Подготовка детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к овладению чтением
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1. Определение понятия готовности к овладению чтением 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи 14
1.3. Теоретическое изучение готовности детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи к овладению чтением 20
1.4. Обзор методик по формированию готовности детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к овладению чтением 25
Выводы по первой главе 30
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ К ОВЛАДЕНИЮ ЧТЕНИЕМ 32
2.1. Организация, содержание и структура обследования готовности к
овладению чтением детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 32
2.2. Анализ результатов обследования 35
ГЛАВА 3. ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ К ОВЛАДЕНИЮ ЧТЕНИЕМ 61
3.1. Методики коррекционной работы по формированию готовности
детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к овладению чтением 61
3.2. Контрольный эксперимент и его анализ 74
Выводы по третьей главе 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 96
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1. Определение понятия готовности к овладению чтением 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи 14
1.3. Теоретическое изучение готовности детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи к овладению чтением 20
1.4. Обзор методик по формированию готовности детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к овладению чтением 25
Выводы по первой главе 30
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ К ОВЛАДЕНИЮ ЧТЕНИЕМ 32
2.1. Организация, содержание и структура обследования готовности к
овладению чтением детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 32
2.2. Анализ результатов обследования 35
ГЛАВА 3. ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ К ОВЛАДЕНИЮ ЧТЕНИЕМ 61
3.1. Методики коррекционной работы по формированию готовности
детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к овладению чтением 61
3.2. Контрольный эксперимент и его анализ 74
Выводы по третьей главе 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 96
Поступление ребенка в школу - это один из важных этапов в его жизни, этот шаг меняет социальный статус в развитии малыша. ФГОС ДО и ФЗ «Об образовании в РФ» напрямую указывают на значимость обеспечения преемственности всех ступеней образования, а в частности - дошкольного и начального общего образования в России.
Одной из первых задач готовности детей к школе в дошкольном учреждении является специальная подготовка к усвоению предметов, которые они будут изучать в начальной школе. Ребенку будет легче учиться и воспринимать материал начальной школы, если он умеет мыслить, рассуждать, анализировать и обобщать все услышанное, у малыша развит широкий кругозор т.е. он интеллектуально готов. Не мало важно и развитие физической, эмоциональной, психологической подготовленность к началу обучения. Важной задачей после окончания детского сада мы считаем, чтобы дошкольники достигли высокого уровня речевого развития и были готовы к обучению чтению. Старший дошкольный возраст - это тот возрастной этап, когда детям необходима, серьезная подготовка к овладению чтением. И не редко это является актуальной проблемой при организации работы с детьми не только дошкольного, но и младшего школьного возраста.
На современном этапе образования ведущей тенденцией является интеграция детей с отклонениями в развитии в систему массовой школы. Поэтому ранняя комплексная коррекция, проводимая, в ДОУ открывает большие возможности включения значительной части дошкольников с речевыми нарушениями в общеобразовательный поток общеобразовательной школы и освоения общей программы образования начального школьного звена.
О проблемах возникающих на начальном этапе овладения грамотой, а так же и чтением еще в 50-е годы начал говорить Д.Б. Эльконин, о задачах формирования не только навыков чтения, но и речевого развития в целом писали такие авторы, как - К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой. Одна из первых Р.Е. Левина указывала на необходимость становления всех психических процессов и функций в ходе онтогенетического развития ребенка, которые участвуют в формировании устной и письменной речи. Лев Семенович Выготский говорил о психологической подготовке ребенка перед тем, как развивать у них навык овладения чтением, и прежде всего о необходимости формирования у него для этого побудительных мотивов. Группа ведущих ученых (Р. Е. Левина, Г.А. Каше, Г. В. Чиркина, А В. Ястребова и др.) доказали, о существовании прямой зависимости между уровнем речевого развития ребенка и его возможностями к овладению чтением. Доказано, что на эффективность овладения детей чтению можно рассчитывать в том случае, если у них сформировано познавательное отношение к речи, в частности, осознанное ориентирование в звуковой структуре языка и его богатом словарном составе.
Психологи и педагоги и придают большую значимость овладению детьми чтением, т.к. при овладении чтением все компоненты будут ведущими в любой сознательной деятельности людей.
