Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование речи у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией с использованием методов психомоторной коррекции

Работа №93858

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы118
Год сдачи2020
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
121
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ ПСИХОМОТОРНОЙ КОРРЕКЦИИ 8
1.1 Развитие речи у старших дошкольников в норме 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика
детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией 16
1.3 Характеристика состояния речи у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией 20
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО
РЕЗУЛЬТАТОВ 24
2.1 Принципы, организация и методики констатирующего эксперимента... 24
2.2 Анализ результатов обследования неречевых функций у детей с
псевдобульбарной дизартрией 28
2.3 Анализ результатов обследования речевых функций у детей с
псевдобульбарной дизартрией 35
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧИ
У ДОШКОЛЬНИКОВ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 40
3.1. Теоретическое обоснование и принципы работы по коррекции
речевого недоразвития у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией с использованием методов психомоторной коррекции 40
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции речевого
недоразвития у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией с использованием методов психомоторной коррекции 50
3.3. Контрольный эксперимент и анализ полученных результатов 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 67

В настоящее время актуальным остается вопрос исследования псевдобульбарной дизартрии, так как среди всех речевых патологий именно псевдобульбарная дизартрия является наиболее распространенной и часто встречающейся формой дизартрии у детей дошкольного возраста.
Это обусловлено тем, что в пренатальный, натальный и постнатальный периоды отмечается высокий процент возникновения различных органических патологий нервной системы (в результате энцефалита, родовых травм, опухолей, интоксикации и др.). В период беременности часто встречается патология вынашивания, в период родов - родовые травмы.
При наличии органического поражения мозга у ребенка возникает псевдобульбарный паралич или парез, обусловленный поражением проводящих путей, идущих от коры головного мозга к ядрам языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов.
Изучением псевдобульбарной дизартрии занимались различные ученые. Например, Л.В. Лопатина и Н.В. Серебрякова посвятили этой проблеме немало трудов. Они издали книгу «Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии)». В ней рассмотрена коррекция фонетико-фонематических расстройств у дошкольников, развитие лексико-граматического строя, предложен различный дидактический материал на данную форму речевой патологии. Е.Н. Винарская также занималась изучением дизартрии, в частности и псевдобульбарной. Она описала семиотику клинических форм дизартрии и принципы дифференциальной диагностики. О.В. Правдина рассмотрела детскую псевдобульбарную дизартрию и указала, что важное значение в коррекционной работе имеет массаж и артикуляционная гимнастика. Также велись исследования таких известных ученых как: Е.Ф. Архипова, Е.Н. Мастюкова, М.Я. Смуглин и И.И. Панченко, О.В. Правдина, Е.М. Филичева, Г.В. Чиркина [6, 18, 39].
Следует отметить, что первичными в структуре дефекта при псевдобульбарной дизартрии являются - нарушения моторной сферы, которые обусловлены первичной патологией ЦНС (нарушения регуляции мышечного тонуса, парезы, параличи, гиперкинезы, синкинезии). Следовательно, первично страдает артикуляционная моторика, звукопроизношение и просодическая сторона речи. Вторичными нарушениями в структуре дефекта при псевдобульбарной дизартрии являются - недоразвитие фонематических процессов и лексико­грамматической стороны речи.
Нарушения речи и моторной сферы оказывают задерживающее влияние на общее развитие и характер детей: они становятся застенчивыми, малообщительными, нерешительными, пассивными, выключенными из детского коллектива, так как произношение, хотя и улучшается с возрастом, остается резко отстающим, причем страдает не только звукопроизношение, но и другие звуковые компоненты речи: голос, темп, ритм, интонация. Словом, речевое развитие при псевдобульбарной дизартрии идет все время дисгармонично - ее звуковая сторона находится в явном несоответствии с другими сторонами речи.
Поэтому логопедическая работа по коррекции псевдобульбарной дизартрии у детей старшего дошкольного возраста должна базироваться на знании структуры речевого дефекта, механизмов нарушения общей и речевой моторики, учете личностных особенностей детей.
