ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ 6
ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Онтогенез речевого развития у детей дошкольного возраста 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего 9
дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией
1.3. Характеристика речи детей дошкольного возраста с общим 16 недоразвитием речи
Выводы по первой главе 22
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ 25
2.1. Организация и методика логопедического обследования речи 25 старших дошкольников
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 28
Выводы второй главе 51
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ 54 ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ 111УРОВНЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С
ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ
3.1. Основные принципы и направления работы с использованием 54 метода изобразительной деятельности для коррекции общего недоразвития речи III уровня у детей старшего дошкольного возраста
с псевдобульбарной дизартрией
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции речи у детей с 59
общим недоразвитием речи III уровня и псевдобульбарной дизартрией с использованием изобразительной деятельности
Выводы по третьейглаве 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 68
Актуальность исследования состоит в том, что психолого-педагогические исследования в области коррекционного образования показывают [37,58],что в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речи. Среди них большая категория детей с общим недоразвитием речи [37].
При общем недоразвитии речи наблюдаются различные сложные дефекты речи, когда у детей нарушается формирование всех компонентов языковой системы по отношению к звуковой и смысловой стороне. Одной из главных задач дошкольного образования и воспитания детей является развитие речи и речевого общения[37].
Адольф Куссмауль-немецкий терапевт писал, что человеческая речь является результатом движений, выражающих мысли характерными движениями и произносимыми и изображаемыми словами [8]. Артикуляция, как двигательный акт, связана с внешним речевым аппаратом, а также с периферическими центральными нервными аппаратами, с помощью которых возникают разнообразные регулярные внутренние и внешние движения, формирующие звуки, слоги и слова. Все нарушения артикуляции должны называться дизартрическими нарушениями речи.
Основываясь на исследовании проблемы, мы подчеркиваем объект, предмет, цель и задачи исследования.
Объект исследования: состояние звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
Предмет исследования: содержание логопедической работы по коррекции общего недоразвития речи III уровня у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
Цель исследования: изучить нарушения речи у детей старшего дошкольного возраста собщим недоразвитием речи III уровня и псевдобульбарной дизартрией, а также теоретически обосновать, разработать содержание логопедических занятий по коррекции речи с использованием изобразительной деятельности.
Достижение цели осуществляется посредством последовательного решения следующих задач:
Задачи исследования
1. Провести анализ литературы по проблеме исследования.
2. Изучить речь у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня с псевдобульбарной дизартрией и проанализировать полученные результаты.
3.Определить основные принципы, направления и содержание логопедической работы по коррекции нарушений речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и псевдобульбарной дизартрией с использованием изобразительной деятельности.
База исследования: МБДОУ детский сад компенсирующего вида № 215, расположенный по адресу: 620012, г. Екатеринбург, ул. Кировоградская 3-а.
Теоретическими и методическими аспектами общего недоразвития речи и дизартрии занимались исследователи: Е. Ф. Архипова, Л. И. Белякова, А. М. Быховская, Л. С. Волкова, Е. Н. Винарская, Л. И. Ефименкова, Г. И. Жаренкова, Н. И. Жинкин, Н.С. Жукова, Р. И. Лалаева, Р.Е. Левина,Е. М. Мастюкова, З. А. Репина, Г. В Чиркина, Л. В. Лопатина, М. Б. Эйдинова и другие[2,4, 5, 8,7,17,18,19,20, 21,32,42,50,62,63].
Структура работы: - введение, в котором значимость проблемы раскрывается, а также выделены объект, предмет, цель и задачи исследования.
I глава, состоящая из трёх параграфов: где раскрывается «Онтогенез речевого развития у детей дошкольного возраста» ; «Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией»; «Характеристика речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ».
II глава, состоящая из двух параграфов: «Организации и методики обследования речи старших дошкольников», «Анализа результатов констатирующего эксперимента».
