Введение 3
Глава I. Теоретико - методологические основы социологического анализа сохранения культурных традиций в контексте системы профилактики межэтнических конфликтов 9
1.1 Межэтнические конфликты: причины, типы, способы разрешения и
система их профилактики 9
1.2 Сохранение культурных традиций как элемент профилактики
межэтнических конфликтов 34
Глава II. Методика и результаты социологического исследования
деятельности АКОО «Союз Армян Алтайского края» по сохранению
культурных традиций своего народа 51
2.1 Методика социологического исследования деятельности АКОО «Союз Армян Алтайского края» по сохранению культурных традиций своего народа
51
2.2 Результаты социологического исследования деятельности АКОО «Союз Армян Алтайского края» по сохранению культурных традиций своего народа
56
Заключение 74
Список использованной литературы 77
Приложение
Актуальность. Современная Россия является одной из самых крупнейших многонациональных государств в мире. Согласно переписи населения, в 2010 г. на территории России проживает более 190 народов, что составляет 19% всего населения. Из-за многонационального состава населения нашей страны возникает острая необходимость в продуманной национальной политике. Ее основное направление должно быть направлено на профилактику межэтнических конфликтов, борьбу с крайними проявлениями национализма, мирное разрешение межэтнических конфликтов, развитие культурной самобытности народов, проживающих на территории России.
Для Алтайского края вопросы межнациональных взаимоотношений также являются актуальными и имеют фундаментальное значение. Алтайский край является приграничным регионом - на юге и западе он граничит с Казахстаном, на юго-востоке - с Республикой Алтай. Такое территориальное положение обуславливает полиэтнический состав региона. К 2018 году в регионе зарегистрировано 56 национально-культурных объединений. (Приложение 3) В работе этих объединений участвуют представители 20 народов, живущих на территории региона.
Исторически Алтайский край служил местом компактного расселения немцев на Руси. В настоящее время в регионе существует немецкий национальный регион, который поддерживает тесные экономические, информационные и культурные связи с Германией. Кроме того, через территорию региона проходят основные миграционные потоки из стран Центральной Азии и Казахстана. В настоящий момент в структуре миграционных потоков Алтайского края ведущее место занимают: Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан. Алтайский край, официально считается этнически и конфессионально стабильным, но все же периодически на территории региона происходят конфликтные ситуации на национальной почве. Следовательно, регион можно считать потенциальным очагом национальной и этнической напряженности с точки зрения этнического состава населения Алтайского края, его пограничного расположения и миграционных потоков.
В этой научной работе сосредоточено внимание на культурных контактах между Арменией и Россией. Изучение межэтнических конфликтов выполнялось на базе организации «Союз Армян Алтайского края».
С давних времен между Россией и Арменией велись культурные и экономические связи. Необходимость сохранения и развития плодотворного диалога двух культур, воспитание патриотизма, толерантности, является важнейшей задачей сохранения и развития этих ценностей в системе профилактики межэтнических конфликтов.
Глобализация в современных условиях сопровождается стремлением сохранить этнические константы, поскольку с этим связан духовно-нравственный опыт многих поколений. В современных условиях возросло стремление опираться на те нравственные устои, которые всегда бережно хранились поколениями. Обеспечение стабильности в развитии общества и страны предполагает народное единство, в котором нет места межнациональным конфликтам. Все сказанное и обусловливает актуальность нашего исследования.
Степень научной разработанности проблемы. Анализ литературы дает возможность выявить, что в области социологических, экономических, психологических и юридических наук накоплен значительный опыт исследования межэтнических конфликтов. Однако исследования, направленные на выявление сохранения культурных традиций армянского народа в системе профилактики, на данный момент отсутствуют. Хотя на этапе представления проекта новой реформы населению страны проводились эмпирические исследования (например, такими организациями как фонд «ВЦИОМ» и «Левада-центр»), направленные, по большей части на выявление уровня межэтнической напряженности в стране и отдельных регионах.
