Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Работа №93913

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы77
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
173
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 7
1.1. Развитие графомоторныхнавыков в период подготовки к обучению
грамоте 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста сзадержкой психического развития 12
1.3. Особенности формирования графомоторных навыков у детей
старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 17
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ГРАФОМОТОРНЫХНАВЫКОВ УДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 21
2.1. Анализ программы по подготовке детей старшего дошкольного
возраста с задержкой психического развития к
письму 21
2.2 Организация и проведение констатирующего
эксперимента 25
2.3. Анализ результатов констатирующего
эксперимента 30
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАФОМОТОРНЫХНАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 35
3.1. Обзор методик по формированию графомоторных навыков 35
3.2. Обучающий эксперимент 39
3.3 Контрольный эксперимент 43
Заключение 49
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 72

Вопросы воспитания, обучения и развития дошкольников с задержкой психического развития остаются актуальными в современном обществе, поскольку наблюдается существенная негативная тенденция роста числа детей данной категории, что во многом обусловлено как неблагоприятной ситуацией в микросреде развития ребенка с задержкой психического развития, так и внешними причинами, связанными с необходимостью разработки новых методик коррекции развития детей с ограниченными возможностями здоровья, подготовки их к школьному обучению.
Одним из основных качеств, входящих в структуру готовности ребенка к школе, является графическая способность[5]. Благодаря этому умению дошкольник может овладеть особой формой письменной речи. Могут возникать трудности с обучением школьников с задержкой психического развития письму: таким детям сложно держать карандаш, у них снижен или повышен мышечный тонус рук, что приводит к сложностям в развитии графических навыков.
Детям с задержкой психического развития сложно осваивать процессы письма, т.к. это связано с незрелостью уровня активации нервной системы - слабой способностью нервных клеток выдерживать концентрированное возбуждение и торможение на длительный или короткий период. У этой группы детей очень важно развивать графомоторные навыки, поскольку в процессе письма активируются физиологические процессы головного мозга ребенка, помимо умения овладевать письмом, развиваются различные сферы психики: познавательная, эмоциональная.
Графомоторные навыки необходимы ребенку и вповседневной жизни для выполнения различных бытовых и образовательных мероприятий, чтобы ребенок мог самостоятельно одеваться, играть, рисовать, конструировать.
На современном этапе уже накоплен определенный опыт организации коррекционно-педагогической помощи дошкольникам с задержкой психического развития. Изучением графомоторных навыков занимались Н. Н. Волоскова, О. А. Карабанова, Т. С. Комарова, Б. Ф. Ломов, Г. Г. Мисаренко, М. Г. Храковская.
Развитие графомоторных навыков ребёнка - это сложный процесс как физиологически, так и психологически. Связанно это в первую очередь с тем, что помимо коры головного мозга, задействуются все анализаторы. Существует немало работ, посвящённых данной проблеме у таких авторов как: М. М. Безруких, Г. А. Каше, А. Н. Корнева, Р. И. Лалаевой,
Р. Е. Левиной, Е. Н. Российской, О. А. Токаревой, Р. Д. Тригер, М. Е. Хватцева, Г. В. Чиркиной и др.
В связи с указанным выше, тему исследования «Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития» можно считать актуальной.
Объект исследования - графомоторные навыки у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития .
Предмет исследования - процесс формирования графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Цель работы - определить и реализовать содержание коррекционной работы по формированию графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития .
Задачи:
- изучить содержание и задачи формирования графомоторных навыков у детей с задержкой психического развития;
- рассмотреть психолого-педагогическую характеристику задержки психического развития;
- проанализировать особенности усвоения письма дошкольниками с задержкой психического развития;
- определить методы диагностики графомоторных навыков у детей с задержкой психического развития;
- проанализировать методики формирования графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Методы исследования: констатирующий эксперимент, теоретический анализ литературы, анкетирование, педагогическое наблюдение, количественный и качественный анализ, структурный метод.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


