Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекция нарушений артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией средствами технологии логопедического массажа

Работа №93856

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы112
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
302
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1. Закономерности формирования артикуляционной моторики у
детей в онтогенезе 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста с дизартрией 13
1.3. Особенности артикуляционной моторики у детей старшего
дошкольного возраста с дизартрией 22
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСТАТИРУЮЩЕГО
ЭКСПЕРИМЕНТА И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 29
2.1. Основные принципы, цель, задачи и методика констатирующего
эксперимента 29
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 36
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ 49
3.1. Основные принципы, цели и задачи логопедической работы по
коррекции нарушений артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией средствами технологий логопедического массажа 49
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции нарушений
артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией средствами технологий логопедического массажа 58
3.3. Анализ результатов контрольного эксперимента 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 92


Речевые функции у каждого человека играют ключевую роль и являются самыми важными функциями среди всех. Если у ребенка возникают нарушения речи, то это отрицательно сказывается не только на развитии ребенка в целом, но и одновременно затрудняет его общение с окружающими, задерживает познавательные процессы, отсюда у ребенка возникают трудности в формировании собственной личности. Дошкольный возраст в этом плане является идеальным и самым благоприятным периодом для коррекционной работы. Поскольку именно правильная речь является одним из показателей готовности обучающегося к обучению в школе.
Речь является одной из важнейших способностей человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические функции. Общение создает необходимые условия для коммуникации и для развития различных форм деятельности. Формирование у детей правильной речи дает возможность общения и подготавливает к обучению в школе. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выражать свои желания, мысли, задавать вопросы, обсуждать игру. И, наоборот, невнятная речь затрудняет взаимоотношение ребенка с людьми. К старшему дошкольному возрасту, а иногда и раньше, дети с нарушением речи начинают осознавать свои дефекты и могут стать молчаливыми, раздражительными и стеснительными [39].
Одним из наиболее распространенных речевых расстройств является дизартрия. Чаще всего дети страдают псевдобульбарной дизартрией, которая связана с внутриутробным поражением головного мозга. Среди всех форм дизартрии выделяют различные формы: легкая, средняя и тяжелая (анартрия). Легкая степень дизартрии - одна из наиболее часто встречающихся в детском возрасте форм, при которой ведущими в структуре речевого дефекта являются стойкие нарушения звукопроизношения, сходные с другими артикуляторными расстройствами и представляющие значительные трудности для дифференциальной диагностике и коррекции.
Значительная тенденция к увеличению детей с таким нарушением, а также необходимость совершенствования работы с детьми с речевыми нарушениями, повышения эффективности процесса их социальной адаптации позволяет считать исследование актуальным для теории и практики современной логопедии. Проблема исследования определяется актуальностью и значимостью этих вопросов, недостаточной изученностью особенностей звукопроизношения у детей с дизартрией, с одной стороны, и необходимостью определения условий повышения эффективности коррекционно-логопедической работы по формированию
звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией, с другой стороны.
В своих исследованиях Е. Ф. Архипова говорит о том, что у обучающихся, которые имеют легкую форму дизартрии, имеются нарушения двигательных механизмов, т. е. страдает как общая, так и пальцевая и артикуляционная моторика, возникшая вследствие поражения центральной нервной системы. Все эти трудности в моторной сфере оказывают негативное влияние на формирование и развитие речи, усугубляя ситуацию. Моторная сфера таких обучающихся имеет следующие характерные особенности: общая неловкость моторных движений, нарушения координированности движений, страдает ловкость и точность движений, что сильно отличает их от сверстников. Также у обучающихся с легкой степенью дизартрии можно наблюдать задержку в развитии готовности руки в письму, поскольку у них в целом достаточно длительное время отсутствует интерес с таким видам деятельности, как рисование, лепка и т. д. Все это является следствием нарушения иннервации, несмотря на то, что явных признаков параличей и парезов у таких детей нет.
Таким образом, все вышеперечисленные нарушения моторной сферы, которые в артикуляционной моторике представлены синкинезиями, гипертоносом или гипотонусом, гиперсаливацией, девиациями и т. д., ухудшают состояние общей артикуляционной моторики, поскольку ухудшается качество и объем артикуляционных движений, ослабевает контроль за движениями органов артикуляции. Все это в итоге приводит к нарушениям звукопроизношения и фонематического слуха и фонематического восприятия. Отсюда в дальнейшем, если не начать проводить логопедическую работу, у обучающегося могут возникнуть трудности в овладении лексико-грамматическим строем речи, а также навыками чтения и письма.