III глава, состоящая из двух параграфов: «Основные принципы и направления работы с использованием- метода изобразительной деятельности для коррекции общего недоразвития речи третьего уровня у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией» и «Содержание логопедической работы по коррекции речи у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня и псевдобульбарной дизартрией с использованием изобразительной деятельности».
В конце каждой главы сделан вывод, имеется заключение, есть список источников и литературы, а также приложения к работе.
Правильная речь - важнейшее условие многостороннего полного формирования ребенка. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему выражать свои мысли, многогранными способностями в познании окружающего мира, более ярким и продуктивным общением со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его умственное развитие. Общая неразвитость речи является нарушением формирования всех компонентов речевой системы, связанных как со звуковой, так и со смысловой стороной речи.Для детей с общим недоразвитием речи характерно ограниченность словарного запаса, т.е. расхождение в объеме пассивного и активного словаря: дети понимают значения многих слов, но употребление слов в речи сильно затруднено. Поэтому основной коррекционной целью является уточнение, расширение и активизация словаря.
Теоретическими и методическими аспектами общего недоразвития речи и дизартрии занимались исследователи:Е. Ф. Архипова, Л. И. Белякова, Л. С. Волкова, Е. Н. Винарская, Л. И. Ефименкова, Г.И. Жеренкова, Н. И. Жинкин, Н.С. Жукова,В. В. Коноваленко, Р. И. Лалаева, Р.Е. Левина,Е. М. Мастюкова, З. А. Репина, Г. В Чиркина, Л. В. Лопатина, М. Б. Эйдинова и другие[2 ,4, 8, 7, 17, 18,19,20,21,30, 32,43,50,62,63].
Дизартрия - это нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Основные проявления дизартрии заключаются в расстройстве артикуляции звуков, нарушениях голосообразования, изменения темпа речи, ритма и интонации. Формирование лексики ребенка тесно связано с развитием, уточнением и осознанием представлений ребенка об окружающем мире и во многом определяется уровнем его познавательной деятельности..Большое значение в развитии речи имеет изобразительная деятельность. Зрительная активность развивает мышление, внимание, память, восприятие, воображение, мелкую моторику. Учит выполнять действия по словесной инструкции, соблюдать последовательность действий. Это все тесно связано с формированием активной речи ребенка. В результате изучения темы были рассмотрены теоретические вопросы, касающиеся формирования лексической стороны речи у детей. Изучена характеристика детей с общим недоразвитием речи, легкая степень псевдобульбарной дизартрии и значения занятий по ИЗО в развитии словарного запаса.Целью исследования было изучение нарушения речи у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией, а также теоретически обосновать, разработать содержание логопедических занятий по коррекции речи с использованием изобразительной деятельности.
При проведении констатирующего эксперимента полученные данные диагностики указывают, У всех детей, участвующих в эксперименте:
- нарушена статическая и динамическая координация движений (дети не могут повторить движения за логопедом, объем и амплитуда движений малы, не могут удержать позу, чередовать движения);
- нарушено развитие произвольной моторики пальцев рук (дети не могут соединять большой палец с остальными попеременно, не могут выполнить пробу на двух руках одновременно и по словесной инструкции);
- нарушено развитие моторики артикуляционного аппарата (дети не могут принять заданную артикуляцию, язык у всех напряженный, не удается движения языка вверх);
- нарушена черепно - мозговая иннервация (дети не могут закрыть только правый, левый глаз, подмигнуть, мимически выразить эмоцию);
- нарушено произношение нескольких групп звуков (свистящих, шипящих, аффрикатов, сонорных);
- наблюдаются искажения, замены, смешения, пропуски.
Структура дефекта речи у всех детей однородна: 10 человек имеют общее недоразвитие речи III уровня спсевдобульбарной дизартриией.В качестве средств коррекции речевого развития были подобраны методы и приемы, которые используются на занятиях по изобразительной деятельности и при коррекции общего недоразвития речи. На основе этих методов и приемов были разработаны конспекты занятий для обогащения, уточнения и активизации лексического словаря детей. Данный формирующий эксперимент, разработанный мной в теоретическом плане, показал, что при регулярных занятиях уровень развития словаря детей может приблизиться к норме.
