Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Определение взаимосвязи уровня социального интеллекта и акцентуаций характера у детей подросткового возраста с задержкой психического развития в процессе психолого - педагогического сопровождения их образования

Работа №93927

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы82
Год сдачи2022
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
167
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ ТИПА АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА 9
1.1. Социальный интеллект как психологический феномен 9
1.2. Механизмы возникновения акцентуаций характера при задержке
психического развития 16
1.3. Особенности социального развития у детей подросткового возраста
с акцентуациями характера и задержкой психического развития 22
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЕЛЛЕКТА И АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 27
2.1. Организация констатирующего этапа эксперимента и подбор
диагностических методик 27
2.2. Исследование уровня социального интеллекта и акцентуаций
характера у детей подросткового возраста с задержкой психического развития и анализ полученных данных 32
2.3. Определение и анализ взаимосвязи между типами акцентуаций и
отдельными показателями социального интеллекта детей подросткового возраста с задержкой психического развития 45
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА, НАПРАВЛЕННАЯ НА ОПТИМИЗАЦИЮ СОЦИАЛЬНОГО
ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С
ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И АКЦЕНТУАЦИЯМИ ХАРАКТЕРА 48
3.1. Оптимизация социального интеллекта как фактор коррекции
акцентуаций характера у детей подросткового возраста с задержкой психического развития 48
3.2. Описание коррекционной программы, нацеленной на развитие
социального интеллекта у детей подросткового возраста с задержкой психического развития 51
3.3. Анализ эффективности программы по развитию социального интеллекта у детей подросткового возраста с задержкой психического
развития 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 72


Социализация и адаптация детей с задержкой психического развития (ЗПР) в настоящее время являются сложнейшей теоретической и практико-ориентированной проблемой. Данная аномалия развития предполагает проявление не только психического инфантилизма в когнитивной и личностной сферах, но и вероятность асинхронии в подростковом возрасте, трудности межличностного взаимодействия и нарушение социального развития (Н. Я. Семаго, М. М. Семаго).
Ряд исследователей подчеркивают, что при ЗПР повышается вероятность формирования акцентуаций характера, которые могут быть препятствием для полной компенсации имеющихся отклонений развития (Г. В. Грибанова) и успешной интеграции в общество.
На основании всего вышеизложенного, особое внимание привлекает социальный интеллект при ЗПР, который является одной из важнейших личностных характеристик, определяющих, по мнению исследователей социальную успешность индивида в различных сферах жизнедеятельности. По мнению специалистов, социальный интеллект представляет собой совокупность способностей, определяющих успешность социального взаимодействия и включает в себя способность понимать поведение другого человека, свое собственное поведение, а также способность действовать сообразно ситуации (В. Н. Куницына, Е. В. Субботский, О.Б. Чеснакова).
Подростковый возраст определяется исследователями (Н. В. Панова, И. И. Юдина) как сензитивный период для формирования коммуникативно - личностного потенциала, самосознания и способности к пониманию других людей, включая способность к прогнозированию их поведения, эмоционально-оценочной подсистемы личности, самоотношения. Данное положение справедливо и для детей с ЗПР. Сформированный социальный интеллект может влиять не только на социальную сферу человека, но и сглаживать характерологические отклонения, а также стабилизировать самооценку и оптимизировать Я-концепцию.
Проблеме взаимосвязи акцентуаций характера у детей подросткового возраста с ЗПР и феноменов, близких к определению «социальный интеллект», либо его компонентам акцентируется недостаточно внимания среди современных авторов. До сих пор ведутся разногласия о том, что же такое социальный интеллект, что он в себя включает и какими инструментами его измерять. При анализе понятия «акцентуаций» остаются актуальными вопросы, касающиеся определения границ нормы, взаимосвязи с другими расстройствами личности и т. д.
Ряд отечественных исследователей занимались поиском психологических индикаторов социального интеллекта - доступных наблюдению или измерению характеристик изучаемого явления, позволяющих судить о характеристиках, недоступных непосредственному исследованию. В качестве индикаторов, свидетельствующих о высоком уровне социального интеллекта, А. А. Бодалев и А. И. Савенков называют социальную гибкость и эмпатию [9, 51]; В. Н. Куницына - уровень саморегуляции и уверенность в себе [28], А. Л. Южанинова - уровень адаптивности [59]. Индикаторами низкого уровня социального интеллекта, по мнению В. Н. Куницыной, выступают агрессивность и застенчивость, а, по мнению А. Л. Южаниновой, - низкая самооценка. Стоит отметить, что данные качества характерны для разных типов акцентуаций характера.