В научных трудах Т. Б. Филичевой, Н. А. Чевелевой, Г. В. Чиркиной можно найти информацию о том, что именно эта категория детей представляет собой группу риска по признаку неуспеваемости в образовательном учреждении.
Отсюда можно утверждать, что трудности формирования и развития артикуляционной моторики могут привести к общей неуспеваемости обучающегося, отсюда тема формирования артикуляционной моторики у обучающихся с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии становится актуальной.
Объектом исследования выступают имеющиеся у обучающихся дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью псевдобульбарной дизартрии особенности артикуляционной моторики.
Предмет исследования: процесс коррекции артикуляционной
моторики у детей с дизартрией и фонетико-фонематическим недоразвитием речи методами логопедического массажа.
Цель исследования: систематизировать, разработать, теоретически обосновать и апробировать содержание логопедической работы по коррекции звукопроизносительной стороны речи у старших дошкольников с дизартрией методами логопедического массажа.
Представленная ранее цель исследования предполагает выдвижение и реализацию следующих задач:
1. Провести анализ научно-методической литературы для изучения наличия взаимосвязи артикуляционной моторики и устной речи в целом у обучающихся с ФФНР и легкой степенью псевдобульбарной дизартрией.
2. Провести констатирующий эксперимент, направленный на изучение уровня сформированности как неречевых, так и речевых функций у отобранной группы обучающихся с ФФНР и легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
3. Обосновать, составить план коррекционной логопедической работы, направленной на коррекцию нарушений артикуляционной моторики у обучающихся старшего дошкольного возраста средствами технологии логопедического массажа.
4. Провести контрольный эксперимент, направленный на определение эффективности коррекционной работы.
Методы исследования:
1. Теоретические: теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы; анализ педагогической и медицинской документации.
2. Практические: констатирующий и обучающий эксперименты.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе МАДОУ № 49 Детский сад «Радуга» г. Серов, численность
обследуемых составила 10 человек.
В первой главе «Теоретическое обоснование проблемы исследования» представлены и описаны закономерности формирования артикуляционной моторики у детей в онтогенезе. В этой главе дана психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с дизартрией, а также представлены особенности артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Во второй главе «Организация констатирующего эксперимента и анализ его результатов» описаны принципы, цель, задачи и алгоритм констатирующего эксперимента. Представлены все обучающиеся, участвующие в исследовании. Даны результаты проведённой диагностики и представлен анализ полученных результатов.
В третьей главе «Логопедическая работа по коррекции нарушений артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией» описаны основные принципы, цели и задачи логопедической работы по коррекции нарушений артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией средствами технологии логопедического массажа. Помимо этого описано содержание коррекционной работы, а также описаны результаты контрольного исследования.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование дает возможность определить состояние артикуляционной моторики у детей с псевдобульбарной дизартрией и соотнести его с уровнем их речевого развития. На основании анализа работ Л. С. Волковой, М. В. Ипполитовой, Е. М. Мастюковой и других было выявлено, что артикуляционная моторика у обучающихся с псевдобульбарной дизартрией характеризуется рядом особенностей:
1. Наличие у обучающихся общей неловкости, недостаточной координированности движений.
2. Повышенный тонус мышц.
3. Имеющиеся у обучающихся различные гиперкинезы, синкинезии и т. д.
4. Наличие различных ограничений в объеме движений не только рук, но и языка, губ и нижней челюсти.
5. Наличие у обучающихся быстрой утомляемости и сниженной работоспособности.
Проведенный анализ литературных источников таких авторов, как Т. В. Верясовой и В. П. Дудьева, позволяет говорить об актуальности темы коррекции звукопроизносительной стороны речи с помощью применения средств логопедического массажа. Все это позволяет сделать следующие выводы:
- дизартрия является одним из самых распространенных речевых нарушений у обучающихся дошкольного возраста, при этом проглядывается тенденция ее роста;
- при этом среди дизартрий самой распространенной формой является именно псевдобульбарная дизартрия;
- формирование и развитие устной речи напрямую зависит от сформированности моторной сферы обучающихся;
- речевые зоны коры головного мозга развиваются благодаря поступающим в них импульсов;
- развитие устной речи зависит от степени тяжести и характера поражения моторики обучающегося.
