Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Технология формирования мелодико-интонационной стороны речи у старших дошкольников с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии

Работа №93896

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы175
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
169
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1. Онтогенез мелодико-интонационной стороны речи у детей в
норме 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с
псевдобульбарной дизартрией 14
1.3. Характеристика нарушений мелодико-интонационной стороны
речи у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией 25
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 33
2.1. Организация и методика констатирующего
эксперимента 33
2.2. Анализ результатов обследования мелодико-интонационной
стороны речи у детей старшего дошкольного возраста 37
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ МЕЛОДИКО-ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЁГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ
ДИЗАРТРИЕЙ 43
3.1. Теоретическое обоснование, принципы и организация
обучающего эксперимента 43
3.2. Содержание логопедической работы по формированию
мелодико-интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии 47
3.3 Констатирующий эксперимент и анализ его
результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 120
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 164

Актуальность проблемы исследования. В настоящее время проблема псевдобульбарной дизартрии интенсивно разрабатывается в клиническом, нейролингвистическом, психолого-педагогическом направлениях.
Повышенный интерес к нарушению определяется широкой распространенностью псевдобульбарной дизартрии у детей (Е. Ф. Архипова [6], Е. Н. Винарская [19], Л. В. Лопатина [46], О. В. Правдина [59] и другие).
Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
В исследованиях О. В. Правдиной [59], Т. Б. Филичевой [70], Л. В. Лопатиной [45], Е. Ф. Архиповой [6] и других авторов отмечается, что наряду с нарушениями звукопроизношения у детей с данной речевой патологией, имеются нарушения мелодико-интонационной стороны речи.
Интонирование речевых высказываний у детей затрудненно, а также их речь выделяется монотонностью и слабой выразительностью. У детей в этой ситуации имеются нарушения процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур предложений. Эти нарушения приводят как к затруднению речевой активности, так и оказывает значительное влияние на взаимодействие ребенка с окружающими его людьми. Также нарушения процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур влияет на задержку формирования познавательных процессов, что в дальнейшем негативно влияет на формирование личности в целом.
В большинстве исследований, которые были посвящены проблематике лёгкой степени псевдобульбарной дизартрии, приводятся различные рекомендации, которые оказывают влияние на процесс формирования интонационной выразительности речи (Л. В. Лопатина [45, 46], Г. В. Бабина[10]). Так, Г. В. Дедюхина [27], М. Ф. Фомичева [71], Е. Е. Шевцова [75] неоднократно отмечают, что интонация необходима для эмоциональной и смысловой составляющей высказывания. Наша устная речь в процессе коммуникаций становится более функциональной и понятной с помощью мелодико-интонационных средств выразительности.
На сегодняшний день в логопедии формированию речевых звуков уделено гораздо больше внимания в сравнении с развитием интонационной стороны речи. Последнее десятилетие активно разрабатываются особенности формирования интонации у детей с речевыми нарушениями, так как она является симптомом некоторых речевых нарушений и плотно связана со всеми компонентами языка [3, 4, 10, 18, 26, 43, 46, 60, 66].
Исследователи из разных областей науки проявляют особое внимание к формированию интонационно-мелодической стороне речи и этой тематике посвящены вопросы изучения в областях лингвистики, сурдопедагогики, логопедии, психологии речи (В. А. Артемов [3, 4], В. И. Бельтюков [12], Н. И. Жинкин [31], Л. В. Златоусова [33], Н. Д. Светозарова [60], Р. В. Тонкова- Ямпольская [65], М. Ф. Фомичева [71], Е. Е. Шевцова [75] и др.).
В связи с этим появляется необходимость начала работы по формированию мелодико-интонационной выразительности речи именно в дошкольном возрасте, потому что этот процесс работы будет повышать уровень развития связной речи, позволит исключить различные проблемы высказываний, оказывающих влияние на понимание эмоционального смысла и содержания предложений, таких как нечёткость дикции, монотонность, убыстренный или замедленный темп, нерасчлененность речи.
Рассмотрением особенностей интонационной выразительности речи в онтогенезе занимались педагоги, лингвисты, психологи (В. В. Гербова, А. Н. Гвоздев, Л. А. Копачевская, О. И. Лазаренко, Л. В. Лопатина, Л. А. Позднякова, C. JI. Рубинштейн, М. Ф. Фомичева и др.).
