Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Подготовка детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к овладению чтением

Работа №93845

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы107
Год сдачи2020
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
255
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1. Определение понятия готовности к овладению чтением 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи 14
1.3. Теоретическое изучение готовности детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи к овладению чтением 20
1.4. Обзор методик по формированию готовности детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к овладению чтением 25
Выводы по первой главе 30
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ К ОВЛАДЕНИЮ ЧТЕНИЕМ 32
2.1. Организация, содержание и структура обследования готовности к
овладению чтением детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 32
2.2. Анализ результатов обследования 35
ГЛАВА 3. ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ К ОВЛАДЕНИЮ ЧТЕНИЕМ 61
3.1. Методики коррекционной работы по формированию готовности
детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к овладению чтением 61
3.2. Контрольный эксперимент и его анализ 74
Выводы по третьей главе 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 96

Поступление ребенка в школу - это один из важных этапов в его жизни, этот шаг меняет социальный статус в развитии малыша. ФГОС ДО и ФЗ «Об образовании в РФ» напрямую указывают на значимость обеспечения преемственности всех ступеней образования, а в частности - дошкольного и начального общего образования в России.
Одной из первых задач готовности детей к школе в дошкольном учреждении является специальная подготовка к усвоению предметов, которые они будут изучать в начальной школе. Ребенку будет легче учиться и воспринимать материал начальной школы, если он умеет мыслить, рассуждать, анализировать и обобщать все услышанное, у малыша развит широкий кругозор т.е. он интеллектуально готов. Не мало важно и развитие физической, эмоциональной, психологической подготовленность к началу обучения. Важной задачей после окончания детского сада мы считаем, чтобы дошкольники достигли высокого уровня речевого развития и были готовы к обучению чтению. Старший дошкольный возраст - это тот возрастной этап, когда детям необходима, серьезная подготовка к овладению чтением. И не редко это является актуальной проблемой при организации работы с детьми не только дошкольного, но и младшего школьного возраста.
На современном этапе образования ведущей тенденцией является интеграция детей с отклонениями в развитии в систему массовой школы. Поэтому ранняя комплексная коррекция, проводимая, в ДОУ открывает большие возможности включения значительной части дошкольников с речевыми нарушениями в общеобразовательный поток общеобразовательной школы и освоения общей программы образования начального школьного звена.
О проблемах возникающих на начальном этапе овладения грамотой, а так же и чтением еще в 50-е годы начал говорить Д.Б. Эльконин, о задачах формирования не только навыков чтения, но и речевого развития в целом писали такие авторы, как - К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой. Одна из первых Р.Е. Левина указывала на необходимость становления всех психических процессов и функций в ходе онтогенетического развития ребенка, которые участвуют в формировании устной и письменной речи. Лев Семенович Выготский говорил о психологической подготовке ребенка перед тем, как развивать у них навык овладения чтением, и прежде всего о необходимости формирования у него для этого побудительных мотивов. Группа ведущих ученых (Р. Е. Левина, Г.А. Каше, Г. В. Чиркина, А В. Ястребова и др.) доказали, о существовании прямой зависимости между уровнем речевого развития ребенка и его возможностями к овладению чтением. Доказано, что на эффективность овладения детей чтению можно рассчитывать в том случае, если у них сформировано познавательное отношение к речи, в частности, осознанное ориентирование в звуковой структуре языка и его богатом словарном составе.
Психологи и педагоги и придают большую значимость овладению детьми чтением, т.к. при овладении чтением все компоненты будут ведущими в любой сознательной деятельности людей.
Ученые отмечают, что для успешного овладения чтением необходима полноценная работоспособность всех анализаторных систем, это будет и отличное состояние зрительной и моторной функций, внимания, памяти, мышления, высокий уровень овладения речью в целом и мыслительными операциями в том числе.
В связи с тем, что увеличивается число детей с различными недостатками речевого развития, возникает проблема их подготовки к овладению чтением. Это является особо актуальной проблемой на
сегодняшний день. Поскольку нарушения компонентов речи (развитее словаря, лексико-грамматической и звуковой стороны) влекут за собой такое тяжелое нарушение чтения - как дислексия, снижают способность к успешному школьному обучению на начальном этапе образования, а также вызывают необходимость коррекционного развития предпосылок к овладению чтением в дошкольном возрасте.
Цель исследования - разработка системы коррекционно­педагогических условий, способствующих формированию комплексной готовности старших дошкольников с общим недоразвитием речи к овладению чтением.
