ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 8
1.1. Подходы к пониманию сущности словесно-логических операций в
психолого-педагогической литературе 8
1.2 . Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного
возраста с тяжелыми нарушениями речи 14
1.3 . Особенности формирования логических операций у детей
дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи 19
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ
НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИХ ОБРАЗОВАНИЯ 26
2.1. Характеристика базы исследования и контингента детей
дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи 26
2.2. Организация, содержание и методики обследования подготовки к
формированию логических операций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе педагогического сопровождения их образования 31
2.3. Анализ результатов констатирующего этапа экспериментального
исследования, направленного на определение уровней
сформированности логических операций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи 38
ГЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ И АПРОБАЦИЯ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИХ ОБРАЗОВАНИЯ 43
3.1. Составление программы формирования логических операций у детей
дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи 43
3.2. Апробация коррекционной программы по формированию
логических операций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе педагогического сопровождения их образования 55
3.3. Методические рекомендации для педагогов и родителей по реализации программы формирования логических операций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе педагогического сопровождения их образования 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 82
Развитие логического мышления детей является важным показателем общего уровня интеллектуальной подготовки ребенка. К концу дошкольного возраста у детей формируются элементы логического мышления с опорой на понятия. Именно в старшем дошкольном возрасте родители и педагоги должны обращать внимание на формирование у детей логических приемов (операций) умственной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения строить простейшие умозаключения на основе причинно-следственных связей. Одним из требований к выпускнику, включающимся в ФГОС ДО, является наличие устойчивого познавательного интереса, проявление познавательно-исследовательской деятельности.
Отечественный учёный А. В. Запорожец в своих работах пишет, что «целью дошкольного обучения должна быть амплификация, то есть обогащение, максимальное развертывание тех ценных качеств, по отношению к которым этот возраст наиболее восприимчив» [21]. Достигнуть эту цель можно при развитии у детей дошкольного возраста логического мышления. Так вот, мышление — «процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности» [21].
Проблема исследования: Проблема настоящего исследования заключается в том, что развитие словесно-логического мышления у детей с тяжелыми нарушениями речи не соответствует возрастным нормам.
Актуальность выбранной темы ВКР определяется:
- увеличением категории детей с нарушениями речи разной степени выраженности;
- недостаточной подготовкой мышления дошкольников к
усвоению новых знаний;
- поиск новых путей, методов и форм организации процесса воспитания детей в дошкольных учреждениях.
Степень ее разработанности, место и значение в науке и практике: Исследования в области формирования логических операций у детей дошкольного возраста отражены в: трудах ученых в области психологии (Л. С. Выготский, П. Я., Гальперин, А. З. Зак, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, Н. Н. Поддьяков, и др.); работах ученых-педагогов (Н. К. Крупской, П. Ф. Лесгафта, А. С. Макаренко, К. Д Ушинского, Ф. В. Фребеля); в трудах и практического опыта педагогов (А. В. Белошистой, В. В. Воскобовича, Е. В. Колесниковой, Б. П. Никитина, М. Фидлер, и др.); результаты исследований развития логических приемов мышления старших дошкольников, представлены в работах (Х. М. Веклеровой, В. В. Даниловой, З. А. Михайловой, Т. Д. Рихтерман, Л. М. Фридман и др.).
Изучая научную литературу, можно прийти к выводу о недостаточной освещенности проблемы развития логических операций у зарубежных и отечественных исследователей.
Объект исследования - логические операции у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Предмет исследования - процесс повышения уровня сформированности логических операций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе педагогического сопровождения их образования.
Цель исследования - изучить сформированность логических операций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе педагогического сопровождения их образования, составление программы по формированию логических операций у детей дошкольного возраста и определить её эффективность.
Задачи исследования:
1. Подбор и анализ источников педагогической литературы по проблеме формирования логических операций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе педагогического сопровождения их образования.
2. Обосновать применение методик для исследования особенностей формирования логических операций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе педагогического сопровождения их образования.
3. Составить программу по формированию логических операций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе педагогического сопровождения их образования и методические рекомендации педагогам и родителям по реализации программы.
