Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекционная работа по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на занятиях по изобразительной деятельности

Работа №93916

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы190
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
281
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 8
1.1. Психолого-педагогические особенности старших дошкольников с
задержкой психического развития 8
1.2. Особенности развития мелкой моторики у детей дошкольного
возраста с задержкой психического развития 18
1.3. Методики развития мелкой моторики у детей с задержкой
психического развития на занятиях по изобразительной деятельности 26
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 38
2.1. Организация проведения экспериментального исследования мелкой
моторики детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 38
2.2. Методика проведения констатирующего эксперимента по
исследованию мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на занятиях по изобразительной деятельности 41
2.3. Анализ данных констатирующего этапа эксперимента по выявлению
уровня развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 52
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА,
НАПРАВЛЕННАЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 62
3.1. Нетрадиционные техники рисования на занятиях по изобразительной
деятельности в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 62
3.2. Программа коррекционной работы по развитию мелкой моторики у
детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на занятиях по изобразительной деятельности 66
3.3. Контрольный этап эксперимента. Сравнительный анализ результатов
констатирующего и контрольного этапов эксперимента 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 108
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 120
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 121
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 124
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 136
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 148
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 149

В настоящее время, проблеме формирования и развития мелкой моторики придаётся большое значение. Как утверждал В. А. Сухомлинский «Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев» [40, с. 32]. Правильность данных слов неоспорима. Ведь развитие всех высших психических функций ребёнка (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения) начинается с движения пальцев рук, когда они достигают достаточной точности и координации. Соответственно, мелкая моторика рук, через воспроизведение определённых действий, взаимодействует с высшими свойствами сознания, влияя на качество их развития [9].
Советскими учёными (Л. А. Венгером, Л. С. Выготским, А. Р. Лурия и другими) была выявлена высокая степень влияния моторного развития на когнитивные способности ребенка дошкольного возраста. Выяснено, что начало для развития мыслительных процессов даёт именно «рука» [8, 10].
Мелкая моторика - это развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции, движения малой амплитуды. Развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной и эмоционально-волевой сфер психики. Высокий уровень её развития свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребёнка к школе [43].
Актуальность исследования.
Одним из наиболее распространённых нарушений развития среди детей дошкольного возраста является задержка психического развития, определяемая как нарушение темпа всего психического развития при наличии значительных потенциальных возможностей. Многочисленными исследованиями отмечено, что не только в нашей стране, но и всём мире определяется тенденция к увеличению количества детей с задержкой психического развития и с проблемами в развитии в целом [22, 54].
Проблемой становления моторной сферы у детей, в том числе и с нарушением интеллекта, занимались многие учёные - Л. Н. Блинова [5], С. М. Вайнерман [7], Т. А. Власова [15, 41], Т. С. Комарова [29, 30, 46, 47], В. И. Лубовский [15, 33, 37], А. Р. Лурия [3], М. С. Певзнер [35, 40, 41], Б. И. Пинский [42], Е. А. Стребелева [25, 51], Г. Е. Сухарева [52] и другие. Все, без исключения, учёные отмечают одну важную особенность - то, что движения руки - это основа развития представлений о величине, форме предметов и нахождение их в пространстве. А ознакомление с формой и величиной невозможно без движения руки [3, 9].
В исследованиях Л. В. Антаковой-Фоминой, В. И. Лубовского, Б. И. Пинского предоставлены прямые взаимосвязи степени
сформированности моторики рук с интеллектуальным и речевым развитием детей. Анатомические особенности также играют немало важную роль. Ведь в головном мозге человека речевые и моторные центры расположены очень близко. Поэтому, стимулируя мелкую моторику, активизируются соответствующие отделы головного мозга, а это, в свою очередь, ведёт к активизации соседних зон, которые отвечают за речь.
Как считают М. С. Певзнер, Г. Е. Сухарева и ряд других учёных, один из характерных симптомов задержки психического развития и умственной отсталости - это нарушения в развитии мелкой моторики. Они обращают внимание на то, что движения пальцев рук у детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью носят нескоординированный характер, часто неуклюжи, а их темп и точность нарушены [41, 52].
Таким образом, проблема развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития является актуальной, так как становление и совершенствование моторной сферы ребёнка - главный стимул развития центральной нервной системы, а значит и всех психических процессов ребёнка [10].
Исходя из актуальности проблемы, нами была определена тема выпускной квалификационной работы: «Коррекционная работа по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на занятиях по изобразительной деятельности».
