ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 7
1.1. Развитие графомоторныхнавыков в период подготовки к обучению
грамоте 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста сзадержкой психического развития 12
1.3. Особенности формирования графомоторных навыков у детей
старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 17
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ГРАФОМОТОРНЫХНАВЫКОВ УДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 21
2.1. Анализ программы по подготовке детей старшего дошкольного
возраста с задержкой психического развития к
письму 21
2.2 Организация и проведение констатирующего
эксперимента 25
2.3. Анализ результатов констатирующего
эксперимента 30
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАФОМОТОРНЫХНАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 35
3.1. Обзор методик по формированию графомоторных навыков 35
3.2. Обучающий эксперимент 39
3.3 Контрольный эксперимент 43
Заключение 49
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 72
Вопросы воспитания, обучения и развития дошкольников с задержкой психического развития остаются актуальными в современном обществе, поскольку наблюдается существенная негативная тенденция роста числа детей данной категории, что во многом обусловлено как неблагоприятной ситуацией в микросреде развития ребенка с задержкой психического развития, так и внешними причинами, связанными с необходимостью разработки новых методик коррекции развития детей с ограниченными возможностями здоровья, подготовки их к школьному обучению.
Одним из основных качеств, входящих в структуру готовности ребенка к школе, является графическая способность[5]. Благодаря этому умению дошкольник может овладеть особой формой письменной речи. Могут возникать трудности с обучением школьников с задержкой психического развития письму: таким детям сложно держать карандаш, у них снижен или повышен мышечный тонус рук, что приводит к сложностям в развитии графических навыков.
Детям с задержкой психического развития сложно осваивать процессы письма, т.к. это связано с незрелостью уровня активации нервной системы - слабой способностью нервных клеток выдерживать концентрированное возбуждение и торможение на длительный или короткий период. У этой группы детей очень важно развивать графомоторные навыки, поскольку в процессе письма активируются физиологические процессы головного мозга ребенка, помимо умения овладевать письмом, развиваются различные сферы психики: познавательная, эмоциональная.
Графомоторные навыки необходимы ребенку и вповседневной жизни для выполнения различных бытовых и образовательных мероприятий, чтобы ребенок мог самостоятельно одеваться, играть, рисовать, конструировать.
На современном этапе уже накоплен определенный опыт организации коррекционно-педагогической помощи дошкольникам с задержкой психического развития. Изучением графомоторных навыков занимались Н. Н. Волоскова, О. А. Карабанова, Т. С. Комарова, Б. Ф. Ломов, Г. Г. Мисаренко, М. Г. Храковская.
Развитие графомоторных навыков ребёнка - это сложный процесс как физиологически, так и психологически. Связанно это в первую очередь с тем, что помимо коры головного мозга, задействуются все анализаторы. Существует немало работ, посвящённых данной проблеме у таких авторов как: М. М. Безруких, Г. А. Каше, А. Н. Корнева, Р. И. Лалаевой,
Р. Е. Левиной, Е. Н. Российской, О. А. Токаревой, Р. Д. Тригер, М. Е. Хватцева, Г. В. Чиркиной и др.
В связи с указанным выше, тему исследования «Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития» можно считать актуальной.
Объект исследования - графомоторные навыки у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития .
Предмет исследования - процесс формирования графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Цель работы - определить и реализовать содержание коррекционной работы по формированию графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития .
Задачи:
- изучить содержание и задачи формирования графомоторных навыков у детей с задержкой психического развития;
- рассмотреть психолого-педагогическую характеристику задержки психического развития;
- проанализировать особенности усвоения письма дошкольниками с задержкой психического развития;
- определить методы диагностики графомоторных навыков у детей с задержкой психического развития;
- проанализировать методики формирования графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Методы исследования: констатирующий эксперимент, теоретический анализ литературы, анкетирование, педагогическое наблюдение, количественный и качественный анализ, структурный метод.
У дошкольников с задержкой психического развития формирование графомоторных навыков имеет особенности, которые связаны с отставанием в психическом развитии (недостаточное развитие тонкой ручной моторики, задержка уровня развития психических функций, трудности межанализаторного взаимодействия и др.).
Графомоторные навыки являются автоматизированными элементами осознанных действий человека, вырабатывающиеся в ходе его выполнения. Появление навыка означает сознательное действие, которое выполняется автоматизировано. Поэтому можно заключить, таким образом, что графомоторные навыки - закрепленные в изобразительной деятельности, выработанные показатели действий, осуществляемые дошкольниками в процессе реализации акта письма.
