Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Совершенствование самооценки личности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в групповой форме работы специального психолога

Работа №93928

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы156
Год сдачи2022
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
162
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ
ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 8
1.1 Самооценка как психологический феномен в структуре личности 8
1.2. Особенности самооценки детей в младшем школьном возрасте с
задержкой психического развития 14
1.3. Подходы к диагностике и коррекции самооценки детей младшего
школьного возраста с задержкой психического развития 18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 23
2.1. Характеристика психодиагностической процедуры изучения
самооценки личности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 23
2.2. Описание экспериментального изучения самооценки детей
младшего школьного возраста с задержкой психического развития 27
2.3. Анализ результатов экспериментального изучения самооценки
личности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 29
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 41
3.1. Групповая форма работы специального психолога по совершенствованию самооценки личности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 41
3.2. Коррекционно-развивающая программа по формированию адекватной самооценки личности детей младшего школьного возраста
с задержкой психического развития 48
3.3. Апробация программы и предварительный анализ ее
результатов 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 135
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 153
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 154


Важным фактором, влияющим на поведение индивида, является его самооценка. Самооценка - это необходимый компонент развития самосознания, т. е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе [8].
Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций на основе индивидной организации возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др.), субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты - способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация индивидной организации, в наибольшей степени, выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые психические функции, точнее, новые уровни, которым благодаря усвоению речи становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни [15].
В возрастной и педагогической психологии младший школьный возраст занимает особое место: в этом возрасте осваивается учебная деятельность, формируется произвольность психических функций, возникают рефлексия, самоконтроль, а действия начинают соотноситься с внутренним планом [40].
Изучением детской самооценки занимались многие исследователи: Л. И. Божович, Е. Е. Кравцова, Э. Эриксон, А. Л. Венгер, Н. И. Гуткина и др. Младший школьный возраст, согласно их исследованиям, - это самый ответственный этап школьного детства. Воспитательная деятельность является одним из важнейших факторов, влияющих на формирование самооценки у детей младшего школьного возраста, поэтому учителя должны понимать психологические особенности обучающихся и учитывать в учебном процессе личностные особенности самооценки, проводить личностные и результативные воспитательные работы [2].
Начальным периодом осознания детьми самых себя, а также своих потребностей и мотивов в мире человеческих отношений является младший школьный возраст. Дети, вступая в этот возраст, начинают постепенно осознавать факт собственного существования. Тем самым, в данный период времени крайне необходимо сформировать основы для развития у ребенка дифференцированной адекватной самооценки.
Стоит сказать, что у детей с задержкой психического развития самооценка своеобразна и больше, чем у обычных детей зависима от мнения окружающих людей. Это связано с нарушениями в личностном и познавательном развитии, а также с наличием негативного влияния социальных факторов. Согласно исследованиям Л. И. Божович, формирование самооценки обучающихся с задержкой психического развития сильно отстает от нормы, отличается нерасчлененностью, упрощенностью, противоречивостью, неустойчивостью [2].
В российской и зарубежной психологической литературе значительное внимание было уделено самооценке. Вопросы, которые касаются онтогенеза самооценки, ее функций и структуры, а также возможностей ее направленного формирования активно изучаются в научных трудах М. И. Лисиной, И. С. Кона, Л. И. Божович, К. Роджерса, Э. Эриксона, A. И. Липкиной и др.[21].
В современной психологической литературе исследованию закономерностей формирования у детей самооценки было посвящено множество научных трудов следующих исследователей: Т. Ю. Андрющенко, Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, О. А. Белобрыкиной, А. В. Захаровой, B. А. Горбачевой, М. И. Лисиной, В. С. Мухиной, Г. И. Катрич, А. И. Липкиной, Л. И. Уманец, В. М. Слуцкий, Е. И. Савонько и др. [2].
Эта проблема применительно к детям с задержкой психического развития является еще более актуальной, так как специфика обуславливает последующее психическое развитие таких детей и их поведение в социуме.