В научных трудах отечественных исследователей накоплен большой опыт по теории и проблемам межэтнических конфликтов. Анализ литературы дает возможность выявить, что в области социологических, конфликтологических и психологических наук накоплен значительный опыт исследования межэтнических конфликтов. Первые наработки в данной предметной области представлены работами Тишкова В.А., Шпета Г.Г. и др., создавших общетеоретические основы теории этничности. Позднее выделилось несколько интеллектуальных потоков, в рамках которых в настоящий момент анализируется вопросы межэтнического взаимодействия: В частности, этносоциальное направление (Арутюнов Л.С., Арутюнян Ю.В., Дугин А.Г., Денисова Г.С., Радовель М.Р. и пр.), этнополитологический поток (Абдулатипов Р.Г., Шабаев Ю.П., Баранов Н.А., Ачкасов В.А. и др.) и психологическое направление (Баронин А.С., Стефаненко Т.Г., Крысько В.Г. и др.). На рубеже 80-90-х гг. XX столетия, с обострением межэтнических отношений и появлением первых этнических конфликтов, особую актуальность получило направление, рассматривающее конфликтное проявление этничности.
Изучению в рамках исторического подхода посвящены работы Паина Э.А., Попова А.А., Здравомыслова А.Г., Сикевич З.В., Денисовой Г.С., Дробижевой Л.М., Замогильного С.И., Тощенко Ж.Т., Тишкова В.А. и др. В работах данных авторов широко освящаются проблемы определения, классификации, анализа причин и предпосылок межэтнических конфликтов.
Несмотря на то, что разные аспекты проблемы изучались многими учеными, сохранение культурных традиций в системе профилактики межэтнических конфликтов остается не достаточно исследованным.
Объект работы: межэтнические конфликты.
Предмет: сохранение культурных традиций армянского народа в системе профилактики межэтнических конфликтов.
Цель работы: характеристика деятельности АКОО «Союз Армян Алтайского края» по сохранению культурных традиций армянского народа в системе профилактики межэтнических конфликтов.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие, причины, типы и способы разрешения межэтнических конфликтов, а также систему их профилактики.
2. Охарактеризовать сохранение культурных традиций как элемент профилактики межэтнических конфликтов.
3. Разработать методику социологического исследования деятельности АКОО «Союз Армян Алтайского края» в контексте сохранения культурных традиций своего народа.
4. Проанализировать результаты исследования и определить роль деятельности АКОО «Союз Армян Алтайского края» в системе профилактики межэтнических конфликтов в регионе.
Гипотезы исследования:
1. Межэтнические конфликты представляют собой специфическую форму социального конфликта, центральное противоречие которого заключается в этническом признаке участников.
2. Сохранение культурных традиций в системе профилактики межэтнических конфликтов способствует формированию у населения толерантного сознания и уважительного отношения к различным мировым культурам.
3. Методика социологического исследования деятельности АКОО «Союз Армян Алтайского края» в контексте сохранения культурных традиций своего народа должна опираться на совокупность количественных и качественных методов сбора и обработки информации.
4. Культурно-творческая, просветительская и образовательная деятельность АКОО «Союз Армян Алтайского края» способствует профилактике межэтнических конфликтов в регионе.
Эмпирическая база исследования.
1. Результаты общероссийских и региональных социологических исследований, посвященных изучению межэтнических конфликтов.
2. Результаты массового анкетного опроса населения г. Барнаула (n=170).
3. Результаты экспертного опроса (n=6).
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотез были использованы теоретические и эмпирические методы исследования. К теоретическим (общенаучным) методам, используемым в данной работе, относятся: анализ и синтез, классификация, индукция и дедукция, абстрагирование, диалектический метод, обобщение. К эмпирическим методам исследования относятся: вторичный анализ
результатов социологических исследований, анализ документов, стандартизированного анкетирования, экспертный опрос, методы
математико-статистической обработки данных (программа SPSS и Excel).
