Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применяемые участковым уполномоченным полиции (Барнаульский юридический институт МВД России)
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ УЧАСТКОВЫМ УПОЛНОМОЧЕННЫМ МЕР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ 7
1.1 Понятие и цели применения участковым уполномоченным мер обеспечения по делам об административных правонарушениях 7
1.2 Правовые основы применения участковым уполномоченным мер обеспечения по делам об административных правонарушениях 13
1.3 Общая характеристика порядка применения участковым уполномоченным мер обеспечения по делам об административных правонарушения 18
2. АНАЛИЗ ПРАКТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ПРИМЕНЕНИЯ УЧАСТКОВЫМ УПОЛНОМОЧЕННЫМ МЕР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ 24
2.1 Анализ судебной практики применения участковым уполномоченным мер обеспечения по делам об административных правонарушениях 24
2.2 Проблемы правового регулирования применения участковым уполномоченным мер обеспечения по делам об административных правонарушениях и направления совершенствования законодательства в данной сфере 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
Актуальность темы. Обеспечение правопорядка предполагает осуществление деятельности, в рамках которой пресекается, предупреждается совершение административных правонарушений, а также непосредственно рассматриваются дела об административных правонарушениях. Производство по делам об административных правонарушениях допустимо рассматривать как одно из важнейших направлений деятельности полиции. Участковые уполномоченные, будучи сотрудниками полиции, вносят немалый вклад в деятельность, связанную с производством по делам об административных правонарушениях.
Участковый уполномоченный является полицейским, однако, его статус особый, потому задачи и обязанности данной категории сотрудников полиции обширны и специфичны. Особенность деятельности участковых уполномоченных заключается в том, что их работа большей частью связана с населением на тех участках, обслуживание которых им поручается, при этом речь идет не только о тех лицах, которые совершают правонарушения, но и о тех, которые не склонны к нарушению закона. Специфичность данной деятельности позволяет участковым уполномоченным собирать сведения о лицах, проживающих на подведомственных им участках и наиболее эффективно обеспечивать производство по делам об административных правонарушениях.
Потребность в проведении исследования обусловлена не только критикой в адрес полиции, в адрес участковых уполномоченных в аспекте неэффективности их деятельности, но и наличием правоприменительных проблем, возникающих при обеспечении производства по делам об административных правонарушениях.
Приведенные выше доводы свидетельствуют об актуальности темы, выбранной для исследования.
Целью настоящей работы является исследование мер обеспечения по делам об административных правонарушениях, применяемых участковыми уполномоченными полиции.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие и определить цели применения участковым уполномоченным мер обеспечения по делам об административных правонарушениях;
охарактеризовать правовые основы применения участковым уполномоченным мер обеспечения по делам об административных правонарушениях;
исследовать порядок приостановления деятельности общественных объединений;
дать общую характеристику порядка применения участковым уполномоченным мер обеспечения по делам об административных правонарушениях;
проанализировать судебную практику применения участковым уполномоченным мер обеспечения по делам об административных правонарушениях;
выявить проблемы правового регулирования применения участковым уполномоченным мер обеспечения по делам об административных правонарушениях и определить направления совершенствования законодательства в данной сфере.
Объектом исследования в данной работе являются общественные отношения, складывающиеся в процессе применения участковым уполномоченным мер обеспечения по делам об административных правонарушениях.
Предмет – законодательство России, судебная правоприменительная практика, позиции высших судов, а также воззрения теоретиков и исследователей на применение участковым уполномоченным мер обеспечения по делам об административных правонарушениях.
Теоретическая и практическая значимость. В работе проанализированы и обобщены теоретические воззрения относительно применения участковым уполномоченным обеспечительных мер по делам об административных правонарушениях, а также правоприменительные проблемы. Результаты могут быть использованы как основа для проведения последующих исследований в целях совершенствования законодательства и снижения проблем его применения.
Степень разработанности темы в литературе. Специализированных исследований, которые посвящались бы только применению участковым уполномоченным обеспечительных мер в рамках производства по делам об административных правонарушениях, на сегодняшний день. Теоретики права и исследователи преимущественно рассматривают данный вопрос при анализе осуществления участковыми уполномоченными производства по делам об административных правонарушениях в целом. Среди авторов подобных работ можно выделить А.С. Бондаренко, Ю.Н. Калюжного, А.А. Хохореву, Т.Н. Хохлову. Проблемам производства по делам об административных правонарушениях посвящены работы В.В. Головко, Н.Н. Цукановой. Отдельно можно выделить А.В. Карагодина, потому что его исследование посвящено обеспечительным мерам, которые принимаются сотрудниками полиции в рамках производства по делам об административных правонарушениях.
