Коррекционная работа по обогащению словаря старших дошкольников с задержкой психического развития (на материале имен прилагательных)
|
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 7
1.1. Психолого-педагогические особенности старших дошкольников с
задержкой психического развития 7
1.2. Формирование словаря у детей дошкольного возраста в норме 17
1.3. Особенности формирования и развития словаря детей старшего
дошкольного возраста с задержкой психического развития 21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 29
2.1. Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента 29
2.2. Методика изучения словаря прилагательных у старших
дошкольников с задержкой психического развития 30
2.3. Результаты констатирующего эксперимента 33
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ПО ОБОГАЩЕНИЮ СЛОВАРЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ 39
3.1. Методика развития словаря прилагательных у дошкольников с
задержкой психического развития 39
3.2. Анализ адаптированной общеобразовательной программы по
развитию речи в дошкольных учреждениях для детей с задержкой психического развития
46
3.3. Календарно-тематическое планирование работы по обогащению словаря прилагательных у старших дошкольников с задержкой
психического развития 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 74
1.1. Психолого-педагогические особенности старших дошкольников с
задержкой психического развития 7
1.2. Формирование словаря у детей дошкольного возраста в норме 17
1.3. Особенности формирования и развития словаря детей старшего
дошкольного возраста с задержкой психического развития 21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 29
2.1. Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента 29
2.2. Методика изучения словаря прилагательных у старших
дошкольников с задержкой психического развития 30
2.3. Результаты констатирующего эксперимента 33
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ПО ОБОГАЩЕНИЮ СЛОВАРЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ 39
3.1. Методика развития словаря прилагательных у дошкольников с
задержкой психического развития 39
3.2. Анализ адаптированной общеобразовательной программы по
развитию речи в дошкольных учреждениях для детей с задержкой психического развития
46
3.3. Календарно-тематическое планирование работы по обогащению словаря прилагательных у старших дошкольников с задержкой
психического развития 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 74
Развитая речь является условием всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче словарный запас, тем проще ему излагать свои мысли, а значит шире способности в познании окружающей действительности, наиболее полноценней и содержательней общение со сверстниками, взрослыми, тем активней психическое развитие.
Весьма значимая задача на пути развитии ребенка - формирование словаря. Формирование словаря процесс сложный и многоаспектный. Процесс формирования словаря представляет собой продолжительное накопление слов, уяснение их смыслового содержания, умения безошибочно и корректно употреблять слова в повседневном общении.
Весьма важно исправлять все возможные нарушения, которые ведут к отклонениям от общепризнанных норм языка. По отношению к детям с задержкой психического развития данная проблема становится наиболее важной, поскольку формирование словаря у них идет замедленными темпами. Формирование устной речи у таких детей задерживается на длительный период. Как известно, хорошо развитая устная речь способствует формированию речи письменной, являясь залогом ее успешного развития. В результате, нарушения лексического строя способствуют затруднению формирования представлений об окружающем мире, выявлению в нем закономерностей, осознанию явлений, свойств и качеств предметов.
В специальной психолого-педагогической литературе (Р. И. Лалаева, Е. С. Слепович, С. Г. Шевченко) отмечается скудность словарного запаса у детей с задержкой психического развития, преобладание пассивного словаря над активным, неумение разделять лексические единицы по смысловым признакам, непонимание родовых, обобщающих понятий, преобладание существительных и явный недостаток прилагательных и глаголов.
Таким образом, закономерности в развитии словаря старших дошкольников с задержкой психического развития, возникающие из-за недостаточного развития познавательной сферы, представляют актуальность проблемы исследования. Таким детям необходимо проведение коррекционной работы по формированию словаря.
Объектом исследования является словарь прилагательных старших дошкольников с задержкой психического развития.
Предметом исследования является содержание коррекционной работы по формированию словаря прилагательных у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста.
Цель - выявить особенности развития словаря у старших дошкольников с задержкой психического развития и разработать календарно-тематический план по обогащению словаря прилагательных старших дошкольников с ЗПР.
Задачи:
1. Проанализировать научную психолого-педагогическую литературу, посвященную вопросам состояния и развития речи у детей с ЗПР.
2. Дать общую характеристику особенностей развития детей с задержкой психического развития.