Теоретическая значимость исследования. Теоретическая значимость заключается в том, что работа позволяет выявить снижает ли уровень напряженности межэтнических конфликтов сохранение традиций на примере армянского народа. Результаты исследования дополняют существующие теоретические разработки по профилактике межэтнических конфликтов, способствуют приращению теоретического знания в области исследования отношения населения города к различным мероприятиям, способствующим содружеству различных народов.
Положения, выносимые на защиту:
1. Успешность воздействия на межэтнические конфликты определяется текущей стадией развития противоречия: на более ранних этапах такие конфликты легче поддаются урегулированию. В этой связи профилактика представляется наиболее эффективной формой управления межэтническими конфликтами.
2. Важную роль в сохранении культурных традиций и профилактики межэтнических конфликтов играют национальные объединения, деятельность которых способствует популяризации культурной самобытности народов и снижении межэтнической напряженности в обществе.
3. Совокупность массового опроса населения и глубинного интервью экспертов в рамках проведенного исследования позволила реализовать объективный социологический анализ деятельности АКОО «Союз Армян Алтайского края» в контексте сохранения культурных традиций своего народа.
4. Обладая высокой мобильностью, инициативностью, осуществляя повседневные контакты с членами диаспоры, представители АКОО «Союз Армян Алтайского края» выполняют профилактирующую межэтнические конфликты роль, способствуют снижению межэтнической напряженности в регионе.
Апробация работы. Результаты выпускной квалификационной работы были апробированы в публикациях и во время участия в научно-практических конференциях:
1. Коваленко И.А. Национальные сообщества в системе гражданского общества // «Гражданское общество против коррупции»: сборник материалов всероссийской научно-практической конференции / отв. ред. С. Г. Максимова. - Вып. 8. Том 1. - Барнаул, 2019. - С. 317-323.
2. Шиндяйкина И.А. Дошаманские верования и шаманизм эвенков /И.А. Шиндяйкина // Развитие социально-культурной деятельности и художественного образования/ под ред. Н.Е. Унжакова. - Барнаул, 2015. - С. 279-282.
Одним из важнейших направлений для существования и развития правового государства является профилактика межэтнических конфликтов в стране. В настоящее время мы можем говорить о дестабилизации уровня межэтнической напряженности в отдельных регионах нашей страны. Проблема межнациональных конфликтов, даже не смотря на высокие темпы глобализации и значительное повышение культуры интернационального взаимодействия, представляет собой один из наиболее острых вопросов, стоящий перед современным мировым сообществом. Эта проблема охватывает тысячи человеческих жизней, миллиарды евро ежегодно уходят на принятие мер по её решению, однако этого, по всей видимости, не достаточно. Россия всегда была и есть многонациональной, многокультурной, многоязычной державой. По данным переписи 2010 года на территории РФ проживают свыше 180 национальностей, самый многочисленный народ - русские, второй по численности этнос - татары, на третьем месте - украинцы. Многонациональный состав населения России диктует необходимость продуманной национальной политики, направленной на урегулирование межэтнических отношений: национальное строительство, борьбу с крайними проявлениями национализма, разрешение межэтнических конфликтов мирным путем, развитие культурной самобытности народов при сохранении целостности государства.
Были рассмотрены различные подходы к исследованию межэтнических конфликтов, в результате чего было выявлено, что данная тема рассматривается в различных направлениях (этносоциальное, этнополитологическое, психологическое и т.д.).
В работе перед нами была поставлена цель - охарактеризовать деятельность НКО «Союз Армян Алтайского края» по сохранению культурных традиций армянского народа в системе профилактики межэтнических конфликтов. Достижение цели исследования проходило на двух уровнях: теоретическом и эмпирическом. Эмпирическая часть состояла из социологического исследования, в результате которого были проведены количественный опрос в виде анкетирования и опрос экспертов. При помощи метода анкетирования было опрошено 170 респондентов проживающих в нашем городе.
