказания услуг организациями культуры, социального обслуживания, медицинскими организациями, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, размещаемой на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая единые требования к такой информации, и порядке ее размещения, а также требованиях к качеству, удобству и простоте поиска указанной информации» [Электронный ресурс] / Правовая программа КонсультантПлюс - Загл. с. экрана (дата обращения: 27.07.2019).
20. Закон Алтайского края от 06.11.2014 № 84-ЗС «О полномочиях органов государственной власти Алтайского края в сфере социального обслуживания граждан» - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/7366916/ - Загл. с. экрана (дата обращения: 19.05.2018).
21. Приказ Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне от 28.11.2014 №400 «О порядках предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Алтайском крае (с изменениями на: 02.08.2017)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/424033399 -
Загл. с экрана (дата обращения: 10.05.2019 г.).
22. Приказ Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне от 25.12.2014 №433 «Об утверждении стандартов социальных услуг, предоставляемых в Алтайском крае [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/423904761 - Загл. с экрана (дата обращения: 10.05.2019 г.).
23. Приказ Главного управления Алтайского края по труду и
социальной защите от 30.03.2016 № 135 «Об утверждении Плана организации проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания в Алтайском крае на 2016 - 2018 годы»
[Электронный ресурс] / Правовая программа КонсультантПлюс - Загл. с. экрана (дата обращения: 26.09.2018).
24. Приказ Министерства труда и социальной защиты Алтайского края от 22.05.2018 № 159 «Об утверждении положения об Общественном совете по проведению независимой оценки качества условий оказания услуг организациями социального обслуживания при Министерстве труда и социальной защиты Алтайского края» [Электронный ресурс] / Правовая программа КонсультантПлюс - Загл. с. экрана (дата обращения: 26.09.2018).
25. Приказ Министерства социальной защиты Алтайского края
от 22.08.2019 №27/Пр/285 «О размещении информации о результатах
независимой оценки качества условий оказания услуг организациями социального обслуживания на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно¬телекоммуникационной сети «Интернет» [Электронный ресурс] / Правовая программа КонсультантПлюс - Загл. с. экрана (дата обращения: 26.09.2018).
26. Протокол заседания совета Общественной палаты Алтайского края от
10.04.2018 № 7. [Электронный ресурс] /Сайт Общественная палата Алтайского края - Режим доступа: http://www.opaltai.ru/activity/sovet/Sovet6sostav/
ResheniyaSovetaOP6-gosostava.html - Загл. с. экрана (дата обращения: 25.09.2018).
27. Протокол заседания Общественного совета по проведению независимой оценки качества условий оказания услуг организациями социального обслуживания при Министерстве социальной защиты Алтайского края от 12.04.2019 № 1.[Электронный ресурс] /Сайт Минтрудсоцзащита Алтайского края
- Режим доступа: https://www.aksp.ru/gu/obsch/obsch_gu/nezavisim-2019/protokol- 120419.pdf - Загл. с. экрана (дата обращения: 25.09.2018).
28. ГОСТ Р 52495-2005 Социальное обслуживание населения. Термины и определения (утв. Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2005 № 532-ст)- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://znaytovar.ru/gost/2/gost_r_524982005_socialnoe_obs.html- Загл. с. экрана (дата обращения: 27.04.2019).
29. ГОСТ Р 52498-2005 Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://znaytovar.rU/gost/2/gost_r_524982005_socialnoe_obs.html - Загл. с. экрана (дата обращения: 27.04.2019).
30. Свод Правил по проектированию и строительству СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35- 01- 2001» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.normacs.info/documents/3388 - Загл. с экрана (дата обращения: 12.05.2019 г.).