Гипотеза исследования: повышение уровня сформированности логических операций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи будет эффективна в процессе их педагогического сопровождения, если будет составлена программа по повышению уровня.
Методы исследования:
- теоретические: анализ, синтез, обобщение психолого-
педагогической литературы;
- эмпирические: опытно-поисковая работа (констатирующий,
формирующий и контрольный этап); диагностика уровня развития логического мышления старших дошкольников (качественный и количественный анализ).
- практические: серия методик «Последовательность событий» А.Н. Бернштейна, Методика «Складывание разрезных картинок» Н.Я. Семаго, М. М. Семаго, Методика «Нелепицы» Р. С. Немов, Методика «Классификация предметов».
Практическая значимость: представляется в разработке и апробации работы, направленной на формирование логических операций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе педагогического сопровождения их образования. Представленный в работе методический материал будет полезен воспитателям дошкольных образовательных организаций, ведущих педагогическую работу в группах детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа содержит: введение, 3 главы, заключение, список источников и литературы и приложение.
Проблема исследования: Проблема настоящего исследования заключается в том, что развитие словестно-логического мышления у детей с тяжелыми нарушениями речи не соответствует возрастным нормам.
Актуальность выбранной темы ВКР определяется:
- увеличением категории детей с нарушениями речи разной степени выраженности;
- недостаточной подготовкой мышления дошкольников к усвоению новых знаний;
- поиск новых путей, методов и форм организации процесса воспитания детей в дошкольных учреждениях.
Степень ее разработанности, место и значение в науке и практике: Исследования в области формирования логических операций у детей дошкольного возраста отражены в: трудах ученых в области психологии (Л. С. Выготский, П. Я., Гальперин, А. З. Зак, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, Н. Н. Поддьяков, и др.); работах ученых-педагогов (Н. К. Крупской, П. Ф. Лесгафта, А. С. Макаренко, К. Д Ушинского, Ф. В. Фребеля); в трудах и практического опыта педагогов (А. В. Белошистой, В. В. Воскобовича, Е. В. Колесниковой, Б. П. Никитина, М. Фидлер, и др.); результаты исследований развития логических приемов мышления старших дошкольников, представлены в работах (Х. М. Веклеровой, В. В. Даниловой, З. А. Михайловой, Т. Д. Рихтерман, Л. М. Фридман и др.).
Для решения поставленных задачи исследования:
1. подобраны и проанализированы источники педагогической литературы по проблеме формирования логических операций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе педагогического сопровождения их образования;
2. обоснованы применение методик для исследования особенностей формирования логических операций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе педагогического сопровождения их образования;
3. составлена программа по формированию логических операций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе педагогического сопровождения их образования и методические рекомендации педагогам и родителям по реализации программы.
Рассмотрен терминологический аппарат. А также рассмотрены современные методы в формировании логических знаний и умений дошкольников, такие как: как: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение и конкретизация Логическое мышление - это сложно структурированный процесс.
В философии, психологии и педагогике различают такие виды мышления как: наглядно - действенное; наглядно - образное; словесно - логическое.
На основе образного формируется логическое мышление и является высшей стадией развития детского мышления. Полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и суммарных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах, поэтому достижение этой стадии - сложный и длительный процесс.
Представлена психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи:
• мышление, память, восприятие, речь у детей с тяжелыми речевыми нарушениями снижены, что хорошо заметно на уровне осознанности и произвольности;
• методы обобщения, исключения и абстрагирования детей с речевыми нарушениями вызывают определенные трудности;
• повышенная раздражительность, зависимость от окружающих, снижение наблюдательности, низкая мотивация, закрытость, отрицание, склонность к стихийному поведению, нерешительность, враждебность.