Ученые отмечают, что для успешного овладения чтением необходима полноценная работоспособность всех анализаторных систем, это будет и отличное состояние зрительной и моторной функций, внимания, памяти, мышления, высокий уровень овладения речью в целом и мыслительными операциями в том числе.
В связи с тем, что увеличивается число детей с различными недостатками речевого развития, возникает проблема их подготовки к овладению чтением. Это является особо актуальной проблемой на
сегодняшний день. Поскольку нарушения компонентов речи (развитее словаря, лексико-грамматической и звуковой стороны) влекут за собой такое тяжелое нарушение чтения - как дислексия, снижают способность к успешному школьному обучению на начальном этапе образования, а также вызывают необходимость коррекционного развития предпосылок к овладению чтением в дошкольном возрасте.
Цель исследования - разработка системы коррекционнопедагогических условий, способствующих формированию комплексной готовности старших дошкольников с общим недоразвитием речи к овладению чтением.
Гипотеза - Подготовка старших дошкольников с ОНР к овладению чтением будет эффективной при условии использования специально подобранных методик и упражнений по овладению чтением, которые будут направлены на развитие мелкой и общей моторики, фонетического и фонематического восприятия, пространственных представлений, чувства ритма, связной речи.
Задачи:
1. Изучить теоретическую литературу по проблемам общего недоразвития речи детей, проанализировать компоненты готовности к овладению чтением.
2. Изучить особенности формирования готовности к овладению чтением детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
3. Организовать системную комплексную работу с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста по подготовке к овладению чтением и оценить ее эффективность.
Объект исследования - готовность к овладению чтением детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Предмет исследования - процесс коррекционно-педагогической работы по формированию готовности к овладению чтением у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по теме исследования, проектирование и моделирование системы подготовки к овладению чтением у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, практический анализ педагогической и медицинской документации, беседы с воспитателями, логопедами, психологом, родителями и детьми, наблюдение, педагогический эксперимент, использование методик речевого обследования старших дошкольников с ОНР.
В данной работе мы использовали принципы системности, деятельностного подхода, дифференцированного характера обучения, онтогенетического речевого развития, ведущего вида деятельности, наглядности.
Организация и этапы исследования.
Первый этап нашей работы продолжался (8 мес.) на данном этапе был проведен анализ: лингвистической, психолого-педагогической, клинической литературы по проблеме определённой нами в ВКР. После изученного материала, мы сформулировали концепцию данного исследования, поставили задачи работы, определили методы и гипотезу. Теоретически обосновав отобранные нами методики для экспериментального изучения детей старшего дошкольного возраста с ОНР с целью возможности овладения ими навыка чтения. После проведения констатирующего эксперимента, была проведена систематизация полученных результатов. Разработали план работы по готовности к овладению навыком чтения детей старшего дошкольного возраста с общего недоразвития речи .
Второй этап (9 мес.) мы провели на базе общеразвивающего детского сада, в котором мы сформировали экспериментальную группу из десяти детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня и дизартрией. С ними был проведен формирующий этап исследования, в виде проведения логопедической работы по формированию фонетической стороны речи и фронтальных занятий по формированию навыка овладения чтением.
Третий этап нашего эксперимента был проведен за 8 месяцев - это был контрольный этап. В него вошли: анализ результатов коррекционного воздействия, формулировка выводов, оформление документации и выпускной квалификационной работы.
Одной из первых задач готовности детей к школе в дошкольном учреждении является специальная подготовка к усвоению предметов, которые они будут изучать в начальной школе. Ребенку будет легче учиться и воспринимать материал начальной школы, если он умеет мыслить, рассуждать, анализировать и обобщать все услышанное, у малыша развит широкий кругозор т.е. он интеллектуально готов. Не мало важно и развитие физической, эмоциональной, психологической подготовленность к началу обучения. Важной задачей после окончания детского сада мы считаем, чтобы дошкольники достигли высокого уровня речевого развития и были готовы к обучению чтению. Старший дошкольный возраст - это тот возрастной этап, когда детям необходима, серьезная подготовка к овладению чтением. И не редко это является актуальной проблемой при организации работы с детьми не только дошкольного, но и младшего школьного возраста.