Формирование графомоторных навыков - является длительным и сложным процессом, требующим от педагогов методической грамотности, знаний возрастных особенностей дошкольников с задержкой психического развития, личностной компетентности для работы с этой категорией детей. В связи с этим в данной работе были рассмотрены основные проблемы по развитию графомоторных навыков у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Результаты анализа на констатирующем этапе эксперимента позволили определить проблемы, имеющиеся у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития:
- несформированность навыка точного копирования заданного образца;
- недостаточное развитие внимания, тонкой ручной моторики, сенсомоторной координации, пространственного восприятия;
- низкий уровень степени подготовленности руки ребёнка к овладению письмом, развития точности движений;
- низкий уровень контроля за действиями своей руки, отсутствие взаимосвязи между зрительным анализатором и движением руки;
- низкая уровень умений ребёнка в области моторной и перцептивной организации пространства.
С целью преодоления выявленных проблем у детей с задержкой психического развития была организована коррекционная работа на основе применения комплекса коррекционно-развивающих занятий с использованием широкого спектра специальных упражнений. В течение месяца эти занятия проводились с группой обследуемых старших дошкольников с задержкой психического развития.
Проведенное контрольное экспериментальное исследование, направленное на изучение степени сформированности графомоторных навыков, показало нам следующие результаты:
- увеличилась способность детей с задержкой психического развития к синтезу, анализу зрительно-визуальной информации и дифференциации зрительного восприятия;
- дети улучшили навык точного копирования заданного образца;
- несколько улучшились показатели сенсомоторной координации, пространственного восприятия, и тонкой ручной моторики;
- движения руки стали более точными, уровень контроля своих действий у детей стал выше относительно констатирующего этапа эксперимента;
- улучшилась взаимосвязь относительно зрительного анализатора и действий руки.
Таким образом, организованная коррекционная работа для детей с задержкой психического развития явилась эффективным средством по развитию графомоторных навыков. Говорить о полной реализации целей коррекционно-развивающей деятельности сложно, за короткое время нельзя добиться значительных улучшений в развитии графомоторных навыков. Но даже небольшая положительная динамика в результатах, позволяет говорить о продуктивном влиянии и коррекционной работы на основе комплекса занятий с использованием специальных упражнений на развитие основных компонентов графомоторной функции.
1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания Б. Г. Ананьев. - СПб. : Питер, 2001. - 354 с.
2. Ахметова, Г. Понятие и сущность логического мышления в психологии и педагогике / Г. Ахметова, М. Е. Бекболганова, А. Мухаева// Евразийский союз ученых. - 2016. - № 1-3. - С. 9-11.
3. Безруких, М. М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь / М. М. Безруких. - М.:Эксмо, 2017. - 464 с.
4. Быкова, И. А. Обучение детей грамоте в игровой форме : методическое пособие / И. А. Быкова. - СПб. : Детство-Пресс, 2016. - 94 с.
5. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет / Л. А. Венгер. - М. : Просвещение, 1987. -202 с.
6. Глуханюк, Н. С. Общая психология : учебное пособие / Н. С. Глуханюк. - М. : Академия, 2017. - 272 с.
7. Григорьева, Е. Л. Формирование интеллектуальной готовности к обучению грамоте детей / Е. Л. Григорьева // Молодой ученый. - 2016. - № 8.
- С. 920-922.
8. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе /
Н. И. Гуткина. - СПб., 2004. - 208 с.
9. Дети с задержкой психического развития / под ред.
В. И. Лубовского [и др.]. - М., 2015.
10. Дмитриева, Е. Е. Психолого-педагогические проблемы инклюзивного образования старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья / Е. Е. Дмитриева // Приволжский научный журнал.
- 2017. - № 4. - С. 255-258.
11. Дурова, Н. В. Обучение дошкольников грамоте / Н. В. Дурова. - М. : Школьная Пресса, 2016. - 216 с.
12. Екжанова, Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е. А. Екжанова, Е. А. стребелева. - М. : Просвещение, 2015. - 272 с.
13. Ефименкова, Л. Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей : методическое пособие / Л. Н. Ефименкова, И. Н. Садовникова. - М. : Просвещение, 2015. - 206 с.
14. Журова, Л. Е. Обучение грамоте детей в детском саду / Л. Е. Журова. - М. : Академия, 2015. - 118 с.
15. Иншакова, О. Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 5-7 лет : пособие для логопеда: В 2-х ч. Ч. 1 : Формирование зрительно- предметногогнозиса и зрительно-моторной координации / О. Б. Иншакова. - М. : Владос, 2003.
16. Иншакова, О. Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у
детей 5-7 лет : пособие для логопеда: В 2-х ч. Ч. 2 : Формирование
элементарного графического навыка / О. Б. Иншакова. - М. : Владос, 2003.
17. Кирейчева, Е. В. Диагностика и формирование психологической готовности детей к обучению в школе : методическое пособие / Е. В. Кирейчева, А. В. Кирейчев. - Киев : Педагогическая пресса, 2000. - 96 с.
18. Колесникова, Е. В. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты» / Е. В. Колесникова. - М. : Педагогика, 2016. - 120 с.
19. Колесникова, Е. В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет : учеб.-метод. пособие к рабочей тетради «От А до Я» / Е. В. Колесникова. - М. : Педагогика, 2017. - 116 с.
...