Формирование волевых процессов в структуре логопедической работы по подготовке дошкольников с псевдобульбарной дизартрией к обучению грамоте
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ 9
1.1. Сравнительный анализ речевого онтогенеза у детей в норме и при
псевдобульбарной дизартрии 9
1.2. Сравнительный анализ развития волевых процессов у старших
дошкольников в норме и при псевдобульбарной дизартрии 16
1.3. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с
псевдобульбарной дизартрией 24
1.4. Характеристика речевых нарушений у старших дошкольников с
псевдобульбарной дизартрией, их готовность к обучению грамоте 27
1.5. Роль волевых процессов в подготовке старших дошкольников к
обучению грамоте 31
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО
РЕЗУЛЬТАТОВ 35
2.1. Цели, задачи, организация и методика исследования 35
2.2. Анализ результатов изучения моторных функций у старших
дошкольников с псевдобульбарной дизартрией 37
2.3. Анализ результатов изучения устной речи у старших дошкольников
с псевдобульбарной дизартрией 44
2.4. Анализ результатов изучения волевых процессов у старших
дошкольников с псевдобульбарной дизартрией 54
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ВОЛЕВЫХ ПРОЦЕССОВ В СТРУКТУРЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ
ДИЗАРТРИЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ 63
3.1. Теоретическое обоснование, принципы и организация обучающего
эксперимента 63
3.2. Содержание работы по подготовке старших дошкольников с
псевдобульбарной дизартрией к обучению грамоте с формированием волевых процессов в структуре логопедической работы 66
3.2.1. Формирование моторных функций у старших дошкольников с
псевдобульбарной дизартрией 67
3.2.2. Формирование устной речи у старших дошкольников с
псевдобульбарной дизартрией 70
3.2.3. Формирование волевых процессов у старших дошкольников с
псевдобульбарной дизартрией 75
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 85
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ 9
1.1. Сравнительный анализ речевого онтогенеза у детей в норме и при
псевдобульбарной дизартрии 9
1.2. Сравнительный анализ развития волевых процессов у старших
дошкольников в норме и при псевдобульбарной дизартрии 16
1.3. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с
псевдобульбарной дизартрией 24
1.4. Характеристика речевых нарушений у старших дошкольников с
псевдобульбарной дизартрией, их готовность к обучению грамоте 27
1.5. Роль волевых процессов в подготовке старших дошкольников к
обучению грамоте 31
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО
РЕЗУЛЬТАТОВ 35
2.1. Цели, задачи, организация и методика исследования 35
2.2. Анализ результатов изучения моторных функций у старших
дошкольников с псевдобульбарной дизартрией 37
2.3. Анализ результатов изучения устной речи у старших дошкольников
с псевдобульбарной дизартрией 44
2.4. Анализ результатов изучения волевых процессов у старших
дошкольников с псевдобульбарной дизартрией 54
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ВОЛЕВЫХ ПРОЦЕССОВ В СТРУКТУРЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ
ДИЗАРТРИЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ 63
3.1. Теоретическое обоснование, принципы и организация обучающего
эксперимента 63
3.2. Содержание работы по подготовке старших дошкольников с
псевдобульбарной дизартрией к обучению грамоте с формированием волевых процессов в структуре логопедической работы 66
3.2.1. Формирование моторных функций у старших дошкольников с
псевдобульбарной дизартрией 67
3.2.2. Формирование устной речи у старших дошкольников с
псевдобульбарной дизартрией 70
3.2.3. Формирование волевых процессов у старших дошкольников с
псевдобульбарной дизартрией 75
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 85
В настоящее время отмечается тенденция увеличения количества детей, имеющих тяжелые речевые нарушения, которые отрицательно влияют на развитие личностной сферы. Одним из таких дефектов является дизартрия [26].
Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата, возникающее в результате органического поражения центральной нервной системы (ЦНС) [67].
В зависимости от очага поражения выделяют пять форм данной патологии, наиболее распространённой из которых является псевдобульбарная дизартрия, возникающая при поражении проводящих путей, идущих от коры головного мозга (КГМ) к ядрам черепно-мозговых нервов (ЧМН). Наличие органического поражения ЦНС при дизартрии часто приводит к расстройствам волевой сферы [60].
