Логопедическая работа по коррекции фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников 5-6 лет с псевдобульбарной дизартрией с использованием дидактических игр
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ.. ..8
1.1. Закономерности формирования фонетико-фонематической стороны речи
у детей в норме 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с фонетикофонематическим недоразвитием речи 16
1.3. Особенности речевых нарушений у детей с псевдобульбарной
дизартрией 20
Выводы по первой главе 23
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОНЕТИКО - ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С
ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 25
2.1. Организация принципы и методика исследования фонетико
фонематической стороны речи у детей 5-6 лет с псевдобульбарной дизартрией 25
2.2. Результаты изучения фонетико-фонематической стороны речи у детей 56 лет с псевдобульбарной дизартрией и их анализ 28
Выводы по второй главе 37
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО- ФОНЕМАТИЧЕСКОЙСТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ 5-6 ЛЕТ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 39
3.1. Теоретическое обоснование и организация логопедической работы по коррекции фонетико-фонематической стороны речи у детей 5-6 лет с псевдобульбарной дизартрией 39
3.2. Организация и содержание логопедической работы по коррекции
фонетико-фонематической стороны речи у детей 5-6 лет с псевдобульбарной дизартрией 42
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 95
В современном обществе с каждым годом увеличивается количество дошкольников с различными речевыми нарушениями. Значительную часть занимают дошкольники с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией.
У дошкольников данной группы наблюдается ограничения в движений мышц артикуляционного аппарата и не достаточно сформирован фонематический слух. Данные нарушения приводят к дефектному произношению звуков, как правило искажены или отсутствуют звуки разных групп. Также у детей плохо сформированы звукобуквенный анализ и синтез наблюдаются нарушения просодической стороны речи [54].
Дизартрия — нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Термин «дизартрия» образован от греческих слов arthson — сочленение и dys — частица, означающая расстройство [54].
Основные проявления дизартрии состоят в расстройстве артикуляции звуков, нарушениях голосообразования, а также в изменениях темпа речи, ритма и интонации [40].
Фонетико-фонематическое недоразвитие — это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем[20].
Псевдобульбарная дизартрия - чаще всего встречается у дошкольников 5-6 лет, в данном случае у детей нарушено звукопроизношение, схожее с другими артикуляторными расстройствами, что вызывает значительные трудности при дифференциальной диагностики и коррекции Г.В. Чиркина [40].
Псевдобульбарная дизартрия является сложной структурой речевого дефекта, которая обусловлена нарушениями речевых и неречевых функций. Недостаточно сформированные общие моторные функции, нарушения мелкой моторики, кроме прочего дефекты в артикуляционном аппарате (гипертонус, гипотонус, гиперкинезы, гиперсаливация, девиация, дистония, синкинезии). Всё выше перечисленное обуславливает нарушения артикуляционной моторики, ухудшение объёма и качества артикуляционных движений. Что является главной причиной отсутствия кинестетического контроля артикуляционного аппарата, недостаточная сформированность которого, ведёт к нарушениям произносительной стороны речи и фонематического слуха и восприятия, усложняет формирование слуховой дифференциации звуков у дошкольников возраста с фонетикофонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией.
Для детей данной категории наиболее актуальной и эффективной для коррекции фонетико-фонематических нарушений на сегодняшний день считается логопедическая работа [23,51].
Данной проблемой занимались и внесли огромный вклад психологи, лингвисты и педагоги (Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, А.М. Леушина С.Л. Л.А. Пеньевская, Рубинштейн, Ф.А. Сохин, К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина, Д.Б. Эльконин.) [10,27,30].
В возрасте 5-6 лет ведущей деятельность является игровая, следовательно целесообразно при формировании фонетико-фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста, использование дидактических игр. Игровая форма для детей является естественной, что помогает избежать переутомления, монотонности во время логопедических занятий. При работе в данном направлении с целью достижения высоких результатов следует применять различные игры. В игре ребёнок может проявлять себя свои возможности, а также развивать речь. Логопедическая работа по усвоению и дифференциации материала в условиях игровой деятельности происходит значительно легче. Таким образом использование игры способствует более успешному формированию фонетико-фонематической стороны речи[11].
Объект исследования: фонетико-фонематическая сторона речи у детей 5-6 лет с псевдобульбарной дизартрией.
Предмет исследования: логопедическая работа по коррекции и
развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией с применением дидактических игр.
Цель работы: определить содержание логопедической работы по коррекции фонетико-фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией с использованием дидактических. Для достижения выше поставленной цели, необходимо решение следующих задач:
1. Провести анализ уровня теоретического изучения и разработки проблемы в современной логопедии.
2. Спланировать и реализовать констатирующий этап исследования у детей 5-6 лет с нарушением фонетико-фонематической стороны речи и псевдобульбарной дизартрией.
3. Разработать и апробировать содержание логопедической работы по коррекции фонетико-фонематической стороны речи у детей с псевдобульбарной дизартрией посредством дидактических игр.
4. Оценить эффективность логопедической работы по коррекции фонетико-фонематической стороны речи у детей 5-6 лет с псевдобульбарной дизартрией.
При выборе методов исследования были учтены специфика предмета и объекта, в соответствии с целью и задачами работы:
-эмпирические методы: биографический, констатирующий и
контрольный эксперимент;
-теоретический анализ педагогической, психолого-педагогической, литературы;
-организационные методы: сравнительный, комплексный.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы, приложений.