У дошкольников с задержкой психического развития формирование графомоторных навыков имеет особенности, которые связаны с отставанием в психическом развитии (недостаточное развитие тонкой ручной моторики, задержка уровня развития психических функций, трудности межанализаторного взаимодействия и др.).
Графомоторные навыки являются автоматизированными элементами осознанных действий человека, вырабатывающиеся в ходе его выполнения. Появление навыка означает сознательное действие, которое выполняется автоматизировано. Поэтому можно заключить, таким образом, что графомоторные навыки - закрепленные в изобразительной деятельности, выработанные показатели действий, осуществляемые дошкольниками в процессе реализации акта письма.
Формирование графомоторных навыков - является длительным и сложным процессом, требующим от педагогов методической грамотности, знаний возрастных особенностей дошкольников с задержкой психического развития, личностной компетентности для работы с этой категорией детей. В связи с этим в данной работе были рассмотрены основные проблемы по развитию графомоторных навыков у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Результаты анализа на констатирующем этапе эксперимента позволили определить проблемы, имеющиеся у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития:
- несформированность навыка точного копирования заданного образца;
- недостаточное развитие внимания, тонкой ручной моторики, сенсомоторной координации, пространственного восприятия;
- низкий уровень степени подготовленности руки ребёнка к овладению письмом, развития точности движений;
- низкий уровень контроля за действиями своей руки, отсутствие взаимосвязи между зрительным анализатором и движением руки;
- низкая уровень умений ребёнка в области моторной и перцептивной организации пространства.
С целью преодоления выявленных проблем у детей с задержкой психического развития была организована коррекционная работа на основе применения комплекса коррекционно-развивающих занятий с использованием широкого спектра специальных упражнений. В течение месяца эти занятия проводились с группой обследуемых старших дошкольников с задержкой психического развития.
Проведенное контрольное экспериментальное исследование, направленное на изучение степени сформированности графомоторных навыков, показало нам следующие результаты:
- увеличилась способность детей с задержкой психического развития к синтезу, анализу зрительно-визуальной информации и дифференциации зрительного восприятия;
- дети улучшили навык точного копирования заданного образца;
- несколько улучшились показатели сенсомоторной координации, пространственного восприятия, и тонкой ручной моторики;
- движения руки стали более точными, уровень контроля своих действий у детей стал выше относительно констатирующего этапа эксперимента;
- улучшилась взаимосвязь относительно зрительного анализатора и действий руки.
Таким образом, организованная коррекционная работа для детей с задержкой психического развития явилась эффективным средством по развитию графомоторных навыков. Говорить о полной реализации целей коррекционно-развивающей деятельности сложно, за короткое время нельзя добиться значительных улучшений в развитии графомоторных навыков. Но даже небольшая положительная динамика в результатах, позволяет говорить о продуктивном влиянии и коррекционной работы на основе комплекса занятий с использованием специальных упражнений на развитие основных компонентов графомоторной функции.


1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания Б. Г. Ананьев. - СПб. : Питер, 2001. - 354 с.
2. Ахметова, Г. Понятие и сущность логического мышления в психологии и педагогике / Г. Ахметова, М. Е. Бекболганова, А. Мухаева// Евразийский союз ученых. - 2016. - № 1-3. - С. 9-11.
3. Безруких, М. М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь / М. М. Безруких. - М.:Эксмо, 2017. - 464 с.
4. Быкова, И. А. Обучение детей грамоте в игровой форме : методическое пособие / И. А. Быкова. - СПб. : Детство-Пресс, 2016. - 94 с.
5. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет / Л. А. Венгер. - М. : Просвещение, 1987. -202 с.
6. Глуханюк, Н. С. Общая психология : учебное пособие / Н. С. Глуханюк. - М. : Академия, 2017. - 272 с.
7. Григорьева, Е. Л. Формирование интеллектуальной готовности к обучению грамоте детей / Е. Л. Григорьева // Молодой ученый. - 2016. - № 8.
- С. 920-922.
8. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе /
Н. И. Гуткина. - СПб., 2004. - 208 с.
9. Дети с задержкой психического развития / под ред.
В. И. Лубовского [и др.]. - М., 2015.
10. Дмитриева, Е. Е. Психолого-педагогические проблемы инклюзивного образования старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья / Е. Е. Дмитриева // Приволжский научный журнал.
- 2017. - № 4. - С. 255-258.
11. Дурова, Н. В. Обучение дошкольников грамоте / Н. В. Дурова. - М. : Школьная Пресса, 2016. - 216 с.
12. Екжанова, Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е. А. Екжанова, Е. А. стребелева. - М. : Просвещение, 2015. - 272 с.
13. Ефименкова, Л. Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей : методическое пособие / Л. Н. Ефименкова, И. Н. Садовникова. - М. : Просвещение, 2015. - 206 с.
14. Журова, Л. Е. Обучение грамоте детей в детском саду / Л. Е. Журова. - М. : Академия, 2015. - 118 с.
15. Иншакова, О. Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 5-7 лет : пособие для логопеда: В 2-х ч. Ч. 1 : Формирование зрительно- предметногогнозиса и зрительно-моторной координации / О. Б. Иншакова. - М. : Владос, 2003.
16. Иншакова, О. Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у
детей 5-7 лет : пособие для логопеда: В 2-х ч. Ч. 2 : Формирование
элементарного графического навыка / О. Б. Иншакова. - М. : Владос, 2003.
17. Кирейчева, Е. В. Диагностика и формирование психологической готовности детей к обучению в школе : методическое пособие / Е. В. Кирейчева, А. В. Кирейчев. - Киев : Педагогическая пресса, 2000. - 96 с.
18. Колесникова, Е. В. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты» / Е. В. Колесникова. - М. : Педагогика, 2016. - 120 с.
19. Колесникова, Е. В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет : учеб.-метод. пособие к рабочей тетради «От А до Я» / Е. В. Колесникова. - М. : Педагогика, 2017. - 116 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