Актуальность данной работы обусловлено тем, что происходит рост числа детей с задержкой психического развития, что говорит о необходимости оптимизации процесса социализации этой категории детей в обществе и о необходимости изыскания оптимальных методов коррекции их личностной сферы.
Цель исследования - изучение и совершенствование самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Объект исследования - самооценка обучающихся с задержкой психического развития в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования - составление и частичная апробация коррекционно-развивающей программы по формированию адекватной самооценки личности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1. Провести анализ педагогических и психологических литературных источников по вопросам формирования самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
2. Определить эффективные методики психологической диагностики у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития уровня сформированности самооценки.
3. Изучить проявления самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в экспериментальных условиях.
4. Разработать и отчасти апробировать коррекционно-развивающую программу, направленную на повышение самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
5. Определить эффективность разработанной программы, направленной на повышение самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В целях максимально развернутого изучения этого феномена в ходе выпускной квалификационной работы был осуществлен психолого-педагогический анализ литературных источников по проблеме адекватности самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Выделены особенности формирования самооценки, изучены основные понятия, а также был охарактеризован диагностический инструментарий по исследованию самооценки у обучающихся. Было осуществлено изучение адекватности самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в экспериментальных условиях. Участниками исследования стали десять детей. На основе результатов, полученных в ходе констатирующего этапа эксперимента, можно сказать, что у испытуемых была или завышенная оценка собственных личностных качеств, или же заниженная оценка самих себя как учащихся, а это не является показателем адекватности самооценки этих детей, а также не соответствует объективной реальности. Дети в соответствии с реальностью не в состоянии оценить собственные качества и собственные возможности. Необходимо назвать основные особенности самооценки этих испытуемых:
• преобладание у детей младшего школьного возраста неадекватно завышенного уровня самооценки;
• низкая, или, напротив, неадекватно завышенная оценка собственных интеллектуальных возможностей;
• высокая оценка своих личностных и физических качеств.
Выявленные сложности в формировании самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития поспособствовали разработке коррекционной программы, которая ориентирована на совершенствование у них адекватности самооценки с практическим использованием некоторых элементов психотерапевтических технологий.
В ходе апробации этой коррекционной программы приняли свое участие десять детей младшего школьного возраста из общей выборки. В групповой форме проводилась работа по совершенствованию у детей самооценки. Промежуточный мониторинг уровня самооценки был произведен после частичной апробации этой программы. Полученные результаты подтвердили, что самооценка испытуемых с ЗПР продвигается в сторону адекватных форм своего проявления, тем самым, можно сказать, что частичная апробация этой программы является эффективной.
В связи с тем, что апробация этой программы только частична, был разработан ряд методических рекомендаций для родителей детей младшего школьного возраста, для психологов и педагогов специализированных учебных заведений. Наилучший результат возможен в случае их последующей реализации.
В целом, комплексная и правильная коррекционная работа имеет большое значение, потому что проблема формирования у детей младшего школьного возраста с ЗПР самооценки, является очень актуальной, ведь развитие личности ребенка во многом от нее зависит.
Цели и задачи, которые были заявлены в этой работе - выполнены.



1. Аметова, Л. А. Формирование арт-терапевтической культуры младших школьников. «Сам себе арттерапевт» / Л. А. Аметова. - М. : Московский государственный открытый педагогический университет, 2003. - 115 с.
2. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. - 1968. - 410 с.
3. Аспер, К. Психология нарциссической личности. Внутренний ребёнок и самооценка / К. Аспер. - М. : Добросвет, 2015. - 366 с.
4. Баймухаметова, В. Р. Использование методов арттерапии на формирование адекватной самооценки младших школьников / В. Р. Баймухаметова, Е. В. Николаев // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 43. - С. 327-332.