Рассмотрены особенности формирования логических операций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Специфические особенности мышления у детей с нарушением речи, как отмечают исследователи, связано с другими сторонами психического развития у детей [30]. Коррекционная помощь является неотъемлемой частью в развитие детей, которая позволяет овладеть анализом и синтезом, сравнением и обобщением, сформированными предпосылками словесно-логического мышления для овладения мыслительными операциями доступными их возрасту. При формально сохранном интеллекте у детей с нарушениями речи наблюдается своеобразное дисгармоничное отставание психического развития, что ведет к выраженным трудностям в обучении.
Исследование по формированию логических операций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи проводилось на базе БМА ДОУ «Детский сад № 5» «Жемчужина». В эксперименте принимали участие дети старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи, которым по заключениям ПМПК рекомендовано АООП для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.
Определены уровни сформированности логических операций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи на констатирующем этапе экспериментального исследования, которое проводилось с использованием методик: Методика «Последовательность событий» А. Н. Бернштейна, Методика «Складывание разрезных картинок» Н. Я. Семаго, М. М. Семаго, Методика «Нелепицы» Р.С. Немов, Методика «Классификация предметов» [15;20; 46; 47].
Представлены результаты констатирующего этапа экспериментального исследования по методикам: А. Н. Бернштейн «Последовательность событий»; Р. С. Немов «Нелепицы»; Н. Я. Семаго, М. М. Семаго «Складывание разрезных картинок», «Классификация предметов». Полученные данные в ходе констатирующего этапа эксперимента подтверждают необходимость составления и реализации коррекционной программы по формированию логических операций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Составлена программа по формированию логических операций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Программа составлена, исходя из анализа результатов констатирующего этапа экспериментального исследования на начало года. При разработке программы мы стремились к тому, чтобы каждое занятие с детьми содержало задания, которые соответствовали изучаемой лексической теме. Каждое задание было построено с соблюдением психолого-педагогических условий формирования логических операций: учитывались как индивидуальные, так и возрастные особенности детей дошкольного возраста, закономерность процесса усвоения знаний, а так же реализация системно - деятельностного и личностно-ориентированного подхода к формированию логических операций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями.
Это способствует лучшему пониманию и усвоению материала. Каждое задание, носит определенную смысловую нагрузку, то есть направлено на формирование логических операций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе педагогического сопровождения их образования.
Анализ результатов апробации коррекционно-развивающей программы формирования логических операций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, доказывает эффективность данной программы. Анализ результатов диагностических мероприятий и промежуточного мониторинга проделанной работы позволяет нам говорить, что после частичной апробации коррекционной программы наблюдаются тенденция к улучшению уровня формирования логических операций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
На выявление уровням сформированности логических операций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе педагогического сопровождения и дальнейший промежуточный мониторинг результатов наиболее понятными стали методики «Классификация предметов» и «Складывание разрезных картинок». Именно эти методики показали наиболее высокий результат.
На основании представленной программы по формированию логических операций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, были составлены рекомендации для педагогов и родителей, с указанием средств, методов и условий.
1. Абдильдин Ж.М. Диалектическая логика. Алма-Ата, 1986. 400 с.
2. Абишев К., Абишева А.К. Философия (учебник для студентов, магистрантов и докторантов высших учебных заведений). Алматы, 2015. 520 с.
3. Белошистая А. В. Развитие логического мышления у
дошкольников. М., 2013. 296 с.
4. Бехтерева Н. П. Здоровый и больной мозг человека. М., 2010. 400 с.
5. Блонский П. П. Память и мышление. СПб., Питер, 2011. 364 с.
6. Божедонова А. П., Леверьева А. Н. Развитие логического мышления старших дошкольников посредством робототехники. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7razvitie-logicheskogo-myshleniya-starshih-doshkolnikov-posredstvom-robototehniki(дата обращения: 30.11.2021).
7. Бортникова Е. Ф. Развиваем внимание и логическое мышление. Екатеринбург , 2010. 320 с.
8. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М., 1998.685с.
9. Вопросы современной педагогики и психологии: свежий взгляд и новые решения / Сборник научных трудов по итогам международной научно - практической конференции. Екатеринбург, 2015. № 2 108 с.
10. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 5. Основы дефектологии / под ред. Т. А. Власовой. М., 1983. 368 с.
11. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. М., 2018. 224 с.
12. Выготский Л. С. Мышление и речь М., 2016. 368 с.
13. Гилева Д. В., Круглова С.В. Развитие логических операций мышления у детей дошкольного возраста // Материалы VII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум».URL:https://scienceforum.ru/2015/article/2015008393(дата обращения: 29.05.2020)
14. Гиппенрейтер Ю. Б. Психология мышления. М., 2008. 644 с.
15. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. М., 2000. 184 с.
16. Гуткина Н. И. Научная школа Лидии Ильиничны Божович:история и современность // Культурно-историческая психология. 2008. Том 4. № 4. С. 18-33. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=11751528(дата обращения: 29.05.2020).
17. Дейниченко Л. Б. Особенности развития форм и функций речи старших дошкольников в различных видах их деятельности. М., 2013. 241с.
18. Ерахтин А. В. Проблемы мышления и сознания в философии и научном познании. Иваново, 1990. 94 с.
19. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990. 239 с.
20. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Методические рекомендации к пособию "Практический материал для проведения психолого¬педагогического обследования детей". М., 2003. 32 с.
21. Запорожец А. В. Развитие логического мышления у детей в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М.-Л., 1958. 91 с.
22. Земцова О. Н. Развиваем мышление. М., 2012. 272 с.
23. Еманова С. В. Педагогика и психология раннего и дошкольного возраста. Курган, 2021. 142 с.
24. Калмыкова З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М., 2011. 432 с.
25. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2006. 320 с.
26. Коломинский Я. Л., Панько, Е. А., Игумнов, С. А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. Питер, 2004. 480 с.
27. Котова А. Ю. Рассуждая логически. М., 2001. 126 с.
28. Кригер Е. Э. Педагогические условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Барнаул, 2000. С.32- 35.
29. Кусова М. Л. Использование логических операций в процессе подготовки детей дошкольного возраста к обучению грамоте // Ученые записки забайкальского государственного университета. 2016. Т. 11. № 6. С. 130-137. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=28363424(дата обращения: 08.11.2021).
30. Лауткина С.В. Логопсихология. Витебск, 2007. 150 с.
31. Леонтьев, А. Н. Психологические основы дошкольной игры. М.,
2012. 450 с.
32. Лихачева, Е. Н. Причинно-следственный аспект вопроса
особенностей индивидуальных различий детей. // Фундаментальные
исследования. 2013. № 11-7. С. 1454 - 1458.
33. Логические блоки Дьенеша как средство развития математических представлений дошкольников. URL:https ://infourok.ru/statya-na-temu-logicheskie-bloki-denesha-kak-sredstvo- 75 razvitiya-atematicheskih-predstavleniy-doshkolnikov-887391.html(дата обращения: 21.06.2018).
34. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М., 2009. 384 с
35. Лурия А. Р. Речь и мышление. М., 2004. 164 с.
36. Люблинская A. A. О некоторых особенностях развития логического мышления у детей // Дошкольное воспитание. 1960. № . С.40 -47.
37. Любченко И. И. Логическое мышление как неотъемлемый аспект развития ребенка в современном обществе // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. 2014. № 1. С. 59-62.
38. Марцинковская Т. Д. Детская практическая психология: учебник. М., 2000. 255 с.
39. Мартыненко И. В. Развитие мышления у детей подготовительной группы дошкольного образовательного учреждения // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2016. № 49-1. С. 55-60.
40. Мельниченко Я. И. Использование блоков Дьенеша для развития логических операций мышления детьми старшего дошкольного возраста // Новое слово в науке: перспективы развития: материалы XI Междунар. науч.- практ. конф. Чебоксары, 2017. С. 77-79.
41. Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами. Питер, 2014. 121 с.
42. Микляева Н. В. Дошкольная педагогика. Теория воспитания: учеб. пособие для студ. учрежд. высш. проф. образования. М., 2013. 208 с.
43. Михайлова З. А. Логико-математическое развитие дошкольников М., 2016. 128 с.