Для профилактики школьной дезадаптации, подготовки детей к успешному обучению, необходимо работать над преодолением расстройства интонационной выразительности, так как они являются необходимым элементом полноценного развития речи. Указанные особенности предопределяют важность и необходимость полноценного теоретического и практического изучения нарушений просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией и определение наиболее подходящих направлений для повышения эффективности методов и средств коррекционного воздействия с целью устранения нарушений, что и будет определять актуальность нашего исследования.
Объект исследования: мелодико-интонационная сторона речи у детей старшего дошкольного возраста с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Предмет исследования: содержания логопедической работы по формированию мелодико-интонационной стороны речи у дошкольников с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать содержание логопедической работы по формированию мелодико-интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии, проверить ее эффективность.
В соответствии с целью, объектом и предметом мы остановились на следующих задачах исследования:
1. Необходимо изучить научно-методическую литературу по данной проблеме у детей старшего школьного возраста с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
2. Подобрать методику изучения сформированности мелодико-интонационной стороны речи у детей старшего школьного возраста с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
3. Провести констатирующий эксперимент, направленный на выявление сформированности мелодико-интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрией, проанализировать его результаты.
4. Выделить необходимые направления работы и разработать комплекс для проведения коррекционной работы по формированию мелодико-интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с лёгкой псевдобульбарной дизартрией, проверить эффективность проведённой работы.
Для реализации наших целей и задач исследования использовалось несколько методов:
• первым методом является теоретический, в рамках которого требуется провести анализ специальной, логопедической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
• вторым методом является эмпирический, в рамках проводится констатирующий эксперимент
• третьим методом является обучающий и контрольный эксперименты, в рамках которых проводится анализ полученных результатов по итогам логопедической работы
• четвертым методом является количественный и качественный анализ данных, которые были получены в ходе эксперимента
База исследования: МБДОУ-детский сад комбинированного вида «Надежда» №120; г. Екатеринбург, ул. Баумана 4.
Структура выпускной квалификационной работы: состоит из нескольких разделов и содержит введение, три главы, заключение, список используемых источников и литературы, приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В выпускной квалификационной работе изучены теоретические и методологические основы мелодико-интонационной стороны речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, а также содержание коррекционно-логопедического воздействия, направленного на формирования мелодико-интонационной стороны речи у рассматриваемой категории детей.
Проведены изучение, анализ и обобщение литературы касающейся темы исследования. В ходе теоретической части было рассмотрено множество литературных источников, которые показывают, что мелодико-интонационная сторона речи - это составная характеристика просодической стороны речи, которая включает в себя интонацию, тембр, ритм, логическое и фразовое ударение, смысловые паузы в речи.
У старших дошкольников с общим недоразвитием речи выделяются дефекты звуко-произносительной стороны речи (звукопроизношение, слоговой структуры), а также они отличаются несформированностью мелодико¬интонационной стороны речи. Их речь не выразительна, монотонна, интонационно не связана.
На констатирующем этапе в исследовании принимало участие 5 детей, в возрасте шести лет, с речевым заключением общее недоразвитие речи (III и II уровня речевого развития). Исследование проводилось на базе государственного автономного образовательного учреждения МБДОУ - детский сад комбинированного вида «Надежда» № 120, г. Екатеринбурга, ул. Баумана 4.
Для изучения состояния мелодико-интонационной стороны речи использовала методику Е. Е. Шевцовой и Л. В. Забродиной, которая была разработана именно для изучения интонационной стороны речи для детей с дизартрией: «Методика восприятия интонации», «Методика воспроизведения интонации», «Методика восприятия логического ударения», «Методика воспроизведения логического ударения». (Приложение 1).
За каждое занятие детям ставилось от 1 до 4 баллов. Результаты исследования показали следующее:
- наличие трудностей восприятия на слух: вопросительной, повествовательной, восклицательной;
- трудности отраженного воспроизведения интонации: вопросительной, повествовательной, восклицательной;
- наличие трудностей при определения слова, которое выделяется логическим ударением;
- трудности в употреблении логического ударения.
Суммирование полученных баллов из 4 методик, позволило выделить следующие уровни сформированности мелодико-интонационной стороны речи: высокий, средний, низкий.
Результаты констатирующего эксперимента позволяют сделать вывод о недостаточной сформированности мелодико-интонационной стороны речи у детей с общим недоразвитием речи III и II уровня, а также фонематического недоразвития речи. Исследование свидетельствует о необходимости осуществления коррекционной работы по формированию мелодико-интонационной стороны речи у детей с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии. Было определено содержание и приемы коррекционно-логопедической работы по формированию мелодико-интонационной стороны речи, данной категории детей.
