Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе логопедической работы

Работа №93851

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы136
Год сдачи2020
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
306
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1. Определение понятия «словообразование» 8
1.2. Закономерности формирования словообразования у детей в норме. 10
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим
недоразвитием речи III уровня 19
1.4. Характеристика словообразования у детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи III уровня 25
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 34
2.1. Организация и направления констатирующего эксперимента 34
2.2. Обследование импрессивной стороны речи 37
2.3. Обследование экспрессивного словаря с использованием навыков
словообразования 43
2.4. Соотношение данных обследования словообразования в
импрессивной и в экспрессивной речи 50
ГЛАВА 3. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 54
3.1. Теоретическое и методическое обоснование технологической
модели формирования словообразования у детей 5 - 6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 54
3.2. Организация и содержание обучающего эксперимента по
формированию словообразования у детей 5 - 6 лет с общим
недоразвитием речи III уровня 61
3.3. Контрольный эксперимент для оценки эффективности проведения
обучающего эксперимента 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 94

Многочисленными исследованиями в области педагогики, лингвистики, психолингвистики определено, что словообразовательный навык у обучающихся старшего дошкольного возраста играет важную роль в нормальном речевом развитии ребенка. Чтобы ребенок успешно овладел словообразовательным навыком, необходимо, чтобы у него была сформирована не только лексическая система, но и хорошо развита языковая компетенция, а также способность к речевой коммуникации в целом. На основании данных исследования детей с нормативным развитием и особенностей их словообразования, исследователями были определены основные закономерности и последовательность становления навыка словообразования у обучающихся в онтогенезе [23].
Формирование навыков словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи считается одним из важных вопросов в логопедии. Пристальный интерес к изучению детского словообразования обусловлен тем, что словообразование оказывает значительное воздействие на развитие коммуникативных способностей детей.
Лингвисты, специалисты в области психологии, педагоги занимались изучением последовательности, законов, а также этапов формирования словообразовательных способностей в онтогенезе речи (В. В. Виноградов, Г. Н. Ушакова, С. Н. Цейтлин, А. М. Шахнарович, Д. Б. Эльконин и другие).
В результате исследований у дошкольников с ОНР были обнаружены специфические характерные черты операций семантического анализа и синтеза, которые лежат в основе процессов словообразования.
Исследуя проблему словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи Т. В. Туманова пришла к выводу, что вопрос усвоения детьми с общим недоразвитием речи системы словообразования представлен в литературе крайне мало. Как указывает автор, сведения согласно этой проблеме носит больше описательный характер, лишь демонстрирует те либо другие трудности в образовании новых слов, патологический механизм, находящийся в основе нарушения словообразовательных умений и навыков не подвергается подробному анализу.
Для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи характерны определенные особенности употребления слов в устной речи, особенности словообразования, которые отличаются от нормы (дети неправильно используют окончания и суффиксы, используют слова в начальной форме и т. д.). Следовательно, необходимо проводить специальную работу по развитию у таких детей словообразовательных навыков, поскольку их нарушение может приводить не только к трудностям коммуникации между обучающимися, но и к трудностям в овладении программой образовательного учреждения в дальнейшем (при поступлении в школу).
Актуальность исследования позволила определить проблему исследования, которая заключается в выявлении и изучении особенностей формирования словообразования детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
В работе введено ограничение: проблема формирования
словообразований у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня рассматривается на материале формирования словообразований имён существительных суффиксальным способом.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить содержание логопедической работы по формированию словообразования у обучающихся старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования: словообразование детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования - процесс формирования словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научно-теоретической и методической литературы по проблеме исследования.
2. На основе анализа научно-теоретической и методической литературы подобрать методики обследования словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, провести констатирующий эксперимент и провести анализ полученных результатов.
3. Определить содержание и направления логопедической работы по формированию словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня и оценить её эффективность, провести контрольный эксперимент.
Методы исследования: изучение психолого-педагогической,
методической и специальной литературы по проблеме исследования, наблюдение, педагогические эксперименты (констатирующий, обучающий, контрольный), количественный и качественный анализ результатов исследования.
Методологические и теоретические основы исследования:
• теория общего недоразвития речи и методы коррекции речевых дефектов (О. Е. Грибова, Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, Г. В. Чиркина);
• концепция комплексного подхода к обучению и воспитанию детей с речевыми нарушениями (P. E. Левина, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина);
• исследования развития словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи Н. С. Жукова, Р. И. Лалаева, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская);
• современные представления о возрастных этапах, закономерностях и условиях развития словообразования у детей в норме и его значении для развития устной речи (А. Н. Гвоздев, С. Н. Цейтлин, А. М. Шахнарович и другие).
Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 504»
г. Екатеринбурга. В эксперименте приняло участие 10 обучающихся в возрасте от 5 до 6 лет. Выбор обучающихся осуществлялся на основании данных ПМПК и по рекомендациям учителя-логопеда детского учреждения.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из титульного листа, содержания, введения, основной части, которая включает в себя три главы, заключения, списка литературы, приложений.
Первая глава включает четыре параграфа, в которых проанализированы теоретические источники исследования детей с общим недоразвитием речи, характеристика формирования словообразования у старших дошкольников в норме и при общем недоразвитии речи.
Вторая глава содержит четыре параграфа, в которых описываются методика изучения сформированности навыков словообразования у дошкольников, организация и проведение констатирующего эксперимента, проводится анализ его результатов.
Третья глава включает три параграфа, в которых описывается проведение обучающего и контрольного экспериментов, проанализированы полученные в ходе обследования результаты.
В заключении представлены выводы выпускной квалификационной работы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведённый анализ научных источников по проблеме развития словообразовательных навыков у обучающихся дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня показал недостаточность ее изучения. Многие авторы единогласно признают большую важность и необходимость развития словообразовательных процессов при ОНР III уровня, как в дошкольном, так и в школьном возрасте (Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, А. В. Ястребова и др.). На основании анализа научно-методической литературы было выбрано 4 основных направления исследования словообразовательных навыков у детей с ОНР III уровня: образование существительных с уменьшительно- ласкательным значением; образование названий детёнышей животных; образование названий профессий мужского рода и женского рода.
На основании результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента можно говорить о недостаточной сформированности у обучающихся с ОНР III уровня импрессивной и экспрессивной сторон речи имен существительных. Детям достаточно сложно образовывать слова с уменьшительно-ласкательной формой или образовывать слова для обозначения профессий женского или мужского рода.
Все это соответствует ОНР III уровня и требует дополнительной логопедической работы по формированию навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Во время проведения формирующего эксперимента для формирования и развития словообразовательной компетенции обучающихся старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня были определены направления коррекционно-логопедической работы и были классифицированы методы и приёмы коррекции навыков словообразования. Во время проведения коррекционной работы применялись следующие методы: предметно-практические, наглядные, словесные, а также игровые методы.
Данные методы осуществлялись в ходе экспериментального обучения. Целью этого обучения было: формировать и развивать у обучающихся старшего дошкольного возраста ОНР III уровня словообразовательных представлений и навыков, которые составляют словообразовательную компетенцию. Во время проведения экспериментальной работы обучающиеся показали интерес к занятиям, дети слушали экспериментатора, шли на контакт, выполняли необходимые инструкции. Также обучающиеся показали умение использовать навыки словообразования во время разнообразных игр и инсценировок, дети весьма активно применяли в собственной речи производные единицы языка. Обучающиеся стали ориентироваться в морфемной структуре производных слов, помимо этого обучающиеся активно овладели системой и нормой словообразования родного языка. Обучающий эксперимент показал, что применения данных методов и приемов даёт возможность успешно формировать словообразовательную компетенцию обучающихся дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
После проведения коррекционно-логопедической работы,
направленной на развитие навыков словоизменения и словообразования, можно сделать вывод о том, что коррекционно-логопедическая работа на этапе формирующего эксперимента прошла достаточно успешно. Цель исследования достигнута, а его гипотеза исследования подтвердилась.


1. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей: развитие диалогического общения / А. Г. Арушанова. - Москва : Мозаика, 2014. - 272 с.
2. Быкова, Н. М. Игры и упражнения для развития речи / Н. М. Быкова. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО, 2015. - 160 с.
3. Вершинина, О. М. Особенности словообразования у детей с ОНР III уровня / О. М. Вершинина // Логопед. - 2014. - № 1. - С. 34-40.
4. Виноградов, В. В. Русский язык / В. В. Виноградов. - Москва : Просвещение, 1986. - 639 с.
5. Гайко, С. Н. Формирование навыка падежного управления у детей с общим недоразвитием речи / С. Н. Гайко // Дошкольная педагогика. -
2016. - № 1 (28). - С. 33-35.
6. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Москва : Просвещение, 1961. - 154 с.
7. Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду / В. В. Гербова. - Москва : Мозаика, 2016. - 56 с.
8. Глистина, И. А. Особенности эмоционального развития дошкольников с общим недоразвитием речи / И. А. Глистина // Практическая психология и логопедия. - 2016. - № 5 (22). - С. 30-36.
9. Денисова, О. А. Пособие для самостоятельной работы по логопедии / О. А. Денисова, Т. В. Захарова, Л. М. Корбина. - Санкт- Петербург : Питер, 2005. - 226 с.
10. Жукова, Н. С. Логопедия: основы теории и практики / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Г. Б. Филичева. - Москва : Просвещение, 2015. - 288 с.
11. Жукова, Н. С. Отклонения в развитии детской речи / Н. С. Жукова. - Москва : Энергомаш, 1994. - 128 с.
12. Земская, Е. А. Современный русский язык. Словообразование / Е. А. Земская. - Москва : Флинта, 2015. - 323 с.
13. Ибатова, Г. Б. Состояние словообразовательных навыков у дошкольников с ОНР / Г. Б. Ибатова // Проблемы и перспективы развития образования. - 2013. - № 1. - С. 102-106.
14. Кирьянова, Р. А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5 - 6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи / Р. А. Кирьянова. - Санкт-Петербург : КАРО,
2017. - 368 с.
15. Климонтович, Е. Ю. Коррекционная работа с детьми, страдающими общим недоразвитием речи III степени / Е. Ю. Климонтович // Школа здоровья. - 2018. - № 1. - С. 43-46...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