В процессе анализа изученной литературы, мы сделали следующие выводы:
Дизартрия - сложная речевая патология при ней наблюдаются очаговые поражения головного мозга, зафиксирована неточная и не полная подвижность органов артикуляционного аппарата: губ, мягкого неба, языка. Следствием этого считается недостаточность иннервации речевого аппарата. Основным дефектом, который связан с органическим поражением центральной и периферической нервных систем, является нарушение звукопроизношения и просодика речи, которые определяются характером и степенью выраженности проявлений артикуляционных, дыхательных и голосовых расстройств.
Псевдобульбарная дизартрия возникает при двустороннем поражении двигательных корково-ядерных путей, идущих от коры головного мозга к ядрам черепных нервов ствола. Для псевдобульбарной дизартрии характерно повышение мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре по типу спастичности - спастическая форма псевдобульбарной дизартрии. Реже на фоне ограничения объема произвольных движений наблюдается незначительное повышение мышечного тонуса в отдельных мышечных группах или понижение мышечного тонуса - паретическая форма псевдобульбарной дизартрии. При обеих формах отмечается ограничение активных движений мышц артикуляционного аппарата, в тяжелых случаях - почти полное их отсутствие[18].
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи - это нарушение процессов правильного образования звукопроизношения у детей с речевыми ограничениями, из-за нарушения понимания и произношения фонем, особенностью в логопедической работе с детьми является индивидуальная коррекционная программа, подбор различных методов коррекции, артикуляционным массажем и гимнастикой, логопедической ритмикой, а иногда и с общей лечебной физкультурой, физиотерапией, а также медикаментозным лечением[5].
Анализ данных научно-методической литературы по данному нарушению, показало положительное воздействие при использовании дидактических игр в занятиях по коррекции звукопроизношения у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Практика логопедической работы предполагает использование эффективных и приемлемых путей коррекции по звукопроизношению у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрией, теоретического и экспериментального подтверждения целей, принципов, содержания, методов системы коррекции этих нарушений с учетом структуры речевого дефекта и индивидуальных особенностей каждого из детей.
Таким образом, в процессе экспериментального обследования были изучены медицинские карты на детей участвующих в эксперименте, так же была возможность понаблюдать за детьми в группе, что позволило сделать вывод о поведении детей в привычной обстановке. А также изучить двигательные навыки в естественной среде.
Были обследованы функций мелкой и общей моторики, строение артикуляционного аппарата его моторные функции. Также обследовалось звукопроизношение, состояние слоговой структуры слова, фонематический слух и восприятие и просодика. Были выявлены нарушения фонетикофонематической стороны речи, просодической стороны речи, расстройства общей и артикуляционной моторики. Степень выраженности этих нарушений у детей различна, которая обусловлена, личностными особенностями дошкольников. Речевое развитие детей, значительно отстает от возрастной нормы, определенной программными требованиями детского сада для детей 5 лет - 6-го года жизни.
Полученные результаты показали о необходимости проведения коррекционных занятий по развитию фонетико - фонематической стороны речи детей данной группы, а так же развитию мелкой, артикуляционной и общей моторики.
Логопедическая работа, направленная на развитие и коррекцию фонематических процессов у детей дошкольного возраста с ФФНР и псевдобульбарной дизартрией. Коррекционная работа по преодолению данного речевого дефекта включает в себя направления по развитию моторной сферы, фонетико-фонематической стороны речи, что способствует наиболее эффективному преодолению выявленной патологии. Вся коррекционная работа проходит с помощью дидактических игр, которые позволяют настроить детей на работу с логопедом. В результате проведения обучающего эксперимента, направленного на коррекцию и развитие фонематических процессов у детей с фонетико-фонематическим недоразвитие речи и псевдобульбарной дизартрии, выявлена положительная, но недостаточно высокая динамика, что объясняется недостатком времени для проведения полноценного обучения и недостаточным опытом работы в профессиональной деятельности.
Анализ результатов контрольного эксперимента подтвердил актуальность исследования и правильность использования коррекционной работы в условиях логопедического пункта.
1. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ, Астрель, 2008. - 254с.
2. Архипова Е.Ф. Стёртая дизартрия / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ, 2007.- 343с.
3. Бадалян Л.О. Невропатология: учеб. Для студ. Высш. Учеб. Заведений / Л.О. Бадалян. - 7-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 400с.
4. Бельтюков В.И. Об усвоении детьми звуков речи / В.И. Бельтюков - М.: Просвещение, 1964 - 91с.
5. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет.сада. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1991.
6. Ванюхина Г.А. Воспитание фонетико-фонематического восприятия / Г.А. Ванюхина // Логопед - №4 - с. 4-14
7. Винарская Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская. - М. : ACT: Астрель, Хранитель, 2006.
8. Володина В.С. Альбом по развитию речи / В.С. Володина - М.: Росмэн, 2011 - 96 с.
9. Выготский Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. - СПб.: Лань,
2003.
10. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М. : Детство-Пресс, 2007 - 472 с.
11. Гребнева Т. В. Методическая разработка «Игры и упражнения для развития мелкой моторики. Консультация для родителей» // Теория и практика образования в современном мире: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — СПб.: СатисЪ, 2014. — С. 58-62.
12. Громова О.Е. Признаки речевых нарушений в раннем возрасте / О.Е.
Громова // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. - 2008. -
63
№4. - С. 56-64.68
13. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
14. Гуровец Г. В. К генезису фонетико-фонематических расстройств // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. / Гуровец Г. В., Маевская С.И. - М. : 1983.
15. Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания у детей 3-7 лет / А.А. Гуськова.
- М.: ТЦ Сфера, 2011. - 128 с...