Однако, исследований, посвящённых социальному интеллекту и личностным отклонениям, таких как, акцентуаций характера в настоящий момент еще недостаточно.
Изучение специфики социального интеллекта при ЗПР и путей его развития представляет определённый интерес для совершенствования практики психолого-педагогического сопровождения школьного обучения данной категории детей.
В рамках указанной проблемы была определена тема исследования: «Определение взаимосвязи уровня развития социального интеллекта и акцептаций характера у детей подросткового возраста с задержкой психического развития в процессе психолого -педагогического сопровождения их образования».
Цель - исследование взаимосвязи между социальным интеллектом и проявлением акцентуаций характера у детей подросткового возраста с задержкой психического развития.
Объект исследования - проявление акцентуаций характера и социального интеллекта у детей подросткового возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования - взаимосвязь социального интеллекта и акцентуаций характера у детей подросткового возраста с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что развитие социального интеллекта у детей подросткового возраста будет способствовать сглаживанию проявлений акцентуаций характера.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Подобрать методики для экспериментального изучения социального интеллекта и проявлений акцентуаций характера у детей подросткового возраста с задержкой психического развития.
3. Экспериментальным путем определить наличие взаимосвязи между социальным интеллектом и проявлением акцентуаций характера у детей подросткового возраста с задержкой психического развития.
4. Составить коррекционно-развивающую программу по развитию социального интеллекта у детей подросткового возраста с задержкой психического развития.
5. Апробировать и оценить эффективность составленной программы по развитию социального интеллекта у детей подросткового возраста с задержкой психического развития.
Для решения поставленных нами задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, развернутый эксперимент, методы математической статистики: анализ по Пирсону и T-критерий Стьюдента.
Методики экспериментального исследования: тест «Социальный интеллект» Дж. Гилфорда и М. Салливена (российская адаптация Е. С. Михайловой); тест на акцентуации характера «Опросник К. Леонгарда - Н. Шмишека; проективная методика «Дом-дерево-человек».
Методологической основой исследования являются:
• теоретическое положение Н. Я. Семаго, М. М. Семаго о влиянии асинхронии при ЗПР на возникновение характерологических нарушений;
• исследование Г. В. Гребановой о нарушениях характера и особенностей личности подросткового возраста с ЗПР;
• концепции, исследующие социальный интеллект (Г.Ю. Айзенк, М. И. Бобнева, Дж. Гилфорд, Н. А. Кудрявцева, О. В. Лунева, Е. В. Субботский, Э. Торндайк, А. Л. Южанинова);
• исследование Г. О. Заблоцкого об особенностях коммуникативно-речевого поведения каждого типа акцентуации
• исследование А. М. Молокостовой о взаимосвязи показателей социального интеллекта у студентов различных психологических типов личности.
База исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4», реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы г. Кызыла Республики Тыва.
Научная новизна исследования: дополняется теоретические сведенья о взаимосвязи социальной и личностной сфер при задержке психического 7
развития за счёт описания взаимовлияния социального интеллекта и акцентуаций характера.
Теоретическая значимость исследования: сведения, представленные в работе, дополняют информацию о специфике развития социальной и личностной сфер при задержке психического развития.
Практическая значимость: предложена программа по развитию социального интеллекта у детей подросткового возраста с задержкой психического развития в процессе психолого-педагогического сопровождения их образования.
Выборка испытуемых: дети подросткового возраста с задержкой психического развития в количестве 19 человек.
Структура работы: введение, три главы, заключение, список источников и литературы (63), приложения (14).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Социальный интеллект и его компоненты являются уже долгое время остаются привлекательными феноменами для исследователей. По мнению А. Н. Южаниновой, И. В. Пановой, В. Н. Куницыной и др. именно социальный интеллект представляет собой одну из важнейших личностных характеристик, влияющих на социальную успешность индивида в различных сферах жизнедеятельности. Ряд исследователей подчеркивают, что при ЗПР повышается риск формирования акцентуаций характера, которые могут быть препятствием для полной компенсации имеющихся отклонений развития и успешной интеграции в общество (Г. В. Грибанова, Н. Я. Семаго и др.). Для каждого типа акцентуации характерны такие признаки как стиль поведения, коммуникативно-речевые особенности, отношение к себе и другим, то есть можно предположить, что акцентуации характера связаны со стилем социального функционирования и находят отражение каких-либо компонентов социального интеллекта. Однако исследований, описывающих эту взаимосвязь в процессе теоретического анализа проблемы нами не было обнаружено.