Проблематика работы. Деятельность участкового уполномоченного в части применения обеспечительных мер в рамках производства по делам об административных правонарушениях специфична в силу того, что они определены преимущественно как сотрудники полиции, выполняющие свои функции в пределах закрепленного участка, а в части производства по делам об административных правонарушениях – с учетом их компетенции, определенной в законе. Как следствие остаются недостаточно проработанными нормы относительно привлечения участковых уполномоченных к осуществлению деятельности по применению обеспечительных мер в рамках производства, осуществляемого иными должностными лицами.
В процессе написания были использованы следующие практические материалы: правовые позиции высших судов, а также судебная правоприменительная практика судов, входящих в состав судебной системы Российской Федерации.
В процессе написания данной работы использовались формально-логический метод, сравнительно-правовой, метод анализа и иные методы научного познания.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и библиографического списка.
Подводя итог исследованию, проведенному в связи с написанием настоящей работы, можно сделать следующие итоговые выводы, обобщая полученные результаты.
Обеспечительные меры по делам об административных правонарушениях представляют собой меры принуждения, которые могут быть применены от имени государства, так как они предполагают допускаемое законом ограничение прав. Участковые уполномоченные, будучи наделенными правом рассматривать отдельные категории дел об административных правонарушениях, вправе принимать обеспечительные меры, которые направлены как на обеспечение самого производства, так и на обеспечение рассмотрения дел, а также исполнение принятого по делу об административном правонарушении постановления. Участковые уполномоченные при этом вправе применять не все обеспечительные меры, а только часть, что связано с определением подведомственности дел об административных правонарушениях и степенью ограничения прав.
Основные положения о применении мер обеспечения по делам об административных правонарушениях содержатся в Кодеке РФ об административных правонарушениях. Однако непосредственно состав законодательства, регламентирующего деятельность участкового уполномоченного при применении указанных мер, гораздо шире. В их число входят федеральные законы, законы субъектов РФ, положения международного права, а также подзаконные нормативные правовые акты, среди которых наиболее важными являются ведомственные акты, разного рода инструкции, определяющие практические вопросы деятельности сотрудников органов внутренних дел, в том числе участковых уполномоченных.
Порядок применения участковым уполномоченным мер обеспечения по делу об административном правонарушении может отличаться в зависимости от того, идет ли речь о правонарушении, которое рассматривает непосредственно участковый, или о правонарушении, в рамках которого участковый уполномоченный привлекается к участию исключительно для применения мер обеспечения. Особенность производства по делам об административных правонарушениях заключается в том, что для того, чтобы участковый уполномоченный мог принять меры обеспечения, в большинстве случаев не требуется специального решения. Оформление осуществляется для констатации применения подобных мер.
Порядок применения обеспечительных мер предполагает последовательное совершение ряда действий, часть из которых непосредственно указана в законе, а часть предопределена логикой действий. В частности, речь идет об оценке потребности применения обеспечительных мер, о выборе той иной обеспечительной меры, которая применима для данной конкретной ситуации.
Проведенный анализ судебной правоприменительной практики позволяет утверждать, что наиболее часто споры возникают по поводу осуществления таких обеспечительных мер, как доставление и задержание. При этом чаще суды становятся на позицию участковых уполномоченных, признавая их действия законными. По результатам анализа была выявлена проблема альтернативности оформления факта доставления в действующем законодательстве.
Ряд проблем, связанных с применением участковыми уполномоченными обеспечительных мер по делам об административных правонарушениях, обусловлены наличием разграничения полномочий между субъектами РФ и непосредственно Российской Федерации в части правового регулирования административной ответственности. Возможность издания региональных законов, устанавливающих административную ответственность сама по себе не предопределяет возникновение проблемы. Проблемы присутствует вследствие того, что участковые уполномоченные, как сотрудники полиции, вправе принимать обеспечительные меры только в том случае, когда заключено соответствующее соглашение между МВД России и государственным органом субъекта РФ.
В целях решения подобное проблемы предлагает два варианта. Первый – это полная передача полномочий регулирования сферы административной ответственности на федеральный уровень, что приведет к логическому завершению споров по поводу финансирования и по поводу вовлечения участковых уполномоченных в процесс противодействия административных правонарушениям. Второй вариант – это частичный пересмотр законодательства и выделение составов административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность с полной передачей полномочий правового регулирования и правоприменения только на федеральный уровень.
Вторая проблема – это необязательность составления протокола о доставлении, альтернативности норм, предполагающих возможность внесения записи о доставлении в протокол задержания или постановления по делу об административном правонарушении. Подобный подход по результатам исследования определен как не отвечающий конституционным принципам неприкосновенности каждого человека, недопустимости произвольного ограничения его права на свободу передвижения. В целях совершенствования законодательства в данной части предлагается изложить часть 3 статьи 27.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в новой редакции:
«3. О доставлении составляется протокол. Копия протокола о доставлении вручается доставленному лицу».