Логопедическая работа включала в себя три шага. В ходе выполнения логопедической работы соблюдался комплексный подход, которой включал использования всевозможных способов в формировании данной характеристики речи у старших дошкольников с дизартрией. В ходе работы применялись упражнения, игры с диалогами, стихотворные слова и рассказы.
Контрольный эксперимент показал, что составляющие мелодико-интонационной стороны речи у детей с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрией улучшились: интонация, логическое ударение, темп, паузирование, ритм и синтагма. Сравнительный анализ констатирующего и контрольного эксперимента показал, что некоторые показатели у детей с дизартрией стали лучше, после проведения коррекционно-логопедической работы на контрольном этапе эксперимента. К примеру, становление паузирования, проигрывание ритма и становление темпа.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы достигнута, поставленные в ней задачи решены.



1. Александрова, Л. Ю. Диагностика просодических различий / Л. Ю. Александрова, Н. П. Спирина. - Санкт-Петербург : Акцидент, 2000. - 267 с.
2. Алмазова, Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей / под общ. ред. Т. В. Чиркиной. - Москва : Айрис-пресс, 2005. - 134 с.
3. Артемов, В. А. Об интонеме и интонационном варианте / В. А. Артемов // Интонация и звуковой состав: Материалы коллоквиума по экспериментальной фонетике и психологии речи. - Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1965. - С. 3-20.
4. Артемов, В. А. Метод структурно-функционального изучения речевой интонации / В. А. Артемов. - Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1974. - 204 с.
5. Артемова, Е. Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями : автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.03 / Е. Э. Артемова ; Пед. академия последипломного образования. - Москва,
2005. - 139 с.
6. Архипова, Е. Ф. Клинико-педагогическая характеристика детей со стертой формой дизартрии : актуальные вопросы теории и практики коррекционной педагогики / Е. Ф. Архипова. - Москва : Астрель, 1997. - 220 с.
7. Архипова, Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста : учебное пособие для студентов педвузов / Е. Ф. Архипова. - Москва : Астрель, 2007. - 224 с.
8. Архипова, Е. Ф. Стертая форма дизартрии / Е. Ф. Архипова. - Москва : Астрель, 2007. - 320 с.
9. Ахутина, Т. В. Исследование речевого мышления в психолингвистике / Т. В. Ахутина, И. Н. Горелов и др. - Москва : Наука, 1985. - 240 с.
10. Бабина, Г. В. Коррекционная педагогика единое образовательное пространство : / Г. В. Бабина, Р. Е. Идес. // Состояние интонационной стороны речи у младших школьников с дизартрией : сб. ст. : глав. ред. И. В. Прищепова. - Санкт-Петербург : Питер, 2003. - С. 99-105.
11. Белова-Давид, Р. А. К вопросу систематизации речевых расстройств у детей / Р. А. Белова-Давид // Нарушение речи у дошкольников. - Москва : Просвещение, 1969. - С.11-47.
12. Бельтюков, В. И. Об усвоении детьми звуков речи / В. И. Бельтюков. - Москва : Просвещение, 1964. - 91 с.
13. Бельтюков, В. И. Значение исследований овладения произношением в норме для сурдопедагогической и логопедической практики / В. И. Бельтюков // Дефектология. - 1973. - № 3. - С. 3-10.
14. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - Москва : ВЛАДОС, 2009. - 287 с.
15. Белянин, В. П. Психолингвистика : учебник / В. П. Белянин ; под ред. Д. И. Фельдштейн. - Москва : Флинта, 2003. - 232 с.
16. Бондарко, Л. В. Основы общей фонетики : учебное пособие. 4-е издание, исправленное / Л. В. Бондарко, Л. А. Вербицкая, М. В. Гордина. - Санкт- Петербург: Питер ГУ: Академия, 2004. - 160 с.
17. Брызгунова, Е. А. Звуки и интонация русской речи / Е. А. Брызгунова / под ред. В. М. Пронина. - Москва : Русский язык, 1977. - 278. - С. 77.
18. Винарская, Е. Н. Дизартрия / Е. Н. Винарская. - Москва : АСТ, 2006. - 141 с.
19. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребёнка и проблемы
дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные
предпосылки освоения языка / Е. Н. Винарская. - Москва : Просвещение, 1987. - 268 с.
20. Власова, Т. М. Фонетическая ритмика в школе и в детском саду : практикум по работе со слабослышащими детьми / Т. М. Власова, А. Н. Пфафенродт. - Москва : учебная литература, 1997. - 240 с.
21. Волкова, Л. С. Логопедия : учеб. пособие / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова; под ред. Л. С. Волкова. - Москва : Просвещение, 1989. - 528 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