ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 7
1.1. Психолого-педагогические особенности старших дошкольников с
задержкой психического развития 7
1.2. Формирование словаря у детей дошкольного возраста в норме 17
1.3. Особенности формирования и развития словаря детей старшего
дошкольного возраста с задержкой психического развития 21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 29
2.1. Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента 29
2.2. Методика изучения словаря прилагательных у старших
дошкольников с задержкой психического развития 30
2.3. Результаты констатирующего эксперимента 33
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ПО ОБОГАЩЕНИЮ СЛОВАРЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ 39
3.1. Методика развития словаря прилагательных у дошкольников с
задержкой психического развития 39
3.2. Анализ адаптированной общеобразовательной программы по
развитию речи в дошкольных учреждениях для детей с задержкой психического развития
46
3.3. Календарно-тематическое планирование работы по обогащению словаря прилагательных у старших дошкольников с задержкой
психического развития 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 74
Развитая речь является условием всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче словарный запас, тем проще ему излагать свои мысли, а значит шире способности в познании окружающей действительности, наиболее полноценней и содержательней общение со сверстниками, взрослыми, тем активней психическое развитие.
Весьма значимая задача на пути развитии ребенка - формирование словаря. Формирование словаря процесс сложный и многоаспектный. Процесс формирования словаря представляет собой продолжительное накопление слов, уяснение их смыслового содержания, умения безошибочно и корректно употреблять слова в повседневном общении.
Весьма важно исправлять все возможные нарушения, которые ведут к отклонениям от общепризнанных норм языка. По отношению к детям с задержкой психического развития данная проблема становится наиболее важной, поскольку формирование словаря у них идет замедленными темпами. Формирование устной речи у таких детей задерживается на длительный период. Как известно, хорошо развитая устная речь способствует формированию речи письменной, являясь залогом ее успешного развития. В результате, нарушения лексического строя способствуют затруднению формирования представлений об окружающем мире, выявлению в нем закономерностей, осознанию явлений, свойств и качеств предметов.
В специальной психолого-педагогической литературе (Р. И. Лалаева, Е. С. Слепович, С. Г. Шевченко) отмечается скудность словарного запаса у детей с задержкой психического развития, преобладание пассивного словаря над активным, неумение разделять лексические единицы по смысловым признакам, непонимание родовых, обобщающих понятий, преобладание существительных и явный недостаток прилагательных и глаголов.
Таким образом, закономерности в развитии словаря старших дошкольников с задержкой психического развития, возникающие из-за недостаточного развития познавательной сферы, представляют актуальность проблемы исследования. Таким детям необходимо проведение коррекционной работы по формированию словаря.
Объектом исследования является словарь прилагательных старших дошкольников с задержкой психического развития.
Предметом исследования является содержание коррекционной работы по формированию словаря прилагательных у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста.
Цель - выявить особенности развития словаря у старших дошкольников с задержкой психического развития и разработать календарно-тематический план по обогащению словаря прилагательных старших дошкольников с ЗПР.
Задачи:
1. Проанализировать научную психолого-педагогическую литературу, посвященную вопросам состояния и развития речи у детей с ЗПР.
2. Дать общую характеристику особенностей развития детей с задержкой психического развития.
3. Сравнить формирование словаря у старших дошкольников с задержкой психического развития и нормальным психофизическим развитием.
4. Выявить особенности формирования словаря у старших дошкольников с задержкой психического развития.
5. Разработать календарно-тематический план по обогащению словаря прилагательных старших дошкольников с ЗПР.
Экспериментальная работа проводилась в образовательной организации: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №12 комбинированного вида» города
Первоуральска.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Формирование лексики играет особую роль в речи ребенка. Нарушения развития лексики у старших дошкольников с задержкой психического развития является актуальной психолого-педагогической проблемой, как с теоретической, так и с практической точки зрения. Обратимся к теоретическому аспекту данной проблемы. Для осмысления теоретического аспекта проблемы были поставлены и выполнены все задачи:
1. Собрана и проанализирована специальная психолого-педагогическая литература, посвященная вопросам состояния и развития речи у детей с задержкой психического развития.
2. Дана общая характеристика особенностям развития детей с ЗПР.
3. Проведено сравнение формирования словаря имен прилагательных у детей с нормальным психофизическим развитием и старших дошкольников с задержкой психического развития.
4. Выявлены особенности формирования словаря у старших дошкольников с задержкой психического развития.