5. Бачина, О. В. Основы специальной психологии и коррекционной педагогики : пособие для учителей / О. В. Бачина, Н. Н. Иванова. - Тамбов : ТГУ им. Г.Р. Державина, 2014. - 126 с.
6. Белопольская, Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития / Н. Л. Белопольская. - М. : Издательство УРАО, 2015. - 147 с.
7. Богданова, О. С. Методика воспитательной работы в начальных классах / О. С. Богданова, В. И. Петрова. - М. : Академия, 2003. - 275 с.
8. Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития : учебное пособие / Л. Н. Блинова. - М. : Издательство НЦ ЭНАС, 2015. - 136 с.
9. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности. Хрестоматия / Л. И. Божович ; под ред. Д. И. Фельдштейна. - М. : Издательство «Институт практической психологии» ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1997. - 352 с.
10. Божович, Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л. И. Божович. - М. : Просвещение, 1979. - 154 с.
11. Бреслаев, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения / Г. М. Бреслаев. - М. : АСТ, 2005. - 263 с.
12. Бурменская, Г. В. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей / Г. В. Бурменская, О. А. Карабанова,
А. Г. Лидерс. - М. : Издательство МГУ, 1990. - 136 с.
13. Валлон, А. Психическое развитие ребенка / А. Валлон. - М. : Просвещение, 2017. - 190 с.
14. Вачков, И. В. Групповые методы в работе школьного психолога : учебно-методическое пособие / И. В. Вачков. - М. : Ось-89, 2002. - 224 с.
15. Веракса, А. Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет / А. Н. Веракса. - М. : Мозаика-Синтез, 2019. - 128 с.
16. Виноградова, Н. Ф. Контроль и оценка в начальной школе / Н. Ф. Виноградова, - М. : Просвещеник, 2016. - 212 с.
17. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - М. : Просвещение, 1973. - 176 с.
18. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. - М. : Союз, 2014. - 356 с.
19. Галкина, Т. В. Самооценка как процесс решения задач: системный подход / Т. В. Галкина. - М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. - 399 с.
20. Грибанова, Г. В. Психологическая характеристика личности подростка с задержкой психического развития / Г. В. Грибанова. М. : Академия, - 1986. 13 с.
21. Дубровина, И. В. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия : учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / И. В. Дубровина. - М. : Академия, 2009. - 560 с.
22. Долгова, В. И. Исследование влияния самооценки на ситуативную тревожность младших школьников / В. И. Долгова. - М. : Речь, 2015. - 450 с.
23. Дудковская, О. А. Особенности самооценки детей с легкой степенью умственной отсталости младшего школьного возраста / О. А. Дудковская, Н. Н. Шельшакова. - М. : Речь, 2015. - 324 с.
24. Захарова, А. В. Генезис самооценки / А. В. Захарова. - Тула : Издательство Тульского Государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого, 1998. - 135 с.
25. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Игры в сказкотерапии /
Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко. - СПб. : Речь, 2006. - 208 с.
26. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии /
Т. Д. Занкевич-Евстигнеева. - СПб. : Речь, 2000. - 310 с.
27. Зоткина, Е. А. Специальная психология : учебно-методический комплекс / Е. А. Зоткина. - Самара : Издательство «Универс-групп», 2017. - 212 с.
28. Корню, О. Карл Маркс и Фридрих Энгельс: жизнь и деятельность / О. Корню. - М. : Издательство иностранной литературы, 2017. - 112 с.
29. Коротенко, И. В. Особенности личностной дезадаптации у первоклассников с задержкой психического развития / И. В. Коротенко. - Н. Новгород, 2015. - 206 с.
30. Костенкова, Ю. А. Дети с задержкой психического развития / Ю. А. Костенкова, Р. Д. Триггер, С. Г. Шевченко. - М. : Школьная Пресса, 2014. - 64 с.
31. Лаврух, Н. А. Особенности формирования и коррекции самооценки младших школьников с ограниченными возможностями здоровья / Н. А. Лаврух. - М. : Речь, 2012. - 137 с.