Занятия художественно-творческой деятельностью:
1. Способствует формированию ориентации и вербализации
пространственных отношений;
2. формирует умение ориентироваться на листе бумаги, плоскости, окружающем пространстве;
3. позволяет обогатить и активизировать словарный запас;
4. помогает развитию связной речи;
Интересные, увлекательные, познавательные занятия по изобразительной деятельности дают возможность формировать у детей с общим недоразвитием речи психическую, сенсорно-двигательную сферу. А систематические занятия позволяют не только улучшить мелкую моторику, развить сенсорную и познавательную деятельность, но и обогатить, уточнить и активизировать словарь детей.
Таким образом, моё исследование подошло к концу, в работе раскрыт объект, предмет исследования, достигнута поставленная цель, решены задачи.
1. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие (сокр. пер. с англ. В.Н. Самохина, общ.ред. и вст. ст. В. П. Шестакова). -Москва, “Прогресс”,1974. -392 с.
2. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стёртой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. - Москва : АСТ: Астрель,2008.- 254 с.
3. Безруких, М. М. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму / М.М. Безруких, С. П. Ефимова - Тула:
Арктоус, 2012. -88 с.
4. Белякова,Л. И. Логопедия. Дизартрия : учеб.пособие для вузов / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - Москва : ВЛАДОС, 2009. - 287 с.
5. Быховская, А. М. Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР : [методический комплект программы Н. В. Нищевой] / А. М. Быховская, Н. А. Казова. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2012. - 32 с.
6. Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии : учебник для студентов вузов / Т. Г. Визель. - Москва :Астрель, 2005. - 384 с.
7. Винарская, Е. Н. Дизартрия / Е. Н. Винарская. - Москва : АСТ: Астрель, 2006. - 141 с.
8. Волкова, Л. С. Хрестоматия по логопедии : учеб.пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений в 2 т. / Л. С. Волкова, В. И. Селиверстова. - Москва :Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 1997. - 218 с.
9. Волкова, Л. С.Логопедия : учебник для студ. Дефектологических факультетов педагогических высш. учеб.заведений / Л. С. Волкова. - Москва:«ВЛАДОС», 2007. - 703 с.
10. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - Москва : Лабиринт, 1999. - 361 с.
11. Гаврина, С.Е. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать / С. Е, Гаврина, Н. Л. Кутявина, И. Г. Топоркова, С. В. Щербинина. - Москва: Просвещение, 2006. -93с.
12. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Москва :Детство - Пресс, 2007. - 472 с.
13. Глухов, В. П. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психологического развития и общим недоразвитием речи / В. П. Глухов, М. Н. Смирнова // Логопедия. - 2005. - №3. - С. 13-24.
14. Громова, О. Е. Логопедическое обследование детей 2-4 лет: методическое пособие / О. Е. Громова, Г. Н. Соломатина. - Москва : ТЦ Сфера, 2005. - 128 с.
15. Гурьянов, Е. В. Психология обучения письму / Е. В. Гурьянов. - Москва:
Просвещение, 2011. -87c.
16. Дубровинская, Н. В. Психофизиология ребенка / Н. В. Дубровинская, Д.А. Фарбер, М. М. Безруких. - Москва: ВЛАДОС, 2006.- 143 с.
17. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи): книга для логопеда / Л. Н. Ефименкова . - 2-е изд., перераб. - Москва : Просвещение, 1981. - 111 с.
18. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников / Л. Н. Ефименкова. - Москва: Национальный книжный центр, 2016. - 175 с.
19. Жаренкова, Г. И. Понимание грамматических отношений детьми с общим недоразвитием речи (Школа для детей с тяжёлыми нарушениями речи): сб. науч. работ / Г. И. Жаренкова. - Москва :Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 111 с.
...