3. Сравнить формирование словаря у старших дошкольников с задержкой психического развития и нормальным психофизическим развитием.
4. Выявить особенности формирования словаря у старших дошкольников с задержкой психического развития.
5. Разработать календарно-тематический план по обогащению словаря прилагательных старших дошкольников с ЗПР.
Экспериментальная работа проводилась в образовательной организации: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №12 комбинированного вида» города
Первоуральска.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Весьма значимая задача на пути развитии ребенка - формирование словаря. Формирование словаря процесс сложный и многоаспектный. Процесс формирования словаря представляет собой продолжительное накопление слов, уяснение их смыслового содержания, умения безошибочно и корректно употреблять слова в повседневном общении.
Весьма важно исправлять все возможные нарушения, которые ведут к отклонениям от общепризнанных норм языка. По отношению к детям с задержкой психического развития данная проблема становится наиболее важной, поскольку формирование словаря у них идет замедленными темпами. Формирование устной речи у таких детей задерживается на длительный период. Как известно, хорошо развитая устная речь способствует формированию речи письменной, являясь залогом ее успешного развития. В результате, нарушения лексического строя способствуют затруднению формирования представлений об окружающем мире, выявлению в нем закономерностей, осознанию явлений, свойств и качеств предметов.
В специальной психолого-педагогической литературе (Р. И. Лалаева, Е. С. Слепович, С. Г. Шевченко) отмечается скудность словарного запаса у детей с задержкой психического развития, преобладание пассивного словаря над активным, неумение разделять лексические единицы по смысловым признакам, непонимание родовых, обобщающих понятий, преобладание существительных и явный недостаток прилагательных и глаголов.
Таким образом, закономерности в развитии словаря старших дошкольников с задержкой психического развития, возникающие из-за недостаточного развития познавательной сферы, представляют актуальность проблемы исследования. Таким детям необходимо проведение коррекционной работы по формированию словаря.
Объектом исследования является словарь прилагательных старших дошкольников с задержкой психического развития.
Предметом исследования является содержание коррекционной работы по формированию словаря прилагательных у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста.
Цель - выявить особенности развития словаря у старших дошкольников с задержкой психического развития и разработать календарно-тематический план по обогащению словаря прилагательных старших дошкольников с ЗПР.
Задачи:
1. Проанализировать научную психолого-педагогическую литературу, посвященную вопросам состояния и развития речи у детей с ЗПР.
2. Дать общую характеристику особенностей развития детей с задержкой психического развития.
3. Сравнить формирование словаря у старших дошкольников с задержкой психического развития и нормальным психофизическим развитием.
4. Выявить особенности формирования словаря у старших дошкольников с задержкой психического развития.
5. Разработать календарно-тематический план по обогащению словаря прилагательных старших дошкольников с ЗПР.
Экспериментальная работа проводилась в образовательной организации: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №12 комбинированного вида» города
Первоуральска.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Формирование лексики играет особую роль в речи ребенка. Нарушения развития лексики у старших дошкольников с задержкой психического развития является актуальной психолого-педагогической проблемой, как с теоретической, так и с практической точки зрения. Обратимся к теоретическому аспекту данной проблемы. Для осмысления теоретического аспекта проблемы были поставлены и выполнены все задачи:
1. Собрана и проанализирована специальная психолого-педагогическая литература, посвященная вопросам состояния и развития речи у детей с задержкой психического развития.
2. Дана общая характеристика особенностям развития детей с ЗПР.
3. Проведено сравнение формирования словаря имен прилагательных у детей с нормальным психофизическим развитием и старших дошкольников с задержкой психического развития.
4. Выявлены особенности формирования словаря у старших дошкольников с задержкой психического развития.
5. Разработана программа по обогащению словаря прилагательных старших дошкольников с ЗПР.
В специальной психолого-педагогической литературе (Н. Ю. Борякова, Е. С. Слепович, Е. В. Мальцева, С. Г. Шевченко) отмечается замедленный темп развития речи, особенности проявления и значительная распространенность нарушений у детей с ЗПР.
Детство ребенка - период интенсивной первичной социализации, получения знаний об окружающем мире.