Вышеизложенное стало основанием для формирования цели исследования: исследование взаимосвязи между социальным интеллектом и проявлением акцентуаций характера у детей подросткового возраста с ЗПР в ходе психолого-педагогического сопровождения.
Цель достигалась через решение конкретных теоретических и эмпирических задач. Так, в процессе теоретического анализа психолого- педагогической литературы было рассмотрено 63 источников. В первой главе были рассмотрены теории и модели социального интеллекта зарубежных (Г. Ю. Айзенк, Дж. Гилфорд, Г. Олпорт) и отечественных авторов (Ю. Н. Емельянов, О. Б. Чеснакова, А. Л. Южанинова). Изучен механизм возникновения акцентуаций у детей подросткового возраста с ЗПР, а также проведён обзор исследований близких к проблеме взаимосвязи показателей социального интеллекта с различными типами характера, что позволило предположить наличие связи между показателями социального интеллекта и типом акцентуации характера у детей подросткового возраста с ЗПР.
Для решения эксперимент задач был подобрана батарея методик: тест «Социальный интеллект», «Модифицированный опросник для идентификации типов акцентуаций характера у подростков», проективная методика «Дом-дерево-человек».
Экспериментальная часть исследования состояла из двух этапов: констатирующего и контрольного. На констатирующем этапе эксперимента у большинства испытуемых был зарегистрирован уровень социального интеллекта ниже среднего; выявлены часто преобладающие типы акцентуаций в группе (тревожно-педантичный и демонстративный); и выраженные количественные показатели по симптомокомплексам: трудности общения, тревожность и чувство неполноценности. Использование математической статистики позволило доказать наличие единственной достоверной взаимозависимости между показателями общего социального интеллекта и гипертимностью. Анализ полученных данных позволил сделать вывод о необходимости проведения коррекционно-развивающей работы по оптимизации социального интеллекта у детей подросткового возраста с ЗПР.
В качестве основных методов коррекционно -развивающей работы были выбраны игровые упражнения с включением элементов психогимнастики. Контрольный этап эксперимента показал статистически значимую положительную динамику общего показателя социального интеллекта, но в большей мере по показателям, измеряющим фактор познания преобразований поведения и фактор познания систем поведения. Для остальных характерологических проявлений коррекционно-развивающие мероприятия оказались малозначимыми, причиной данного феномена служит статистически недостоверная связь между акцентуациями характера и показателями социального интеллекта за исключением гипертимности.
Таким образом, в ходе коррекционно-развивающей работы по оптимизации социального интеллекта у детей подросткового возраста с ЗПР статистически достоверных характерологических изменений не произошло, но показатели социального интеллекта существенно изменились и являются значимыми. Данное явление можно объяснить небольшим количеством испытуемых в группе и наличием у большинства испытуемых более двух преобладающих типов акцентуации, что усложняет идентификацию типа. Работа может иметь продолжение на выборке с большим количеством испытуемых в сравнении показателей у двух групп: у детей подросткового возраста с ЗПР и детей с относительной интеллектуальной нормой, также интересным представляет исследование феноменов социального интеллекта и характерологических особенностей между испытуемыми мужского пола и женского.
Выше изложенное позволяет сделать вывод об успешном достижении цели и реализации задач исследования. Гипотеза подтвердилась частично: в процессе коррекционно-развивающей работы, направленной на оптимизацию социального интеллекта у детей подросткового возраста с ЗПР удалось сгладить проявления таких типов акцентуаций как тревожно -педантичный (Т), интровертированный (И) и неустойчивый (Н), однако выявленные изменения не являются статистически достоверными.



1. Абдурахманов С. Р., Ибрагимова А. Р. Диагностика уровня развития социального интеллекта у детей с задержкой психического развития // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 11. С. 331-336.
2. Айзенк Г. Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 112-116.
3. Аминов Н. А., Молоканов М. В. О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов // Психологический журнал. 1992. № 5. С. 104-109.