Воля - это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков [46].
Волевая сфера детей с дизартрией и детей с речевой нормой проходит одни и те же этапы становления. Качественно же волевое развитие старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией значительно отличается. Чаще всего это проявляется в непослушании, суетливости, отсутствии выдержки и настойчивости, снижении самоконтроля, повышенной отвлекаемости на занятиях, склонности к неусидчивости, невыполнению указаний педагогов [26].
Проблема формирования волевых процессов у детей при псевдобульбарной дизартрии рассматривается в отечественной и зарубежной литературе. Общие вопросы развития воли и волевой регуляции дошкольников раскрыты в трудах Л. С. Выготского [14], Я. Л. Коломинского [28], Е. О. Смирновой [70], С. Л. Рубинштейна [65] и др. Над изучением детей с псевдобульбарной дизартрией работали Е. Ф. Архипова [2], Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова [45], О. В. Правдина [61], Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина [78] и др. В области дефектологии и логопедии особенности развития волевой сферы и ее роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения у детей старшего дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями, в том числе с дизартрией, изучали Г. А. Волкова [11], Н. Н. Волоскова [4], Р. И. Мартынова [48], О. В. Правдина [61] и др.
Развитие волевой сферы осуществляется в течение всей жизни человека. Но, на основании результатов различных исследований, начинать работу по формированию волевых процессов рекомендовано со старшего дошкольного возраста, так как именно в этом периоде необходимые процессы наиболее подвижны и изменчивы [65].
Также, старший дошкольный возраст является начальным этапом в подготовке детей к обучению грамоте. Обучение грамоте - это процесс формирования элементарных умений и навыков письменной речи на базе ранее усвоенной устной речи [59].
Главным фактором успешной подготовки детей к обучению грамоте является сформированность у них определенного уровня дошкольной готовности, которая включает в себя общую психологическую и специальную подготовку, а так же развитые умственные, физические и нравственные качества [73].
Как указывают многочисленные исследователи, учебная деятельность, в том числе процесс подготовки к обучению грамоте, требует от дошкольников сформированности произвольного внимания и запоминания, выдержки, терпения, настойчивости, целенаправленности, самоконтроля, дисциплинированности, умения выполнять монотонную деятельность, преодолевать трудности и самостоятельно приобретать знания [21].
составляющими психологической готовности, которая, как правило, оказывается несформированной у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией. А так, как компоненты волевой сферы влияют на успешность учебной и коррекционно-развивающей деятельности, можно предположить, что у данной категории детей будут возникать трудности в процессе подготовки к обучению грамоте, а в дальнейшем и при обучении в школе [26].
Следовательно, изучение особенностей формирования и развития волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией необходимо для создания наиболее эффективной обучающей и коррекционно-развивающей среды, особенно в период подготовки к обучению грамоте. Поэтому выбранную тему исследования можно считать актуальной.
Целью выпускной квалификационной работы является: теоретическое обоснование, разработка и апробация содержания коррекционной логопедической работы по формированию и развитию волевых процессов у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрии в ходе подготовки к обучению грамоте.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
1. Изучение специальной научно-методической литературы по теме исследования.
2. Выявление особенностей развития волевых процессов, моторных функций, устной речи у старших дошкольников с псевдобульбарной формой дизартрии.
3. Разработка и апробация содержания коррекционной логопедической работы по формированию волевых процессов у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией при подготовке к обучению грамоте, а также анализ динамики развития волевых процессов, моторных функций, устной речи у представленной категории лиц.
Объект исследования: уровень сформированности волевых процессов, моторных функций и устной речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
Предмет исследования: содержание логопедической работы по формированию волевых процессов у старших дошкольников с псевдобульбарной формой дизартрии в период подготовки к обучению грамоте.
Гипотеза: предполагаем, что процесс подготовки старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией к обучению грамоте будет более эффективным при параллельном формировании и развитии волевых процессов в структуре логопедической работы.
В процессе нашей работы использовались следующие методы:
1. Теоретический: анализ логопедической, психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирический: проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов, а также анкетирование родителей и педагогов с целью сбора данных о волевых качествах испытуемых, наблюдение.