Объект исследования: состояние неречевых и речевых функций у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией;
Предмет исследования: процесс коррекционной работы по формированию неречевых и речевых функций у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией с помощью методов психомоторной коррекции
Цель исследования: теоретически разработать и экспериментально проверить содержание коррекционной работы по формированию неречевых и речевых функций у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией с помощью методов психомоторной коррекции.
Задачи исследования:
1. На основе изучения литературы дать характеристику неречевых и речевых функций у старших дошкольников возраста с псевдобульбарной дизартрией;
2. Изучить состояние неречевых и речевых функций у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией и проанализировать полученные результаты;
3. Спланировать логопедическую работу по формированию неречевых и речевых функций старших дошкольников псевдобульбарной дизартрией с помощью методов психомоторной коррекции и проверить ее эффективность.
Гипотеза исследования. Предполагаем, что использование методов психомоторной коррекции позволит повысить уровень развития неречевых и речевых функций у детей старшего дошкольного возраста с псевдобудьбарной дизартрией.
Методологическими основами исследования явились:
1) теоретические аспекты дизартрии Е. Ф. Архипова,Е. Н. Винарская, Е. М. Мастюкова
2) взаимосвязь неречевых и речевых функций ребенка В. М. Бехтерев, М. М. Кольцова
3) методы психомоторной коррекции А. В. Семенович
Методы исследования определялись в соответствии с целью и задачами исследования. В работе использовались следующие теоретические и практические методы исследования:
• изучение научной и методической литературы по проблеме исследования;
• анализ и обобщение данных, полученных в ходе педагогического эксперимента;
• проведение педагогического эксперимента: констатирующего, формирующего и контрольного.
Элемент новизны. На основе методических рекомендаций подобраны упражнения и задания для преодоления нарушений неречевых и речевых функций при формировании речи у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрии.
База исследования. Исследование проводилось с сентября 2018 года по январь 2019 года на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения — детский сад комбинированного вида № 511, расположенный по адресу: город Екатеринбург, улица Крауля, 55а. В обследовании участвовало 10 дошкольников в возрасте 5-7 лет.
Структура курсовой работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, анализ списка литературы показал, что наиболее часто встречается среди многообразия речевых нарушений, псевдобульбарная дизартрия. Псевдобульбарная дизартрия - это нарушение фонетической стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата вследствие органического поражения нервной системы. Ведущим дефектом при псевдобульбарной дизартрии является нарушение фонетической стороны речи, т.е. нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи, обусловленное органическим поражением центральной и периферической нервной систем.
Для псевдобульбарной дизартрии характерны нарушения артикуляционной моторики и речевого дыхания, которые проявляются рядом признаков. Нарушение артикуляционной моторики при псевдобульбарной дизартрии является результатом ограничения подвижности артикуляционных мышц, которое усиливается нарушениями мышечного тонуса, наличием непроизвольных движений (гиперкинезов, тремора) и дискоординационными расстройствами. Нарушения звукопроизношения при псевдобульбарной дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы.
Среди детей с тяжелым нарушением речи при псевдобульбарной дизартрии часто диагностируется фонематическое недоразвитие речи (ФНР), фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) и общее недоразвитие речи III уровня (ОНР).
Анализ педагогического констатирующего эксперимента позволил сформулировать следующий вывод: содержание коррекционной работы, направленной на формирование речи у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией, должно включать в себя развитие общей и артикуляционной моторики, развитие артикуляционного аппарата, развитие правильного дыхания, развитие межполушарного взаимодействия.
В процессе логопедической работы, удалось развить неречевые и речевые функции у детей с псевдобульбарной дизартрией.
После повторного обследование неречевых функций можно сделать вывод:
• о значительном улучшении общей моторики;
• о сформированности дыхания;
• о правильной работы с телом;
• о самостоятельном выполнение упражнений на межполушарное взаимодействие, с некоторыми погрешностями и минимальной помощью взрослого. Обучение проходило по программе А. В. Семенович, а также Е. А. Коневой и Н. А. Рудаметовой.