4. Баширов И. Ф. Социальный интеллект как фактор успешности профессиональной деятельности военного психолога : автореф. дис. ... канд. психол. наук ; Воен. ун-т МО РФ. М., 2006. 28 с.
5. Белова С. С. Вербализованный и невербализованный компоненты социального интеллекта : автореф. дис. . канд. психол. наук. М., 2004. 22 с.
6. Белова С. С. Социальный интеллект: сравнительный анализ методик измерения // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М., 2004. С. 109-119.
7. Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978. 312 с.
8. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982. 200 с.
9. Бодалев А. А. Личность и общение. М., 1983. 325 с.
10. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика : учебник для вузов. СПб., 2006. 351 с.
11. Ганнушкин П. Б. Клиника психопатий. Их статика, динамика, систематика. Нижний Новгород, 1998. 86 с.
12. Геранюшкина Г. П. Социальный интеллект студентов - менеджеров и его развитие в условиях формирующего эксперимента : автореф. дис. ... канд. психол. наук ; Иркутс. гос. ун-т. Иркутск, 2001. 21 с.
13. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления : сб. переводов / под ред. А. М. Матюшкина. М., 1965. С. 433-456.
14. Грибанова Г. В. Психологическая характеристика личности подростков с задержкой психического развития // Психология детей с задержкой психического развития / сост. О. В. Защиринская. Санкт- Петербург, 2004. С. 167-178.
15. Дмитриев М. Г., Белов В. Г., Парфенов Ю. А. Психолого- педагогическая диагностика делинквентного поведения у трудных подростков. СПб., 2010. 316 с.
16. Дмитриева Е. Е., Фалина С. А. Системное изучение социального интеллекта младших школьников с задержкой психического развития // Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 5. С. 66 - 70.
17. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб., 1999. 289 с.
18. Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 1985. 167 с.
19. Заблоцкий Г. О. Коммуникативные основы гармонизации личности подростка с акцентуацией характера // Вопросы современной науки и практики ; Университет им. В. И. Вернадского. 2010. № 7 -9. С. 116-123.
20. Заблоцкий Г. О. Основные направления работы педагога- психолога по гармонизации личностного развития подростка с акцентуацией характера // Вопросы современной науки и практики ; Университет им. В. И. Вернадского. 2011. № 2. С. 154-160.
21. Ишутина Е. И. Взаимосвязь уровня социального интеллекта с показателями тревожности у представителей разнотипных профессий : автореф. дис. . канд. пс. наук ; Алт. гос. ун-т. Барнаул, 2002. 25 с.
22. Капустина Е. А. Взаимосвязь социального интеллекта и коммуникативной компетентности личности : автореф. дис. ... канд. психол. наук ; Алт. гос. ун-т. Барнаул, 2004. 26 с.
23. Клушина Н. П., Иванова И. А. Анализ основных подходов к изучению социального интеллекта // Гуманитарные науки. Ставрополь. 2009. № 7. С. 210-216.
24. Коваленко Е. А. Специфика психологической структуры общительности у представителей разных типов акцентуации характера // Вестник российского университета дружбы народов. Серия : психология и педагогика. 2007. № 3-4. С. 81-88.
25. Ковалец И. В. Азбука эмоций : практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере. М., 2003. 136 с.
26. Крыжановская Л. М., Гончарова О. Л., Кручинова К. С., Махова А. А. Основы психокоррекционной работы с обучающимися с ОВЗ : учеб. пособие для вузов (балакавриат). Москва, 2018. 375 с.
27. Кудрявцева Н. А. Единство интеллекта. Научный отчёт (Грант РФФИ, 1993-1994). СПб., 1995. С. 82-92.
28. Куницына В. Н. Социальная компетентность и социальный
интеллект: структура, функции, взаимоотношение // Теоретические и
прикладные вопросы психологии / под ред. А. А. Крылова. СПб., 1995. С. 48-59.
29. Куницына В. Н., Казаринова, Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение : учебник для вузов. СПб., 2002. 544 с.
30. Куприянов Б. В., Рожков М. И., Фришман И. И. Взрослые игры для детей : методическое пособие. М., 2000. 215 с.
31. Леонгард К. Акцентуированные личности. Ростов-н/Д., 2000. 361 с.
32. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983. 130 с.
33. Лунёва О. В. Концепция социального интеллекта личности // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 2. С. 46-51.
34. Лунёва О. В. Социальный интеллект - условие успешной карьеры // Знание. Понимание. Умение. 2006. № 1. С. 53-58.
