Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекционная работа по обогащению словаря старших дошкольников с задержкой психического развития (на материале имен прилагательных)

Работа №93915

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы89
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
205
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 7
1.1. Психолого-педагогические особенности старших дошкольников с
задержкой психического развития 7
1.2. Формирование словаря у детей дошкольного возраста в норме 17
1.3. Особенности формирования и развития словаря детей старшего
дошкольного возраста с задержкой психического развития 21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 29
2.1. Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента 29
2.2. Методика изучения словаря прилагательных у старших
дошкольников с задержкой психического развития 30
2.3. Результаты констатирующего эксперимента 33
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ПО ОБОГАЩЕНИЮ СЛОВАРЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ 39
3.1. Методика развития словаря прилагательных у дошкольников с
задержкой психического развития 39
3.2. Анализ адаптированной общеобразовательной программы по
развитию речи в дошкольных учреждениях для детей с задержкой психического развития
46
3.3. Календарно-тематическое планирование работы по обогащению словаря прилагательных у старших дошкольников с задержкой
психического развития 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 74

Развитая речь является условием всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче словарный запас, тем проще ему излагать свои мысли, а значит шире способности в познании окружающей действительности, наиболее полноценней и содержательней общение со сверстниками, взрослыми, тем активней психическое развитие.
Весьма значимая задача на пути развитии ребенка - формирование словаря. Формирование словаря процесс сложный и многоаспектный. Процесс формирования словаря представляет собой продолжительное накопление слов, уяснение их смыслового содержания, умения безошибочно и корректно употреблять слова в повседневном общении.
Весьма важно исправлять все возможные нарушения, которые ведут к отклонениям от общепризнанных норм языка. По отношению к детям с задержкой психического развития данная проблема становится наиболее важной, поскольку формирование словаря у них идет замедленными темпами. Формирование устной речи у таких детей задерживается на длительный период. Как известно, хорошо развитая устная речь способствует формированию речи письменной, являясь залогом ее успешного развития. В результате, нарушения лексического строя способствуют затруднению формирования представлений об окружающем мире, выявлению в нем закономерностей, осознанию явлений, свойств и качеств предметов.
В специальной психолого-педагогической литературе (Р. И. Лалаева, Е. С. Слепович, С. Г. Шевченко) отмечается скудность словарного запаса у детей с задержкой психического развития, преобладание пассивного словаря над активным, неумение разделять лексические единицы по смысловым признакам, непонимание родовых, обобщающих понятий, преобладание существительных и явный недостаток прилагательных и глаголов.
Таким образом, закономерности в развитии словаря старших дошкольников с задержкой психического развития, возникающие из-за недостаточного развития познавательной сферы, представляют актуальность проблемы исследования. Таким детям необходимо проведение коррекционной работы по формированию словаря.
Объектом исследования является словарь прилагательных старших дошкольников с задержкой психического развития.
Предметом исследования является содержание коррекционной работы по формированию словаря прилагательных у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста.
Цель - выявить особенности развития словаря у старших дошкольников с задержкой психического развития и разработать календарно-тематический план по обогащению словаря прилагательных старших дошкольников с ЗПР.
Задачи:
1. Проанализировать научную психолого-педагогическую литературу, посвященную вопросам состояния и развития речи у детей с ЗПР.
2. Дать общую характеристику особенностей развития детей с задержкой психического развития.
3. Сравнить формирование словаря у старших дошкольников с задержкой психического развития и нормальным психофизическим развитием.
4. Выявить особенности формирования словаря у старших дошкольников с задержкой психического развития.
5. Разработать календарно-тематический план по обогащению словаря прилагательных старших дошкольников с ЗПР.
Экспериментальная работа проводилась в образовательной организации: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №12 комбинированного вида» города
Первоуральска.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Формирование лексики играет особую роль в речи ребенка. Нарушения развития лексики у старших дошкольников с задержкой психического развития является актуальной психолого-педагогической проблемой, как с теоретической, так и с практической точки зрения. Обратимся к теоретическому аспекту данной проблемы. Для осмысления теоретического аспекта проблемы были поставлены и выполнены все задачи:
1. Собрана и проанализирована специальная психолого-педагогическая литература, посвященная вопросам состояния и развития речи у детей с задержкой психического развития.
2. Дана общая характеристика особенностям развития детей с ЗПР.
3. Проведено сравнение формирования словаря имен прилагательных у детей с нормальным психофизическим развитием и старших дошкольников с задержкой психического развития.
4. Выявлены особенности формирования словаря у старших дошкольников с задержкой психического развития.
5. Разработана программа по обогащению словаря прилагательных старших дошкольников с ЗПР.
В специальной психолого-педагогической литературе (Н. Ю. Борякова, Е. С. Слепович, Е. В. Мальцева, С. Г. Шевченко) отмечается замедленный темп развития речи, особенности проявления и значительная распространенность нарушений у детей с ЗПР.
Детство ребенка - период интенсивной первичной социализации, получения знаний об окружающем мире.
У детей с задержкой психического развития в процессе развития речи наблюдается несформированность лексической системы и недоразвитие такой функции речи, как обозначение группы предметов сходных по общему признаку. Это приводит к скудному словарному запасу. Преимущественно развит пассивный словарь. Особенные затруднения наблюдаются при использовании имен прилагательных. Такие проявления тормозят процесс социализации, приводят к проблемам общения со сверстниками, осложняют формирование познавательной сферы, затрудняют развитие устной и письменной речи.
Обратимся к практическому аспекту проблемы. Для ее осуществления была проведена экспериментальная работа в образовательной организации: МАДОУ «Детский сад № 12 комбинированного вида» города
Первоуральска, выявлены особенности формирования словаря прилагательных у старших дошкольников.
На основе проведенных изучений формирования словаря у старших дошкольников с задержкой психического развития был выявлен ряд существенных особенностей, в отличие от детей с нормальным психофизическим состоянием. Употребление прилагательных, не относящихся к реальным предметам, замены прилагательных на слова- заменители, использование активной помощи педагога указывали на то, что дети испытывают трудности с существенными признаками предмета, а также не разграничивают свойства предмета. Дошкольники с ЗПР в речи используют лишь прилагательные, обозначающие непосредственно воспринимаемые свойства предметов.
После проведенного констатирующего эксперимента была составлена программа по обогащению словаря на материале имен прилагательных с календарно-тематическим планированием.