У детей с задержкой психического развития в процессе развития речи наблюдается несформированность лексической системы и недоразвитие такой функции речи, как обозначение группы предметов сходных по общему признаку. Это приводит к скудному словарному запасу. Преимущественно развит пассивный словарь. Особенные затруднения наблюдаются при использовании имен прилагательных. Такие проявления тормозят процесс социализации, приводят к проблемам общения со сверстниками, осложняют формирование познавательной сферы, затрудняют развитие устной и письменной речи.
Обратимся к практическому аспекту проблемы. Для ее осуществления была проведена экспериментальная работа в образовательной организации: МАДОУ «Детский сад № 12 комбинированного вида» города
Первоуральска, выявлены особенности формирования словаря прилагательных у старших дошкольников.
На основе проведенных изучений формирования словаря у старших дошкольников с задержкой психического развития был выявлен ряд существенных особенностей, в отличие от детей с нормальным психофизическим состоянием. Употребление прилагательных, не относящихся к реальным предметам, замены прилагательных на слова- заменители, использование активной помощи педагога указывали на то, что дети испытывают трудности с существенными признаками предмета, а также не разграничивают свойства предмета. Дошкольники с ЗПР в речи используют лишь прилагательные, обозначающие непосредственно воспринимаемые свойства предметов.
После проведенного констатирующего эксперимента была составлена программа по обогащению словаря на материале имен прилагательных с календарно-тематическим планированием.
1. Собрана и проанализирована специальная психолого-педагогическая литература, посвященная вопросам состояния и развития речи у детей с задержкой психического развития.
2. Дана общая характеристика особенностям развития детей с ЗПР.
3. Проведено сравнение формирования словаря имен прилагательных у детей с нормальным психофизическим развитием и старших дошкольников с задержкой психического развития.
4. Выявлены особенности формирования словаря у старших дошкольников с задержкой психического развития.
5. Разработана программа по обогащению словаря прилагательных старших дошкольников с ЗПР.
В специальной психолого-педагогической литературе (Н. Ю. Борякова, Е. С. Слепович, Е. В. Мальцева, С. Г. Шевченко) отмечается замедленный темп развития речи, особенности проявления и значительная распространенность нарушений у детей с ЗПР.
Детство ребенка - период интенсивной первичной социализации, получения знаний об окружающем мире.
У детей с задержкой психического развития в процессе развития речи наблюдается несформированность лексической системы и недоразвитие такой функции речи, как обозначение группы предметов сходных по общему признаку. Это приводит к скудному словарному запасу. Преимущественно развит пассивный словарь. Особенные затруднения наблюдаются при использовании имен прилагательных. Такие проявления тормозят процесс социализации, приводят к проблемам общения со сверстниками, осложняют формирование познавательной сферы, затрудняют развитие устной и письменной речи.
Обратимся к практическому аспекту проблемы. Для ее осуществления была проведена экспериментальная работа в образовательной организации: МАДОУ «Детский сад № 12 комбинированного вида» города
Первоуральска, выявлены особенности формирования словаря прилагательных у старших дошкольников.
На основе проведенных изучений формирования словаря у старших дошкольников с задержкой психического развития был выявлен ряд существенных особенностей, в отличие от детей с нормальным психофизическим состоянием. Употребление прилагательных, не относящихся к реальным предметам, замены прилагательных на слова- заменители, использование активной помощи педагога указывали на то, что дети испытывают трудности с существенными признаками предмета, а также не разграничивают свойства предмета. Дошкольники с ЗПР в речи используют лишь прилагательные, обозначающие непосредственно воспринимаемые свойства предметов.
После проведенного констатирующего эксперимента была составлена программа по обогащению словаря на материале имен прилагательных с календарно-тематическим планированием.
Подобные работы
- Коррекционная работа по обогащению словаря старших дошкольников с задержкой психического развития (на материале имен прилагательных)
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2024 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ АРТТЕРАПИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2020 - Особенности активного словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР (Алтайский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ СЛОВАРЯ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2020 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОБОГАЩЕНИЮ
АТРИБУТИВНОГО СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2017 - КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОБОГАЩЕНИЮ ПРЕДМЕТНОГО СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2016 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДМЕТНОГО
СЛОВАРЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2017 - Формирование предикативного словаря у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2021





