Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование фонематического восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня

Работа №93876

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы82
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
254
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 7
1.1. Онтогенез развития фонематических процессов у детей в норме... 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим
недоразвитием речи III уровня 13
1.3. Характеристика фонематического восприятия у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 22
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 26
2.1. Организация и методики логопедического обследования
фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 26
2.2. Результаты исследования речи у детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи III уровня 28
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ УРОВНЯ 4 4
3.1. Теоретическое обоснование и принципы логопедической работы по
формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 44
3.2. Содержание логопедической работы по формированию
фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 46
3.2. Результаты контрольного эксперимента 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 77

Речь является средством общения людей и формой человеческого мышления. Речь представляет собой сложнейший физиологический, психический, мыслительный, языковой, сенсомоторный процесс, в котором переплетаются как более элементарные (сенсомоторный, гностико-практический), так и высокоорганизованные уровни (смысловой, языковой) [23, с. 32]. После появления ребенка на свет, становление речи происходит постепенно, в определенные этапы развития маленького человека.
Речь - это фундамент психического развития ребенка дошкольного возраста, именно с помощью речи он будет познавать этот мир, а, следовательно, будут развиваться и все психические процессы. В настоящее время наблюдается рост количества детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Актуальность темы исследования заключается в том, что вопросы оказания логопедической помощи детям дошкольного возраста в последнее время в дошкольном воспитании становятся актуальными. Среди речевых патологий наиболее распространенным нарушением является общее недоразвитие речи (ОНР).
В русле последних тенденций в решении проблем воспитания детей дошкольного возраста с ОНР необходимы обогащение содержания и разработка новых форм взаимодействия взрослых с детьми в ходе обучения.
Поэтому проблема общего недоразвития речи (ОНР) у детей старшего дошкольного возраста требует многоаспектного изучения и поиска оптимальных путей коррекции. Особое внимание в ходе коррекционной работы с детьми с ОНР должно быть уделено фонематическим процессам, так как именно их недостаточная сформированность оказывает негативное влияние на речевое развитие детей в целом. Патология речи, особенно несформированность фонематического восприятия, в дальнейшем приведет к тому, что дети с ОНР, придя в школу, будут испытывать большие трудности в освоении грамоты.
Таким образом, изучение и коррекция недостатков фонематического восприятия у старших дошкольников с ОНР III уровня - актуальный вопрос в логопедии, поскольку эти процессы играют большую роль в формировании произносительной системы родного языка, является необходимым компонентов речевой подготовки детей к обучению в школе.
Объект исследования - фонематические нарушения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Объект исследования - коррекционная работа по развитию фонематического восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня как условия готовности к усвоению письменной речи.
Предмет исследования - направления и содержание работы по развитию фонематического восприятия у дошкольников с ОНР III уровня.
Проблема исследования заключается в определении основных направлений и содержания коррекционно-логопедической работы с детьми с ОНР III уровня по развитию фонематического восприятия как фактора речевого развития ребенка в целом, а также профилактике нарушений письма в будущем.
Цель исследования - совершенствование логопедической работы по формированию фонематического восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Цель исследования определили его задачи:
1. Проанализировать на основе анализа психолого-педагогической литературы современное состояние проблемы изучения онтогенеза фонематических процессов у детей дошкольного возраста.
2. Представить психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
3. Выявить основные нарушения фонематического восприятия у с ОНР III уровня.
Теоретическая основа исследования представлена научными концепциями и положениями теории специальной психологии и педагогики, современной логопедии, включающими:
- теории речевой деятельности: Л. С. Выготского, А. Н. Гвоздева, А. А. Леонтьева, А. Р. Лурия;
- вопросами развития фонематических процессов у детей, в том числе фонетического восприятия, в онтогенезе занимались такие исследователи, как В. И. Бельтюков, Р. Е. Левина, В. К. Орфинская, Н. Х. Швачкин и др.
Методы исследования: сбор и анализ теоретических данных по проблеме исследования в процессе изучения литературных источников; диагностические методы (изучение медицинской и психолого-педагогической документации, логопедическая и нейропсихологическая диагностика); наблюдение; обсервационный метод, включающий динамическое наблюдение; количественный и качественный анализ результатов исследования с использованием методов математической статистики.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад №2 «Радуга», г. Арамиль.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Развитие фонематического восприятия является одной из самых актуальных проблем современной логопедии. Актуальность проведения нашего исследования обусловлена возрастающим количеством детей, имеющим нарушение фонематических процессов, в том числе фонематического восприятия, поиском новых путей преодоления стоящих перед ними трудностей.
Исходя из цели исследования, нами были изучены следующие вопросы.
1. В первой главе «Теоретическое обоснование проблемы изучения фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня» представлена характеристика фонематических процессов, возможные нарушения фонематического восприятия, пути его коррекции и развития у старших дошкольников с речевым недоразвитием.
2. Изучению фонематического восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи посвящены исследования Н. С. Жуковой, Р. Е. Левиной, Е. М. Мастюковой, Н. В. Серебряковой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной и других исследователей. Авторы отмечают, что дошкольники с ОНР III уровня испытывают трудности в овладении фонематическим восприятием. Развитие фонематического восприятия является одной из первостепенных задач, стоящих перед логопедами в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи III уровня.
Несформированность фонематического восприятия негативно влияет на формирование звукопроизношения: для детей характерно употребление диффузных звуков неустойчивой артикуляции, многочисленные замены и смешения при относительно благополучном состоянии строения и функции артикуляционного аппарата.
Для детей с недоразвитием фонематического восприятия также характерны нарушения звуковой и слоговой структур слова (пропуск, вставка, перестановка, повторение звуков и слогов). С помощью выработки артикуляционных навыков можно добиться лишь минимального эффекта, и притом временного.
2. Во второй главе представлены результаты проведенного нами экспериментального изучения состояния фонематического восприятия у старших дошкольников с недоразвитием речи
С целью изучения особенностей сформированности фонематического восприятия у дошкольников 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня нами проведен констатирующий эксперимент на базе МАДОУ «Радуга» № 2, г. Арамиль. В исследовании приняли участие 10 детей.
Обследование проводилось в январе 2020 г.
По результатам обследования можно сделать следующие выводы:
1. В ходе логопедического обследования было выявлено нарушение звукопроизношения, которые у всех детей полиморфные, антропофонические.
2. Проанализировав все полученные можно сделать вывод, что у всех обследуемых детей выявлены нарушения функций фонематического слуха, функции сформированы не достаточно.
3. Фонематическое развитие, навыки фонематического анализа и синтеза развиты у дошкольников развиты недостаточно. Особенно страдает у них фонематический анализ. Наибольшие трудности они демонстрируют в процессе определения места звука в слове (начало, середина, конец), количества звуков в словах, последовательности звуков, «соседей» звука в слове, позиционного места звука в слове. Развитие фонематического синтеза также не достигает оптимального уровня.
4. Пассивный и активный словарь у всех детей не соответствует норме.
5. Были выявлены нарушения грамматического строя речи у всех обследуемых детей.
3. В третьей главе представлен формирующий эксперимент по развитию фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи III уровня. Коррекционная работа проводилась в январе - марте 2020 года.
Коррекционная логопедическая работа проводилась как фронтально ( со всеми детьми, принимавшими участие в исследовании), так и индивидуально. Всего нами было проведено 8 фронтальных занятий. Индивидуальной работой мы занимались только с теми детьми, кто показал наихудшие результаты по развитию фонематического восприятия на этапе констатирующего эксперимента.
Контрольный этап эксперимента показал, что у детей наблюдается положительная динамика по всем разделам речевого развития. Следовательно, логопедическая работа по развитию данного компонента у старших дошкольников с ОНР была эффективной, но требует продолжения.