3. Количественный и качественный анализ полученных данных.
4. Сравнительный: сравнение результатов констатирующего и контрольного экспериментов.
Исходной теоретической и методологической основой исследования являются положения, разработанные в отечественной логопедии, педагогики и психологии:
1) о единстве диагностики и коррекции развития (Л. С. Выготский, В. И. Лубовский, А. Р. Лурия);
2) о системности языка, тесной связи развития речи с другими сторонами психической деятельности (Л. А. Венгер, Е. Н. Винарская, Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, Р. Е. Левина и др.);
3) о понимании воли и ее значения для выбора целей и мотивов поведения (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, Е. П. Ильин, С. Л. Рубинштейн);
4) о взаимодействии психических процессов, соотношении деятельности и сознания (П. К. Анохин, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев).
Теоретическая значимость исследования: полученные данные о формировании волевых процессов в структуре логопедической работы по подготовке старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией к обучению грамоте уточняют и расширяют знания о представленной категории детей.
Практическая значимость исследования: описана специфика логопедической работы по формированию волевых процессов у старших дошкольников с псевдобульбарной формой дизартрии в ходе подготовки к обучению грамоте; содержание коррекционной работы может быть использовано логопедами дошкольных учреждений для осуществления коррекционно-развивающей деятельности с детьми рассматриваемой категории.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 47; г. Екатеринбург, ул. Олега Кошевого, 32а.
Выпускная квалификационная работа состоит из: введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы.
Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата, возникающее в результате органического поражения центральной нервной системы (ЦНС) [67].
В зависимости от очага поражения выделяют пять форм данной патологии, наиболее распространённой из которых является псевдобульбарная дизартрия, возникающая при поражении проводящих путей, идущих от коры головного мозга (КГМ) к ядрам черепно-мозговых нервов (ЧМН). Наличие органического поражения ЦНС при дизартрии часто приводит к расстройствам волевой сферы [60].
Воля - это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков [46].
Волевая сфера детей с дизартрией и детей с речевой нормой проходит одни и те же этапы становления. Качественно же волевое развитие старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией значительно отличается. Чаще всего это проявляется в непослушании, суетливости, отсутствии выдержки и настойчивости, снижении самоконтроля, повышенной отвлекаемости на занятиях, склонности к неусидчивости, невыполнению указаний педагогов [26].
Проблема формирования волевых процессов у детей при псевдобульбарной дизартрии рассматривается в отечественной и зарубежной литературе. Общие вопросы развития воли и волевой регуляции дошкольников раскрыты в трудах Л. С. Выготского [14], Я. Л. Коломинского [28], Е. О. Смирновой [70], С. Л. Рубинштейна [65] и др. Над изучением детей с псевдобульбарной дизартрией работали Е. Ф. Архипова [2], Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова [45], О. В. Правдина [61], Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина [78] и др. В области дефектологии и логопедии особенности развития волевой сферы и ее роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения у детей старшего дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями, в том числе с дизартрией, изучали Г. А. Волкова [11], Н. Н. Волоскова [4], Р. И. Мартынова [48], О. В. Правдина [61] и др.
Развитие волевой сферы осуществляется в течение всей жизни человека. Но, на основании результатов различных исследований, начинать работу по формированию волевых процессов рекомендовано со старшего дошкольного возраста, так как именно в этом периоде необходимые процессы наиболее подвижны и изменчивы [65].
Также, старший дошкольный возраст является начальным этапом в подготовке детей к обучению грамоте. Обучение грамоте - это процесс формирования элементарных умений и навыков письменной речи на базе ранее усвоенной устной речи [59].
Главным фактором успешной подготовки детей к обучению грамоте является сформированность у них определенного уровня дошкольной готовности, которая включает в себя общую психологическую и специальную подготовку, а так же развитые умственные, физические и нравственные качества [73].
Как указывают многочисленные исследователи, учебная деятельность, в том числе процесс подготовки к обучению грамоте, требует от дошкольников сформированности произвольного внимания и запоминания, выдержки, терпения, настойчивости, целенаправленности, самоконтроля, дисциплинированности, умения выполнять монотонную деятельность, преодолевать трудности и самостоятельно приобретать знания [21].