Гипотеза - Подготовка старших дошкольников с ОНР к овладению чтением будет эффективной при условии использования специально подобранных методик и упражнений по овладению чтением, которые будут направлены на развитие мелкой и общей моторики, фонетического и фонематического восприятия, пространственных представлений, чувства ритма, связной речи.
Задачи:
1. Изучить теоретическую литературу по проблемам общего недоразвития речи детей, проанализировать компоненты готовности к овладению чтением.
2. Изучить особенности формирования готовности к овладению чтением детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
3. Организовать системную комплексную работу с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста по подготовке к овладению чтением и оценить ее эффективность.
Объект исследования - готовность к овладению чтением детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Предмет исследования - процесс коррекционно-педагогической работы по формированию готовности к овладению чтением у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по теме исследования, проектирование и моделирование системы подготовки к овладению чтением у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, практический анализ педагогической и медицинской документации, беседы с воспитателями, логопедами, психологом, родителями и детьми, наблюдение, педагогический эксперимент, использование методик речевого обследования старших дошкольников с ОНР.
В данной работе мы использовали принципы системности, деятельностного подхода, дифференцированного характера обучения, онтогенетического речевого развития, ведущего вида деятельности, наглядности.
Организация и этапы исследования.
Первый этап нашей работы продолжался (8 мес.) на данном этапе был проведен анализ: лингвистической, психолого-педагогической, клинической литературы по проблеме определённой нами в ВКР. После изученного материала, мы сформулировали концепцию данного исследования, поставили задачи работы, определили методы и гипотезу. Теоретически обосновав отобранные нами методики для экспериментального изучения детей старшего дошкольного возраста с ОНР с целью возможности овладения ими навыка чтения. После проведения констатирующего эксперимента, была проведена систематизация полученных результатов. Разработали план работы по готовности к овладению навыком чтения детей старшего дошкольного возраста с общего недоразвития речи .
Второй этап (9 мес.) мы провели на базе общеразвивающего детского сада, в котором мы сформировали экспериментальную группу из десяти детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня и дизартрией. С ними был проведен формирующий этап исследования, в виде проведения логопедической работы по формированию фонетической стороны речи и фронтальных занятий по формированию навыка овладения чтением.
Третий этап нашего эксперимента был проведен за 8 месяцев - это был контрольный этап. В него вошли: анализ результатов коррекционного воздействия, формулировка выводов, оформление документации и выпускной квалификационной работы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Одной из актуальных проблем логопедии является эффективная логопедическая работа по подготовке детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к овладению чтением. В дальнейшем на начальном этапе образования проделанная работа поможет детям быть успешными, и избежать такого тяжелого нарушения чтения как дислексия.
В ходе написания выпускной квалификационной работы по подготовке детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к овладению чтением решался ряд задач для достижения поставленной цели.
Для выполнения первой задачи: изучить теоретическую литературу по проблемам общего недоразвития речи детей, проанализировать компоненты готовности к овладению чтением. Мы переработали 59 источников литература по данной проблеме, авторами которых были: Алексеева А.Е., Репина З.А., Левина Р.Е., Лалаева Г.В., Волкова Л.С., Чиркина Г.В, Филичева Т.Б. и многие другие. В ходе изучения теоретического аспекта готовности к овладению чтением детей старшего возраста с ОНР мы выяснили, что:
• успешное овладение ребенком навыка чтения может осуществляться на основе определенного уровня готовности, которая предполагает не только общую психологическую и специальную подготовку, но и должно учитывать то, что у детей будут достаточно сформированы умственные, нравственные и физические способности.
Поэтому для формирования готовности к овладению чтением детям старшего дошкольного возраста с ОНР необходимо достигнуть достаточно высокого уровня общего развития и речевого, а так же быть
мотивированными на школьное обучение. Уметь регулировать своё поведение.
• У детей с общим недоразвитием речи страдают все компоненты устной речи, что вызывает затруднение в овладение навыком чтения. Кроме того, у дошкольников с ОНР обнаруживаются множество нарушений - это и пространственные представления, и чувство ритма, и координация мышц плечевого пояса, и мелкой моторики рук. Все нарушения сказываются на общем состоянии готовности к овладению чтением.
Формирование готовности к овладению чтением детей старшего дошкольного возраста с ОНР, заключается в систематической, логопедической работе.