Обследование речевых функций позволяет сделать вывод о наличии улучшения звукопроизношения, фонематического слуха, фонематического восприятия и лексико-грамматической стороны речи у детей, обучение которых осуществлялось по программе речевой карты Н. М. Трубниковой. Так же можно увидеть улучшение в неречевых функциях
Следовательно, чтобы оптимизировать процесс коррекции и развития речи у детей с псевдобульбарной дизартрией, в содержание логопедической работы должны быть включены следующие направления: развитие общей, пальчиковой и артикуляционной моторики, нормализация мышечного тонуса мимической мускулатуры, развитие голоса, дыхания, фонематического слуха, фонематического восприятия и формирование правильного звукопроизношения, а так же методы психомоторной коррекции, позволяющие достичь положительных результатов в преодолении выявленной патологии.


1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студентов высш. и сред, пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - Москва : Академия, 2000. - 400 с.
2. Бабина, Г. В. Практикум по дисциплине «Логопедия» : учеб.- метод. пособие / Г. В. Бабина, Р Е. Идес, Л. И. Белякова. - Москва : Прометей, 2012. - 104 с.
3. Башаева, Т. В. Энциклопедия воспитания и развития дошкольника / Т. В. Башаева, Н. Н. Васильева, Н. В. Клюева ; под общ. ред. Л. Ю. Субботиной. - Ярославль : Акад. развития, 2001. - 479 с.
4. Беккер, К.П. Логопедия / К.П. Беккер, М. Совак ; пер. с нем. Г. В. Барышниковой. - Москва : Медицина, 1989. - 574 с.
5. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия : учеб. пособие для студентов вузов / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - Москва : ВЛАДОС, 2009. - 286 с.
6. Винарская, Е. Н. Дизартрия / Е. Н. Винарская. - Москва : ACT : Астрель, 2006. - 141 с.
7. Винарская, Е. Н. Современное состояние проблем дизартрии / Е. Н. Винарская // Хрестоматия по логопедии : (извлечения и тексты) : учеб. пособие для студентов высш. и сред. спец. пед. учеб. заведений :
в 2 т. Т. 1 / под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. - Москва : ВЛАДОС, 1997. - С. 268-284.
8. Володина, В. С. Альбом по развитию речи / В. С. Володина. - Москва : Росмэн, 2005. - 95 с.
9. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. - 418 с.
10. Гирилюк, Т. Н. Состояние психомоторной сферы и речи у детей 2­3 лет с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии /
Т. Н. Гирилюк // Логопед. - 2010. - № 4. - С. 12-24.
11. Гуровец, Г. В. Медико-педагогическая характеристика сложных форм патологии речи / Г. В. Гуровец, Л. Р Давидович,
С. И. Маевская // Изучение и коррекция речевых расстройств : межвуз. сб. науч. тр. / Ленинград. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена ; отв. ред. Л. Г. Парамонова. - Ленинград : ЛГПИ, 1986. - С. 73-79.
12. Дубинец, Е. В. Коррекционная педагогика при псевдобульбарной дизартрии с дошкольниками, страдающими церебральным параличом, в стационарных условиях / Е. В. Дубинец // Известия Челябинского научного центра УрО РАН. - 2000. - № 1. - С. 201-210. - URL: https://elibrary.ru/item.asp7idM613990 (дата обращения: 12.06.2019).
13. Жукова, Н. С. Логопедия: преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Екатеринбург : АРТ ЛТД, 1998. - 320 с.
14. Кирьянова, Р А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи : материалы для специалиста образоват. учреждения / Р А. Кирьянова. - Санкт-Петербург : КАРО, 2002. - 368 с.
15. Конева, Е. А. Психомоторная коррекция в системе комплексной реабилитации детей со специальными образовательными потребностями / Е. А. Конева, Н. А. Рудаметова. - Новосибирск : [б. и.], 2008. - 116 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