составляющими психологической готовности, которая, как правило, оказывается несформированной у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией. А так, как компоненты волевой сферы влияют на успешность учебной и коррекционно-развивающей деятельности, можно предположить, что у данной категории детей будут возникать трудности в процессе подготовки к обучению грамоте, а в дальнейшем и при обучении в школе [26].
Следовательно, изучение особенностей формирования и развития волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией необходимо для создания наиболее эффективной обучающей и коррекционно-развивающей среды, особенно в период подготовки к обучению грамоте. Поэтому выбранную тему исследования можно считать актуальной.
Целью выпускной квалификационной работы является: теоретическое обоснование, разработка и апробация содержания коррекционной логопедической работы по формированию и развитию волевых процессов у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрии в ходе подготовки к обучению грамоте.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
1. Изучение специальной научно-методической литературы по теме исследования.
2. Выявление особенностей развития волевых процессов, моторных функций, устной речи у старших дошкольников с псевдобульбарной формой дизартрии.
3. Разработка и апробация содержания коррекционной логопедической работы по формированию волевых процессов у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией при подготовке к обучению грамоте, а также анализ динамики развития волевых процессов, моторных функций, устной речи у представленной категории лиц.
Объект исследования: уровень сформированности волевых процессов, моторных функций и устной речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
Предмет исследования: содержание логопедической работы по формированию волевых процессов у старших дошкольников с псевдобульбарной формой дизартрии в период подготовки к обучению грамоте.
Гипотеза: предполагаем, что процесс подготовки старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией к обучению грамоте будет более эффективным при параллельном формировании и развитии волевых процессов в структуре логопедической работы.
В процессе нашей работы использовались следующие методы:
1. Теоретический: анализ логопедической, психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирический: проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов, а также анкетирование родителей и педагогов с целью сбора данных о волевых качествах испытуемых, наблюдение.
3. Количественный и качественный анализ полученных данных.
4. Сравнительный: сравнение результатов констатирующего и контрольного экспериментов.
Исходной теоретической и методологической основой исследования являются положения, разработанные в отечественной логопедии, педагогики и психологии:
1) о единстве диагностики и коррекции развития (Л. С. Выготский, В. И. Лубовский, А. Р. Лурия);
2) о системности языка, тесной связи развития речи с другими сторонами психической деятельности (Л. А. Венгер, Е. Н. Винарская, Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, Р. Е. Левина и др.);
3) о понимании воли и ее значения для выбора целей и мотивов поведения (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, Е. П. Ильин, С. Л. Рубинштейн);
4) о взаимодействии психических процессов, соотношении деятельности и сознания (П. К. Анохин, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев).
Теоретическая значимость исследования: полученные данные о формировании волевых процессов в структуре логопедической работы по подготовке старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией к обучению грамоте уточняют и расширяют знания о представленной категории детей.
Практическая значимость исследования: описана специфика логопедической работы по формированию волевых процессов у старших дошкольников с псевдобульбарной формой дизартрии в ходе подготовки к обучению грамоте; содержание коррекционной работы может быть использовано логопедами дошкольных учреждений для осуществления коррекционно-развивающей деятельности с детьми рассматриваемой категории.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 47; г. Екатеринбург, ул. Олега Кошевого, 32а.
Выпускная квалификационная работа состоит из: введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы.
Проведённое нами исследование было направлено на формирование волевых процессов в структуре логопедической работы по подготовке старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией к обучению грамоте.
Анализ научно-методической литературы по теме исследования, показал, что неподготовленность старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией к овладению грамотой, проявляющаяся в импульсивных формах поведения, неумении осуществлять непрерывную деятельность, неадекватной реакции на трудности, неумении слушать и понимать педагога, связана с несформированностью волевых процессов и качеств. Это подтверждается исследованиями многочисленных авторов, таких как Л И. Божович, Л. А. Венгер, Н. И. Гуткина, Г. А. Волкова, Н. Н. Волоскова, Р. И. Мартынова, О. В. Правдина.