Объектом исследования является процесс развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предметом исследования является использование изобразительной деятельности в коррекции мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Цель исследования - экспериментальное исследование уровня сформированности мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и разработка коррекционной программы с проверкой её эффективности на занятиях по изобразительной деятельности.
В соответствии с поставленной целью исследования определены задачи выпускной квалификационной работы:
1. Изучение психолого-педагогической литературы для характеристики процесса развития мелкой моторики и определения особенностей развития старших дошкольников по исследуемой проблеме.
2. Определение методов и приемов по использованию изобразительной деятельности в развитии мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
3. Выявление уровня сформированности мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на этапе констатирующего эксперимента и анализ полученных данных.
4. Разработка и апробация коррекционно-развивающей программы по развитию мелкой моторики у данной категории детей в соответствии с результатами диагностического исследования.
5. Проверка эффективности используемой коррекционно-развивающей программы посредством проведения итогового констатирующего эксперимента и анализа полученных данных.
Гипотеза - применение нетрадиционных техник рисования в процессе изобразительной деятельности повышает уровень развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Для решения поставленной цели и задач исследования, проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы:
теоретический анализ психолого-педагогической и научно-медицинской литературы; изучение и обобщение передового педагогического опыта; наблюдение; беседа с детьми, воспитателями, педагогом-дефектологом; психолого-педагогический эксперимент; диагностические методы; количественный и качественный анализ результатов экспериментальной работы.
Экспериментальное исследование и коррекционная работа проводились на базе МАДОУ - детский сад комбинированного вида № 115 города Екатеринбурга, ул. Волгоградская, д. 180А.
В структуре выпускной квалификационной работы выделяется введение, 3 главы, заключение, список источников и литературы и 8 приложений. Общее количество страниц составляет 95.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Мелкая моторика является сложной сенсомоторной способностью любого ребёнка, которую необходимо развивать, особенно, в старшем дошкольном возрасте. Её развитие тесно связано с развитием познавательной и эмоционально-волевой сфер детской психики. Доказано, что высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга, что предопределяет психологическую готовность ребёнка к школе. Но в то же время, развитие мелких движений пальцев рук зависит и от условий воспитания, которые либо стимулируют их развитие, либо задерживают.
Анализ теоретических источников даёт основание утверждать, что проблема развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста в настоящее время является актуальной. Поскольку данная категория детей характеризуется замедленностью темпа всего психического созревания (познавательной, эмоционально-волевой, личностной, моторной сфер) по типу задержанного развития.
В ходе исследования было проведено теоретическое изучение по данной проблеме, а также констатирующий этап эксперимента, включающий диагностику актуального уровня развития мелкой моторики в экспериментальной группе старших дошкольников - 6 человек. По результатам констатирующего эксперимента было установлено, что мелкая моторика детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития отличается недоразвитием. Также, нами определены параметры уровня недоразвития мелкой моторики: у всех испытуемых детей в различной мере страдают двигательные качества: координация, ловкость, сила, точность, быстрота движений, а также диагностированы трудности в самоконтроле и смене движений, несогласованность зрительно-моторной координации, быстрая утомляемость кистей и пальцев рук испытуемых вследствие мышечного перенапряжения.
Следовательно, для коррекции недоразвития мелкой моторики у старших дошкольников с задержкой психического развития потребовалось разработка и апробация коррекционно-развивающей программы, основывающейся на применении нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности. Выбор коррекционной работы со старшими дошкольниками был осуществлён с учётом анализа теоретической информации, доступности и эффективности средств коррекции мелкой моторики.
На этапе формирующего эксперимента была применена серия коррекционно-развивающих занятий (14 занятий) по нетрадиционным техникам рисования, отвечающих особенностям познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Эффективность в коррекционной работе по развитию мелкой моторики оказали манипуляции различными материалами и инструментами под контролем зрения и кинестетических ощущений, позволяющие овладеть сложными, дифференцированными навыками и умениями, развивать силу мышечных усилий и ручную умелость. Помимо этого, применение нетрадиционных способов в изобразительной деятельности развивает зрительный гнозис, формирует целеполагание и планирование. Так, движения пальцев рук совершенствуются, что позволяет преодолеть имеющиеся трудности и использовать различные виды моторной деятельности, что обеспечивает подготовку руки ребёнка с задержкой психического развития к обучению в школе. А приобретаемые навыки оказывают большое влияние на развитие психофизических процессов и на всё развитие ребёнка в целом.