Полученные в результате констатирующего эксперимента данные позволяют говорить о том, что у всех обучающихся имеются трудности формирования как речевых, так и неречевых функций. Было проведено исследование состояния моторики, а также звукопроизношения. Из чего был сделан вывод о том, что у всех обучающихся моторные функции и состояние звукопроизношения находятся на низком уровне. А, следовательно, необходимо провести специально организованную логопедическую работу по коррекции нарушенных функций у обучающихся методами логопедического массажа.
Логопедическая работа по формированию артикуляционной моторики и звукопроизношения средствами логопедического массажа эффективна, если учитывать:
- структуру клинического дефекта;
- структуру речевого дефекта;
- личностные и возрастные особенности обучающихся;
- поэтапность коррекционной работы.
Анализ полученных в ходе проведенного контрольного эксперимента позволяют увидеть положительную динамику состояния артикуляционной моторики и звукопроизносительной стороны речи. Все это говорит о том, что цель выпускной квалификационной работы достигнута. У обучающихся дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией необходимо уделять внимание своевременному и полноценному языковому обучению с использованием различных двигательных функций и, в частности, артикуляторной моторики. Это не только поможет улучшить звукопроизносительной функции, но и поможет сформировать познавательную деятельность, которая является основным критерием готовности к школе.
Проведенный контрольный эксперимент и анализ полученных после него данных свидетельствуют о положительной динамике состояния моторики артикуляционного аппарата и фонетической стороны речи. Все это говорит о том, что цель работы была достигнута. Необходимо обязательно проводить своевременную и полноценную логопедическую помощь в обучении дошкольников с псевдобульбарной дизартрией, используя двигательные функции, в частности артикуляторную моторику. Это не только поможет улучшить речевые функции, но и сформировать познавательную деятельность, которая является основным критерием готовности к школе.



1. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. - Москва : Астрель, 2008. - 254 с.
2. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - Москва : ВЛАДОС, 2009. - 287 с.
3. Большой психологический словарь. / сост. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - Санкт-Петербург : ЕВРОЗНАК, 2004. - 672 с.
4. Верясова, Т. В. Коррекционно-развивающая система формирования моторного праксиса в структуре преодоления общего недоразвития речи у детей с дизартрией / Т. В. Верясова. - Екатеринбург : [б. и.], 1999. - 235 с.
5. Винарская, Е. Н. Дизартрия и ее диагностическое значение в клитнике очаговых поражений мозга / Е. Н. Винарская, А. М. Пулатов. - Ташкент : [б. и.], 1989.
6. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития: Эмоциональные предпосылки освоения яз. / Е. Н. Винарская. - Москва : Просвещение, 1987. - 160 с.
7. Волкова, Г. А. Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи / Г. А. Волкова. - Санкт-Петербург : Детсвопресс, 2003. - 144 с.
8. Волкова, Л. С. Логопедия / Л. С. Волкова - Москва : ВЛАДОС, 2008. - 703 с.
9. Воробьева, Т. А. Мяч и речь: Игры с мячом для развития речи, мелкой моторики и общей моторики / Т. А. Воробьева, О. И. Крупенчук. - Санкт-Петербург : КАРО, 2003. - 314 с.
10. Дудьев, В. П. Психомоторика/ В. П. Дудьев. - Москва : ВЛАДОС, 2008. - 366 с.
11. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Москва : [б. и.], 1990. - 239 с.
12. Киселева, В. А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии / В. А. Киселева. - Москва : Школьная пресса, 2007. - 48 с.
13. Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка / М. М. Кольцова - Москва : Педагогика, 1973. - 144 с.
14. Краузе, Е. Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика / Е. Н. Краузе. - Санкт-Петербург : КОРОНА, 2004. - 126 с.
15. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики / А. А. Леонтьев. - Москва : Смысл, 1999. - 287 с.
16. Дьякова, Е. А. Логопедический массаж / Е. А. Дьякова. - Москва : Академия, 2003. - 96 с.
17. Логопедия / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - Москва : ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
18. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. - Санкт- Петербург : Образование, 1994. - 312 с.
19. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами / Л. В. Лопатина. - Санкт-Петербург : СОЮЗ, 2004. - 192 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