На современном этапе образования ведущей тенденцией является интеграция детей с отклонениями в развитии в систему массовой школы. Поэтому ранняя комплексная коррекция, проводимая, в ДОУ открывает большие возможности включения значительной части дошкольников с речевыми нарушениями в общеобразовательный поток общеобразовательной школы и освоения общей программы образования начального школьного звена.
О проблемах возникающих на начальном этапе овладения грамотой, а так же и чтением еще в 50-е годы начал говорить Д.Б. Эльконин, о задачах формирования не только навыков чтения, но и речевого развития в целом писали такие авторы, как - К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой. Одна из первых Р.Е. Левина указывала на необходимость становления всех психических процессов и функций в ходе онтогенетического развития ребенка, которые участвуют в формировании устной и письменной речи. Лев Семенович Выготский говорил о психологической подготовке ребенка перед тем, как развивать у них навык овладения чтением, и прежде всего о необходимости формирования у него для этого побудительных мотивов. Группа ведущих ученых (Р. Е. Левина, Г.А. Каше, Г. В. Чиркина, А В. Ястребова и др.) доказали, о существовании прямой зависимости между уровнем речевого развития ребенка и его возможностями к овладению чтением. Доказано, что на эффективность овладения детей чтению можно рассчитывать в том случае, если у них сформировано познавательное отношение к речи, в частности, осознанное ориентирование в звуковой структуре языка и его богатом словарном составе.
Психологи и педагоги и придают большую значимость овладению детьми чтением, т.к. при овладении чтением все компоненты будут ведущими в любой сознательной деятельности людей.
Ученые отмечают, что для успешного овладения чтением необходима полноценная работоспособность всех анализаторных систем, это будет и отличное состояние зрительной и моторной функций, внимания, памяти, мышления, высокий уровень овладения речью в целом и мыслительными операциями в том числе.
В связи с тем, что увеличивается число детей с различными недостатками речевого развития, возникает проблема их подготовки к овладению чтением. Это является особо актуальной проблемой на
сегодняшний день. Поскольку нарушения компонентов речи (развитее словаря, лексико-грамматической и звуковой стороны) влекут за собой такое тяжелое нарушение чтения - как дислексия, снижают способность к успешному школьному обучению на начальном этапе образования, а также вызывают необходимость коррекционного развития предпосылок к овладению чтением в дошкольном возрасте.
Цель исследования - разработка системы коррекционнопедагогических условий, способствующих формированию комплексной готовности старших дошкольников с общим недоразвитием речи к овладению чтением.
Гипотеза - Подготовка старших дошкольников с ОНР к овладению чтением будет эффективной при условии использования специально подобранных методик и упражнений по овладению чтением, которые будут направлены на развитие мелкой и общей моторики, фонетического и фонематического восприятия, пространственных представлений, чувства ритма, связной речи.
Задачи:
1. Изучить теоретическую литературу по проблемам общего недоразвития речи детей, проанализировать компоненты готовности к овладению чтением.
2. Изучить особенности формирования готовности к овладению чтением детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
3. Организовать системную комплексную работу с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста по подготовке к овладению чтением и оценить ее эффективность.
Объект исследования - готовность к овладению чтением детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Предмет исследования - процесс коррекционно-педагогической работы по формированию готовности к овладению чтением у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по теме исследования, проектирование и моделирование системы подготовки к овладению чтением у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, практический анализ педагогической и медицинской документации, беседы с воспитателями, логопедами, психологом, родителями и детьми, наблюдение, педагогический эксперимент, использование методик речевого обследования старших дошкольников с ОНР.
В данной работе мы использовали принципы системности, деятельностного подхода, дифференцированного характера обучения, онтогенетического речевого развития, ведущего вида деятельности, наглядности.
Организация и этапы исследования.
Первый этап нашей работы продолжался (8 мес.) на данном этапе был проведен анализ: лингвистической, психолого-педагогической, клинической литературы по проблеме определённой нами в ВКР. После изученного материала, мы сформулировали концепцию данного исследования, поставили задачи работы, определили методы и гипотезу. Теоретически обосновав отобранные нами методики для экспериментального изучения детей старшего дошкольного возраста с ОНР с целью возможности овладения ими навыка чтения. После проведения констатирующего эксперимента, была проведена систематизация полученных результатов. Разработали план работы по готовности к овладению навыком чтения детей старшего дошкольного возраста с общего недоразвития речи .