В последующем был осуществлён итоговый мониторинг апробации коррекционно-развивающей программы, который включал повторную диагностику уровня развития мелкой моторики у экспериментальной и контрольной группы детей с задержкой психического развития. Результаты контрольного эксперимента и сравнительного анализа всех диагностических мероприятий позволяют сделать следующий вывод: по итогам реализации коррекционно-развивающей программы у двух исследуемых из экспериментальной группы наблюдается положительная динамика развития мелкой моторики, у одного исследуемого - незначительная положительная динамика.
По данным показателям можно увидеть достаточно высокую результативность проведённой работы по развитию мелкой моторики средствами нетрадиционной изобразительной деятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития. Это означает, что данная коррекционно-развивающая программа доказала свою эффективность, поэтому проведённое экспериментальное исследование можно считать успешным.
Таким образом, проведённое экспериментальное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу о том, что систематическое применение нетрадиционных техник рисования по развитию мелкой моторики в процессе изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития повышает уровень развития мелкой моторики рук ребёнка.
В ходе проведения констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента поставленная цель нами была реализована, а задачи выполнены.



1. Анохин, П. К. Системные механизмы высшей нервной деятельности : избр. тр. / П. К. Анохин ; А Н СССР, Отд-ние физиологии. - М. : Наука, 1979. - 454 с.
2. Антакова-Фомина, Л. В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук / Л. В. Антакова-Фомина // Тезисы докладов 24-го Всесоюзного совещания по проблемам ВНД. - М. : 1974, - С. 128-139.
3. Ахутина, Т. В. Становление нейропсихологии / Т. В. Ахутина, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия // Вопросы психологии. - М. : 1996. - № 5. - С. 8-9.
4. Беззубцева, Г. В. Развиваем руку ребенка, готовимся к рисованию и письму: конспекты занятий с играми и упражнениями по развитию мелкой моторики и графических навыков у детей 5 - 7 лет / Г. В. Беззубцева, Т. Н. Андриевская. - М. : ГНОМиД, 2003. - 120 с.
5. Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с
задержкой психического развития : учеб. пособие / Л. Н. Блинова. - М. : НЦ «ЭНАС», 2001. - URL: http://pedlib.rU/Books/2/0083/2-0083-1.shtml (дата
обращения: 22.03.2019).
6. Борякова, Н. Ю. Психолого-педагогическое обследование детей с задержкой психического развития в условиях специального детского сада / Н. Ю. Борякова, М. А. Касицына // Коррекционная педагогика. - 2003. - № 2. - С. 3-4.
7. Вайнерман, С. М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству / С. М. Вайнерман, А. С. Большов, Ю. Р. Силкин. - М. : Владос, 2001. - 224 с.
9. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. - СПб. : Союз, 1997. - 224 с.
10. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - М., 1982. - 146 с.
11. Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. - М. : ЭКСМО- Пресс, 2000. - 1008 с.
12. Гаврина, С. Е. Книга тестов / С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина, И. Г. Топоркова, С. В. Щербинина. - М. : РОСМЭН - ПРЕСС, 2008. - 80 с.
13. Галкина, В. Б. Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук при коррекции нарушения речи у учащихся начальных классов / В. Б. Галкина, Н. Ю. Хомутова // Дефектология. - 1999.
- № 3. - С. 37-42.
14. Грошенков, И. А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида / И. А. Грошенков. - М. : Академия, 2009. - 42 с.
15. Дети с задержкой психического развития / под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. - М. : 1984. - 256 с.
16. Диагностика готовности ребенка к школе / под ред. Н. Е. Вераксы.
- М. : Мозаика-Синтез, 2007. - 113 с.
17. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников /
под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. - Минск, 1997. - URL:
https://docplayer.ru/46570357-Diagnostika-i-korrekciya-psihicheskogo- razvitiya-doshkolnikov.html (дата обращения: 13.11.2018).
18. Доронова, Т. Н. Занятия по изобразительной деятельности с детьми 6 - 7 лет / Т. Н. Доронова // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 3. - С. 34-38.
19. Доронова, Т. Н. Развитие детей в изобразительной деятельности : методические рекомендации к программе «Дошкольная группа» / Т. Н. Доронова // Ребенок в детском саду. - 2004. - № 5. - С. 3-13.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