35. Лунёва О. В. Социальный интеллект и социальная адаптация. Что общего? // Прикладная юридическая психология. 2016. № 2. С. 21-32.
36. Лэндрет Г. Л., Хоумер Л., Гловер Д, Свини Д. Игровая терапия как способ решения проблем ребенка. М., 2001. 319 с.
37. Матвеева Л. Г. Анализ понятия «Социальный интеллект».
Челябинск, 2009. 157 с.
38. МБОУ СОШ «Средняя общеобразовательная школа № 4» : официальный сайт. URL :https://school4-kyzyl.rtyva.ru/(дата обращения: 12.09.2021).
39. Мельников В. М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 1985. 319 с.
40. Миско Д., Медведева Н. И. Подростки с акцентуацией характера - проблема или нет? // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2012. № 1. С. 133-134.
41. Михайлова Е. С. Методика исследования социального
интеллекта. Руководство по использованию. СПб., 1996. 56 с.
42. Михайлова Е. С. Социальный интеллект. Концепции, модели, диагностика. СПб., 2007. 266 с.
43. Мозжалова Ю. В. Формирование навыков социального взаимодействия у подростков с глубокими нарушениями интеллекта // Личностно-ориентированный подход в лечебной и специальной педагогике. М., 2004. С. 143-146.
44. Молокостова А. М. Особенности социального интеллекта студентов с различным психологическим типом личности : автореф. дис. ... канд. психол. наук ; Оренб. гос. ун-т. Самара, 2007. 23 с.
45. Назаренко М. М., Полянских Н. Н. Развитие социального интеллекта у подростков с задержкой психического развития // Психология, социология и педагогика : сайт. 2017. № 3. URL: http://psychology.snauka. ru/2017/03/7848(дата обращения: 19.10.2021).
46. Панова Н. В. Уровни развития основных компонентов социального интеллекта младших подростков // Интеграция образования. 2011. № 2. С. 88-92.
47. Практикум по психологической службе : учебное пособие / под ред. О. А. Рудей. Екатеринбург, 2001. 91 с.
48. Прутченков А. С. Тренинг коммуникативных умений: методические разработки занятий. М., 1993. 49 с.
49. Райзвих Е. Г. Особенности социального интеллекта подростков, учащихся в общеобразовательной школе // Молодой ученый. 2016. № 12 (116). С. 797-800.
50. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии. М., 1999. 429 с.
51. Савенков А. И. Социальный интеллект как проблема психологии одаренности и творчества // Психология. Журнал Высшей школы экономики. М., 2005. № 4. Т. 2. С. 94-101.
52. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети : основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2001. 208 с.
53. Сенкевич Л. В., Янышева В. А. Особенности интеллекта и личностной сферы девиантных подростков // Вестник Московского государственного областного университета. 2007. № 2. С. 32-36.
54. Соловьёва О. В. Социальный интеллект как психологический феномен // Наука, образование и инновации : сб. науч. тр. Уфа, 2016. Ч. 3. С. 203-206.
55. Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. М., 1959. 406 с.
56. Хлыстова Е. В. Особенности визуального общения у подростков с интеллектуальной недостаточностью (социально -перцептивный аспект) : учеб. пособие ; Урал. гос. пед. ун-т, Ин-т спец. образования. Екатеринбург, 2004. 79 с.
57. Чеснокова О. Б., Субботский Е. В. Социальный интеллект в условиях сложных социальных систем // Национальный психологический журнал. 2010. № 2, Т. 4. С. 22-29
58. Юдина И. И социальный интеллект как один из факторов успешного развития в подростковом возрасте // Современная терапия в психиатрии и неврологии. 2017. № 2. С. 29-32.
59. Южанинова А. Н. К проблеме диагностики социального интеллекта личности // Проблемы оценивания в психологии. Саратов, 1984. С. 63-67.
60. Ясникова Е. Е., Собенников В. С. Характер. Акцентуации характера ; ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава РФ. Иркутск, 2013. 28 с.
61. Ясюкова Л. А., Белавина О. В. Социальный интеллект детей и подростков ; Российская академия наук, Институт психологии. Москва, 2017. 179 с.
62. Allport G. W. Pattern and growth in personality. New York, 1961. 210 p.
63. Thorndike E. L. Intelligence and its uses // Harper's Magazine. 1920. P. 227-235.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