Второй этап (9 мес.) мы провели на базе общеразвивающего детского сада, в котором мы сформировали экспериментальную группу из десяти детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня и дизартрией. С ними был проведен формирующий этап исследования, в виде проведения логопедической работы по формированию фонетической стороны речи и фронтальных занятий по формированию навыка овладения чтением.
Третий этап нашего эксперимента был проведен за 8 месяцев - это был контрольный этап. В него вошли: анализ результатов коррекционного воздействия, формулировка выводов, оформление документации и выпускной квалификационной работы.
Одной из актуальных проблем логопедии является эффективная логопедическая работа по подготовке детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к овладению чтением. В дальнейшем на начальном этапе образования проделанная работа поможет детям быть успешными, и избежать такого тяжелого нарушения чтения как дислексия.
В ходе написания выпускной квалификационной работы по подготовке детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к овладению чтением решался ряд задач для достижения поставленной цели.
Для выполнения первой задачи: изучить теоретическую литературу по проблемам общего недоразвития речи детей, проанализировать компоненты готовности к овладению чтением. Мы переработали 59 источников литература по данной проблеме, авторами которых были: Алексеева А.Е., Репина З.А., Левина Р.Е., Лалаева Г.В., Волкова Л.С., Чиркина Г.В, Филичева Т.Б. и многие другие. В ходе изучения теоретического аспекта готовности к овладению чтением детей старшего возраста с ОНР мы выяснили, что:
• успешное овладение ребенком навыка чтения может осуществляться на основе определенного уровня готовности, которая предполагает не только общую психологическую и специальную подготовку, но и должно учитывать то, что у детей будут достаточно сформированы умственные, нравственные и физические способности.
Поэтому для формирования готовности к овладению чтением детям старшего дошкольного возраста с ОНР необходимо достигнуть достаточно высокого уровня общего развития и речевого, а так же быть
мотивированными на школьное обучение. Уметь регулировать своё поведение.
• У детей с общим недоразвитием речи страдают все компоненты устной речи, что вызывает затруднение в овладение навыком чтения. Кроме того, у дошкольников с ОНР обнаруживаются множество нарушений - это и пространственные представления, и чувство ритма, и координация мышц плечевого пояса, и мелкой моторики рук. Все нарушения сказываются на общем состоянии готовности к овладению чтением.
Формирование готовности к овладению чтением детей старшего дошкольного возраста с ОНР, заключается в систематической, логопедической работе.
Вторая задача, которую мы ставили в процессе написания выпускной квалификационной работы: изучить особенности формирования готовности к овладению чтением детей старшего дошкольного возраста с ОНР. С это целью была проведена опытно-экспериментальная работа по определению формирования готовности к овладению чтением детей старшего
дошкольного возраста с ОНР на базе общеразвивающего детского сада № 48 «Лучик» города Серова. В эксперименте приняло участие 10 детей с общим недоразвитием речи III уровня и псевдобульбарной дизартрией.
Исследование речевой готовности к овладению чтением детей старшего дошкольного возраста с ОНР проводилось на основе методики Н.М. Трубниковой. С помощью этой методики мы обследовали:
1. Состояния общей и мелкой моторики.
2. Артикуляционный аппарат и мимическую мускулатуру.
3. Фонетическую сторону речи (произношение звуков).
4 Фонематическое восприятие.
5. Словарный запас.
6. Грамматический строй речи.
7. Связную речь.
Также были обследованы психические процессы детей.
В процессе констатирующего эксперимента было выявлено, что только 50% детей с ОНР имели средний уровень готовности к овладению чтением, 50% детей имели низкий уровень готовности к овладению чтением. Это проявлялось в том, что дошкольники не достаточно пользовались развернутой фразовой речевой деятельностью, при этом у всех испытуемых были выявлены фонетико-фонематические и лексико-грамматические нарушения, скудность словарного запаса употребление количества лексических значений низкое. Дети не могли подобрать слова обозначающие качества, признаки, состояние предметов и действий. Наблюдались грубые экспрессивные аграмматизмы. После констатирующего эксперимента решали третью задачу: организовать системную комплексную работу с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста по подготовке к овладению чтением и оценить ее эффективность...