1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 (с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 11.06.2022) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 1.
3. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (ред. от 21.12.2021) // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 7. – Ст. 900.
4. Федеральный закон от 21.07.2014 № 247-ФЗ «О внесении изменения в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 30 (ч. I). – Ст. 4248.
5. Приказ МВД России от 21.06.2003 № 438 «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления привода» (ред. от 01.02.2012) // Российская газета. – 2003. – № 137.
6. Приказ МВД России от 29.03.2019 № 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2019.
Учебная, научная литература
7. Артемьев Н.В. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и их особенности / Н.В. Артемьев, С.С. Статуев // Административное право и процесс. – 2019. – № 6. – С. 49-52.
8. Капранов А.В. О конституционных правах, ограничиваемых при применении мер обеспечения производства по делам об административном правонарушении / А.В. Капранов, О.Н. Кудовба // Философия права. – 2021. – № 2 (97). – С. 170-175.
9. Карагодин А.В. Применение органами внутренних дел мер обеспечения по делам об административных правонарушениях : автореф. дис. … канд. юр. наук : 12.00.14 / А.В. Карагодин. – М., 2006. – 29 с.
10. Клименко Н.В. Понятие и система мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях / Н.В. Клименко, Н. Моргунова // Danish Scientific Journal. – 2020. – № 33-2. – С. 13-15.
11. Князев С.Д. Еще раз о кодификации законодательства об административной ответственности в контексте правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации / С.Д. Князев // Административное право и процесс. – 2022. – № 2. – С. 6-14.
12. Комарова А.И. К вопросу определения оснований применения отдельных мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении / А.И. Комарова // Конституционные основы российского государства: история и современность. Сборник статей. – Рязань, 2020. – С. 107-112.
13. Костенников М.В. Некоторые актуальные вопросы финансирования полиции при передаче ей субъектами Российской Федерации полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях / М.В. Костенников, К.А. Султанов // Административное право и процесс. – 2021. – № 1. – С. 43-46.
14. Ноарова А.П. Особенности применения сотрудниками органов внутренних дел отдельных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях / А.П. Ноарова // Студенческая наука и XXI век. – 2020. – Т. 17. – № 2-2 (20). – С. 348-351.
15. Поддубный А.О. К вопросу о понятии «национальная безопасность» / А.О. Поддубный, Ф.Н. Удычак // Российская юстиция. – 2019. – № 6. – С. 6-7.
16. Степин А.Б. Соотношение международных стандартов, принципов права России и видов административно-правовых способов защиты гражданских прав субъектов малого и среднего предпринимательства / А.Б. Степин // Международное публичное и частное право. – 2022. – № 1. – С. 31-35.
17. Шакирова З.Р. Отдельные аспекты развития института участковых уполномоченных в России / З.Р. Шакирова, И.С. Абдуллина // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права. Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. – 2020. – С. 514-518.
Эмпирические материалы
18. Определение Конституционного Суда РФ от 17.01.2012 № 149-О-О «По жалобам граждан Гудимова Александра Валерьевича и Шуршева Александра Олеговича на нарушение их конституционных прав пунктом 1 статьи 1070 и статьей 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации». Документ опубликован не был // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.
19. Постановление Конституционного Суда РФ от 02.07.2018 № 27-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго части 6 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Законодательного Собрания Ростовской области» // Вестник Конституционного Суда РФ. – 2018. – № 6.
20. Определение Конституционного Суда РФ от 23.04.2020 № 860-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Старцева Максима Евгеньевича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части 1 статьи 13 Федерального закона «О полиции». Документ опубликован не был // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.
21. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2021) // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2022. – № 2.
22. Решение Московского городского суда от 28.03.2018 по делу № 7-2689/2018. Документ опубликован не был // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.
23. Решение Московского городского суда от 28.01.2019 по делу № 7-1221/2019. Документ опубликован не был // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.
24. Кассационное определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 25.12.2019 № 88А-2372/2019 по делу № 2а-1632/2019. Документ опубликован не был // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.
25. Решение Арбитражного суда Саратовской области от 01.03.2021 по делу № А57-16099/2020 [Электронный ресурс]. – URL: https://kad.arbitr.ru/Card/51e8988d-82c4-4dfb-b9e4-206678612a2b (дата обращения 01.07.2022).
26. Определение Верховного Суда РФ от 24.01.2022 № 306-ЭС21-26230 по делу № А57-16099/2020. Документ опубликован не был // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.
27. Кассационное определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 14.02.2022 № 88а-5449/2022, 88а-5450/2022. Документ опубликован не был // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.
28. Кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 06.04.2022 № 88а-7680/2022 по делу № 2а-2625/2021. Документ опубликован не был // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.