Помимо сформированности волевых процессов и качеств готовность детей к обучению грамоте определяется достаточным уровнем сформированности высших психических функций, моторной сферы и устной речи, недоразвитие которых также отмечается у рассматриваемой категории детей, что затрудняет развитие готовности к обучению грамоте и выраженно проявляется в период школьного обучения.
С целью изучения особенностей волевых процессов, моторных функций и устной речи у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией было организовано данное исследование, направленное на проведение комплексной диагностики рассматриваемой категории лиц, а также на разработку и реализацию содержания коррекционно-развивающей работы.
Для реализации данного исследования нами был проведен констатирующий эксперимент, в ходе которого были выявлены особенности речевых и неречевых процессов у рассматриваемой категории детей.
Анализируя полученные данные, можно отметить, что чем выше уровень сформированности волевых процессов, тем более будут сформированы устная речь и моторные функции. Качественный анализ результатов подтверждает то, что наличие эмоциональной неустойчивости, быстрой истощаемости, рассеянности, отсутствие навыков самоконтроля, упорства и целеустремленности у испытуемых сказывается на качестве выполнения заданий и в связи с этим перечисленные факторы не дают продемонстрировать воспитанникам наилучшие результаты.
Таким образом, результаты констатирующего эксперимента доказали необходимость проведения логопедической работы по формированию волевых процессов у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией при подготовке к обучению грамоте.
На основе анализа научно-методической литературы по теме исследования и результатов констатирующего этапа эксперимента нами были определены и реализованы, в ходе обучающего эксперимента, основные направления, этапы и содержание обучающего эксперимента.
Для этого испытуемые, участвующие в констатирующем этапе эксперимента, были поделены на 2 группы, контрольную и экспериментальную, в зависимости от уровня сформированности речевых и неречевых процессов, так чтобы участники каждой группы были примерно равны между собой.
Коррекционно-развивающая работа с участниками экспериментальной группы проводилась по следующим направлениям: формирование моторных функций (развитие мимической мускулатуры, общей, мелкой и артикуляционной моторики); коррекция устной речи (развитие просодической стороны речи, формирование правильного звукопроизношения, коррекция фонематических процессов, совершенствование лексико-грамматического строя и связной речи); формирование волевых процессов (развитие произвольного внимания и запоминания, совершенствование навыков планирования, принятия решений и исполнения, развитие умения выполнять монотонную деятельность, формирование самоконтроля, адекватной самооценки; развитие целеустремленности, инициативности, решительности, настойчивости, терпения, упорства и дисциплинированности).
Для оценки эффективности реализованной работы, был осуществлен контрольный эксперимент, с целью проведения сравнительного анализа выполнения диагностических проб для проверки эффективности выполненной работы по развитию волевых процессов у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
Учитывая результаты сравнительного анализа контрольных данных о сформированности моторных функций, устной речи и волевых процессов, следует отметить, что результаты и контрольной, и экспериментальной групп в большинстве случаев улучшились, но результаты участников экспериментальной группы имеют более выраженную динамику, по сравнению с контрольной.
Так можно увидеть, что на момент контрольного обследования ни один участник экспериментальной группы не находился на низком уровне относительно состояния моторных функций, устной речи и волевых процессов в отличие от участников контрольной группы.
Более высокие количественные показатели уровня сформированности волевых процессов участников экспериментальной группы свидетельствуют о том, что выбранное нами содержание работы по формированию волевых процессов у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией является эффективным. Таким образом, мы считаем, что цель нашего исследования достигнута, а задачи реализованы.
Анализ научно-методической литературы по теме исследования, показал, что неподготовленность старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией к овладению грамотой, проявляющаяся в импульсивных формах поведения, неумении осуществлять непрерывную деятельность, неадекватной реакции на трудности, неумении слушать и понимать педагога, связана с несформированностью волевых процессов и качеств. Это подтверждается исследованиями многочисленных авторов, таких как Л И. Божович, Л. А. Венгер, Н. И. Гуткина, Г. А. Волкова, Н. Н. Волоскова, Р. И. Мартынова, О. В. Правдина.
Помимо сформированности волевых процессов и качеств готовность детей к обучению грамоте определяется достаточным уровнем сформированности высших психических функций, моторной сферы и устной речи, недоразвитие которых также отмечается у рассматриваемой категории детей, что затрудняет развитие готовности к обучению грамоте и выраженно проявляется в период школьного обучения.