1. Алексеева, М. М. Овладение оценочной лексикой как условие формирования социальной активности старшего дошкольника / М. М. Алексеева, В. И. Яшина // Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста : хрестоматия. - М., 1999. - 400 с.
2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. - М., 1999. - 265 с.
3. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей / Е. Ф. Архипова. - М. : АСТ, 2007. - 343 с.
4. Баранов, П. А. Обществознание : Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П. А. Баранов, А. В. Воронцов, С. В. Шевченко ; под ред. П.А. Баранова. - М., 2017. - 542 с.
5. Белякова, Л. И. Речевой онтогенез и значение гиперсензитивных периодов / Л. И. Белякова ; под ред. Ю.Ф. Гаркуши. - М., 2001. - 79 с.
6. Борисоглебская, Э. И. Русский язык: пособие для поступающих в вузы / Э. И. Борисоглебская, В. П. Гурченкова, А. Е. Курбыко. - М., 2003. - 96 с.
7. Борякова, Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Н. Ю. Борякова. - М. : ГНОМ-ПРЕСС, 2002. - 64 с.
8. Бутон, Ш. Развитие речи / Ш. Бутон. - М. : Прогресс, 2007. - 324 с.
9. Валгина, Н.С. Современный русский язык : учебник / Н. С. Валгина, Д. Э. Розенталь, М. И. Фомина ; под ред. Н. С. Валгиной. - М., 2001. - 189 с.
10. Вершинина, О. М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня / О. М. Вершинина // Логопед. - 2004. - № 1. - С. 34-40.
11. Волкова, Г. А. Методика динамического обследования детей с нарушениями речи / Г. А. Волкова, М. А. Илюк. - СПб., 2006. - 70 с.
12. Выготский, Л.С. Развитие устной речи. Детская речь. Ч. 1. / Л. С. Выготский ; под ред. А. М. Матюшкина. - М., 1996. - 51 с.
13. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский. - М., 1966. - 312 с.
14. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - М., 1961. - 348 с.
15. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев, Г. А. Фомичева, О. С Ушакова. - М., 2007. - 471 с.
16. Громова, О.Е. Методика формирования начального детского лексикона / О. Е. Громова. - М., 2003. - 256 с.
17. Деревянкина, Н. А. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития / Н. А. Деревянкина. - М., 2003. - 77 с.
18. Деревянко, Н. П. Формирование словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи / Н. П. Деревянко, Е. А. Лапп // Практическая психология и логопедия - 2006. - № 4. - С. 22-25.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