32. Лебедева, П. Д. Коррекционная логопедическая работа со школьниками с задержкой психического развития : пособие для учителей и логопедов / П. Д. Лебедева. - СПб. : КАРО, 2014. - 176 с.
33. Лебединский, В. В. Нарушение психического развития в детском возрасте : учебное пособие / В. В. Лебединский. - М. : Академия, 2013. - 144 с.
34. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность /
A. Н. Леонтьев. - М. : Смысл, Академия, 2005. - 352 с.
35. Лубовский, В. И. Специальная психология / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева ; под ред. В. И. Лубовского. - М. : Изд. центр «Академия», 2005. - 464 с.
36. Малашихина, И. А. Специальная психология / И. А. Малашихина, Н. В. Черепкова. - Ставрополь: СГУ, 2010. - 87 с.
37. Мамайчук, И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии / И. И. Мамайчук. - СПб. : Речь, 2003. - 400 с.
38. Манухина, Я. А. Особенности проявления феномена я- концепции у детей с задержкой психического развития как условие учебной адаптации / Я. А. Манухина. - СПб. : Ленинградский государственный униврситет им. Пушкина, 2014. - С. 32-36.
39. Маслова, Е. А. Психологическая природа самооценки /
Е. А. Маслова. - М. : Феникс, 2010. - 180 с.
40. Минскин, Е. М. От игры к знаниям : пособие для учителя /
Е. М. Минскин. - М. : Просвещение, 1987. - 145 с.
41. Молчанова, О. Н. Самооценка. Теоретические проблемы и эмпирические исследования : учебное пособие / О. Н. Молчанова. - М. : Флинта, 2010. - 255 с.
42. Намаканов, Б. А. Исследование формирования сознания в дошкольном возрасте / Б. А. Намаканов, А. А. Токарев, Ю. А. Добровольский. - СПб. : Питер, 2012. - 246 с.
43. Никишина, В. Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития : пособие для психологов и педагогов /
B. Б. Никишина. - М. : Владос, 2003. - 128 с.
44. Никуленко, Т. Г. Коррекционная педагогика : учебное пособие для вузов / Т. Г. Никуленко. - М. : Феникс, 2016. - 382 с.
45. Липкина, А. И. Самооценка школьника / А. И. Липкина. - М. :
Просвещение, 1999. - 382 с.
46. Лубовский, В. И. Специальная психология : учебное пособие / В. И. Лубовский - М. : Академия, 2015. - 464 с.
47. Овчарова, Р. В. Справочная книга социального педагога / Р. В. Овчарова - М. : ТЦ «Сфера», 2011. - 524 с.
48. Панфилова, М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры : практическое пособие для психологов, педагогов и родителей / М. А. Панфилова. - М. : ГНОМиД, 2001. - 160 с.
49. Панфилова, М. А. Такие разные кактусы : дополнения к графическим методикам / М. А. Панфилова // Школьный психолог. - 1998. - №43. - С. 8-9. 56.
50. Папшева, Л. В. Арт-терапевтические методы и техники в социально-психологическом тренинге /Л. В. Папшева // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. - 2012. - № 3. - С. 41-43.
51. Прохоренко, Л. И. Психологические особенности проявления самооценки у младших школьников с задержкой психического развития / Л. И. Прохоренко. - М. : Научно-исследовательские публикации, 2014. - 210 с.
52. Психогимнастика в тренинге / Н. Ю. Хрящева [и др.] ; под ред. Н. Ю. Хрящевой. - СПб. : Речь, 2000. - 256 с.
53. Реан, А. А. Психология изучения личности : учеб. пособие / А. А. Реан. - СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 1999. - 288 с.
54. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога : учебное пособие / Е. И. Рогов. - М. : ВЛАДОС, 2010. - 529 с.