1. Аманатова, М. М. Развитие фонематических процессов на логопедических занятиях: практика работы с детьми, имеющими фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи / М. М. Аманатова // Логопедия. - 2007. - № 1. - С. 20-27.
2. Ахмедова, Д. Х. Особенности выявления связной речи у детей с III уровнем речевого развития / Д. Х. Ахмедова, Т. Б. Филичева // Электронный научный журнал. - 2015. - № 1 (1). - С. 177-181.
3. Бельтюков, В. И. Об усвоении детьми звуков речи / В. И. Белютюков. - М. : Просвещение, 1964. - 91 с.
4. Бибякова, Ю. Т. Исследование особенностей развития связной речи дошкольников с недоразвитием речи / Ю. Т. Бибякова, В. В. Гордеева // Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики : сборник статей Международной научно-практической конференции (10 ноября 2014 г., г. Уфа). - Уфа : Аэтерна, 2014. - С. 9-11.
5. Волосовец, Т. В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Т. В. Волосовец. - М. : Сфера, 2008. - 224 с.
6. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - Санкт- Петербург : Питер, 2020. - 431 с.
7. Генинг, М. Г. Обучение дошкольников правильной речи / М. Г. Генинг, Н. А. Герман. - Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1980. - 134 с.
8. Глухов, В. П. О формировании связной описательной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи /В. П. Глухов // Дефектология. - 1990. - № 6. - С. 63-70.
9. Гордеева, В. В. Особенности развития и коррекции граматического строя речи дошкольников с ОНР / В. В. Гордеева, Т. С. Станчина // Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики : сборник статей Международной научно-практической конференции (10 ноября 2014 г., г. Уфа). - Уфа : Аэтерна, 2014. - С. 18-21.
10. Горчакова, А. М. Игровые упражнения по формированию фонематических представлений у детей дошкольного возраста с ОНР / А. М. Горчакова, Ю. А. Трефилова // Логопед в детском саду. - 2004. - № 1. - C. 58-59.
11. Гуровец, Г. В. К генезису фонетико-фонематических расстройств / Г. В. Гуровец, С. И. Маевская // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи : сб. науч. тр. / Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина ; редкол.: В. И. Селиверстов [и др.]. - М. : МГПИ, 1982. - С. 67-77.
12. Детская логопсихология : учебник для студентов вузов / под ред. О. А. Денисовой, О. Л. Леханова, Т. В. Захарова [и др.]. - М. : ВЛАДОС, 2015. - 160 с.
13. Дьякова, Н. И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников / Н. И. Дьякова. - М. : ТЦ «Сфера», 2010. - 64 с.
14. Жилкина, Е. В. Особенности фонематического восприятия у дошкольников с ОНР / Е. В. Жилкина, М. А. Королева // Новая наука: современное состояние и пути развития. - 2016. - № 116 (3). - С. 99-100.
15. Жинкин, Н. И. Язык. Речь. Творчество / Н. И. Жинкин. - М. : Лабиринт, 1998. - 366 с.
16. Журова, Л. Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста / Л. Е. Журова, Д. Б. Эльконин // Сенсорное воспитание дошкольников. - 1963. - С. 213-227.
17. Зимняя, И. А. Педагогическая психология : учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим и психологическим направлениям и специальностям / И. А. Зимняя. - М. : Логос, 2008. - 382 с.
18. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности / И. А. Зимняя. - М. : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2001. - 432 с.
19. Кудрявцева, С. В. Виды работы по развитию фонематических процессов у детей с ОНР / С. В. Кудрявцева // Дошкольная педагогика. -
2010. - № 5. - С. 50-52.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