ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 7
1.1. Онтогенез развития фонематических процессов у детей в норме... 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим
недоразвитием речи III уровня 13
1.3. Характеристика фонематического восприятия у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 22
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 26
2.1. Организация и методики логопедического обследования
фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 26
2.2. Результаты исследования речи у детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи III уровня 28
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ УРОВНЯ 4 4
3.1. Теоретическое обоснование и принципы логопедической работы по
формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 44
3.2. Содержание логопедической работы по формированию
фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 46
3.2. Результаты контрольного эксперимента 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 77
Речь является средством общения людей и формой человеческого мышления. Речь представляет собой сложнейший физиологический, психический, мыслительный, языковой, сенсомоторный процесс, в котором переплетаются как более элементарные (сенсомоторный, гностико-практический), так и высокоорганизованные уровни (смысловой, языковой) [23, с. 32]. После появления ребенка на свет, становление речи происходит постепенно, в определенные этапы развития маленького человека.
Речь - это фундамент психического развития ребенка дошкольного возраста, именно с помощью речи он будет познавать этот мир, а, следовательно, будут развиваться и все психические процессы. В настоящее время наблюдается рост количества детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Актуальность темы исследования заключается в том, что вопросы оказания логопедической помощи детям дошкольного возраста в последнее время в дошкольном воспитании становятся актуальными. Среди речевых патологий наиболее распространенным нарушением является общее недоразвитие речи (ОНР).
В русле последних тенденций в решении проблем воспитания детей дошкольного возраста с ОНР необходимы обогащение содержания и разработка новых форм взаимодействия взрослых с детьми в ходе обучения.
Поэтому проблема общего недоразвития речи (ОНР) у детей старшего дошкольного возраста требует многоаспектного изучения и поиска оптимальных путей коррекции. Особое внимание в ходе коррекционной работы с детьми с ОНР должно быть уделено фонематическим процессам, так как именно их недостаточная сформированность оказывает негативное влияние на речевое развитие детей в целом. Патология речи, особенно несформированность фонематического восприятия, в дальнейшем приведет к тому, что дети с ОНР, придя в школу, будут испытывать большие трудности в освоении грамоты.
Таким образом, изучение и коррекция недостатков фонематического восприятия у старших дошкольников с ОНР III уровня - актуальный вопрос в логопедии, поскольку эти процессы играют большую роль в формировании произносительной системы родного языка, является необходимым компонентов речевой подготовки детей к обучению в школе.
Объект исследования - фонематические нарушения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Объект исследования - коррекционная работа по развитию фонематического восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня как условия готовности к усвоению письменной речи.
Предмет исследования - направления и содержание работы по развитию фонематического восприятия у дошкольников с ОНР III уровня.
Проблема исследования заключается в определении основных направлений и содержания коррекционно-логопедической работы с детьми с ОНР III уровня по развитию фонематического восприятия как фактора речевого развития ребенка в целом, а также профилактике нарушений письма в будущем.
Цель исследования - совершенствование логопедической работы по формированию фонематического восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Цель исследования определили его задачи:
1. Проанализировать на основе анализа психолого-педагогической литературы современное состояние проблемы изучения онтогенеза фонематических процессов у детей дошкольного возраста.
2. Представить психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
3. Выявить основные нарушения фонематического восприятия у с ОНР III уровня.
Теоретическая основа исследования представлена научными концепциями и положениями теории специальной психологии и педагогики, современной логопедии, включающими:
- теории речевой деятельности: Л. С. Выготского, А. Н. Гвоздева, А. А. Леонтьева, А. Р. Лурия;
- вопросами развития фонематических процессов у детей, в том числе фонетического восприятия, в онтогенезе занимались такие исследователи, как В. И. Бельтюков, Р. Е. Левина, В. К. Орфинская, Н. Х. Швачкин и др.
Методы исследования: сбор и анализ теоретических данных по проблеме исследования в процессе изучения литературных источников; диагностические методы (изучение медицинской и психолого-педагогической документации, логопедическая и нейропсихологическая диагностика); наблюдение; обсервационный метод, включающий динамическое наблюдение; количественный и качественный анализ результатов исследования с использованием методов математической статистики.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад №2 «Радуга», г. Арамиль.
Развитие фонематического восприятия является одной из самых актуальных проблем современной логопедии. Актуальность проведения нашего исследования обусловлена возрастающим количеством детей, имеющим нарушение фонематических процессов, в том числе фонематического восприятия, поиском новых путей преодоления стоящих перед ними трудностей.
Исходя из цели исследования, нами были изучены следующие вопросы.
1. В первой главе «Теоретическое обоснование проблемы изучения фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня» представлена характеристика фонематических процессов, возможные нарушения фонематического восприятия, пути его коррекции и развития у старших дошкольников с речевым недоразвитием.
2. Изучению фонематического восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи посвящены исследования Н. С. Жуковой, Р. Е. Левиной, Е. М. Мастюковой, Н. В. Серебряковой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной и других исследователей. Авторы отмечают, что дошкольники с ОНР III уровня испытывают трудности в овладении фонематическим восприятием. Развитие фонематического восприятия является одной из первостепенных задач, стоящих перед логопедами в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи III уровня.
Несформированность фонематического восприятия негативно влияет на формирование звукопроизношения: для детей характерно употребление диффузных звуков неустойчивой артикуляции, многочисленные замены и смешения при относительно благополучном состоянии строения и функции артикуляционного аппарата.
Для детей с недоразвитием фонематического восприятия также характерны нарушения звуковой и слоговой структур слова (пропуск, вставка, перестановка, повторение звуков и слогов). С помощью выработки артикуляционных навыков можно добиться лишь минимального эффекта, и притом временного.
