Введение 4
Глава 1. Особенности экскурсионной работы на современном этапе 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика на школьника подросткового
возраста 6
1.2. Принципы и методы организации экскурсий 7
1.3. Подготовка к экскурсии 9
Глава 2. Объект экскурсионной деятельности в городской черте для изучения оранжерейных растений. Ботанический сад УрО РАН г. Екатеринбург 12
2.1. История ботанического сада УрО РАН г. Екатеринбург 12
2.2. Коллекция оранжерейных растений ботанического сада УрО РАН г.
Екатеринбург 14
Глава 3. Биологические особенности растений тропиков и субтропиков 21
3.1. Растения субтропиков 21
3.2. Растения тропиков 22
Глава 4. Проектная деятельность учеников МБОУ СОШ 129 г.
Екатеринбург 23
4.1. План школьного проекта 23
4.2. Влияние растений на экологию окружающей среды 23
4.3. Тропические и субтропические растения на примере
комнатных растений 28
4.4. Лекарственные растения тропиков и субтропиков 31
4.5. Проведение экскурсии в ботанический сад
учеников 3-7 классов МБОУ СОШ №129 г. Екатеринбург 39
4.6. Практическая внеклассная работа по проекту
учеников 3-7 классов МБОУ СОШ №129 г. Екатеринбург 41
4.7. Награждение участников школьного проекта по изучению оранжерейных растений 45
Глава 5. Программа проекта по изучению оранжерейных растений 46
Содержание проекта:
1. Пояснительная записка 46
2. Структура проекта 46
3. Техническое оснащение проекта 46
4. Содержание проекта 47
Заключение 49
Список использованной литературы 50
Актуальность проблемы. Экскурсия является одной из форм организации учебно-воспитательного процесса, позволяющей проводить наблюдения, изучать различные предметы, процессы и явления в естественных или искусственно созданных условиях, тем самым развивающая познавательную активность школьника, т. е. «природа изучается в природе». Основана экскурсия на восприятии детьми изучаемых объектов и явлений в естественной или искусственно созданной обстановке. И поэтому может проводиться в виде «урока-экскурсии», во время урока, или как внеклассное мероприятие. Ее содержание определяется учебными программами, так же может рассматриваться как дополнительный факультатив к основной школьной программе. Экскурсии имеют большое познавательное и воспитывающее значение. Они расширяют и улучшают знания учащихся. Учащиеся видят растения и животных в естественной среде: растения - в связи с почвой, животных - в связи с растениями, получая представления о биоценозах, о целостной природе в определенное время года. Важность использования экскурсий в учебном процессе велика. Поэтому выбор данной темы не случаен.
Предмет исследования: учебно-методическое содержание экскурсии в Ботанический сад УрО РАН
Объект исследования: растения тропиков и субтропиков из коллекции Ботанического сада УрО РАН
Цели: разработать учебно-методическое содержание экскурсии в ботанический сад, как основу проектной деятельности обучающихся при изучении растений тропиков и субтропиков;
Задачи:
1) Разработать школьный тематический проект, включающий в себя экскурсию;
2) изучить виды экскурсий и их организацию;
3) выбрать тематическую экскурсию для школьников, направленную для ознакомления с тропическими и субтропическими растениями;
4) разработать план экскурсии согласно методическим указаниям;
5) организовать экскурсию для школьников;
6) представить собственные выводы об экскурсии, как о форме учебновоспитательной работы с учащимися;
Мною сформулированы следующие задачи:
Методы исследования: анализ педагогической литературы, систематизация материалов по структурным компонентам, синтез теоретического материала, дедукция, индукция, обобщение, практическая разработка методических рекомендаций.
Теоретическая значимость: получение теоретического опыта по организации и проведению экскурсий в ходе изучения раздела «Тропические и субтропические растения»;
Практическая значимость: разработка собственной методики по организации экскурсий в ходе изучения раздела «Тропические и субтропические растения»; анализ экскурсий в оранжереи с точки зрения системного подхода; оценка уровня приобретенных знаний школьников, посетивших экскурсию в ходе изучения раздела «Тропические и субтропические растения».
Структура работы включает: введение, 5 глав, заключение, список литературы, включающий 16 источников, 19 фотографий, 3 таблицы
Экскурсии при изучении биологии являются эффективным, средством воспитания и обучения, поскольку в их процессе осуществляется гармоническое развитие всех сторон личности школьника. В общении с природой формируются основы материалистического понимания окружающего мира, воспитываются нравственные и эстетические качества, пробуждаются добрые чувства. Воспитывать у детей любовь и интерес к природе - значит растить ее верного друга, будущего заботливого хозяина богатств нашей планеты.
Мною было разработано учебно-методическое содержание экскурсии в ботанический сад, как основа проектной деятельности обучающихся при изучении растений тропиков и субтропиков; изучены виды экскурсий и принцип их организации, выбрана наиболее интересная тематическая экскурсия для изучения тропических и субтропических растений, разработан план экскурсии согласно методическим указаниям, организована поездка в ботанический сад УрО РАН г. Екатеринбург для школьников МБОУ СОШ №129 г. Екатеринбург.
После экскурсий была отслежена положительная динамика, роста заинтересованности учеников в предмете изучения биологии в разделе ботаники.
1. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник. - 14-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011. - 304 с.: ил.
2. Верзилин Н. М. Путешествие с домашними растениями. — М.: Издательский Дом Мещерякова, 2008. — 416 с.
3. Ганичкина, О. А., Цветы в вашем доме / О. А. Ганичкина, А. В. Ганичкин. -
М. : Эксмо, 2010. - 168 с. Иванов А. Е. Элементы педагогики в экскурсионной работе. М., 1976. - с. 45.
4. Грюнвальд, В. Комнатные растения. Особенности роста в домашних условиях и в природе [Текст] / В. Грюнвальд. - СПб. : СЗКЭО "Кристалл"; М. : Оникс, 2006. - 224 с.
5. Дудченко Л. Г., Козьяков А. С., Кривенко В. В. Пряно-ароматические и пряно-вкусовые растения: Справочник - К.: Наукова думка, 1989
6. Зеленые оазисы дома и на работе / В. Ф. Бибикова, Ю. А. Бибиков, Е. И. Годес, М. Ф. Капельян. - Минск : Полымя, 1984. - 112 с.
7. Иванов А. Е. Элементы педагогики в экскурсионной работе. М., 1976. - с. 45.
8. Исаева Т.А., Романова Н.И. Биология, 6. - М.: Русское слово.
9. Комнатные растения. Особенности роста в домашних условиях и в природе / В. Грюнвальд. - СПб. : СЗКЭО "Кристалл"; М. : Оникс, 2006. - 224 с.
10. Комнатное цветоводство / авт.-сост. В. В. Линь. - М. : Аделант, 2006. - 477 с.
11. Методические рекомендации по проведению природоведческих экскурсий. Составитель А. Ф. Стрельцов, А. А. Штылько. М., ЦРНБ «Турист», 1973. - с.60-65.
12. Организация и методика экскурсионной работы. Части I и II. М., Профиздат.1971. - с. 72-78.
13. Осипов Н. Ф. Занимательная ботаническая энциклопедия. — М.: Педагогика Пресс, 1998. — 207 с.: ил.
14. Тихонова Е.Т., Романова Н.И. Биология, 6. - М.: Русское слово.
15. Школьник Ю.К. Популярная научно-практическая энциклопедия. - М.: Эксмо, 2014. - с. 64...