5. Разработана программа по обогащению словаря прилагательных старших дошкольников с ЗПР.
В специальной психолого-педагогической литературе (Н. Ю. Борякова, Е. С. Слепович, Е. В. Мальцева, С. Г. Шевченко) отмечается замедленный темп развития речи, особенности проявления и значительная распространенность нарушений у детей с ЗПР.
Детство ребенка - период интенсивной первичной социализации, получения знаний об окружающем мире.
У детей с задержкой психического развития в процессе развития речи наблюдается несформированность лексической системы и недоразвитие такой функции речи, как обозначение группы предметов сходных по общему признаку. Это приводит к скудному словарному запасу. Преимущественно развит пассивный словарь. Особенные затруднения наблюдаются при использовании имен прилагательных. Такие проявления тормозят процесс социализации, приводят к проблемам общения со сверстниками, осложняют формирование познавательной сферы, затрудняют развитие устной и письменной речи.
Обратимся к практическому аспекту проблемы. Для ее осуществления была проведена экспериментальная работа в образовательной организации: МАДОУ «Детский сад № 12 комбинированного вида» города
Первоуральска, выявлены особенности формирования словаря прилагательных у старших дошкольников.
На основе проведенных изучений формирования словаря у старших дошкольников с задержкой психического развития был выявлен ряд существенных особенностей, в отличие от детей с нормальным психофизическим состоянием. Употребление прилагательных, не относящихся к реальным предметам, замены прилагательных на слова- заменители, использование активной помощи педагога указывали на то, что дети испытывают трудности с существенными признаками предмета, а также не разграничивают свойства предмета. Дошкольники с ЗПР в речи используют лишь прилагательные, обозначающие непосредственно воспринимаемые свойства предметов.
После проведенного констатирующего эксперимента была составлена программа по обогащению словаря на материале имен прилагательных с календарно-тематическим планированием.
1. Алексеева, М. М. Овладение оценочной лексикой как условие формирования социальной активности старшего дошкольника / М. М. Алексеева, В. И. Яшина // Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста : хрестоматия. - М., 1999. - 400 с.
2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. - М., 1999. - 265 с.
3. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей / Е. Ф. Архипова. - М. : АСТ, 2007. - 343 с.
4. Баранов, П. А. Обществознание : Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П. А. Баранов, А. В. Воронцов, С. В. Шевченко ; под ред. П.А. Баранова. - М., 2017. - 542 с.
5. Белякова, Л. И. Речевой онтогенез и значение гиперсензитивных периодов / Л. И. Белякова ; под ред. Ю.Ф. Гаркуши. - М., 2001. - 79 с.
6. Борисоглебская, Э. И. Русский язык: пособие для поступающих в вузы / Э. И. Борисоглебская, В. П. Гурченкова, А. Е. Курбыко. - М., 2003. - 96 с.
7. Борякова, Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Н. Ю. Борякова. - М. : ГНОМ-ПРЕСС, 2002. - 64 с.
8. Бутон, Ш. Развитие речи / Ш. Бутон. - М. : Прогресс, 2007. - 324 с.
9. Валгина, Н.С. Современный русский язык : учебник / Н. С. Валгина, Д. Э. Розенталь, М. И. Фомина ; под ред. Н. С. Валгиной. - М., 2001. - 189 с.
10. Вершинина, О. М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня / О. М. Вершинина // Логопед. - 2004. - № 1. - С. 34-40.
11. Волкова, Г. А. Методика динамического обследования детей с нарушениями речи / Г. А. Волкова, М. А. Илюк. - СПб., 2006. - 70 с.
12. Выготский, Л.С. Развитие устной речи. Детская речь. Ч. 1. / Л. С. Выготский ; под ред. А. М. Матюшкина. - М., 1996. - 51 с.
13. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский. - М., 1966. - 312 с.
14. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - М., 1961. - 348 с.
15. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев, Г. А. Фомичева, О. С Ушакова. - М., 2007. - 471 с.
16. Громова, О.Е. Методика формирования начального детского лексикона / О. Е. Громова. - М., 2003. - 256 с.
17. Деревянкина, Н. А. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития / Н. А. Деревянкина. - М., 2003. - 77 с.
18. Деревянко, Н. П. Формирование словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи / Н. П. Деревянко, Е. А. Лапп // Практическая психология и логопедия - 2006. - № 4. - С. 22-25.
...