С целью изучения особенностей волевых процессов, моторных функций и устной речи у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией было организовано данное исследование, направленное на проведение комплексной диагностики рассматриваемой категории лиц, а также на разработку и реализацию содержания коррекционно-развивающей работы.
Для реализации данного исследования нами был проведен констатирующий эксперимент, в ходе которого были выявлены особенности речевых и неречевых процессов у рассматриваемой категории детей.
Анализируя полученные данные, можно отметить, что чем выше уровень сформированности волевых процессов, тем более будут сформированы устная речь и моторные функции. Качественный анализ результатов подтверждает то, что наличие эмоциональной неустойчивости, быстрой истощаемости, рассеянности, отсутствие навыков самоконтроля, упорства и целеустремленности у испытуемых сказывается на качестве выполнения заданий и в связи с этим перечисленные факторы не дают продемонстрировать воспитанникам наилучшие результаты.
Таким образом, результаты констатирующего эксперимента доказали необходимость проведения логопедической работы по формированию волевых процессов у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией при подготовке к обучению грамоте.
На основе анализа научно-методической литературы по теме исследования и результатов констатирующего этапа эксперимента нами были определены и реализованы, в ходе обучающего эксперимента, основные направления, этапы и содержание обучающего эксперимента.
Для этого испытуемые, участвующие в констатирующем этапе эксперимента, были поделены на 2 группы, контрольную и экспериментальную, в зависимости от уровня сформированности речевых и неречевых процессов, так чтобы участники каждой группы были примерно равны между собой.
Коррекционно-развивающая работа с участниками экспериментальной группы проводилась по следующим направлениям: формирование моторных функций (развитие мимической мускулатуры, общей, мелкой и артикуляционной моторики); коррекция устной речи (развитие просодической стороны речи, формирование правильного звукопроизношения, коррекция фонематических процессов, совершенствование лексико-грамматического строя и связной речи); формирование волевых процессов (развитие произвольного внимания и запоминания, совершенствование навыков планирования, принятия решений и исполнения, развитие умения выполнять монотонную деятельность, формирование самоконтроля, адекватной самооценки; развитие целеустремленности, инициативности, решительности, настойчивости, терпения, упорства и дисциплинированности).
Для оценки эффективности реализованной работы, был осуществлен контрольный эксперимент, с целью проведения сравнительного анализа выполнения диагностических проб для проверки эффективности выполненной работы по развитию волевых процессов у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
Учитывая результаты сравнительного анализа контрольных данных о сформированности моторных функций, устной речи и волевых процессов, следует отметить, что результаты и контрольной, и экспериментальной групп в большинстве случаев улучшились, но результаты участников экспериментальной группы имеют более выраженную динамику, по сравнению с контрольной.
Так можно увидеть, что на момент контрольного обследования ни один участник экспериментальной группы не находился на низком уровне относительно состояния моторных функций, устной речи и волевых процессов в отличие от участников контрольной группы.
Более высокие количественные показатели уровня сформированности волевых процессов участников экспериментальной группы свидетельствуют о том, что выбранное нами содержание работы по формированию волевых процессов у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией является эффективным. Таким образом, мы считаем, что цель нашего исследования достигнута, а задачи реализованы.
Подобные работы
- Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с псевдобульбарной дизартрией в подготовительной группе детского сада
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2021 - Коррекция артикуляторно-акустической дисграфии у младших
школьников с псевдобульбарной дизартрией
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Формирование звуко-слогового анализа у старших дошкольников с
дизартрией на занятиях по подготовке к обучению грамоте
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Логопедическая работа по коррекции звукопроизношения свистящих звуков у дошкольников с дизартрией
Магистерская диссертация, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - Коррекция артикуляторно-акустической дисграфии у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2022 - Формирование звуко-слогового анализа у старших дошкольников с дизартрией на занятиях по подготовке к обучению грамоте
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2022 - Взаимодействие логопеда и родителей при коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2022 - Преодоление аграмматической дисграфии у младших школьников
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе развития связной речи
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2020