55. Романюта, В. Н. Ты и твои друзья. Учим детей общаться : методичкское пособие для учит. нач. школы, психологов, воспитателей и родителей / В. Н. Романюта. - М. : АРКТИ, 2004. - 64 с.
56. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии /
С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2002. - 720 с.
57. Савонько, Е. И. Возрастные особенности соотношения ориентации на самооценку и на оценку другими людьми / Е. И. Савонько ; под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной ; Науч.-исслед. ин-т общ. и пед. психологии АПН СССР. - М. : Педагогика, 1972. - 111 с.
58. Скотарева, Е. М. Психолого-педагогическая коррекция:
теоретико- методический аспект: учебное пособие для студентов
психологических специальностей / Е. М. Скотарева. - Саратов : Юрайт, 2015. - 173 с.
59. Смирнова, С. И. Динамика развития самооценки у младших
школьников с задержкой психического развития / С. И. Смирнова // Актуальные проблемы профессиональной подготовки студентов: от
теоретических исследований до инноваций: Материалы 5-й межвузовской межрегиональной научно-методической конференции. - Киров: Издательство Кировского филиала МГЭИ, 2017. - 258 с.
60. Смирнова, С. И. Изучение взаимосвязи самооценки с некоторыми личностными качествами у младших школьников с задержкой психического развития / С. И. Смирнова. - Киров : Издательство Кировского филиала МГЭИ, 2018. - 236 с.
61. Смирнова, С. И. Особенности проявления самооценки у младших школьников с задержкой психического развития / С. И. Смирнова. - Киров : ВятГГУ, 2017. - 146 с.
62. Соколова, Е. В. Психология детей с задержкой психического развития / Е. В. Соколова. - М. : ТЦ Сфера, 2019. - 320 с.
63. Стребелева, Е. А. Специальная дошкольная педагогика / Е. А. Стребелева, - М. : Академия, 2012. - 312 с.
64. Степина, О. С. Диагностика и коррекция коммуникативной компетентности у младших школьников с задержкой психического развития на основе учебного взаимодействия / О. С. Степина. - Екатеринбург, 2009. - 176 с.
65. Стукань, А. Е. Внешние факторы формирования и развития самооценки в младшем школьном возрасте / А. Е. Стукань // Современное образование в России и за рубежом: теория, методика и практика : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. / сост. О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - С. 134 - 137.
66. Тихомирова, Е. И. Социальная педагогика. Самореализация школьников в коллективе / Е. И. Тихомирова. - М. : Академия, 2005. - 144 с
67. Триггер, Р. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития / Р. Д. Тригер. - СПб. : Питер, 2008. - 192 с.
68. Ульенкова, У. В. Дети с задержкой психического развития / У. В. Ульенкова. - М. : Просвещение, 2000. - 294 с.
69. Фопель, К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения / К. Фопель. - М. : Генезис, 2002. - 240 с.
70. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / О. В. Хухлаева. - М.: Академия, 2001. - 208 с.
71. Хухлаева, О. В. Лесенка радости. Коррекция негативных личностных отклонений в дошкольном и младшем школьном возрасте: методическое пособие для психологов детского сада и начальной школы / О. В. Хухлаева. - М. : Совершенство, 1998. - 80 с.
72. Хухлаева, О. В. Тропинка к своему Я : уроки психологии в начальной школе (1-4) / О. В. Хухлаева. - М. : Генезис, 2006. - 304 с.
73. Цукерман, Г. А. Развитие учебной самостоятельности / Г. А. Цукерман. - М. : ОИРО, 2010. - 432 с.
74. Фрейд, А. Теория и практика детского психоанализа / А. Фрейд. - М. : 000 Апрель Пресс ; ЭКСМО-Пресс, 1999. — 384 с.
75. Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. - М. : Академия, 2006. - 384 с.
76. Яковлева, М. В. Психолого-педагогическая коррекция самооценки младших школьников / М. В. Яковлева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 10. - С. 151-155.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