В результате проведенного исследования мы выяснили, что уровень конфликтности в городе минимален, так как ведется качественная работа отдела профилактики экстремизма при Управлении МВД. В нашем городе проводится мероприятие «Круглый стол» задачей которого является передача опыта работы по воспитанию толерантности среди молодежи, а так же выявление наиболее эффективных способов предотвращения межнациональных конфликтов.
Со стороны органов власти, по мнению экспертов, осуществляется важнейшая поддержка некоммерческих национальных объединений, направленных на урегулирования межэтнических конфликтов. организация «Союз Армян Алтайского края» целью которой является осуществление культурно-просветительской, благотворительной деятельности,
направленной на развитие позитивного опыта межнационального взаимодействия в г. Барнауле.
В ходе исследования мы выяснили, что более толерантно к армянской национальности относятся респонденты среднего возраста (47%), и лишь (5%) относятся негативно. Респонденты в возрасте 56-70 лет, (50%) относятся к армянской национальности недоброжелательно, но в тоже время (47%) ответили, что относятся доброжелательно. В возрастной категории 36¬55 лет преобладает нейтральное отношение.
Большинство респондентов, участвовавших в опросе предпочли бы проигнорировать агрессивные комментарии в сторону их национальности, а это 39% участников опроса не. К физическому насилию прибегли бы 7% опрошенных людей, и 16% ответили бы оскорблением.
Этнокультурное просветительство осуществляется через такие мероприятия как фестиваль традиционной культуры «День России на Бирюзовой Катуни» или ежегодный фестиваль национальных культур «Я горжусь тобой Алтай» Приветствует идею проведения мероприятий на национальное сплочение. (61%) Против данной идеи выступило (11%) опрошенных респондентов, что говорит о низком уровне межнациональной напряженности в нашем городе.
Анализ социального опроса показал готовность населения к этнокультурному обмену, посещению мероприятий, фестивалей. Так же в ходе исследования было выяснено, что молодое поколение становится более толерантным по отношению к различным национальностям. Главным аспектом современного воспитания в учебных заведениях и семьях является формирование толерантного общества.
Таким образом, в данной работе была достигнута поставленная цель, выполнены поставленные задачи и подтверждены гипотезы. Данная тема работы достаточно актуальна на сегодняшний день, поэтому нужно заниматься ее дальнейшим изучением, следить за изменением уровня межэтнической напряженности и продолжать вести профилактическую деятельность через сохранение культурных традиций.
1. Абазов, А.Б. Задачи правоохранительных органов по
предупреждению межнациональных и межрелигиозных
конфликтов/А.Б. Абазов //Закон и право, 2018.-№ 2.- С. 49-51.
2. Аванесов, С.С. Визуальные знаки Армении в Сибири: городская автобиография./ С.С. Аванесов// Проблемы визуальной семиотики, 2019. -№ 2.- С. 81-92.
3. Аванесов, Э.Ю. Учебно-методические инструкции по организации спортизированных уроков физической культуры в школьном пространстве республики Армения/ Э.Ю. Аванесов// Высшая школа, 2016.- № 3.- С. 35-39.
4. Авксентьев, В.А. Региональная конфликтология / В.А. Авксентьев, Г. Д. Гриценко, А.В. Дмитриев// Альфа М, 2007. - С.144.
5. Андреева, О.И. Профилактика и разрешение социальных конфликтов / О.И. Андреева // Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2014.- С. 277.
6. Алагуев, М.В., Пономарев В.И., Смолянкин В.В. Когнитивные
представления как фактор совершения насильственных преступлений на межнациональной основе/ М.В Алагуев, В.И. Пономарев,
В.В Смолянкин//Современные проблемы раскрытия, расследования и предупреждения преступлений против жизни в республике Бурятия материалы всероссийской научно-практической конференции, 2017. - С. 178¬183.
7. Алфимцев, В.Н «межнациональный мир» или «межнациональное согласие»: спор о законодательных терминах/ В.Н. Алфимцев // Юридический мир, 2017. № 4. - С. 46-49.