2. Во второй главе представлены результаты проведенного нами экспериментального изучения состояния фонематического восприятия у старших дошкольников с недоразвитием речи
С целью изучения особенностей сформированности фонематического восприятия у дошкольников 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня нами проведен констатирующий эксперимент на базе МАДОУ «Радуга» № 2, г. Арамиль. В исследовании приняли участие 10 детей.
Обследование проводилось в январе 2020 г.
По результатам обследования можно сделать следующие выводы:
1. В ходе логопедического обследования было выявлено нарушение звукопроизношения, которые у всех детей полиморфные, антропофонические.
2. Проанализировав все полученные можно сделать вывод, что у всех обследуемых детей выявлены нарушения функций фонематического слуха, функции сформированы не достаточно.
3. Фонематическое развитие, навыки фонематического анализа и синтеза развиты у дошкольников развиты недостаточно. Особенно страдает у них фонематический анализ. Наибольшие трудности они демонстрируют в процессе определения места звука в слове (начало, середина, конец), количества звуков в словах, последовательности звуков, «соседей» звука в слове, позиционного места звука в слове. Развитие фонематического синтеза также не достигает оптимального уровня.
4. Пассивный и активный словарь у всех детей не соответствует норме.
5. Были выявлены нарушения грамматического строя речи у всех обследуемых детей.
3. В третьей главе представлен формирующий эксперимент по развитию фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи III уровня. Коррекционная работа проводилась в январе - марте 2020 года.
Коррекционная логопедическая работа проводилась как фронтально ( со всеми детьми, принимавшими участие в исследовании), так и индивидуально. Всего нами было проведено 8 фронтальных занятий. Индивидуальной работой мы занимались только с теми детьми, кто показал наихудшие результаты по развитию фонематического восприятия на этапе констатирующего эксперимента.
Контрольный этап эксперимента показал, что у детей наблюдается положительная динамика по всем разделам речевого развития. Следовательно, логопедическая работа по развитию данного компонента у старших дошкольников с ОНР была эффективной, но требует продолжения.
1. Аманатова, М. М. Развитие фонематических процессов на логопедических занятиях: практика работы с детьми, имеющими фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи / М. М. Аманатова // Логопедия. - 2007. - № 1. - С. 20-27.
2. Ахмедова, Д. Х. Особенности выявления связной речи у детей с III уровнем речевого развития / Д. Х. Ахмедова, Т. Б. Филичева // Электронный научный журнал. - 2015. - № 1 (1). - С. 177-181.
3. Бельтюков, В. И. Об усвоении детьми звуков речи / В. И. Белютюков. - М. : Просвещение, 1964. - 91 с.
4. Бибякова, Ю. Т. Исследование особенностей развития связной речи дошкольников с недоразвитием речи / Ю. Т. Бибякова, В. В. Гордеева // Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики : сборник статей Международной научно-практической конференции (10 ноября 2014 г., г. Уфа). - Уфа : Аэтерна, 2014. - С. 9-11.
5. Волосовец, Т. В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Т. В. Волосовец. - М. : Сфера, 2008. - 224 с.
6. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - Санкт- Петербург : Питер, 2020. - 431 с.
7. Генинг, М. Г. Обучение дошкольников правильной речи / М. Г. Генинг, Н. А. Герман. - Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1980. - 134 с.
8. Глухов, В. П. О формировании связной описательной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи /В. П. Глухов // Дефектология. - 1990. - № 6. - С. 63-70.
9. Гордеева, В. В. Особенности развития и коррекции граматического строя речи дошкольников с ОНР / В. В. Гордеева, Т. С. Станчина // Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики : сборник статей Международной научно-практической конференции (10 ноября 2014 г., г. Уфа). - Уфа : Аэтерна, 2014. - С. 18-21.
10. Горчакова, А. М. Игровые упражнения по формированию фонематических представлений у детей дошкольного возраста с ОНР / А. М. Горчакова, Ю. А. Трефилова // Логопед в детском саду. - 2004. - № 1. - C. 58-59.
11. Гуровец, Г. В. К генезису фонетико-фонематических расстройств / Г. В. Гуровец, С. И. Маевская // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи : сб. науч. тр. / Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина ; редкол.: В. И. Селиверстов [и др.]. - М. : МГПИ, 1982. - С. 67-77.
12. Детская логопсихология : учебник для студентов вузов / под ред. О. А. Денисовой, О. Л. Леханова, Т. В. Захарова [и др.]. - М. : ВЛАДОС, 2015. - 160 с.
13. Дьякова, Н. И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников / Н. И. Дьякова. - М. : ТЦ «Сфера», 2010. - 64 с.
14. Жилкина, Е. В. Особенности фонематического восприятия у дошкольников с ОНР / Е. В. Жилкина, М. А. Королева // Новая наука: современное состояние и пути развития. - 2016. - № 116 (3). - С. 99-100.
15. Жинкин, Н. И. Язык. Речь. Творчество / Н. И. Жинкин. - М. : Лабиринт, 1998. - 366 с.
16. Журова, Л. Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста / Л. Е. Журова, Д. Б. Эльконин // Сенсорное воспитание дошкольников. - 1963. - С. 213-227.
17. Зимняя, И. А. Педагогическая психология : учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим и психологическим направлениям и специальностям / И. А. Зимняя. - М. : Логос, 2008. - 382 с.
18. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности / И. А. Зимняя. - М. : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2001. - 432 с.
19. Кудрявцева, С. В. Виды работы по развитию фонематических процессов у детей с ОНР / С. В. Кудрявцева // Дошкольная педагогика. -
2010. - № 5. - С. 50-52.
...