44. Михайлова, З. А. Математика - это интересно. Игровые ситуации для детей дошкольного возраста. Диагностика освоенности математических представлений: Методическое пособие для педагогов ДОУ. СПб., 2006. 113 с.
45. Мясникова, Е. К. Дидактическая игра как средство развития речевой деятельности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Молодой ученый. 2020. № 3 (293). С. 444-446. URL: https://moluch.ru/archive/293/66294/(дата обращения:16.06.2020).
46. Немов Р. С. Психология : учеб. для студ. Высш. Пед. учеб. заведений: В 3 кн. 4-е изд., Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами психологической статистики. М., 2002 640 с.
47. Немов Р. С. Общая психология. Воображение и мышление М., 2016. 226 с.
48. Новикова О. Н. Логическое мышление старших дошкольников // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. 2016. № 3. С. 148 - 149.
49. Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда: метод. реком.. М., 2013. 120 с.
50. Носова Е. А. Логико-математическое развитие дошкольников. СПб., 2013. 434 с.
51. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р. Е. Левиной М., 1968. 366 с.
52. Перетягина Н. Н. Инновационные технологии обучения и развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Красноярск,
2012. 180 с.
53. Поддьяков А. Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М., 2016. 304 с.
54. Примерная адаптированная основная образовательная
программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. / под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. СПб., 2014. 386 с. URL:
https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/01/20/lopatina.pdf (дата обращения 18,11,2021)
55. Рабочая программа учителя-дефектолога URL:
https:// 5ber.tvoysadik.ru/ org-info/education-annotation?id=166 (дата обращения 06.06.2020)
56. Ракитов А. И. Принципы научного мышления. М.,1975. 143 с.
57. Развитие креативно-интеллектуального творчества у
дошкольников с помощью логических игр головоломок. URL: http://www.secreti.info/23-2p.html(дата обращения: 26.06.19).
58. Савина Е.А. Введение в психологию. Курс лекций. М, 1998.
252 с.
59. Сеченов И. М. Рефлексы головного мозга. Попытка свести способ происхождения психических явлений на физиологические основы. М,. 2015. 352 с.
60. Сокольникова Н. М. Формирование мыслительных процессов у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в
процессе организации интеллектуально-математических игр // Образование и воспитание. 2018. № 5 (20). С. 20-22. URL:
https://moluch.ru/th/4/archive/108/3632/ (дата обращения: 26.06.19)
61. Спиридонов В. Ф. Психология мышления. Решение задач и проблем М., 2006. 244 с.
62. Стожарова М. Ю. Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в математической деятельности М.,
2013. 128 с.
63. Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: кн. для педагога-дефектолога. М., 2016. 180 с.
64. Студенческая библиотека онлайн. URL:
https://studbooks.net/720598/psihologiya/opredelenie_ponyatiya_myshleniya(дата обращения 10.06.2018).
65. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.,1998. 288 с.
66. Тихомиров О. Психология мышления. М., 2008. 236 с.
67. Тихомирова Л. Ф. Развитие логического мышления детей. Ярославль, 2007. 96 с.
68. Урунтаева Г.А. Детская психология: учебник для студ. Сред. Учеб. Заведений - 8-е изд. М., 2010. 368 с.
69. Ушинский К.Д. Сочинения. М., 2007. т.8. С.207.
70. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. URL:https://fgos.ru/fgos/fgos-do(Дата обращения 10.06.2018)
71. Хуцишвили Г. Ш. Генезис структуры теоретического мышления : автореферат дис. доктора философских наук. Киев, 1990. 31 с.
72. Шведова Л. Развитие логического мышления и интеллекта. М.,
2013 352 с.
73. Электронная библиотека Института философии РАН. URL:https://iphlib.ru/library(Дата обращения 10.06.2018)
74. Эльконин Д. Б. Психология игры // - 2-е изд. М., 1999. 300 с.
75. Эльконин Б. Д. Опосредованние. Действие. Развитие. М., 2010. 280 с.
76. Ярошевский М. Г. История психологии от античности до середины XX в. М., 1996. 416с.