8. Апарин, И.А. Методика социологических исследований /
И.А. Апарин // Инновационная наука, 2015. № 11-1.- С. 269-271.
9. Артюхина, В.А. Общие принципы урегулирования межнациональных конфликтов/ В.А. Артюхина // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве, 2018. № 6-2. - С. 184-187.
10. Аршинская, Е.Л. Профилактика этнических конфликтов среди
подростков через развитие межкультурной компетентности/
Е.Л. Аршинская//Вестник кемеровского государственного университета, 2015. № 3-3(63). С. - 77-82.
11. Асанов, К.С. Межэтнические конфликты: причины и меры их предупреждения/К.С. Асанов // Известия вузов Кыргызстана, 2015. № 10. -С. 118-120.
12. Афанасьева, Е.А. Основы конфликтологии: учебное пособие [текст]/Афанасьева Е.А.— Саратов: вузовское образование, 2014.- С. 159.
13. Базурина, Е.Н. Межнациональный конфликт, ставший началом
конца великой державы. В сборнике: Нижегородский край и развитие России: прошлое, настоящее, будущее сборник материалов научно¬
практических конференций и круглых столов./ Е.Н. Базурина, Ю.Х Абаскалова // Нижний Новгород, 2018. - С. 51-56.
14. Балахонцева, Е.А. Особенности межнационального конфликта / Е.А. Балахонцева // Аллея науки, 2018. Т. 1. № 2 (18). - С. 448-451.
15. Бейсенбин, К.А. Роль идеологии в разрешении межнациональных конфликтов. В книге: совет по межнациональным отношениям при президенте российской федерации / К.А. Бейсенбин // Москва, 2018. - С. 120¬124.
16. Берберян, А.С. Исследование взаимосвязи этнической идентичности и толерантности студентов / А.С Берберян, В.Г. Найденов // Человек. Сообщество. Управление, 2016. Т. 17. № 3. - С. 25-34.
17. Бондаренко, А.И. Каменная летопись Армении. В сборнике:
Армения: притяжение культуры материалы международного научно¬
практического форума в рамках «дней Армении в РФ» и в ознаменование международного десятилетия ООН по сближению культур в цикле культурно-образовательной программы «культура, объединяющая мир»./А.И. Бондаренко// Под ред. В.И. Ионесова, 2019. - С. 214-218.
18. Боктаева, В.Л. Конфликт - феномен жизни студентов: причины, факторы, пути преодоления / В.Л.Боктаева // Вестник современной науки, 2015. № 6 (6). - С. 99-103.
19. Брод, А.С. Роль институтов гражданского общества в профилактике
религиозного и национального экстремизма в РФ. / А.С. Брод// Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и
управление, 2018. № 4 (95). - С. 63-66.
20. Бутенко, Н.А Социологический анализ причин межэтнических (межнациональных) конфликтов в условиях глобализации / Н.А. Бутенко// Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке, 2018. Т. 7. № 1. - С. 64¬68.
21. Васютенкова, И.В. Гармонизация межнациональных отношений и профилактики экстремистских проявлений в образовательной сфере и молодежной среде / И.В Васютенкова, Е.В. Есликова И.В. Воспитанник // Вестник современной науки, 2016. № 7 (6). - С. 97-107.
22. Генык, Н.А. Примирение как метод предотвращения межэтнических конфликтов / Н.А Генык, М.В. Сеныч // Сборники конференций ниц социосфера, 2012.№ 4. - С. 94-96.
23. Григорян, А.В. Высшее образование в контексте «мягкой силы» в системе международных отношений / А.В Григорян, А.А. Габриелян // Ученые записки забайкальского государственного университета, 2016. Т. 11.№ 2. - С. 14-24.
24. Горченко, С.А. Профилактика межнациональных и
межконфессиональных конфликтов: криминологический ракурс/
С.А. Горченко // Сборник: взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы сборник статей по итогам международной научно-практической конференции: в 3 частях, 2017. - С. 173-175.