Вторая задача, которую мы ставили в процессе написания выпускной квалификационной работы: изучить особенности формирования готовности к овладению чтением детей старшего дошкольного возраста с ОНР. С это целью была проведена опытно-экспериментальная работа по определению формирования готовности к овладению чтением детей старшего
дошкольного возраста с ОНР на базе общеразвивающего детского сада № 48 «Лучик» города Серова. В эксперименте приняло участие 10 детей с общим недоразвитием речи III уровня и псевдобульбарной дизартрией.
Исследование речевой готовности к овладению чтением детей старшего дошкольного возраста с ОНР проводилось на основе методики Н.М. Трубниковой. С помощью этой методики мы обследовали:
1. Состояния общей и мелкой моторики.
2. Артикуляционный аппарат и мимическую мускулатуру.
3. Фонетическую сторону речи (произношение звуков).
4 Фонематическое восприятие.
5. Словарный запас.
6. Грамматический строй речи.
7. Связную речь.
Также были обследованы психические процессы детей.
В процессе констатирующего эксперимента было выявлено, что только 50% детей с ОНР имели средний уровень готовности к овладению чтением, 50% детей имели низкий уровень готовности к овладению чтением. Это проявлялось в том, что дошкольники не достаточно пользовались развернутой фразовой речевой деятельностью, при этом у всех испытуемых были выявлены фонетико-фонематические и лексико-грамматические нарушения, скудность словарного запаса употребление количества лексических значений низкое. Дети не могли подобрать слова обозначающие качества, признаки, состояние предметов и действий. Наблюдались грубые экспрессивные аграмматизмы. После констатирующего эксперимента решали третью задачу: организовать системную комплексную работу с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста по подготовке к овладению чтением и оценить ее эффективность...


1. Алексеева, А. Е. Подготовка детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) к овладению письменной речью / А. Е. Алексеева. - URL.: http://www.dissercat.com/content/podgotovka-detei- starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-obshchim-nedorazvitiem-rechi-onr-k-ovladen (дата обращения: 15.05.2019).
2. Антипова, Ж. В. Формирование словаря у дошкольников с ОНР : дис. ... канд. пед. наук : 11.00.03 / Ж. В. Антипова ; Моск. психол.-социал. ун-т. - Москва, 1998. - 174 c.
3. Арбекова, Н. Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР / Н. Е. Арбекова. - Москва : ГНОМ и Д, 2017. - 80 с.
4. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей / Е. Ф. Архипова. - Москва : АСТ : Астрель, 2007. - 319 с.
5. Бабина, Г. В. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитие речи / Г. В. Бабина, А. Е. Шарипова. - Москва : Сфера, 2014. - 96 с.
6. Бардышева, Т. Ю. Конспекты логопедических занятий в детском саду для детей 5-6 лет с ОНР / Т. Ю. Бардышева, Е. Н. Моносова. - Москва : Скрипторий, 2017. - 280 с.
7. Бардышева, Т. Ю. Тетрадь логопедических занятий : подгот. к шк. группа / Т. Ю. Бардышева, Е. Н. Моносова. - Москва : Скрипторий, 2017. - 128 с.
8. Бенилова, С. Ю. Логопедия. Системные нарушения речи у детей (этиопатогенез, классификации, коррекция, профилактика) / С. Ю. Бенилова, Л. Р. Давидович ; Моск. психол.-социал. ун-т. - Москва : МПСУ, 2014. - 530 с.
9. Большой энциклопедический словарь / ред.-сост. А. М. Прохоров. - Москва : Большая Рос. энцикл., 2002. - 1456 с.
10. Варенцова, Н. С. Обучение дошкольников грамоте : пособие для педагогов : для занятий с детьми 3-7 лет / Н. С. Варенцова. - Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. - 112 с.
11. Воеводина, Е. С. Развитие операций фонематического анализа и синтеза при подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте / Е. С. Воеводина // Школьный логопед. - 2006. - № 6. - С. 20-26.
12. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи / Г. А. Волкова. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2006. - 144 с.
13. Гаркуша, Ю. Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи : метод. рекомендации для воспитателей / Ю. Ф. Гаркуша. - Москва : Коррекция, 2002. - 69 с.
14. Глинка, Г. А. Буду говорить, читать, писать правильно / Г. А. Глинка. - Санкт-Петербург : Питер, 1999. - 224 с.
15. Глухов, В. П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи / В. П. Глухов. - Москва : Секачев В. Ю., 2014. - 232 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