В ходе написания выпускной квалификационной работы по подготовке детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к овладению чтением решался ряд задач для достижения поставленной цели.
Для выполнения первой задачи: изучить теоретическую литературу по проблемам общего недоразвития речи детей, проанализировать компоненты готовности к овладению чтением. Мы переработали 59 источников литература по данной проблеме, авторами которых были: Алексеева А.Е., Репина З.А., Левина Р.Е., Лалаева Г.В., Волкова Л.С., Чиркина Г.В, Филичева Т.Б. и многие другие. В ходе изучения теоретического аспекта готовности к овладению чтением детей старшего возраста с ОНР мы выяснили, что:
• успешное овладение ребенком навыка чтения может осуществляться на основе определенного уровня готовности, которая предполагает не только общую психологическую и специальную подготовку, но и должно учитывать то, что у детей будут достаточно сформированы умственные, нравственные и физические способности.
Поэтому для формирования готовности к овладению чтением детям старшего дошкольного возраста с ОНР необходимо достигнуть достаточно высокого уровня общего развития и речевого, а так же быть
мотивированными на школьное обучение. Уметь регулировать своё поведение.
• У детей с общим недоразвитием речи страдают все компоненты устной речи, что вызывает затруднение в овладение навыком чтения. Кроме того, у дошкольников с ОНР обнаруживаются множество нарушений - это и пространственные представления, и чувство ритма, и координация мышц плечевого пояса, и мелкой моторики рук. Все нарушения сказываются на общем состоянии готовности к овладению чтением.
Формирование готовности к овладению чтением детей старшего дошкольного возраста с ОНР, заключается в систематической, логопедической работе.
Вторая задача, которую мы ставили в процессе написания выпускной квалификационной работы: изучить особенности формирования готовности к овладению чтением детей старшего дошкольного возраста с ОНР. С это целью была проведена опытно-экспериментальная работа по определению формирования готовности к овладению чтением детей старшего
дошкольного возраста с ОНР на базе общеразвивающего детского сада № 48 «Лучик» города Серова. В эксперименте приняло участие 10 детей с общим недоразвитием речи III уровня и псевдобульбарной дизартрией.
Исследование речевой готовности к овладению чтением детей старшего дошкольного возраста с ОНР проводилось на основе методики Н.М. Трубниковой. С помощью этой методики мы обследовали:
1. Состояния общей и мелкой моторики.
2. Артикуляционный аппарат и мимическую мускулатуру.
3. Фонетическую сторону речи (произношение звуков).
4 Фонематическое восприятие.
5. Словарный запас.
6. Грамматический строй речи.
7. Связную речь.
Также были обследованы психические процессы детей.
В процессе констатирующего эксперимента было выявлено, что только 50% детей с ОНР имели средний уровень готовности к овладению чтением, 50% детей имели низкий уровень готовности к овладению чтением. Это проявлялось в том, что дошкольники не достаточно пользовались развернутой фразовой речевой деятельностью, при этом у всех испытуемых были выявлены фонетико-фонематические и лексико-грамматические нарушения, скудность словарного запаса употребление количества лексических значений низкое. Дети не могли подобрать слова обозначающие качества, признаки, состояние предметов и действий. Наблюдались грубые экспрессивные аграмматизмы. После констатирующего эксперимента решали третью задачу: организовать системную комплексную работу с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста по подготовке к овладению чтением и оценить ее эффективность...
Подобные работы
- Развитие монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Ш уровня средствами интерактивных игр
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2021 - Логопедическая работа по развитию связной устной речи у детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
на материале пересказа
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - Логопедическая работа по развитию связной устной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на материале пересказа
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Украинский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2022 - Предупреждение нарушений навыка чтения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2021 - Формирование готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим
недоразвитием речи Шуровая
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2024 - Развитие эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 111 уровня посредством сюжетно-ролевой юры
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2020 - Логопедическая работа по формированию глагольной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2019 - Подготовка детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к
овладению грамотой
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - Формирование графо-моторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021