25. Гуриева, С.Д. Современные способы урегулирования межэтнических конфликтов / С.Д. Гуриева // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика, 2009. № 1¬2. - С. 16-29.
26. Гущян, Л.С. Четыре послания армянских вардапетов по поводу армяно-латинских соглашений / Л.С. Гущян // Гуманитарные и юридические исследования, 2017. № 4. - С. 15-21.
27. Дарендорф Р.Н. Элементы теории социального конфликта / Р.Н.Дарендорф// Социологические исследования, 1994. -№ 5. -С. 142-147.
28. Деев, С.Ю. Мониторинг по выявлению причин вовлечения граждан РФ в преступную деятельность экстремистской направленности (по материалам социологического опроса) / С.Ю. Деев // Вестник института комплексных исследований аридных территорий, 2018. Т. 2. № 2 (33). - С. 98- ЮЗ.
29. Дробижева, Л.М. Гражданская идентичность как потенциал межэтнического согласия в обществе / Л.М. Дробижева // Межнациональное согласие в общероссийском и региональном измерении - Москва: ФНИСЦ РАН, 2018. - С. 177-216.
30. Джаббаров, Ф.Р. Власти российской империи и армяно-азербайджанский конфликт / Ф.Р. Джаббаров // Вестник Санкт- Петербургского университета. История, 2017. Т. 62. № 3. - С. 449-462.
31. Егидес, А.П. Психология конфликта: учебное пособие [текст] / Егидес А.П. — М.: Московский финансово-промышленный университет «синергия», 2013.- С. 320.
32. Еремин, А.А. Внешняя миграция населения в алтайском крае. В сборнике: миграционные процессы: проблемы адаптации и интеграции мигрантов / А.А. Еремин// Сборник материалов международной научно-практической конференции, 2014. - С. 56-59.
33. Еремин, А.А. Миграция населения в алтайском крае на
современном этапе: динамические и пространственные аспекты /А.А. Еремин// География и природопользование Сибири: сборник статей/под ред. Г.Я. Барышникова, Барнаул, 2012. -вып.14. - С. 47-56
34. Еремин, А.А. Роль внешней миграции в развитии демографической ситуации в Алтайском крае / А.А Еремин, А.В. Кротов // Дневник алтайской школы политических исследований, 2014. № 30. - С. 117-122.
35. Ермохина, Н.Г. Конфликтология: учеб.-метод. Пособие [текст] / Н.Г. Ермохина. Челябинск: образование, 2014.С. - 56.
36. Иванов, В.В. Актуальные вопросы деятельности полиции по предупреждению межнациональных конфликтов как факторов возникновения массовых беспорядков на примере нижегородской области /
B. В. Иванов // Юридическая наука и практика: вестник нижегородской академии МВД России, 2016. № 1 (33). - С. 257-261.
37. Исаков, К.А. Специфика межнациональных конфликтов в ферганской долине в контексте современных геополитических реалий / К.А. Исаков // Известия вузов Кыргызстан, 2012. № 4. - С. 78-80.
38. Казанцева, Д.А. Современные проблемы миграции молодежи Алтайского края / Д.А. Казанцева // Сборник: новая наука как результат инновационного развития общества сборник статей международной научно - практической конференции: в 17 частях, 2017. - С. 120-124.
39. Казарян, К.В. Роль миграции в возникновении межнациональных конфликтов. В сборнике: актуальные вопросы применения медиации в различных сферах / К.В. Казарян // Сборник научных статей международной научно-практической конференции, 2018. - С. 48-53.
40. Коваленко, И. А. Национальные сообщества в системе гражданского общества / И.А. Коваленко// «Гражданское общество против коррупции»: сборник материалов всероссийской научно-практической конференции / отв. ред. С. Г. Максимова. - Вып. 8. Том 1. - Барнаул, 2019. -
C. 317-323.